Аяты 210-212 из суры «аль-Бакара»

Неверующие обольщены мирской жизнью

аудио на арабском, перевод смыслов и толкование /тафсир/ на русском языке

﴿ هَلْ يَنظُرُونَ إِلَّا أَن يَأْتِيَهُمُ اللَّهُ فِي ظُلَلٍ مِّنَ الْغَمَامِ وَالْمَلَائِكَةُ وَقُضِيَ الْأَمْرُ وَإِلَى اللَّهِ تُرْجَعُ الْأُمُورُ * سَلْ بَنِي إِسْرَائِيلَ كَمْ آتَيْنَاهُم مِّنْ آيَةٍ بَيِّنَةٍ وَمَن يُبَدِّلْ نِعْمَةَ اللَّهِ مِن بَعْدِ مَا جَاءَتْهُ فَإِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ * زُيِّنَ لِلَّذِينَ كَفَرُوا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا وَيَسْخَرُونَ مِنَ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ اتَّقَوْا فَوْقَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَاللَّهُ يَرْزُقُ مَن يَشَاءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ ﴾

Чтение аятов 210-212 из суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

Транскрипция аятов 210-212 из суры «аль-Бакара» на русскими буквами (кириллицей):

«аль-Бакару», как и другие суры Корана, необходимо учить на слух, не ограничиваясь транскрипцией, чтобы произношение соответствовало оригиналу.

Примерный перевод смысла аятов на русском языке:

«Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осененный облаками, и все будет решено? К Аллаху возвращаются дела. Спроси сынов Исраила (Израиля), сколько ясных знамений Мы ниспослали им. Если кто променяет милость Аллаха после того, как она явилась к нему, то ведь Аллах суров в наказании. Мирская жизнь кажется неверующим прекрасной. Они глумятся над теми, кто уверовал. Но в День воскресения богобоязненные окажутся выше них. Аллах дарует удел без расчета, кому пожелает».

Сура «Корова», аяты 210-212.

Тафсир шейха ас-Саади: Сура «аль-Бакара», аяты 210-212

﴿ هَلْ يَنظُرُونَ إِلَّا أَن يَأْتِيَهُمُ اللَّهُ فِي ظُلَلٍ مِّنَ الْغَمَامِ وَالْمَلَائِكَةُ وَقُضِيَ الْأَمْرُ وَإِلَى اللَّهِ تُرْجَعُ الْأُمُورُ ﴾

Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осененный облаками, и все будет решено? К Аллаху возвращаются дела.

