Третий матн по изучению Таухида

«Шесть основ»

Шестая основа

«Опровержение ложного утверждения, которое навязал людям шайтан, для того, чтобы люди оставили Коран и Сунну, и последовали за разными мнениями и за различными всевозможными страстями, которое (ложное утверждение) заключается в том, что Коран и Сунну может знать только абсолютный муджтахид, а он должен обладать такими-то и такими качествами — такими качествами, которыми, наверное, даже Абу Бакр и ’Умар не обладал! Если человек не обладает этими качествами, то он должен оставить их (Коран и Сунну) обязательно, твердо без никаких сомнений и проблем, а кто берет из них, то либо он безбожник, либо сумасшедший, из-за сложности их (Коран и Сунна) понимания! Пресвят Аллах и хвала Ему! Сколь много Он предоставил в шариате и предопределении, сотворении и повелении всесторонних разъяснений, опровергающих данное проклятое заблуждение, так, что факт его несостоятельности достиг степени общих непреложных истин, но большинство людей не знают: «Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют. Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны. Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят. Им все равно, предостерег ты их или не предостерег. Они не веруют. Ты можешь предостеречь только того, кто последовал за Напоминанием и устрашился Милостивого, не видя Его воочию. Обрадуй его вестью о прощении и щедрой награде» Сура «Йа син», 7-11 аяты.

И в конце воздадим хвалу Аллаху, Господу миров. И да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, его семью и сподвижников, и приветствует обильным приветствием вплоть до Судного дня».

Эта основа последняя и очень важная.

Они говорят: «Мы не знаем смыслов Корана и сунны, мы не можем их познать, а могут это сделать только большие ученые».

Ответом на это является то, что в Коране есть ясные вещи, которые ясны и простому человеку, и обучающемуся. Посредством них осуществляется донесение довода до созданий. Также в Коране есть такие вещи, которые понимают только ученые, и есть вещи, которые понимает только Аллах.

Да, в Коране и Сунне есть вещи, которые понимает только абсолютный муджтахид. Однако вместе с этим там есть и такие вещи, которые понятны простым людям и обучающимся, которые постигли немного знания. Как, например, эти слова Аллаха:

﴿ وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا ﴾

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» Сура «ан-Ниса», аят 36.

﴿ إِنَّهُ مَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ ﴾

«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай» Сура «аль-Маида», аят 72.

﴿ وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَا ﴾

«Не приближайтесь к прелюбодеянию» Сура «аль-Исра», аят 32.

﴿ قُلْ لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ﴾

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы» Сура «ан-Нур», аят 30.

Эти вещи ясные, их понимает простой человек когда слышит.

А критерии для абсолютного муджтахида у них настолько строгие, что вероятно даже Абу Бакр и Умар не подошли бы под них вы полной мере!

Они придумывают для абсолютного муджтахида такие условия, под которые, возможно не подошли бы даже лучшие из людей – Абу Бакр и ’Умар! Они сами выдумали эти условия. Аллах говорит:

﴿ أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ الْقُرْآنَ ﴾

«Неужели они не задумываются над Кораном?» Сура «ан-Ниса», аят 82 – этот аят общий и относится ко всем мусульманам.

Каждый понимает из Корана столько, сколько Аллах облегчит ему: простолюдин понимает столько, сколько может; обучающийся столько, сколько может он; и укрепившийся в знании понимает столько, сколько он может.

﴿ أَنْزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَسَالَتْ أَوْدِيَةٌ بِقَدَرِهَا ﴾

«Он ниспосылает с неба воду, и долины наполняются потоками в соответствии с их размерами» Сура «ар-Ра’д», аят 17.

Также и шариатское знание, ниспосланное Аллахом, каждый берет из него в соответствии со своими способностями. Сердце простого человека, сердце студента, сердце ученого, сердце углубившегося в знании – каждое из них берет знание в соответствии с тем, сколько может вместить, и в соответствии с тем, сколько понимания Аллах ему даровал. Неправильно утверждать, что никто кроме абсолютного муджтахида не может ничего понять из Корана.

Еще они говорят, что попытки понять Коран относятся к возложению на себя непосильных обязанностей.

Под теми критериями муфтия, которые упоминают ученые, они подразумевают абсолютного муджтахида. Это не значит, что любой, кто хочет поразмышлять над Кораном и получить пользу должен подходить под эти критерии. Эти критерии для того, кто извлекает неясные, скрытые положения. Не является условием подходить под эти условия для того, чтобы понять ясные вещи как единобожие и многобожие, ясные обязательства и запреты.

(Они считают, что) если человек не подходит под эти критерии, то ему обязательно и бесповоротно нужно оставить Коран и Сунну, и что в этом нет сомнения. Если же кто-то начнет искать в них истину, то он не иначе как еретик или сумасшедший, потому что это очень трудно! Свят Аллах и достохвален! Сколько раз Аллах ясно, с разных сторон опровергал этот проклятый, ложный аргумент, с помощью шариата, предопределения, созданий и приказов. Знание об этом стало общеизвестным. «Однако большая часть людей не ведает об этом» Сура «аль-А’раф», аят 187. «Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют. Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны. Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят. Им все равно, предостерег ты их или не предостерег. Они не веруют. Ты можешь предостеречь только того, кто последовал за Напоминанием и устрашился Милостивого, не видя Его воочию. Обрадуй его вестью о прощении и щедрой награде» Сура «Йа син», аяты 7-11.

В этих аятах говорится о тех, кто отказывается размышлять над словами Аллаха и его посланника ﷺ, а в последнем аяте говорится о тех, над кем смиловался Аллах: «Кто последовал за Напоминанием и устрашился Милостивого». Таким образом, тут рассказывается об обеих группах.

Это все, а вся хвала Аллаху, Господу миров. Да благословит Аллах и да приветствует многочисленно нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников вплоть до Судного дня.

Он завершил свой трактат так же, как и начал – восхвалением Аллаха и благословением для Пророка ﷺ. Это относится к проявлению благонравия в написании книг и обучении, начинать и заканчивать с восхваления Аллаха.

Мир и благословение посланнику Аллаха, который обучал благому и призывал к Аллаху. Да благословит Аллах его, его семью, сподвижников и тех, кто принял его руководство, последовал его пути и крепко держался его Сунны вплоть до Судного дня. Хвала Аллаху, Господу миров.

Контрольные вопросы