Аяты 221-223 из суры «аль-Бакара»

Ответы на вопросы о женщинах

аудио на арабском, перевод смыслов и толкование /тафсир/ на русском языке

﴿ وَلَا تَنكِحُوا الْمُشْرِكَاتِ حَتَّى يُؤْمِنَّ وَلَأَمَةٌ مُّؤْمِنَةٌ خَيْرٌ مِّن مُّشْرِكَةٍ وَلَوْ أَعْجَبَتْكُمْ وَلَا تُنكِحُوا الْمُشْرِكِينَ حَتَّى يُؤْمِنُوا وَلَعَبْدٌ مُّؤْمِنٌ خَيْرٌ مِّن مُّشْرِكٍ وَلَوْ أَعْجَبَكُمْ أُولَئِكَ يَدْعُونَ إِلَى النَّارِ وَاللَّهُ يَدْعُو إِلَى الْجَنَّةِ وَالْمَغْفِرَةِ بِإِذْنِهِ وَيُبَيِّنُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ * وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُوا النِّسَاءَ فِي الْمَحِيضِ وَلَا تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّى يَطْهُرْنَ فَإِذَا تَطَهَّرْنَ فَأْتُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ أَمَرَكُمُ اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ * نِسَاؤُكُمْ حَرْثٌ لَّكُمْ فَأْتُوا حَرْثَكُمْ أَنَّى شِئْتُمْ وَقَدِّمُوا لِأَنفُسِكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّكُم مُّلَاقُوهُ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ ﴾

Чтение аятов 221-223 из суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

Транскрипция аятов 221-223 из суры «аль-Бакара» на русскими буквами (кириллицей):

«аль-Бакару», как и другие суры Корана, необходимо учить на слух, не ограничиваясь транскрипцией, чтобы произношение соответствовало оригиналу.

Примерный перевод смысла аятов на русском языке:

«Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая невольница лучше язычницы, даже если она понравилась вам. Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам. Они зовут к Огню, а Аллах зовет к Раю и прощению со Своего соизволения. Он разъясняет людям Свои знамения, — быть может, они помянут назидание. Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: „Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах. Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся“. Ваши жены являются пашней для вас. Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете. Готовьте для себя добрые деяния, бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретитесь с Ним. Обрадуй же верующих!»

Сура «Корова», аяты 221-223.

Тафсир шейха ас-Саади: Сура «аль-Бакара», аяты 221-223

﴿ وَلَا تَنكِحُوا الْمُشْرِكَاتِ حَتَّى يُؤْمِنَّ وَلَأَمَةٌ مُّؤْمِنَةٌ خَيْرٌ مِّن مُّشْرِكَةٍ وَلَوْ أَعْجَبَتْكُمْ وَلَا تُنكِحُوا الْمُشْرِكِينَ حَتَّى يُؤْمِنُوا وَلَعَبْدٌ مُّؤْمِنٌ خَيْرٌ مِّن مُّشْرِكٍ وَلَوْ أَعْجَبَكُمْ أُولَئِكَ يَدْعُونَ إِلَى النَّارِ وَاللَّهُ يَدْعُو إِلَى الْجَنَّةِ وَالْمَغْفِرَةِ بِإِذْنِهِ وَيُبَيِّنُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ ﴾

Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая невольница лучше язычницы, даже если она понравилась вам. Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам. Они зовут к Огню, а Аллах зовет к Раю и прощению со Своего соизволения. Он разъясняет людям Свои знамения, — быть может, они помянут назидание.

