Изучение обязательных обрядов поклонения на основе доводов из Корана и Сунны

Редакция сайта «Даура.ком» подготовила спецпроект по изучению обязательных обрядов поклонения, таких как молитва /намаз/, выплата очистительной подати /закят/, пост /ураза/ и паломничество /хадж/ на основе доводов из Корана и Сунны в понимании авторитетных имамов и знатоков религии.

Обязательные обряды поклонения — столпы Ислама

Молитва /намаз/

Намаз молитва по Сунне

Пост /ураза/

Пост ураза в месяц Рамадан

Паломничество /хадж/

Хадж и Умра паломничество

Ислам — легкая религия

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам и тем, кто последовал за ними вплоть до Судного Дня.

А затем:

Ислам — религия истины, справедливости и настоящей свободы, религия лёгкости, счастья и прогресса. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на основы Ислама. Ислам зиждется на пяти столпах. Это свидетельство, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, пост в месяц Рамадан и паломничество в Мекку (хадж) для тех, у кого есть возможность совершить его. Все перечисленные действия легки для исполнения, и в них нет ничего, кроме блага.

Поистине, Всевышний Аллах не сделал религию для Своих рабов тяжелой, и не возложил на человека поклонение непосильное ему, сказав:

﴿ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ ﴾

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» Сура «аль-Бакара», аят 185.

Так же Всевышний Аллах сказал:

﴿ لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا ﴾

«Аллах не возлагает на душу сверх её возможностей» Сура аль-Бакара, аят 286.

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Самая лучшая ваша религия – легкая!» Ахмад 1/336. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 1/116.

Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Однажды посланника Аллаха ﷺ спросили: “Какая самая любимая религия для Аллаха?” Он ответил: «Легкая религия единобожия (ханифия)!»” Ахмад 1/236. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-‘Аляи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

«Легкая», то есть лишенная излишеств. Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Ханифия упоминается наряду с легкостью, поскольку религия ханифия – это единобожие и легкость в делах. И это является противоположностью двум вещам, а это – многобожие и запрещение дозволенного”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/135.

Имам Закария аль-Ансари сказал в отношении этого хадиса: “Легкая религия – означает: Религия, в которой нет стесненности и трудностей в отличие от прочих религий”. См. “Тухфатуль-Бари” 1/199.

Имам аль-Бухари привел этот хадис в своем «Сахихе» в главе под названием «Религия легка».

Хафиз Ибн Хаджар в отношении этой главы «Религия легка», сказал: “Она названа легкой религией по отношению к предыдущим религиям, ибо Аллах снял с этой общины то бремя, которое было возложено на другие общины. И самым ярким пример этому является форма покаяния, которая у предыдущих общин была в виде самоубийства, тогда как покаянием этой уммы является прекращение совершения греха, твердое намерение никогда не совершать подобного и раскаяние”. См. “Фатхуль-Бари” 1/115.

Со слов Абу Мусы и Анаса, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что когда посланник Аллаха ﷺ отправлял кого-либо из своих сподвижников с каким-либо поручением, он говорил им: «Радуйте и не отвращайте! Облегчайте, а не усложняйте!» аль-Бухари 69, Муслим 1734.

Также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал своим сподвижникам: «Поистине, вы посланы, чтобы облегчать и не посланы, чтобы усложнять!» ат-Тирмизи 147. Хадис достоверный.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Облегчение – это умеренность и середина в поклонении, чтобы человек не делал упущений в возложенных обязанностях на него, а также и не взваливал на себя то, что ему не под силу”. См. “аль-Махаджа” 51.

Важность знаний и правильного понимания /фикх/ религии, а также дел в соответствии с ними

Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, в своей книге «Краткое изложение фикха» пишет:

«Изучение религии – из самых достойнейших дел в Исламе, и оно является признаком большого блага.

Сообщается, что Му’ауия, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага”».

مَن يُرِدِ اللهُ به خيرًا يُفَقِّهْهُ في الدِّينِ

Этот хадис передали аль-Бухари 71, Муслим 1037, Ибн Маджах 221. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб» 67, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6611.

