Аяты 116-117 из суры «аль-Бакара»

Отвержение ложных слов о том, что у Аллаха есть сын

аудио на арабском, перевод смыслов и толкование /тафсир/ на русском языке

﴿ وَقَالُوا اتَّخَذَ اللَّهُ وَلَدًا سُبْحَانَهُ بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ * بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَإِذَا قَضَى أَمْرًا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ ﴾

Чтение аятов 116-117 из суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

Транскрипция аятов 116-117 из суры «аль-Бакара» на русскими буквами (кириллицей):

«аль-Бакару», как и другие суры Корана, необходимо учить на слух, не ограничиваясь транскрипцией, чтобы произношение соответствовало оригиналу.

Примерный перевод смысла аята на русском языке:

«Они сказали: “Аллах взял Себе сына”. Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и земле. Ему одному все покоряются. Он — Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: “Будь!”, как это сбывается».

Сура «Корова», аяты 116-117.

Тафсир шейха ас-Саади: Сура «аль-Бакара», аяты 116-117

﴿ وَقَالُوا اتَّخَذَ اللَّهُ وَلَدًا سُبْحَانَهُ بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ ﴾

Они сказали: «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и земле. Ему одному все покоряются.

Среди иудеев, христиан и язычников есть такие, которые утверждают, что у Аллаха есть сын. Они приписывают Аллаху качества, которые не соответствуют Его величию. Они совершают тяжкий грех и поступают несправедливо по отношению к самим себе. Но, несмотря на их дурное отношение к Господу, Всевышний Аллах терпеливо сносит их злодеяния, не спешит с наказанием их и даже одаряет их благополучием и пропитанием. Пречист Аллах и превыше всех качеств, которые не соответствуют Его величию, которые приписывают Ему многобожники и несправедливые грешники! Пречист Аллах, обладающий абсолютным совершенством и далекий от любых недостатков! Всевышний Аллах не только опроверг слова многобожников, но и привел доказательства Своего абсолютного совершенства. Он возвестил, что Ему принадлежит все, что на небесах и на земле. Все творения находятся в Его власти и являются Его рабами. Он управляет ими подобно тому, как господин управляет своими рабами. Все рабы покорны Ему, зависят от Его воли и нуждаются в Нем, тогда как Он абсолютно ни в чем не нуждается. И если истина такова, то кто из рабов может быть сыном Великого Господа, тем более что сын всегда бывает подобен своему родителю, поскольку является частью его? Аллах — Всемогущий Владыка, тогда как все творения — подвластные Ему рабы. Он богат и не испытывает нужды, тогда как Его рабы бедны и нуждаются в своем Господе. Как же после этого можно приписывать Ему детей? Всякий, кто поступает так, измышляет самую великую и самую отвратительную ложь! Что же касается покорности Аллаху (кунут), то она бывает двух видов. Общая покорность творений проявляется в том, что они подвластны своему Творцу, а частная покорность выражается в поклонении Ему. Первый вид упоминается в обсуждаемом нами аяте, а второй вид упоминается в словах Всевышнего: «И стойте перед Аллахом смиренно» (2:238).

﴿ بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَإِذَا قَضَى أَمْرًا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ ﴾

Он — Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!», как это сбывается.

Аллах сотворил небеса и землю, придал им совершенный облик и сделал их прекрасными творениями, подобных которым ранее не было. Принимая решение, Ему достаточно сказать: «Будь!» — как желаемое сбывается. Ничто не может воспротивиться Его воле, и никто не может помешать Ему.

Толкование аятов 116-117 из суры «аль-Бакара» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усаймина

﴿ وَقَالُوا اتَّخَذَ اللَّهُ وَلَدًا سُبْحَانَهُ بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ * بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَإِذَا قَضَى أَمْرًا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ ﴾

Они сказали: «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле. Ему одному все покоряются.
Он — Творец небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается.

Толкование /тафсир/:

«Они сказали: «Аллах взял Себе сына». То есть сказали христиане, иудеи и многобожники: «Аллах взял себе сына». Иудеи сказали, что ’Узайр /Ездра/ сын Аллаха, христиане сказали — «Христос /Иисус/ сын Аллаха». А многобожники сказали, что ангелы — дочери Аллаха. Всевышний Аллах очистил Себя от всего этого, сказав: «Пречист Он!»

