Аяты 190-195 из суры «аль-Бакара»

Искушение хуже, чем убийство

аудио на арабском, перевод смыслов и толкование /тафсир/ на русском языке

﴿ وَقَاتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ الَّذِينَ يُقَاتِلُونَكُمْ وَلَا تَعْتَدُوا إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ * وَاقْتُلُوهُمْ حَيْثُ ثَقِفْتُمُوهُمْ وَأَخْرِجُوهُم مِّنْ حَيْثُ أَخْرَجُوكُمْ وَالْفِتْنَةُ أَشَدُّ مِنَ الْقَتْلِ وَلَا تُقَاتِلُوهُمْ عِندَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ حَتَّى يُقَاتِلُوكُمْ فِيهِ فَإِن قَاتَلُوكُمْ فَاقْتُلُوهُمْ كَذَلِكَ جَزَاءُ الْكَافِرِينَ * فَإِنِ انتَهَوْا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ * وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لَا تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ لِلَّهِ فَإِنِ انتَهَوْا فَلَا عُدْوَانَ إِلَّا عَلَى الظَّالِمِينَ * الشَّهْرُ الْحَرَامُ بِالشَّهْرِ الْحَرَامِ وَالْحُرُمَاتُ قِصَاصٌ فَمَنِ اعْتَدَى عَلَيْكُمْ فَاعْتَدُوا عَلَيْهِ بِمِثْلِ مَا اعْتَدَى عَلَيْكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ مَعَ الْمُتَّقِينَ * وَأَنفِقُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ وَأَحْسِنُوا إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ ﴾

Чтение аятов 190-195 из суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

Транскрипция аятов 190-195 из суры «аль-Бакара» на русскими буквами (кириллицей):

«аль-Бакару», как и другие суры Корана, необходимо учить на слух, не ограничиваясь транскрипцией, чтобы произношение соответствовало оригиналу.

Примерный перевод смысла аятов на русском языке:

«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников. Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Искушение хуже, чем убийство. Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней. Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их. Таково воздаяние неверующим! Но если они прекратят, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный. Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то посягать можно только на беззаконников. Запретный месяц — за запретный месяц, а за нарушение запретов — возмездие. Если кто посягнул на вас, то и вы посягните на него, подобно тому, как он посягнул на вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах — с богобоязненными. Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро».

Сура «Корова», аяты 190-195.

Тафсир шейха ас-Саади: Сура «аль-Бакара», аяты 190-195

﴿ وَقَاتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ الَّذِينَ يُقَاتِلُونَكُمْ وَلَا تَعْتَدُوا إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ ﴾

Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников.

Этот аят содержит повеление участвовать в сражениях на пути Аллаха. Оно было ниспослано после переселения мусульман в Медину, когда мусульмане достаточно окрепли для того, чтобы сражаться с язычниками. До этого мусульманам было велено воздерживаться от вооруженной борьбы. Из упоминания о необходимости сражаться на пути Аллаха следует, что мусульмане должны сражаться искренне ради Аллаха и не имеют права воевать друг с другом в период смуты. Всевышний повелел сражаться только с теми неверующими, которые готовы сражаться с правоверными. Это относится ко взрослым мужчинам, которые принимают участие в боевых действиях против мусульман, и не распространяется на стариков, которые не принимают решений и не участвуют в боевых действиях. Что же касается запрета на совершение преступлений, то он распространяется на убийство женщин, безумцев, детей и отшельников, надругательство над телами убитых, убийство животных, рубку деревьев и прочие действия, не приносящие мусульманам никакой пользы. К подобным преступлениям также относится сражение с неверующими, которые исправно выплачивают мусульманам подушную подать /джизью/, поскольку сражаться с ними запрещено.

﴿ وَاقْتُلُوهُمْ حَيْثُ ثَقِفْتُمُوهُمْ وَأَخْرِجُوهُم مِّنْ حَيْثُ أَخْرَجُوكُمْ وَالْفِتْنَةُ أَشَدُّ مِنَ الْقَتْلِ وَلَا تُقَاتِلُوهُمْ عِندَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ حَتَّى يُقَاتِلُوكُمْ فِيهِ فَإِن قَاتَلُوكُمْ فَاقْتُلُوهُمْ كَذَلِكَ جَزَاءُ الْكَافِرِينَ ﴾

Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Искушение хуже, чем убийство. Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней. Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их. Таково воздаяние неверующим!

Это откровение повелевает сражаться с неверующими в любое время и распространяется на оборонительные и наступательные боевые действия. Исключением же из этого общего предписания является сражение в Заповедной мечети, которое можно вести только в том случае, если неверующие начнут его первыми. При таких обстоятельствах сражение с ними становится возмездием за совершенное ими преступление.

﴿ فَإِنِ انتَهَوْا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴾

Но если они прекратят, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный.

