Аят 177 из суры «аль-Бакара»

В чем состоит благочестие

аудио на арабском, перевод смыслов и толкование /тафсир/ на русском языке

﴿ لَّيْسَ الْبِرَّ أَن تُوَلُّوا وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ وَآتَى الْمَالَ عَلَى حُبِّهِ ذَوِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَالسَّائِلِينَ وَفِي الرِّقَابِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُوا وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ وَحِينَ الْبَأْسِ أُولَئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ ﴾

Чтение аята 177 из суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

Транскрипция аята 177 из суры «аль-Бакара» на русскими буквами (кириллицей):

«аль-Бакару», как и другие суры Корана, необходимо учить на слух, не ограничиваясь транскрипцией, чтобы произношение соответствовало оригиналу.

Примерный перевод смысла аятов на русском языке:

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные».

Сура «Корова», аят 177.

Тафсир шейха ас-Саади: Сура «аль-Бакара», аят 177

﴿ لَّيْسَ الْبِرَّ أَن تُوَلُّوا وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ وَآتَى الْمَالَ عَلَى حُبِّهِ ذَوِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَالسَّائِلِينَ وَفِي الرِّقَابِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُوا وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ وَحِينَ الْبَأْسِ أُولَئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ ﴾

Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные.

