Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 22-я: Избранный Пророк ﷺ защищал неприкосновенность таухида и преграждал любой путь, ведущий к ширку

Всевышний Аллах сказал:

«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим. А если они отвернутся, то скажи: «Мне достаточно Аллаха! Нет божества достойного поклонения, кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он – Господь великого Трона»» Сура «ат-Тауба», аяты 128-129.

Абу Хурайра рассказывал о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не превращайте свои дома в могилы и не делайте из моей могилы ‘ида (то есть: «Не делайите мою могилу предметом постоянного посещения»). Молитесь за меня, ибо ваши молитвы достигнут меня, где бы вы ни были».

Сообщается от ‘Али ибн аль-Хусайна о том, что он однажды увидел человека, который часто посещал могилу Пророка ﷺ и взывал там к Аллаху. ‘Али запретил ему делать это и сказал: «Не рассказать ли вам то, что слышал от своего отца [аль-Хусайна ибн ‘Али] о том, что мой дед [‘Али ибн Абу Талиб] слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не делайте из моей могилы ‘ида и не превращайте свои дома в могилы. Молитесь за меня, ибо ваши молитвы достигнут меня, где бы вы ни были»

Примечание: «аль-‘Ид» — это время (место) сбора людей, которое может повторяться либо каждый год, либо каждую неделю, либо каждый месяц и т.д..

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Этот раздел является продолжением предыдущих разделов. В этих разделах говорится о том, что Пророк ﷺ оберегал неприкосновенность единобожия /таухид/ и преграждал все пути, ведущие к многобожию /ширк/.

Шейх привел аят, в котором Всевышний Аллах говорит:

﴿ لَقَدْ جَاءَكُمْ رَسُولٌ مِنْ أَنفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُمْ بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ * فَإِن تَوَلَّوا فَقُلْ حَسْبِيَ اللهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَهُوَ رَبُّ العَرْشِ العَظِيمِ ﴾

«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим. А если они отвернутся, то скажи: «Мне достаточно Аллаха! Нет божества достойного поклонения, кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он – Господь великого Трона»» Сура «ат-Тауба», аяты 128-129.

Пророк ﷺ не хочет, чтобы община пребывала в тяжелом положении. Поэтому он приказал своей общине все добро и запретил ей совершать всякое зло. Пророк ﷺ защищал неприкосновенность того, к чему он призывал. Если люди начнут совершать то, что он запретил, они придут к своей гибели. Они приобретут тягостное положение, как в этой жизни, так и в той. А Пророк ﷺ не хочет, чтобы община страдала. Он защищал неприкосновенность единобожия /таухид/ и закрыл все пути, которые ведут к многобожию /ширк/. Именно на это хотел указать шейх, приведя этот аят.

Абу Хурайра рассказывал о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не превращайте свои дома в могилы и не делайте из моей могилы ‘ида. Молитесь за меня, ибо ваши молитвы достигнут меня, где бы вы ни были» Передал имам Ахмад, 2/368; Абу Дауд, 2042; аль-Бейхакъи в «Шу’аби-ль-Иман», 4162.

«’Ид» может быть связан с местом или со временем. Пророк ﷺ запретил постоянно посещать его могилу, так как это может привести к чрезмерному возвеличиванию этой могилы. А потом могилу начнут возвеличивать так же, как возвеличивают Всевышнего Аллаха. Если человек постоянно посещает определенную могилу, то есть делает ее «’идом», то это может привести его к многобожию /ширк/.

Сообщается от ‘Али ибн аль-Хусайна о том, что он однажды увидел человека, который часто посещал могилу Пророка ﷺ и взывал там к Аллаху. ‘Али запретил ему делать это и сказал: «Не рассказать ли вам то, что слышал от своего отца [аль-Хусайна ибн ‘Али] о том, что мой дед [‘Али ибн Абу Талиб] слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не делайте из моей могилы ‘ида и не превращайте свои дома в могилы. Молитесь за меня, ибо ваши молитвы достигнут меня, где бы вы ни были»?» Передал ибн Аби Шейба, 2/357; аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир», 2/189; Абу Йа’ля, 469; ад-Дыя аль-Макдиси в «аль-Мухтара», 428.

Хадис ‘Али ибн аль-Хусейна также свидетельствует о том, как Пророк ﷺ оберегал единобожие и его неприкосновенность и перекрывал все дороги, ведущие к многобожию. И если на его могиле нельзя устраивать «’ида», то на могилы всех остальных людей этот запрет распространяется в еще большей степени. Однако случилось так, что многие мусульмане не поняли того, что так усердно оберегал Пророк ﷺ. Они превратили могилы в мечети. Более того, они воздвигли на них мавзолеи и даже осветили их огнями. И более того, они совершают ради них жертвоприношения и приносят ради них обеты. Они обходят вокруг них, уподобляя их Каабе, и считают земли вокруг них более священными, чем благословенные земли Аллаха. А когда эти люди, поклоняющиеся могилам, приходят на могилу Пророка ﷺ или других праведников и угодников, они испытывают унижение, смирение, раскаяние, страх и надежду, которые они не испытывают в своих сердцах, когда остаются наедине с Великим и Могучим Аллахом. А это — не что иное, как противодействие Аллаху и Его Посланнику Мухаммаду ﷺ.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Тафсир 128 и 129 аятов из суры «ат-Тауба».
  1. Максимальное отдаление Пророком ﷺ своей общины от нарушения границ таухида.
  1. Упоминание о его внимании, сострадании и милосердии к нам.
  1. Его запрещение посещать его могилу с особой целью, хотя посещение его могилы является одним из самых лучших деяний.
  1. Его запрет на частые посещения могил.
  1. Пророк ﷺ побуждал совершать дополнительные Намазы дома [«Не превращайте свои дома в могилы…» — Ред.].
  1. У праведных предшественников было общеизвестно, что намаз не совершается около могил.
  1. Обосновывается это тем, что испрашиваемые для него благословение и мир достигнут его из любого места, даже самого отдаленного, и поэтому нет необходимости в вымыслах тех, кто ищет приближения к нему.
  1. Находясь за барьером этой жизни — в барзахе — Пророку ﷺ представляется дела его общины посредством молитв за него и прошений мира за него.

Контрольные вопросы