Всевышний запретил мусульманам жениться на язычницах, пока они приобщают к Аллаху сотоварищей и отказываются уверовать, потому что самая безобразная верующая лучше самой прекрасной язычницы. Это предписание распространяется на всех женщин, которые приобщают к Аллаху сотоварищей, за исключением женщин из числа людей Писания, потому что Всевышний Аллах сказал: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (5:5). Аллах также запретил мусульманкам выходить замуж за многобожников, и исключений из этого правила с широким смыслом нет. Всевышний разъяснил и причину, по которой мусульманам и мусульманкам запрещается вступать в брак с теми, кто отказывается принять ислам. Эта причина заключается в том, что неверующие своим поведением, а также своими словами и поступками призывают окружающих к Адскому пламени, и общение с ними представляет опасность для правоверных, причем оно не столько угрожает мирскому благополучию человека, сколько может обречь его на вечное несчастье. Если принять во внимание причину ниспосланного предписания, то из обсуждаемого аята вытекает запрет на общение с многобожниками и еретиками, ибо если мусульманам запрещается вступать в брак с многобожниками, несмотря на большую пользу, которую человек может извлечь из этого, то простое общение с ними тем более должно быть запрещено, особенно, если в результате такого общения мусульманину приходится прислуживать многобожнику или унижаться перед ним. Из этого аята также следует, что мусульманку должен выдавать замуж опекун. Затем Всевышний Аллах возвестил о том, что Он призывает Своих рабов заслужить Райские сады и прощение, одним из следствий которого является избавление от лютой кары. А заслужить их можно благодаря праведным деяниям, искреннему покаянию и полезному знанию. Так Аллах разъясняет людям Свои знамения, дабы они вспомнили о том, что предали забвению, изучили то, чего прежде не знали, и стали совершать праведные поступки, которыми прежде пренебрегали.

﴿ وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُوا النِّسَاءَ فِي الْمَحِيضِ وَلَا تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّى يَطْهُرْنَ فَإِذَا تَطَهَّرْنَ فَأْتُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ أَمَرَكُمُ اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ ﴾

Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах. Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся».

Всевышний поведал о том, что мусульмане спрашивали Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, о положении женщины во время менструации. Позволяется ли женщине во время менструации делать все, что она может делать до начала месячного кровотечения? Или же во время менструации она становится абсолютно нечистой, как утверждали иудеи? Всевышний сообщил, что менструация причиняет страдания, и божественная мудрость требовала от Аллаха запретить рабам приближаться к женщинам в это время. Именно поэтому Аллах запретил вступать в близость с женщинами во время месячных кровотечений через орган, из которого происходит выделение крови, причем богословы единодушны по этому поводу. Поскольку запрет вступать в половую близость только через орган, из которого происходит выделение менструальной крови, является конкретным, из него следует, что мужчинам дозволено ласкать своих жен во время менструаций и совершать все, кроме полового акта. Однако из повеления не приближаться к женщинам, пока они не очистятся, следует, что мужчинам надлежит избегать прикосновения к тем частям женского тела, которые расположены близко к половым органам. Из всего сказанного можно заключить, что женщину во время менструации нельзя ласкать в области от пупка до колен. Это также подтверждается поведением Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который ласкал жену во время менструации только после того, как приказывал ей надеть изар. Избегать полового акта и прикосновения к жене в области между пупком и коленями мужчина должен до того, как она очистится от месячного кровотечения, то есть до его прекращения. С прекращением кровотечения исчезает причина, которая удерживала мужчину от этих поступков. Однако совершать их ему разрешается при двух условиях: после прекращения кровотечения и после того, как женщина искупается. С прекращением кровотечения выполняется первое условие, но второе остается невыполненным. Когда же женщина совершит ритуальное очищение и искупается, то мужчине разрешается вступать с ней в половую близость в соответствии с повелением Аллаха, то есть через половые органы, но не через анальное отверстие, потому что именно матка является местом развития зародыша. Из этого откровения следует, что после окончания менструации женщина обязана искупаться и что ритуальное очищение является правильным только после ее окончания. Из него также следует, что мусульмане могут очищаться при любых обстоятельствах, ведь Аллах любит тех, кто очищается. Поэтому ритуальное очищение является обязательным требованием для совершения намаза, обхода вокруг Каабы и прикосновения к свитку Корана. Под очищением в этом аяте также подразумевается духовное очищение от дурных нравов, порочных качеств и низменных деяний.