Мусульмане должны сражаться с неверующими, пока те не отрекутся от неверия и не обратятся в ислам. Если же они станут мусульманами, то Аллах примет их покаяния и простит им то, что они были неверующими, поклонялись истуканам в Заповедной мечети и мешали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поклоняться в ней вместе с остальными правоверными. Таково милосердное и великодушное отношение Аллаха к Его рабам.

﴿ وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لَا تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ لِلَّهِ فَإِنِ انتَهَوْا فَلَا عُدْوَانَ إِلَّا عَلَى الظَّالِمِينَ ﴾

Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то посягать можно только на беззаконников.

Поскольку сражение возле Заповедной мечети может показаться распространением нечестия в священном городе, Всевышний Аллах сообщил о том, что распространение в этом городе смуты язычества и удержание людей от истинной религии являются гораздо большим злом, чем сражение возле Заповедной мечети, и поэтому мусульмане не должны испытывать стеснения, если им придется сразиться с неверующими в этом городе. Из этого аята вытекает известное религиозное правило, согласно которому разрешается совершать меньшее зло с целью предотвратить большее зло. Затем Всевышний сообщил о смысле сражения на пути Аллаха. Священная война ведется не для того, чтобы проливать кровь неверующих или присваивать их имущество. Она ведется для того, чтобы религия Всевышнего восторжествовала над остальными вероисповеданиями, чтобы с лица земли исчезло язычество и все, что несовместимо с истинной религией. Именно эти обстоятельства являются искушением, и если такое искушение исчезнет, то мусульмане обязаны будут прекратить кровопролитие и священную войну. Что же касается неверующих, которые первыми начнут сражаться с мусульманами возле Заповедной мечети, то если они перестанут сражаться, то мусульмане не должны преступать границы дозволенного и обязаны справедливо покарать только тех грешников, которые заслужили наказание.

﴿ الشَّهْرُ الْحَرَامُ بِالشَّهْرِ الْحَرَامِ وَالْحُرُمَاتُ قِصَاصٌ فَمَنِ اعْتَدَى عَلَيْكُمْ فَاعْتَدُوا عَلَيْهِ بِمِثْلِ مَا اعْتَدَى عَلَيْكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ مَعَ الْمُتَّقِينَ ﴾

Запретный месяц — за запретный месяц, а за нарушение запретов — возмездие. Если кто посягнул на вас, то и вы посягните на него, подобно тому, как он посягнул на вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах — с богобоязненными.

Согласно одному мнению, здесь речь идет о том, как язычники помешали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам войти в Мекку, когда был подписан Худейбийский мир, а мусульманам было позволено совершить паломничество лишь на следующий год. Противостояние мусульман с курейшитами и заключение мирного договора пришлись на запретный месяц зуль-кааду, и поэтому Аллах утешил сердца сподвижников, сказав, что упущенное в одном запретном месяце они непременно возместят в другом и выполнят обряды паломничества надлежащим образом. Согласно другому мнению, Всевышний Аллах позволил мусульманам сражаться с неверующими в запретные месяцы, потому что неверующие также сражались с ними в эти месяцы. Они первыми преступили границы дозволенного, и мусульмане не должны испытывать стеснения от того, что сражаются с ними. Если опираться на последнее толкование, то упоминание о возмездии за нарушение запретов является примером включения частного в общее. И если человек покушается на святость запретного месяца, заповедной земли, обряда поклонения или того, что Аллах приказал почитать и уважать, то он должен получить справедливое возмездие. Кто сражается в запретный месяц, тот должен получить достойный отпор. Кто покушается на святость заповедной земли, тот должен получить заслуженное наказание. Кто убивает прощенного убийцу, тот должен быть наказан вплоть до смертной казни. Кто наносит другому человеку увечье или отрезает ему часть тела, тот должен понести равноценное наказание. А кто незаконно присваивает себе чужое имущество, того можно лишить его собственности в соответствующем размере. Однако между мусульманскими богословами есть разногласия по поводу того, может ли человек, которого несправедливо лишили его законной собственности, самостоятельно отнять у своего обидчика имущество в таком же размере. Согласно наиболее достоверному мнению, если ущемленные права очевидны, например, если хозяин дома отказывается оказать гостеприимство приезжему или если человек отказывается материально обеспечивать свою жену и родственников, которых он обязан обеспечивать, то им разрешается самостоятельно взять то, что им полагается. Если же ущемленные права не являются очевидными, например, если должник отрицает свои долговые обязательства, если человек отказывается признать, что он брал вещи на хранение, если вор совершил кражу, то подлинный хозяин этой собственности не имеет права самостоятельно забрать у обидчика имущество в таком же размере. Это мнение позволяет объединить все священные тексты по этому вопросу. Именно поэтому Аллах позволил мусульманам нападать на несправедливых людей так, как они напали на них. В этом откровении описывает метод расплаты с обидчиками и преступниками, которые должны получить возмездие, равноценное совершенному ими преступлению. Однако очень часто, когда людям позволяют свершить справедливое возмездие, они желают выместить зло на своем обидчике и преступают границы дозволенного. Вот почему далее Всевышний Аллах повелел мусульманам бояться Господа, ограничиваться дозволенным возмездием и не преступать эти границы. Аллах всегда находится вместе со Своими богобоязненными рабами, оказывая им помощь и поддержку и наставляя их на прямой путь. Если человек удостаивается присутствия Аллаха рядом с ним, то он обретает вечное счастье. Если же он отказывается исповедовать богобоязненность, то Всевышний Покровитель отворачивается от него, лишает его Своей поддержки и вверяет судьбу человека в его собственные руки. И когда это происходит, погибель оказывается ближе к человеку, чем яремная вена.

