Аяты 127-129 из суры «аль-Бакара»

Мольба Ибрахима и Исмаиля, мир им

аудио на арабском, перевод смыслов и толкование /тафсир/ на русском языке

﴿ وَإِذْ يَرْفَعُ إِبْرَاهِيمُ الْقَوَاعِدَ مِنَ الْبَيْتِ وَإِسْمَاعِيلُ رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ * رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ لَكَ وَمِن ذُرِّيَّتِنَا أُمَّةً مُّسْلِمَةً لَّكَ وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا وَتُبْ عَلَيْنَا إِنَّكَ أَنتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ * رَبَّنَا وَابْعَثْ فِيهِمْ رَسُولًا مِّنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِكَ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَيُزَكِّيهِمْ إِنَّكَ أَنتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ ﴾

Чтение аятов 127-129 из суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

Транскрипция аятов 127-129 из суры «аль-Бакара» на русскими буквами (кириллицей):

«аль-Бакару», как и другие суры Корана, необходимо учить на слух, не ограничиваясь транскрипцией, чтобы произношение соответствовало оригиналу.

Примерный перевод смысла аята на русском языке:

«Вот Ибрахим (Авраам) и Исмаил (Измаил) подняли основание Дома (Каабы): “Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты — Слышащий, Знающий. Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства — общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты — Принимающий покаяние, Милосердный. Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты — Могущественный, Мудрый”».

Сура «Корова», аяты 127-129.

Тафсир шейха ас-Саади: Сура «аль-Бакара», аяты 127-129

﴿ وَإِذْ يَرْفَعُ إِبْرَاهِيمُ الْقَوَاعِدَ مِنَ الْبَيْتِ وَإِسْمَاعِيلُ رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ ﴾

Вот Ибрахим (Авраам) и Исмаил (Измаил) подняли основание Дома (Каабы): «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты — Слышащий, Знающий.

﴿ رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ لَكَ وَمِن ذُرِّيَّتِنَا أُمَّةً مُّسْلِمَةً لَّكَ وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا وَتُبْ عَلَيْنَا إِنَّكَ أَنتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ ﴾

Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства — общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты — Принимающий покаяние, Милосердный.

﴿ رَبَّنَا وَابْعَثْ فِيهِمْ رَسُولًا مِّنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِكَ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَيُزَكِّيهِمْ إِنَّكَ أَنتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ ﴾

Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты — Могущественный, Мудрый».

О Мухаммад! Помни о том, как пророки Ибрахим и Исмаил поднимали основание Каабы и терпеливо продолжали это славное начинание. Их сердца переполнялись чувством страха и надеждой. Совершая это великое благодеяние, они молили Аллаха принять его и сделать его полезным для всех людей. Они просили Аллаха сделать их и их потомков приверженцами ислама, суть которого заключается в смирении всей душой перед Господом и выполнении Его предписаний телом. Затем они попросили Аллаха показать им обряды поклонения, то есть обучить их обрядам поклонения наглядно, дабы это принесло им больше пользы. Существует мнение, что под обрядами поклонения (манасик) здесь подразумеваются все обряды паломничества, о чем свидетельствует контекст обсуждаемых аятов. Согласно другому толкованию, это откровение обладает более широким смыслом и включает в себя все религиозные предписания и обряды, в пользу чего свидетельствует общий смысл этих аятов. Слово «нусук» означает «поклонение», однако чаще всего оно используется в отношении обрядов паломничества. Именно такой смысл вкладывают в это слово в народе. В любом случае, оба пророка попросили Аллаха одарить их полезным знанием и праведными деяниями. А поскольку любой раб непременно допускает упущения и нуждается в покаянии, они попросили Аллаха всегда принимать их покаяния. Затем они попросили Его избрать посланника из числа их потомков, дабы приумножились их слава и величие. Они пожелали, чтобы люди покорились этому посланнику и надлежащим образом познали его прекрасные качества. Они пожелали, чтобы этот посланник прочел людям откровение, позаботился о нем и помог им выучить его наизусть, обучил их толкованию Писания и мудрости, очистил их души посредством праведных деяний и привил им отвращение к порочным поступкам, которые не облагораживают человеческую душу. А затем они восхвалили могущество и мудрость Аллаха и тем самым попросили Его избрать посланника из числа их потомков благодаря этим двум качествам. Аллаху действительно подвластно все сущее, и никто не способен воспротивиться Его воле. Благодаря Своей мудрости Он все расставляет по своим местам. И поэтому Он внял их молитвам и отправил к людям благородного Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, пришествие которого стало милостью к потомкам Ибрахима и Исмаила, а также ко всему человечеству в целом. Именно поэтому Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я — следствие молитвы моего предка Ибрахима».

