Паломничество /хадж и умра/

Мусульманин обязан совершить хадж раз в жизни, хотя если он совершит его несколько раз, это будет добровольно совершённым добрым делом, за которое его тоже ожидает награда. Мусульманин совершает путешествие в благословенную Мекку для исполнения обрядов хаджа в последний месяц лунного календаря. А перед входом в Мекку паломник снимает с себя свою одежду и надевает ихрам, состоящий из двух белых кусков ткани, которые оборачиваются вокруг нижней и верхней частей тела. Далее он исполняет необходимые обряды хаджа: обходит вокруг Каабы, пробегает между холмами Ас-Сафа и Аль-Марва, стоит на Арафате, ночует в Муздалифе, и так далее. Хадж — величайшее собрание мусульман на земле, во время которого между ними царит дух братства, взаимной симпатии, милосердия и сострадания друг к другу и чистосердечия. Они одеты в одинаковую одежду, исполняют одни и те же обряды, и лучший из них — самый богобоязненный. Хадж объединяет людей, заставляя их испытывать одинаковые чувства, поэтому он — замечательная возможность для укрепления единства мусульманской общины. Награда за хадж огромна. Помимо чудесной атмосферы, в которую попадает паломник во время хаджа, он приобретает ещё и бесценный дар Всевышнего — прощение грехов, совершённых им до хаджа.

Достоинство хаджа и ’умры

О достоинстве хаджа и ’умры пришли достоверные хадисы от посланника Аллаха ﷺ. Приведем некоторые из них:

Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершение ‘умры до следующей ‘умры служит искуплением совершенных между ними грехов, что же касается безупречного хаджа, то нет за него иного воздаяния, кроме Рая». аль-Бухари, 1773; Муслим, 1349.

Сообщается со слов ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершайте хадж и ’умру регулярно, ибо они удаляют бедность и грехи подобно тому, как кузнечные меха удаляют шлаки с железа, золота и серебра. А за безупречный хадж нет иной награды, кроме Рая». ат-Тирмизи, 810; ан-Насаи, 2631.

Сообщается со слов Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершайте хадж и ’умру регулярно, ибо они удаляют бедность и грехи подобно тому, как кузнечные меха удаляют шлаки с железа». ан-Насаи, 2630.

Передают со слов матери правоверных ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды она сказала: «О посланник Аллаха, мы считаем наилучшим делом джихад, так не принять ли нам в нём участие?» Пророк ﷺ ответил: «Нет! Наилучшим джихадом для вас (женщин) является безупречный хадж». аль-Бухари, 1520.

Также в другой версии сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «О посланник Аллаха, должны ли женщины совершать джихад?» Пророк ﷺ ответил: «Они должны совершать джихад, в котором нет сражения, а это хадж и ’умра». ибн Маджах, 2901.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланника Аллаха ﷺ спросили: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». Его спросили: «А после этого?» Он ответил: «Джихад на пути Аллаха». Его снова спросили: «А после этого?» Он ответил: «Безупречный хадж». аль-Бухари, 26; Муслим, 83.

Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда родила его мать». аль-Бухари, 1521; Муслим, 1350.

Сообщается также, что Пророк ﷺ сказал ’Амру ибн аль-’Асу, да будет доволен им Аллах: «Разве тебе не известно, что Ислам уничтожает всё, что было прежде, и хиджра уничтожает всё, что было прежде, и хадж уничтожает всё, что было прежде?» Муслим, 121.

Безупречный хадж, (о котором сказано в вышеперечисленных хадисах), это такой хадж, который соответствует сунне посланника Аллаха ﷺ.

Сообщается со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Перенимайте от меня ваши религиозные обряды, ибо я не знаю — может быть, после этого моего хаджа я уже никогда не совершу паломничества». Муслим, 1297.

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «О люди, перенимайте от меня ваши религиозные обряды, ибо я не знаю — может быть, я не совершу больше хаджа после этого года». ан-Насаи, 3062.