Неужели грешники, распространяющие на земле нечестие, следующие по стопам сатаны и пренебрегающие повелениями Аллаха, не ожидают наступления Судного дня, когда люди получат воздаяние за все свои деяния? Ужасы и несчастья этого дня лишат покоя беззаконников, а злое возмездие со всех сторон окутает тех, кто распространял порок. В этот день Всевышний Аллах свернет небеса и сравняет землю. Небесные светила осыплются, а Солнце и Луна будут скручены. И тогда с небес спустятся ангелы, которые со всех сторон окружат земных тварей, после чего Всеблагой и Всевышний Аллах снизойдет, осененный облаками, дабы свершить справедливый суд над Своими рабами. В этот день будут возведены Весы и развернуты свитки, и тогда лица счастливых праведников посветлеют, а лица несчастных грешников почернеют. Праведники будут отделены от злодеев, и каждый из них получит воздаяние за совершенные деяния. И тогда беззаконники станут кусать свои пальцы, ведь они поймут, на что они себя обрекли. Этот и другие, похожие аяты подтверждают правоту приверженцев Сунны и единой общины, которые признают вознесение, нисхождение, пришествие и другие качества Аллаха, которыми Он охарактеризовал Себя и которыми Его охарактеризовал Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Они признают очевидный смысл этих качеств в той форме, которая соответствует величию и совершенству Аллаха, не уподобляя Его качества качествам творений, не искажая их истинного смысла и не лишая их смысла вообще. Они не уподобляются джахмитам, му’тазилитам, аш’аритам и прочим еретикам, которые отрицают божественные качества, рационалистически истолковывая коранические аяты. Такие толкования не опираются на убедительные доказательства от Аллаха, подразумевают неспособность Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснить истину доступным способом и фактически означают, что узнать о Его истинных качествах можно только из толкований рационалистов. Однако эти еретики не способны подтвердить свою правоту достоверными священными текстами. Более того, они не имеют даже убедительных логических аргументов. Что касается священных текстов, то рационалисты признают, что очевидный и даже явный смысл священных текстов Корана и Сунны свидетельствует в пользу воззрений приверженцев Сунны и единой общины. Они также признают, что для объяснения их ошибочных воззрений необходимо отвергнуть очевидный смысл текстов и изменить его посредством добавлений и убавлений. Безусловно, это не может удовлетворить того, в чьем сердце есть хотя бы крупица веры. Что же касается логических аргументов, то здравый разум не может отвергнуть упомянутые выше божественные качества. Напротив, он свидетельствует о том, что способность к действию является более совершенным качеством, чем бездействие, и что деяния Аллаха могут быть связаны с Его божественной сущностью и с Его творениями. Совершенство может быть только таким, и если рационалисты полагают, что признание божественных качеств подразумевает уподобление Аллаха творениям, то мы должны сказать, что обсуждение божественных качеств подобно обсуждению божественной сущности. И если Аллах обладает сущностью, которая не похожа на сущность творений, то нет ничего удивительного в том, что Он также обладает качествами, которые не похожи на качества творений. Божественные качества связаны с божественной сущностью, также как качества творений связаны с их сущностью. А это значит, что признание божественных качеств не означает уподобление Аллаха творениям. Мы также должны сказать каждому, кто признает одни божественные качества, отрицая другие, либо признает имена Аллаха, но отрицает Его качества, что логично либо признавать все имена и качества Аллаха, либо отрицать все Его имена и качества, но в этом случае человек станет опровергать самого Господа миров. Если же он признает одни качества и отрицает другие, то его воззрения оказываются противоречивыми. Если он попытается объяснить, на каком основании он признает одни качества и отвергает другие, то ему не удастся сделать это. Он может сказать: «Я признаю только те качества, которые не подразумевают уподобление Аллаха творениям». Тогда приверженцы Сунны должны возразить ему: «Мы не считаем, что отвергаемые рационалистами божественные качества подразумевают уподобление Аллаха творениям». А если он скажет: «Я считаю, что признание таких качеств может означать только уподобление Аллаха творениям», — то любой еретик, который отрицает абсолютно все божественные качества, может возразить ему: «Я же считаю, что признание тобой некоторых божественных качеств тоже является уподоблением Аллаха творениям». И если он станет отвечать на возражения еретиков, которые отрицают абсолютно все божественные качества, то приверженцы Сунны таким же образом ответят на его возражения. Одним словом, если человек отрицает воззрения, которые проповедуются Кораном и Сунной, то его утверждения оказываются противоречивыми. Они не подтверждаются ни священными текстами, ни логическими аргументами. Напротив, они противоречат здравому смыслу и божественному откровению.

﴿ سَلْ بَنِي إِسْرَائِيلَ كَمْ آتَيْنَاهُم مِّنْ آيَةٍ بَيِّنَةٍ وَمَن يُبَدِّلْ نِعْمَةَ اللَّهِ مِن بَعْدِ مَا جَاءَتْهُ فَإِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ ﴾

Спроси сынов Исраила (Израиля), сколько ясных знамений Мы ниспослали им. Если кто променяет милость Аллаха после того, как она явилась к нему, то ведь Аллах суров в наказании.

Аллах показал сынам Исраила множество знамений, подтверждающих истину и свидетельствующих о правдивости Божьих посланников. Они убедились в их истинности и поняли их смысл, однако отказались возблагодарить Аллаха за эту милость. Более того, они отказались уверовать в эти знамения и неблагодарностью ответили на благодеяние Господне. Они заслужили Его наказание и лишились Его награды. Всевышний Аллах назвал неблагодарность за оказанную милость обменом, ибо если Аллах облагодетельствовал человека духовными и мирскими благами, а тот отказался ответить на эту милость благодарностью и не стал выполнять свои обязанности, то такой человек непременно лишится Божьей милости, а ее место займут неверие и ослушание. Если же человек ответит Аллаху благодарностью и станет выполнять свои обязанности, то он сохранит дарованные ему щедроты, и Всевышний Аллах может даже приумножить их.

