Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 3-я: Тот, кто воплотит в себе таухид, войдет в Рай без расчёта

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Ибрахим был имамом, усердным пред Аллахом (в поклонении), ханифом, и не был он из числа многобожников» Сура «ан-Нахль», аят 129.

Всевышний также сказал: «…Которые не придают сотоварищей Господу своему, и которые подают в милостыню то, что подают, в то время как сердца их трепещут от того, что они к Господу своему возвратятся, — это они стремятся к благам и опередят других на пути к ним» Сура «аль-Муъминун», аяты 59—61.

Хусайн ибн ‘Абдур-Рахман рассказывал: «Я был как-то у Саида ибн Джубайра, и он спросил: «Кто из вас видел звезду, которая упала вчера?» Я ответил: «Я видел». Затем я сказал: «Но я не был на Намазе, я был ужален». Он спросил: «И что же ты сделал?» Я ответил: «Читал рукъию (заклинание)». Он спросил: «А что побудило тебя к этому?» Я ответил: «То, что рассказал нам аш-Ша’би». Он спросил: «А что он рассказал вам?» Я ответил: «Он рассказал нам, что Бурайда ибн аль-Хусайб сказал: «Лучшим лечением от сглаза или укуса (змеи или скорпиона) является рукъия (заклинание)». Он сказал: «Хорош тот, кто усвоил услышанное». Однако Ибн ‘Аббас рассказал нам, что Пророк ﷺ сказал: «Мне были показаны общины. Я увидел пророка с группой людей, и пророка, с которым был один и два человека, и пророка, с которым никого не было. Вдруг передо мной оказалось множество людей, и я подумал, что это — моя община. Но мне было сказано: «Это — Муса и его народ. Однако посмотри на горизонт!». И тут я увидел еще одно множество людей, и мне было сказано: «Это есть твоя община. Семьдесят тысяч из них войдут в Рай без отчета и наказания». Затем он поднялся и вошел к себе в дом. Люди пустились в рассуждения по поводу этих обитателей Рая, и некоторые из них сказали: «Наверное, они были спутниками посланника Аллаха». Другие же сказали: «Скорее это те, кто родились в Исламе и не приобщали никого к Аллаху». Высказывались и другие мнения. Когда же к ним вышел посланник Аллаха ﷺ они сообщили ему об этом, он сказал: «Это те, которые не просят, чтобы им прочли рукъию (заклинания), не делают прижиганий и не просят об этом, не суеверны и которые уповают на своего Господа». Тогда поднялся Уккаша ибн Михсан и сказал: «О посланник Аллаха, помолись Аллаху, чтобы я стал одним из них». Пророк ﷺ сказал: «Ты будешь среди них». После этого поднялся кто-то еще и тоже сказал: «Помолись Аллаху, чтобы и я стал одним из них». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «В этом Уккаша уже тебя опередил»» Аль-Бухари 10/130, 131, Муслим (220), ат-Тирмизи (2448).

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Эта глава занимает более высокую ступень по сравнению с предыдущей главой о пользе единобожия, потому что единобожие приносит пользу всем его приверженцам, тогда как только избранным представителям этой общины удается исповедовать его должным образом.

Воплощение таухида — это то, о чем говорится в данной главе. Воплощение таухида — это воплощение двух свидетельств: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад — посланник Аллаха». Воплощение таухида — это очищение религии от грязи ширка, нововведений и грехов. Оно возвращается к трем вещам:

  1. Оставление ширка, будь он большим, малым или скрытым.
  2. Оставление всех видов нововведений.
  3. Оставление грехов.

Воплощение таухида бывает двух степеней:

  1. Обязательная степень.
  2. Желательная степень.

Значит те люди, которые воплощают таухид делятся на две степени.

  1. « الدرجة الواجبة » — То есть каждый человек обязан оставить те три вещи, о которых мы говорили ранее.
  2. « الدرجة المستحبة » — Желательная степень таухида, то есть, чтобы в твоем сердце не было малейшей связи с кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Сердце должно быть постоянно связано со Всевышним Аллахом. Все твои слова, все твои дела ради Него. Некоторые ученые сказали об этой степени: «Оставление того, в чем нет греха, чтобы не попасть в грех». Те люди, которые воплотили в себе эту желательную степень таухида, войдут в Рай без расчета и без наказания.