Также безупречный хадж — это такой хадж, во время которого человек не приближается к своей супруге и не совершает грехов, а также отказывается от всех действий, которые запрещены во время хаджа. Признаком того, что хадж был безупречным, является то, что мусульманин после этого хаджа становится лучше, чем был раньше.

Если человек до совершения хаджа совершал определенные грехи, то во время хаджа ему следует покаяться перед Аллахом искренним покаянием, оставить совершение этих грехов, сожалеть о том, что их совершал, и быть твердо убежденным в том, что больше никогда не совершит ничего подобного. Если же грех человека связан с правами людей, то он должен возместить им попранное право. Например, если он отобрал чужое имущество, то должен вернуть это имущество. Если же он нанес кому-то обиды своим языком или руками, то должен попросить прощения за это. Если же человек знает, что если он сообщит этим людям о том, что говорил о них плохо, то это приведет к еще большему вреду, ссоре и вражде, то ему достаточно попросить у них прощения общими фразами, не упоминая того, что он о них говорил. При этом он должен начать отзываться об этих людях хорошо и просить у Аллаха для них блага.

Совершив хадж именно так, человек откроет для себя врата к благу, начнет новую жизнь, переполненную богобоязненностью и прямотой во время выполнения приказов Аллаха.

Если же человек до хаджа был в плохом состоянии и после хаджа остался таким же, то это уже является признаком того, что его хадж не был безупречным.
Что же касается того, что намаз, хадж, ’умра и другие праведные деяния стирают грехи, то речь идёт о малых грехах. Ведь, Аллах Всевышний сказал:

«Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния» Сура «ан-Ниса», аят 31.

Также посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершение пяти ежедневных молитв и участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей послужат искуплением прегрешений, совершённых между этими молитвами, если не будет среди них тяжких грехов, и соблюдение поста в каждый следующий Рамадан после предыдущего послужит искуплением прегрешений, совершённых между ними, если человек не совершит тяжких грехов». Муслим, 233.

Что же касается тяжких грехов, то их стирает только покаяние (тауба).

Если паломник совершает покаяние, каясь в малых и в больших грехах, то возвращается домой таким же, каким был он в тот день, когда родила его мать. Если же человек не кается в своих грехах и продолжает их совершать, то он будет спрошен за это.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ مَن جَاءَ بِالْحَسَنَةِ فَلَهُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا وَمَن جَاءَ بِالسَّيِّئَةِ فَلَا يُجْزَى إِلَّا مِثْلَهَا وَهُمْ لَا يُظْلَمُونَ ﴾

«Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» Сура «аль-Ан’ам», аят 160.

Разъясняя этот аят, Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: «Знай, что люди, оставляющие греховный поступок, делятся на три вида:

  1. Иногда человек оставляет грех только ради Аллаха и ему пишется будто он совершил одно благое дело. Здесь человек и оставил грех, и сделал правильное намерение. Именно поэтому, в хадисах указывается на то, что такому человеку будет записано одно благое дело. Например, в некоторых достоверных хадисах сказано, что Аллах говорит: „Ведь, человек оставил этот грех только ради Меня“.
  2. Иногда человек оставляет грех по забывчивости и рассеяности. В данном случае ему не будет записана награда, так как он не имел намерения оставить грех, но и не будет записано совершение греха, ибо он не совершил его.
  3. Иногда человек оставляет грех из-за физической невозможности его совершить или из-за лени после того, как он предпринял все способы приблизиться к совершению этого греха. Такой человек подобен тому, кто совершил грех, ибо сообщается, что Пророк ﷺ сказал: „Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в аду“. Люди спросили: „О посланник Аллаха, (будет справедливо, если туда попадёт) убивший, но почему же и убитый?!“ Он ответил: „Ведь и он хотел убить своего товарища!“ аль-Бухари, 31; Муслим, 2888».

См. «Тафсир аль-Къуран аль-’Азым», 3/340. Издательство «Дар аль-Кутуб аль-’ильмия», 1419 год.

Обязательность хаджа и ’умры

Совершение хаджа и ’умры обязательно один раз в течении жизни, а кто совершит их больше одного раза, то это уже будет считаться добровольным поклонением.

