Аяты 234-235 из суры «аль-Бакара»

О вдовах и трауре

аудио на арабском, перевод смыслов и толкование /тафсир/ на русском языке

﴿ وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجًا يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَعَشْرًا فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا فَعَلْنَ فِي أَنفُسِهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ * وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا عَرَّضْتُم بِهِ مِنْ خِطْبَةِ النِّسَاءِ أَوْ أَكْنَنتُمْ فِي أَنفُسِكُمْ عَلِمَ اللَّهُ أَنَّكُمْ سَتَذْكُرُونَهُنَّ وَلَكِن لَّا تُوَاعِدُوهُنَّ سِرًّا إِلَّا أَن تَقُولُوا قَوْلًا مَّعْرُوفًا وَلَا تَعْزِمُوا عُقْدَةَ النِّكَاحِ حَتَّى يَبْلُغَ الْكِتَابُ أَجَلَهُ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ مَا فِي أَنفُسِكُمْ فَاحْذَرُوهُ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ غَفُورٌ حَلِيمٌ ﴾

Чтение аятов 234-235 из суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

Транскрипция аятов 234-235 из суры «аль-Бакара» на русскими буквами (кириллицей):

«аль-Бакару», как и другие суры Корана, необходимо учить на слух, не ограничиваясь транскрипцией, чтобы произношение соответствовало оригиналу.

Примерный перевод смысла аятов на русском языке:

«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения положенного им срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным образом. Аллах ведает о том, что вы совершаете. На вас не будет греха, если вы намекнете о сватовстве к женщинам или утаите это в душе. Аллах знает, что вы будете вспоминать о них. Не давайте им тайных обещаний и говорите только достойные слова. Не принимайте решение вступить в брак, пока не истечет предписанный срок. Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его и знайте, что Аллах — Прощающий, Выдержанный».

Сура «Корова», аяты 234-235.

Тафсир шейха ас-Саади: Сура «аль-Бакара», аяты 234-235

﴿ وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجًا يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَعَشْرًا فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا فَعَلْنَ فِي أَنفُسِهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ ﴾

Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения положенного им срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным образом. Аллах ведает о том, что вы совершаете.

Если мужчина скончается и оставит после себя овдовевшую жену, то она обязана выжидать четыре месяца и десять дней. Смысл этого ожидания заключается в том, чтобы женщина убедилась в беременности или ее отсутствии, ведь ребенок начинает шевелиться в начале пятого месяца беременности. Выжидать такой срок предписано всем вдовам, кроме беременных женщин, которые должны выжидать до окончания беременности, и рабынь, которые должны выжидать половину срока, установленного для свободных женщин, то есть два месяца и пять дней. По истечении этого срока вдовам разрешается надевать украшения и умащаться благовониями, не нарушая при этом запретов Аллаха и не совершая нежелательных поступков, а поступая достойным образом. Это откровение свидетельствует о том, что вдова обязана держать траур по покойному мужу, соблюдая предписания, которые не распространяются на разведенных женщин, причем богословы единодушны по этому поводу. Аллах ведает о зримых и незримых, тайных и явных деяниях Своих рабов, и поэтому они непременно получат заслуженное воздаяние. Кораническое высказывание о том, что опекуны вдов не совершают греха, если по истечении траура женщина распоряжается собой достойным образом, свидетельствует о том, что опекун обязан наблюдать за женщиной, удерживать ее от греховных поступков и даже принуждать ее к выполнению обязательных предписаний. Все это входит в обязанности того, кто опекает незамужнюю женщину.