﴿ وَأَنفِقُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ وَأَحْسِنُوا إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ ﴾

Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро.

Всевышний повелел Своим рабам расходовать их имущество на благие и богоугодные цели. Это могут быть пожертвования в пользу бедных или родственников, а также материальная поддержка тех, кого мусульмане обязаны поддерживать. А самым важным пожертвованием является расходование средств на священную войну, поскольку поступающий так сражается на пути Аллаха посредством своего имущества. Это предписание является обязательным наряду с повелением участвовать в священной войне, и оно приносит огромную пользу, потому что пожертвования на священную войну способствуют усилению мусульман, ослаблению многобожия и многобожников, приближают торжество религии Аллаха и делают ислам еще более могущественным. Достаточно сказать, что джихад на пути Аллаха просто невозможен без пожертвований мусульман. Пожертвования — душа джихада, поскольку джихад невозможен, если мусульмане не жертвуют своим имуществом на пути Всевышнего. Отказываясь от таких пожертвований, они губят джихад и позволяют врагам бесчинствовать и господствовать над ними. Одним словом, отказ от пожертвований на священную войну может стать причиной их погибели. Раб обрекает себя на погибель при двух обстоятельствах: когда он отказывается совершать Божьи предписания, невыполнение которых приводит или может привести к потере жизни или гибели души; и когда он совершает поступки, которые могут закончиться потерей жизни или гибелью души. Подобных поступков очень много, и одним из них является отказ от участия в священной войне на пути Аллаха или материальной поддержки боевых действий — отказ, приводящий к торжеству врагов над мусульманами. К таким поступкам также относится создание угрозы для собственной жизни в сражении или в опасном путешествии. То же самое можно сказать о человеке, который поселяется среди диких зверей или змей, забирается на гнилое дерево или шаткое строение либо увлекается иным опасным занятием. Все перечисленные случаи — примеры того, как люди обрекают себя на погибель. В качестве еще одного примера этого можно привести ослушание Аллаха, отчаяние в Его прощении и невыполнение обязательных предписаний религии, которое губит душу и разрушает веру. Поскольку пожертвование на священную войну является одной из разновидностей благодеяний, далее Всевышний Аллах повелел творить добро в целом, ведь Он любит добродетельных. К добрым деяниям относятся любые материальные пожертвования, которые мы уже упомянули ранее. К ним относятся заступничество, ходатайство и другие виды помощи, которую человек оказывает благодаря своему высокому положению. К ним также относятся призыв к одобряемым поступкам, удержание от предосудительных дел и обучение полезному знанию. К ним относятся моральная поддержка людей, помощь в трудную минуту, посещение больных, присутствие на похоронах, исправление ошибочных воззрений, помощь в работе, особенно, если человек не может должным образом справиться с ней, и другие виды праведных дел, совершать которые Аллах велел Своим рабам. К добрым деяниям также относится искреннее поклонение Всевышнему Аллаху, которое Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, описал словами: «Ты должен поклоняться Аллаху так, словно ты видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то ведь Он видит тебя». Если человек обладает перечисленными качествами, то он становится одним из тех, о ком Всевышний Аллах сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай), и им будет добавлено еще (они получат возможность взглянуть на Лик Аллаха). Не будет на их лицах ни праха, ни унижения. Они — обитатели Рая, в котором они пребудут вечно» (10:26). Аллах присутствует рядом с такими людьми и помогает им во всех начинаниях.

Толкование аятов 190-195 из суры «аль-Бакара» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усаймина

﴿ وَقَاتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ الَّذِينَ يُقَاتِلُونَكُمْ وَلَا تَعْتَدُوا إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ ﴾

Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников.

Толкование /тафсир/:

«Сражайтесь», глагол в повелительном наклонении. А сражение происходит с двух сторон. То есть сражайтесь с ними, так как они сами сражаются с вами. Но сказал Всевышний: «на пути Аллаха», то есть ради Его религии, Его шариата и ради Него Самого.