﴿ زُيِّنَ لِلَّذِينَ كَفَرُوا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا وَيَسْخَرُونَ مِنَ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ اتَّقَوْا فَوْقَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَاللَّهُ يَرْزُقُ مَن يَشَاءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ ﴾

Мирская жизнь кажется неверующим прекрасной. Они глумятся над теми, кто уверовал. Но в День воскресения богобоязненные окажутся выше них. Аллах дарует удел без расчета, кому пожелает.

Всевышний сообщил о том, что неверующие, отказывающиеся уверовать в Аллаха, Его знамения и Его посланников и не придерживающиеся законов Его религии, обольщены мирской жизнью. Она представляется прекрасной их взорам и сердцам. Они довольны мирской жизнью и возлагают на нее большие надежды. С ней связаны их желания, помыслы и деяния. Они устремляются к ней и усердно трудятся ради приобретения мирских благ. Они возвеличивают земное богатство, почитают всех, кто разделяет их точку зрения, и презирают правоверных. Они насмехаются над ними и говорят: «Неужели среди всех нас Аллах оказал милость только этим?» Причина этого — безрассудство неверующих, которые не понимают, что земной мир является обителью испытаний и искушений, и тяготы мирской жизни выпадают как на долю правоверных, так и на долю неверующих. Однако правоверный, когда его постигают несчастья, проявляет терпение и надеется на вознаграждение, и Аллах облегчает его участь благодаря его вере и проявленному терпению, чего не происходит с остальными людьми. Гораздо важнее, чтобы человек обрел истинное превосходство в мире вечном, и поэтому далее Всевышний Аллах сказал, что в День воскресения богобоязненные праведники окажутся выше неверующих. Богобоязненные рабы поднимутся на высокие ступени и насладятся всевозможными благами, прелестями и усладами. А неверующие попадут на различные ступени Преисподней, где они будут наказаны и унижены, где их уделом станет вечное несчастье, которому не будет конца. Таким образом, этот аят приносит утешение правоверным и предвозвещает погибель неверующих. А поскольку творения обретают блага в этом мире и в Последней жизни строго в соответствии с предопределением и волей Аллаха, далее Всевышний сообщил, что Он наделяет богатством без расчета, кого пожелает. Земное богатство перепадает как правоверным, так и неверующим, однако духовное богатство — истинное знание, правая вера, любовь к Аллаху, страх перед Ним и надежда на Него и другие прекрасные качества — достаются только возлюбленным рабам Божьим.

Толкование аятов 210-212 из суры «аль-Бакара» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усаймина

﴿ هَلْ يَنظُرُونَ إِلَّا أَن يَأْتِيَهُمُ اللَّهُ فِي ظُلَلٍ مِّنَ الْغَمَامِ وَالْمَلَائِكَةُ وَقُضِيَ الْأَمْرُ وَإِلَى اللَّهِ تُرْجَعُ الْأُمُورُ ﴾

Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним, вместе с ангелами, и облаками, и всё будет решено? К Аллаху возвращаются дела.

Толкование /тафсир/:

«Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним» – это предложение хотя и пришло в вопросительном контексте, но имеет смысл отрицания. Слово « يَنظُرُونَ » в этом предложении означает «ожидают, ждут». Имеется в виду: «не ожидают эти лжецы, которые отклонились после того, как к ним пришли явные знамения».

«кроме как того, что Аллах явится к ним», то есть сам Аллах придёт к ним, и на это указывает внешний смысл аята. И необходимо возвращаться именно к внешнему смыслу, потому что любое действие, которое Аллах относит к Себе – это принадлежит Ему. И нельзя отклоняться от этого очевидного смысла, пока на это не придёт довод от Аллаха.

«и облаками» – имеется в виду вместе с облаками, а не в облаках. Аллах превыше того, чтобы Его что-то окружало, ничто из Его созданий не в состоянии Его охватить.  Приход облаков будет до прихода Аллаха, как сказал Всевышний: «В тот день небо разверзнется и покроется облаками» Сура «аль-Фуркан», аят 25. Небо разверзнется так, как-будто оно появится со всех сторон.

«облаками», учёные сказали, что облака будут белыми и тонкими, но не будут похожи на облака, которые мы видим в этом мире. Сходство лишь в имени, сущность же их будет совсем другой. Вещи, которые будут в следующей жизни, будут отличаться от того, что мы видим в жизни этой, подобно тому, как этот мир будет отличаться от того мира.

