Аяты 102-103 из суры «аль-Бакара»

О неверии тех, кто обучался колдовству

аудио на арабском, перевод смыслов и толкование /тафсир/ на русском языке

﴿ وَاتَّبَعُوا مَا تَتْلُو الشَّيَاطِينُ عَلَى مُلْكِ سُلَيْمَانَ وَمَا كَفَرَ سُلَيْمَانُ وَلَكِنَّ الشَّيَاطِينَ كَفَرُوا يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ وَمَا أُنزِلَ عَلَى الْمَلَكَيْنِ بِبَابِلَ هَارُوتَ وَمَارُوتَ وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّى يَقُولَا إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلَا تَكْفُرْ فَيَتَعَلَّمُونَ مِنْهُمَا مَا يُفَرِّقُونَ بِهِ بَيْنَ الْمَرْءِ وَزَوْجِهِ وَمَا هُم بِضَارِّينَ بِهِ مِنْ أَحَدٍ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّهِ وَيَتَعَلَّمُونَ مَا يَضُرُّهُمْ وَلَا يَنفَعُهُمْ وَلَقَدْ عَلِمُوا لَمَنِ اشْتَرَاهُ مَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ مِنْ خَلَاقٍ وَلَبِئْسَ مَا شَرَوْا بِهِ أَنفُسَهُمْ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ * وَلَوْ أَنَّهُمْ آمَنُوا وَاتَّقَوْا لَمَثُوبَةٌ مِّنْ عِندِ اللَّهِ خَيْرٌ لَّوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ ﴾

Чтение аятов 102-103 из суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

Транскрипция аятов 102-103 из суры «аль-Бакара» на русскими буквами (кириллицей):

«аль-Бакару», как и другие суры Корана, необходимо учить на слух, не ограничиваясь транскрипцией, чтобы произношение соответствовало оригиналу.

Примерный перевод смысла аята на русском языке:

«Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана (Соломона). Сулейман (Соломон) не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту. Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: “Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим”. Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали! Если бы они уверовали в Аллаха и были богобоязненны, то вознаграждение от Аллаха было бы лучше для них. Если бы они только знали!».

Сура «Корова», аяты 102-103.

Тафсир шейха ас-Саади: Сура «аль-Бакара», аяты 102-103

﴿ وَاتَّبَعُوا مَا تَتْلُو الشَّيَاطِينُ عَلَى مُلْكِ سُلَيْمَانَ وَمَا كَفَرَ سُلَيْمَانُ وَلَكِنَّ الشَّيَاطِينَ كَفَرُوا يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ وَمَا أُنزِلَ عَلَى الْمَلَكَيْنِ بِبَابِلَ هَارُوتَ وَمَارُوتَ وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّى يَقُولَا إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلَا تَكْفُرْ فَيَتَعَلَّمُونَ مِنْهُمَا مَا يُفَرِّقُونَ بِهِ بَيْنَ الْمَرْءِ وَزَوْجِهِ وَمَا هُم بِضَارِّينَ بِهِ مِنْ أَحَدٍ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّهِ وَيَتَعَلَّمُونَ مَا يَضُرُّهُمْ وَلَا يَنفَعُهُمْ وَلَقَدْ عَلِمُوا لَمَنِ اشْتَرَاهُ مَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ مِنْ خَلَاقٍ وَلَبِئْسَ مَا شَرَوْا بِهِ أَنفُسَهُمْ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ ﴾

Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана (Соломона). Сулейман (Соломон) не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту. Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим». Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!

﴿ وَلَوْ أَنَّهُمْ آمَنُوا وَاتَّقَوْا لَمَثُوبَةٌ مِّنْ عِندِ اللَّهِ خَيْرٌ لَّوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ ﴾

Если бы они уверовали в Аллаха и были богобоязненны, то вознаграждение от Аллаха было бы лучше для них. Если бы они только знали!