Воплощение таухида в двух свидетельствах. В словах: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха» воплощение таухида и удаление от ширка. А словах: «Мухаммад — посланник Аллаха», удаление от грехов и нововведений. Второе свидетельство требует от тебя подчинение посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в том, что он тебе приказал. Необходимо верить в то, что он тебе сообщил. Необходимо сторониться того, что он тебе запретил. И необходимо поклоняться Аллаху только так, как он тебе узаконил». [Конец слов шейха]

Однажды два брата спрашивали меня о том, как колдуны иногда говорят правду. Я рассказал им о том, что колдуны берут вести от джиннов, как об этом рассказал посланник Аллаха ﷺ. Джинны воруют новости с небес и передают их колдунам. И когда я рассказывал это, рядом сидел человек, который считает себя мусульманином, и он сказал: «Да это же сказки для школьников». Да убережет Аллах! Вот это пример того, как человек не выполняет условия второго свидетельства.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«И поэтому тот, кто совершает какие-либо грехи или нововведения, и не кается, то он не выполняет обязательную степень воплощения таухида. Если человек сам не совершает нововведений, однако не порицает их, то он также не воплотил в себе единобожие.

Первый аят, который привел шейх:

﴿ إِنَّ إِبْرَاهِيمَ كَانَ أُمَّةً قَانِتًا لِلَّهِ حَنِيفًا وَلَمْ يَكُ مِنَ الْمُشْرِكِينَ ﴾

«Воистину, Ибрахим был имамом, покорным Аллаху и ханифом. Он не был одним из многобожников» Сура «ан-Нахль», аят 120.

В этом аяте указание на то, что Ибрахим, мир ему, был из тех, кто воплотили в себе таухид. Всевышний Аллах описал Ибрахима, мир ему, определенными качествами.

1 — « أُمّة » — Имам, вождь.

Он тот, кто собрал в себе самые лучшие человеческие качества. В нем не было недостатков в каком-то из хороших качеств. Это и есть смысл воплощения единобожия.

Слово « أُمّة » приходит в Коране с разными смыслами. И один из смыслов слова «أُمّة» — это имам, за которым следуют в добре.

2 — « قَانِتًا لِلَّهِ حَنِيفًا » — Покорный Аллаху, ханиф.

Два этих атрибута связаны между собой. Покорность Аллаху — это постоянное подчинение Ему. Ханиф — это тот, кто обратился лицом к единобожию и отошел от пути многобожников.

3 — « وَلَمْ يَكُ مِنَ الْمُشْرِكِينَ » — Он не был одним из многобожников.

Слово « يَكُ » — это слово « يكن ». Когда приходит отрицание буква «нун» может спадать.

« الْمُشْرِكِينَ » — множественно число от слова «многобожник». «Многобожник» — это тот, кто совершает ширк. Если артикль «аль» приходит перед «фа’илем» или «маф’улем», то это «маусуля». Как об этом сказал Ибн Малик:

وَصِفَةٌ صَرِيحَةٌ صِــلَةُ أَلْـ
وَكَوْنُهَـا بِمُعْرَبِ الأَفْعَالِ قَلْ

«Маусуля» в науке усуль аль-фикх указывает на всеобщность. То есть Ибрахим, мир ему, не совершал никакого ширка: ни большого, ни малого, ни скрытого. Эти слова указывают на то, что он удалился от многобожников, как на это указывает частица « مِن ».

Этот аят указывает на воплощение таухида. Тот, кто собрал в себе эти качества, воплотил в себе таухид. А тот, кто воплотил в себе таухид, войдет в Рай без расчета. Шейх Мухаммад сказал в своей другой книге об этом аяте: «Ибрахим, мир ему, был имамом. И тот, кто идет по его пути не должен чувствовать себя чуждым. Он был постоянным в подчинении Аллаху. Он не подчинялся царям и торговцам. Он был ханифом и не сворачивал с этого пути ни направо, ни налево. Он не был одним из многобожников, в отличие от тех, кто находится среди них и возомнил себя мусульманами».

Это является блестящим толкованием данного аята, которое указывает на многие тонкости. Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا الَّذِينَ صَبَرُوا وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا ذُو حَظٍّ عَظِيمٍ ﴾

«Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» Сура «Фуссылят», аят 35.

Затем шейх привел следующий аят, где Всевышний Аллах говорит:

﴿ وَالَّذِينَ هُمْ بِرَبِّهِمْ لاَ يُشْرِكُونَ ﴾

«Которые не приобщают к своему Господу сотоварищей» Сура «аль-Муъминун», аят 59.

Этот аят является похвалой самым лучшим из верующих.

В словах « لَا يُشْرِكُونَ » отрицание ширка. И если отрицание приходит перед глаголом настоящего времени, то это указывает на всеобщность. То есть не придают Всевышнему Аллаху сотоварищей и не совершают большой, малый и скрытый ширк.

Тот, кто не придает Всевышнему Аллаху сотоварищей, является единобожником. Отсутствие ширка в «таухиде ар-рубубийя» приводит к отсутствию его и в поклонении, и в подчинении. И это описание тех, кто воплотили в себе Единобожие. Отсутствие ширка требует от человека отказаться от следования своим страстям. А если человек ставит свои страсти выше, чем приказы Всевышнего Аллаха, это приведет его к нововведениям и грехам.