Толкование аятов 127-129 из суры «аль-Бакара» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усаймина

﴿ وَإِذْ يَرْفَعُ إِبْرَاهِيمُ الْقَوَاعِدَ مِنَ الْبَيْتِ وَإِسْمَاعِيلُ رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ ﴾

Вот Ибрахим /Авраам/ и Исмаил /Измаил/ подняли основание Дома /Каабы/: «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты — Слышащий, Знающий».

Толкование /тафсир/:

После того как Аллах рассказал о том, что сделал этот дом пристанищем для людей, Он начал рассказывать, как строился этот дом, то есть «вспомни, как строил Ибрахим».

«и Исмаил» — это слово является союзным к слову «Ибрахим», то есть оно связано с предыдущим именем. Он помогал своему отцу в установлении основы Дома. Его имя пришло после имени Ибрахим, так как в основе Ибрахим строил Каабу, а Исмаил помогал ему. Аллах знает лучше.

«подняли», то есть расскажи им о том состоянии, когда Ибрахим строил, так, будто это происходит перед ними сейчас.

«основание» — на это слово падает действие глагола « يرفع », что означает основание чего-то.

«Господь наш! Прими от нас!» то есть каждый из них сказал: «О, наш Господь, прими от нас». И они взывали к Аллаху именем Господь, потому что ответ Аллаха на мольбу рабов из проявления Его господства. Слово « قبول » означает принятие чего-то и довольство им. Как говорят ученые по фикху, сделка произошла, если был ответ и принятие.

Всевышний Аллах принимает какое-либо дело только тогда, когда доволен этим делом и доволен тем, кто совершает его. А если Он доволен тем, кто совершает его, значит, вознаградит той наградой, которую обещал.

«Воистину, Ты — Слышащий, Знающий» — это предложение объясняет причину их обращения о принятии. «Мы просим тебя принять от нас, так как ты — Слышащий, Знающий», то есть слышишь наши слова и знаешь наше состояние.

Пользы /фауаид/:

  1. Достоинство строения Каабы, так как Аллах приказал пророку вспомнить этот случай.
  2. Достоинства Ибрахима и Исмаила, так как именно они подняли основание дома;
  3. Прочность строения зависит от его основания. То есть если здание будет построено без основания (фундамента), то оно разрушится;
  4. Дозволенность помощи друг другу в добрых делах.
  5. Важность принятия дел Аллахом. Так как самым важным является принятия дела Аллахом, но не само совершение этого дела. Сколько из людей делают много дел, но они не получают ничего, кроме усталости. А есть люди, которые совершают мало поступков, но они принимаются Аллахом и Он дает им пользу. Как пришло в хадисе: «Возможно, некоторым постящимся, помимо голода и жажды, от своего поста ничего не достанется и возможно, некоторым молящимся ночью, помимо желания выспаться, ничего не достанется» [1].
  6. Подтверждение двух имен Аллаха, а это « السَّمِيع » — Слышащий и « الْعَلِيمُ » Знающий. Каждое из имен Аллаха указывает на определенное качество, а некоторые Его имена указывает сразу на два качества и более. Например, имя Аллаха « الخالقِ » — Создатель указывает на качество создания, и это подтверждает наличие у Аллаха качества знания и мощи. Имя может указывать и на след, который оно оставляет. Как, например, имя Аллаха « السميع » (Слышащий) указывает на то, что у него есть слух, а значит, Аллах слышит каждый звук, произнесенный Его созданиями.
  7. Подтверждения слуха Всевышнего. Слух Всевышнего делится на две части. Слух в значении слышания голосов и слух в значении ответа.
    Пример для первого значения слуха в словах Всевышнего: «Неужели они полагают, что Мы не слышим их секретов и тайных переговоров? О нет!..» Сура «аз-Зухруф», аят 80, а также слова Всевышнего: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа» Сура «аль-Муджадила», аят 1. И этот вид слуха является одним из качеств сущности Аллаха и нераздельно с Его сущностью. Аллах был и не перестает быть слышащим, так как качество противоположное слуха — это глухота. А глухота является недостатком. Аллах же пречист от любого недостатка. Пример для слуха в значении ответа на мольбу /ду’а/ в словах Всевышнего: «Воистину, мой Господь внемлет мольбе» Сура «Ибрахим», аят 39. То есть Аллах отвечает на мольбу. Также слова молящегося, когда он говорит: « سمع الله لمن حمده » /услышал Аллах того, кто восхвалил Его/, то есть ответил тому, кто Его восхвалил. Слух в этом значении является качеством действия, так как ответ связан с желанием. Если Аллах пожелает, то ответит тому, кто Его восхвалил. А если не пожелает, то не ответит. И оба значения соответствуют мольбе /ду’а/. Аллах слышит голос взывающего и отвечает на его мольбу /ду’а/. Арабское слово « سمع » — под которым имеется в виду слышание звуков, но иногда подразумевается угроза, а иногда подтверждение и всеохватывание или же поддержка. Пример угрозы в словах Всевышнего: «Аллах услышал слова тех, которые сказали: «Аллах беден, а мы богаты». Мы запишем то, что они сказали» Сура «Али ’Имран», аят 181, а также в словах: «Неужели они полагают, что Мы не слышим их секретов и тайных переговоров? О нет!» Сура «аз-Зухруф», аят 80. Пример подтверждения и всеохватывания в словах Всевышнего: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа» Сура «аль-Муджадила», аят 1. Пример поддержки в словах Всевышнего Мусе и Харуну: «Он сказал: «Не бойтесь, ибо Я — с вами. Я слышу и вижу» Сура «Та ха», аят 46.
  8. Подтверждение того, что Аллах знает обо всем, как в общем, так и подробно. Это знание охватывает как то, что существует, так и то, чего нет; то, что может быть, и то, чего быть не может. Пример Его знания в общем в словах Всевышнего: «Чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь» Сура «ат-Талак», аят 12, и слова «Вашим Богом является Аллах, кроме Которого нет иного божества. Он объемлет знанием всякую вещь» Сура «Та ха», аят 98. Пример Его знания подробного в словах Всевышнего: «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы ни было в ясном Писании» Сура «аль-Анам», аят 59. Пример Его знания о том, что есть в словах Всевышнего: «Аллах знает, что вы предаете самих себя» Сура «аль-Бакара», аят 187. Его знание охватывает те вещи, которых не было, но которые затем появились: Аллах рассказывает в своей книге о том, что было раньше. Его знание о тех вещах, которые еще не произошли, проявляются, когда Он рассказывает в своей книге о том, что произойдет в Судный день, к чему вернутся творения. Его знания охватывают те вещи, которые могут произойти, что подтверждается Его рассказами о событиях, которые происходят с людьми. Пример Его знания даже о том, чего не может быть: «Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унес бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими» Сура «аль-Муъминун», аят 91, или «Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы» Сура «аль-Анбийа», аят 22. Знай: тот, кто отвергает знания Всевышнего о каждой вещи, является неверующим, и здесь нет разницы между тем знанием, которое связано с его действиями, и теми знаниями, которые связаны с его созданиями [2]. Если кто-то скажет, что Аллах не знает о том, что сделает человек, то такой человек неверующий: это подобно тому, чтобы сказать, что Аллах не знает о том, что он сделает сам. Поэтом ученые ахлю сунна уальджама’а считают неверующими представителей секты крайних кадаритов, говорящих: «Аллах не знает о том, что сделают его рабы». Нет сомнений в том, что тот, кто отрицает знания Аллаха о действиях его рабов, — неверный, так как Аллах Всевышний говорит: «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена» Сура «Каф», аят 16. А также говорит Всевышний: «Неужели они полагают, что Мы не слышим их секретов и тайных переговоров? О нет! При них находятся Наши посланцы, которые записывают» Сура «аз-Зухруф», аят 80. Ведь тот, кто говорит, что Аллах не знает деяний своих рабов, тем самым отрицает эти аяты. Поэтому сказал Имам Аш-Шафии в отношении кадаритов: «Спорьте с ними посредством знания: если они примут — будут побеждены, а если будут отрицать — попадут в неверие». Твоя вера в то, что знания Аллаха охватывают каждую вещь, заставляет тебя чувствовать то, что Аллах наблюдает за тобой и приводит тебя к страху перед Ним, к выполнению Его приказов и оставлению Его запретов. Ведь если ты понял, что Он знает о тебе, то тогда начинаешь бояться Его, стесняться сделать что-то из ослушания Его, желая получить от Него награду.
  9. Приближение к Аллаху посредством Его имен и качеств, которые соответствуют тому, что просит человек в мольбе. Как сказал Всевышний: «Воистину, Ты — Слышащий, Знающий».
  10. Мольба произносится посредством имени « رب » /Господь/. Потому что ответ на мольбу является проявлением господства Аллаха, а в основе господства содержится смысл создания и творения.