Дьяволы показали людям колдовство и заявили, что пророк Сулейман был колдуном и благодаря этому завладел великим царством. Они измыслили чудовищную ложь, потому что пророк Сулейман никогда не занимался колдовством. Аллах сообщил, что Сулейман не был неверующим и никогда не обучался колдовству. Напротив, дьяволы сами были неверующими, потому что обучали людей колдовству и чародейству. А поступали они так, потому что горели желанием ввести потомков Адама в заблуждение. Иудеи также обучались колдовству, которое было ниспослано двум ангелам, находящимся в Вавилоне, на земле иракской. Аллах ниспослал им знания о колдовстве, дабы подвергнуть Своих рабов испытанию, и оба ангела принялись обучать людей колдовству. Но прежде чем обучить человека, они давали ему добрый совет и предлагали ему не овладевать колдовством, потому что это — неверие. Они запрещали людям обучаться колдовству и чародейству и предупреждали о тяжести этого преступления. Из сказанного следует, что дьяволы обучали людей колдовству, представляя им ложь истиной, вводя их в заблуждение и приписывая колдовство пророку Сулейману, непричастность которого к этому преступлению подтвердил Сам Аллах. А двое ангелов обучали людей колдовству для того, чтобы подвергнуть их испытанию, дать им полезное наставление и лишить их любых оправданий. Иудеи же обучались колдовству как от дьяволов, так и от двух ангелов. Они перестали постигать знания, которые проповедовали пророки и посланники, и принялись изучать науку дьяволов. Воистину, каждому — свое! Затем Всевышний Аллах поведал о вреде, который наносит колдовство. Колдуны обучались от двух ангелов даже тому, как разлучать мужа с женой, хотя известно, что супружеская любовь является гораздо более прочной, чем остальные проявления любви. Именно поэтому Аллах сказал: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (30:21). Все сказанное свидетельствует о том, что колдовство действительно существует и может причинить вред, если на то будет воля Аллаха. Но воля Аллаха бывает двух видов — вселенская (машиат каунийя) и законодательная (машиат шарийя). Его вселенская воля распространяется на все события, которым Аллах позволяет произойти. Именно такое дозволение Аллаха упоминается в обсуждаемом нами аяте. Законодательная воля Аллаха упоминается в одном из предыдущих аятов, в котором говорится: «Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха» (2:97). Обсуждаемый нами и другие, похожие аяты свидетельствуют о том, что любые земные причины, даже самые существенные и действенные, всегда находятся в зависимости от предопределения Аллаха, судьбы и не оказывают самостоятельное влияние на происходящее вокруг. Ни одно мусульманское течение не отрицает этого религиозного принципа, кроме кадаритов, которые заявляют, что действия рабов абсолютно самостоятельны и совершенно не зависят от воли Аллаха. Они считают, что воля Аллаха не распространяется на человеческие деяния, и эти взгляды противоречат писанию Аллаха, Сунне Его посланника и единому мнению сподвижников и их последователей. Затем Всевышний Аллах упомянул о том, что колдовское искусство приносит людям один только вред. Колдовство не приносит пользы ни в мирских, ни в духовных делах, что отличает его от некоторых других грехов, которые могут приносить пользу в мирских вопросах. Говоря об употреблении вина и об азартных играх, Всевышний Аллах велел Своему посланнику сказать: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (2:219). Однако колдовство приносит человеку один только вред, и ничто не должно подталкивать человека на совершение этого греха. Следует знать, что все запрещенные поступки либо причиняют один только вред, либо приносят больше вреда, чем пользы, тогда как праведные поступки либо приносят абсолютную пользу, либо приносят больше пользы, чем вреда. Что же касается иудеев, то они знали, что если человек желает заниматься колдовством и приобретает эти знания, подобно тому, как покупатель приобретает товар, то он лишается своей доли в Последней жизни и обрекает себя на наказание. Их поступок не был результатом их невежества — они сознательно отдали предпочтение мирской жизни перед жизнью будущей. Для них было бы лучше, если бы они обладали знаниями, которые воплощаются в праведные деяния, однако они не делали этого.

Толкование аятов 102-103 из суры «аль-Бакара» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усаймина

﴿ وَاتَّبَعُوا مَا تَتْلُو الشَّيَاطِينُ عَلَى مُلْكِ سُلَيْمَانَ وَمَا كَفَرَ سُلَيْمَانُ وَلَكِنَّ الشَّيَاطِينَ كَفَرُوا يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ وَمَا أُنزِلَ عَلَى الْمَلَكَيْنِ بِبَابِلَ هَارُوتَ وَمَارُوتَ وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّى يَقُولَا إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلَا تَكْفُرْ فَيَتَعَلَّمُونَ مِنْهُمَا مَا يُفَرِّقُونَ بِهِ بَيْنَ الْمَرْءِ وَزَوْجِهِ وَمَا هُم بِضَارِّينَ بِهِ مِنْ أَحَدٍ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّهِ وَيَتَعَلَّمُونَ مَا يَضُرُّهُمْ وَلَا يَنفَعُهُمْ وَلَقَدْ عَلِمُوا لَمَنِ اشْتَرَاهُ مَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ مِنْ خَلَاقٍ وَلَبِئْسَ مَا شَرَوْا بِهِ أَنفُسَهُمْ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ ﴾

Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана /Соломона/. Сулейман /Соломон/ не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту. Но они никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим». Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!

