Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 33-я: О словах Всевышнего Аллаха: «Уповайте на Аллаха, если вы являетесь верующими»

Всевышний Аллах сказал: «Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими» Сура «аль-Маида», аят 23.
Всевышний также сказал: «Поистине верующими являются те, у которых сердца трепещут от страха, когда поминают они Аллаха, вера которых увеличивается, когда читаются им аяты Его, и которые уповают на Господа своего…» Сура «аль-Анфаль», аят 2.
Он также сказал: «О пророк! Достаточно Аллаха тебе и тем, которые последовали за тобой из верующих» Сура «аль-Анфаль», аят 64.
Он также сказал: «А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен…» Сура «ат-Таляк», аят 3.
Ибн ’Аббас сказал, что в Коране сказано: «Достаточно нам Аллаха, и Он лучший на Кого можно положиться!» (Сура «Али Имран», 173). Это слова Ибрахима, когда он был брошен в огонь. То же самое сказал Пророк Мухаммад ﷺ когда услышал от людей: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их!» — но это только увеличило их веру…»» Сура «Али Имран», аят 173.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Шейх привел данную главу в этой великой книге, для того чтобы объяснить, что упование « التوكل » является одним из обязательств, которые возложил Всевышний Аллах. Уединение Всевышнего Аллаха в этом виде поклонения является единобожием /таухид/, а упование на кого-либо помимо Него является многобожием, которое выводит из религии.

Упование на Аллаха является условием действительности Ислама и Веры /иман/. Упование /тауаккуль/ — это великое поклонение! Поэтому шейх привел этот раздел, рассказывая людям об этом поклонении.

Сущность упования на Всевышнего Аллаха заключается в том, что раб должен знать, что весь этот мир в Руках Всевышнего Аллаха и Он управляет им так, как пожелает. Поэтому раб предоставляет все свои дела Всевышнему Аллаху, обращается к Нему своим сердцем, дабы Аллах исполнил его нужду. Раб обращается со своими нуждами только к Аллаху, а затем совершает те причины, которые ему приказал Аллах.

Упование /тауаккуль/ вобрало в себя как представление своих дел Аллаху, так и совершение необходимых причин. Даже сама вера /иман/ является одной из причин. Вера — это причина, которую воплощают те, кто уповает на Всевышнего Аллаха. И даже само упование (тауаккуль) на Всевышнего Аллаха является одной из таких причин.

С одной стороны, упование /тауаккуль/ — это великое поклонение сердца, которое выражается в припоручении всех своих дел Всевышнему Аллаху. Это — знание о том, что все дела принадлежат только Аллаху. Ничего не случается, кроме того, что предопределил Аллах и позволил ему случиться. С другой стороны, человек воплощает те причины, которыми обязал его Всевышний Аллах. Оставление дел (причин) противоречит сущности шариатского упования /тауаккуля/. Но также противоречит ему и то, что человек начинает полагаться на эти причины, оставляя припоручение дел Всевышнему Аллаху.

Упование /тауаккуль/, как сказал имам Ахмад, — это дело сердца. Уединение Всевышнего Аллаха в этом поклонении является обязательным. Упование на кого-либо помимо Всевышнего Аллаха бывает двух видов:

  1. Большое многобожие « شرك أكبر » — человек уповает на творение в том, в чем ему может помочь только Всевышний Аллах. Например, уповает на творение, надеясь получить от него прощения грехов, получить от него добро в Последней жизни. Например, уповает на творение, надеясь, что кто-то из творений дарует ему ребенка, поможет ему найти какую-то работу и так далее. Человек уповает на творение всем сердцем, но это творение не в силах ему помочь. Это часто встречается у могилопоклонников, которые обращаются к мертвым всем сердцем. Они предоставляют свои дела этим мертвым, желая получить пользу в обоих мирах. Это является большим многобожием и противоречит основам единобожия.
  2. Малое многобожие « شرك أصغر » — человек уповает на творение в том, в чем это творение способно ему помочь. Это также относится к многобожию, а именно это — вид малого многобожия. Поэтому некоторые ученые сказали, что слова «я уповаю на Аллаха и на тебя» являются малым многобожием. Более того, они говорят, что запрещено говорить даже: «Я полагаюсь на Аллаха и только затем на тебя». Они объяснили это тем, что создание недостойно того, чтоб на него полагались. Ведь, упование (тауаккуль) — это припоручение всех дел и обращение сердца к Тому, в Чьих эти дела, а это касается только Всевышнего Аллаха.