И это потому, что понимание религии достигается правильными знаниями, на которых строятся праведные дела. Всевышний Аллах сказал:

﴿ هُوَ الَّذِي أَرْسَلَ رَسُولَهُ بِالْهُدَى وَدِينِ الْحَقِّ ﴾

«Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины» Сура «аль-Фатх», аят 28.

Верное руководство – это правильные знания, а религия истины – праведные дела. Всевышний Аллах, Свят Он, приказал Своему Пророку ﷺ, чтобы он просил у Него увеличения знаний. Сказал Всевышний:

﴿ وَقُلْ رَبِّ زِدْنِي عِلْمًا ﴾

«…и говори: «Господи! Приумножь мои знания» Сура «Та Ха», аят 114.

Сказал аль-Хафиз Ибн Хаджар: «В словах Всемогущего и Великого: «и говори: «Господи! Приумножь мои знания» ясный довод на достоинство знаний. Аллах не приказал Своему Пророку ﷺ искать увеличение чего-либо, кроме знаний» См. «Фатхуль-Бари», 141/1.

Нет сомнения в том, что человеку прежде, чем приступить к какому-либо делу, необходимо знать, как совершается данное дело в правильном виде, чтобы оно считалось действительным.

И как человек может приступать к совершению поклонения Своему Господу, в котором заключено его спасение от Огня и вхождение в Рай, как он может это делать без знаний?!

И поэтому люди делятся по отношению к знанию и делам на основе знаний на три группы:

  1. Первая группа — это те, которые соединили в себе полезные знания и праведные дела — и этот те, которых ведет Аллах прямым путем из числа пророков, правдивейших, мучеников, праведников, и как прекрасны эти спутники.
  2. Вторая группа — это те, которые имеют полезные знания, но не совершают дела в соответствии с ними, и они те, на которых пал гнев, как иудеи и им подобные.
  3. Третья группа — это те, которые совершают дела без знаний, и они заблудшие, как христиане и им подобные.

И все эти три группы объединены в словах Всевышнего в суре «аль-Фатиха», которую мы читаем в каждом рака’ате наших молитв:

﴿ اهْدِنَاالصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ ﴾

«Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» Сура «аль-Фатиха, аяты 6-7.

[…]

Эта сура охватила в себе великие смыслы, из которых, в частности, эта великая мольба /ду’а/, чтобы Аллах помог нам идти по пути приверженцев полезного знания и праведных дел. И это есть путь спасения в мирской и вечной жизни. И чтобы уберег нас от пути погибели, пути тех, которые оставили праведные дела или полезные знания.

И знай, уважаемый читатель, что полезное знание — это то, что вытекает из Корана и Сунны, в понимании и размышлении, через искренних учителей, книг по толкованию Корана /тафсиру/, разъяснений хадисов, книг по фикху, грамматике и арабскому языку, на котором был ниспослан Благословенный Коран. И поистине, эти книги являются путем понимания Корана и Сунны.

И обязанность на тебе, о мой брат-мусульманин, для того, чтобы твои дела стали правильными — изучать то, что поправит [сделает правильным] твою религию: как твоя молитва, пост и хадж. Также изучать установления закята из твоего имущества. А также установления взаимоотношений между людьми, в которых ты нуждаешься, чтобы делать то, что разрешил Аллах для тебя, и избегать то, что Он запретил для тебя. Чтобы то, что ты приобрел — было из дозволенного, чтобы твоя еда была дозволенной, чтобы твоя мольба не оставалась без ответа.

Все то, в чем ты нуждаешься, требует его изучения. И это легко с соизволения Аллаха, пока сильно твое стремление и праведно твое намерение.

Стремись к чтению полезных книг, к связям с учеными; спрашивай их о том, что является сомнительным для тебя, и принимай от них постановления твоей религии. И так же старайся находиться в религиозных кружках и собраниях, проводящих в мечетях и других местах, слушать религиозные программы по радио, читай религиозные газеты и брошюры, которые связаны с вопросами религии. И когда ты проявишь должное стремление и воспользуешься этими благими «помощниками», увеличатся твои знания и расширится твое понимание.