Толкование /тафсир/:

«Они последовали…», то есть Бану Исраиль.

«…в царстве Сулеймана /Соломона/…», то есть во время правления Сулеймана. Всевышний Аллах упомянул Сулеймана, так как Аллах собрал в нем два качества: пророчество и царство. Аллах дал ему царство, которого ни у кого никогда не было, например, Аллах подчинил ему ветра, джиннов, шайтанов. Поэтому Сулейман был не только пророком и посланником, но он также был царем. Все остальные пророки, упомянутые в Коране, были только пророками и посланниками. Всевышний сказал: «Мы уже отправляли посланников до тебя. Среди них есть такие, о которых Мы рассказали тебе» Сура «Гафир», аят 78. Бану Исраиль же считают Сулеймана только царем, но не считают его пророком и посланником. Мы же считаем его не только царем, но и пророком и посланником от Аллаха. Сулейман пришел после Мусы, это подтверждается словами Всевышнего: «Не знаешь ли ты о знати сынов Исраиля /Израиля/, живших после Мусы /Моисея/?» Сура «аль-Бакара», аят 246 – до слов: «Дауд /Давид/ убил Джалута /Голиафа/» Сура «аль-Бакара», аят 247, Сулейман же был сыном Дауда.

«Сулейман /Соломон/ не был неверующим», то есть он не обучал и не обучался колдовству.

«Неверующими были дьяволы…» Они упомянуты во множественном числе потому, что они наущали и обучали друг друга.

Далее в аяте приводится объяснение их неверия: «они обучали людей колдовству». В языковом значении колдовство означает все, что появляется без видимой или разумной причины. Подтверждают смысл этих слов слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Поистине красноречие является одним из видов колдовства» Сахих аль-Бухари, 5146, так как красноречие, подобно колдовству, привлекает человека до такой степени, что заманивает его душу, ему хочется слушать эту речь, но это не тот вид колдовства, в отношении которого приходит порицание. Порицаемым колдовством является завязывание узлов и дуновение в них, что, в свою очередь, оставляет след на теле заколдованного человека или же оставляет след в его разуме. Колдовство бывает разных видов: колдовство, которое убивает, приводит к болезни или же лишает рассудка, так что человеку начинают мерещиться видения, звуки, которых нет на самом деле. Есть и такой вид колдовства, который заставляет любить или ненавидеть какого-то определенного человека.

«…а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту». Вавилон /араб. بابل / — название одного из городов Ирака. Харут и Марут — два ангела, которые сошли на землю, владея некоторыми видами колдовства.

«Но они никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением…», — это было сделано для того, чтобы испытать людей: кто из них желает колдовства, а кто нет.

«…не становись же неверующим», то есть по причине обучения колдовству

«Они обучались…», то есть люди.

«тому, как разлучать мужа с женой…», то есть они обучались тому вида колдовства, который разлучает мужа и жену. Такой вид колдовства называется сарф /араб. صرف /, обратное же действие — случение — называется атф /араб. عطف /. И этот вид один из самых сильных видов колдовства, потому что оно приводит человека к безумной любви и помешательству.

«…но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха», то есть те, кто учатся колдовству, не смогут причинить никому вред, кроме как с соизволения Аллаха. Под Его дозволением имеется в виду дозволение в этом мире.

«Они обучались…», то есть люди у ангелов.

«тому, что приносило им вред и не приносило им пользы», то есть обучались тому, в чем один только вред и нет абсолютно никакой пользы.

«Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни», то есть те, кто учились колдовству, знали, что они не получат ничего хорошего в жизни вечной, так как слышали это от ангелов, которые им говорили: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим».

«Скверно то, что они купили за свои души!» — в значении «Клянусь Аллахом, скверно то, что они купили за свои души». Они заплатили за колдовство своими душами, продали свои души взамен обучению колдовству. Их души потерпели убытки в этой жизни, не получат они пользы и в жизни вечной.

«Если бы они только знали!», то есть если бы они были теми, кто обладает знаниями, то они не обучались бы колдовству. Смыслом этого аята является упрек и укор этим людям. Так как их дела подобны делам невежественных людей. И слова Всевышнего: «Если бы они только знали!» — обращение к ним, как к невеждам.