Пречист от того, чтобы Ему приписывали ребенка, так как Он богат в Своей сущности и не нуждается ни в ком из Своих созданий. Ведь Он, Пречистый и Всевышний, владеет всеми Своими созданиями.

Как сказал Всевышний, опровергая данное заблуждение: «Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле».

Ведь тот, кто имеет власть над небесами и землей, не нуждается в сыне, и если бы у Него был сын, то он был бы подобен Ему, а в мире нет ничего подобного Всевышнему Аллаху.

«Ему одному все покоряются», то есть, все создания покорны и смиренны перед Ним, так как являются Его рабами, а Всевышний Аллах имеет над ними власть. И это один из доводов разума, разбивающий заблуждение о том, что у Аллаха есть сын.

«Он — Творец», то есть тот, кто создает.

«Слышащий», то есть тот, кто слышит.

«Он — Творец небес и земли», то есть тот, кто их создал без предшествующего подобия.

«Когда Он принимает решение…», то есть когда Он захотел принять решение.

«…решение», то есть решение по какому-то из Его дел, и ни одно из Его дел не является тяжелым для Него.

«то стоит Ему сказать: «Будь!», то есть, когда Он хочет что-то сделать, перед совершением действия Он говорит: «Будь!» — и действия после произнесения этого слова совершаются без промедления. Ему достаточно произнести «Будь» один раз, без повторения, так как это не является для Него трудным.

«как это сбывается», то есть сбывается точно так, как пожелает Аллах. Действие приходит вместе с Его желанием.

Пользы /фауаид/:

  1. В этом аяте разъяснение того, насколько заносчив и преступен человек в том, что он ругает Аллаха. Ведь сказать, что Аллах взял Себе сына, является большим оскорблением в отношении Аллаха! Как пришло в достоверном хадисе-кудси: «Налгал на Меня сын Адама и не позволено было ему это, и оскорбил Меня и это тоже было не позволено ему. Что касается лжи на Меня, то это его слова: «Всевышний не воскресит меня, как создал в первый раз». Ведь не является первое творение для Меня сложнее, чем снова воскресить. А что касается того, как он Меня ругает, так это его слова: «Аллах взял себе сына». А ведь я Единственный, Самодостаточный, не родил и не был рожден и не было Мне равных никого». Сахих аль-Бухари 4974. И это из величайшей вражды.

Всевышний Аллах опроверг лживое утверждение о приписывании Ему сына с шести сторон:

  1. Во-первых, Всевышний Аллах сказал про себя, что Он — «Пречист» — « سبحانه », то есть Он выше всех недостатков, и это влечет за собой то, что Он пречист от того, чтобы иметь сына. Так как, заводят сыновей по трем причинам: для помощи, для того, чтобы не нуждаться в людях и для продолжения рода. А Всевышний Аллах пречист от всего этого, а также пречист от того, чтобы кто-то был подобен Ему. Ведь если бы у Него был сын, то сын был бы подобен Ему.
  2. Во-вторых, в словах Всевышнего Аллаха «Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле» всеобщая власть Аллаха указывает на то, что Он не нуждается в сыне.
  3. В-третьих, в словах Всевышнего «Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле» раб никак не может быть сыном своего хозяина. Как пришло в шариате, если человек купил раба, который оказался его сыном, то он должен освободить его. Поэтому раб никак не может быть сыном своего хозяина. Аллах Творец, а все что помимо Него — это Его создания, а как создание может быть сыном Создателя!?
  4. В-четвертых, в словах Всевышнего «Ему одному все покоряются» указание на то, что все Его рабы покорны и смиренны перед Ним, находятся под Его властью и поклоняются ему, а раб никак не может быть сыном своего господа.
  5. В-пятых, в словах Всевышнего «Он — Творец небес и земли». Тот, кто способен создать небеса и землю, тот способен создать человека без отца, как сказал Всевышний: «Воистину, сотворение небес и земли есть нечто более великое, чем сотворение людей» Сура «Гафир», аят 57.
  6. В-шестых, в словах Всевышнего «Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается». Тот, кто способен сделать это, способен создать ребенка без отца.