Что касается хадиса, то хадис очень длинный. Пророк ﷺ сказал: «И тут я увидел еще одно множество людей, и мне было сказано: «Это есть твоя община. Семьдесят тысяч из них войдут в Рай без отчета и наказания». Затем он поднялся и вошел к себе в дом. Люди пустились в рассуждения по поводу этих обитателей Рая, и некоторые из них сказали: «Наверное, они были спутниками посланника Аллаха». Другие же сказали: «Скорее это те, кто родились в Исламе и не приобщали никого к Аллаху». Высказывались и другие мнения. Когда же к ним вышел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, они сообщили ему об этом, он сказал: «Это те, которые не просят, чтобы им прочли рукъию (заклинания), не делают прижиганий и не просят об этом, не суеверны и которые уповают на своего Господа»» Аль-Бухари 10/130, 131, Муслим (220), ат-Тирмизи (2448)». [Конец слов шейха]

Слово «сподвижник» приходит в трех значениях:

  1. Шариатское значение.

«Сподвижник» — это тот, кто встретился с пророком, мир ему и благословение Аллаха, уверовал в него и умер на этом. Доводом тому является хадис, который передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ пришел на кладбище и произнес: «Я так хочу, чтобы мы увиделись с нашими братьями». (Люди) спросили: «А мы разве тебе не братья, Посланник Аллаха?» Он ответил: «Вы мои сподвижники…», и так далее до конца хадиса. Муслим, 249.

  1. Языковое значение.

«Сподвижник» — спутник, товарищ. Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ وَمَا صَاحِبُكُم بِمَجْنُونٍ ﴾

«Ваш товарищ (Мухаммад) не является одержимым» Сура «ат-Такуир», аят 22.

  1. Бытовое значение.

Среди сподвижников Пророка ﷺ было принято считать сподвижниками тех, кто принял Ислам в самом начале пророчества.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Кто воплотил в себе таухид? Это те, которые не просят, чтобы им прочли рукъию (заклинания), не делают прижиганий и не просят об этом, не суеверны и уповают на своего Господа. Пророк ﷺ перечислил четыре качества:

  1. « لاَ يَسْتَرْقُونَ » — то есть «не просят, чтобы им прочли рукъию». Тот человек, который просит кого-либо прочитать ему рукъию, он как будто бы связывает свое сердце с этим человеком. Потому что люди связывали свое сердце с заклинанием даже больше, чем с медициной. И это противоречит совершенному единобожию.
  2. « وَلاَ يَكْتَوُون » — то есть «не делают прижиганий». Прижигание в своей основе порицаемо, так как в нем есть мучение от огня. Прижигание дозволено в шариате, однако оно является нежелательным. Арабы считали, что прижигание обязательно помогает при болезни, поэтому они связывали свое сердце с этим. Но мы знаем, что прижигание приносит пользу, только с дозволения Всевышнего Аллаха.
  3. « وَلاَ يَتَطَيّرُونَ » — то есть «не суеверны». И вера в суеверия характерна для тех, чье упование на Всевышнего Аллаха является очень слабым.
  4. « وَعَلَى رَبّهِمْ يَتَوَكّلُونَ » — то есть «уповают на своего Господа». Это описание охватывает все вышеперечисленные качества.

Из этого качества не следует понимать, что упование на Всевышнего Аллаха, это полное оставление причин. Это неправильно. Пророку ﷺ читали рукъию. Также пророк, мир ему и благословение Аллаха, принимал лекарства и приказывал людям лечиться. Иногда пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказывал сподвижникам делать прижигание. Но проблема будет, если человек начнет полагаться на причину, а не на Всевышнего Аллаха.

Что касается лекарств, то они дозволены в религии. Среди ученых есть разногласие: является лечение обязательным или же оно является желательным, или просто дозволенным. Как сказал Пророк ﷺ: «Лечитесь, о рабы Аллаха, но не лечитесь запретным». Отсюда мы понимаем то, что лечение не противоречит полноте Единобожия, кроме того лечения, о котором рассказал Пророк ﷺ в том хадисе, который мы разбирали выше.

Далее в хадисе пришло, что поднялся Уккаша ибн Михсан и сказал: «О посланник Аллаха, помолись Аллаху, чтобы я стал одним из них». Пророк ﷺ сказал: «Ты будешь среди них». После этого поднялся кто-то еще и тоже сказал: «Помолись Аллаху, чтобы и я стал одним из них». Пророк ﷺ ответил: «В этом Уккаша уже тебя опередил».