«вместе с ангелами», то есть придут ангелы, которые окружат земных тварей. Как сказал Всевышний: «Но нет! Когда земля превратится в пыль и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» Сура «аль-Фаджр», аяты 21-22. В длинном хадисе который привёл Ибн Джарир и другие передаётся, что небеса разверзнутся и станут облаками, затем спустятся ангелы и окружат обитателей земли, затем это же произойдет со вторым небом, третьим и четвёртым. Каждое небо будет идти позади другого, и поэтому Всевышний сказал: «выстроившимися рядами», – то есть ряд за рядом, а затем уже придёт Великий и Возвышенный Господь, дабы свершить справедливый суд над Своими рабами. Это пришествие будет таковым, как подобает Его величию, но никто не знает, в каком образе Он предстанет, ведь Всевышний сказал: «но они не способны объять Его своим знанием». Ранее мы говорили об ангелах, когда разбирали слова Всевышнего Аллаха: «Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в Писание, и в пророков». Мы объяснили, что ангелы – это скрытый мир. Они были созданы из света.  Аллах сотворил их для поклонения Ему. Они прославляют Аллаха днём и ночью неустанно.

«и всё будет решено» – с точки зрения арабского языка это предложение можно понять по-разному:

  1. Во-первых: «неужели они ожидают только того, чтобы пришёл Аллах вместе с облаками, а также прихода ангелов и окончания дела».
  2. Во вторых, это новое предложение. То есть: «дело уже закончено и нет у них оправданий и довода после этого, потому что дела творений решены, всё закончено, и обитатели Ада войдут в Ад, а обитатели Рая в Рай». Поэтому Всевышний после этого сказал: «К Аллаху возвращаются дела», – то есть только к одному Аллаху и никому другому будут возвращены все дела – дела этого и того мира, то есть все дела, как религиозные и мирские, так и дела, связанные с расчётом и воздаянием. Как сказал Всевышний Аллах «и к Нему возвращаются дела». Все деяния возвращаются к Аллаху, из которых такие, что люди в День воскресения возвратятся к их Господу, Который рассчитает их.

Пользы /фауаид/:

