Молитва /намаз/

Предписанная в Исламое обязательная молитва /намаз/ легка и приносит огромную пользу сердцу верующего и его телу, отдельному человеку и целому обществу. Молитва связывает верующего с Господом. Перед тем как приступить к её совершению, мусульманин очищается телесно и духовно. Он стоит перед Господом, исполненный смирения и покорности, приближаясь к Нему посредством действий, которые Он предписал совершать во время молитвы: поминания Аллаха, чтения Корана, поясных и земных поклонов, сидения и стояния — и обращается к Нему с мольбами.

Молитва увеличивает веру, стирает грехи, ставит человека в один ряд с благочестивыми и праведными, помогает ему в религии и в мирских делах и оберегает от порицаемого и мерзкого.

В молитве проявляется связь «раб — Господь», и она служит выражением смирения перед Всевышним Аллахом. Раб Всевышнего выстаивает молитву, со смирением и богобоязненностью читая аяты Корана и возвеличивая Аллаха посредством слов поминания и восхваления. Он совершает поясные поклоны Ему и падает пред Ним ниц. Он ведёт с Ним тайную беседу и обращается к Нему с мольбой, прося у Него милости. Молитва связывает человека с Его Господом, Который сотворил его и знает всё его тайное и явное и видит его движения среди падающих ниц пред Ним.

Кроме того, молитва — причина любви Всевышнего к Своему рабу. А на того, кто не признаёт обязательность молитвы и отказывается совершать её из высокомерия и нежелания признавать себя рабом Всевышнего, Он гневается и проклинает его, и такой человек перестаёт быть мусульманином.

Положение молитвы в Исламе и ее достоинства

Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье и его сподвижникам и тем, кто последовал за ним.

А затем:

Поистине, положение молитвы велико в Исламе, а ее место является высоким перед Аллахом, Его посланником ﷺ, и верующим. Она является вторым столпом из столпов Ислама, после двух свидетельств. От Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ислам построен на пяти [вещах]: свидетельство о том, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха и то, что Мухаммад — посланник Аллаха, выполнение молитвы, выдача закята, пост в месяц Рамадан и хадж /паломничестве/ к Дому, для того, кто на это способен». Приводят хадис имамы Бухари и Муслим в своих сборниках «Сахих».

Всевышний Аллах побуждает верующих к выстаиванию молитвы во многих аятах. Сказал Всевышний:

﴿ مُنِيبِينَ إِلَيْهِ وَاتَّقُوهُ وَأَقِيمُوا الصَّلاةَ وَلا تَكُونُوا مِنَ الْمُشْرِكِينَ * مِنَ الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا كُلُّ حِزْبٍ بِمَا لَدَيْهِمْ فَرِحُونَ ﴾

«Обращайтесь к Нему с раскаянием, бойтесь Его, совершайте молитву /намаз/ и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» Сура «ар-Рум», аяты 31-32.

Всевышний сказал:

﴿ وَمَا أُمِرُوا إِلاَّ لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاء وَيُقِيمُوا الصَّلاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ وَذَلِكَ دِينُ الْقَيِّمَةِ ﴾

«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, очищая свою религию [от многобожия], как ханифы, совершать молитву /намаз/ и выплачивать закят. Это — правая [истинная] вера» Сура «аль-Беййина», аят 5.

И сказал Всевышний:

﴿ قُل لِّعِبَادِيَ الَّذِينَ آمَنُواْ يُقِيمُواْ الصَّلاةَ وَيُنفِقُواْ مِمَّا رَزَقْنَاهُمْ سِرًّا وَعَلانِيَةً مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ يَوْمٌ لاَّ بَيْعٌ فِيهِ وَلاَ خِلالٌ ﴾

«Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали молитву /намаз/ и расходовали явно и тайно из того, чем Мы их наделили, пока не наступит день, когда не будет ни торга, ни дружбы» Сура «Ибрахим», аят 31.

Так же из ду’а /мольбы/ друга Милостивого, Ибрахима, мир ему, были следующие слова:

﴿ رَبِّ اجْعَلْنِي مُقِيمَ الصَّلاةِ وَمِن ذُرِّيَّتِي رَبَّنَا وَتَقَبَّلْ دُعَاء ﴾

«Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу» Сура «Ибрахим», аят 40.

Аллах сделал молитву обязательной для каждого разумного мусульманина, достигшего совершеннолетия. И узаконил обучение детей молитве с малых лет, согласно хадису, где Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Обучайте своих детей молитве с семи лет. И заставляйте [бейте] их для совершения ее, когда они достигнут десяти». Хадис достоверный. Приводит его имам Ахмад в «муснад», 6854, 6927, Абу Дауд, 495, ад-Даракутни, Ибн Аби Шейба и другие. Шейх Альбани назвал его достоверным в «Сахих Сунан Аби Дауд».

