Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 4-я: О необходимости бояться ширка

Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: «Поистине, Аллах не прощает приобщения к Нему сотоварищей, но прощает вс, что меньше этого, кому пожелает…» Сура «ан-Ниса», аяты 48 и 116.

И сказал пророк Ибрахим, мир над ним: «…И отдали меня и моих детей от поклонения идолам!» Сура «Ибрахим», аят 35.

В одном из хадисов Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самое страшное, чего я боюсь от вас, так это малый ширк». Когда его спросили: «Что это такое?», он ответил: «Показуха». Достоверный хадис передал Ахмад 5/428 и 429 от Махмуда ибн Лабида, «Шарх ас-Сунна» аль-Багауи, «аль-Кабир» ат-Табарани.

Ибн Мас’уд рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто умер, взывая к кому-либо (или поклоняясь кому-либо) наряду с Аллахом, попадет в Ад». Этот хадис передал аль-Бухари, 8/132, 11/493, и Ахмад 1/462 и 463.

Муслим приводит хадис Джабира о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто предстал пред Аллахом, не приобщая к Нему ничего, попадет в Рай; а кто предстал пред Ним, приобщая к Нему что-нибудь, попадет в Огонь» Муслим, 93.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Тот, кто воплотил в себе таухид, должен бояться ширка. И поэтому господин единобожников — Мухаммад ﷺ очень много просил у Всевышнего Аллаха защиты от ширка. Также и Ибрахим, мир ему, просил у Всевышнего Аллаха защиты от ширка и от поклонения идолам. Страх перед ширком — это неотъемлемая часть воплощения таухида. И мало кто из людей опасается за свой таухид. Если человек не боится ширка, то его единобожие не является совершенным.

« الخوف » — Страх — это боязнь какой-то вещи и стремление убежать от нее поскорее.

Поистине, тот, кто боится ширка, будет стремиться отдалиться от него. У боязни перед ширком есть плоды:

  1. Человек будет изучать все виды ширка, для того чтобы не попасть в него.
  2. Человек будет изучать все виды таухида и его страх перед ширком будет увеличиваться, а затем станет великим.
  3. Сердце человека будет в постоянном подчинении Всевышнему Аллаху. Он будет стремиться попасть под довольство Всевышнего Аллаха. Если же он совершит грех или проявит беспечность, то сразу же начнет просить прощения, так как он будет осознавать свою нужду в том, чтобы Всевышний Аллах его простил.

Шейх привел эту главу, для того чтобы очистить наши сердца. Как будто бы шейх говорит: «Если ты действительно боишься ширка таким же образом, как боялся Ибрахим, мир ему, хоть он был из великих пророков, то изучи все, что пришло в этой книге».

Эта книга написана, для того чтобы люди воплотили в себе таухид и боялись ширка. И в следующих главах будут более подробно разбираться таухид и ширк.

Ширк — это придавание кого-либо в сотоварищи Аллаху в Его Господстве или в поклонении Ему, или в Его именах и атрибутах. Он бывает большим, малым и скрытым.

Шейх привел аят, где Всевышний Аллах говорит:

﴿ إِنَّ اللَّهَ لاَ يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ ﴾

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает менее тяжкие грехи, кому пожелает» Сура «ан-Ниса», аят 48.

«аль-Магъфира» — это скрытие того, следы чего вызывают опасение. И поэтому шлем в арабском языке называется «мигъфара», так как он скрывает голову.

Ширк или грехи оставляют свои следы либо на этом, либо на том свете. Самая великая милость для раба — это прощение его грехов. И после прощения не останется никаких следов греха.

Если бы не прощение грехов, люди бы погибли.

Под словами: «Воистину, Аллах не прощает», имеется ввиду, что не прощает никогда. Отсюда мы понимаем, что Всевышний Аллах не простит тому, кто придает Ему кого-то в сотоварищи.

Ученые сказали: «В этом аяте указание на то, что Всевышний Аллах не прощает тому, кто совершил большой ширк, не прощает тому, кто совершил малый ширк, и такой человек не заходит под прощение Всевышнего Аллаха, если только человек не покаялся. Всевышний Аллах прощает все, что меньше этого, кому пожелает».

