Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 37-я: Стремление человека совершить праведное деяние ради обретения мирских благ является проявлением многобожия

Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто желает жизни ближней и её прелестей, Мы полностью воздадим в ней за дела их, и не будут они здесь обделены. Это — те, для которых в Будущей жизни нет ничего, кроме Огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили!» Сура «Худ», аяты 15–16.

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис Абу Хурайры: Посланник Аллаха сказал: «Несчастен раб динара, несчастен раб дирхема, несчастен раб одежды, несчастен раб убранства! Он доволен, если даровано ему благо, а если не получает ничего, то сердится. Да будет он несчастен, и опрокинутся все его дела с ног на голову! Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечёт он её! Туба — тому, кто держится за узду своего коня на пути Аллаха, с растрёпанными волосами и запылёнными ногами. Если он несёт службу на заставе, то делает это должным образом, а если он в арьергарде, то служит по-настоящему. Когда он испрашивает разрешения, он не получает его, а когда заступается, его заступничество не принимается». Аль-Бухари 6/61 и, в сокращённой форме, 11/216; Ибн Маджах.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Эта глава относится к великим главам этой книги. В этой главе говорится о малом многобожии. Речь идет о том, когда человек совершает какое-либо праведное деяние ради мирского, не думая о Последней жизни. Это более общее понятие, чем показуха /рийа/. Что касается показухи /рийа/, то некий человек совершает молитву, удлиняя её и украшая, для того чтобы люди, увидев это, похвалили его. Однако в этой главе речь идет о другом. Что касается показухи, то мы разбирали отдельные хадисы на эту тему, и люди часто в это попадают.

Человек совершает какое-либо праведное деяние только ради мирской награды. Это является многобожием и подробно будет разъяснено далее.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ مَن كَانَ يُرِيدُ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا وَزِينَتَهَا نُوَفِّ إِلَيْهِمْ أَعْمَالَهُمْ فِيهَا وَهُمْ فِيهَا لاَ يُبْخَسُونَ * أُوْلَئِكَ الَّذِينَ لَيْسَ لَهُمْ فِي الآخِرَةِ إِلاَّ النَّارُ وَحَبِطَ مَا صَنَعُواْ فِيهَا وَبَاطِلٌ مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ ﴾

«Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» Сура «Худ», аяты 15-16.

Общий смысл этого аята конкретизируется другим аятом:

﴿ مَّن كَانَ يُرِيدُ الْعَاجِلَةَ عَجَّلْنَا لَهُ فِيهَا مَا نَشَاء لِمَن نُّرِيدُ ﴾

«Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем» Сура «аль-Исра», аят 18.

Люди, которые душой и телом стремятся обрести только блага мирской жизни, являются неверующими, и поэтому этот аят ниспослан именно о них. Тем не менее его текст распространяется на всех, кто желает обрести мирские блага благодаря праведным поступкам. Поэтому шейх в одном из своих посланий указал на то, что праведные предшественники, разъясняя этот аят, говорили о четырех видах людей, которым обращена эта угроза.

  1. Люди, которые желают праведными делами чего-то мирского и попадают в малое многобожие — то есть человек совершает праведное деяние, посвящая его только Аллаху, однако он желает награды в мирской жизни, а не в будущей. Например, человек совершает молитву ради Всевышнего Аллаха, желая того, чтобы у него было здоровое тело. Или, например, человек поддерживает родственные связи только ради того, чтобы о нём хорошо отзывались. Человек желает только награды в мирской жизни. Деяния, которые раб совершает в надежде получить мирскую выгоду, не желая при этом получить за них вознаграждение в Последней жизни, делятся на две категории. К первой категории относятся деяния, совершать которые Законотворец повелел, не упоминая о земном вознаграждении, например, намаз, пост и другие подобные праведные деяния. Их нельзя совершать в надежде получить за них награду в этом мире, и если человек поступает таким образом, то он является многобожником. Ко второй категории относятся деяния, за которые Законотворец установил вознаграждение в мирской жизни и совершать которые Он приказал, упоминая о награде, которую можно получить за них и в этой жизни. К таким деяниям относятся поддержание родственных связей, доброе отношение к родителям и т.п. Например, Пророк ﷺ сказал: «Кто хочет увеличения средств существования и увеличения срока жизни, пусть поддерживает родственные узы». Ахмад, 3/156 от Абу Са‘ида аль-Худри. А основа этого хадиса у аль-Бухари и Муслима со слов Анаса. Если, совершая такие деяния, человек помышляет о вознаграждении в мирской жизни и не думает о награде в Последней жизни, то он подвергает себя опасности и совершает одно из проявлений многобожия, даже если поступает искренне ради одного Аллаха. Если же он надеется получить награду как в этой жизни, так и после смерти, то в этом нет ничего плохого, потому что Законотворец призвал нас совершать эти благодеяния, упомянув о мирской награде за них, именно для того, чтобы мы стремились к ней. Например, Пророк ﷺ сказал: «Кто (во время сражения) убьет человека, тому достанутся его трофеи«.Ахмад, 5/306 от Абу Къатады. Человек выходит в военный поход, надеясь получить награду Аллаха, но вместе с этим думает и о трофеях. В этом этом никаких проблем.
  2. Люди, которые совершают праведные дела ради имущества — например, человек изучает религиозные науки, для того чтобы получить определенную должность, даже не помышляя об избавлении от невежества и не стремясь попасть в Рай и спастись от Ада. Или, например, человек учит Коран, чтобы быть имамом в мечети и получать зарплату из казны. Всё его намерение ограничивается лишь на имуществе.
  3. Люди, которые занимаются показухой /рийа/.
  4. Люди, которые совершают праведные дела, но вместе с этим совершают дело, которое выводит их из Ислама — например, человек совершает молитву, дает закят и милостыню, но является многобожником. И даже если такие люди называют себя верующими, их слова не являются искренними, ибо, будь они искренни, они бы поклонялись только Великому и Могучему Аллаху.

