Второй матн по изучению Таухида

«Четыре правила»

Третье правило

Третье правило (Заключается в том), что пророк, мир ему и благословение Аллаха, пришел к людям, которые отличались друг от друга в своем поклонении. Были те, которые поклонялись ангелам, были те, которые поклонялись пророкам и праведникам, были те, которые поклонялись деревьям и камням, были те, которые поклонялись солнцу и луне, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сражался с ними со всеми и не проводил между ними разницы. Довод этому слова Всевышнего:
«И сражайтесь с ними пока не исчезнет искушение (ширк), и религия не будет полностью посвящена одному Аллаху» Сура «Добыча», аят 39.
Доказательство на то, что они (многобожники) поклонялись солнцу и луне, слова Всевышнего:
«Из Его знамений ночь и день, солнце и луна. Не поклоняйтесь ни солнцу, ни луне, а поклоняйтесь Аллаху, который создал их, если вы Ему поклоняетесь» Сура «Разъяснены», аят 37.
Доказательство на то, что они поклонялись ангелам, слова Всевышнего:
«И не приказывает вам, чтобы вы брали ангелов и пророков себе господами (божествами)» Сура «Семейство ‘Имран», аят 80.
Доказательство на то, что они поклонялись пророкам, слова Всевышнего:
«И вот сказал Аллах: „О ‘Иса, сын Марьям! Говорил ли ты людям: „Возьмите меня и мою мать двумя божествами помимо Аллаха““? Он сказал: „Пресвят Ты! Не подобает мне говорить то, на что нет у меня права. Если бы я сказал такое, то Ты бы знал об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в душе. Воистину, Ты — Знающий сокровенное“» Сура «Трапеза», аят 116.
Доказательство на то, что они поклонялись праведникам, слова Всевышнего:
«Те (праведники), к кому они взывают, сами ищут приближения к Своему Господу, кто из них окажется ближе к Нему, и надеются на милость Его и боятся Его наказания» Сура «Перенес ночью», аят 57.
Доказательство на то, что они поклонялись деревьям и камням, слова Всевышнего:
«Видели ли вы аль-Лята и аль-’Уззу, и Маната третью иную» Сура «Звезда», аят 19-20.
Также хадис от Абу Уакид аль-Лейсий, да будет доволен им Аллах, который рассказывал: «Мы отправились вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Хунэйн. И мы тогда еще недавно расстались с неверием. А у многобожников был лотос, вокруг которого они собирались и вешали на него своё оружие, и называли его «Зату Ануат». И когда мы проходили мимо этого лотоса, то сказали: «О посланник Аллаха, сделай нам такой же Зату Ануат, как у них Зату Ануат»». Хадис достоверный. Приводят его имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани в «аз-Зыляль-Джанна», под № 76. И в конце этого хадиса, после слов этих сподвижников, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллаху Акбар, клянусь Тем, в чьих руках душа моя, вы сказали то, что сказали народ Исраиля Мусе: „Сделай нам такое же божество, как у них божество!“. И он ответил им: „Поистине вы народ невежественный!“. И вы непременно последуете путем тех, кто был до вас».

Итак, третье правило гласит о том, что Пророк ﷺ пришел к многобожникам, которые поклонялись разным объектам: были те, кто поклонялся ангелам, были те, кто поклонялся солнцу и луне, были те, кто поклонялся идолам, деревьям, камням, были те, кто поклонялся праведникам и угодникам и т.д.

Посмотрите на омерзительность многобожия: многобожники не могут объединиться на чем-то одном, в отличие от единобожников — единобожники поклоняются Одному Единому Создателю. Поэтому сказано в суре «Йусуф»:

﴿ أَأَرْبَابٌ مُتَفَرِّقُونَ خَيْرٌ أَمِ اللَّهُ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ ﴾

«Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный?» Сура «Йусуф», аят 39.

