Аяты 183-185 из суры «аль-Бакара»

об обязанности поста в месяц Рамадан

аудио на арабском, перевод смыслов и толкование /тафсир/ на русском языке

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ {183} أَيَّامًا مَعْدُودَاتٍ ۚ فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ۚ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ ۖ فَمَنْ تَطَوَّعَ خَيْرًا فَهُوَ خَيْرٌ لَهُ ۚ وَأَنْ تَصُومُوا خَيْرٌ لَكُمْ ۖ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ {184} شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَىٰ وَالْفُرْقَانِ ۚ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ ۖ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ۗ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ {185} ﴾

Чтение аятов 183-185 из суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

Транскрипция аятов 183-185 из суры «аль-Бакара» на русскими буквами (кириллицей):

«аль-Бакару», как и другие суры Корана, необходимо учить на слух, не ограничиваясь транскрипцией, чтобы произношение соответствовало оригиналу.

Примерный перевод смысла аятов на русском языке:

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны»

Сура «Корова», аяты 183-185.

Тафсир шейха ас-Саади: Сура «аль-Бакара», аяты 183-185

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ﴾

О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь.

Всевышний поведал о милости, которую Аллах оказал Своим рабам, ниспослав им предписание соблюдать обязательный пост. Это предписание было ниспослано и предыдущим религиозным общинам, поскольку пост относится к числу тех поступков, которые приносят людям пользу во все времена. Всевышний словно призвал мусульман стремиться опередить другие религиозные общины в совершении праведных дел и обретении достойных качеств, сообщив, что пост не является обременительным обрядом поклонения, выпавшим на долю только одних мусульман. Затем Всевышний Аллах сообщил о пользе поста, который является одним из самых важных факторов, способствующих обретению благочестия и богобоязненности, поскольку постящийся мусульманин выполняет повеление Аллаха и избегает запрещенных поступков. Пост оказывает положительное воздействие на богобоязненность человека по нескольким причинам. Во-первых, постящемуся человеку запрещается есть, пить, вступать в половую близость и совершать другие поступки, к которым человеческая душа испытывает влечение, и если он отказывается от этого в надежде приблизиться к Аллаху и получить Его вознаграждение, то это уже свидетельствует о его богобоязненности. Во-вторых, постящийся приучает себя всегда помнить о том, что он находится под присмотром Всевышнего Аллаха. Он сознательно отказывается от удовольствий, которые угодны его душе и которые он может беспрепятственно получить, и он делает это только потому, что за ним наблюдает Аллах. В-третьих, во время поста суживаются сосуды, по которым дьяволы передвигается по человеческому телу, и поэтому уменьшается их воздействие на человека и количество совершаемых им грехов. В-четвертых, во время поста человек обычно стремится совершить побольше праведных поступков, а ведь именно они являются признаком благочестия и богобоязненности. В-пятых, когда богатый человек ощущает на себе боли, которые вызывает голод, он начинает активнее помогать бедным и неимущим, что также является одним из признаков благочестия и богобоязненности.

﴿ أَيَّامًا مَعْدُودَاتٍ ۚ فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ۚ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ ۖ فَمَنْ تَطَوَّعَ خَيْرًا فَهُوَ خَيْرٌ لَهُ ۚ وَأَنْ تَصُومُوا خَيْرٌ لَكُمْ ۖ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ ﴾

Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!

После упоминания о том, что соблюдение поста является обязательным предписанием, Всевышний Аллах поведал о том, что мусульманский пост является коротким и легким. Более того, Аллах облегчил обязанности Своих рабов, позволив больным и путешественникам возмещать пропущенный пост в другие дни. Болезнь и дальняя дорога обычно доставляют людям много трудностей, и поэтому Аллах позволил мусульманам разговляться при таких обстоятельствах. Однако пост является крайне полезным обрядом для каждого правоверного, и поэтому Аллах велел возмещать пропущенные дни поста после окончания болезни или по возвращении из путешествия, когда человек вернется к спокойной жизни. Упоминание о считанном количестве дней свидетельствует о том, что при возмещении пропущенного поста мусульманин должен возместить ровно столько дней, сколько он пропустил в месяце рамадан, причем вместо пропущенного неполного дня он должен поститься один полный день. При возмещении поста разрешается вместо пропущенного короткого и холодного дня поститься один длинный и жаркий день, и наоборот. Затем Всевышний Аллах позволил вместо соблюдения поста накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это предписание оставалось в силе короткое время, когда Всевышний Аллах только ниспослал повеление соблюдать пост. Пост был настолько непривычен для мусульман, что категорическое повеление поститься могло стать обременительным для многих из них, и поэтому Премудрый Господь пожелал постепенно подготовить Своих рабов к более тяжелому предписанию и позволил им самостоятельно делать выбор между соблюдением поста и кормлением бедняка. При этом Аллах подчеркнул, что для них будет лучше поститься. Впоследствии Он велел соблюдать пост в обязательном порядке каждому, кто способен поститься, и позволил разговляться и возмещать пропущенный пост тем, кто испытывает временные трудности. Существует мнение, что этот аят распространяется только на пожилых старцев и других людей, которые не способны перенести тяготы поста. Такие люди обязаны во искупление пропущенного поста накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Это мнение также является достоверным.