  1. Угроза этим людям Судным днём, поскольку Всевышний сказал: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним».
  2. Аллах не накажет эту общину общим наказанием. Так как Всевышний угрожает тем людям,  которые считают ложью наказание в Судный день. На это указывают аяты и хадисы. Из числа которых слова Всевышнего и Всеблагого: «Час является назначенным для них сроком, и Час этот – самый тяжкий, самый горький». А также слова посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда он попросил своего Господа не наказывать его общину в этой жизни общим наказанием, и Господь ответил ему.
  3. Утверждение того, что Аллах придёт в Судный день для расчёта между Своими рабами.  Истинное пришествие соответствует Его величию, и мы не знаем в каком это образе, и не позволительно спрашивать об этом. Когда Имама Малика спросили о словах Всевышнего: «Милостивый вознесся на Трон» Сура «Та Ха», аят 5 – «Как возвысился?» – Он ответил: «То, что Он возвысился (на Троне) известно! Спрашивать «как» неразумно! Вера в это обязательна! А задавать вопросы об этом – ересь /бид’а/!». Те, кто отрицают имена и качества Аллаха сказали, что под пришествием в этом аяте имеется в виду не приход Аллаха, а приход Его приказа. Это считается искажением слова, переставляя его со своего места, а также изменением очевидного смысла слова, не имея на это доказательства. При этом они утверждают, что опираются на довод разума, но на самом деле это всего лишь мнимый довод, а не довод разума. Мы же говорим, что тот, кто отнёс действие «пришествия» к Себе – сам Аллах, а Он о Себе знает лучше, чем кто-либо другой.  Аллах желает разъяснить это для Своих рабов, как сказал Всевышний: «Разъясняет вам это, чтобы вы не впали в заблуждение» Сура «ан-Ниса», аят 176. В этом аяте имеется в виду приход Его самого. Это не противоречит тому, что Всевышний говорит о приходе Своего приказа, как например, в словах Всевышнего: «Веление Аллаха придёт», или «или придёт повеление Господа твоего?» Сура «ан-Нахль», аят 33. Мы говорим: всё это является из числа сокровенного, и качества Аллаха берутся только из священных текстов, нет в этом места разуму, и мы останавливаемся относительно них в таком смысле, в каком они приводятся. Пришествие, которое Аллах приписал к Себе, под ним подразумевается пришествие Его самого. А приход, который Аллах приписал к Своему велению, то под ним подразумевается приход Его веления. Потому что не дозволяется нам говорить об Аллахе то, о чём мы не знаем, однако на нас лежит обязанность останавливаться в текстах так, как они пришли.
  4. Утверждение существования ангелов.
  5. Утверждение величия Аллаха в словах Всевышнего: «..осенённый облаками..». Слово « ظلل » пришло в отрицательном контексте, которое указывает на то, что это большая и обильная тень. Поэтому как сказал Всевышний: «В тот день небо разверзнется и покроется облаками» Сура «аль-Фуркан», аят 25. Все эти события являются подготовкой к приходу Могущественного, свят Он и велик. А также это указывает на величие нашего Творца.
  6. Наличие у ангелов тел – в ответ тем, кто считает, что ангелы представляют собой силу добра и являются душами, у которых нет тел. В Коране и Сунне достаточно того, что опровергает это заблуждение.
  7. В Судный день решится судьба всех созданий Аллаха, и после этого ничего не будет. Человек либо попадёт в Рай, либо в Ад. Если человек из обитателей Ада, то у него уже  не будет надежды попасть в Рай. Как сказал Всевышний: «Вода спала, и свершилось веление. Ковчег пристал к аль-Джуди, и было сказано: «Да сгинут люди несправедливые!» Сура «Худ», аят 44.
  8. Все дела будут возвращены к Аллаху Единому, как сказал Всевышний: «К Аллаху возвращаются дела». Имеются в виду дела, связанные с шариатом и этим миром. Всевышний сказал: «Решение всего, в чем вы расходитесь [во мнениях], остается за Аллахом» Сура «аш-Шура», аят 10 или «Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него» Сура «Йусуф», аят 40. Значит, все дела возвращаются к Аллаху. Возвращение же к кому-то  из людей для решения своих проблем происходит по дозволению Аллаха.
  9. Утверждение качеств Аллаха, в которых есть элемент действия, и которые совершаются когда Он пожелает, так как сказал Всевышний: «Аллах явится к ним». Это путь наших предшественников в отличие от тех, кто искажает Его качества или отрицает этот вид Его поступков. Их путь является заблуждением, как на это указывают многочисленные доводы Шариата и разума.
  10. Величие Аллаха, полнота Его власти и правления, так как сказал Всевышний: «К Аллаху возвращаются дела».

﴿ سَلْ بَنِي إِسْرَائِيلَ كَمْ آتَيْنَاهُم مِّنْ آيَةٍ بَيِّنَةٍ وَمَن يُبَدِّلْ نِعْمَةَ اللَّهِ مِن بَعْدِ مَا جَاءَتْهُ فَإِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ ﴾

Спроси сынов Исраила /Израиля/, сколько ясных знамений Мы даровали им. Если кто променяет милость Аллаха после того, как она явилась к нему, то ведь Аллах суров в наказании.

Толкование /тафсир/:

«Спроси сынов Исраила /Израиля/» – является ли это обращением только к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или ко всем, кто видит это обращение? В подобных обращениях иногда приходит довод, который указывает на то, что это касается только Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Если таковой имеется, то обращение касается только его самого. Иногда в предложении указывается на общее обращение к пророку и к другим людям, отсюда следует, что внешний вид аята указывает на то, что это общее обращение. Если же нет ни того ни другого, считается, что обращение направлено ко всем людям, потому что Коран был ниспослан всем людям до Судного дня.

Примером указания на обращение только к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, являются слова Всевышнего: «Разве Мы не раскрыли твою грудь? И не сняли с тебя ношу, которая отягощала твою спину? Разве Мы не возвеличили твое поминание?» Сура «Шарх», аяты 1-4.

В качестве примера, указывающего на обращение ко всем людям, приведём слова Всевышнего: «О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в течение установленного срока» Сура «Талак», аят 1. Всевышний сказал: «О, Пророк», однако повеление имеет общее постановление, так как впоследствии Всевышний сказал: «Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь…».