И не забывай, о мой брат, что знания увеличиваются и расширяются при помощи дел. И когда ты совершаешь дела на основе того, что узнал — Аллах увеличит твои знания. Как гласит мудрость:

من عمل بما علم ; أورثه الله علم ما لم يعلم

«Кто совершает дела на основе того, что узнал, того Аллах наделяет знанием, которым он не знал (прежде)»

И свидетельство этому Слова Аллаха:

﴿ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَيُعَلِّمُكُمُ اللَّهُ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ ﴾

«Бойтесь Аллаха — Аллах обучает вас. Аллах ведает о всякой вещи» Сура «аль-Бакара», аят 282.

Знание больше всего достойно того, чтобы тратить на него время, и чтобы обладающие разумом соревновались в его достижении. И по их причине оживляются сердца и очищаются дела.

И похвалил Аллах, Возвышено Его Поминание и Святы Его Имена, ученых, поступающих в соответствии со своими делами, и возвысил их положение в Своем Ясном Писании. Сказал Всевышний:

﴿ قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُولُو الْأَلْبَابِ ﴾

«Скажи: “Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?”. Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» Сура «аз-Зумар», аят 9.

Сказал Всевышний:

﴿ يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنْكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ ﴾

«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете» Сура «аль-Муджадиля», аят 11.

Аллах, Свят Он и Велик разъяснил отличительную черту тех, кому дано знание, связанное с верой, и потом поведал, что Он знает то, что мы совершаем, осведомлен об этом, чтобы указать нам на необходимость в знаниях и делах вместе. И чтобы это все исходило из веры, чувства того, что Аллах наблюдает за нами».

Условия принятия любого вида поклонения

Арабское слово «’ибада» означает «поклонение». Лексически это слово означает «покорность», «смирение».

В шариате это понятие объединяет все слова и деяния, совершаемые телом и душой, которые Аллах любит и которыми Он доволен.

Поклонение принимается только при выполнении двух условий:

  1. Искренность перед Богом. Аллах принимает только те из деяний, которые совершаются искренне ради Его Лика.

Всевышний сказал:

﴿ أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ ﴾

«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху» Сура «аз-Зумар», аят 3. Он также сказал:

﴿ قُلِ اللَّهَ أَعْبُدُ مُخْلِصًا لَهُ دِينِي ﴾

«Скажи: «Я поклоняюсь Одному Аллаху, очищая перед Ним веру» Сура «аз-Зумар», аят 14.

  1. Следование путем Посланника ﷺ. Господь принимает только те деяния, которые соответствуют наставлениям Посланника ﷺ.

Всевышний сказал:

﴿ وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا ﴾

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» Сура «аль-Хашр», аят 7. Он также сказал:

﴿ فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجًا مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا ﴾

«Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» Сура «ан-Ниса», аят 65.

Основой в религии Всевышнего Аллаха является то, что совершение любого деяния, на которое не указали Аллах и Его посланник ﷺ является запретным. И довод на это известный хадис, который передала Аиша, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» А в другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» аль-Бухари 2697, Муслим 1718. Это значит, что оно будет возвращено ему.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя сказал: “Поистине, Ислам основан на двух опорах: Мы не поклоняемся никому, кроме Аллаха, и мы поклоняемся Аллаху только так, как это узаконил посланник Аллаха ﷺ!” См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/242.

Деяния, которые совершены не ради Аллаха и не соответствуют Сунне Посланника Аллаха ﷺ являются бессмысленными. Аль-Фудайль бин ’Ийад, говоря о смысле высказывания Всевышнего «…чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше», сказал: «Более искренними и более правильными». Его спросили: «Что означает: более искренними и более правильными?». Он ответил: «Если деяние является искренним, но неправильным, то оно не принимается, и если оно является правильным, но неискренним, то оно тоже не принимается. Оно должно быть искренним и правильным. Искренним же является то, что совершается ради Аллаха, а правильным – то, что соответствует Сунне». См. «Хильят аль-Аулия» 8/95.

К аятам, объединяющим оба эти условия, относятся слова Всевышнего в конце суры «аль-Кахф»:

﴿ قُلْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِثْلُكُمْ يُوحَىٰ إِلَيَّ أَنَّمَا إِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ ۖ فَمَنْ كَانَ يَرْجُو لِقَاءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا ﴾

«Скажи: «Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» Сура «аль-Кахф», аят 110.