﴿ شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَىٰ وَالْفُرْقَانِ ۚ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ ۖ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ۗ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ﴾

В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.

Обязательным постом является пост в рамадане. В этот великий месяц Аллах оказал людям огромную милость, ниспослав Священный Коран, который указывает людям путь ко всему, что приносит пользу их духовной и мирской жизни, разъясняет истину самым доступным образом и помогает отличать истину от лжи, прямой путь — от заблуждения, а счастливых праведников — от несчастных грешников. Любой месяц достоин быть отмеченным славным обрядом поклонения и постом, если он обладает такими достоинствами, если он избран Аллахом для оказания людям такой великой милости. После упоминания о превосходстве рамадана и разъяснения того, почему именно этот месяц выбран для соблюдения обязательного поста, Всевышний Аллах приказал каждому здоровому мусульманину, способному поститься и проживающему на постоянном местожительстве, поститься в течение этого месяца в обязательном порядке. Предыдущее предписание, согласно которому мусульмане имели право самостоятельно выбрать между соблюдением поста и совершением искупительного действия, было аннулировано, и поэтому Аллах повторил, что больным и путешественникам позволено разговляться и возместить пропущенное число дней в другое время. Аллах повторил это, чтобы ни у кого не возникло ошибочное предположение о том, что предписание относительно больных и путешественников также аннулировано. Аллах не желает людям затруднения и желает им облегчения. Он удивительным образом облегчил Своим рабам пути, ведущие к Его довольству, и поэтому все Божьи повеления, в принципе, просты и необременительны. Если же возникают препятствия, мешающие выполнению Божьих повелений и делающие их тягостными, то Всевышний Аллах облегчает эти предписания в еще большей степени либо вообще избавляет Своих рабов от этих обязанностей. Это кораническое предложение невозможно описать во всех подробностях, поскольку оно распространяется на все предписания религии и включает в себя все шариатские облегчения и дозволения. Затем Всевышний Аллах повелел поститься в течение всего рамадана. О причине этого приказа лучше всего известно Аллаху, но совершенно очевидно, что он был ниспослан для того, чтобы никто ошибочно не предположил, что для соблюдения поста в рамадане достаточно поститься в течение части этого месяца. Аллах предотвратил подобное понимание ниспосланного повеления и приказал поститься с начала до конца месяца и благодарить Аллаха по завершении поста за то, что Он помог Своим рабам выполнить это предписание, облегчил его для них и разъяснил его самым прекрасным образом. Аллах также приказал людям возвеличивать Его по завершении рамадана, и это повеление распространяется на возвеличивание Аллаха с момента появления молодого месяца, свидетельствующего о начале шавваля, до окончания праздничной проповеди.

Толкование аятов 183-185 из суры «аль-Бакара» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усаймина

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ﴾

О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам,— быть может, вы устрашитесь.

Толкование /тафсир/:

«Вам предписан пост», то есть пост обязателен. Обязал же Аллах. В арабском языке слово «صيام» означает удержание. В шариате же у этого слова следующее определение: «Определенное поклонение Аллаху, осуществляемое оставлением тех вещей, которые могут испортить пост от рассвета до заката».

«подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам». Под предшественниками имеются в виду иудеи, христиане и те, кто был до них. Всем им был предписан пост, но это не говорит о том, что их пост подобен нашему по времени и сроку.