Все эти виды людей попадают под тот аят, который мы разбираем. Некоторые ученые обратили внимание на слова Аллаха в этих аятах: «Они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния». Они сказали, что речь идет о тех, кто в основе являются неверующими. А что касается того, кто в основе мусульманин, но желает чего-то мирского, то он не заходит в этот аят. Но мы скажем, что он также попадает в этот аят. Ведь, праведные предшественники ввели некоторые группы мусульман в этот аят. Слова «они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня» относятся к тем людям, которые не совершают ничего, что бы приблизило их к Аллаху. Эти слова касаются тех, которые всеми своими делами желали только мирской жизни, не было у них веры и Ислама. А что касается тех, которые имеют веру /иман/ и Ислам, то у него станут тщетными некоторые из деяний, а именно те, в которых он придает Аллаху сотоварищей.

В заключении скажем, что в этом аяте страшная угроза, которая охватывает четыре вышеперечисленные категории людей.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал:«Да окажется в бедственном положении раб динара, раб дирхема и раб хамисы, который остаётся довольным, если ему даруется (это), а если нет, то он негодует, да окажется он в бедственном положении, и да вернётся к нему болезнь, и да не найдётся того, кто извлёк бы из его тела колючку, когда он уколется! Да будет блажен тот раб с растрёпанными волосами и покрытыми пылью ногами, который станет держаться за поводья своего коня на пути Аллаха, и, если (его поставят) в охрану, он пойдёт в охрану, если же его (поставят) в тыл, он пойдёт в тыл, (а сам он настолько непритязателен, что) если он просит, то ему не позволяют, если же ходатайствует за кого-нибудь, то его ходатайство не принимают». аль-Бухари, 2887.

Пророк ﷺ произнес мольбу против раба динара, раба дирхама и раба одежды /хамиса/. Раб динара — это тот, кто делает дела ради этого динара. Если бы ни динар, то он бы не стал ничего совершать. Пророк ﷺ назвал его рабом динара, а это указывает на то, что данный поступок является многобожием. Поклонение кому-либо имеет разные степени. Из них, например, то, что относится к малому многобожию, а также то, что относится к большому. К большому многобожию относится поклонение идолам, поклонение кресту и так далее. А к малому многобожия относится связь сердца с чем-либо мирским, чему человек как бы поклоняется. Про такого говорят, что «он поклоняется какой-либо вещи», так как именно она заставила его совершать дела. Общеизвестно, что раб подчиняется своему господину, а этот человек подчиняется динару и дирхаму». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Желание человека обрести мирские блага за счёт содеянного им для Будущей жизни.
  1. Тафсир аятов 15–16 из суры «Худ».
  1. Именование мусульманина выражениями «раб динара», «раб дирхема», «раб одежды».
  1. Разъяснение этого тем, что «он доволен, если даровано ему благо, а если не получает ничего, то проявляет негодование».
  1. Высказывание Пророка ﷺ: «Да будет он несчастен и опрокинется его дела с ног на голову!»
  1. Его высказывание: «Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечёт он её!»
  1. Восхваление муджахида, обладающего указанными в этой главе качествами.

Контрольные вопросы