Это одно из страшных последствий многобожия — многобожники разрозненны в своем поклонении, их не объединяет какой-то один критерий, какое-то одно правило. Почему так? Потому что они не следуют за истиной, они следуют за страстью /хауа/ и за призывами тех, кто вводит в заблуждение. Аллах, Свят Он и Велик, говорит о многобожниках:

﴿ ضَرَبَ اللَّهُ مَثَلًا رَجُلًا فِيهِ شُرَكَاءُ مُتَشَاكِسُونَ وَرَجُلًا سَلَمًا لِرَجُلٍ هَلْ يَسْتَوِيَانِ مَثَلًا ۚ الْحَمْدُ لِلَّهِ ۚ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ ﴾

«Аллах приводит в качестве притчи мужа, принадлежащего нескольким несговорчивым партнерам, и мужа, принадлежащего только одному человеку. Равны ли они в притче? Хвала надлежит Аллаху, но большинство их не знает этого» Сура «аз-Зумар», аят 29.

Посмотрите, какой замечательный пример и притча. Аллах говорит, что человек, который поклоняется только Одному Аллаху подобен рабу-невольнику, у которого есть один хозяин, которого он знает: его желания, привычки, чего он от него хочет. Поэтому этот невольник спокоен, благополучен, его не терзают и не раздирают на части. И наоборот, многобожника Аллах сравнивает с человеком, у которого несколько хозяев, то есть он не принадлежит одному хозяину, а является общим имуществом нескольких владельцев. И причем эти несколько владельцев друг с другом не в ладах. При этом у каждого из этих людей есть свои привычки, свои пристрастия, свои желания и вот они дергают его: один в одну сторону, другой в другую, первый требует одного, второй требует другого, третий требует третьего. Его положение ужасно, он не знает кого ублажить, кого из них оставить довольным, кому из них угодить и как угодить. Вот такой прекрасный пример мушрика и мууахида.

Так вот мушрики расчленены в своих объектах поклонения. Когда пришел Пророк ﷺ среди них были те, кто поклонялся ангелам, праведникам, идолам, звездам и т.д. Провел ли Пророк ﷺ между ними разницу? Нет. Пророк ﷺ сражался с ними со всеми.

Почему это правило важно? Это опровержение тем людям, которые говорят, что те, кто поклоняется идолам не равны тем, кто поклоняется праведникам или ангелам. Когда говоришь им: «Не поклоняйтесь угодникам, не поклоняйтесь пророкам, потому что это ширк /многобожие/, это то с чем сражался Пророк ﷺ!» Они говорят: «Нет. Многобожники, с которыми сражался Пророк ﷺ поклонялись деревьям и идолам. Мы же поклоняемся праведникам». Так вот, в этом правиле опровержение — Пророк ﷺ боролся со всеми проявлениями многобожия: и теми, кто поклонялся угодникам и с теми, кто поклонялся истуканам.

Это сомнение одно из самых сложных, которое есть у этих людей, за которое они цепляются. Они поклоняются могилам, умершим, праведникам и говорят: «Те многобожники поклонялись идолам, а мы поклоняемся праведникам. У нас это не ширк /многобожие/». Мы скажем: «Пророк ﷺ не проводил разницы — он их всех считал мушриками /многобожниками/, придающими Аллаху сотоварищей. Он сражался с теми, кто поклонялся Масиху (пророку из пророков Аллаха, из улуль-’Азм /обладателей твердой решимости/ и с теми, кто поклонялся ’Узейру».

Поэтому нет разницы поклоняется ли человек праведным людям или поклоняется идолу, или деревьям или камням — все это ширк, потому что это поклонение кому-то, кроме Аллаха. Кем бы ни был и чем бы ни был объект поклонения. Аллах говорит:

﴿ وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا ﴾

«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему НИЧЕГО в сотоварищи» Сура «ан-Ниса», аят 36.

«Ничего» /шай-ан/ — это слово, которое стоит без определенного артикля накира в контексте запрета /нахий/, а раз так, то по правилам усуль аль-фикх оно несет обобщающий смысл: значит любой объект поклонения — будь-то ангелы, праведники, деревья, камни и т.д. — все это будет являтся ширком.