﴿ نِسَاؤُكُمْ حَرْثٌ لَّكُمْ فَأْتُوا حَرْثَكُمْ أَنَّى شِئْتُمْ وَقَدِّمُوا لِأَنفُسِكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّكُم مُّلَاقُوهُ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ ﴾

Ваши жены являются пашней для вас. Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете. Готовьте для себя добрые деяния, бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретитесь с Ним. Обрадуй же верующих!

Мужчинам разрешается вступать в половую близость с женами спереди или сзади, но только через половые органы, потому что именно матка является «пашней», на которой развивается зародыш. Это откровение подразумевает запрет на половую близость через анальное отверстие, потому что Аллах разрешил половую близость только через половые органы. Этот запрет упоминается во многих хадисах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который проклял того, кто вступает в половую близость через анальное отверстие. Затем Аллах повелел рабам заблаговременно совершать добрые деяния, приближающие их к Нему. Одним из таких деяний является половая близость с женой, благодаря которой человек надеется приблизиться к своему Господу, заслужить вознаграждение и приобрести потомство, которое по воле Божьей может принести ему большую пользу. Аллах также повелел исповедовать богобоязненность при любых обстоятельствах и для этого помнить о том, что люди непременно встретятся с Ним и получат воздаяние за свои праведные и неправедные деяния. Затем Аллах велел обрадовать правоверных, но не упомянул того, чем их нужно обрадовать. Это значит, что эта благая весть имеет самый широкий смысл, и правоверных ожидает радость как в этом мире, так и в Последней жизни. Каждый из них обретет великое благо и сумеет уберечься от вреда в зависимости от силы своей веры. Это и многое другое подразумевается здесь под благой вестью. Из этого аята следует, что Аллах любит правоверных и любит то, что приносит им радость. Из него также следует, что желательно вдохновлять мусульман на праведные деяния, напоминая им о награде при жизни на земле и после смерти, которая уготована для них Аллахом.

Толкование аятов 221-223 из суры «аль-Бакара» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усаймина

﴿ وَلَا تَنكِحُوا الْمُشْرِكَاتِ حَتَّى يُؤْمِنَّ وَلَأَمَةٌ مُّؤْمِنَةٌ خَيْرٌ مِّن مُّشْرِكَةٍ وَلَوْ أَعْجَبَتْكُمْ وَلَا تُنكِحُوا الْمُشْرِكِينَ حَتَّى يُؤْمِنُوا وَلَعَبْدٌ مُّؤْمِنٌ خَيْرٌ مِّن مُّشْرِكٍ وَلَوْ أَعْجَبَكُمْ أُولَئِكَ يَدْعُونَ إِلَى النَّارِ وَاللَّهُ يَدْعُو إِلَى الْجَنَّةِ وَالْمَغْفِرَةِ بِإِذْنِهِ وَيُبَيِّنُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ ﴾

Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая невольница лучше язычницы, даже если она понравилась вам. Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам. Они зовут к Огню, а Аллах зовёт к Раю и прощению со Своего соизволения. Он разъясняет людям Свои знамения, — быть может, они помянут назидание.

Толкование /тафсир/:

Слово «никах» в арабском языке означает «собирание» и «присоединение». Что же касается шариатского значения слова «никах», то это — заключение договора с дозволенной женщиной, с намерением использовать те пользы, которые вытекают после заключения брачного договора, в виде оберегания половых органов, рождения ребёнка, наслаждения при близости, и достижения других целей бракосочетания.

«Не женитесь на многобожницах». Многобожник — это тот, кто придаёт Аллаху сотоварищей в тех вопросах, которые свойственны только Ему, а это вопросы Господства или божественности, или вопросы имён и качеств Аллаха. И поэтому если кто-то берёт себе иное божество помимо Аллаха, и поклоняется ему, то он тем самым становится многобожником, даже если этот человек считает, что Аллах — создатель этого мироздания. Многобожником является и тот, кто считает, что наряду с Аллахом есть другой создатель этого мироздания, или тот, кто помогает Аллаху в создании Его творений.

«пока они не уверуют», то есть до тех пор, пока не начнут исповедовать религию Аллаха, что в первую очередь требует от них признания единства Аллаха в поклонении.