Всевышний сказал, что Он вменил нам в обязанность пост так же, как и тем, кто был до нас. Из этого мы можем извлечь две пользы:

  • Моральная поддержка для нашей общины. Чтобы никто не сказал: «Нам было вменено в обязанность то, чего не приказывали делать другим». Всевышний сказал: «Вы поступали несправедливо, и сегодня вам не поможет то, что вы разделяете мучения», — то есть вам не станет легче от того, что вы будете получать наказание вместе, как это обычно бывает в мирской жизни, когда совместное выполнение работы облегчает труд.
  • Совершенство нашей общины в том, что в ней есть те достоинства, которые были в предыдущих общинах. Нет сомнений, что пост является одним из самых достойных дел. Ведь человек отказывается от еды, питья, страстей ради Всевышнего. И поэтому Аллах выделил пост особенно. Всевышний сказал: «Всякое (благое) дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело будет десятикратным, но может возрасти и до семисоткратного» Сура «аз-Зухруф», аят 39. Аллах Всевышний сказал: «За исключением поста, ибо, поистине, пост (совершается) ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от (удовлетворения) своих желаний и от своей еды ради Меня!» Сахих аль-Бухари 5927.

«быть может, вы устрашитесь» — в этих словах заключена мудрость обязательности поста. Всевышний Аллах обязал нас держать пост для того, чтобы мы были более богобоязненными. Другие же пользы, касающиеся здоровья тела или пользы для общества, лишь следствие.

Пользы /фауаид/:

  1. Важность поста. Всевышний в начале этого аята обратился к людям обращением веры, указывая, что пост — это то, что требует от человека вера. Оставление поста вредит его вере.
  2. Обязательность поста, как на это указывают слова Всевышнего: «Вам предписан».
  3. Обязательность поста и для тех, кто жил до нас. На это указывают слова Всевышнего: «подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам».
  4. Поддержка верующих в том, что это было обязанностью и для тех, кто был до них. На что указывают слова Всевышнего: «подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам».
  5. Совершенство этой общины в том, что она собрала в себе те достоинства, которые были в предыдущих общинах. Аллах предписал нам то, что было предписано тем, кто был до нас, чтобы наша община возвысилась до полной степени.
  6. Мудрость в обязательном соблюдении поста — это богобоязненность перед Всевышним. Как сказал Всевышний: «быть может, вы устрашитесь».
  7. Достоинство богобоязненности и необходимость использования всех причин для ее достижения. Именно ради богобоязненности Всевышний обязал нас постом, ибо богобоязненность является великой целью, к которой должен стремиться человек. На ее величие указывает тот факт, что она является завещанием, которое Аллах предписал как для первых, так и для последующих поколений. Как сказал Всевышний: «Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха» Сура «ан-Ниса», аят 131.И из этого вытекает другая польза: если богобоязненность является обязательной, то обязательным является все то, что приводит к ней. Человек должен избегать всего того, что может стать «фитной» для его религиозности: взор на чужую женщину, ласковая речь с ней — все то, что может привести к «фитне». Пророк ﷺ завещал нам, что если мы услышим от Даджале, мы должны бежать от него, чтобы не попасть в его смуту.
  8. Мудрость Всевышнего, который сделал поклонения разными. Если мы поразмыслим над поклонением, то увидим различия. Есть виды поклонения, связанные только с имуществом, или только с телом. Или те, в которых заключается поклонение телом и имуществом вместе. Сущность же иных поклонений — оставление запретного. Всевышний Аллах сделал поклонения разными, так как кому-то легко совершать телесные поклонения, но тяжело — связанные с имуществом, или наоборот. Кому-то легче расстаться с любимой вещью, чем удержаться от чего-то, а кому-то наоборот. Например, пост. Кому-то тяжело сдерживать себя от желания съесть любимую пищу, ему легче дать милостыню. Или же кто-то высоко чтит пост, терпит его, но не может выстоять молитвы, то есть он держит пост весь месяц, но молится только во время Рамадана или вообще не молится. Человеку стало легче оставить молитву, которая совершается ежедневно, чем пост. И это несомненно является ошибкой в размышлении. Но по причине того, что молитва повторяется ежедневно, для людей стало легким ее оставление. Напротив, оставление поста стало тяжелым по причине того, что он повторяется раз в год. Поэтому, когда говорят о человеке плохо, то произносят: «Он не постится и не молится», начиная с поста.