«путь Аллаха», включат в себя как религию, так и то, что сражение должно быть в рамках религии и таким образом, как это узаконено. Лишь ради Всевышнего Аллаха. И тем самым это включает в себя как искренность, так и следование за пророком.

Ведь это нелегкое дело: человек подставляет свою шею под мечи врагов, рискуя своей жизнью. И если он умрет, воюя не ради Аллаха, то он потеряет и эту жизнь, и в той жизни он окажется в убытке, более того, он не будет считаться мучеником. Поэтому Аллах сделал напоминание о том, что сражаться надо только ради Него.

«с теми, кто сражается против вас», для того, чтобы сбить вас с вашей религии. Он здесь упомянул тех, с кем необходимо сражаться для того, чтобы воодушевить верующих. Так как если скажут человеку: сражайся с тем, кто сражается с тобой, то его решимость усилится и станет больше его упорство.

«…но не преступайте границы дозволенного», то есть в сражении. Что касается переступания границ, то в войне оно бывает как по отношению к правам Аллаха, так и по отношению к правам сражающихся против вас. Переступание по отношению к правам Аллаха, то это сражение в те времена, сражение в которых запретил Аллах. Например, ведение войны человеком в запретные для него Всевышним месяцы. А переступание по отношению к правам сражающихся против вас, то это, например, уродование тел убитых, так как Посланник Аллаха запретил уродовать тела погибших [Сахих Муслим 4522].

Потом Аллах поясняет причину запрета: «Воистину, Аллах не любит преступников». Это относится как к сражению, так и к остальным делам. Преступление — это то, что за границей дозволенного.

Пользы /фауаид/:

  1. Обязательность сражения. И обязательно, чтобы это было на пути Аллаха, то есть в соответствии с Его шариатом, религией и ради Него. В Коране и Сунне разъяснено, что если враг из людей Писания, то сначала нужно просто предложить им принять Ислам, потом предложить платить им налог /джизья/, и только потом, если они откажутся, необходимо начинать сражаться. Но ученые спорят по поводу того, нужно ли так же поступать с остальными неверующими, или надо сразу начинать сражение пока не примут ислам. Более правильным является мнение, что со всеми остальными неверующими надо поступать так же. На это указывают хадис Бурайды [См. Сахих Муслим 4522], который приводит имам Муслим, а также хадис, в котором говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял налог с огнепоклонников Хиджра [Сахих аль-Бухари 3156, 3157], что указывает на то, что налог можно брать не только с людей Писания.
  2. Обращаясь к человеку, следует упомянуть о том, что подтолкнет его к действию.
  3. Запретность переступания границ даже в отношении неверных, и тем более — мусульман. Поэтому, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, кого-то отправлял в военные походы, то говорил: «не предавайте, не уродуйте тела погибших врагов и не убивайте детей…» [См. Сахих Муслим 4522].
  4. Доказательство наличия у Аллаха любви. Ведь если бы Он не любил, то не было бы смысла говорить, что Он не любит преступающих дозволенное. А так выходит, что Он не любит этих, но любит других.
  5. Совершенство обучения людей Всевышним Аллахом. Он вначале говорит что-то, а потом поясняет мудрость и последствия этого: «Воистину, Аллах не любит преступников».

﴿ وَاقْتُلُوهُمْ حَيْثُ ثَقِفْتُمُوهُمْ وَأَخْرِجُوهُم مِّنْ حَيْثُ أَخْرَجُوكُمْ وَالْفِتْنَةُ أَشَدُّ مِنَ الْقَتْلِ وَلَا تُقَاتِلُوهُمْ عِندَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ حَتَّى يُقَاتِلُوكُمْ فِيهِ فَإِن قَاتَلُوكُمْ فَاقْتُلُوهُمْ كَذَلِكَ جَزَاءُ الْكَافِرِينَ ﴾

Убивайте их, где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Искушение хуже, чем убийство. Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней. Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их. Таково воздаяние неверующим!

Толкование /тафсир/:

«Убивайте их» — местоимение «их» возвращается к людям, упомянутым в прошлом аяте. В некоторых аятах Аллах говорит: «Сражайтесь…» Сура «Али ’Имран», аят 167, — здесь же Он говорит: «Убивайте…». Убийство сильнее, чем сражение. То есть, когда мы встречаемся со сражающимися с нами, то сражение может быть прямое или любым другим способом. И мы сражаемся с ними в любом месте, кроме Запретной мечети.

«изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали». Изгнание бывает из одного места в другое, а сражение бывает в определенном месте. Например, если неверные завоюют земли мусульман, и у мусульман есть сила, чтобы прогнать их оттуда, то они должны это сделать, так как земля эта принадлежит им.

«искушение хуже, чем убийство». Искушение — это сбивание людей с их религии. Аллах говорит: «Тем, которые подвергли искушению верующих мужчин и женщин и не раскаялись, уготованы мучения в Геенне, мучения от обжигающего Огня» Сура «аль-Бурудж», аят 10. Сбивание людей с их религии хуже убийства, так как убийство прерывает мирскую жизнь человека, а это искушение лишает его как этой жизни, так и той. Аллах сказал: «Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь» Сура «аль-Хадж», аят 11.

«Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети», то есть в Мекке. Так как Аллах сказал «у», значит, воевать нельзя не только в самой Заповедной мечети, но и около нее.

«…пока они не станут сражаться с вами в ней». Подумай над этими словами Аллаха! Он сказал, что если они начнут сражаться с вами у Заповедной мечети, то их нужно убивать. Наказанием за сражение в Мекке будет их уничтожение.

«Таково воздаяние неверующим», то есть этим воздаянием — убийством того, кто сражается у Запретной мечети. Наказанием им за то, что они совершили.

Пользы /фауаид/:

  1. Обязательность сражения с неверными, где бы они ни были. Из этого вытекает, что сражаться с ними надо всегда. Есть исключение: нельзя сражаться во время запретных месяцев. На это пришел категорический запрет. Аллах сказал: «Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: “Сражаться в этот месяц — великое преступление”» Сура «аль-Бакара», аят 217. Некоторые ученые говорят, что положение запретных месяцев отменено и теперь можно сражаться даже в это время. Но, как бы то ни было, чтобы сражение было обязательным всегда и везде, необходимо, чтобы были выполнены все условия, самое важное из которых — это возможность и сила ведения сражения.
  2. Изгонять неверующих также, как они изгоняют нас. То есть строить свое отношение к ним таким же образом, как они относятся к нам. Исходя из слов Всевышнего: «Изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали…» Поэтому сказали ученые: если они будут уродовать тела наших убитых, то и мы поступим также с ними, если они будут вырубать наши пальмы, то и мы вырубим их пальмы и т.д.
  3. Указание на то, что мусульмане больше всех достойны владеть землей Аллаха. Аллах сказал: «Мы уже записали в Писаниях после того, как это было записано в Напоминании, что землю унаследуют Мои праведные рабы» Сура «аль-Анбийа», аят 105. Муса сказал своему народу: «Просите помощи у Аллаха и терпите. Воистину, земля принадлежит Аллаху. Он дарует ее в наследие тому из Своих рабов, кому пожелает, и благой конец уготован богобоязненным» Сура «аль-А’раф», аят 128.
  4. Искушение неверием и сбиванием с пути Аллаха хуже убийства. Из этого можно извлечь следующую пользу: подчинение какой-то идее более разрушительно, чем подчинение городов. Если завоевана страна, то последствия будут в разрушении экономики, города, потере благ. А искушение — потеря религии и есть истинное убийство, которое влечет за собой потерю как в этом мире, так и в том мире.
  5. Возвеличивание запретности Запретной мечети.
  6. Если кто-либо нападет на мусульман в Мекке, то с ними можно сражаться, и это не противоречит хадису Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в котором говорится: «Поистине, Мекку объявил священной Аллах, а не люди, и поэтому непозволительно человеку, верующему в Аллаха и в Последний день, ни проливать в (этом городе) кровь, ни вырубать в нём деревья. Если же кто-нибудь посчитает это для себя допустимым, в Мекке сражался посланник Аллаха, скажите ему: “Поистине, Аллах разрешил это Своему посланнику, но не разрешал вам!”» Сахих аль-Бухари 104. Запрещено кому-то после Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начинать сражение для входа в Мекку, как бы ни обстояли дела. Единственное исключение: можно сражаться в Мекке, только если на нее напали; в этом случае можно обороняться.
  7. Указание на усердие при сражении с врагом у Запретной мечети.
  8. Обязательность сражения с неверующими до той поры, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. В своей основе сражение с неверующими — обобщенная обязанность /фард кифайя/, но иногда бывает желательным действием /мустахабб/, а иногда — обязанностью каждого /фард ‘айн/, и это имеет место быть в четырех ситуациях:
    1. Если мусульмане стоят лицом к лицу с врагом. В таком случае нельзя бежать, так как сражение становится обязательным для всех, кто находится в ряду. Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы встретитесь с неверующими на поле битвы, то не поворачивайтесь к ним спиной. Те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» Сура «аль-Анфаль», аяты 15–16.
    2. Если враг окружил город или государство, то также нельзя отступать, и эта ситуация похожа на первую.
    3. Если есть нужда в определенном человеке, то его участие в сражении становится обязательным. Как, например, нужда в его мнении, силе или другой причине.
    4. Если правитель приказал всем выходить на сражение, то все должны выйти, и никому нельзя оставаться. Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно. Если вы не выступите в поход, то Он подвергнет вас мучительным страданиям и заменит вас другим народом. Вы ничем не навредите Ему, ибо Аллах способен на всякую вещь» Сура «ат-Тауба», аяты 38–39.