И этим самым их сомнение, что у Аллаха есть сын, стало недействительным.

  1. Невозможность того, что у Аллаха может быть сын, исходя из этих шести сторон, приведенных выше.
  2. Всеохватываемость власти Аллаха, как это пришло в словах Всевышнего: «Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле».
  3. Подтверждение того, что у Аллаха нет сотоварищей в Его власти.
  4. Всё находящееся на земле и на небесах покорно Всевышнему Аллаху. И под покорностью здесь подразумевается всеобщая покорность, а это смирение перед Его приказами бытия. Так как слово покорность используется в двух смыслах: в общем и обособленном. Под обособленным смыслом подразумевается смирение поклонения и подчинения, как в словах Всевышнего: «Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя» Сура «аз-Зумар», аят 9, а также в словах Всевышнего: «Она уверовала в Слова своего Господа и Его Писания и была одной из покорных, а также в словах Всевышнего: «О Марьям (Мария)! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется» Сура «Али ’Имран», аят 43. Под общей покорностью понимается общая подчиненность, охватывающая всех, кто на небесах и на земле, как на это указывается в словах: «Ему одному все покоряются». И даже неверующие попадают под этот смысл, ведь они не могут уйти от решений Аллаха в бытии.
  5. Величие силы Всевышнего в том, что Он создал эти небеса и землю — эти великие создания Аллаха.
  6. Мудрость Всевышнего Аллаха в том, что эти небеса и земля установлены в таком идеальном и удивительном порядке. Сказал Всевышний: «…в творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности» Сура «аль-Мульк», аят 3. И несмотря на громадность этой системы, она не подвержена повреждениям или неполадкам, с течением времени она не приходит в негодность, что еще раз указывает на Его великую мощь и мудрость. Каждая вещь в этой системе работает идеально, одна вещь не стесняет другую, приводя ее в негодность. Напротив все движется и происходит так, как приказывает Аллах: «и внушил каждому небу его обязанности» Сура «Фуссылат», аят 12.
  7. Указание на то, что у небес есть определенное количество. Так как слово «небеса» пришло в Коране во множественном числе. Всевышний Аллах разъяснил в Коране то, что небеса имеют определенный объем, и это подтверждается Сунной, и все мусульмане единогласны в этом. А не так, как говорят атеисты, что все, что вверху нас — это пустое пространство, у которого нет конца. А что касается земли, то она в Коране упоминается в единственном числе, но Всевышний Аллах указал, что их тоже семь в своих словах: «Аллах — Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель» Сура «ат-Талак», аят 12. И как пришло в словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто отберет у кого-то кусок земли не по праву, в Судный день на него наденут семь земель» Сахих аль-Бухари 3198, Сахих Муслим 4132.
  8. Для Всевышнего Аллаха нет ничего трудного, и ничто не может воспротивиться Его приказу, как на это указывают слова Всевышнего: «Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается».
  9. Подтверждение того, что у Аллаха есть речь: «стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается».
  10. Аллах разговаривает той речью, которая слышна: «стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается». Слово « له » указывает на то, что эта речь обращена к чему-то. Если бы речь была не слышна, то не было бы смысла обращаться с ней к определенному объекту. И поэтому тот, к кому обращаются, слышит речь Всевышнего, выполняя его приказ.
  11. Подтверждение того, что речь Аллаха состоит из букв: « كن — «Будь!» Это слово состоит из двух букв. Если кто-то скажет: «Как можно представить это, в то время как мы утверждаем, что нет ничего подобного Ему, а вы говорите, что Его речь состоит из букв и подобна нашей?» Мы скажем: «Да из букв, но то, каким образом произносится речь Аллахом, никак не может быть подобно произношению речи Его созданиями. Его звук не подобен звукам его созданий, а происходит Его речь так, как подобает Его Величию и святости».
  12. Неодушевленные создания также покорны Аллаху. «Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается». Этот аят охватывает в себе все: будь это живой или неодушевленный предмет. Если Аллах скажет «Будь», оно непременно произойдет.
  13. Приказы Аллаха выполняются сразу, без промедления. На это указывают слова Всевышнего / فيكون / — «и это сбывается», так как, частица « ف » указывает на последовательность.