[1] Передал Имам Ахмад под номером 8843, Ибн Маджах под номером 1690. Шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным.

[2] То есть Аллах знает не только о том, что он сам делает, но так же и знает то, что делали, делают и будут делать его создания.

﴿ رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ لَكَ وَمِن ذُرِّيَّتِنَا أُمَّةً مُّسْلِمَةً لَّكَ وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا وَتُبْ عَلَيْنَا إِنَّكَ أَنتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ ﴾

Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства — общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты — Принимающий покаяние, Милосердный.

Толкование /тафсир/:

«Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе…», то есть сделай нас из числа тех, у которых Ты принял и сделай нас покорившимися Тебе (то есть мусульманами).

«а из нашего потомства», то есть тех, кто произошел от Ибрахима и Исмаила.

«общину, покорившуюся Тебе» — под этой общиной понимается община Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, так как потомками Ибрахима и его сына Исмаила была только община Мухаммада. Что же касается иудеев и христиан, то они не являются потомками Исмаила, но напротив являются потомками Йа’куба бну Исхака бну Ибрахима.

«Покажи нам обряды поклонения», то есть разъясни нам их, чтобы мы увидели. Под словом обряды поклонения подразумевается места поклонения.

«и прими наше покаяние», то есть помоги нам покаяться перед тобой. Покаяние раба Аллаху — это возвращение от грехов к подчинению Аллаху. А покаяние от Аллаха рабу — это помощь Аллаха своему рабу в его покаянии, а затем принятие покаяния раба.

«Воистину, Ты — Принимающий покаяние, Милосердный», в этих словах содержится приближение к Аллаху посредством Его имен, которые соответствует тому, что просит человек. Имя Аллаха « التَّوَّابُ » /Принимающий покаяние/ образовано по лексической формуле в арабском языке, которая указывает на изобилие и многочисленность. То есть Аллах много принимает покаяния Своих рабов, помогая им покаяться.

« الرَّحِيمُ » /Милосердный/ — тот, кто описан качеством милости, которую Он проявляет к тем Своим рабам, кому пожелает.