Благочестие, которое должны исповедовать рабы, не в том, что они поворачивают лица на восток или запад. Так они могут долго искать истину и пререкаться, однако это не принесет им ничего, кроме усталости, которая впоследствии породит раздор и противоречия. Это кораническое выражение подобно следующему высказыванию Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Силен не тот, кто может повалить с ног, а тот, кто может держать себя в руках, когда гневается». Существуют и другие подобные высказывания. Благочестивым человеком является тот, кто уверовал в Единого Бога, обладающего всеми качествами совершенства и не имеющего пороков и недостатков, кто уверовал в Судный день и во все события, которые произойдут после смерти и которые описаны Аллахом в Его писании и Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в его хадисах, кто уверовал в ангелов, которых Аллах охарактеризовал в Своем писании и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своих высказываниях, кто уверовал во все предписания и повествования Небесных Писаний, которые Аллах ниспосылал Своим посланникам, величайшим из которых является Священный Коран, кто уверовал во всех пророков в целом и в Пророка Мухаммада, последнего и самого достойного из Божьих пророков, да благословит его Аллах и приветствует, в частности. Наряду с этим, благочестивый человек должен раздавать пожертвования из своего имущества, несмотря на свою любовь к нему. Под имуществом здесь подразумевается любая собственность, независимо от того, много ее или мало. Из этого откровения также следует, что любовь к богатству присуща каждому человеку настолько, что раб Божий готов никогда не расставаться с ним. Если же он раздает пожертвования из своего имущества в надежде приблизиться к Всевышнему Аллаху, несмотря на свою любовь к мирскому богатству, то это свидетельствует о его вере. Человек расстается со своим богатством, не взирая на любовь к нему, когда он раздает пожертвования, будучи в полном здравии, когда он обладает скудным состоянием, желает разбогатеть и опасается бедности. Одним из лучших пожертвований является пожертвование бедняка, поскольку в таком положении человек не хочет расставаться со своим имуществом, опасаясь полной нищеты. То же самое можно сказать о человеке, который жертвует своим лучшим имуществом или тем, что ему любо и дорого. По этому поводу Всевышний сказал: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (3:92). Все перечисленные случаи относятся к пожертвованиям, при которых человек расстается со своим имуществом, несмотря на любовь к нему. Затем Всевышний Аллах поведал о тех, кого полагается одарять милостыней и кто больше всего заслуживает доброго и снисходительного отношения. Пожертвования полагаются родственникам, ведь человек переживает, когда с ними случаются несчастья, и радуется, когда они благоденствуют. Родственники всегда помогают друг другу и поддерживают связи, и поэтому одним из самых достойных поступков является материальная и моральная поддержка родственников с учетом их близости и нужды. Пожертвования также полагаются сиротам, которые не имеют того, кто зарабатывал бы для них, и не способны удовлетворить свои нужды самостоятельно. Это предписание является милостью Всевышнего Аллаха по отношению к Своим рабам и свидетельствует о том, что Всевышний Господь испытывает больше сострадания к Своим рабам, чем родители к своему ребенку. Аллах ниспослал Своим рабам заповеди и приказал им оказывать материальную помощь тем, кто лишился родителей, дабы они не ощущали материальной нужды, подобно детям, которые имеют родных родителей. А поскольку воздаяние Аллаха всегда соответствует роду совершенных деяний, если человек оказывает милость чужому сироте, то Аллах окажет милость его ребенку, если тот останется сиротой. Пожертвования также полагаются беднякам, которых нужда делает жалкими и униженными. Богатые и обеспеченные люди обязаны заботиться о них, дабы они могли полностью или частично удовлетворить свои нужды, причем помогать им они должны по мере своих возможностей. Пожертвования также полагаются путникам, которые оказались в чужой стране и лишились материальных средств. Аллах призвал Своих рабов обеспечивать их всем необходимым, чтобы они могли продолжить путешествие, ведь путешественники часто оказываются в нужде и несут большие расходы. Пожертвования также полагаются тем, кто вынужден просить о помощи. Это могут быть те, кого обязали заплатить выкуп за совершенное преступление или выплатить налоги государству. Это могут быть те, кто собирает пожертвования на возведение мечетей, медресе, школ, мостов, плотин или других строений, приносящих пользу всему обществу. Таким людям полагается оказать помощь, даже если они являются богатыми и обеспеченными. Пожертвования также полагается расходовать на освобождение рабов. Это может быть приобретение рабов для дальнейшего освобождения их из рабства, или пожертвование в пользу раба, который обговорил со своим господином сумму выкупа, или освобождение мусульман, плененных неверующими или заточенных в тюрьму несправедливыми правителями. Наряду с этим благочестивый человек должен совершать намаз и выплачивать закят. Мы уже неоднократно говорили о том, что Всевышний Аллах часто упоминает закят наряду с намазом, потому что это — самые достойные обряды поклонения и лучший способ приближения к Аллаху. Эти обряды поклонения объединяют в себе поклонение Аллаху сердцем, телом и имуществом. Они являются мерилом веры и с большой точностью выявляют истинных верующих. Благочестивый человек также должен выполнять свои обязательства. Это относится к обязанностям, которые на него возложил Аллах, и к обязательствам, которые человек сам берет на себя. Речь идет об обязанностях человека перед Господом, поскольку Всевышний Аллах приказал Своим рабам выполнять эти обязанности, и они обещали выполнять их надлежащим образом. Они заключили завет с Аллахом и обязаны оставаться верными ему. Речь также идет об обязанностях человека перед другими рабами, которые складываются из предписаний Аллаха, а также клятв, обетов и других обязательств, которые человек сам берет на себя. Благочестивый человек также должен проявлять терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Нуждающийся человек всесторонне испытывает острую необходимость в терпении, поскольку он постоянно испытывает такую духовную или физическую боль, которая не выпадает на долю остальных людей. Он страдает, когда не может насладиться благами, которыми наслаждаются состоятельные люди, и когда он и его дети не могут утолить голод. Он страдает, когда не может позволить себе поесть то, что ему хочется, и когда лишается одежды и остается почти голым. Он страдает, когда думает о своем будущем и готовится к нему. Он страдает, когда не может уберечься от холода. Эти и многие другие испытания обязывают человека, испытывающего нужду, запастись терпением и надеяться на вознаграждение от Аллаха. Благочестивый человек также должен проявлять терпение во время разных болезней. Если он заболел лихорадкой или страдает язвой, если он страдает расстройством кишечника или чувствует сильную боль в одном из органов, даже если его мучает зубная боль или боль в пальце, он все равно нуждается в терпении, потому что его тело изнывает, а дух слабеет. Любая болезнь является сильным испытанием для человеческой души, особенно, если она оказывается затяжной, и поэтому в таких случаях мусульманам велено проявлять терпение и надеяться на вознаграждение Всевышнего Аллаха. Благочестивый человек также должен проявлять терпение во время сражения с врагами, против которых ему велено сражаться. Людям трудно участвовать в боевых действиях, потому что сражения, ранения и пленения доставляют им огромное беспокойство. Вот почему бойцы нуждаются в терпении и должны надеяться на вознаграждение Всевышнего, частью которого является победа и поддержка, обещанная терпеливым рабам. Если человек исповедует перечисленные прекрасные воззрения, если он совершает упомянутые выше праведные деяния, каждое из которых является результатом, доказательством и светом правой веры, и если он обладает перечисленными нравственными качествами, которые украшают человека и его моральный облик, то посредством этих деяний и качеств он доказывает правдивость своей веры. Такой человек является богобоязненным мусульманином, а его богобоязненность проявляется в том, что он избегает запрещенные поступки и выполняет Божьи веления. Упомянутые в этом аяте деяния охватывают абсолютно все праведные поступки. Достаточно сказать, что выполнение этих обязательств включает в себя все предписания религии, и если человек исправно выполняет их, то все его деяния можно считать правильными. Именно такими качествами обладают благочестивые, правдивые и богобоязненные мусульмане. И совершенно очевидно, что за благочестие, правдивость и богобоязненность человек удостаивается огромного вознаграждения как в этом мире, так и после смерти, однако эту награду неуместно подробно описывать в толковании этого аята.

Толкование аята 177 из суры «аль-Бакара» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усаймина

﴿ إِنَّ الصَّفَا وَالْمَرْوَةَ مِن شَعَائِرِ اللَّهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا وَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا فَإِنَّ اللَّهَ شَاكِرٌ عَلِيمٌ ﴾

Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договоры после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные.

Толкование /тафсир/:

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад». Слово « البر » — «благочестие» в арабском языке означает обилие добра. Корень этого слова находится и в имени Всевышнего « البر » — «Благочестивый». Всевышний сказал: «Ведь мы раньше взывали к Нему; поистине, Он — благостный, милостивый!» Сура «ат-Тур», аят 28.