«Безусловно, верующая невольница лучше язычницы…» — это предложение объясняет причину запрета женитьбы на язычнице, причём оно усилено частицей لام, которая пришла в начале предложения: « لأَمَة ».

«даже если она понравилась вам» — понравилось то, что может нравиться в женщине: красота, нрав, богатство, род и причины восхищения.
Если кто-то спросит, почему «верующая невольница лучше язычницы», тогда как язычница не имеет в себе никакого блага? Мы ответим с двух сторон:

  1. Во-первых, в арабском языке иногда используется превосходство одной вещи над другой, означая абсолютное превосходство, даже если то, над чем она превосходит, не содержит в себе того качества. В качестве примера можно привести слова Всевышнего: «У обитателей Рая в тот день будет более хорошая обитель и более прекрасное место отдыха» Сура «аль-Фуркан», аят 24.
  2. Во-вторых, в многобожнице может быть осязаемое и внешнее добро в виде красоты и так далее. Поэтому Всевышний сказал: «даже если она понравилась вам». Всевышний Аллах разъяснил, что брак с верующей женщиной лучше, нежели бракосочетание с многобожницей, даже если она имеет какое-либо благо.

«Они зовут к Огню» — это предложение объясняет предыдущее. Под ними имеются в виду многобожники, которые призывают людей к огню своими словами, поступками, имуществом, используя при этом свою доброту. Более того, они строят больницы, школы, многое другое для того, чтобы обмануть людей, призвав их к своему заблуждению. Но Всевышний Аллах разъяснил нам исход их поступков: «Воистину, неверующие расходуют своё имущество для того, чтобы сбить других с пути Аллаха. Они будут расходовать его, а затем будут сожалеть об этом, а вслед за тем они будут повержены. Неверующие будут собраны в Геенне» Сура «аль-Анфаль», аят 36.

«а Аллах зовёт к Раю и прощению», то есть призывает людей к Райским садам, побуждая совершать праведные дела. Призывает к прощению, побуждая каяться и просить прощение.

«со Своего соизволения» — соизволение Аллаха бывает двух видов:

  1. во-первых, бытийное соизволение — это соизволение, связанное с Его созданиями и предопределением. Как сказал Всевышний: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» Сура «аль-Бакара», аят 255.
  2. во-вторых, шариатское соизволение, а оно связано с Его постановлениями. Как сказал Всевышний: «Скажи: «Аллах позволил вам это или же вы возводите навет на Аллаха?» Сура «Йунус», аят 59. Под «позволил» имеется в виду «узаконил вам».

Очевидно в этом аяте под «соизволением» имеется в виду два вида соизволения. Так как вхождение человека в то, что является причиной попадания в Рай и прощением его грехов является бытийным соизволением. А то, что является причиной для вхождения в рай и Его прощения является то, что узаконил Аллах.

«быть может, они помянут назидание», то есть образумятся. И это предложение является причинным предложением.

Пользы /фауаид/:

  1. Верующему запрещено вступать в брак с многобожницей, так как сказал Всевышний: «Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют». Исключением из этого являются обладатели Писания из числа иудеев и христиан, поскольку Всевышний сказал: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (приданое), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги» Сура «аль-Маида», аят 5. Но для верующего будет лучше, чтобы он не женился на них, так как она может оказать влияние на его детей или на него самого. Он может обольститься ее красотой, мышлением, знаниями, нравом, из-за чего может потерять разум и стать неверным.
  2. Постановления в шариате связаны с причинами, в зависимости от их присутствия или отсутствия. Как сказал Всевышний: «..пока они не уверуют». Поэтому, если многобожница примет ислам, дозволяется вступать с ней в брак, а если же она продолжает оставаться многобожницей, то брак с ней запрещен.
  3. Верующий лучше многобожника, даже если у многобожника будут качества которые понравились человеку. Как сказал Всевышний: «Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам». Всевышний также сказал: «Скажи: «Скверное и благое не равны, даже если изобилие скверного понравилось тебе (или удивило тебя)» Сура «аль-Маида», аят 100. Поэтому не обманывайся их большим количеством, искусством, качеством их изделий, красноречием и тому подобному. А обрати внимание на те качества, которые требует от людей шариат.
  4. Различие людей по их положению, и что они не могут быть одинаковыми. Как сказал Всевышний: «Безусловно, верующий невольник лучше язычника».
  5. Опровержение тем, кто говорит, что Ислам — это религия равенства, потому что превосходство противоречит равенству. Удивительным является то, что слово «равенство» достоверно не упоминается ни в книге Аллаха, ни в Сунне Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах не повелевал и не побуждал к равенству. Ведь если ты скажешь о равенстве, то уравняются нечестивый и справедливый, неверующий и верующий, мужчины и женщины, — и это как раз то, чего добиваются враги ислама от мусульман. Однако в исламе есть слово гораздо лучше, чем слово «равенство», а это — справедливость, как Всевышний сказал: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость» Сура «ан-Нахль», аят 90. Слово «справедливость» указывает на равенство подобных друг другу и различие разных людей. Это слово означает «дать каждому то, что он заслуживает». Большинство мусульман, к сожалению, не соблюдают точность в употреблении слов. Зачастую можно услышать: «Ислам — это религия равенства!» Мы же скажем, что если бы вы сказали: «Ислам — это религия справедливости», — это было бы правильнее и соответствовало бы истине Ислама.

﴿ وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُوا النِّسَاءَ فِي الْمَحِيضِ وَلَا تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّى يَطْهُرْنَ فَإِذَا تَطَهَّرْنَ فَأْتُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ أَمَرَكُمُ اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ ﴾

Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах. Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся.

Толкование /тафсир/:

«Они спрашивают тебя», то есть люди или верующие.

«о менструациях» — имеются в виду либо сама менструация, или то место, откуда происходит выделение менструальной крови, а это женский половой орган, но первое мнение ближе по смыслу.

«Скажи: «Они причиняют страдания» — менструация причиняет страдания, как для супруга, так и для жены. А для разъяснения этого вреда нужно обращаться к медикам.

«Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций», то есть сторонитесь.

«и не приближайтесь к ним» — не вступайте в половую близость, как на это указывают предыдущие слова.

«пока они не очистятся», то есть до тех пор, пока не закончится срок месячного цикла и они не совершат полного омовения. Как сказал Всевышний: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь» Сура «аль-Маида», аят 6, — то есть возьмите полное омовение. Признаком очищения для женщины являются белые выделения, которые не пачкают прокладку, если она наполнится ими. Эти выделения есть у большинства женщин, но у некоторых женщин их нет, и они узнают об окончании менструаций тогда, когда у них перестаёт течь кровь.

«А когда они очистятся», — большинство учёных считают, что здесь имеется в виду совершат полное омовение. Ведь одни аяты Корана объясняют другие, как например, слова Всевышнего: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь», имеется в виду: возьмите полное омовение.

«.. то приходите к ним так, как повелел вам Аллах» — под «приходом» имеется в виду половая близость, а под повелением — дозволенность. Так же в этом аяте указывается место, в которое разрешается вступать в половую близость, а это половой орган. Как сказал Всевышний: «Ваши жены являются пашней для вас» Сура «аль-Бакара», аят 223. Пашня — это то место, в которое сеют семена, таким местом является половой орган женщины. Отсюда и смысл этого аята: «заходите к ним в половой орган, но не в анальное отверстие».

«Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» — это объяснение предыдущих приказов: сторониться половой близости во время менструаций и вступление в половую близость после очищения в то место, которое Он дозволил.

Слова Всевышнего: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся», то есть тех, кто много кается. Покаянием считается то, когда человек перестает ослушиваться Аллаха и начинает Ему повиноваться. «Очищающихся», имеется в виду те, которые очищаются от грязи и осквернения. И в этом аяте собраны два вида очищения: покаяние — это внутреннее очищение, и очищение внешнее.