Пользы /фауаид/:

  1. Бану Исраиль научились колдовству у Шайтанов: «Они последовали за тем, что читали дьяволы». На это указывает и тот факт, что один из Бану Исраиль по имени Лабиид бну Асам заколдовал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
  2. Колдовство является одним из деяний Шайтана. Всевышний сказал: «Что читали дьяволы».
  3. Шайтаны занимались колдовством, несмотря на власть Сулеймана над ними: «Что читали дьяволы в царстве Сулеймана /Соломона/».
  4. Сулейман не одобрял их поступки, как это видно из слов Всевышнего: «Сулейман /Соломон/ не был неверующим». Если бы он одобрял их поступки, то он одобрял бы и неверие.
  5. Обучение колдовству является неверием. Внешний смысл этого аята указывает на то, что это большой вид неверия, который выводит человека из Ислама. На это указывают слова Всевышнего: «Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, но они никого не обучали, не сказав: “Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим”». Это касается того колдовства, которое происходит через Шайтанов, что же касается колдовства, осуществляющегося через травы или различные лекарства, то по этому поводу существуют разногласия между учеными.Также ученые спорят между собой и о том, принимается ли покаяние колдуна или нет? Более обоснованным мнением считается, что покаяние колдуна между ним и Аллахом принимается, а что же касается смертной казни, то здесь нужно обращаться к правилам Шариата и тому решению, которое вынесет судья.
  6. Всевышний Аллах может облегчить совершение греха для того, чтобы испытать людей. Всевышний сказал: «…а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту. Но они никого не обучали, не сказав: “Воистину, мы являемся искушением”». Я предостерегаю тебя, о мой брат, и еще раз предостерегаю: тебе облегчаются причины совершения греха, чтобы ты его не совершал. Вспомни историю с Бану Исраиль, когда Аллах запретил им ловить рыбу в субботу, но они не вытерпели и обманным путем ловили рыбу в этот день. Тогда Всевышний Аллах сказал в отношении них: «Будьте обезьянами презренными!» Сура «аль-Бакара», аят 65. Или вспомни историю со сподвижниками пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, когда Аллах испытал их тем, что запретил охотиться в положении ихрама. Никто из них не охотился до тех пор, пока Аллах не показал им свою мудрость. Это значит лишь то, что Аллах может облегчить пути совершения греха, для того чтобы отличить терпеливого от нетерпеливого.
  7. Человек обязан делать наставления людям, даже если это приведет к тому, что люди отвернуться от него. Как сказал Всевышний: «Но они никого не обучали, не сказав: “Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим”». Если у тебя плохой товар и кто-то хочет купить его, ты должен объяснить ему недостаток этого товара.
  8. Одним из плохих последствий колдовства является то, что оно разлучает мужа и жену: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой». Это является одним из любимых дел Шайтана, как пришло в достоверном хадисе: «Поистине шайтан устанавливает свой трон на поверхности воды, затем посылает свой отряд к людям. Самый близкий к нему степенью тот, кто больше искушен перед ним. Приходит один из них и говорит: я продолжал сбивать его до тех пор, пока он не стал говорить то-то и то-то, делать то-то и то-то. И Иблис говорит: “Клянусь Аллахом, ты ничего не сделал”. Приходит другой и говорит: не оставил его, пока не разобщил с женой, на что получил ответ Иблиса: “Какой ты прекрасный”» Сахих Муслим, 7106, — и приблизил его.Колдовство может и свести мужа с женой, но сделать это так, что человек теряет из-за этого рассудок, например, не будет находить себе покоя до тех пор, пока она постоянно не будет рядом с ним, не сможет разлучиться с ней даже на мгновение.
  9. Какими бы весомыми ни были причины, они никак не смогут повлиять на человека, кроме как с дозволения Аллаха: «…но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха».
  10. Сила Всевышнего Аллаха выше всех причин, какие бы причины не существовали, но если Всевышний Аллах не пожелает, чтобы что-то случилось, этого не произойдет. Правда, это не говорит о том, что мы не должны брать причины в достижении результатов, так как в основе своей результат достигается посредством наличия причин.
  11. Указание на то, что мы постоянно должны обращаться к Аллаху: «…без соизволения Аллаха». Если ты познал, что все в этом мире происходит по велению Аллаха, то тогда ты стремишься получить пользу только от Аллаха, также как и избавиться от вреда с Его помощью.
  12. В колдовстве один только вред, в нем не может быть пользы. Всевышний сказал: «Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы».
  13. Неверие колдуна выводит человека из религии: «Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни». Те, у кого не будет никакой доли в жизни вечной, — неверные. У верующего человека, сколько бы он ни получил наказаний от Аллаха, есть удел в последующей жизни.
  14. Бану Исраиль обучались колдовству, зная о том, что это поступок является неверием: «Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни».
  15. Подтверждение воздаяния и соответствия воздаяния делам человека. Как неверный не посвятил Аллаху ничего в этой жизни, так и Аллах не даст ему ничего в жизни вечной.
  16. Порицание Бану Исраиль, которые предпочли своим душам неверие: «Скверно то, что они купили за свои души!»
  17. Тот, у кого есть знания, остерегается подобных поступков: «Если бы они только знали!» — то есть если бы у них было полезное знание, то они бы не заплатили бы своими душами за колдовство.