﴿ أَيَّامًا مَعْدُودَاتٍ ۚ فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ۚ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ ۖ فَمَنْ تَطَوَّعَ خَيْرًا فَهُوَ خَيْرٌ لَهُ ۚ وَأَنْ تَصُومُوا خَيْرٌ لَكُمْ ۖ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ ﴾

Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!

Толкование /тафсир/:

«Поститься следует считанное количество дней», и это указывает на малость. Не нужно поститься год или месяцы подряд, или недели, а всего лишь считанное количество дней.

«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» — эти слова являются исключением из слов Всевышнего: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост», потому что они охватывают как больного, так и путника, того кто в силах, и того, кто не в силах.

«А если кто из вас болен», то есть болен такой болезнью, из-за которой ему тяжело поститься, или отсрочится его выздоровление, или он не сможет принимать вовремя лекарства. Например, по назначению врача их необходимо принимать каждые четыре часа.

«или находится в пути» — то есть в таком путешествии, в котором разрешается человеку не держать пост. Если у человека намерения путника, то ему разрешается не держать пост в течение всего времени его путешествия, пока он не вознамерится проживать в том или ином селении. Как это было с посланником Аллаха ﷺ, когда он вышел в поход для открытия Мекки: он находился в ней девятнадцать дней, сокращая при этом молитвы и не постясь.

«А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка»,— так как в основе люди обязаны держать пост, но освобождают себя от этой обязанности кормлением бедняка.

Под словами «накормить бедняка» имеется в виду обеспечение пропитанием одного бедняка за каждый пропущенный день поста. Под «бедняком»— «мискин» имеется в виду тот, у кого нет достатка, которого хватило бы ему на год. И под это понимание попадает также нищий — «факыр». А это тот, кто еще более нуждается, чем «мискин». «Факыр» — это тот, кто не имеет и половина достатка на целый год.

«А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него», то есть тот, кто сделал хорошее дело, желая при этом добра, то это будет лучше для него самого. Дело не будет называться хорошим до тех пор, пока оно не будет искренним и не будет соответствовать шариату. Если дело не будет искренним, то это — ширк, а если дело не будет соответствовать шариату, то это — нововведение.

«Но вам лучше поститься», то есть для вас лучше поститься, чем платить искупление.

«если бы вы только знали!» то есть если у вас есть знание, то вы должны понять.

Пользы /фауаид/:

  1. Пост не занимает много времени, всего лишь несколько дней, как сказал Всевышний: «считанное количество дней».
  2. Использование слов, которые показывают легкость самого дела, как сказал Всевышний: «считанное количество дней».
  3. Милость Всевышнего к Своим рабам по причине малости дней, в которые мы должны поститься.
  4. Тяжесть приводит к облегчению. Как сказал Всевышний: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время». Болезнь и путешествие обычно вызывают трудности.
  5. Больному разрешается оставить пост. Но имеется ли в виду любой больной? Может пост не мешает ему и не создает трудностей? Или тот больной, которому тяжело держать пост или из-за поста откладывается срок его выздоровления? Более правильным видится это мнение. И на этом мнении сходятся большинство ученых, так как нет причин, разрешающих не держать пост больному, которому делать это легко.У больного бывает несколько состояний:
    • когда болезнь не мешает ему держать пост. Такому человеку нельзя воспользоваться разрешением оставить пост.
    • когда болезнь мешает держать пост, но не осложняет его болезнь. В таком состоянии для него пост нежелателен, и он не вправе отказываться от разрешения Аллаха оставить пост.
    • когда пост наносит вред. В данном случае держать пост запрещается. Как сказал Всевышний: «Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам» Сура «ан-Ниса», аят 29.
  6. Разрешается не держать пост во время путешествия. Как сказал Всевышний: «…находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время». Существует три положения путника во время поста:
    • когда он не испытывает никаких трудностей, чтобы держать пост: его пост по тяжести ничем не отличается от поста человека, находящегося в путешествии. В этом положении лучше поститься, и если он разговится, то нет на нем греха. Доводом этому служит тот факт, что посланник Аллаха ﷺ держал пост, находясь в пути, как это приходит в хадисе Абу Дарды: «Однажды (во время Рамадана) мы двинулись в путь вместе с Пророком ﷺ в такой жаркий день, что человек из-за сильной жары вынужден был прикрывать голову рукой, и среди нас не было постящихся, если не считать Пророка ﷺ и Ибн Равахи» Сахих аль-Бухари 1945. Если человек держит пост в пути, он быстрее снимает с себя обязанность. А если с ним есть такие же, как и он, держать пост намного легче. Труднее возмещать, чем перетерпеть трудности в пути. А также держать пост во время месяца Рамадан легче, чем вне его.
    • когда он испытывает в пути небольшую тяжесть в соблюдении поста. В этом случае лучше оставить пост. «(Однажды) посланник Аллаха ﷺ который находился в пути, увидел толпу людей, (собравшихся вокруг одного) человека и закрывавших его от солнца, и спросил: “Что происходит?” (Люди) ответили: “Он постится”, (и тогда Пророк ﷺ) сказал: “Пост во время путешествия не от благочестия”» Сахих аль-Бухари 1946. Посланник Аллаха ﷺ не посчитал пост в таком состоянии благочестивым делом.
    • когда человеку очень тяжело держать пост во время пути. В этом положении ему обязательно нужно оставить пост. От посланника Аллаха ﷺ пришло достоверно, что однажды люди пожаловались на то, как тяжело им держать пост в пути и они ждут, что сделает Пророк ﷺ. Тогда посланник Аллаха ﷺ после намаза «’аср» попросил принести ему воды и выпил ее так, чтобы люди увидели это. Чуть позже ему сообщили, что некоторые люди продолжают поститься, на что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Они ослушались, они ослушались» Сахих Муслим 2610. А ослушание не может быть ни в чем, кроме как в запретном.
  7. Путешествие, во время которого можно не держать пост, не обусловлено временем и расстоянием. В этом вопросе мы возвращаемся к обычаям. По мнению Шейхуль-Ислама Ибн Таймийи, путешествием считается то, что понимают под путешествием люди. Не существует такого довода, который бы конкретизировал его определенным временем или расстоянием.
  8. Тот, кто приготовился отправиться в путь, подобен путнику, даже если он еще находится у себя дома. Ему разрешено не держать пост. Так поступал Анас ибн Малик, говоря: «Это из сунны» Сунан ат-Тирмизи 799, шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным. Конечно, некоторые считают это высказывание недостоверным. Ученые, признающие его, говорят, что если у человека есть намерение выехать в путешествие, то уже утром он не должен начинать поститься. Для него это будет лучше, чем начать поститься, а затем прервать пост. Но большинство ученых считают иначе. Не смотря на разногласия между ними, разрешается разговляться человеку, который отправился в путешествие, и при этом он вернется обратно в течение дня. И это мнение является правильным, исходя из доводов Сунны.
  9. Исходя из этого аята, захиритский мазхаб считает, что пост путника не принимается и в этом аяте Всевышний обязывает больного или путника возместить пост другими днями. Они говорят, что тот, кто будет держать пост, будучи путником или больным, подобен тому, кто начал соблюдать пост до начала месяца Рамадан. Если бы не было достоверной сунны, разъясняющей разрешенность поста, то это мнение было бы очень весомым. Большинство же ученых отметили, что здесь имеется скрытый смысл: «Тот, кто, будучи больным или в пути, не держал пост, должен возместить из других дней». Однажды посланник Аллаха ﷺ вышел со своими сподвижниками в путь во время Рамадана. Среди сподвижников были и те, кто постился, и те, кто не постился. Никто из них не порицал другого. Сахих Муслим 2618. Если бы было запретным держать пост в пути,
    то посланник Аллаха ﷺ не постился бы сам и порицал бы тех, кто постится.
  10. Если человек возместит летние дни поста зимними, это будет принято. Исходя из слов Всевышнего: «Пусть постится столько же дней в другое время».
  11. Мудрость Всевышнего Аллаха в том, что Он ниспосылал приказы постепенно. Вначале у человека был выбор: поститься или накормить бедняка, а позже пост был вменен в обязанность. На это указывает хадис Салама бну Акуаъа.
  12. Тот, кто не способен держать пост до такой степени, что нет надежды на дальнейшее возмещение, должен за каждый пропущенный день накормить бедняка. Аллах предоставил нам выбор: накормить бедняка или соблюдать пост. Ибн ’Аббас сказал, что этот аят был ниспослан в отношении пожилого старика и старой женщины, которые были не в состоянии держать пост. Сахих аль-Бухари 4505.
  13. Необходимо обращаться к обычаю в вопросе того, какой должна быть еда и как накормить бедняка.
  14. Нет разницы между тем, дать бедняку продукты или приготовить для него обед или ужин. Когда Анас бну Малик достиг пожилого возраста, то он возмещал пост раздачей хлеба.
  15. Из внешнего смысла аята понимаем, что нет условия передачи во владение бедняку то, что он сможет съесть. И это мнение большинства. Есть также мнение, что передача еды бедняку во владение есть условие. Как например дать ему муд пшеницы или половина саа другой еды. Другие же ученые сказали, что достаточно дать ему половина саа пшеницы или другой еды. Те, кто считает, что есть разница между пшеницей и другой едой, в довод привели слова Муавии относительно закята фитр: «Я считаю муд пшеницы равным двум мудам ячменя» Сахих аль-Бухари 1508, Сахих Муслим 2285. А те, кто не видит разницы между пшеницей и другой едой привели в довод хадис Кааба ибн Уджра, когда ему Пророк разрешил побрить голову в состоянии ихрам и сказал ему, разъясняя вкратце слова Всевышнего «то он должен в качестве искупления поститься или раздать милостыню или принести жертву»: «Накорми шесть бедняков, каждого половиной саа». Сахих аль-Бухари 1816, Сахих Муслим 2877. И Пророк не сделал разницу в самом виде отдаваемой еды.
  16. Все благо заключается в подчинении Аллаху. На это указывают слова Всевышнего: «А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него».
  17. Подтверждение разницы в делах. Если между делами есть разница, то она есть и между теми, кто их совершает. То есть люди различаются между собой по делам, которые они совершают. На это указывают Коран, Сунна, единогласное мнение ученых, а также сама действительность. Всевышний Аллах говорит: «Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого». Сура «аль-Хадид», аят 10. Или слова Всевышнего: «Те из верующих, которые отсиживаются, не испытывая тягот, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал наилучшее. Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися, благодаря великой награде — ступеням от Него, прощению и милости. Аллах — Прощающий, Милосердный» Сура «ан-Ниса», аяты 95–96. И текстов, указывающих на это много.
  18. Указание на достоинство знаний в словах Всевышнего: «если бы вы только знали».

