Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 32-я: О словах Всевышнего Аллаха: «Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими»

Всевышний Аллах сказал: «Это всего лишь Шайтан пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» Сура «Али Имран», аят 175.

Всевышний также сказал: «Поистине оживляют мечети Аллаха только те, которые веруют в Аллаха и в Последний день, совершают Намаз, дают закят и не боятся никого, кроме Аллаха, такие действительно окажутся идущими верно!» Сура «ат-Тауба», аят 18.

Он также сказал: «Есть среди людей такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха”, — но когда они страдают ради Аллаха, они испытание людское уподобляют наказанию Аллаха» Сура «аль-‘Анкабут», аят 10.

Абу Саид рассказывал, что однажды посланник Аллаха ﷺ сказал ему следующее: «Из признака слабости убеждённости, если ты станешь искать благосклонности людей, гневя Аллаха, и воздавать им хвалу за ризк который тебе дал Аллах, а также порицать их за то, что Аллах не дал тебе самому. Сильное желание жаждущего не принесёт ризк Аллаха, а ненависть нежелающего не отвратит его». Аль-Байхаки, «аль-Хилйа» Абу Наима; слабый хадис, но смысл его достоверный.

‘Аиша рассказывала, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто ищет благосклонности Аллаха, гневя людей, Аллах дарует ему Свою благосклонность и удовлетворение людей. Тот же, кто ищет благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах обрушит на него Свой гнев и вызовет гнев людей против него». Этот хадис передал Ибн Хиббан в «ас-Сахихе». Ат-Тирмизи, «аль-Хилйа» Абу Наима; достоверный хадис.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Этот раздел разъясняет нам вопросы, связанные со страхом /хауф/. Соответствие данного раздела книге Единобожия — явное. Страх раба перед Аллахом является одним из видов поклонения, который вменил в обязанность Всевышний. Страх, любовь, надежда — это виды поклонения, связанные с сердцем. Они вменены в обязанность, а кто усовершенствует их, тот усовершенствует свое единобожие. Недостаток в них является недостатком полноты единобожия.

Боязнь « الخوف » кого-либо помимо Аллаха делится на три вида:

  1. Страх, который содержит в себе многобожие « خوف السر » — кто-то испытывает страх перед кем-то в своем сердце. Человек боится того, что кто-то может скрыто ему навредить. Человек боится кого-то, думая, что тот в Последней жизни принесет ему вред или пользу. У такого человека нет явных причин для страха. Человек боится, что его объект поклонения может чем-то навредить ему. Это — многобожие! Также этот страх может быть связан с Последней жизнью. Человек боится кого-либо помимо Всевышнего Аллаха, то есть боится того, что это божество не поможет ему в Судный День. Этот человек надеется на то, что это божество поможет ему в Последней жизни, заступится за него, приблизит его к Аллаху и отдалит от наказания.
  2. Запретный страх « خوف محرم » — человек боится выполнять то, что ему вменено в обязанность из-за страха перед каким-то созданием. Например, человек не совершает молитву, боясь кого-то. Человек не посещает коллективную молитву, боясь унижения или порицания со стороны творений. Это — запрещено! Некоторые ученые сказали, что это относится к одному из проявлений многобожия.
  3. Дозволенный естественый страх « الخوف الطبيعي المأذون به » — например, страх перед врагом, перед хищником, перед огнем и так далее.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ إِنَّمَا ذَلِكُمْ الشَّيْطَانُ يُخَوِّفُ أَوْلِيَاءَهُ فَلا تَخَافُوهُمْ وَخَافُونِي إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ ﴾

«Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» Сура «Али Имран», аят 175.

«Не бойтесь их» — эти слова указывают на запрет испытывания страха перед кем-либо кроме Всевышнего Аллаха. Это является одним из проявлений многобожия.

«А бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» — Всевышний Аллах приказал бояться Его и это указывает на то, что страх /хауф/ является поклонением.