Шейх ’Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Са’ди, да помилует его Аллах, сказал:

«Основой в обрядах поклонения является запрещенность /хазр/, поэтому ничто не может быть узаконено как обряд поклонения, кроме того, что было узаконено Аллахом и Его посланником. Основой же в бытовых вопросах является дозволенность /ибаха/, поэтому ничто из этого не может считаться запрещенным, кроме того, что запретил Аллах и Его посланник.

Это правило содержит в себе две великие основы, на которые не единожды указывают Коран и Сунна!

Относительно первой основы в пример можно привести следующие слова Всевышнего:

﴿ أَمْ لَهُمْ شُرَكَاءُ شَرَعُوا لَهُمْ مِنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَنْ بِهِ اللَّهُ ﴾

«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» Сура «аш-Шура», аят 21, а также неоднократное повеление поклоняться только Ему, не придавая Ему в сотоварищи никого.

Все ученые единодушны в том, что поклонение заключается в повелениях, как обязательного /уаджиб/, так и желательного /мустахаб/ характера.

Относительно же второй основы в пример можно привести следующий аят:

﴿ هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُمْ مَا فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا ﴾

«Он — Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» Сура «аль-Бакара», аят 29. То есть, чтобы мы использовали все вещи, которые заключают в себе хоть какую то пользу, кроме тех, относительно которых существует текст шариата запрещающий их. А также слова Аллаха:

﴿ قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ اللَّهِ الَّتِي أَخْرَجَ لِعِبَادِهِ وَالطَّيِّبَاتِ مِنَ الرِّزْقِ ﴾

«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и благой удел?» Сура «аль-А’раф», аят 32. Таким образом мы видим, что Всевышний порицает тех, кто запрещает то, что Он создал для Своих рабов, подобно запрету чего-либо из пищи, напитков, одежды и прочих вещей.

Итак, любое обязательное или желательное деяние, которые вменили Аллах и Его посланник являются поклонением посредством которого надлежит поклоняться Единому Аллаху!

Поэтому тот, кто объявляет нечто обязательным или желательным, относительно чего нет указаний ни в Коране ни в Сунне, вводит нововведение /бид’а/ в религию, которое не дозволил Аллах, и подобное деяние не принимается от совершившего его, как об этом сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто совершил нечто, на что не было нашего повеления, это является отвергнутым». Хадис согласован.

Прежде мы уже говорили о том, что условием любого поклонения, является искреннее посвящение его Аллаху, и следование в нем примеру посланника Аллаха.

Знайте же, что нововведения /бид’а/ в обрядах поклонения бывают двух видов:

  • Либо это привнесение нового, в основе своей, вида поклонения, не узаконенного ни Аллахом, ни Его посланником.
  • Либо выполнение существующего обряда поклонения в новом виде, не в том, который был установлен для него Аллахом и Его посланником.

Что же касается всех бытовых вопросов, как пищи, напитков, одежды, повседневных деяний, взаимоотношений между людьми, профессий и ремесел, то в их основу положена абсолютная допустимость. Поэтому тот, кто запретит что-либо из этого, относительно чего нет запрета ни в Коране ни в Сунне, тот является приверженцем нововведений /мубтади’/, подобно многобожникам, запретившим себе некоторые виды скота, которые дозволили Аллах и Его посланник, или же подобно тому, кто по своему невежеству желает запретить некоторые виды одежд, профессий, современных изобретений, не имея для этого никакого шариатского довода. Однако следует отметить, что вредные и скверные вещи и поступки, относящиеся к категории бытовых, являются запретными, что подробно разъяснено в Коране и Сунне. И тот, кто внимательно исследует сущность подобных вещей, найдет, что они содержат в себе различные виды вреда и пагубных последствий.

Польза, извлекаемая из этих основ — велика! Ибо посредством них мы выявляем нововведения, как в обрядах поклонения, так и в бытовых вопросах. И тот, кто строго будет держаться этих двух основ, тот будет стоек на прямом пути. Тот же, кто не согласен с какой-либо из них — обязан привести довод!» См. «аль-Кауа’ид уаль-Усуль аль-Джами’а, уаль-фурук уа ат-такасим аль-бади’а ан-нафи’а»/31-33.