Смысл этого аята заключается в том, что нет много добра или благочестия в том, что человек повернул свою голову на восток или запад. Этот аят был ниспослан, чтобы подготовить мусульман к тому, что направление их молитвы будет изменено с Иерусалима к Каабе. Всевышний дает знать людям, что важна вера в Аллаха, а не то, куда человек направляется в своей молитве. К какому бы направлению Всевышний тебя не направил, знай: в этом есть добро, потому что это делается по велению Всевышнего. В аяте упомянут восток и запад, так как именно эти две стороны — самые явные.

«Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха». Как говорилось ранее, слово « ايمان » — «вера» в арабском языке означает подтверждение. Но если к этому слову добавляется предлог « ب », как мы видим в этом аяте, добавляется значение спокойствия, крепости. Следовательно, здесь уверовал — значит, повиновался и пришел в ислам, как говорится в словах Всевышнего: «В него уверовал Лут /Лот/» Сура «аль-’Анкабут», аят 26.

«в Последний день» — имеется в виду Судный день. Этот день был назван последним, так как после него не будет больше дней.

«в ангелов», то есть в скрытый мир, который создал Аллах из света для поклонения Ему. Эти создания не проявляют высокомерия в поклонении Всевышнему, и для них не составляет труда поклоняться Ему и днем и ночью, без устали. Ангелы состоят из тел, обладающих разумом, исходя из слов Всевышнего: «Сделавшему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями» Сура «Фатыр», аят 1. Описывая Джибриля, Всевышний сказал: «Это — слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, могущественного, которому там (на небесах) повинуются, доверенного» Сура «ат-Таквир», аяты 19–21.

«в Писание» — имеются в виду все писания, которые ниспосылал Всевышний своим посланникам.

«в пророков» — включая всех посланников, так как каждый посланник — пророк, но не наоборот. Всевышний сказал: «Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху /Ною/ и пророкам после него» Сура «ан-Ниса», аят 163.

«кто раздавал имущество» — каждое дозволенное имущество, которое приносит пользу, независимо от того, одежда это, деньги, пища или недвижимость.

«несмотря на свою любовь к нему» — описание того, кто дает. То есть он любит это имущество по причине нужды в нем, подобно голодному. Либо по причине душевной связи с имуществом, когда человеку нравится его красота, или сила этого имущества, или что-то другое.

«родственникам», то есть родственникам того, кто дает. Всевышний начал именно с них потому, что их права выше прав остальных. Так же ученые упоминают, что родственники — это все те, кто связан с тобой, начиная с дедушки четвертого колена.

«сиротам» — сиротой считается тот ребенок, у которого до совершеннолетия умер отец, независимо от того, мальчик это или девочка. А что же касается того, у кого умерла мать, то такой ребенок не считается сиротой. Тот, кто достиг совершеннолетия, также не сирота. Если рассмотреть это слово с точки зрения арабского языка, то оно означает «единственность».

«бедным» — « مسكين » — «бедный», да упасет нас Аллах от бедности. Ведь в основном называют бедняка бедным, так как бедность унизила его до такой степени, что он не может свободно говорить, потому что считает себя ниже степенью, что его слова не воспринимаются всерьез. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Может быть и так, что если человек, с виду растрепанный и отталкиваемый от дверей, поклянется Аллахом о чем-то, то Он исполнит его клятву» Сахих Муслим 6682.

Знай, что слово « فقير » — «нищий» имеет тот же смысл что и слово « مسكين » — «бедный», но если эти два слова придут вместе, то каждое из них будет иметь определенный смысл. Но « فقير » — «нищий» — беднее, так как Всевышний начал с упоминания его: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных» Сура «ат-Тауба», аят 60. Оба этих вида объединяет то, что у такого человека и его семьи нет достаточного питания, питья, одежды, жилья, транспорта.

«путникам» — так как путник, как правило, испытывает нужду. Поэтому Всевышний выделил путнику долю из закята. Ученые добавили: имеется в виду тот путник, у которого нет средств, чтобы добраться до места назначения. Тот же, у кого есть средства для этого, не считается нуждающимся.

«просящим», то есть те, кто просит что-то из имущества. Давать такому человеку считается благочестием, так как дающие характеризуются таким качеством, как щедрость. Когда кто-то спрашивал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о чем-либо, именем ислама, он давал ему это. Просящий бывает двух видов: тот, кто просит своим языком, например, говорит: «Дай мне это», и тот, кто просит своим положением.

«расходовал его на освобождение рабов», то есть на освобождение рабов или освобождение пленных.

«совершал намаз», то есть совершал его в полном объеме, имеется в виду как обязательные, так и желательные молитвы. Знай, слово « الصلاة » — «молитва», из тех слов, которые переведены с точки зрения языкового смысла на язык шариата. В языке это слово означает мольба, как сказал Всевышний: «Молись за них» Сура «ат-Тауба», аят 103. В шариате слово « الصلاة » означает «поклонение, в котором есть определенные слова и действия, начинающиеся словами «Аллаху Акбар» и заканчивающиеся «таслимом».