Частица «ан» — это «маусуля». И «масдар» от глагола будет «накира», и приходит в отрицательном контексте, то есть указывает на всеобщность. Это указывает на то, что речь в аяте идет о всех видах ширка. Так как ширк — это великий грех. Всевышний Аллах нас создал, Он дает нам средства пропитания, Он проявляет нам свою милость. Как же после всего этого сердце может оставить Его и обратиться к другому? Нет сомнения в том, что это несправедливость. Это несправедливость в отношении прав Всевышнего Аллаха. Это было мнением шейхуль-Ислама Ибн Таймийи и многих других ученых.

Другие же ученые сказали о том, что не прощается только большой ширк. А что касается малого ширка, то Всевышний Аллах может его простить. Почему? Потому что слова: «приобщают сотоварищей» в большинстве случаев подразумевают большой ширк. Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَقَالَ الْمَسِيحُ يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ اعْبُدُوا اللَّهَ رَبِّي وَرَبَّكُمْ إِنَّهُ مَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ ﴾

«Мессия сказал: «О сыны Исраила! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему». Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» Сура «аль-Маида», аят 72.

В этом аяте под словами: «приобщает к Аллаху сотоварищей», имеется ввиду большой ширк.

Также в другом аяте Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَمَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَكَأَنَّمَا خَرَّ مِنْ السَّمَاءِ فَتَخْطَفُهُ الطَّيْرُ أَوْ تَهْوِي بِهِ الرِّيحُ فِي مَكَانٍ سَحِيقٍ ﴾

«А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место» Сура «аль-Хадж», аят 31.

Шейхуль-Ислам Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб выбрал мнение шейхуль-Ислама ибн Таймийи и имама Ибнуль-Къайима о том, что в приведенном аяте подразумеваются все виды ширка, то есть он выбрал мнение первой группы ученых. И поэтому этот аят соответствует данной главе. Если человек узнает, что ширк не прощается, то он должен бояться его. Человек будет сильно бояться малого ширка, не говоря уже о большом.

Ширка должны бояться те, кто отошел от таухида, те, кто поклоняются кому-то, помимо Аллаха, и совершают другие виды ширка. Они тем более должны бояться этого, так как они попали в то, что не прощается Всевышним Аллахом. Также должен быть великим страх мусульман, которые совершают малый или скрытый ширк, не чувствуя этого.

Каким же образом добиться прощения ширка? Только после покаяния. Если же он не принесет покаяние, а затем умрет, то задумайтесь о том, каким будет тяжесть этого греха на Весах? Кто будет спасен от этого? И нет сомнения в том, что это побудит человека к сильному страху. Ведь, человек будет в опасном состоянии во время того, когда его благие дела и грехи будет взвешиваться. Общеизвестно, что все виды ширка намного хуже, чем большие грехи.

Мы поняли из слов Всевышнего Аллаха: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей» — то, что здесь имеются ввиду все виды ширка. Это побудит человека к страху перед ширком. Поэтому раб должен изучать все виды ширка, для того чтобы не попадать в него. Также раб должен увещевать других. Самым лучшим из людей является тот, кто повелевает им благое. Всевышний Аллах сказал:

﴿ كُنْتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ ﴾

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества» Сура «Али Имран», аят 110.

Те люди, которые учат других единобожию, тем самым указывают этим людям на то, что их спасет. Если ты хочешь, чтобы люди были спасены, ты должен увещевать их. И самый главный призыв — это призыв к Таухиду, так как это самое великое, к чему можно призывать.

И поэтому во времена шейха Мухаммада люди, которые не поняли призыв, начали писать ему письма, ругать его. Они говорили: «Поистине, то, с чем ты пришел это не правильно, у тебя такое-то и такое-то намерение». И этого после того, как шейх объяснил им таухид, побудил людей к его изучению и предостерег от ширка. Он ответил им: «Если бы вы поняли истинную сущность того, к чему я вас призываю, я был бы для вас любимее, чем ваши отцы, ваши матери и ваши дети, однако вы народ, который не понимает». И это правильно! Поймет это только тот, кто знает права Всевышнего Аллаха.

