Аяты 153-154 из суры «аль-Бакара»

Повеление обращаться к терпению и намазу

аудио на арабском, перевод смыслов и толкование /тафсир/ на русском языке

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ * وَلَا تَقُولُوا لِمَن يُقْتَلُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتٌ بَلْ أَحْيَاءٌ وَلَكِن لَّا تَشْعُرُونَ ﴾

Чтение аятов 153-154 из суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

Транскрипция аятов 153-154 из суры «аль-Бакара» на русскими буквами (кириллицей):

«аль-Бакару», как и другие суры Корана, необходимо учить на слух, не ограничиваясь транскрипцией, чтобы произношение соответствовало оригиналу.

Примерный перевод смысла аята на русском языке:

«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах — с терпеливыми. Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: “Мертвецы!”. Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого».

Сура «Корова», аяты 153-154.

Тафсир шейха ас-Саади: Сура «аль-Бакара», аяты 153-154

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ ﴾

О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах — с терпеливыми.

Всевышний повелел правоверным прибегать за помощью в делах религии к терпению и намазу. Под терпением подразумевается удержание души от того, что ей неприятно и тяжело. Терпение можно разделить на три составляющие: терпеливое выполнение повелений Аллаха, терпеливый отказ от ослушания Его и стойкое перенесение тягот Божьего предопределения, без сетования на судьбу. Терпение приносит человеку огромную пользу во всех начинаниях, и если он не проявляет должного терпения, то ему не удается добиться желаемого результата, особенно, если речь идет о постоянном выполнении тяжелых предписаний религии. Любой человек нуждается в терпении, чтобы проглотить горечь тяжелых приказов Аллаха. И если ему удается набраться терпения и выдержки, то он обретает успех, но если тяжелые и неприятные испытания лишают его терпения, то он остается с пустыми руками и лишается великого блага. То же самое можно сказать о грехах, к совершению которых подталкивают низменные порывы человеческой души. Человек способен воздержаться от грехов, однако для этого он должен постоянно проявлять огромное терпение, подавлять низменные порывы своей души и просить Аллаха уберечь его от ослушания, поскольку грехи являются одним из самых больших искушений. То же самое можно сказать и о тяжелых испытаниях, особенно, если они продолжаются долгое время и ослабляют человеческий дух и тело. И если человек не станет переносить эти испытания искренне ради Аллаха, уповая на своего Господа и прибегая к Его поддержке, то он непременно станет сетовать на судьбу. Из всего сказанного следует, что раб Божий сильно нуждается в терпении. Более того, он постоянно испытывает в нем острую необходимость. Именно поэтому Аллах повелел Своим рабам быть терпеливыми и возвестил о том, что Он всегда присутствует рядом с ними. Это означает, что если терпение является неотъемлемым качеством человека, то Аллах помогает ему, наставляет его на прямой путь и исправляет его ошибки. Благодаря такой поддержке правоверные не ощущают тягот тяжелых и неприятных испытаний, легко справляются с самыми сложными повелениями и не знают никаких трудностей. В этом аяте говорится о частном присутствии Аллаха рядом с творениями, которое проявляется в Его любви, поддержке, помощи и близости. Это — великая честь, которой удостоены терпеливые верующие. И если бы подобное присутствие Аллаха было единственным превосходством терпеливых людей, этого было бы для них достаточно. Что же касается общего присутствия Аллаха рядом с творениями, то оно подразумевает божественное знание и могущество. Оно упоминается в словах Всевышнего: «Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете» (57:4). Эта форма присутствия Аллаха рядом с творениями распространяется на абсолютно все творения. Всевышний также повелел обращаться за помощью к намазу, потому что намаз является столпом религии, светом правоверных и способом общения раба с его Господом. И если раб молится совершенным образом, выполняет обязательные и желательные предписания намаза, всей душой смиряется перед Господом, постигая тем самым суть молитвы, если он с самого начала намаза ощущает себя перед Господом и ведет себя, как покорный раб, стоящий перед своим господином, если он осознает свои слова и поступки и поглощается общением с Аллахом и молитвами к Нему, то его намаз непременно поможет ему исправно выполнять все остальные предписания религии, ведь намаз удерживает людей от мерзости и предосудительных поступков. А чувство смирения во время молитвы порождает в сердце человека качество, которое обязывает его покоряться повелениям Аллаха и не нарушать Его запреты. Именно к такому намазу мусульманам велено обращаться за помощью при совершении праведных дел.