    В других ситуациях сражение будет являться фард кифайя, но необходимо знать, что и фард ‘айн, и фард кифайя будут являться таковыми только при наличии возможности и силы вести сражение, а если их нет, то и сражение не будет обязанностью, так как существуют общие доказательства того, что Аллах не возлагает на душу сверх ее возможностей, исходя из слов Всевышнего: «Аллах не возлагает на душу ничего сверх ее возможностей» Сура «аль-Бакара», аят 286. Также Аллах сказал: «Нет греха на немощных, больных и тех, которые не находят средств на пожертвования, если они искренни перед Аллахом и Его Посланником. Нет оснований укорять творящих добро. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный» Сура «ат-Тауба», аят 91. И если мы не в состоянии вести сражение, то это не является обязательным нам, иначе все люди, не имеющие сил для сражения, были бы грешными. При этом также должна быть решительность, что, когда появится сила, они пойдут на сражение.

  9. Доказательство справедливости Аллаха, так как Он сказал: «Таково воздаяние неверующим!»

﴿ فَإِنِ انتَهَوْا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴾

Но если они прекратят, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный.

Толкование /тафсир/:

«Если они прекратят», то есть перестанут сражаться с вами, либо перестанут сражаться с вами и оставят свое неверие.

«Аллах — Прощающий, Милосердный», возможны два смысла:

  1. Первый: Если они прекратят сражение против мусульман, то мусульмане простят им и перестанут сражаться с ними.
  2. Второй: Аллах простит неверующих, исходя из слов Всевышнего: «Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» Сура «аль-Анфаль», аят 38.

Пользы /фауаид/:

  1. Совершенство справедливость Аллаха, так как наказание и воздаяние зависит от степени вражды между людьми.
  2. Если неверующие прекратят воевать с мусульманами и примут ислам, то им нельзя мстить за то, что они сделали, будучи неверными, так как Аллах простил им эти грехи. И подкрепляют это слова Всевышнего Аллаха: «Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» Сура «аль-Анфаль», аят 38.
  3. Подтверждение двух имен Аллаха, а именно: Прощающий и Милосердный. И того, что эти имена несут в себе из качеств Аллаха и положений.
  4. Из имен Аллаха извлекаются положения людей в той или иной ситуации. В отношении сражающихся сказал Аллах: «Исключением являются те, которые раскаялись и вернулись до того, как вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах — Прощающий, Милосердный» Сура «аль-Маида», аят 34.

﴿ وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لَا تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ لِلَّهِ فَإِنِ انتَهَوْا فَلَا عُدْوَانَ إِلَّا عَلَى الظَّالِمِينَ ﴾

Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками.

Толкование /тафсир/:

«пока не исчезнет искушение», то есть сражаться до тех пор, пока они не прекратят сбивать вас с пути Аллаха, оставят мусульман в покое и примут Ислам, или выплатят налог.

«пока религия целиком не будет посвящена Аллаху», то есть, пока религия Аллаха не станет явной, одержавшей верх.

«Но если они прекратят», то есть прекратят сражаться с вами, оставят свое неверие и вернутся, то «враждовать следует только с беззаконниками». То есть если они прекратят, то перестанут быть беззаконниками, и не следует с ними враждовать.

Пользы /фауаид/:

  1. Повеление сражаться определено двумя целями. Первая цель, связанная с уничтожением, то есть необходимо сражаться до того времени, пока не исчезнет искушение. А искушение — это многобожие и совращение с пути Аллаха. Вторая цель — это установление на Земле одной религии — Ислама. Как сказал Всевышний: «Пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными» Сура «ат-Тауба», аят 29.
  2. Сражение прекращается если исчезает искушение, вражда против ислама и выплачивается налог.
  3. Вражда с ними прекращается, когда они оставят многобожие, приняв Ислам и оставят искушение, сдавшись.
  4. Вражда с неверными определяется их враждой с мусульманами, так как воздаяние бывает подобно делу.

﴿ الشَّهْرُ الْحَرَامُ بِالشَّهْرِ الْحَرَامِ وَالْحُرُمَاتُ قِصَاصٌ فَمَنِ اعْتَدَى عَلَيْكُمْ فَاعْتَدُوا عَلَيْهِ بِمِثْلِ مَا اعْتَدَى عَلَيْكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ مَعَ الْمُتَّقِينَ ﴾

Запретный месяц — за запретный месяц, а за нарушение запретов — возмездие. Если кто покусился на вас, то и вы покуситесь на него, подобно тому, как он покусился на вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах — с богобоязненными.

Толкование /тафсир/:

Аллах говорит, что сражаться с ними в запретные месяцы можно, только если они сами начнут сражение в это время. Это похоже на запрет, который пришел в 191 аяте, где Аллах запретил сражаться в Мекке, пока неверные сами не начнут сражаться.