А что касается примеров отсутствия указаний на конкретизацию в обращении именно к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, или ко всем людям, то в Коране их множество, в их числе и этот аят, который мы с вами сейчас разбираем.

«Спроси» — это вопрос в качестве укора и порицания, для того чтобы предоставить против них доказательство, через разъяснение того, что Аллах оказал им милости, за которые Его необходимо возблагодарить, а они, вместо благодарности, ответили Ему неверием. А так Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знал о ясных знамениях, которые были им оказаны.

«сынов Исраила /Израиля/» –  то есть сыновей Йаъкуба сына Исхака сына Ибрахима, однако здесь имеются в виду все те, кто относит себя к ним, а не его кровные сыновья.

«сколько ясных знамений Мы даровали им» – слово «сколько» было использовано в этом предложении для того, чтобы указать на их многочисленность, то есть «Мы даровали им множество знамений». Под «дарованием» в этом аяте имеются в виду дарование, связанное с шариатом и с этим миром. Им были дарованы ясные шариатские знамения, с которыми пришла Тора. А также им были ниспосланы знамения, связанные с мирской жизнью, как например, посох (который превращался в змею), рука (которая начинала светиться).

«знамения», имеются в виду такие моменты, которые указывают на какую-то вещь.

«ясные», имеются в виду очевидные.

«Если кто променяет милость Аллаха», то есть тот, кто изменил милость Аллаха неверием,  как на это указывают слова Всевышнего: «Разве ты не видел тех, которые обменяли милость Аллаха на неверие?» Сура «Ибрахим», аят 28.

«..ведь Аллах суров в наказании», то есть силён в возмездии посредством наказания. Воздаяние было названо наказанием, так как наказание следует за грехом.

Пользы /фауаид/:

  1. Разъяснение многочисленности того, что Аллах даровал сынам Исраиля из числа явных знамений, указывающих на правдивость Его посланников, так как сказал Всевышний: «Спроси сынов Исраила /Израиля/, сколько ясных знамений Мы ниспослали им».
  2. Устрашение и упрёк сынам Исраиля за то, что они отвергли знамения Аллаха. Потому что под вопросом здесь имеется в виду вопрос порицания.
  3. Знамения являются из числа милостей Аллаха, ведь они приводят человека к вере, а вера содержит в себе — спасение и Его почёт. Как сказал Всевышний: «Если кто променяет милость Аллаха после того, как она явилась к нему».
  4. Предостережение от обмена милости Аллаха, как сказал Всевышний: «Если кто променяет милость Аллаха после того, как она явилась к нему», — имеется в виду замена благодарности Аллаха на неверие, так как Всевышний сказал: «Разве ты не видел тех, которые обменяли милость Аллаха на неверие».
  5. Утверждение сурового наказания Аллаха тому, кто поменяет Его милость на неверие. И это из полноты Его справедливости и мудрости.

﴿ زُيِّنَ لِلَّذِينَ كَفَرُوا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا وَيَسْخَرُونَ مِنَ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ اتَّقَوْا فَوْقَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَاللَّهُ يَرْزُقُ مَن يَشَاءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ ﴾

Разукрашена для тех, которые не веруют, мирская жизнь. Они глумятся над теми, кто уверовал. Но в День воскресения богобоязненные окажутся выше них. Аллах дарует удел без расчёта, кому пожелает.

Толкование /тафсир/:

«Разукрашена» – в арабском языке «разукрашивание» означает: сделать какую-либо вещь красивой в глазах человека, или красивой его слуху, или его вкусу, или его мышлению. Важно знать, что основа слова «разукрашивание» — это сделать какую-либо вещь красивой, привлекательной и притягивающей. Разукрашивающий – это либо может быть сам Аллах, как это мы видим в словах Всевышнего: «Воистину, тем, которые не веруют в последнюю жизнь, Мы разукрасили их деяния, и они скитаются слепо» Сура «ан-Намль», аят 4. Либо это может быть Шайтан, так как Всевышний сказал: «Сатана разукрасил им их деяния и отвратил их с пути, и они не идут прямо» Сура «ан-Намль», аят 24. Эти аяты не противоречат друг другу. Аллах разукрасил им их скверные деяния за то, что они поступили плохо, как на это указывают слова Всевышнего: «И когда они уклонились, Аллах отклонил сердца их» Сура «Саф», аят 5. Разукрашивание Всевышним проявляется с точки зрения предопределения (то есть Всевышний пожелал, чтобы они заблуждались). А тот, кто непосредственно приукрасил и наущал их этим – это шайтан.