«выплачивал закят», то есть давал закят тому, кто заслуживает его. Слово закят также из тех слов, которые переведены с точки зрения языкового смысла на язык шариата. В языке это слово означает рост или очищение. Всевышний сказал: «Преуспел тот, кто очистил ее» Сура «аш-Шамс», аят 9, то есть исправил и улучшил ее. В шариате же это слово означает «поклонение выплатой обязательной доли из определенного имущества для определенных людей». Это слово было названо закятом, так как закят улучшает нрав человека и увеличивает его имущество и вознаграждение. Очищает его нравы в том, что человек становится щедрым, из тех, кто расходует, становится благочестивым. А щедрость без сомнения является одним из лучших нравов как в шариате, так и в обычаях. И увеличивает имущество посредством добавления бараката, защиты и сохранения. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Садака не уменьшает из имущества человека» Сахих Муслим 6592.

Также закят увеличивает вознаграждение, как сказал Всевышний: «Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» Сура «аль-Бакара», аят 261. Сахих Муслим 2343. Пришло достоверно от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «У того, кто подаст милостыню, равную (цене) половины финика из (своего) благоприобретённого достояния — а Аллах не принимает ничего, кроме благого! — Аллах примет её Своей правой рукой и станет выращивать (эту милостыню) для подавшего её подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка, пока не достигнет она размеров горы» Сахих аль-Бухари 1410.

«соблюдал договора после их заключения», то есть исполняют те договора, которые они заключили.

«проявлял терпение» — В арабском языке слово « الصبر » — «терпение» означает удержание. В шариате же: сдерживание души для подчинения Аллаху, или оставления греха, или для того, что предопределил тебе Аллах из трудностей.

«проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения» — под словом нужда имеется в виду сильная бедность, под словом « ضراء » — болезнь, а под словом « حين الباس » — жестокое сражение. Они проявляют терпение в том, на что у них есть силы, и на что у них нет сил. Проявлять терпение в состоянии сильной бедности — это значит не желать получить имущество других людей, не жаловаться на свое положение никому, кроме Аллаха, напротив, проявлять терпение и не совершают грех: не воруют, не предают, не обманывают. А когда их постигает болезнь, это не приводит их к гневу на предопределение Аллаха. Их языки и сердца постоянно говорят: «Мы довольны Аллахом как нашим Господом, исламом как религией и Мухаммадом как посланником». Во время сражения они также проявляют терпение: не убегают с поля боя, и это есть терпение в подчинении Аллаху.

Слова Всевышнего «проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения» охватывают три вида терпения:

  • терпение от грехов;
  • терпение перед предопределением Аллаха;
  • терпение при подчинении Всевышнему.

В этом аяте мы видим последовательность перехода от более легкого к трудному.

«Таковы те, которые правдивы» — это свидетельство самого Аллаха, и данное свидетельство является самым высоким видом из всех свидетельств, потому что оно исходит от самого великого из свидетельствующих. Речь идет о тех людях, в ком имеются все виды этих описаний. А слова «таковы те» указывают на их возвышенное положение. Они были правдивы с Аллахом, и были правдивы с рабами Аллаха в выполнении своих договоров, выплате закята и тому подобном. Правдивость — это то, что соответствует действительности. Тот, кто сообщает о какой-то новости и эта новость соответствует действительности, называется правдивым. И поэтому тот, кто совершает дела, подчиняясь Аллаху, будучи искренним, следуя при этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, становится правдивым в своих делах, так как он оповещает о том, что есть в его сердце оповещением правдивым.

«Таковы богобоязненные» — слово богобоязненность означает «брать защиту от наказания Аллаха выполнением приказов и оставлением запретов», и это самое лучше определение, данное слову богобоязненность.

Эти люди вобрали в себя два описания: благочестие, что является правдивостью, и богобоязненность. Мы говорим, что благочестие является правдивостью, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вам следует быть правдивыми, так как поистине, правдивость приводит к благочестию, и, поистине, благочестие приводит к Раю, и будет человек говорить правду, пока не станет правдивейшим» Сахих аль-Бухари 6094, Сахих Муслим 6639.

Эти люди собрали в себе благочестие и богобоязненность, как приказывает нам делать это Всевышний: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» Сура «аль-Маида», аят 2. И Аллах повторил здесь второй раз указательное местоимение «таковы» для усиления смысла и похвалы.

Пользы /фауаид/:

  1. Суть благочестия находится в вере в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков. Вера в Аллаха содержит в себе четыре вещи: вера в Его существование, вера в Его господство, вера в то, что только Он достоин поклонения, и вера в Его имена и качества.
    Что касается веры в Его существование, то на это указывает шариат, чувства, разум и «фитра» — естество человека[1].