﴿ وَلَا تَقُولُوا لِمَن يُقْتَلُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتٌ بَلْ أَحْيَاءٌ وَلَكِن لَّا تَشْعُرُونَ ﴾

Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!». Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого.

После повеления обращаться за помощью в любых делах к терпению Всеблагой и Всевышний Аллах привел пример благодеяния, которое можно совершить только благодаря терпению. Этим благодеянием является участие в священной войне на пути Аллаха. Джихад — это самый славный обряд поклонения, который совершается телом, и самый тяжелый обряд поклонения для человеческой души, поскольку он сопряжен с гибелью и расставанием с мирской жизнью. Люди жаждут продлить свой жизненный срок и делают для этого все необходимое. Они трудятся и прикладывают усилия для того, чтобы продлить себе жизнь и отдалить свою смерть. Хорошо известно, что благоразумный человек станет отказываться от того, что он возлюбил, только ради чего-либо более прекрасного и более замечательного. И поэтому Всевышний сообщил, что если человек сражался на пути Аллаха для того, чтобы прославилось на земле Слово Господне и восторжествовала Его религия, если он не имел корыстных целей и погиб на священной войне, то он не расстается с жизнью, которая так мила ему. Напротив, он приобретает новую жизнь, которая настолько прекрасна и совершенна, что превосходит все ожидания. Всевышний сказал: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены. Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих» (3:169–171). Какая жизнь может превзойти жизнь павших мучеников, которые находятся вблизи от Всевышнего Аллаха и наслаждаются как материальными щедротами, к которым относятся прекрасные яства и напитки, так и духовными благами, которыми являются радость и ликование, а также отсутствие всякого страха и печали?! Их жизнь в промежуточном мире намного совершеннее жизни на земле. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, даже сообщил, что души павших мучеников находятся внутри зеленых птичек, которые летают вокруг райских рек, питаются райскими плодами и слетаются к фонарям, которые привязаны к Трону. Этот аят содержит великий призыв к участию в священной войне на пути Аллаха и проявлению должного терпения на этом поприще. И если бы рабы могли представить себе, какое вознаграждение ожидает воинов, которые гибнут на пути Аллаха, то ни один из них не отказался бы принять участие в священной войне. Однако отсутствие твердой убежденности охлаждает пыл мусульман, заставляет их подольше спать и лишает их великой награды и богатых трофеев. Разве можно сомневаться в этой награде, если Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая» (9:111)? Клянусь Аллахом, если бы человек обладал тысячью жизней и расстался бы с каждой из них на пути Аллаха, то его поступок был бы ничтожным по сравнению с этим великим вознаграждением! Именно поэтому павшие мученики, которые воочию убеждаются в прелести Божьего вознаграждения, не желают для себя ничего, кроме возможности вернуться в этот мир, чтобы еще раз погибнуть на пути Аллаха. Этот аят также свидетельствует об истинности удовольствия и наказания в промежуточном мире (барзахе), о чем также свидетельствуют многочисленные священные тексты.

Толкование аятов 153-154 из суры «аль-Бакара» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усаймина

﴿ وَمِنْ حَيْثُ خَرَجْتَ فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَإِنَّهُ لَلْحَقُّ مِن رَّبِّكَ وَمَا اللَّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ ﴾

О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах — с терпеливыми.

Толкование /тафсир/:

«те, которые уверовали», как уже отмечалось ранее, если предложение начинается с обращения, то это указывает на важность того, что придет после этого.

«Обратитесь за помощью к терпению и намазу», то есть возьмите себе в помощь терпение и молитву.