Что является доказательством в шариате?

Доказательство в Исламе — это Коран, Сунна и единогласное мнение (аль-иджма’), и к этому относятся слова кого-либо из сподвижников Пророка ﷺ относительно которых никем из остальных сподвижников не было высказано несогласие; а также аналогия (къыяс) при отсутствии текста из Корана и Сунны. Все остальное не является доказательством в Исламе.

От Абу Хурайры сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Я оставил среди вас две вещи, после которых вы никогда не попадете в заблуждение — Книгу Аллаха и мою Сунну!» аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-джами’» 2937.

Доводом на то, что единогласное мнение (иджма’) является доказательством, служит хадис переданный со слов Ибн ‘Умара и Анаса, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах не соберет общину Мухаммада целиком на заблуждении!» Ахмад 5/145, Ибн Маджах 3950, аль-Хаким 1/115. Достоверность подтвердили хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани.

Также указанием на иджма’ служат слова Ибн Мас’уда, который сказал: «Что считают все мусульмане хорошим, то является хорошим и у Аллаха, а что все мусульмане считают плохим, то является плохим и у Аллаха!»[1] Ахмад 1/379, ат-Таялиси 23, аль-Баззар 130. Достоверность подтвердили аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Хаджар, ас-Сахауи, Ибн ‘Абдуль-Хади и аль-Альбани.

Доводом на то, что слова сподвижников являются доказательством, служат многочисленные аяты и хадисы. Так Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَمَنْ يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِنْ بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَىٰ وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّىٰ وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ ۖ وَسَاءَتْ مَصِيرًا ﴾

«А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Аду. Как же скверно это место пребывания!» Сура «ан-Ниса», аят 115.

Также Всевышний Аллах сказал:

﴿ قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَسَلَامٌ عَلَىٰ عِبَادِهِ الَّذِينَ اصْطَفَىٰ ﴾

«Скажи: “Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам!”» Сура «ан-Намль», аят 59. Ибн ‘Аббас сказал: «Избранные рабы — это сподвижники Мухаммада ﷺ». См. «Фатхуль-Къадир» 4/148.

Всевышний Аллах также сказал:

﴿ وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ ﴾

«И следуй по пути тех, кто обратился ко Мне» Сура «Лукман», аят 15.

Шейх Ибн аль-Къаййим говорил: «Каждый сподвижник пророка, мир ему и благословение Аллаха, был обратившимся к Аллаху и поэтому необходимо следовать их пути, поскольку Аллах повел их по прямому пути». См. «И’лям аль-мууаккъи’ин» 4/120.

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Разделится моя община на семьдесят три группы, каждая из которых будет в Огне, кроме одной». Его спросили: «Кто же будет этой спасшейся группой, о посланник Аллаха?» На что он ﷺ ответил: «Это те, кто следует тому, на чем я и мои сподвижники». ат-Тирмизи 2641, аль-Хаким 1/128.Достоверность этого хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, имам аш-Шатыби, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.

Если слова сподвижника не являются следствием его иджтихада или сообщением от людей Писания, и неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников ему возразил, то они являются доводом, который необходимо принять, ибо сподвижники от себя не толковали Коран, не говорили о сокровенных вещах и вопросах религии.

В этом все последователи /таби’ун/ и имамы были единогласны.

Отрицали как довод слова сподвижников только те, кто отклонился от истины, как аш’ариты, му’тазилиты, философы и некоторые ханафиты. См. «аль-Ихкам» 4/120, «ат-Тахсыль» 2/319.

Са’ид ибн Джубайр сказал: «То, что не было известно сподвижникам, участвовавшим в битве при Бадре, не из религии». См. «Джами’уль-баяниль-‘ильм» 1425.

Имам аль-Ауза’и сказал: «Знание — это то, что пришло от сподвижников Мухаммада ﷺ а то, что не пришло хотя бы от одного из них, не является знанием». См. «Джами’уль-баяниль-‘ильм» 1420.

Ибн аль-Къаййим сказал: «Все имамы Ислама говорили о необходимости принятия слов сподвижника». См. «И’лямуль-мууаккъи’ин» 4/124.