Далее шейх привел аят, где Всевышний Аллах говорит:

﴿ وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّ اجْعَلْ هَذَا الْبَلَدَ آمِنًا وَاجْنُبْنِي وَبَنِيَّ أَن نَّعْبُدَ الأَصْنَامَ ﴾

«Вот Ибрахим сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам»» Сура «Ибрахим», аят 35.

Такое ду’а сделал Ибрахим, мир ему. И как мы знаем, он был из тех, кто воплотил в себе таухид. Он был имамом, усердным пред Аллахом в поклонении, ханифом. Он не был из числа многобожников. И, несмотря на такое положение, он все равно боялся ширка. Он боялся ширка, боялся поклонения идолам. Поэтому он обратился к Всевышнему Аллаху, сказав:

﴿ رَبِّ اجْعَلْ هَذَا الْبَلَدَ آمِنًا وَاجْنُبْنِي وَبَنِيَّ أَن نَّعْبُدَ الأَصْنَامَ رَبِّ إِنَّهُنَّ أَضْلَلْنَ كَثِيرًا مِّنَ النَّاسِ ﴾

«Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей» Сура «Ибрахим», аяты 35-36.

Сказал Ибрахим ат-Тейми, да смилуется над ним Аллах: «А кто может не бояться этого, после того, как боялся Ибрахим?»

И если Ибрахим, мир ему — тот, кто воплотил в себе таухид, тот, кто был описан прекрасными качествами — если он боялся ширка, то, кто после него может не бояться?

И если после всего этого человек не боится ширка, то, поистине, он обольщен. Ведь, Ибрахим, мир ему, был господином единобожников в свое время, однако у него не было гарантии, что он не попадет в ширк.

« الْأَصْنَامَ » — множественное число от слова « صنم ». /Санам/ — это предмет или изображение, которому поклоняются помимо Всевышнего Аллаха. Например, какое-либо животное, или планета, или звезда, или солнце, или луна и тому подобное. А также рисунок, который нарисовали люди, чтобы ему поклонялись.

Также у нас есть термин « الوثن »/аль-Уасн/ — это то, чему поклоняются люди наряду со Всевышним Аллахом, и оно не имеет физической формы, как например дух мертвого. Но слово /аль-Уасн/ может прийти в Коране, неся в себе смысл «санам», как например в словах Всевышнего Аллаха:

﴿ إِنَّمَا تَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَوْثَانًا وَتَخْلُقُونَ إِفْكًا ﴾

«Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и измышляете ложь» Сура «аль-’Анкабут», аят 17.

Точно также в словах Пророка ﷺ:

«اللّهُمّ لاَ تَجْعَلْ قَبْرِي وَثَناً يُعْبَدُ»

«О Аллах, не делай мою могилу идолом, которому будут поклоняться».

Далее шейх привел хадис, где Пророк ﷺ сказал: «Самое страшное, чего я боюсь от вас, так это малый ширк». Когда его спросили: «Что это такое?», он ответил: «Показуха». Ахмад 5/428 и 429; Имам аль-Байхакъи в «Шу’абиль иман», 5/333; аль-Багави в «Шарх ас-Сунна», 14/323-324; аль-Мунзири в «ат-Таргъиб уа-т-тархиб», 1/52. Сказали Байхакъи и Багъауи: «Хороший». Сказал шейх Альбани: «Иснад джеййид». См. «Сильсиля ас-Сахиха», 951.

Показуха бывает двух видов:

  1. Показуха мусульман. Например, мусульманин делает свою молитву красивой из-за того, что люди смотрят на него. Или читает красиво Коран, чтобы люди похвалили его и тому подобное. И это все является малым ширком.
  2. Показуха лицемеров. Это показуха в основах религии. Человек внешне показывает себя, как мусульманин, однако в душе у него неверие. Как сказал Всевышний Аллах:

    ﴿ يُرَاءُونَ النَّاسَ وَلاَ يَذْكُرُونَ اللَّهَ إِلاَّ قَلِيلاً ﴾

    «Показывают себя перед людьми и поминают Аллаха лишь немного» Сура «ан-Ниса», аят 142».

[Конец слов шейха]

Хотелось бы обратить ваше внимание на важный момент. Показуха не является поклонением тому, перед кем ты себя показываешь.

