Аят 188 из суры «аль-Бакара»

Запрет незаконно пожирать чужое имущество

аудио на арабском, перевод смыслов и толкование /тафсир/ на русском языке

﴿ وَلَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ وَتُدْلُوا بِهَا إِلَى الْحُكَّامِ لِتَأْكُلُوا فَرِيقًا مِّنْ أَمْوَالِ النَّاسِ بِالْإِثْمِ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴾

Чтение аята 188 из суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

Транскрипция аята 188 из суры «аль-Бакара» на русскими буквами (кириллицей):

«аль-Бакару», как и другие суры Корана, необходимо учить на слух, не ограничиваясь транскрипцией, чтобы произношение соответствовало оригиналу.

Примерный перевод смысла аятов на русском языке:

«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех».

Сура «Корова», аяты 188.

Тафсир шейха ас-Саади: Сура «аль-Бакара», аят 188

﴿ وَلَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ وَتُدْلُوا بِهَا إِلَى الْحُكَّامِ لِتَأْكُلُوا فَرِيقًا مِّنْ أَمْوَالِ النَّاسِ بِالْإِثْمِ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴾

Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех.

Аллах запретил мусульманам незаконно пожирать чужое имущество, однако назвал его их собственным имуществом, поскольку мусульманину полагается желать своему брату то, что он желает себе самому, и относиться к его имуществу так, как он относится к своей собственности. Кроме того, если человек незаконно присваивает чужое имущество, то угнетенные люди впоследствии не упустят возможности посягнуть на его богатство. Приобретать имущество можно либо законным, либо незаконным путем, однако запрещено только незаконное присвоение чужого имущества, и поэтому Всевышний Аллах конкретизировал этот запрет. Он распространяется на вымогательство силой, воровство, присвоение имущества, вверенного на хранение или взятого на временное пользование, и прочие формы покушения на чужую собственность. Этот запрет также распространяется на ростовщичество, азартные игры и другие виды запрещенных сделок, поскольку при таких сделках человек приобретает имущество недозволенным образом. Этот запрет также распространяется на мошенничество при купле-продаже, сдаче имущества в аренду и других подобных сделках. Он также распространяется на использование рабочих и незаконное присвоение их заработка или получение материального вознаграждения за работу, которая не выполнена надлежащим образом. Он также распространяется на получение материального вознаграждения за совершение обрядов поклонения, которые считаются недействительными, если они не посвящены одному Всевышнему Аллаху. Он также распространяется на присвоение обязательных и необязательных пожертвований, вакуфного (неотчуждаемого) имущества или наследства людьми, которые не имеют права на это имущество или имеют на него меньше прав, чем другие. Все перечисленные случаи являются различными проявлениями незаконного присвоения чужого имущества, каждое из которых категорически запрещено при любых обстоятельствах. Человек не имеет права пользоваться таким имуществом, даже если он выиграл тяжбу в арбитражном суде, поскольку его доводы оказались убедительнее доводов того, кому отобранное имущество должно принадлежать по праву. Решение судьи не делает запрещенную собственность дозволенной, а дозволенную — запрещенной. Судья принимает решение на основании услышанных им свидетельств, однако истинное положение вещей от этого не изменяется. Решение судьи не должно успокаивать того, кто незаконно добился присвоения ему чужой собственности, и не дает оснований сомневаться в правах истинного владельца на его собственность. Если человек аргументировал свои права на чужую собственность в арбитражном суде посредством лживых доводов и выиграл тяжбу, то эта собственность все равно достается ему незаконным путем. Присваивая ее, он сознательно совершает грех, обрекая себя на мучительное наказание и суровое возмездие. Из всего сказанного следует, что если адвокату известно о необоснованности притязаний своего клиента, то он не имеет права защищать его в суде, потому что его клиент является изменником, а ведь Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах. Посему не препирайся за изменников» (4:105).

Толкование аята 188 из суры «аль-Бакара» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усаймина

﴿ وَلَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ وَتُدْلُوا بِهَا إِلَى الْحُكَّامِ لِتَأْكُلُوا فَرِيقًا مِّنْ أَمْوَالِ النَّاسِ بِالْإِثْمِ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴾

Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех.