Что же касается аналогии, то не все ученые считали ее доводом. Однако наилучшим мнением является то, что при отсутствии прямого текста из Корана и Сунны и при необходимости аналогия также является доказательством. Указанием на это служат аяты Корана, хадисы и слова сподвижников. Так, например, Всевышний Аллах сказал:

﴿ اللَّهُ الَّذِي أَنْزَلَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ وَالْمِيزَانَ ﴾

«Аллах — Тот, Кто ниспослал Писание с истиной и Весы» Сура «аш-Шура», аят 17.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: «Весы — это то, на чем взвешиваются деяния и посредством чего проводится аналогия и сравнение». См. «Шарх аль-усуль» 477.

Сообщается, что когда некий человек спросил Пророка ﷺ: «Моя мать, которая должна была поститься в течение месяца, умерла. Так следует ли мне поститься за нее?» Пророк ﷺ сказал: «Возмести, ибо долг Аллаху более всего заслуживает, чтобы быть выплаченным!» аль-Бухари 1754, 1953, Муслим 2/154.

Таким образом, Пророк ﷺ сравнил долг Аллаху с долгом человеку.

Однако как уже было сказано, аналогия применяется только при отсутствии прямого текста Корана или Сунны и при необходимости, в противном случае к ней прибегать не дозволено, и праведные предшественники это сильно порицали.

Ибн Мас’уд говорил: «Если вы будете опираться на аналогию в вопросах религии, то вы сделаете множество запретных вещей дозволенными, и множество дозволенных вещей запретными!» аль-Хатыб в «аль-Фикъих уаль-тутафакъих» 180. Сообщение достоверное.

Также Масрукъ сказал: «Остерегайтесь аналогии и своего мнения в религии!» ад-Дарими 1/191.

[1] Это предание не указывает на дозволение религиозных нововведений, как приводят это некоторые, ибо речь идет о всех мусульманах, а не о некотором количестве или большинстве. Имам аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям говорил: “Если это сообщение достоверно, то под «мусульманами» подразумевается только единогласное мнение сподвижников”. См. “Фатауа аль-‘Изз” 1/42.

Каковы условия для приведения доказательств?

Чтобы приведенное доказательство было приемлемым, необходимо его соответствие четырем условиям, на которые указывали ученые:

  1. Достоверность текста, будь это хадис или высказывание сподвижника;
  2. Чтобы этот текст не был отмененным (мансух);
  3. Чтобы у этого текста не было противоречия с другим текстом из Корана и Сунны;
  4. Чтобы приведение данного текста было уместным, подходящим к данному вопросу.

См. «Байракъуль-умма фи къадая мухимма» 32. Последнее условие очень важно. Необходимо знать, что не все аяты и хадисы, приводимые как доказательство, подходят к тому или иному положению, несмотря на внешне соответствие.

Примером тому служат хариджиты, которые обвинили ‘Али в неверии, опираясь на аят: «Суд принадлежит только Аллаху». Нафи’ рассказывал: «Ибн ‘Умар считал хариджитов худшими творениями Аллаха, и он говорил: «Хариджиты берут аяты ниспосланные относительно неверных, и применяют их к верующим». Ибн Уахб. См. «аль-Истизкар» 8/90. Это сообщение также приводит имам аль-Бухари в одной из глав своего «Сахиха», и хафиз Ибн Хаджар назвал иснад его достоверным. См. «Фатхуль-Бари» 12/286.

В связи с чем ученые вывели следующее правило:

«Важно не само приведение доказательства, а важно его правильное понимание».

Обязательные обряды поклонения — столпы Ислама

После краткого разъяснения некоторых основ, касающихся шариата и его правильного понимания /фикх/, ниже приводятся готовые максимально информативные страницы по обязательным для каждого мусульманина и мусульманки обрядам поклонения со ссылками на курсы по наиболее важным темам.

Молитва /намаз/

Намаз молитва по Сунне

Пост /ураза/

Пост ураза в месяц Рамадан

Паломничество /хадж/

Хадж и Умра паломничество

Так как разработка страниц занимает определенное время, то данный раздел пока не полный и будет постоянно обновляться, с дозволения Всевышнего Аллаха, поэтому следите за новостями на нашем канале в Телеграм: t.me/daura