Автор дальше приводит доказательства на то, что Пророк ﷺ не проводил разницы между многобожниками:

﴿ وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّىٰ لَا تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ كُلُّهُ لِلَّهِ ﴾

«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху» Сура «аль-Анфаль», аят 39.

Любое многобожие, без исключений. Слово «фитна» /искушение/ стоит в неопределенном состоянии в контексте отрицания, то есть любой ширк: будь-то придание Аллаху сотоварищей в виде камней, в виде деревьев, поклонение праведникам, поклонение мертвым, поклонение солнцу, луне и т.д.

«И пока религия не будет полностью посвящена одному Аллаху», то есть посвящаться поклонение будет только Одному Аллаху, Свят Он и Велик.

Далее автор приводит первый довод — запрет на поклонение солнцу и луне:

﴿ لَا تَسْجُدُوا لِلشَّمْسِ وَلَا لِلْقَمَرِ وَاسْجُدُوا لِلَّهِ الَّذِي خَلَقَهُنَّ ﴾

«Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их» Сура «Фуссылят», аят 37.

Пророк ﷺ не случайно запретил совершение дополнительных намазов во время восхода солнца и во время заката, тем самым преграждая пути к многобожию. Потому что были среди многобожников те, кто поклонялся солнцу именно в момент заката. Чтобы не было уподобления им, чтобы преградить путь к этому виду многобожия Пророк ﷺ запретил совершение намаза в этом время. Посмотрите на защиту неприкосновенности таухида в этой религии.

Дальше автор приводит доказательство на то, что некоторые поклонялись ангелам:

﴿ وَلَا يَأْمُرَكُمْ أَنْ تَتَّخِذُوا الْمَلَائِكَةَ وَالنَّبِيِّينَ أَرْبَابًا ﴾

«Ему также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами» Сура «Али ‘Имран», аят 80.

Сегодня те, кто поклоняется могилам говорят, что те, кто взывает к ангелам или взывают к пророкам не являются многобожниками. А этот аят говорит: «чтобы вы не брали себе ангелов и пророков богами, господами», то есть Аллах здесь называет это многобожием.

Дальше автор приводит доказательство на то, что некоторые поклонялись пророкам — это аят про ’Ису, мир ему, что Аллах скажет ему в Судный День: «Ты говорил, о ’Иса, чтобы люди брали тебя и мать твою двумя богами, то есть объектами поклонения, помимо Аллаха?» И ’Иса отречется от этого в Судный День.

Вот здесь есть опровержение тем, кто поклоняется могилам и праведникам, тем, кто говорит, что ширк это только поклонение идолам, поклонение камням и деревьям. Которые говорят, что нельзя сравнить поклонение идолам и поклонение какому-то праведнику. Это большая ошибка и данный аят опровергает это. Почему?

  1. Во-первых, Аллах порицает в Коране все виды многобожия и не проводит исключения.
  2. Во-вторых, Пророк ﷺ не проводил разницы между теми, кто поклонялся идолам и теми, которые поклоняются людям.

Дальше автор приводит доказательство на то, что кто-то из многобожников поклонялся праведникам, как это сегодня делают многие, называющие себя мусульманами:

﴿ أُولَٰئِكَ الَّذِينَ يَدْعُونَ يَبْتَغُونَ إِلَىٰ رَبِّهِمُ الْوَسِيلَةَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ وَيَرْجُونَ رَحْمَتَهُ وَيَخَافُونَ عَذَابَهُ ﴾

«Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него» Сура «аль-Исра», аят 57.