    • Указание шариата. Шариат указывает на существование Аллаха посредством ниспослания писаний и отправления посланников.
    • Указание чувств. Когда человек взывает к Всевышнему, Он отвечает ему. Как мы это видим в суре «аль-Анбийа» и других сурах, где Всевышний сразу отвечает мольбам посланников. Всевышний сказал: «Помяни также Нуха /Ноя/, который воззвал еще раньше. Мы ответили на его мольбу и спасли его и его семью от великой скорби» Сура «аль-Анбийа», аят 76. Или слова Всевышнего: «Помяни также Айуба /Иова/, который воззвал к своему Господу: “Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты — Милосерднейший из милосердных”. Мы ответили на его мольбу» Сура «аль-Анбийа», аяты 83–84.
    • Указание разума. Нет такого действия, при котором отсутствует тот, кто совершил его. Как об этом сказал Всевышний: «Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами?» Сура «ат-Тур», аят 35. Посмотрите на этот мир с тем совершенным порядком, который в нем есть, на те изменения и действия, которые в нем происходят. Нет сомнений, что у всех этих действий и изменений есть тот, кто сделал их, а это Аллах. Ничего не может возникнуть само по себе.
    • Указание «фитры». Если бы человек был предоставлен только своей фитре, то он верил бы в Аллаха, как на это указывают слова Всевышнего: «Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия» Сура «аль-Исра», аят 44. И даже другие создания помимо человека созданы на основе фитры (другие создания знают своего Господа).

    Что касается веры человека в Его господство: вера в то, что Он единственный создатель этого мира, владеющим им, управляющий им. И на это указывают те доводы, которые мы приводили на существование Всевышнего, и многобожники подтверждали это. Как мы это видим в словах Всевышнего: «Скажи: “Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”» Сура «аль-Муъминун», аяты 86–87. И подобных аятов множество в книге Всевышнего.
    Что касается веры в то, что только Он достоин поклонения, то это вера в то, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, и все объекты поклонения помимо Него являются недействительными. Как об этом сказал Всевышний: «Это — потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах — Возвышенный, Большой» Сура «аль-Хадж», аят 62.
    Что касается веры в Его имена и качества, то это вера в то, что утвердил Аллах и Его посланник из имен и качеств Аллаха без уподоблений Его творениям и без опустошения смысла. Как сказал Всевышний: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура «аш-Шура», аят 11. Так же слова Всевышнего: «У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» Сура «аль-А’раф», аят 180, так же слова Всевышнего: «а описание Аллаха — самое возвышенное, ведь Он — Могущественный, Мудрый» Сура «ан-Нахль», аят 60.

