Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 51-я: О словах Всевышнего Аллаха: «У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали»

Всевышний Аллах сказал: «У Аллаха — прекрасные имена; взывайте к Нему ими, и оставьте тех, кто уклоняется от истины в Его именах. Им воздастся за то, что они делают!» Сура «аль-А‘раф», аят 180.

Ибн Абу Хатим приводит толкование Ибн ’Аббаса о словах Аллаха: «…тех, кто уклоняется от истины в Его именах…» — это те, кто придаёт Ему сотоварищей».

Ибн ’Аббас также сказал: «Название ал-Лат произошло от “аль-Иляh” (Божество), и название “аль-’Узза” — от “аль-’Азиз” (Могущественный)».

Аль-А’маш сказал: «Они [которые уклоняются от истины] вносят в них [имена Аллаха. — Ред.] то, что к ним не относится».

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Это глава об обязательности возвеличивания имён Всевышнего Аллаха. К возвеличиванию относится также оставление отклонения от истины в них. Также необходимо обращаться к Аллаху через эти прекрасные имена. Прекрасные имена — это такие имена, которые достигли конечной степени своей красоты. У творений тоже есть имена, которые могут быть хорошими, а могут быть нехорошими, но все равно они не достигнут конечной степени красоты. А эта красота заключается в том, что атрибут, который вытекает из этого имени, содержится в нём на самом деле. Например, человека могут звать Салих (праведный), а он не является таковым. Или человек зовут Халид (долгожитель), а он проживет очень мало. Поэтому человек назван каким-либо именем, но оно не является в отношении него прекрасным. Однако Всевышний Аллах описан прекрасными именами. Имена Всевышнего Аллаха содержат в себе совершенные атрибуты, атрибуты величия, красоты, мощи, величия и так далее.

Поэтому если ученые разъясняют людям имена Всевышнего Аллаха, они всего лишь указывают на основы смысла этих имен. Что касается полного смысла этих имен, то их не знает никто, кроме Всевышнего Аллаха. Поэтому Пророк ﷺ говорил в своих мольбах: «Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, ибо лишь Ты Сам воздал их Себе в достаточной мере». ат-Тирмизи, 3566; ибн Маджах, 1179. Поэтому люди, разъясняющие имена Аллаха, разъясняют лишь общий смысл. Что касается полного понимания этих имен, то люди не знают этого.

У Всевышнего Аллаха также есть имена, которые являются прекрасными, только если они связаны с чем-то. Об Аллахе не говорят, что Он — Говорящий « المتكلم », а связывают это имя с чем-то, и говорят, что Он — Говорящий то, что пожелает и когда пожелает. Он говорит в соответствии со своей мудростью и полнотой справедливости. Именно таким образом этот атрибут становится похвальным. Также нельзя называть Аллаха именем «Делающий» « الصانع », так как делать можно добро, а можно и зло.

Группа ученых разделила имена Всевышнего Аллаха на две группы:

  1. Имена красоты — « أسماء الجمال » — такие имена, как Любящий /аль-Уадуд/, Милостивый /ар-Рахим/ и так далее.
  2. Имена величия — « أسماء الجلال » — это имена, которые указывают рабам на величие Аллаха, например, Всемогущий /Къадир/ и так далее.

Также имена Всевышнего Аллаха делятся другим способом, как об этом можно прочитать у Ибн аль-Къаййима и других ученых. Верующий раб Аллаха должен знакомиться с Его именами а атрибутами. Не будет полным единобожие в сердце раба до тех пор, пока он не познакомится с именами Аллаха и Его атрибутами.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَلِلَّهِ الأَسْمَاء الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا وَذَرُواْ الَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِي أَسْمَائِهِ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ ﴾

«У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали» Сура «аль-А‘раф», аят 180.

Частица «лям» показывает, что Великому и Могучему Аллаху подобают только самые прекрасные и совершенные имена.

«Взывайте к Нему посредством их» — Аллах заслуживает именоваться ими, и рабы обязаны взывать к Нему посредством этих имен. Это — обязательное предписание религии. Толкователи отмечали, что под мольбой и зовом здесь подразумеваются восхваление и поклонение, и поэтому мы поклоняемся Аллаху, пытаясь приблизиться к Нему посредством Его прекрасных имен и тех возвышенных качеств, на которые они указывают. Согласно другому толкованию, под мольбой и зовом здесь подразумеваются просьбы и молитвы. Это значит, что если мы хотим обратиться к Аллаху с просьбой, то нам следует просить Его, упоминая прекрасные имена, соответствующие роду нашей просьбы. Оба упомянутых толкования являются правильными.

«Оставьте тех, которые отрицают Его имена» — затем Аллах повелел мусульманам избегать тех, кто отрицает имена Великого и Могучего Аллаха. Под отрицанием здесь подразумевается уклонение от их истинного смысла и толкование их неподобающим образом.

У этого уклонения бывает несколько степеней. Например, какому-то созданию присвоили имена Всевышнего Аллаха, как это сделали арабы. Они дали имена своим божествам, и имя «аль-Лят» произошло от слова «илях», а имя «‘узза» от имени Аллаха «‘Азиз». Также сюда относится то, что приписывают Аллаху сына, как это сделали христиане.
Также сюда относится отрицание имен и атрибутов Всевышнего Аллаха. Например, крайние джахмиты, которые отрицали все имена и атрибуты Аллаха, кроме Его существования.
Также сюда относится то, что люди искажают явный смысл имен и атрибутов. Так поступили муътазилиты, аш‘ариты и им подобные.

Поэтому из отклонения в именах есть неверие, а есть нововведение. Что касается нововведения, то это искажение (тауиль) имен и атрибутов Всевышнего Аллаха. А что касается того, во что попали джахмиты, христиане и многобожники-арабы, то это является неверием.

Ибн Аби Хатим приводит толкование Ибн ‘Аббаса на слова Аллаха:

﴿ يُلْحِدُونَ فِي أَسْمَائِهِ ﴾

«…которые отрицают Его имена…» Сура «аль-А‘раф», аят 180.

Ибн ‘Аббас сказал: «Это — те, кто придаёт Ему сотоварищей». Мы не нашли этого у Ибн Аби Хатима. А Аллах знает лучше!

Ибн ‘Аббас также сказал: «Название «ал-Лят» произошло от «аль-Илях» (Божество), и название «аль-‘Узза» — от «аль-‘Азиз» (Могущественный)». Передает ибн Джарир в тафсире, 9/133; ибн Аби Хатим в тафсире, 5/1623. Иснад очень слабый (да‘иф джиддан).

аль-А‘маш сказал: «Они [которые уклоняются от истины] вносят в них [имена Аллаха] то, что к ним не относится». Иснад слабый.

Одной из форм отрицания имен и качеств Аллаха является нарекание рабов именами Аллаха. Язычники, например, нарекли своих идолов именами аль-Лат, которое произошло от слова «божество», и аль-‘Узза, которое является производным от слова «могущественный»».[Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Утверждение наличия имён у Аллаха.
  1. Его имена прекрасны.
  1. Повеление взывать к Аллаху посредством этих имен.
  1. Повеление отвергать невежественных людей, которые отрицают имена Аллаха и уклоняются от истины в них.
  1. Разъяснение понятия «уклоняются от истины» в отношении имён Аллаха.
  1. Угроза тому, кто уклоняется от истины.

Контрольные вопросы