﴿ شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَىٰ وَالْفُرْقَانِ ۚ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ ۖ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ۗ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ﴾

В месяц Рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.

Толкование /тафсир/:

«месяц» — это промежуток времени между двумя новыми полумесяцами луны.

«Рамадан» — разошлись ученые во мнении о названии этого месяца. Первая группа сказала, что оно взято от слова «юрмиду» — сжигать. То есть Рамадан сжигает грехи. Вторая группа сказала, что оно образовано от слова «рамда» — «сильная жара», и был назван так в то время, когда стояла сильная жара. И это более правильное мнение. Потому что свои названия месяца получили еще до ислама.

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран», то есть Аллах ниспослал в этот месяц Коран. Всем известно, что ниспослание бывает сверху вниз. Коран — это речь Аллаха, а Всевышний находится выше небес над троном.

«был ниспослан Коран», то есть начал ниспосылаться, как сказал Всевышний: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем» Сура «ад-Духан», аят 3. Или слова Всевышнего: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия)» Сура «аль-Кадр», аят 1, то есть начали ниспосылать.

«верное руководство», так как Коран — это руководство, указывающее людям, в чем есть благо для их религии и мирской жизни.

«для людей», то есть Коран является руководством для всех людей: как для верующих, так и для неверных. Для неверных Коран является руководством знания, а для верующих является руководством в знаниях и в делах.

«ясные доказательства», то есть доказательства, указывающие на правдивость ниспосланных в нем сообщений, и доказательства, указывающие на справедливость его постановлений.

«различение», то есть различие между истиной и заблуждением, добром и злом, между несущим пользу и несущим вред, между партией Аллаха и теми, кто воюет против Него. И видит большое различие в неясных вещах тот, кто идет по пути Корана. А тот, в сердце которого поселилось заблуждение, не видит различий, более того, он не различает даже явные вещи.

«Тот из вас, кого застанет этот месяц» — имеется в виду, пусть держит пост тот из вас, кто увидит новую луну месяца Рамадан.