﴿ وَلَوْ أَنَّهُمْ آمَنُوا وَاتَّقَوْا لَمَثُوبَةٌ مِّنْ عِندِ اللَّهِ خَيْرٌ لَّوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ ﴾

Если бы они уверовали в Аллаха и были богобоязненны, то вознаграждение от Аллаха было бы лучше для них. Если бы они только знали!

Толкование /тафсир/:

«Если бы они уверовали в Аллаха…», то есть уверовали своими сердцами.

«…и были богобоязненны…», то есть своими органами тела, так как вера проявляется сердцем, а богобоязненность — органами тела. Но это лишь в том случае, когда два этих слова употреблены одновременно в одном предложении, если они используются отдельно друг от друга, то каждое из этих слов будет включать значение другого. Например, в предложении использовано слово богобоязненность, следовательно, оно содержит в себе значение «вера», ведь Пророк сказал, да благословит его Аллах и приветствует: «Богобоязненность находится здесь» Сахих Муслим, 6541, указав при этом на сердце. Определение имана у ахлу-сунна уаль-джамаа [1] трактуется как принятие сердцем и подчинение органами тела. Если же этого не будет, то не будет имана. Богобоязненность же трактуется как защита от наказаний Аллаха посредством выполнения Его приказов и оставления Его запретов. Хотя некоторые ученые объясняли богобоязненность так: подчинение Аллаху, выполнение Его приказов, надежда на Его награду, свет от Него, оставление запретов Аллаха, боясь Его наказания.

«Если бы они уверовали…», то есть если бы они на самом деле уверовали.

«…то вознаграждение…» — под вознаграждением имеется в виду воздаяние.

«…от Аллаха…» — Всевышний Аллах отнес вознаграждение к себе и сделал это на основании двух причин:

  1. Первое: вознаграждение будет больше, чем представляет себе человек. Так как вознаграждение дается человеку от Великого, поэтому оно тоже будет великим. Например, вознаграждение скупого — малое, в отличие от вознаграждения щедрого, которого будет много.
  2. Второе: спокойствие раба о том, что он получит это вознаграждение. Так как Аллах всегда сдерживает свои обещания.

«…лучше для них» — вознаграждение от Аллаха лучше всего того, что они могут приобрести в этом мире.

Пользы /фауаид/:

  1. Широта мягкости Аллаха в том, что Аллах предлагает им уверовать и быть богобоязненными. Это касается как прошлого, так и будущего. Одним из законов Аллаха в этом мире является то, что Аллах грешникам всегда дает возможность покаяться, как это видно из слов Всевышнего: «Тем, которые подвергли искушению верующих мужчин и женщин и не раскаялись, уготованы мучения в Геенне, мучения от обжигающего Огня» Сура «аль-Бурудж», аят 10. Несмотря на то, что эти люди заживо сжигали близких к Аллаху людей, Он все равно оставлял возможность таким людям покаяться в словах: «…и не раскаялись».
  2. По причине веры человек получает награду от Аллаха: «Если бы они уверовали в Аллаха и были богобоязненны, то вознаграждение от Аллаха было бы лучше для них».
  3. Награда от Аллаха — самое лучшее, что может получить человек взамен веры и богобоязненности. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Место в Раю, которое заняла бы плеть любого из вас, лучше мира этого со всем тем, что в нём есть» Сахих аль-Бухари, 2892.
  4. Богобоязненность является благим делом: «Горе вам! Вознаграждение Аллаха будет лучше для тех, которые уверовали и поступали праведно» Сура «аль-Касас», аят 80.
  5. Поступки Бану Исраиль, а также то, что они предпочли неверие, начав изучать колдовство, является делом язычества: «Если бы они только знали!»

[1] Название суннитов происходит от самоназвания «ахлюс-Cунна уаль-джама’а». Первая часть /ахлюс-Cунна/ подразумевает следование пути пророка Мухаммеда и его сподвижников. Для суннитов Коран и сунна являются первоисточниками религии, они решают различные проблемы на основании ясных и недвусмысленных аятов Корана и хадисов, а в случае их отсутствия — на основании доводов своего разума /иджтихад/. Вторая часть названия /уаль-джама’а/ подразумевает признание миссии всех сподвижников Пророка и следование их методу при решении различных проблем.