Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 48-я: О подшучивании над тем, в чем упоминается имя Аллаха, над Кораном или над Посланником Аллаха

Всевышний Аллах сказал: «А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: “Мы просто беседовали и шутили!” Скажи: “Не над Аллахом ли, Его знамениями и Его посланником вы издевались?” Не извиняйтесь! Вы стали неверными после вашей веры…» Сура «ат-Тауба», аяты 65—66.

Ибн ’Умар, Мухаммад ибн Ка’б, Зейд ибн Аслам и Катада рассказывали: «Во время похода в Табук один человек сказал: “Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти чтецы Корана”, — имея в виду посланника Аллаха и его сподвижников, читающих Коран. Ауф ибн Малик возразил ему: «Ты не только лжец, но и лицемер! Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха ﷺ». После этого Ауф отправился к Пророку ﷺ, чтобы обо всём ему рассказать. Однако, придя, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к посланнику Аллаха ﷺ, чтобы извиниться, Пророк ﷺ уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: «О посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы…» Ибн ’Умар рассказывал: «Он выглядел привязанным к подпруге верблюдицы Пророка ﷺ, а его ноги ударялись о камни, и он повторял: “Мы просто беседовали и шутили!..” Посланник Аллаха же сказал ему только: “Не над Аллахом ли, Его знамениями и Его посланником вы издевались?” Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному». Передал Ар-Рифаи 2/350 от Ибн Исхака; достоверный хадис.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Единобожие требует от человека покорности Аллаху, повиновения Ему словом и делом и почтительного отношения к Нему, и поэтому насмешки над поминанием Аллаха, Кораном или Посланником ﷺ несовместимы с подлинным единобожием. Они являются противоположностью почтительного отношения к Аллаху. Поэтому некоторые ученые разделили неверных на два вида.

  1. Отвращающиеся — « معرضون » — Всевышний Аллах сказал:

    ﴿ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لا يَعْلَمُونَ الْحَقَّ فَهُم مُّعْرِضُونَ ﴾

    «Однако большинство их не ведает об истине и отворачивается» Сура «аль-Анбийа», аят 24.

  2. Препирающиеся — « معارضون » — это те, которые вступают в споры. Они начинают спорить, желая погасить свет Всевышнего Аллаха.

Единобожие /таухид/ — это подчинение, следование, принятие и возвеличивание. Поэтому насмешки над поминанием Аллаха, Кораном или Посланником, мир ему и благословение Аллаха, несовместимы с единобожием, так как они противоречат возвеличиванию. Поэтому данный поступок является большим неверием, так как невозможно, чтобы подобное вышло из сердца единобожника. Такое совершает либо лицемер, либо неверный многобожник.

Соответствие этой главы книге единобожия — явное. Насмешки над поминанием Аллаха, Кораном или Посланником ﷺ несовместимы с подлинным единобожием. Всё это является неверием, выводящим из Ислама. Человек издевается над Кораном и посланником, а Всевышний Аллах говорит:

﴿ وَلَئِن سَأَلْتَهُمْ لَيَقُولُنَّ إِنَّمَا كُنَّا نَخُوضُ وَنَلْعَبُ قُلْ أَبِاللَّهِ وَآيَاتِهِ وَرَسُولِهِ كُنتُمْ تَسْتَهْزِؤُونَ * لاَ تَعْتَذِرُواْ قَدْ كَفَرْتُم بَعْدَ إِيمَانِكُمْ ﴾

«Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”. Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали”» Сура «ат-Тауба», аяты 65-66.

Унижают Всевышнего Аллаха, или халатно относятся к тому, в чём есть поминание Всевышнего, как это делают некоторые нечестивцы, которые произносят слова, не обращая на них внимания, а эти слова заводят их на семьдесят лет в Огонь. Всё это (издевательство над Аллахом, Его посланником и Кораном) является большим неверием, которое выводит из религии.

Это правило не всегда распространяется на тех, кто глумится над религией, потому что этот вопрос нуждается в дополнительном разъяснении. Если человек насмехается над Исламом, то он совершает неверие. Если же он ругает религию (имея в виду религию того человека, с которым он спорит), проклинает ее или насмехается над ней, но не имеет в виду мусульманскую веру, то его поступок не относится к насмешкам над Аллахом, Его Посланником (мир ему и благословение Аллаха) и Кораном. Поэтому мы говорим, что неверие будет только тогда, когда издеваются над Аллахом, Его Посланником ﷺ и Кораном.

Если же речь идет о какой-то другой вещи, то этот вопрос нуждается в дополнительном разъяснении. Если человек издевается над религией, надо спросить, что он имеет в виду: религию Ислам или религию (то есть нравы) этого человека? Например, человек издевается над чем-то из религии или над какой-нибудь Сунной, выходит ли он из Ислама? Нет, потому что это издевательство может возвращаться к человеку, а не к самой религии. Нужно объяснить этому человеку, что то, над чем он издевается, является Сунной Пророка ﷺ. Если он узнает, что это сунна, согласится с этим, и продолжит издеваться, то это считается издевательством над посланником ﷺ.