Под словами «За нарушение запретов — возмездие» подразумевается, что тот, кто нарушит какой-то закон и преступит границу, то будут нарушены его границы и будут преступлены его законы. Кто нарушит законы запретных месяцев, законы того будут нарушены. Кто покусится на честь верующего, честь его будет нарушена. Кто покусится на душу верующего, убив его, то покушаются на душу убийцы убийством.

Цель всех этих аятов — успокоение мусульман. Оно заключается вот в чем: несомненно, что все мусульмане уважают и почитают запретные месяцы и запрет сражаться в них. И поэтому Аллах говорит, что если кто-либо покусится на вас, то вы можете ответить им и отомстить за преступление границ. Аллах сказал: «Если кто покусился на вас, то и вы покуситесь на него, подобно тому, как он покусился на вас».

«если кто покусился на вас», то есть перешел границы во взаимоотношениях с вами каким бы то ни было образом, будь то убийством, присвоением имущества или покушением на честь, ему следует отомстить тем же.

В таком случае Аллах говорит, что мы также должны покуситься на него, но под этим покушением имеется в виду воздаяние и наказание.

«то и вы покуситесь на него», когда мы прибегаем к возмездию, то это не считается покушением. И названо возмездие покушением, так как причиной этого возмездия было покушение с другой стороны. Аллах как бы этим говорит: если кто-то покусился на ваше право, то и вы заберите ваше право у него.

Аллах далее сказал, что наказание должно быть таким же, как и преступление: в виде, в месте, во времени, во всем. То есть, если человек убил кого-то во время одного из запретных месяцев, то его нужно убить в то же время; если он убил кого-то в Мекке, то его надо убить там же.

«Бойтесь Аллаха», то есть просите у Аллах защиту от Его наказания с помощью выполнения Его приказов и оставления того, что Он запретил. В этом тексте данное выражение имеет также смысл: нельзя преступать границы дозволенного, то есть наказывать больше и сильнее, чем заслуживает преступник, и необходимо остерегаться несправедливого обращения с ним. Аллах говорит, что Он будет с теми, кто будет бояться Его.

«и знайте, что Аллах — с богобоязненными», Аллах приказал знать, что Он вместе с богобоязненными, так как форма приказа несет усиливающий смысл, нежели просто слова «Аллах — с богобоязненными». То есть человек должен знать и быть убежденным, что Аллах вместе с богобоязненными.

Пользы /фауаид/:

  1. Успокоение верующих: Аллах разрешил мусульманам восполнить умру в следующий год после перемирия в Худайбийе.
  2. Воздаяние бывает точно таким же, как и преступление.
  3. Нельзя наказывать преступника сильнее, чем он заслуживает. А человеку свойственно такое желание. Именно поэтому ученые поставили условие для исполнения наказаний: при казни или наказании обязательное присутствие правителя или того, кто его заменяет, из-за опасения проявления вражды и несправедливости.
  4. В выстраивании отношений с другими необходимо всегда бояться Аллаха. Более того, необходимо бояться Его всегда.
  5. Пребывание Аллаха вместе с творениями проявляется в двух вещах:
    • Общее пребывание, которое охватывает все Его творения. Аллах пребывает с творениями Своим знанием, Своей мощью, правлением, слухом и зрением, и другими вещами из господства Аллаха. Исходя из слов Всевышнего: «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше — Он всегда с ними, где бы они ни были. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они совершили. Воистину, Аллах знает о всякой вещи» Сура «аль-Муджадила», аят 7.
    • Обособленное пребывание, которое связано с определенным качеством человека или с определенным человеком. Например, обособленное пребывание, связанное с качеством человека: «Воистину, Аллах — с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» Сура «ан-Нахль», аят 128. А обособленное пребывание, связанное с определенным человеком — то, что Аллах сказал Мусе и Харуну, мир им: «Не бойтесь, ибо Я — с вами. Я слышу и вижу» Сура «Та ха», аят 46, или слова Аллаха про Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, когда они прятались в пещере от многобожников во время переселения в Медину: «Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): “Не скорби, ибо Аллах — с нами”». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах — Могущественный, Мудрый» Сура «ат-Тауба», аят 40.

    Примечание: знай, слова Аллаха о том, что Он со своими творениями, где бы они ни были, не противоречит тому, что Он на небе. Ведь нет ничего подобного Ему, и Его нельзя сравнивать с творениями. Оба этих качества есть у Аллаха. Более того, эти два качества могут сочетаться одновременно даже в творениях, например, как говорят арабы: «Мы не переставали идти, а луна все время была с нами». В то же время луна находится над нами. И если это можно сказать о творениях, то что говорить об Аллахе. В этом содержится опровержение людям, утверждающим, что раз Аллах сказал, что «Он с нами», то значит, что Он смешан со Своими творениями. Эта клевета на Великого Аллаха противоречит мнению праведных предшественников. Заблуждения этих людей подробно описаны в книгах ученых по вероубеждению.