Пользы /фауаид/:

  1. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, непрерывно задавали посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, различные вопросы.
  2. Стремление сподвижников в приобретении знаний.
  3. Человек не должен стесняться в приобретении знаний, как сказал Всевышний: «Они спрашивают тебя о менструациях».
  4. Всевышний иногда может сам ответить на вопрос, который задают Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, как мы это видим в этом аяте: «Скажи: «Они причиняют страдания».
  5. Менструации причиняют боль, так как они являются скверной и грязью, поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал мыть их как в большом, так и в малом количестве. Как-то раз к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла одна женщина и спросила (его): «Что следует сделать той из нас, кровь которой во время месячных попадёт на её одежду?» Он ответил: «Пусть она удалит следы крови, потом польёт (это место) водой и потрёт его (руками), а потом побрызжет его» Сахих Бухари 227.
  6. Объяснение причин шариатских постановлений в словах Всевышнего: «Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близость». От этого вытекает польза: утверждение мудрости Всевышнего в том, что Он узаконивает. Есть та мудрость, которую знают все Его создания, а есть та, которую они не знают. Но мы должны знать, что во всех постановлениях Аллаха, касающихся как шариата, так и бытия, есть определённая мудрость.
  7. Аллах сначала привёл причину, а потом постановление. Это для того, чтобы душе было легче принять это постановление, а также быть спокойным к нему. И чтобы его принятие было врождённым, поэтому Всевышний сказал: «Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций». Однако, в основном, сначала упоминается само постановление, а только потом его мудрость, как сказал Всевышний: «Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной» Сура «аль-Ан’ам», аят 145. И как пришло в достоверном хадисе: «Когда будете втроём, пусть двое не перешёптываются втайне от третьего, чтобы не огорчать его, пока вы не присоединитесь к другим людям» Сахих Бухари 6290.
  8. Обязанность избегания женщин во время месячных, как сказал Всевышний: «Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций». В достоверной Сунне пришло объяснение, чего именно нужно остерегаться в этот период, а это половой близости. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Делайте всё, кроме совокупления» Сахих Муслим 694.
  9. Милость Аллаха в том, что он запретил заниматься половой близостью мужчине и женщине во время менструаций. Так как это вредит не только женщине, но и мужчине.
  10. Запретность половой близости после очищения от менструальной крови и до совершения полного омовения, как сказал Всевышний: «А когда они очистятся, то приходите к ним».
  11. Некоторые обладатели знания, сказали, что обязательно вступать в половой акт с женой после очищения от менструаций, поскольку Всевышний сказал: «А когда они очистятся, то приходите к ним». Однако это слабое мнение. Правильным мнением считается то, что приказ в аяте указывает на устранение запрета, так как повеление пришло после запрета. И постановление остаётся таким, каким оно было до запрета.
  12. Человеку не позволительно переходить границы Аллаха в том, что дозволил Аллах из совокупления. И это касается времени или места. Как сказал Всевышний: «то приходите к ним так, как повелел вам Аллах».
  13. Позволительно вступать в близость с женой в её половой орган, находясь сзади. На это указывают слова Всевышнего: «..то приходите к ним так, как повелел вам Аллах». В этом аяте не было указано определённое направление, через которое необходимо приходить к женщине.
  14. Не разрешается заниматься половой близостью в анальное отверстие, как сказал Всевышний: «..то приходите к ним так, как повелел вам Аллах». Всевышний сказал: «Скажи: «Они причиняют страдания (они являются скверной). Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций», а общеизвестно, что скверна кала намного противнее и сквернее менструальной крови. Все четыре имама единогласно высказались о запрете половой близости в анальное отверстие, и нет достоверных сведений ни от одного из предшественников, что кто-то разрешал это делать. А то, что передается от некоторых, то здесь имеется в виду вступление в половую близость в половой орган, находясь сзади.
  15. Утверждение любви Всевышнего в словах: «Воистину, Аллах любит кающихся». Любовь является истинным качеством Аллаха, таким образом, как это соответствует Его величию. Также и все остальные качества, которыми себя описал Аллах как любовь, довольство, неприязнь, гнев и другие. Наличие их всех у Аллаха утверждаются в истинном образе, без уподобления и задавания вопроса «как?»
  16. Любовь является качеством действия Аллаха, но не качеством сущности. Потому что качество «любовь» связано с покаянием. А покаяние — это из деяний рабов Аллаха, которое обновляется. Также любовь Аллаха связана с причинами, то есть если человек кается, то Аллах любит его. И любое качество Аллаха, которое связано с причинами, является качеством действий.
  17. Достоинство покаяния и обязательность его совершения. Также покаяние является одной из причин любви Аллаха к Своему рабу, поэтому Всевышний сказал: «Воистину, Аллах любит кающихся».
  18. Всевышний Аллах любит тех, кто очищается, как сказал Всевышний: «..и любит очищающихся».
  19. Красноречие и прекрасный стиль Корана. Потому что, в этом аяте Аллах объединил духовное очищение и внешнее очищение. Духовное очищение содержится в словах, Всевышнего: «Воистину, Аллах любит кающихся», а внешние очищение, в словах: «..и любит очищающихся».