Причина ниспослания данного аята, есть две версии:

  1. Речь идет здесь о Масихе, то есть ’Исе, мир ему, и его матери и ’Узейре. Аллах говорит, что Масих, его мать Марьям и ’Узейр — все они рабы Аллаха, все они нуждаются в Аллахе, все они приближались к Нему, надеясь на Его милость и боясь Его наказания. Ищут приближения посредством покорности Аллаху, посредством поклонения Ему. Они сами нуждались в Аллахе. Поэтому как можно поклонятся им наряду с Аллахом?
  2. Аят был ниспослан по поводу людей из числа мушриков, которые поклонялись джиннам. Но эти джинны сами приняли Ислам, стали единобожниками и стали искать пути приближения к Аллаху через покорность, через выполнение приказов Аллаха и оставление его запретов. Они надеялись на милость Аллаха и боялись Его наказания. То есть они сами нуждались в Аллахе. Как же тогда они могли быть объектами поклонения, как же можно им поклоняться?

Как бы то ни было, по какому поводу бы ни был ниспослан аят — все равно аят указывает на то, что нельзя поклоняться праведникам: пророкам, правдивейшим, аулия /угодники Аллаха/. Все эти праведники сами рабы Аллаха, которые нуждаются в Нем, целиком и полностью зависят от Него, поэтому нельзя поклоняться им наряду с Аллахом.

Посмотрите, в аяте сказано: «сами ищут приближения /уасиля/ к Своему Господу». «Уасиля» значит «курб» — приближение к Аллаху, то есть то, что позволяет достичь цели. Они ищут средства для достижения цели, а цель — довольство Аллаха и Его Рай. А что же это за средства, позволяющие достичь цели? Это покорность Аллаху, это уасиля — деяния угодные Аллаху, которые приближают к Нему.

Но заблудшие люди неправильно толкуют слово «аль-уасиля» в этом аяте. Они говорят: «Этот аят указывает на то, что нужно делать между тобой и Аллахом уасиля, то есть посредников в виде умерших праведников, которые приблизят тебя к Аллаху». То есть уасиля у них значит взять себе какого-то посредника, который будет представлять тебя перед Аллахом, который будет решать твои проблемы перед Ним, как-будто бы Аллах не знает твои нужды. Разве Аллах нуждается в том, чтобы был какой-то посредник, которые сообщит Ему твои нужды?! Аллах видит, слышит и знает все! Не нужен Ему посредник. Или что Аллах жадный, жестокий и нуждается в том, чтобы был посредник между Ним и тобой, который постоянно ходатайствовал бы за тебя и все время просил за тебя?! Или что Аллах не принимает твое ду’а, не способен принять твою просьбу, смиловиститься и сжалиться над тобой?!

И они еще вводят людей в заблуждение и говорят: «Вот аят есть в Коране «Те (праведники), к кому они взывают, сами ищут приближения к Своему Господу» — вот видите Аллах хвалит тех, кто ищет посредников, а в другом аяте Аллах тоже говорит: «О вы, которые уверовали, бойтесь Аллаха и ищите к Нему уасиля /средство приближения/». То есть Аллах приказывает нам взять посредников между Ним и нами». Вот так они искажают слова Корана.

Уасиля, то есть приближение к Аллаху, которое установлено в Коране и Сунне — это покорность Аллаху /та’ату Ллах/, выполнение деяний угодных Аллаху, соблюдений приказов Аллаха и запретов Его. Это приближение к Нему посредством праведных деяний, посредством Имен и Атрибутов Аллаха — вот это «аль-уасиля аль-машру’а», то есть дозволенное, установление в шариате средство приближения к Аллаху. А приближаться к Аллаху через каких-то посредников запрещено — это ширк. Аллах говорит про мушриков:

﴿ وَيَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَضُرُّهُمْ وَلَا يَنْفَعُهُمْ وَيَقُولُونَ هَٰؤُلَاءِ شُفَعَاؤُنَا عِنْدَ اللَّهِ ﴾

«Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: “Они — наши заступники перед Аллахом”» Сура «Йунус», аят 18.

Аллах порицает это и называет это ширком и говорит про мушриков, что они говорили:

﴿ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَىٰ ﴾

«Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» Сура «аз-Зумар», аят 3.