«Воистину, Аллах — с терпеливыми» — в этом заключается большая радостная весть для тех, кто терпит. Всевышний сказал, что Он с терпеливыми, по трем причинам:

  1. Выстаивать молитву является терпением, так как, когда человек молится, он проявляет терпение, подчиняясь Всевышнему.
  2. Прибегать к терпению сложнее, чем просто совершать молитву, потому что терпение горькое. Человек заставляет себя терпеть, прилагает усилия, цвет его кожи может поменяться от переживаний так, что людям может показаться, будто он болен.
  3. Если Всевышний вместе с терпящими, то Он тем более вместе с теми, кто молится. Пришло достоверно от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что молящийся во время молитвы разговаривает с Аллахом и обращается в Его сторону, несмотря на то, что Он находится над троном Сахих аль-Бухари 406, Сахих Муслим 1223.

Пользы /фауаид/:

  1. Достоинство имана, самого почитаемого качества человека. Ведь именно так Всевышний обращается к своим рабам: «те, которые уверовали».
  2. Указание на то, чтобы люди искали себе помощь в молитве. Как сказал Всевышний: «Обратитесь за помощью к терпению и намазу».
  3. Объяснение похвальных следов молитвы. И из них — помощь молитвы рабу Аллаха во всех его делах.
  4. Дозволенность обращения за помощью к кому-то помимо Аллаха, если тот, у кого просят, может помочь в этом. Как сказал Всевышний: «Обратитесь за помощью к терпению и намазу». Как пришло в хадисе, «помощь человеку в том, чтобы взобраться на его верховое животное или поднятие для него его вещей, является садака» Сахих аль-Бухари 2891, Сахих Муслим 2335.
  5. Иман требует от человека обращения за помощью в молитве. На это указывают слова Всевышнего: «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу».
  6. Достоинство терпения, так как именно терпение помогает человеку в его делах. Терпение не легкое дело для души, потому что когда человека постигает тяжесть и беда, то ему тяжело переносить это, и он нуждается в терпении. Поэтому Всевышний Аллах сказал своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Все это — повествования о сокровенном, которые Мы ниспосылаем тебе в откровении. Ни ты, ни твой народ не ведали о них прежде. Будь же терпелив, ибо добрый исход уготован богобоязненным» Сура «Худ», аят 49. Всевышний сказал: «будь же терпелив», указывая тем самым на то, что это откровение, которое было ниспослано посланнику, нуждается в терпении и стойкости. Ведь посланник непременно встретится с тем, кто будет препираться и противостоять ему. И схожи с этим слова Всевышнего: «Воистину, Мы ниспослали тебе Коран частями. Потерпи же до решения твоего Господа и не повинуйся грешникам и неверующим среди них» Сура «аль-Инсан», аяты 23–24. Значит, человек обязан терпеть, а тот, кто не может этого сделать, лишается многих благ. Терпеливый в основном ждет облегчения, если терпит с искренностью и хорошим намерением. Что само по себе уже является поклонением, приводящим к цели. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «И знай — победа приходит только с терпением и стойкостью духа; печаль сменяется радостью, а на смену тяготам приходит легкость» Передал Имам Ахмад под номером 2669. Если человек ждет облегчения, ему легче терпеть, так как он надеется, и это пройдет. И нет сомнений, что благодаря терпению, все тяжелое станет легким. Если человек будет надеяться на вознаграждение в последней жизни и на выход из положения в этом мире, то ему намного облегчиться терпение. И это бесспорно из похвальных качеств, с которыми пришел ислам. И указание на то, что дела облегчаются с терпением. Какие бы трудности тебя не постигли, терпи — тебе станет легче.
  7. Терпение побуждает человека к совершению хороших поступков и укреплению на них. Как сказал Всевышний: «Воистину, Аллах — с терпеливыми». Когда человек верует, что Аллах с ним, он совершает больше хороших поступков и увеличивается его стойкость. Если Аллах помогает человеку в его хороших делах, облегчая их совершение, облегчая выполнение обязательств, это указывает на то, что такой человек достиг высокого положения у Всевышнего.
  8. Подтверждение того, что Всевышний пребывает вместе с верующими. Пребывание Всевышнего со Своими созданиями бывает двух видов.
    • Первый вид пребывания: общее пребывание, охватывающее все творения. Оно включает в себя охватывание творения знанием, силой, властью, слухом и зрением и другими видами господства. Как сказал Всевышний: «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше — Он всегда с ними, где бы они ни были» Сура «аль-Муджадила», аят 7.
    • Второй вид пребывания: особенное пребывание. Оно включает в себя как первый вид пребывания, так и помощь и поддержку. Особенное пребывание бывает двух видов.
      1. Первый вид: особенное пребывание, ограниченное качеством того, с кем Аллах пребывает этим особенным пребыванием. Как сказал Всевышний: «Воистину, Аллах — с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» Сура «ан-Нахль», аят 128.
      2. Второй вид: особенное пребывание, ограниченное той личностью, которой оно дается. Как это приходит в обращении Всевышнего к Мусе и Харуну: «Он сказал: “Не бойтесь, ибо Я — с вами. Я слышу и вижу”» Сура «Та ха», аят 46, или в его словах нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует: «Не скорби, ибо Аллах — с нами» Сура «ат-Тауба», аят 40.