Страх перед созданиями, как например оставление усердия на пути Аллаха, по причине шайтана. Шайтан пугает верующих своими помощниками. Он пугает верующих единобожников с помощью врагов Аллаха, чтобы верующие оставили то, что им вменено в обязанность. Этот страх является запретным! Раб не должен никого бояться, кроме своего Господа.

Всевышний Аллах также сказал:

﴿ إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللهِ مَنْ آمَنَ بِاللهِ وَاليَوْمِ الآخِرِ وَأَقَامَ الصَّلاَةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلاَّ اللهَ ﴾

«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха» Сура «ат-Тауба», аят 18.

Этот аят однозначно свидетельствует о том, что бояться надлежит только одного Аллаха. Всевышний похвалил этих рабов за то, что они боятся только Его одного, и здесь уместно отметить, что «боязнь» — « الخشية » является менее широким понятием, чем «страх» — « الخوف ».

Всевышний Аллах также сказал:

﴿ وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَقُولُ آمَنَّا بِاللهِ فَإِذَا أُوذِيَ فِي اللهِ جَعَلَ فِتْنَةَ النَّاسِ كَعَذَابِ اللهِ ﴾

«Среди людей есть такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха”. Но стоит им пострадать ради Аллаха, как они принимают искушение людей за мучения от Аллаха». Сура «аль-‘Анкабут», аят 10.

Это значит, что они перестают исполнять обязанности, которые на них возложил Аллах, или начинают совершать грехи, опасаясь порицания людей.

Абу Саид рассказывал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему следующее: «Из признака слабости убеждённости, если ты станешь искать благосклонности людей, гневя Аллаха, и воздавать им хвалу за ризк, который тебе дал Аллах, а также порицать их за то, что Аллах не дал тебе самому. Сильное желание жаждущего не принесёт ризк Аллаха, а ненависть нежелающего не отвратит его». Передали Абу Ну‘айм в «аль-Хилйиа», 5/106; аль-Байхакъи в «Шу‘аби-ль-Иман», 207. Хадис слабый. См. «Да‘иф аль-Джами‘», 2009.

Перечисленные деяния являются причинами маловерия, а известно, что ослабляют веру только запрещенные поступки, потому что вера усиливается благодаря праведным деяниям и ослабевает под влиянием грехов. Этот хадис также свидетельствует о том, что стремление угодить людям, гневя при этом Аллаха, является грехом и запрещенным поступком.

‘Аиша рассказывала, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто ищет благосклонности Аллаха, гневя людей, Аллах дарует ему Свою благосклонность и удовлетворение людей. Тот же, кто ищет благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах обрушит на него гнев Свой и вызовет гнев людей против него». Передали ибн Мубарак в «аз-Зухд», стр. 66; ибн Хиббан, 276; ат-Тирмизи, 4/610.

В этом хадисе сообщается о воздаянии, которое получает тот, кто боится одного Аллаха, и воздаянии, которого удостаивается тот, кто боится не только Аллаха, подрывая совершенство своего единобожия. Кто искал довольства Аллаха, гневя людей, тот возвеличивал Всевышнего Аллаха и боялся Его. А второй совершает большой грех, боясь людей, и этот страх заставляет его совершать новые грехи и отказываться от выполнения обязательных предписаний». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Тафсир 175 аята из суры «Али Имран».
  1. Тафсир 18 аята из суры «ат-Тауба».
  1. Тафсир 10 аята из суры «аль-Анкабут».
  1. Убеждённость /йакын/ человека может слабеть и крепнуть.
  1. Признаки слабости убеждённости, три из которых содержатся в хадисе Абу Саида.
  1. Посвящение страха одному Аллах является одним из обязательных религиозных предписаний.
  1. Напоминание о награде тому, кто делает это.
  1. Напоминание о наказани для того, кто оставляет их.

Контрольные вопросы