Поэтому упование нельзя посвящать никому кроме Всевышнего Аллаха. Человек должен припоручать все свои дела только Тому, в Чьих Руках эти дела. А в руках людей нет ничего из этого. Творение ничего не может сделать само по себе, так как оно является всего лишь причиной. Если творение является всего лишь причиной, то нельзя на неё уповать.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَعَلَى اللَّهِ فَتَوَكَّلُوا إِنْ كُنتُمْ مُؤْمِنِينَ ﴾

«Уповайте на Аллаха, если вы являетесь верующими» Сура «аль-Маида», аят 23.

Этот аят содержит в себе приказ на упование /тауаккуль/. Если упование /тауаккуль/ приказано, значит оно является поклонением.

Слова « و على الله » — это в арабской грамматике «джар маджрур», и они пришли до глагола. В этом указание на то, что упование можно посвящать только Всевышнему Аллаху.
«Если вы являетесь верующими» — в этом указание на то, что вера недействительна без упования /тауаккуль/. Также слова Всевышнего Аллаха:

﴿ إِنْ كُنْتُمْ آمَنْتُم بِاللهِ فَعَلَيْهِ تَوَكَّلُوا إِنْ كُنْتُم مُّسْلِمِينَ ﴾

«Если вы уверовали в Аллаха и стали мусульманами, то уповайте на Него» Сура «Йунус», аят 84.

«То уповайте на Него» — в этих словах приказ Всевышнего Аллаха, чтобы люди уповали только на Него.

«Если вы уверовали в Аллаха и стали мусульманами» — в этих словах содержится указание на то, что упование /тауаккуль/ является условием действительности Ислама.

Эти два аята указывают на то, что упование является поклонением. Уединение Всевышнего Аллаха в этом виде поклонения является обязательным. Это является условием действительности Ислама и веры (иман). Это указывает на то, что если исчезнет упование, то исчезнет и основа единобожия человека.

Всевышний Аллах также сказал:

﴿ إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آياتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًَا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ ﴾

«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» Сура «аль-Анфаль», аят 2.

Всевышний Аллах перечислил качества верующих, а самое последнее из этих качеств: «которые уповают на своего Господа». Явно видно, что «джар маджрур» стоит раньше глагола, и в этом указание на то, что верующие уповают только на Аллаха. Он охарактеризовал верующих этими качествами, и это значит, что они являются высшими из достоинств истинных верующих.

Всевышний Аллах также сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ حَسْبُكَ اللهُ وَمَنْ اتَّبَعَكَ مِنَ المُؤْمِنِينَ ﴾

«О Пророк! Тебе и твоим верующим последователям довольно Аллаха» Сура аль-Анфаль, аят 64.

А также:

﴿ وَمَنْ يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ ﴾

«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» Сура ат-Талякъ, аят 3.

В этих аятах указание на то, что упование должно посвящаться только Аллаху. Всевышний Аллах приказал Своим рабам уповать на Него и Его достаточно, чтобы защититься от врагов.
Как мы уже упоминали, упование на Аллаха зависит от понимания того, что Аллах является Единственным Господом, и крепкой веры в это, потому что среди многобожников встречаются такие, которые уповают на Аллаха довольно сильно. Принимая это во внимание, мы говорим, что сила упования в сердце зависит от размышлений над деятельностью Господа. Чем больше раб задумывается над царством Аллаха, небесами и землей, тем лучше он осознает, что только Аллах обладает властью и распоряжается судьбами творений. Он понимает, что Божья помощь рабу является ничтожной по сравнению с тем, что Великий и Могучий Аллах творит во вселенной. Благодаря таким размышлениям верующий начинает больше возвеличивать Аллаха, а его упование становится более крепким.

Ибн ’Аббас сказал, что в Коране сказано: «Достаточно нам Аллаха, и Он лучший на Кого можно пложиться!» Сура «Али Имран», аят 173. Это слова Ибрахима, когда он был брошен в огонь. То же самое сказал Пророк Мухаммад ﷺ когда услышал от людей: «Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!»» Сура Али Имран, аят 173. Передал аль-Бухари, 4563.

Этот хадис подтверждает величие слов «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!» Если раб сильно надеется и уповает на Аллаха, то Аллах непременно облегчит его судьбу и создаст для него выход из трудного положения, даже если небеса и земля со всеми их обитателями замыслят причинить ему зло». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Упование на Аллаха является обязательным религиозным предписанием.
  1. Это является одним из условий веры.
  1. Тафсир 2 аята из суры «аль-Анфаль».
  1. Тафсир 64 аята из той же суры.
  1. Тафсир 3 аята из суры «Развод».
  1. Величие этого выражения, так как Ибрахим и Мухаммад, да будет над ними благословение Аллаха, ответили именно ею в критической обстановке.

Контрольные вопросы