Также приказано нам выполнение молитвы коллективно /с джама’атом/ в домах Аллаха, т.е. в мечетях. И восхвалены в упоминаниях те молящиеся, которые выполняют ее /салят-молитву-намаз/ в мечетях, а также упомянуты их похвальные качества и многие великие награды, которые будут дарованы им за это. Сказал Всевышний:

﴿ فِي بُيُوتٍ أَذِنَ اللَّهُ أَن تُرْفَعَ وَيُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ فِيهَا بِالْغُدُوِّ وَالآصَالِ * رِجَالٌ لّا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلا بَيْعٌ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلاةِ وَإِيتَاء الزَّكَاةِ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ فِيهِ الْقُلُوبُ وَالأَبْصَارُ * لِيَجْزِيَهُمُ اللَّهُ أَحْسَنَ مَا عَمِلُوا وَيَزِيدَهُم مِّن فَضْلِهِ وَاللَّهُ يَرْزُقُ مَن يَشَاء بِغَيْرِ حِسَابٍ ﴾

«В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им за наилучшее из того, что они совершили [или лучшим, чем то, что они совершили; или наилучшим образом за то, что они совершили], и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, безо всякого счета» Сура «ан-Нур», аяты 36-38.

Сказал Всевышний:

﴿ إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللَّهِ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَأَقَامَ الصَّلاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلاَّ اللَّهَ فَعَسَى أُوْلَئِكَ أَن يَكُونُواْ مِنَ الْمُهْتَدِينَ ﴾

«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути» Сура «ат-Тауба», аят 18.

Сказал Всевышний:

﴿ قُلْ أَمَرَ رَبِّي بِالْقِسْطِ وَأَقِيمُواْ وُجُوهَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَادْعُوهُ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ كَمَا بَدَأَكُمْ تَعُودُونَ ﴾

«Скажи: “Мой Господь велел поступать справедливо”. Обращайте к Нему лица в любом месте поклонения и взывайте к Нему, очищая перед Ним веру. Он сотворил вас изначально, и так же вы будете возвращены» Сура «аль-А’раф», аят 29.

И Он приказал Своим рабам быть справедливыми и правдивыми, а также приказал обращение в сторону Киблы, в какой бы мечети они ни были, и сказал Всевышний:

﴿ يَا بَنِي آدَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَكُلُواْ وَاشْرَبُواْ وَلاَ تُسْرِفُواْ إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ ﴾

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» Сура «аль-А’раф», аят 31.

Под украшениями подразумевается — скрытие ‘аурата /интимных мест, красот/ в молитве и не имеет значения для какой молитвы — коллективной в мечети или нет. Ведь скрывание ‘аурата является обязательным в любом состоянии, ведь «Аллах больше всех достоин, чтобы Его стеснялись». Хадис хасан /хороший/. Приводит его имам Ахмад в «муснад», 20567, 20568, имам Бухари под главой 20, абу Дауд, 4017, ат-Тирмизи, 2769, аль-Бейхакый и др.

И эти аяты, которые были приведены, указывают на значимость мечетей, которые Аллах приказал строить для выполнения в них коллективных молитв. Мечети являются одними из величайших ценностей в Исламе и величайшим проявлением Ислама. Коллективная молитва, совершенная в ней, а также призыв на нее являются одними из великих обрядов Ислама. А оставление выполнения коллективной молитвы является признаком лицемерия, да упасет нас Аллах от этого!

Сказал Всевышний о молитве:

﴿ وَاسْتَعِينُواْ بِالصَّبْرِ وَالصَّلاةِ وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلاَّ عَلَى الْخَاشِعِينَ * الَّذِينَ يَظُنُّونَ أَنَّهُم مُّلاقُوا رَبِّهِمْ وَأَنَّهُمْ إِلَيْهِ رَاجِعُونَ ﴾

«Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных, которые убеждены в том, что они встретятся со своим Господом и что они возвратятся к Нему» Сура «аль-Бакара», аяты 45-46.

Сообщается, что абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк ﷺ сказал: «Для лицемеров нет молитв более тяжких, чем утренняя /фаджр/ и ночная /‘иша/, однако, если бы знали они, [какая награда ждет людей] за две эти молитвы, то обязательно являлись бы на них [в мечеть], даже [если бы пришлось им добираться туда] ползком! И хотел бы я приказать человеку, чтобы он помолился с людьми [вместо меня], а самому пойти с теми мужами, у которых были бы дрова к тем, кто не присутствовали на молитве для того, чтобы сжечь их дома». Хадис приводится у аль-Бухари в главе «Достоинство коллективной ночной молитвы», № 657 и Муслима в главе «Мечети», № 651.

Также молитва является тем, по причине чего прощаются грехи.

Передают со слов абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ спросил: «Скажите, если бы у дверей [дома] любого из вас протекала бы река и он купался в ней по пять раз ежедневно, остался ли бы он грязным после этого?» Они ответили: «От грязи не осталось бы и следа». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Это подобно пяти молитвам, посредством которых Аллах стирает прегрешения». Приводят хадис имам Бухари № 528 и имам Муслим № 667.

Джабир ибн ‘Абдиллях, да будет доволен им Аллах, сообщил, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пять молитв подобны реке [щедро текущей] у ваших дверей, в которой вы умываетесь пять раз в день». Приводят хадис имам Муслим 668, имам Ахмад 462/2 из хадиса Джабира и Абу Хурайры.

Как правильно совершать молитву /намаз/?

После краткого разъяснения достоинств и указания на обязательность совершения молитвы должным образом так, как это делал Пророк Мухаммад ﷺ, ниже приводятся аудио лекции по небольшим посланиям авторитетных ученых, разбирающих вопросы, связанных с молитвой в Исламе.

Условия молитвы

Условия молитвы

Краткое описание молитвы

Саджда саху

Саджда саху

Следите за обновлениями на канале в Телеграм: t.me/daura