﴿ نِسَاؤُكُمْ حَرْثٌ لَّكُمْ فَأْتُوا حَرْثَكُمْ أَنَّى شِئْتُمْ وَقَدِّمُوا لِأَنفُسِكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّكُم مُّلَاقُوهُ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ ﴾

Ваши жены являются пашней для вас. Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете. Готовьте для себя добрые деяния, бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретитесь с Ним. Обрадуй же верующих!

Толкование /тафсир/:

«Ваши жены являются пашней для вас», то есть подобно тому, как земля является пашней, в которой после посева прорастают семена и извлекают оттуда пользу, так и женщины по отношению к мужчине подобны пашне, в которую человек помещает свое извергающееся семя. А затем это семя прорастает внутри матки и из утробы матери выходит полноценный человек.

«Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете» — здесь под пашней имеется в виду половой орган женщины. Смысл этого аята в том, что «вступайте в половую близость с жёнами, с какой-бы стороны вы не пожелали — спереди, сзади или с боку». Главное, чтобы близость была только через половые органы. Иудеи говорили, что если мужчина совершил совокупление в половой орган сзади, то ребёнок родится косым. Однако они говорили неправду. И тогда был ниспослан данный аят опровергая их ложь.

«Готовьте для себя добрые деяния» — имеется в виду праведные поступки, и то, что приносит пользу у Аллаха. Эти слова следуют после разъяснения близости с жёнами для того, чтобы человека не отвлекла его близость с женой от того, что принесет ему пользу в Судный день. Одним из таких деяний является половая близость с женой, посредством, которой человек стремится к обереганию своих половых органов, и органов жены, а также приобрести праведное потомство. И всё то, что вытекает по причине половой близости, является из числа праведных деяний, если присутствует правильное намерение.

«бойтесь Аллаха», а это значит, выполнение Его приказов и оставление Его запретов.

«и знайте, что вы встретитесь с Ним», то есть в Судный день, поскольку Всевышний сказал: «О человек! Ты стремишься к своему Господу и встретишься с Ним. Тот, кому его книга будет вручена в правую руку» Сура «аль-Иншикак», аяты 6-7.

«Обрадуй же верующих!», то есть сообщи им то, что их обрадует. Однако одной веры в сердце недостаточно, необходимо, чтобы присутствовали праведные дела.