«Показуха» «ар-Рийа» — это поклонение Всевышнему Аллаху при людях с желанием, чтобы люди похвалили тебя за это поклонение. В чем тут ширк? В том, что человек ждет не только награды от Всевышнего Аллаха, но также и похвалы людей.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Показуха может делать недействительным все дело, а может делать недействительной только часть дела.

  1. Если человек изначально сделал намерение поклоняться Всевышнему Аллаху, для того чтобы люди увидели его и похвалили. У человека не было желания совершать молитву, однако он увидел, что люди смотрят на него, и встал на молитву. Такая молитва будет недействительной и не будет за нее вознаграждения.
  2. Если показуха приходит в то время, как человек уже начал совершать это поклонение, то его добавка к этому поклонению, которую он добавил ради людей, становится недействительной. Всевышний Аллах сказал: «Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, (тот же) кто совершит что-либо не только ради Меня, но и ради кого-то другого, Я откажусь и от него, и от его многобожия!» Муслим 2985.

Пророк ﷺ боялся этого греха от единобожников. Так как единобожники не совершают большого ширка, однако для них есть угроза малого ширка. Малый ширк может быть в намерениях, может быть в словах, а иногда может быть и в делах. И в этой книге мы разберем все эти виды ширка.

Показуха — один из самых страшных грехов для этой общины. Почему пророк, мир ему и благословение Аллаха, боялся этого греха? Потому что малый ширк не прощается. Люди часто небрежны в этом вопросе, а шайтан усердствует в том, чтобы ввести единобожников в малый ширк.

Затем шейх привел хадис от Ибн Мас’уда, который рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто умер, взывая к кому-либо (или поклоняясь кому-либо) наряду с Аллахом, попадет в Ад» Бухари, 4497.

Ду’а кому-либо кроме Всевышнего Аллаха является большим ширком. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ду’а – это поклонение». Абу Дауд, 1479; Тирмизи, 2969, 3247, 3372; аль-Багауи в «Шарх ас-Сунна», 3/158; ан-Науауи в «аль-Азкар», 478; Шейх Альбани назвал хадис достоверным. См. Сахих аби Дауд, 1479.

«Попадет в Ад» — то есть попадет туда навечно, подобно неверным. Так как большой ширк делает тщетными все дела, даже если этот ширк сделал самый праведный из мусульман. Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَلَقَدْ أُوحِيَ إِلَيْكَ وَإِلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَلَتَكُونَنَّ مِنْ الْخَاسِرِينَ * بَلِ اللَّهَ فَاعْبُدْ وَكُنْ مِنَ الشَّاكِرِينَ ﴾

«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток». Поклоняйся же одному Аллаху и будь в числе благодарных» Сура «аз-Зумар», аяты 65-66.

Даже если бы сам Пророк ﷺ совершил ширк (однако он этого не сделает), то все его дела стали бы тщетными. Разве это не обязывает нас бояться ширка? Однако в наше время многие не боятся этого и даже призывают к этому ширку других. Они заставляют людей ненавидеть тех, кто призывает к таухиду. Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَإِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَحْدَهُ اشْمَأَزَّتْ قُلُوبُ الَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ بِالْآخِرَةِ وَإِذَا ذُكِرَ الَّذِينَ مِنْ دُونِهِ إِذَا هُمْ يَسْتَبْشِرُونَ ﴾

«Когда поминают одного лишь Аллаха, содрогаются от отвращения сердца тех, которые не веруют в Последнюю жизнь. А когда поминают тех, которые ниже Него, они радуются» Сура «аз-Зумар», аят 45.

Тот, кто умер, взывая к кому-либо (или поклоняясь кому-либо) наряду с Аллахом, попадет в Ад. Это заставляет нас бояться ширка. Так как цель разумного человека — это спасение от Огня и вхождение в Рай.

Слова: « من دون الله » приходят в Коране и Сунне много раз. Из этих слов понимается два смысла:

  1. «Наряду с Аллахом». Каждый, кому поклоняются наряду с Аллахом — слаб, а Всевышний Аллах величественнее него. Это указывает на ужас такого ширка.
  2. «Помимо Аллаха». То есть человек не поклонялся Всевышнему Аллаху, а поклонялся кому-либо другому.