Пользы /фауаид/:

  1. Сильная нужда человека в своем Господе. И приходит слово «О Господь наш!» в этих аятах несколько раз. А также то, что человек нуждается в особенной заботе своего Господа.
  2. Человек нуждается в том, чтобы Аллах укрепил его веру. Ведь если Всевышний не укрепит его, то человек погибнет: «Сделай нас покорившимися Тебе». Нет сомнений, что Ибрахим и Исмаил были мусульманами и оба были пророками, но ислам человека не может быть постоянным без поддержки Аллаха. Как сказал Всевышний своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти» Сура «аль-Исра», аяты 74–75.
  3. Важность искренности. Слова Всевышнего: مُسْلمَِ لكََ /покорившимися Тебе/ указывают на искренность в покорности перед Аллахом. Как сказал Всевышний в другом аяте: «О нет! Кто покорит свой лик Аллаху, совершая добро, тот получит награду от своего Господа» Сура «аль-Бакара», аят 112.
  4. Ислам охватывает полное покорение: как внешнее, так и внутреннее.
  5. В мольбе человеку следует охватывать свое потомство. Так как праведное потомство — след праведности человека: «из нашего потомства — общину, покорившуюся Тебе». В одном из аятов Ибрахим читает ду’а: «Убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам» Сура «Ибрахим», аят 35. Иметь праведное потомство является очень важным для человека.
  6. В своей основе человек — невежественен. Как сказал Всевышний: وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا /Покажи нам обряды поклонения/, то есть научи нас им.
  7. Основа поклонения в том, что оно должно совершаться человеком только таким образом, как это пришло в шариате. Как сказал Всевышний о словах Ибрахима: وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا /Покажи нам обряды поклонения/;
  8. Запретность поклонения Аллаху каким-либо способом, если на это не пришло указаний в шариате. Так как оба этих пророка: Ибрахим и Исмаил попросили у Аллаха, чтобы Он научил их обрядам поклонения. Если бы поклонение не ограничивалось на этом, то они поклонялись бы Аллаху без того, чтобы спрашивать Его о том, как поклоняться.
  9. Каждый человек нуждается в принятии его покаяния Аллахом. Как сказал Всевышний: وَتُبْ عَلَيْنَا /и прими наше покаяние/, так как человек создан ошибающимся.
  10. Подтверждение двух имен Аллаха — « التواب » — Принимающий покаяние и « الرحيم » — Милосердный. А также тех качеств, которые они содержат в себе.
  11. Дозволение искать приближение к Всевышнему Аллаху посредством Его имен и качеств. Как сказал Всевышний: « إِنَّكَ أَنتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ » /Воистину, Ты — Принимающий покаяние, Милосердный/. Это является средством приближения, при помощи которого молящийся достигает то, что он хочет.
  12. Приближение к Всевышнему посредством Его имен должно соответствовать тому, что просит человек у Всевышнего. Как сказал Всевышний: «У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» Сура «аль-А’раф», аят 180.

Примечание: Если кто-то спросит, как могли Ибрахим и Исмаил просить у Аллаха, чтобы Он сделал их мусульманами, если они таковыми и так являются.

Ответим: Они имели в виду укрепить их в исламе. Так как человек, по своей сущности, не находится в безопасности от того, каким будет его исход.
Или можно сказать, что здесь подразумевается их просьба об усилении их ислама, посредством искренности перед Аллахом и подчинения Его приказам. Также может подразумеваться их подготовка к тому, что будет после этого, в их словах: «а из нашего потомства — общину, покорившуюся Тебе». И первое мнение является более предпочтительным.

﴿ رَبَّنَا وَابْعَثْ فِيهِمْ رَسُولًا مِّنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِكَ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَيُزَكِّيهِمْ إِنَّكَ أَنتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ ﴾

Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты — Могущественный, Мудрый.

Толкование /тафсир/:

«Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты», то есть пошли посланника, который будет читать Твои знамения и разъяснять их. Как сказал Всевышний: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» Сура «ан-Нахль», аят 44.

«научит их Писанию», то есть Корану и тому, что в нем есть: праведным сообщениям и совершенным постановлениям.