Здесь указание на то, что тех людей, которые воплотили в себе единобожие, очень мало. Как сказано в этом хадисе, их всего семьдесят тысяч. Но пришло также в версии имама Ахмада, что Всевышний Аллах дал с каждым из этих семидесяти тысяч еще семьдесят тысяч. См. Сильсиля ас-Сахиха, 1486. То есть их будет около пяти миллионов». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Знание о степенях людей в зависимости от степени их убежденности в таухиде.
  1. Что значит воплощение таухида.
  1. Похвала Всевышнего Ибрахиму, мир над ним, за то, что он не был из числа многобожников. Всевышний Аллах сказал:

﴿ إِنَّ إِبْرَاهِيمَ كَانَ أُمَّةً قَانِتًا لِلَّهِ حَنِيفًا وَلَمْ يَكُ مِنَ الْمُشْرِكِينَ ﴾

«Воистину, Ибрахим был имамом, покорным Аллаху и ханифом. Он не был одним из многобожников» Сура «ан-Нахль», аят 120.

Этот аят был приведен, чтобы похвалить Ибрахима, мир ему. Причиной похвалы было то, что Ибрахим, мир ему, не совершал ширка. Отсюда мы понимаем, что тот, кто не совершает ширка достоин похвалы от Всевышнего Аллаха.

  1. Похвала Всевышнего избранным людям за то, что они убереглись от ширка.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ إِنَّ الَّذِينَ هُم مِّنْ خَشْيَةِ رَبِّهِم مُّشْفِقُونَ وَالَّذِينَ هُم بِآيَاتِ رَبِّهِمْ يُؤْمِنُونَ وَالَّذِينَ هُم بِرَبِّهِمْ لَا يُشْرِكُونَ ﴾

«Воистину, те, которые трепещут от страха перед своим Господом, которые веруют в знамения своего Господа, которые не приобщают к своему Господу сотоварищей» Сура «аль-Муъминун», аяты 57-59.

А затем:

﴿ وَالَّذِينَ يُؤْتُونَ مَا آتَوا وَّقُلُوبُهُمْ وَجِلَةٌ أَنَّهُمْ إِلَى رَبِّهِمْ رَاجِعُونَ أُوْلَئِكَ يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَهُمْ لَهَا سَابِقُونَ ﴾

«Которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу, — все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» Сура «аль-Муъминун», аяты 59-61.

Это и есть описание избранных людей.

  1. Одним из условий воплощения таухида является отказ от рукъия (заклинаний) и прижигания.
  1. Обобщением этих качеств является упование на Аллаха.
  1. Глубокое знание сподвижников того факта, что они достигнут этого только трудом.
  1. Стремление сподвижников к добру.
  1. Превосходство этой общины, как в количестве, так и в качестве.
  1. Превосходство сподвижников Мусы, мир ему.
  1. Пророку ﷺ были показаны различные общины.
    Это было успокоением для Пророка ﷺ. Так как он переживал, что некоторые люди не следуют за ним, но затем он увидел, что есть и такие пророки, за которыми никто не последовал. Также в этом достоинство Пророка ﷺ так как он увидел, что в его общине больше всего людей.
  1. В день Воскресения каждая община воскреснет со своим пророком.
  1. Малочисленность людей, откликнувшихся на призыв пророков.
  1. Тот пророк, которому никто не ответил, придет в Судный День в одиночестве.
  1. Польза этого знания в том, что не следует обольщаться многочисленностью, так же как и не следует бояться малочисленности.
  1. Разрешение пользоваться рукъией от сглаза и укуса (змеи или скорпиона).
  1. Глубокие знания праведных предшественников, так как было сказано: «Хорош тот, кто уловил услышанное. Однако…». Знание того, что первый хадис не входит в противоречие со вторым.
  1. Праведные предшественники были далеки от того, чтобы незаслуженно восхвалять человека.
  1. Слова: «Ты будешь среди них» являются одним из пророческих возвещений.
  1. Превосходство Уккаши.
  1. Использование увиливаний в речи.
  1. Прекрасная этика посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

В конце урока шейху задали вопрос: «Человек не просит сделать рукъию напрямую, а говорит кому-то: «Иди к тому, и проси, чтоб он мне прочитал рукъию». Что вы скажете об этом?»

Шейх Салих Али Шейх ответил:

«Пророк ﷺ описал тех, кто войдут в рай без расчета тем, что они не просят прочитать рукъию. Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно понять причину. Эти семьдесят тысяч не просят прочитать заговор, так как они знают, что им достаточно Всевышнего Аллаха. Они не нуждались в созданиях.

Основная причина запрета — это связь сердца. Поэтому нет разницы попросит ли человек напрямую или же попросит другого, чтобы тот попросил. В любом случае человек будет связывать сердце с тем, кто читает заговор». [Конец слов шейха]

Контрольные вопросы