Следующий хадис от Джабира о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто предстал пред Аллахом, не приобщая к Нему ничего, попадет в Рай; а кто предстал пред Ним, приобщая к Нему что-нибудь, попадет в Огонь» Муслим, 93.

В словах: «не приобщая к Нему ничего» два вида всеобщности.

  1. Эти слова включают в себя все виды ширка.
  2. А также включают в себя запрет на поклонение любому божеству, кроме Всевышнего Аллаха. То есть запрещено поклоняться даже ангелам, пророкам и праведникам, не говоря уже об остальных.

Всевышний Аллах обещал тому, кто не совершит ширка, вхождение в Рай по Его милости, а обещание Всевышнего Аллаха непременно сбудется.

А кто предстал пред Ним, приобщая к Нему что-нибудь, попадет в Огонь. Поэтому каждому многобожнику обещан Огонь.

В словах: « وَمَنْ لَقِيَهُ يُشْرِكُ بِهِ شَيْئا » — всеобщность. Так как «ман» в условном контексте, а «йушрику» — «накира», то есть включает в себя все виды ширка.

Навечно войдет в Огонь или же временно? Это зависит от его ширка.

  1. Если человек совершал большой ширк и умер на этом, не покаявшись, то он войдет в Огонь навечно.
  2. Если человек совершал малый или скрытый ширк, то для него – угроза Огня, и он войдет туда временно, а затем будет выведен.

Малый ширк будет взвешен на Весах судного Дня. Если дела человека перевесят этот ширк, то он не будет за него наказан. Но может быть так, что человек обязательно войдет в Огонь за какой-то грех, даже если хороших дел будет много.

Это доказательство на то, что необходимо бояться ширка. Человек должен избегать этого настолько, насколько это возможно. Человек должен просить у Всевышнего Аллаха защиты от ширка. Человек должен говорить: «О Аллах, поистине я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы поклоняться кому-нибудь еще, кроме Тебя сознательно, и прошу у Тебя прощения за то, о чем я и сам не ведаю».

/Аллахумма инни а’узубика ан ушрика бика уа ана а’лям, уа астагъфирука лима ля а’лям/

Это мольба, которой нас научил Пророк ﷺ. Ахмад 4/403. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани. См. «Сахих ат-таргъиб» 1/19.

Тот, кто совершает ширк, зная об этом, его положение очень страшное. А иногда человек может совершить ширк, даже не зная об этом.

Отсюда мы понимаем, что ширк — это очень опасная вещь. Никто не должен относиться к этому халатно. Тот, кто халатно относится к таухиду и ширку, тот халатно относится к основам Ислама. Человек должен бояться всех видов ширка и должен изучать их. Должен изучать виды ширка и виды таухида. Если же человек затронет эти вопросы лишь поверхностно, то он может попасть в ширк, так как не знает его виды». [Конец слов шейха]

نسأل الله جل وعلا العفو والعافية

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Необходимость бояться ширка.
  1. Показуха является разновидностью ширка.
  1. Показуха относится к малому ширку.
  1. В этом заключается самая страшная опасность для праведников.

Потому что этот вид ширка заходит в сердце человека так, что тот даже не чувствует его. И если посланник Аллаха ﷺ боялся малого ширка для сподвижников, несмотря на их знания и силу их веры, то как же не бояться тому, кто меньше них?

  1. Близость, как Рая, так и Огня.
  1. Объединение указания на их близость в одном хадисе.
  1. Представший пред Аллахом не приобщающим к Нему ничего и никого попадает в Рай, а представший приобщающим к Нему что-либо или кого-либо попадет в Огонь, даже если он поклонялся Аллаху больше других людей.
  1. Огромное значение имеет просьба Ибрахима, мир над ним, уберечь его и его детей от поклонения идолам.
  1. Урок, который извлек Ибрахим из положения большинства людей, что видно из его слов: «Господь мой! Они ведь ввели в заблуждение многих людей…»(Сура «Ибрахим», аят 36).
  1. Толкование в этой главе слов: «нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха», как об этом упомянул аль-Бухари.
  1. Превосходство того, кто уберегся от ширка.

Контрольные вопросы