«и мудрости», и было сказано некоторыми учеными, что здесь подразумевается Сунна, исходя из слов Всевышнего: «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» Сура «ан-Ниса», аят 113. Здесь может подразумеваться и понимание тайн чистого шариата и того, что наш шариат является полным, чистым и подходящим к любому времени и месту.

«и очистит их», то есть исправит их нрав, очистив от всякой мерзости.

«Воистину, Ты — Могущественный, Мудрый», то есть имя Аллаха

« العَزِيز » — «Могущественный» означает: «он тот, кто обладает силой и мощью, никто не может взять над ним вверх и никто не может его ослабить». А имя Аллаха « الحَكِيم » — «Мудрый» означает: «тот, от кого исходят постановления и мудрость».

Пользы /фауаид/:

  1. Нужда людей в посланниках. Так как Ибрахим и Исмаил попросили у Аллаха, чтобы Он отправил посланника из них.
  2. Если посланник будет из их среды, то вероятность принятия его призыва будет больше, так как они его знают, исходя из слов Всевышнего: «Посланника из них самих». И как сказал Всевышний: «Не заблудился ваш товарищ и не сошел с пути» Сура «ан-Наджм», аят 2. Задумайся над словами Всевышнего. Аллах отнес пророка к ним самим, то есть он тот, кого они знают, знают о здравости его разума, доверяют ему, такой не может заблудиться и уйти с прямого пути.
  3. Всевышний Аллах поместил в нашем Пророке благо. Он читает людям Его аяты, обучает книге, мудрости. Как сказал Всевышний: «который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости».
  4. Послание нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, содержит в себе знамения Аллаха как в бытие, так и в шариате, содержит в себе обучение людей чтению книги, толкованию ее смыслов. Содержит в себе мудрость, а это познание тайн шариата. А также содержит в себе очищение творений. Исходя из слов Всевышнего: «который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их».
  5. То, с чем пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, исправляет нравы людей, очищая их от всего мерзкого, как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Я был послан для того, чтобы довести благие нравы до совершенства» [1]. В этом и заключается шариат нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: совершенствование нравов путем очищения их от плохих качеств. Как видно это в хадисах, он призывает к благочестию, добру, щедрости, поддержанию родственных связей, в общем, призывает ко всему благому. Ислам побуждает к тому, в чем есть благо для человека в его религии и его мирском, и запрещает то, что противоречит этому. Как, например, запрещает совершать грехи, разрывать родственные отношения, враждовать, не слушать родителей, лгать и других проявлений плохих нравов. И лучше не спрашивайте о том состоянии людей, в котором они находились до прихода ислама! Многобожие, неверие. Что касается их общества, тоже не спрашивай! Сильный угнетал слабого, богатый — бедного, давали деньги под проценты, хвалились друг перед другом своей родословной. Тот, кто внимательно изучит то состояние, в котором люди находились до прихода ислама, и в каком оказались после его прихода, заметит существенную разницу и поймет слова Всевышнего: «и очистит их».
  6. Шариат является совершенным по причине того, что послание нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, содержит в себе высокие ценности, что указывает на полноту шариата.
  7. Подтверждение могущества и мудрости Всевышнего: «Воистину, Ты — Могущественный, Мудрый».
  8. Подтверждение двух имен Всевышнего, а это « العَزِيز » — «Могущественный» и « الحَكِيم » — «Мудрый».
  9. Величие и мудрость в послании нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так как то, с чем пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является мудростью, в нем же и величие. Как сказал Всевышний: «Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим» Сура «аль-Мунафикун», аят 8. Любому верующему, как арабу, так и не арабу, который верит в Аллаха, выполняет его приказы, будет величие. И насколько человек упустит из веры и праведных дел, настолько у него уменьшится величие и сила. Поэтому связь на основе веры должна быть самой сильной между верующими. Так как ничто не может связать людей в величии и благом объединении кроме как вера.

[1] Передал Имам Ахмад под номером 8939, Хаким в книге «Мустадрак» 2/613, сказав: «Этот хадис является достоверным, отвечает условиям достоверности Имама Муслима». Также его поддержал имам аз-Захаби.