Также издевательство человека может быть связано с Кораном, а иногда может быть не связано. В этом нужно разобраться. Если человек издевается над Аллахом, Его именами, Его атрибутами, над посланником Аллаха ﷺ, над Кораном, то это всё является большим неверием. Если же это издевательство не связано с этими тремя вещами, то оно является запретным, а не большим неверием.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَلَئِن سَأَلْتَهُمْ لَيَقُولُنَّ إِنَّمَا كُنَّا نَخُوضُ وَنَلْعَبُ قُلْ أَبِاللَّهِ وَآيَاتِهِ وَرَسُولِهِ كُنتُمْ تَسْتَهْزِؤُونَ * لاَ تَعْتَذِرُواْ قَدْ كَفَرْتُم بَعْدَ إِيمَانِكُمْ ﴾

«Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”. Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали”» Сура «ат-Тауба», аяты 65-66.

В этом аяте говорится о тех, кто насмехается над Аллахом, Его Посланником ﷺ и знамениями Аллаха. Под этими знамениями подразумеваются коранические аяты. И если человек насмехается над ними, то он является неверующим, и оправдание его поступка тем, что он хотел лишь позабавиться и пошутить, совершенно бесполезны. Такой человек является самым настоящим неверующим.

Этот аят был ниспослан по поводу лицемеров. Что же касается истинных приверженцев единобожия, то они никогда не позволят себе насмехаться над такими вещами. Если же он начнет издеваться, то его единобожие исчезнет.

Поэтому мусульмане, а особенно требующие знания, должны бояться слов! Многие люди говорят какие-то слова, даже не обращая внимания на это. В том, чем они шутят, иногда поминание Всевышнего Аллаха, чтение Корана и знание. Это является запретным и попадает под слова Пророка ﷺ: «Поистине, некий человек говорит слово, даже не обращая на него внимания, и заходит по причине этого слова на семьдесять лет в Огонь». ат-Тирмизи, 2314. Просим у Всевышнего Аллаха защиты и безопасности!

Раб обязательно должен возвеличивать Всевышнего Аллаха. Если он что-то говорит, то должен задумываться над своей речью прежде, чем сказать. Язык является причиной гибели человека. Му’аз спросил у Пророка ﷺ: «О посланник Аллаха! Неужели мы будем спрошены даже за то, что мы говорим?» Пророк ﷺ ответил: «Да потеряет тебя твоя мать! Разве ты не знал, что люди будут погружены лицами в Огонь по причине того, что произносили их языки?» Ахмад, 5/231; ат-Тирмизи, 2619.

Бойтесь Аллаха в своих речах! Язык является самым опасным органом, а люди относятся к нему халатно. Особенно будь осторожен, когда ведешь речь о религии, о знании, о приближенных Аллаха, об ученых, о сподвижниках Пророка ﷺ, о таби‘инах. Всё это очень опасно. Смута стала великой, а спасен будет лишь тот, кого убережет Всевышний Аллах.

Ибн ’Умар, Мухаммад ибн Ка’б, Зейд ибн Аслам и Катада рассказывали: «Во время похода в Табук один человек сказал: “Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти чтецы Корана”, — имея в виду посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников, читающих Коран. Ауф ибн Малик возразил ему: «Ты не только лжец, но и лицемер! Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха». После этого Ауф отправился к Пророку ﷺ, чтобы обо всём ему рассказать. Однако, придя, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к посланнику Аллаха ﷺ, чтобы извиниться, Пророк ﷺ уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: «О посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы…» Ибн ’Умар рассказывал: «Он выглядел привязанным к подпруге верблюдицы Пророка, а его ноги ударялись о камни, и он повторял: «Мы просто беседовали и шутили!..» Посланник Аллаха ﷺ же сказал ему только:

﴿ أَبِاللَّهِ وَآيَاتِهِ وَرَسُولِهِ كُنتُمْ تَسْتَهْزِؤُونَ ﴾

«Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?» Сура «ат-Тауба», аят 65.

Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному». Хадис достоверный. См. подробно о нём в книге «Тайсир аль-‘Азиз аль-Хамид» в разъяснении данной главы». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Очень важный вопрос о том, что любой, позволяющий себе подобные шутки, является неверным.
  1. Таково толкование аята в отношении совершившего это, кем бы он ни был.
  1. Разница между доносом и благожелательностью по отношению к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.
  1. Разница между милосердием, которое угодно Аллаху, и беспощадностью по отношению к врагам Аллаха.
  1. Вопрос о том, что не каждое извинение должно приниматься.

Контрольные вопросы