«мирская жизнь» – имеется в виду, то что присутствует в этой жизни, из числа страстей и наслаждений. Аллах разъяснил об этом, сказав: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения».

Слово « الدنيا » /мирская жизнь/ в арабском языке образовано от слова « دنو », что  означает «низость, или то, что противоречит высоте». Мирская жизнь в арабском языке была названа именно так по двум причинам: во-первых, потому что степень её низка; а во-вторых, потому что она предшествует жизни вечной. Что касается того, что мирская жизнь предшествует жизни вечной, то это известно каждому человек, а то, что степень её низка, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Место в Раю, которое заняла бы плеть любого из вас, лучше мира этого со всем тем, что в нём есть» Сахих Бухари, 2892. Известно, что размер плетки составляет примерно метр.

«Они глумятся над теми, кто уверовал» – это предложение, которое означает, что неверующим была разукрашена мирская жизнь, в то время как они издеваются над теми, кто уверовал. «Глумятся», то есть издеваются, насмехаются и презирают либо за их праведные дела, которые они совершают, либо за то, что им не было дано из мирских благ то, что было дано этим, как сказал Всевышний: «Грешники смеялись над теми, которые уверовали. Проходя мимо них, они подмигивали друг другу, возвращаясь к своим семьям, они возвращались, шутя, а завидя их, они говорили: „Воистину, эти впали в заблуждение“» Сура Мутаффифин, аяты 29-32.

«богобоязненные», то есть страшились их Господа. Слово богобоязненность в арабском языке означает установление преграды между собой и наказанием Аллаха выполнением Его приказов и оставлением Его запретов, основываясь на знаниях.

«в День воскресения богобоязненные окажутся выше них», то есть выше их в степени и положении. Этим самым Всевышний воздаст им взамен того, что неверные издевались над ними в мирской жизни. В День воскресенья, Аллах возвысит положение богобоязненных, и это подобно словам Всевышнего: «В тот день верующие будут смеяться над неверующими, и созерцать на ложах».

«Аллах дарует удел без расчёта, кому пожелает», то есть Всевышний оказывает Свою милость тем, кому пожелает, не рассчитывая их за эту милость. Они получат награду от Всевышнего без расчёта, так как расчёт уже был. Или же имеется в виду, что им будет дан их удел без исчисления, то есть они получат то, чего желают. Как сказал Всевышний: «кроме тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Им уготована награда неиссякаемая» Сура «аль-Иншикак», аят 25, имеется в виду бесконечная, так у удела Аллаха, нет предела, особенно, если это касается пропитания в жизни вечной.

Пользы /фауаид/:

  1. Неверующие обманываются этой мирской жизнью. Как сказал Всевышний: «Разукрашена для тех, которые не веруют, мирская жизнь».
  2. Неверующие любят мирскую жизнь до такой степени, что их забота, цель посвящены только ей. Ведь если человеку что-то было разукрашено, то непременно он станет заботиться об этой вещи, и искать её.
  3. Мирская жизнь ничто не представляет для верующих, поскольку Всевышний сказал: «для тех, которые не веруют». И поэтому если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, видел что-то, что ему нравилось, он говорил: «О, Аллах вот я перед тобой. Поистине, настоящей жизнью является жизнь вечная»[1] Тем самым он хотел направить свою душу к тому, чтобы она отвечала Аллаху, а не своему желанию, и довольствовалась тем, что у неё есть. Удивительным является то, что тот, кто стремится к вечной жизни, то мирская жизнь для него становится прекрасной, а кто желает только мирскую жизнь, то он теряет как мирскую, так и вечную жизнь. Сказал Всевышний: «Скажи: «Воистину, потерпят убыток те, которые потеряют себя и свои семьи в День воскресения» Сура «аз-Зумар», аят 15. Это и есть убыток. Они потеряют самих себя, так как их пристанищем будет огонь, да защитит нас от него Аллах, так же они потеряют свои семьи. Те, кто в Аду, они не будут волноваться друг о друге, да упасёт нас от него Аллах. Каждый будет несчастен. И как бы то ни было, следует каждому человеку, когда он увидит в мирской жизни то, что ему понравится, произнести те слова, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
  4. Презренность мирской жизни, так как Всевышний назвал мирскую жизнь словом « دنيا ». А это слово указывает на низость, как во времени, так и в степени. Во времени потому, что она предшествует вечной жизни, а в степени потому, как она мала по сравнению с вечной жизнью. В мирской жизни ты не сможешь найти какой-то радости, кроме как если ей будет предшествовать или за ней последует печаль. Но эта печаль в отношении верующего оборачивается ему добром, так как он за неё получит награду, как сообщил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» Сахих Муслим, 7500. Если верующего постигает какое-то несчастье, связанное с его телом или душой, он говорит: «Это милость от Аллаха, ведь благодаря этому испытанию Аллах прощает мне мои прегрешения». Если он будет вспоминать и чувствовать это, то боль станет для него милостью, так как человек сам по себе постоянно ошибается, а эти несчастья, вне всякого сомнения, являются искуплением его прегрешений. И если он будет проявлять терпение и рассчитывать на награду от Аллаха, то это станет причиной возвышения его степени. Боли, испытания, скорбь и печали в любом случае являются причиной для прощения проступков. Однако если при этом человек будет проявлять терпение и надеяться на награду Аллаха, тогда это станет для него благим делом, за которое он получит награду.
  5. Мы не должны полагаться на эту мирскую жизнь и доверяться ей, однако наше стремление должно быть обращено к вечной обители. А это не запрещает нам наслаждаться тем, что нам дозволил Аллах, при этом твёрдо придерживаясь нашей религии.
  6. Неверующие не перестают стараться взять власть над верующими. Как сказал Всевышний: «Они глумятся».
  7. Результат оценивается по окончании дела, как сказал Всевышний: «..в День воскресения богобоязненные окажутся выше них».
  8. Упрочение верующих и укрепление их стоп на вере, так как Всевышний сказал: «..глумятся над теми, кто уверовал», – то есть проявляйте терпение, ведь то, что они насмехаются над вам – это является их привычкой. И если вы знаете, что это является обычаем неверующих, то человек должен проявлять терпение. Если человек знает, что какая-то вещь обязательно произойдёт, то он должен быть готовым к этому.
  9. Радостная весть для верующих о том, что богобоязненные будут выше степенью над неверными в Судный день.
  10. Утверждение действий Всевышнего Аллаха, которые связаны с Его желанием, поскольку Всевышний сказал: «Аллах дарует удел без расчёта, кому пожелает». Подобные поступки в книгах по убеждению называются «аф’аль аль-ихтиярия», то есть действия, связанные с Его желанием, а это те поступки, которые Аллах совершает по своему желанию. И они утверждаются относительно Аллаха в прямом значении.
  11. Утверждение того, что у Аллаха есть качество желания. Всё, что происходит в этом мире, происходит по желанию Аллаха. Желание /машийа/ Аллаха отличается от Воли /ирада/ тем, что желание Аллаха не делится на бытийное и религиозное. Однако желание Аллаха касается только происходящего в бытие. Если Аллах пожелает, чтобы что-то произошло в этом мире — это произойдёт. А если Он не пожелает этого, то оно не произойдёт независимо от того, любит это Аллах или нет. Что касается слов Всевышнего: «Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает» Сура аль-Ан’ам, аят 39 – Аллах не любит вводить кого-то в заблуждение, но он этого желает. А слова Всевышнего: «и наставляет на прямой путь, кого пожелает», – а наставлять кого-то на прямой путь Он любит. Каждое действие, которое связано с Его желанием указывает на наличие в этом желании мудрой цели. И на это указывают доводы шариата и разума. Всевышний сказал: «Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» Сура «аль-Инсан», аят 30. Этот аят указывает на то, что желание Аллаха связано с мудрой целью. А что касается разума, то Всевышний Аллах назвал себя именем « حكيم » /Мудрый/, а мудрый тот, от кого исходят только такие поступки, которые соответствуют мудрости.
  12. Обилие удела Аллаха, так как сказал Всевышний: «дарует удел без расчёта», – то есть Он даёт так много, что это невозможно сосчитать. Как сказал Всевышний: «Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий».

[1] Имам Шафи’и в «Муснад» 792, Байхаки 13100. Этот хадис считается «мурсалем» то есть в нем есть разрыв в цепочке.