Также хадж и ’умра могут стать обязательными после совершения обета /назра/. Если человек дал обет перед Аллахом совершить хадж или ’умру, то обязательно нужно выполнить свой обет.

Если человек уже начал совершать добровольный хадж или ’умру, то он обязан довести их до конца, ибо Аллах сказал:

﴿ وَأَتِمُّوا الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ ﴾

«Завершайте хадж и малое паломничество ради Аллаха» Сура аль-Бакара, аят 196.

Совершение хаджа обязательно из-за доводов из Корана и Сунны, а также по единогласному мнению мусульман /иджма’/.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلًا وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ ﴾

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому [Каабе], если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» Сура али ’Имран, аят 97.

Пророк ﷺ сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении намаза, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в Рамадане». аль-Бухари, 8; Муслим, 16.

А также: «[Суть] Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершал намаз, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это». Муслим, 8.

Также сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ обратился к нам с проповедью и сказал: „О люди, хадж был вменён вам в обязанность, так совершайте же его“. Один человек спросил: „Каждый год, о посланник Аллаха?“ — однако Пророк ﷺ хранил молчание до тех пор, пока тот не задал свой вопрос трижды. Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: „Если я скажу: „Да“ это непременно станет вашей обязанностью, но вы ведь не сможете выполнять её“». Муслим, 1337.

И мусульмане единогласны, что хадж обязателен для того, в ком объединились все условия обязательности хаджа.

Что же касается ’умры, то на её обязательность указывают следующие хадисы:

  1. Сообщается, что ’Айша, да будет доволен ею Аллах, однажды, спросила: «О посланник Аллаха, должны ли женщины совершать джихад?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Да, они обязаны совершать джихад, в котором нет сражения, а это — хадж и ’умра». Ахмад, 6/165; ибн Маджах, 2901.Приведя этот хадис, ибн Хузейма, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В словах Пророка ﷺ: „…они обязаны совершать джихад, в котором нет сражения, а это — хадж и ’умра“, разъяснение того, что ’умра так же обязательна, как и хадж». См. «Сахих ибн Хузеймы», хадис № 3074.
  2. Сообщается со слов ’Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Суть Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, а также совершал намаз, давал закят, совершал хадж и ’умру, совершал полное омовение после полового осквернения, а также совершал малое омовение должным образом и постился в месяц Рамадан». См. «Сахих ибн Хузеймы», хадис № 3065. А также этот хадис у ад-Даракъутни, 2/282.
  3. Сообщается со слов Абу Разина аль-’Укъайли, что, однажды, он пришел к Пророку ﷺ и сказал: «О посланник Аллаха, поистине, мой отец очень стар и не может совершить ни хадж, ни ’умру, и даже не может сидеть в седле». Пророк ﷺ ответил: «Соверши хадж и ’умру за своего отца». ат-Тирмизи, 930.
  4. Сообщается со слов ас-Субейи ибн Ма’бада, что, однажды, он сказал ’Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах: «О повелитель правоверных, поистине, я был бедуином и исповедовал христианство, а затем принял Ислам. Я стремлюсь попасть на джихад, но нашел то, что хадж и ’умра являются предписанными мне. Я спросил об этом у одного человека из моего народа, и он сказал мне: „Соверши хадж и ’умру вместе и принеси в жертву животное из того, что тебе будет облегчено“, и я совершил их вместе». Тогда ’Умар сказал: «Ты был наставлен на сунну твоего Пророка ﷺ». Абу Дауд, 1799.

Как правильно совершать обряды Хаджа и Умры?

После краткого разъяснения достоинств и указания на обязательность совершения Хажда и Умры должным образом так, как это делал Пророк Мухаммад ﷺ, ниже приводятся аудио лекции по книгам авторитетных ученых, где разбираются вопросы, связанные с обрядами паломничества.

Табсыр ан-насик

Тахкык уаль-идах

Книга хаджа

Следите за обновлениями на канале в Телеграм: t.me/daura