Это был ширк первых поколений. И сегодня у него такой же принцип. Они называют этот ширк приближением /уасиля/ к Аллаху, Свят Он и велик. Но Аллах не делает ширк /многобожие/ средством приближения к Нему. Наоборот, ширк отдаляет от Аллаха, потому что сказано:

﴿ إِنَّهُ مَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ ﴾

«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай» Сура «аль-Маида», аят 72.

Дальше автор приводит доказательство на поклонение камням и деревьям:

﴿ أَفَرَأَيْتُمُ اللَّاتَ وَالْعُزَّىٰ * وَمَنَاةَ الثَّالِثَةَ الْأُخْرَىٰ ﴾

«Видели ли вы аль-Лята и аль-’Уззу, и Маната третью иную» Сура «ан-Наджм», аят 19-20.

«аль-Лят» — это название идола, который был в г. Таифе. Это была скала, которая была высечена с особой формой. На этой скале было сооружение, которое было покрыто тканями, наподобие кисвы, которая на Каабе. То есть это здание было так построено, чтобы быть похожим на Каабу. Вокруг этого здания был двор и площадь, и там были свои жрецы. Многобожники поклонялись этому идолу помимо Аллаха и, поскольку он был в Таифе, он принадлежал племени сакиф и союзным племенам.

Есть другое чтение данного аята «аль-Лятт» с удвоением «т» на конце. Муфассиры говорят, что речь идет о праведном человеке, который для паломников готовил еду. Когда он умер, то они построили на его могиле это самое здание и стали поклоняться ему наряду с Аллахом, Свят Он и Велик.

«аль-’Узза» — это группа деревьев, которые росли между Меккой и Таифом. Вокруг этих деревьев были сооружения, и тоже были занавески и шторы, свои жрецы. И там были шайтаны — джинны, которые разговаривали с людьми, а невежды думали, что это идол аль-’Узза разговаривает с ними. Этот идол принадлежал курайшитам и жителям Мекки.

«Манат» — это такая большая скала, большой камень, который распологался между Меккой и Мединой и принадлежал племенам аус, хазрадж и хузаа. Это был для них микат — когда они отправлялись в хадж, то они возле этого идола входили в ихрам. Поклонялись Манат наряду с Аллахом, Свят Он и Велик.

Эти три идола были самыми крупными у арабов. И Аллах говорит «Видели ли вы их?» От чего избавили вас эти идолы, чем помогли они вам? Оказали ли они вам поддержку? Наделяют ли они вас пропитанием, создают ли они вас, оживляют и умерщвляют? Что вы нашли в них? Этот вопрос — вопрос порицания, обращение к разуму людей: может вы придете наконец в себя? Перестаньте поклоняться этим скалам, камням и деревьям, которые не приносят ни вреда ни пользы, которые сами сотворены.

Когда Аллах дал победу Исламу, когда Пророк ﷺ открыл Мекку — тогда он отправил своих сподвижников для разрушения этих идолов. Абу Суфьян ибн Харба и Мугира ибн Шу’ба отправились к идолу Лят в Таиф и они разрушили его по приказу Аллаха. Халид ибн Уалида Пророк ﷺ отправил для того, чтобы разрушить аль-’Узза и он срубил все эти деревья и убил женщину-джинна, которая разговаривала с людьми и вводила людей в заблуждение. Он стер этот объект поклонения с лица земли, аль-хамду ли-Ллях. Что касается Манат, то туда Пророк отправил ’Али ибн Абу Талиба и он разрушил также этот идол.

И Аллах говорит: «Посмотрите, эти идолы не смогли спасти самих себя, себе не смогли принести пользу и устранить от себя вред. Видели ли вы аль-Лята и аль-’Уззу, и Маната третью иную? Куда они делись?». Этот аят доказывает то, что были среди многобожников те, кто поклонялся камням и деревьям.