  6. Усиление посредством приказа такого качества Аллаха, как пребывание вместе с творениями тем, что Он не просто указал на пребывание, но сказал: «Знайте, что Аллах — с богобоязненными».
  7. Разъяснение того, что Аллах — Всеобъемлющий, Он охватывает все свои творения. Более того, Он дает силу и помогает тем Своим рабам, которые боятся Его и выполняют Его приказы.
  8. Достоинство богобоязненности, так как Аллах сказал, что Он будет помогать своим рабам, которые будут бояться Его. Ведь известно, что если у человека есть тот, кто дает ему силы, помогает ему и облегчает ему его дела, то это считается достоинством.

﴿ وَأَنفِقُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ وَأَحْسِنُوا إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ ﴾

Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро.

Толкование /тафсир/:

Аллах говорит, что необходимо расходовать имущество на пути Аллаха, то есть расходовать имущество на борьбу на пути Аллаха. Также вероятно, что под словами «на пути Аллаха» имеется в виду нечто более общее, а именно: все, что приближает к Аллаху и приводит к Нему.

«Не обрекайте себя на гибель». Некоторые сказали, что здесь имеется в виду: «Не бросайте себя на погибель», но более правильным является мнение, что смысл таков: «не обрекайте себя на погибель своими же руками». Такой смысл более полон. Бросить себя на погибель — это значит совершать деяния, которые губят человека. Это относится как к гибели в ее переносном смысле, так и в прямом. В переносном смысле — это, например, оставление человеком борьбы на пути Аллаха или расходования в целях борьбы. В прямом смысле — это совершение дел, которые могут повлечь за собой опасность, например, прыгать в огонь, или в воду, если знаешь, что утонешь, или намеренно спать под стеной, которая вот-вот рухнет.

«И творите добро», то есть совершайте хорошие поступки в поклонении Аллаху, а также хорошие поступки в отношении творений. Добро в поклонении Творцу разъяснил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Суть чистосердечия в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то помня о том, что Он, поистине, видит тебя». А творение добра по отношению к творениям — обращаться с ними так же, как хочешь, чтобы они обращались с тобой, проявляя к ним справедливость, не причиняя им вреда.

Потом Аллах поясняет причину этого приказа: «Аллах любит творящих добро». Если бы не было указаний на необходимость проявления добра, то верующим было бы достаточно этого аята.

Пользы /фауаид/:

  1. Приказ расходовать имущество на пути Аллаха, в число чего входит и закят. Более того, закят — самое главное из всего того, что надо расходовать на пути Аллаха. Он расходуется для ведения борьбы, соединения родственных связей и хорошего отношения к родителям и т.п.
  2. В словах «на пути Аллаха» содержится указание на обязательность искренности перед Аллахом в этом расходовании и во всех делах человека. Также это расходование должно соответствовать шариату. Аллах сказал: «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» Сура «аль-Фуркан», аят 67.
  3. Запретность приведения себя к погибели. Это чрезмерность в обязательных видах поклонения, совершение запретного, а также намеренное совершение дел, которые приведут к смерти человека или всего того, что несет опасность в религии и мирской жизни.
  4. Указание на запретность всего, что приносит человеку вред. Именно по причине этого правила, мы узнаем о запрете курение, так как оно приносит вред здоровью человека, согласно единогласному мнению врачей. Также в курении заключается пустая трата денег, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил это (Сахих аль-Бухари 6473; Сахих Муслим 4486).
  5. Аллах повелел проявлять чистосердечие и доброту. Вопрос: повеление означает обязательность или желательность чистосердечия? Ответ: если от этого зависит полнота обязательных видов поклонения, то обязательно, а если от чистосердечия зависит полнота и совершенство действия, то оно необязательно, но желательно.
  6. Достоинство доброты и побуждения к этому, так как Аллах любит людей, имеющих это качество.
  7. Подтверждение того, что у Аллаха есть качество любви. Это есть любовь в прямом смысле, а не награда или желание вознаградить человека, как об этом заявили некоторые аш’ариты и другие группы, которые искажают смысл слов о любви Аллаха. Желание вознаградить ничего не стоит по сравнению с той любовью, которой любит Аллах. Они внушают сомнение в том, что любовь бывает только между двумя похожими и связанными между собой объектами [то есть, только между людьми]. Но это утверждение противоречит текстам Корана, Сунне и единодушному мнению предшественников. Это утверждение противоречит тому, что человек чувствует. От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, предается, что он сказал: «Я отправился в Хайбар вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы прислуживать ему, а когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, на обратном пути увидел (гору) Ухуд, он сказал: «Эта гора любит нас, а мы любим её» Сахих аль-Бухари 2889; Сахих Муслим 3321. Также очевидно, что человек иногда любит некоторых животных больше, и они любят его и отзываются ему. Так и с остальными видами имущества: человек всегда любит что-то одно больше, чем другое.