  2. Подчинение Аллаху является благочестием.
  3. Из благочестия — вера в Последний день. И это охватывает все то, о чем оповестил пророк из того, что произойдет с человеком после его смерти. Как испытание в могиле, наслаждение или мучение в ней, начало Судного дня, воскрешение, расчет, мост, весы, вручение книги в правую или левую руку, рай и его описания, огонь и то, что пришло из его описаний и тому подобное, на что указывает Коран и Сунна. Иногда рассказывая об этом подробно, а иногда в общем. Вера человека в Последний день требует от человека того, чтобы он готовился к нему посредством совершения праведных поступков. Поэтому мы часто видим как Всевышний Аллах связывает веру в Него с верой в Судный день. Так как результат этой верой –выполнение приказов Аллаха. И поэтому слова того, кто говорит, что он верит в Судный день, но не готовится к нему, несостоятельны. Его слова несостоятельны настолько, насколько он беспечен в подготовке к Судному дню. Например, если скажут тому, кто посадил семена, что сегодня выпадет дождь, то он накроет эти семена. И не будет этого делать тот, кто не поверит этим словам. Так же и сообщение о нападении врага. Если человек поверит этим словам, то будет готовиться к сражению, и будет бездействовать в случае, если не поверит этим словам.
  4. Из благочестия — вера в ангелов. И к этому относится вера в их сущность, качества, деяния. И мы верим, так как нам рассказал наш Господь. Если Он рассказал нам об этом подробно, то верим так же подробно, а если же Он рассказал нам о них в общем, то верим так же в общем. Так же мы должны знать, что среди ангелов есть те, о которых мы можем узнать, и есть те, о которых Всевышний нам не рассказал. Из тех, о которых рассказано нам: Джибриль, Исрафиль, Малик хранитель Ада, Мункар и Накир, Микаиль, ангел смерти, но мы не знаем его имени, хотя конечно некоторые называют его Азраилом, но нет ничего достоверного, что подтвердило бы это, Харут и Марут. Так же верим в те действия, которые они выполняют, как те, о которых нам рассказано, так и в те, о которых нам не известно. Но в общем мы обязаны верить, что они являются благородными рабами Аллаха, которые выполняют Его приказы. Они принимают участие в управлении миром с дозволения Аллаха, как например ангел отвечающий за дождь, растения, так же ангел отвечающий за дуновение в трубу. Есть ангелы, которые занимаются джинами, есть те, кто записывают деяния людей, и есть те, кто охраняют людей. Как сказал Всевышний: «Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха» Сура «ар-Ра’д», аят 11. Но все это они делают по приказу Аллаха и Его дозволению, и они не могут сделать что-то или помочь кому-то из созданий Аллаха по своему желанию. Как сказал Всевышний: «Скажи: “Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом”. Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено» Сура «Саба», аят 22. Этим самым отрицая все то, с чем себя связывают многобожники. Они не владеют даже мельчайшей частицей, то есть сами по себе не владеют ни чем. Не являются совладельцами чего-либо на них и у них нет доли в чем-то из этого. И нет у Него среди них помощников, то есть они сами по себе никому и ничем помочь не могут. Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено, то есть Аллах отрицает их способность заступиться за кого-то в Судный день или быть посредниками между Аллахом и ними, кроме как с Его дозволения. Затем Всевышний сказал: «Когда же страх покинет их сердца» Сура «Саба», аят 23. То есть, когда ангелы слышат откровения от Аллаха, то они лишаются чувств и ничего не могут сделать в этом бытие.
  5. Из благочестия — вера в писания. Это проявляется в вере во все писания, которые ниспослал Всевышний, во все сообщения, которые в них пришли, справедливость их постановлений. Но мы не обязаны совершать дела в соответствии с тем, что противоречит нашему шариату. Так же мы должны знать, что с каждым посланником было ниспослано писание и довод на это в словах Всевышнего: «Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание» Сура «аль-Хадид», аят 25, так же в словах Всевышнего: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание во истине, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись во мнениях» Сура «аль-Бакара», аят 213. То есть все посланники приходили с писаниями. Те писания, которые нам известны это: Тора, Евангелие, Забур, свитки Ибрахима, свитки Мусы, Священный Коран. В отношении свитков Мусы ученые разделились во мнении: являются ли они Торой или же это другие свитки. А что касается тех писаний, о которых нам не известно, то мы верим в них в общем, произнося своими сердцами и языками: «Я уверовал во все те писания, которые Аллах ниспослал своим посланникам». Так же верим в то, что Аллах ниспослал Мусе Таурат, Исе ниспослал Евангелие, а Дауду ниспослал Забур. А что же касается того, что осталось от этих писаний на сегодня, то ты не обязан верить в них, так как они были искажены, заменены. Но в основе ты должен верить, что эти писания были ниспосланы этим посланникам.
  6. Из благочестия — вера в пророков. Мы должны верить в каждого пророка, к которому приходило откровение от Аллаха. Как в тех, про которых рассказал нам Всевышний, так же в тех о которых Он нам не рассказал. Как пришло в хадисе, который считал достоверным Ибн Хиббан, количество посланников достигает более трехсот, а количество пророков сто двадцать четыре тысячи (Сахих Ибн Хиббан 362). Если этот хадис достоверен, то мы должны верить в него, а если же недостоверен, то Всевышний нам говорит: «Мы уже отправляли посланников до тебя. Среди них есть такие, о которых Мы рассказали тебе, и такие, о которых Мы не рассказывали тебе» Сура «Гафир», аят 78. Мы должны верить лишь в то, что рассказано нам. Мы обязаны верить в тех посланников, о которых нам было рассказано подробно, а что касается тех, про которых нам не рассказали, то мы верим в них в общем. Как сказал Всевышний: «Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: “Мы не делаем различий между Его посланниками”» Сура «аль-Бакара», аят 285. В Коране упомянуто двадцать четыре посланника. Всевышний говорит: «Мы даровали ему [то есть Ибрахиму] Исхака /Исаака/ и Йакуба /Иакова/. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха /Ноя/, а из его потомства — Дауда /Давида/, Сулеймана /Соломона/, Айуба /Иова/, Йусуфа /Иосифа/, Мусу /Моисея/ и Харуна /Аарона/. Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также Закарию /Захарию/, Йахйу /Иоанна/, ’Ису /Иисуса/ и Ильяса /Илию/. Все они были из числа праведников. А также Исмаила /Измаила/, Аль-Йacaa /Елисея/, Йунуса /Иону/ и Лута /Лота/. Всех их Мы превознесли над мирами» Сура «аль-Ан’ам», аяты 84–86. Их число в этом аяте восемнадцать, так же есть: Шуайб, Салих, Худ, Идрис, Зуль-Кифль и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
  7. Является благочестием отдавать имущество, несмотря на любовь к нему. Когда Ибн ’Умару нравилось что-то из его имущества, он отдавал это в садака, говоря: «Аллах сказал: “Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите”» Сура «Али ’Имран», аят 92. Когда Абу Тальха услышал этот аят, то он отдал свой сад в виде садака, так как он был для него самым любимым имуществом. Но не только поэтому, а потому что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любил приходить туда и пить из его воды и этот сад был близок к мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Когда был ниспослан аят: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите», Абу Тальха отправился к посланнику Аллаха и сказал: «О посланник Аллаха, поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах говорит: “Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите…”, а больше всего из принадлежащего мне я люблю Байруху, так пусть же она станет садакой ради Аллаха, а я надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй её, о посланник Аллаха, как укажет тебе Аллах». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, я считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким» Сахих аль-Бухари 1461, Сахих Муслим 2315.
  8. Родственники больше заслуживают милостыни, чем сироты и бедняки. Так как Аллах начал именно с них. Как сказал Всевышний: «кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам…». Если кто-то спросит кому лучше дать милостыню родственникам или сиротам? То мы скажем: дай родственникам кроме того случая, когда есть острая необходимость отдать сиротам. В этом случае лучше отдать сиротам. Так же пришло достоверно от посланника Аллаха, что поддерживать родственные связи намного лучше, чем отпускать рабов. А самые близкие к тебе люди, достойные благочестия — это твоя мать и твой отец.
  9. У сирот есть права. Так как Аллах хвалит тех, кто дает им милостыню в словах: «сиротам», и независимо от того они бедные или богатые.
  10. Подтверждение милости Всевышнего в том, что Всевышний побудил расходовать своим имуществом сиротам, беднякам. Нет сомнений, что в этом проявляется Его милость к ним.
  11. У путника есть право получать милостыню, даже если он в своей стране считается богатым.
  12. Давать милостыню тому, кто просит, считается благочестием, даже если он богатый, так как аят охватывает всех, кто просит.
    Если кто-то скажет: как может считаться благочестием давать милостынь просящим, несмотря на то, что пришло порицание спрашивать что-то у людей? Ответ: в этом нет противоречий. Так как стороны разные. Хвалится тот, кто дает, а порицается тот, кто просит, чтобы ему дали. Поэтому если ты видишь того, кто испытан этим испытанием, а это обращение к людям с просьбами, то дай ему, если он просит, но затем сделай ему наставление и предостереги от этого дела. Для того, чтобы быть дающим имущество и дающим наставление. Так как есть некоторые богатые люди, да убережет нас Аллах от этого, которые просят дать им для увеличения своего имущества. Как пришло достоверно от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: «Поистине, обращающийся к людям с просьбами с целью увеличения своего достояния просит для себя раскалённых углей: пусть же старается он получить поменьше или побольше!» Сахих Муслим 2399. А также в другом хадисе: «Человек будет обращаться с просьбами к людям до тех пор, пока не явится он в День воскресения без единого кусочка плоти на своём лице» Сахих аль-Бухари 1474.
  13. Отпускать рабов является из дел благочестия. Как сказал Всевышний: «расходовал его на освобождение рабов». То имущество, которое дается для освобождения раба не дается самому рабу, а дается владельцу раба. Ученые говорят, что рабы бывают трех видов:
    • раб, которого ты можешь купить и освободить на волю;
    • раб, который выкупил самого себя;
    • пленный мусульманин у неверующего, за которого ты отдал выкуп. Так же это относится к тем, кто попал в плен к мусульманам. Да прибегаем к Аллаху от этого, некоторые люди воруют людей, а затем требует выкупа. В этом случае им отдается выкуп из денег закята, так как тем самым ты спасаешь этого пленного от явной смерти.
  14. Совершение намаза является из дел благочестия. Как сказал Всевышний: «совершал намаз».
  15. Давать закят тем, кто его заслуживает, является из дел благочестия.
  16. Похвала тем, кто соблюдает договоры. Ведь соблюдение договора является из дел благочестия. Договор бывает двух видов: договор с Аллахом и договор с созданиями Аллаха.
    Что касается договора с Аллахом, то Аллах рассказал нам о нем в словах: «Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: “Разве Я — не ваш Господь?” Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”. Это — для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: “Мы не знали этого”» Сура «Гафир», аят 172. Так же в словах Всевышнего: «Аллах взял завет с сынов Исраила /Израиля/. Мы создали среди них двенадцать вождей. Аллах сказал: “Я — с вами. Если вы будете совершать намаз и выплачивать закят, уверуете в Моих посланников, поможете им и одолжите Аллаху прекрасный заем, то Я отпущу вам ваши прегрешения и введу вас в сады, в которых текут реки”» Сура «аль-Маида», аят 12. Так же в словах Всевышнего: «О сыны Исраила /Израиля/! Помните милость, которую Я оказал вам. Будьте верны завету со Мной, и Я буду верен завету с вами» Сура «аль-Бакара», аят 40. Договор между нами и Аллахом заключается в том, чтобы верить в Него, довольствоваться Его шариатом, а так же Его решениями в бытие и шариате.
    А что касается договора между нами и остальными людьми, то их очень много: торговые договора, договор о снятии имущества, залоге, договор о браке и тому подобное. Так как если ты заключишь договор с человеком, то ты будешь обязан соблюдать то, что было написано в этом договоре. Поэтому Всевышний говорит: «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам» Сура «аль-Маида», аят 1. А так же слова Всевышнего: «И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу» Сура «аль-Исра», аят 34. То есть за те договоры, которые были заключены между людьми. Между мусульманами и неверующими бывают три вида договоров. Первый вид это «муаббад» — «вечный», и он не разрешен, так как это может привести к оставлению джихада с ними. Второй вид: «мукайад» — «связанный», с какой либо нуждой, даже если срок его будет большим, исходя из более правильного мнения. Некоторые сказали, что он не может быть больше десяти лет, и разрешается заключать договор на десять лет, так как посланник Аллаха заключил мирный договор сроком на десять лет при Худайбии. Но более правильным мне кажется первое мнение: что у него нет определенного срока. Третий вид «Мутляк» — «свободный», который не заключается на постоянство, но и не оговаривается его срок. Такой вид договора так же разрешен, если в этом есть нужда. Если мусульмане нуждаются в этом, то они заключают такой договор, а если же у них нет больше нужды в этом договоре, то они поступают с неверующими так, как необходимо и неверующие не имеют права ссылаться на этот договор.
    Неверующие, которые заключили с нами договор бывают трех видов:

    • те, кто выполняют договоры с нами;
    • те, кто предают нас;
    • те, от кого мы боимся предательства.

    Если они будут выполнять договор, мы так же будем выполнять договор с ними и мы никак не можем их предать, как сказал Всевышний: «Пока они верны вам, вы также будьте верны им. Воистину, Аллах любит богобоязненных» Сура «ат-Тауба», аят 12. А если же они предадут нас, то нарушается договор с ними, как сказал Всевышний: «Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия, ибо для них нет клятв» Сура «ат-Тауба», аят 12. А если же мы боимся предательства от них, то тогда мы должны отбросить договорные обязательства, как сказал Всевышний: «А если ты опасаешься измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны» Сура «аль-Анфаль», аят 58. Так же мы должны сообщить, что между больше нет договора, чтобы они знали. Также к договорам относятся те обещания, которые дает один человек другому. Поэтому ученые разногласили между собой: является ли обязательным исполнение обещания или нет. Более правильным является то, что выбрал Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя: является обязательным выполнять свои обещания, так как это так же относится к договору. Так, не выполнение обещаний является одним из признаков лицемерия. Если это так, то мусульманину не разрешается принимать нравы лицемера.

  17. Проявление терпение из дел благочестия. Терпение бывает трех видов:
    1. Первый: терпение при подчинении Аллаху, не испытывая при этом злости или неприязни.
    2. Второй: терпение от совершения грехов. То есть ты удерживаешь свою душу от того, чтобы не впасть в грех.
    3. Третий: терпение того предопределения Всевышнего, которое тебе не нравится. Чтобы ты не злился на то, что предопределил тебе Всевышний а удерживал свою душу от этого. Как сказал Всевышний: «Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся”. Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» Сура «аль-Бакара», аяты 155–157.

    Самым высоким видом терпения из всех перечисленных считается терпение при подчинении Всевышнему. Так как когда ты выполняешь приказы Всевышнего, ты устаешь. После идет терпение от совершения грехов. Этот вид терпения идет после первого потому, что оставить что-то и не сделать легче, чем совершить. А затем уже идет терпение того предопределения, которое тебе не нравится. Оно идет после первых двух по той причине, что у тебя нет выбора.

  18. Упомянутое в аяте есть истинная правдивость в отношениях с Аллахом и его созданиями, исходя из слов Всевышнего: «Таковы те, которые правдивы». Правдивость с Аллахом заключается в правильных убеждениях, таких как: вера в Аллаха, в Судный день, ангелов, писания, пророков, в выполнении молитвы, выплате закята, расходовании любимого, несмотря на любовь к нему. Что же касается правдивости с созданиями, то к этому относятся слова Всевышнего: «соблюдал договора после их заключения». И это считается из признаков правдивости, поэтому Всевышний сказал: «Таковы те, которые правдивы». Они правдивы в своих убеждениях, в отношениях с Аллахом и его созданиями.
  19. Упомянутое в аяте относится к богобоязненности, исходя из слов Всевышнего: «Таковы богобоязненные». Мы говорили, что если богобоязненность приходит вместе со словом благочестие, то богобоязненность будет означать оставление запретного, а благочестие будет означать выполнение обязательного. А если же эти два слова будут приходить отдельно друг от друга, то каждое из них несет смысл другого. В этом аяте Всевышний сказал: «Таковы богобоязненные» вместе с тем, что они выполняют дела из благочестия. И это в свою очередь указывает на то, что выполнение дел благочестия является из богобоязненности. Так как тот, кто выполняет благочестие, надеется на награду от Всевышнего и боится наказания от Аллаха.
  20. Богобоязненными являются только те, кто описан описаниями в этом аяте.

Замечание: Внешний смысл этого аята указывает на то, что мы должны давать милостыню: близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим, для освобождения на волю рабов, независимо верующие они или неверующие. Но на самом деле в этом аяте имеются в виду только верующие. А что касается неверных, то нет проблем проявлять к ним благочестие с условием, чтобы они не были среди числа тех, кто воюет с нами из-за нашей религии и выгоняет нас из наших домов. Как сказал Всевышний: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» Сура «аль-Мумтахана», аят 8. Поэтому если этот неверующий воюет с нами или находится в положении того, кто воюет, то не разрешается нам давать ему милостыню. Как допустим, этот человек из той страны, которая воюет с мусульманами, то в этом случае нельзя оказывать ему благочестие или давать что-то в милостыню. Так как этот человек в положении того, кто готов воевать с нами если его государство прикажет ему это и он выйдет. Такой человек не достоин того, что бы к нему хорошо относиться.

[1] Врожденное чувство человека, дарованное ему с рождения, это чувство подсказывает ему, что такое добро, а что — зло, и оно подталкивает человека ко всему хорошему и остерегает его от всего плохого.