Пользы /фауаид/:

  1. Женщины являются пашней для мужчин, и здесь подразумевается место, куда сеют семя.
  2. Мужчина свободен в интимных отношениях со своей женой: если он желает, то сближается с ней, а если не желает, то не делает. Однако на нём лежит обязанность во всех отношениях относиться к своей супруге наилучшим образом. Как сказал Всевышний: «Живите с ними достойно» Сура «ан-Ниса», аят 19, или «Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению. Аллах — Могущественный, Мудрый» Сура «аль-Бакара», аят 228.
  3. Человек должен стремиться увеличить своё потомство. Как сказал Всевышний: «Ваши жены являются пашней для вас». Если они являются пашней, то вытекает вопрос: человек, когда сеет свою землю, мало ли он сажает или много? Ответ: Человека, когда сеет землю, он сажает как можно больше. И это подкрепляется словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Женитесь на любящих и часто рожающих женщинах!» Ахмад 12640, Абу Дауд 2050, Насаи 3229. А что же касается тех, кто говорит о контрацепции и контроле рождаемости, то это, вне всякого сомнения, является тем ядом, который внесли в среду мусульман враги Ислама, желая, чтобы число мусульман не увеличивалось. Если мусульман будет много, их будут бояться, а сами мусульмане перестанут нуждаться в ком-то ещё. Они сами будут заниматься земледелием, торговлей, тем самым поднимая экономику и другие полезные дела. А если же их будет мало, то они станут униженными и нуждающимися во всех делах в ком-то ещё. И разве человек решает, останется ли его потомство, которое он спланировал? Может случится так, что дети, которых он спланировал, могут умереть, и тогда человек останется, без потомства.
  4. Дозволенность половой близости с женой во всех позах, как сказал Всевышний: «Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете».
  5. Узаконенным является то, что во время половой близости, человек намеревается этим самым рождения ребёнка, поскольку Всевышний сказал: «Приходите же на вашу пашню», используя слово «пашня». Как-будто Всевышний указывает на то, что человек, когда вступает в близость со своей женой, должен совершать это из-за приобретения потомства. Передаётся от повелителя правоверных ‘Умара ибн аль-Хаттаба, что всякий раз вступая в половую близость с женой, он намеревался рождения ребёнка. Но как бы то ни было, люди различны в этом вопросе, поэтому нет запрета если мужчина, совершая близость, может желать ребенка или же просто удовлетворить свою нужду.
  6. Мужчина должен беречь свою жену, ведь так же, как земля является пашней, так и жена является пашней для него.
  7. Следует человеку совершать добрые деяния, во время половой близости с женой, как сказал Всевышний: «Готовьте для себя добрые деяния». А о понимании этих слов мы говорили ранее.
  8. Обязательность богобоязненности перед Аллахом в словах Всевышнего: «бойтесь Аллаха».
  9. Обязательно строить отношения в семье так, как это установил для нас шариат, что, в свою очередь, является проявлением богобоязненности перед Аллахом. Так как Всевышний сказал: «Так как приказал вам Аллах».
  10. Утверждение воскрешения после смерти в словах Всевышнего: «..и знайте, что вы встретитесь с Ним».
  11. Утверждение видения Аллаха в словах Всевышнего: «и знайте, что вы встретитесь с Ним». Встреча в основе своей подразумевает встреча без какой-либо преграды.
  12. Устрашение человека от того, чтобы он противоречил велениям Аллаха, так как после того как Аллах приказал нам быть богобоязненными, Он сказал нам: «..и знайте, что вы встретитесь с Ним».
  13. Красноречием является то, что если ты желаешь сообщить кому-то о чём-то важном, то в начале этого известия ты употребляешь такую речь, которая привлекает внимание слушающего, как мы это видим в словах: «знайте». Эти слова повышают у человек внимание и бдительность к этой встрече.
  14. Верующие спасутся при встрече с Аллахом. Как сказал Всевышний: «Обрадуй же верующих!»
  15. Радостная весть может быть только для верующих, на это указывают слова Всевышнего: «Обрадуй же верующих!»
  16. Радостная весть ждёт верующих, как в этой жизни, так и в жизни вечной, так как слова о ней пришли в общем виде. Как сказал Всевышний в другом аяте: «Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни». Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили об этой радостной вести, и он ответил: «..праведный сон, который видит мусульманин».
  17. Предостережение неверующих об этой встрече в словах Всевышнего: «Обрадуй же верующих!» Отсюда следует, что для неверующих радости не будет.
  18. Достоинство веры, так как Аллах связал радостную весть с верой в словах: «Обрадуй же верующих!»