﴿ وَلَا تَقُولُوا لِمَن يُقْتَلُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتٌ بَلْ أَحْيَاءٌ وَلَكِن لَّا تَشْعُرُونَ ﴾

Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!» Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого.

Толкование /тафсир/:

«Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха» — в этом предложении содержится запрет говорить про тех, кто погиб на пути Аллаха, что они мертвы.

«На пути Аллаха» — означает сражаться за то, чтобы слово Аллаха было превыше всего.

Если кто-то спросит, почему нам запрещено говорить, что они мертвы, если они умерли, ответим, что здесь подразумевается, что они не умерли полностью. Да, они мертвы тем, что их души покинули их тела. Но не говорите, что они мертвы абсолютной смертью. Они живут у своего Господа, в загробной жизни, описание которой мы не можем представить. Их жизнь там не нуждается в еде, питье, воздухе и во всем том, что поддерживает жизнь человека, поэтому Всевышний сказал: «но вы не ощущаете этого», то есть вы не ощущаете их жизнь, потому что она скрыта от вас. Если бы Всевышний не рассказал нам о ней, мы бы о ней и не знали.

Пользы /фауаид/:

  1. Запрет называть мертвыми тех, кто умер на пути Аллаха, что охватывает не только слово, произнесенное языком, но и слово, произнесенное сердцем — а это убеждение.
  2. Важность искренности в сражении. Как сказал Всевышний: «на пути Аллаха». Однажды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, кто находится на пути Аллаха из тех, кто сражается: тот, кто показывает свою смелость, кто защищает свою нацию, или тот, кто делает это напоказ? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Тот на пути Аллаха, кто сражается для того, чтобы слово Аллаха было превыше всего» Сахих аль-Бухари 3126, Муслим 4920. И это очень важный вопрос. Многие сегодня считают что-то джихадом и воюют только потому, что это война с врагами Аллаха, но человек должен помнить, что он на пути Аллаха, то есть на пути, который приведет его к Аллаху.
  3. Подтверждение того, что «шахиды» /мученики/ живы, но они живут в загробной жизни, которая никак не похожа на эту жизнь. Она гораздо величественнее, но никто из нас не может знать того, какая она.
  4. Награда Всевышнего Аллаха тому, кто совершает благие дела, превыше всего и величественнее. Тот, кто умер на пути Аллаха, отдал свою жизнь для того, чтобы получить награду от Всевышнего, получит её в виде загробной жизни, которая более совершенная, в отличии от мирской жизни. Как сказал Всевышний: «и получают удел у своего Господа» Сура «Аль Имран», аят 169.
  5. Подтверждение загробной жизни. Как сказал Всевышний: «Напротив, они живы». От посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, достоверно пришло, что после похорон Всевышний вернет душу человека в его тело, и к нему придут два ангела, которые будут спрашивать о его Господе, религии и пророке.
  6. Подтверждение наслаждения в могиле. Как сказал Всевышний: «Напротив, они живы».
  7. Загробная жизнь и скрытый мир не известны для нас. Мы не можем знать об этом, кроме того, что нам рассказал Всевышний и его посланник, да благословит его Аллах и приветствует.