Дальше автор приводит доказательство из Сунны на то, что были среди многобожников те, кто поклонялся камням и деревьям:

Хадис от Абу Уакид аль-Лейсий, да будет доволен им Аллах, который рассказывал: «Мы отправились вместе с посланником Аллаха ﷺ в Хунэйн. И мы тогда еще недавно расстались с неверием. А у многобожников был лотос, вокруг которого они собирались и вешали на него своё оружие, и называли его «Зату Ануат». И когда мы проходили мимо этого лотоса, то сказали: «О посланник Аллаха, сделай нам такой же Зату Ануат, как у них Зату Ануат»». Хадис достоверный.

Субхан Аллах, как может человек, у которого есть разум, поклонятся этим деревьям и безжизненным камням, чему-то что не движется, чему-то в чем нет жизни. Где разум у людей?

Что касается передатчика этого хадиса, то это Абу Уакид аль-Лейсий — это человек, который принял Ислам в 8 году хиджры, то есть в год взятия Мекки.

«Ануат» множественное от «наут» — подвеска, это дерево, которому подвешивали оружие для бараки. Многобожники считали, что получают барака от этого дерева для своего оружия и для самих себя. И некоторые сподвижники, которые недавно приняли Ислам и еще не знали хорошо таухид, они увидев это, сказали: «И нам тоже, о Пророк Аллаха, сделай такое же дерево, чтобы мы тоже получали барака /благодать/». Посмотрите, это беда, которую приносит людям такълид /слепое следование/ и уподобление неверным. Поэтому Пророк ﷺ, когда услышал эти слова, произнес: «Аллаху акбар! Аллаху акбар!». Когда он порицал что-то или удивлялся чему-либо, то произносил такие слова. И далее он сказал: «Поистине, это пути, которым следовали предыдущие поколения (то есть пути, которым следуют люди, подражая друг другу). клянусь Тем, в чьих руках душа моя, вы сказали то, что сказали народ Исраиля Мусе: „Сделай нам такое же божество, как у них божество!“ И он ответил им: „Поистине вы народ невежественный!“».

О чем идет речь? Муса, мир ему, когда перешел Красное море со своим народом и Аллах потопил фараона и его войско на глазах у бану Исраиль, они проходили через племя, которых были идолы. И они сказали: «И нам сделай такое же божество». Муса, мир ему, сказал: «Поистине, вы люди невежественные! Поистине та религия, в которой они находятся — она гиблая! А то, что они делают — это вздор! Неужели пожелаю я для вас иного бога, кроме Аллаха, ведь Аллах отдал вам предпочтение над мирами». Муса, мир ему, высказал порицание своему народу и наш Пророк ﷺ высказал порицание своим сподвижникам. Но ни сподвижники Мусы, ни сподвижники Мухаммада ﷺ, не стали многобожниками. Потому что бану Исраиль, когда сказали эти слова Мусе, мир ему, он разъяснил им вздорность этого и они отказались от этого действия. Также сподвижники, когда попросили сделать им Зату Ануат, Пророк ﷺ разъяснил им губительность этого, и Аллах защитил их от ширка — они не сделали ширк. Если бы они совершили это, то тогда бы они впали в ширк, но они не сделали этого, по милости Аллаха, Свят Он и Велик.

Как бы то ни было, этот аят и хадис указывают на то, что были многобожники, которые поклонялись деревьям. Есть люди, которые берут барака от деревьев и делают укуф — пребывают возле этих деревьев, какой-то срок находятся там, приближаясь к этим деревьям.

Эта история указывает на несколько вопросов:

  1. Насколько опасно невежество, незнание таухида. Если человек не знает таухид, то он попадает в ширк, сам того не зная. Это очень опасно. Значит нужно изучать таухид. Ты должен изучать таухид и то, что ему противоречит, то есть узнавать какие виды многобожия есть, чтобы ты не впал в этом многобожие.
  2. Насколько опасно уподобление неверующим. Это может привести человека к ширку, к выходу из религии вообще. «Кто уподобляется какому-то народу — тот из них», — сказано в хадисе. Поэтому нельзя уподобляться неверным.
  3. Брать барака от камней, деревьев и от каких-то зданий — это ширк. Даже если люди называют это другими именами.

Контрольные вопросы