Толкование /тафсир/:

У этого аята есть явная связь с предыдущими аятами, так как в предыдущих аятах упоминается запретность конкретных вещей в определенное время. В этом же аяте приходит общий запрет в общее время и в общем месте.

«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества» — этот аят содержит в себе более широкий смысл, чем просто еда. Сюда входит одежда, жилье, транспорт, но была выделена пища, так как от пищи человек получает больше всего пользы. Поэтому некоторые ученые, когда затрагивают вопрос сомнительного имущества, говорят, что нужно его потратить на общественно полезные вещи, но нельзя их тратить на еду и питье, так как тело получает силу от этой пищи и она смешивается с его телом.

«своего имущества» — если тебе не нравится, когда кто-то ест твою пищу, то как может понравиться тебе есть пищу другого. И теперь представь, что имущество другого подобно твоему имуществу, ведь тебе не понравится, что бы кто-то пользовался им. И здесь становится ясной мудрость приписывание любого имущества к тому, кто его поедает.

«незаконно», то есть все, что взято не по праву.

«между собой», то есть в договорах аренды, торговли, залогов и тому подобного, так как в этих договорах участвуют две стороны.

«и не подкупайте судей» — в отношении понимания этого аята существует два мнения:

  1. Первое: не прибегайте к суду для того, чтобы судья не стал средством для поедания имущества. Когда у ответчика нет доказательств, а истец приносит клятву о своей правоте и судья выносит решение в пользу истца, хотя истинного права на это имущество у истца отсутствует.
  2. Второе: не подкупайте судей, давая им взятку, чтобы он вынес решение в твою пользу.

Оба этих мнения являются верными.

«чтобы пожирать часть имущества людей». Кто-то может спросить: «А почему часть имущества, а не все?»

  1. Первое: если он съест все имущество того, с кем судится, то это все равно не будет всем имуществом, так как имущество того, с кем он судится, лишь часть имущества всех людей.
  2. Второе: если является запрещенным поедать часть имущества людей, то тем более это касается всего имущества. Этот метод называется методом указания малого на большее.

«сознательно совершая грех» — ведь тот, кто совершает грех, зная, намного хуже того, кто делает это, не зная.

Пользы /фауаид/:

  1. Запрет на незаконное пожирание имущества. Под словом « باطل » имеется в виду все то имущество, на которое у тебя нет шариатского права.
  2. Стремление шариата в заботе об охране имущества человека, как мы это видим в словах Всевышнего: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества», так как на имуществе строится как религия человека, так и его мирские дела. Всевышний сказал: «Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования» Сура «ан-Ниса», аят 5.
  3. Запрет давать взятки. Как сказал Всевышний: «и не подкупайте судей».
  4. Судья принимает решение в соответствие с тем, что он слышит. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Я выношу решение в соответствии с тем, что я услышу» Имам Ахмад 27153, на это же указывают слова Всевышнего: «и не подкупайте судей». Это касается тех, кто претендует на чужое имущество, или оспаривает что-то лживо, или же приносит лживую клятву — все это считается подкупом. Если же судья понимает, что действительность противоречит тому, что он слышит, то является для него обязательным остановиться в вынесении решения и направить вопрос другому судье, чтобы тот был свидетелем.
  5. Облегчение для судей в том, что Всевышний не будет наказывать их за скрытые вещи, то есть за то, что было скрыто от судьи. Если судья вынес решение, опираясь на те сведения, которые у него имеются, даже если на самом деле они противоречат истине, то он не получит за это греха.
  6. На том, кому присудили что-то не по праву, а он думает, что заслуживает этого, нет греха. Но если же после этого ему станет ясным, что это имущество не принадлежит ему, то становится обязательным вернуть его. Как, например, в случае, когда должник вернул долг, но взявший деньги отрицает это, так как забыл. Если взявший поклялся, что долг ему не вернули и было вынесено решение о возврате долга, то в этом случае на нем не будет греха, но если он вспомнит, что ему долг был возвращен, то становится обязательным для него возвратить то, что ему дали.