«А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» — это предложение уже звучало в предыдущем аяте. Но следующее — «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» — отменило предыдущий аят, предоставляющий выбор: поститься или накормить бедняка. И чтобы кто-нибудь не подумал, что отменилось положение, касающееся разрешения не поститься больному и путнику, Всевышний еще раз повторил это предложение для подтверждения разрешения для этих видов людей. Данная стилистика указывает на красноречие Корана: это не просто повторение предложения, а повторение для пользы.

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения», здесь слово «желает» приходит в значении «Он любит облегчать для вас». И это желание Аллаха облегчить людям — есть желание шариатское. И Хвала Аллаху, в нашем шариате нет ничего сложного.

«чтобы вы довели до конца определенное число дней» — это предложение возвращает нас к предыдущему. Аллах хочет для нас добра, не желает нам трудностей, хочет, чтобы мы довели до конца определенное число дней.

«и возвеличили Аллаха», то есть сказали: «Аллаху Акбар». Семь небес и семь земель размещаются в Ладони Милостивого подобно горчичному зернышку в руке одного из нас. Аллах выше всякой вещи.

«за то, что Он наставил вас на прямой путь» — под прямым путем имеется в виду прямой путь в знаниях и делах. Прямой путь в знаниях — это «хидайату иршад». А прямой путь в делах — это «хидайату тауфик». Если человек полностью продержал пост в месяц Рамадан, то Всевышний Аллах оказал ему милость в знаниях и в делах.

«Быть может, вы будете благодарны» — благодарны Аллаху за четыре вещи:

  1. за желание Аллаха облегчить нам;
  2. за нежелание Аллаха принести для нас трудностей;
  3. за позволение Аллаха нам завершить пост;
  4. за возвеличивание Аллаха за наставление нас на прямой путь.

Все это является милостью Аллаха, нуждающейся в благодарности: «Быть может, вы будете благодарны». Благодарность за милости Аллаха осуществляется выполнением Его приказов и оставлением его запретов.

Пользы /фауаид/:

  1. Разъяснение считанных дней, упомянутых в прошлом аяте, а эти дни из месяца Рамадан.
  2. Достоинство этого месяца: именно в этот месяц Всевышний предписал для Своих рабов пост.
  3. Всевышний Аллах ниспослал Коран именно в этом месяце. Под ниспосланием Корана в этом месяце имеется в виду начало ниспосылания. Ниспослал Аллах Коран по частям.
  4. Коран является речью Аллаха, ведь сам Всевышний Аллах ниспослал его. На это указывает много аятов, в которых Аллах приписывает Себе ниспосылание Корана. Весь Коран состоит из слов и невозможно, чтобы он нисходил ни от кого, кроме как от говорящего. Коран является речью Аллаха как в по произношению, так и по смыслу.
  5. То, что содержит в себе Коран, является прямым путем для всех людей, на это указывают слова Всевышнего: «верное руководство для людей».
  6. Коран содержит в себе ясные знамения, которые не могут быть скрытыми, кроме как для того, чье сердце закрыл Всевышний. Такой человек не получит от чтения аятов Корана никакой пользы. Как сказал Всевышний: «Но знамения и увещевания не приносят пользы тем, кто не уверовал!» Сура «Йунус», аят 101.
  7. Коран различает истину и заблуждение, пользу и вред, приближенных Аллаха и Его врагов и тому подобное.
  8. Обязательность поста, если известно, что наступил месяц Рамадан: как только закончатся тридцать дней предыдущего месяца Ша’бана или люди увидят луну нового месяца. В достоверной сунне пришло указание на то, что утверждается начало месяца в том случае, если увидел луну один человек достойный доверия. Сунан Аби Дауд 3342. Шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным.
  9. Если не было утверждено начало месяца, то не является обязательным поститься. Из этого следует, что если в ночь на тридцатое Ша’бана будет облачно, что помешает увидеть луну, то в этот день не следует поститься, так как начало нового месяца не подтвердилось. И это мнение является самым правильным из всех мнений ученых. На это же указывает смысл хадиса Аммаара бну Йасира о том, что тот, кто будет держать пост в сомнительный день, ослушивается Абуль-Касима ﷺ. Сунан Аби Дауд 2334, Сунан ат-Тирмизи 686, Сунан Ан-Насаи 2190, Сунан Ибн Маджах 1645, шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого хадиса. Его пост будет считаться грехом.
  10. Дозволено говорить: «Месяц Рамадан». Так пришло в этом аяте: «месяц Рамадан». Некоторые ученые говорят, что так лучше произносить, но разрешается говорить просто Рамадан, без слова месяца. Как сказал посланник Аллаха ﷺ: «Тому, кто во время Рамадана станет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Аллаха…» (Сахих аль-Бухари 38.), или слова Пророка ﷺ: «Когда наступает рамадан, врата Рая открываются» (Сахих аль-Бухари 1898.). Поэтому безосновательным выглядит мнение о том, что нежелательно употреблять слово Рамадан, без слова месяц.
  11. Облегчение Всевышним для Своих рабов в том, что Он разрешил больному, которому тяжело держать пост и путнику оставить пост и возместить его в другие дни.
  12. Подтверждение наличие желания у Всевышнего. Желание Аллаха бывает двух видов:
    • Желание Аллаха в бытие (ирадату кауния): желания Аллаха относительно мира этого. Это не зависит от того, любит Аллах это или нет. На это указывают слова Всевышнего: «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо» Сура «аль-Ан’ам», аят 125, или слова Всевышнего: «Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и наставляет на прямой путь, кого пожелает» Сура «аль-Ан’ам», аят 39.
    • Желание Аллаха в шариате (ирадату шар’иййа): это желание, которое соответствует любви Аллаха к чему-то, однако это не значит, что все, что Он любит, произойдет. Как об этом говорит Всевышний: «Аллах желает принять ваши покаяния, а потакающие своим страстям желают, чтобы вы сильно уклонились в сторону. Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым» Сура «ан-Ниса», аяты 27–28.
  13. Шариат Всевышнего Аллаха построен на легкости и облегчении. На это указывают слова Всевышнего: «Аллах желает вам облегчения». Об этом же и слова посланника Аллаха ﷺ: «Поистине, религия эта легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его» Сахих аль-Бухари 39. Посланник Аллаха, когда отправлял своих сподвижников с призывом, говорил им: «Облегчайте, а не усложняйте, радуйте, но не отгоняйте, ведь поистине вы посланы для того, чтобы облегчать, а не для того чтобы создавать затруднения!» Сахих аль-Бухари 220.
  14. В шариате не может быть трудностей, на что указывают слова Всевышнего: «и не желает вам затруднения».
  15. Если есть сомнение относительно того, запрещена та или иная вещь или разрешена, то мы должны склоняться к разрешенности, так как это легче и любимее для Аллаха.
  16. Приказ завершить месяц поста полностью, то есть держать пост целый месяц.
  17. Опираясь на слова Всевышнего «чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь», узаконено произношение «такбира» по окончании этих дней: «Аллаху Акбар Аллаху Акбар, Ля Иляха илля-Ллах, уа-Ллаху Акбар Аллаху Акбар уа ли-Лляхи-ль-хамд». А также слов: «Аллаху Акбар Аллаху Акбар Аллаху Акбар, Ля Иляха илля-Ллах, уа-Ллаху Акбар Аллаху Акбар Аллаху Акбар, уа ли-Лляхи-ль-хамд». А также слов: «Аллаху Акбар Аллаху Акбар Аллаху Акбар, Ля Иляха илля-Ллах, уа-Ллаху Акбар Аллаху Акбар, уа ли-Лляхи-ль-хамд».
  18. Всевышний Аллах ниспосылает шариаты для высокой цели и мудрости: «Быть может, вы будете благодарны».
  19. Указание на то, что подчинение Всевышнему является благодарностью Ему. Об этом и слова посланника Аллаха ﷺ: «Воистину, Аллах благой и Он не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам, сказав: “O посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела” Сура «аль-Муъминун», аят 51.. Всевышний также сказал: “O те, которые уверовали! Вкушайте из благого, чем Мы наделили вас…”» Сахих Муслим 2346. Этот хадис указывает на то, что благодарность является праведным делом.
  20. Тот, кто ослушивается Аллаха, не благодарит Его. И это ослушание может быть большим или малым.

Замечание:

Некоторые люди утверждают, что живущие в местах, где не бывает видно солнца месяцами, должны соблюдать пост в другие месяцы (не в месяц Рамадан). Аллах объяснил, что делать даже в этой ситуации, несмотря на то, что таких ситуаций не было во время ниспослания Корана. Исходя из слов Всевышнего: «Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней».