Аят 152 из суры «аль-Бакара»

Веление поминать Всевышнего Аллаха

аудио на арабском, перевод смыслов и толкование /тафсир/ на русском языке

﴿ فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلَا تَكْفُرُونِ ﴾

Чтение аята 152 из суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

Транскрипция аята 152 из суры «аль-Бакара» на русскими буквами (кириллицей):

«аль-Бакару», как и другие суры Корана, необходимо учить на слух, не ограничиваясь транскрипцией, чтобы произношение соответствовало оригиналу.

Примерный перевод смысла аятов на русском языке:

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне».

Сура «Корова», аят 152.

Тафсир шейха ас-Саади: Сура «аль-Бакара», аят 152

﴿ فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلَا تَكْفُرُونِ ﴾

Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне.

Всевышний повелел Своим рабам поминать Его и обещал почтить их за это щедрым вознаграждением. Этим вознаграждением является то, что Аллах поминает каждого, кто поминает Его. Всевышний сказал устами Своего посланника: «Кто помянет Меня про себя, того Я помяну про Себя. А кто помянет Меня в обществе, того Я помяну в еще более прекрасном обществе». Самой совершенной формой поминания Аллаха является поминание языком и в сердце одновременно. Благодаря этому человек лучше познает Аллаха, начинает сильнее любить Его и получает большее вознаграждение. А поскольку поминание Аллаха является высшим проявлением благодарности, вслед за повелением поминать Аллаха последовало повеление благодарить Его в самом широком смысле. Мусульмане обязаны благодарить Аллаха за то, что Он облагодетельствовал их многочисленными щедротами и уберег их от всевозможного зла, причем выражать такую благодарность следует в душе, признавая добродетель Господа, на словах, восхваляя Его за щедроты и милости, и на деле, выполняя Его повеления и не нарушая Его запреты. Подобная благодарность помогает рабам сохранить полученные блага и даже приумножить их. По этому поводу Всевышний возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7). Повеление благодарить Аллаха после упоминания религиозного знания, нравственной чистоты, праведных деяний и других духовных благ, свидетельствует о том, что эти блага являются самыми достойными и прекрасными. Более того, только они могут называться настоящими благами, поскольку они остаются даже тогда, когда все остальные блага исчезают. И если человек приобрел знания и вдохновлен на совершение праведных поступков, то он обязан благодарить Аллаха, дабы Всемогущий Господь по своей щедрости приумножил его блага, избавил его от самолюбования и помог ему еще лучше благодарить Его. Затем Всевышний Аллах запретил Своим рабам проявлять неблагодарность, которая является полной противоположностью благодарности. Под арабским словом куфр ‘неверие’, ‘неблагодарность’ в данном случае подразумевается неблагодарность, отрицание милости и использование дарованных щедрот не по назначению. Согласно другому толкованию, оно имеет более широкий смысл и подразумевает любые проявления неблагодарности, самым ужасным из которых является неверие в Аллаха. В этом случае оно распространяется на приобщение к Аллаху сотоварищей и другие менее тяжкие грехи.

Толкование аята 152 из суры «аль-Бакара» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усаймина

﴿ فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلَا تَكْفُرُونِ ﴾

Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне.

Толкование /тафсир/:

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас». «Поминайте меня» — это действие. «Буду помнить о вас» — воздание за них. Поминание Аллаха происходит сердцем, языком и органами.

«Благодарите Меня», то есть благодарите за те милости, которые вам оказаны. Частица « لام » указывает на ограничение, то есть благодарите только Меня. Благодарность Всевышнему проявляется в подчинении Ему.

«и не будьте неблагодарны Мне», то есть не отвергайте Мои милости к вам, а благодарите Меня за них, говоря, что эти милости были получены от Аллаха.

Пользы /фауаид/:

  1. Обязательность поминания Аллаха таким образом, как Он приказал это делать. Человек обязан поминать Аллаха постоянно. И более того, если человек в каком-то собрании не помянет имя Всевышнего и не сделает салават Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не будет блага этому собранию и обернется печалью для него в Судный день. Раб обязан поминать Аллаха. Если посмотреть на тексты Корана и Сунны, то можно увидеть что поминание само по себе делится на обязательное и желательное. Но, в общем, можно сказать, что поминать Аллаха является обязательным.
  2. Кто помянет Аллаха, того Аллах тоже помянет. Как сказал Всевышний: «и Я буду помнить о вас». И поминание тебя Аллахом величественнее, чем твое поминание Его. Аллах говорит в хадисе кудси: «Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их» Сахих Бухари 7405. Поминание /зикр/ бывает трех видов: языком, сердцем и органами тела. В основе своей, конечно, поминание исходит из сердца. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, это — сердце» Сахих Бухари 52. Поэтому основа всего — это сердце, как сказал Всевышний: «…и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям» Сура «аль-Кахф», аят 28. Поминание Аллаха языком и органами тела, но без сердца является очень ограниченным поминанием. Это подобно телу без души. Описание поминания Аллаха сердцем — это размышление над знамениями Всевышнего, любовь к Нему, возвеличивание Его, возвращение к Нему от своих грехов, страх перед Ним, упование на Него. Что касается поминания языком, то это произнесение тех слов, которые приблизят тебя к Аллаху, самые высокие среди них — «Ля иляха илляЛлах» — «Нет никого достойного поклонения кроме Аллаха». Что касается поминания органами тела, то это совершение тех действий, которые приблизят тебя к Аллаху: выстаивание в молитве, поясной и земной поклоны, выплата закята — все это считается зикром. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «…и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха — гораздо важнее» Сура «аль-’Анкабут», аят 45.
  3. Достоинство поминания Аллаха, потому что посредством него Аллах поминает Своего раба. А поминание Аллахом Своего раба очень велико. Не столько важно, что ты поминаешь Аллаха или любишь Его, сколько то, чтобы Аллах тебя поминал и любил. Поэтому Всевышний говорит: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» Сура «Али ’Имран», аят 31. Снискать любовь Всевышнего к себе — требуемая цель.
  4. Обязательность благодарности Всевышнему Аллаху. Как сказал Всевышний: «Благодарите Меня». Благодарность происходит сердцем, языком и органами. И благодарность совершается взамен за оказанную милость. Благодарность Аллаху отличается от хвалы Аллаха тем, что благодарят тогда, когда оказывают милость. Причина благодарности более обособлена, чем причина похвалы. А причина похвалы — указание на совершенство того, Кого хвалят. Поэтому похвала более широкое понятие, чем благодарность, однако в своем проявлении благодарность шире чем похвала. Хвалить можно только языком, а благодарность можно проявлять как сердцем, так и языком и телом. Благодарность сердцем проявляется, когда человек убежден, что эта милость от одного Аллаха и поэтому он любит Аллаха. Приходят в хадисе слова Посланника: «Любите Аллаха за те милости, которые Он вам оказывает» Сунан ат-Тирмизи 3789. Когда человек понимает, что все милости, которые у него есть, исходят только от Аллаха, он любит Его всем сердцем. Благодарность сердцем проявляется и в том, что человек рассказывает о тех милостях Аллаха, которые Он ему оказал, но не для того, чтобы похвалиться, а для того чтобы поблагодарить Всевышнего. Как сказал Всевышний: «И возвещай о милости своего Господа» Сура «ад-Духа», аят 11. И как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Я являюсь господином сынов Адама в Судный день и в этом нет бахвальства»[1]. Что же касается благодарности Аллаху органами тела, то она проявляется тогда, когда человек выполняет приказы Аллаха, используя милости Всевышнего в том, чем Он доволен. И все это является благодарностью за милость Всевышнего.
  5. Необходимо следить за своей искренностью. Как сказал Всевышний: «Благодарите Меня», — то есть будьте искренними передо Мной. Так как проявлении благодарности является подчинением Всевышнему, а в подчинении обязательна искренность. Как сказал Всевышний: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» Сура «аль-Кахф», аят 110.
  6. Запрет на неверие в милости Аллаха, то есть непризнание этих милостей от Аллаха и неблагодарность за них. Как сказал Всевышний: «и не будьте неблагодарны Мне». Если Аллах оказывает своему рабу какую-то милость, то Аллах любит видеть следы этой милости на нем. Если Всевышний оказал кому-то из своих рабов милость в знаниях, сделав его ученым, то Аллах любит, чтобы следы этой милости проявлялись в трех вещах:
    • в его нраве, так, что он становится известным в своих знаниях и действиях в соответствии с ними.
    • распространение знаний, насколько это возможно.
    • призывать к Аллаху на основе знаний.

    Необходимо использовать любую возможность, чтобы призвать людей к Аллаху. Например, пригласили его на свадьбу, видит он, что будет польза от его рассказов, пусть рассказывает. Некоторые ученые постоянно носят с собой книгу, чтобы в подходящий момент открыть ее и прочитать людям — это принесет им пользу. И прекрасно, если люди принимают это и со временем это станет привычкой: люди будут ждать рассказов. Можно начинать собрание с вопроса, чтобы дать возможность людям спрашивать и приобретать пользу. К сожалению, сегодня многие знающие проводят свои собрания без пользы, и это без сомнения является лишением, даже если они за это и не берут грех. Требующему знания следует самому задавать вопросы, даже если его не спрашивают. В хадисе Джибриля говорится, что, когда он пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил его об исламе, имане, ихсане, Судном дне и его признаках, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине это — Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии»[2]. Не смотря на то, что отвечал сам пророк, но учителем он назвал Джибриля, потому что он был причиной этого обучения.

[1] Муснад Ахмад 11000, Сунан ат-Тирмизи 3148, Сунан Ибн Маджах 2739. Шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным.

[2] Сахих аль-Бухари 50, Сахих Муслим 93.