﴿ وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا عَرَّضْتُم بِهِ مِنْ خِطْبَةِ النِّسَاءِ أَوْ أَكْنَنتُمْ فِي أَنفُسِكُمْ عَلِمَ اللَّهُ أَنَّكُمْ سَتَذْكُرُونَهُنَّ وَلَكِن لَّا تُوَاعِدُوهُنَّ سِرًّا إِلَّا أَن تَقُولُوا قَوْلًا مَّعْرُوفًا وَلَا تَعْزِمُوا عُقْدَةَ النِّكَاحِ حَتَّى يَبْلُغَ الْكِتَابُ أَجَلَهُ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ مَا فِي أَنفُسِكُمْ فَاحْذَرُوهُ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ غَفُورٌ حَلِيمٌ ﴾

На вас не будет греха, если вы намекнете о сватовстве к женщинам или утаите это в душе. Аллах знает, что вы будете вспоминать о них. Не давайте им тайных обещаний и говорите только достойные слова. Не принимайте решение вступить в брак, пока не истечет предписанный срок. Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его и знайте, что Аллах — Прощающий, Выдержанный.

Это предписание распространяется на женщин, которые держат траур по покойному мужу или выжидают установленный срок после окончательного (третьего) развода. Никому, кроме бывшего мужа, не позволяется говорить с ними о сватовстве открыто, потому что Аллах запретил давать им тайные обещания. Если же мужчина только намекнет о сватовстве, то это не будет считаться грехом. Разница между предложением выйти замуж и намеком на сватовство очевидна. Если мужчина говорит о сватовстве открыто, то его намерения жениться явны. Поступать так до окончания установленного срока запрещается, поскольку это может побудить женщину заявить об окончании этого срока раньше времени, чтобы поскорее выйти замуж. Этот запрет свидетельствует о том, что шариат запрещает любые поступки, которые могут привести к греху, и что женщина должна исправно выполнить свои обязанности перед бывшим мужем, не давая никаких обещаний другим мужчинам до окончания установленного для развода срока или траура. Если же мужчина намекает о сватовстве, то совсем не обязательно, чтобы его намерением была женитьба, и поэтому поступать так разрешается. Например, мужчина может сказать женщине, которая получила окончательный развод: «Я собираюсь жениться» или «Я хочу, чтобы ты посоветовалась со мной после окончания установленного для развода срока». Эти и другие подобные высказывания являются допустимыми, поскольку в них мужчина не излагает своего намерения открыто, и поскольку желание намекнуть о своих намерениях в таком положении бывает очень сильным. Тем не менее, мужчине разрешается и скрыть свое намерение жениться на разведенной или овдовевшей женщине после окончания установленного для развода срока или траура. Таково подробное изложение предписаний, связанных с событиями, предшествующими бракосочетанию. Что же касается самого бракосочетания, то оно может состояться только после истечения установленного для развода срока или траура. О мусульмане! Знайте, что Аллаху известно о ваших помыслах и намерениях. Вознамеривайтесь совершать добрые поступки и не помышляйте о злодеяниях, бойтесь наказания Аллаха и надейтесь на Его награду, и знайте, что Он прощает грехи тем, кто раскаялся и устремился к Нему. Он не спешит с наказанием ослушников, хотя способен покарать их без промедления.

Толкование аятов 234-235 из суры «аль-Бакара» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усаймина

﴿ وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجًا يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَعَشْرًا فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا فَعَلْنَ فِي أَنفُسِهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ ﴾

Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жён, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения положенного им срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным образом. Аллах ведает о том, что вы совершаете.

Толкование /тафсир/:

«Если кто-либо из вас скончается», имеется в виду, когда Аллах умерщвляет людей, забирая души в момент их смерти. Иногда Всевышний приписывает умерщвление к Себе, как в словах: «Аллах забирает души в момент их смерти» Сура «аз-Зумар», аят 42, а иногда относит это к ангелу смерти как в словах Всевышнего: «Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, упокоит вас» Сура «ас-Саджда», аят 11, а иногда относит это к Своим посланцам, то есть к ангелам, как в словах Всевышнего: «Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы забирают его душу, и они не делают упущений» Сура «аль-Ан’ам», аят 61. Аллах относит к Себе взятие души с той стороны, что это приходит по Его приказу.

К ангелу смерти, так как именно он изымает душу из тела человека.

К посланцам, так как они забирают её у ангела смерти и поднимаются вместе с ней на небо.

«из вас», — обращение ко всем людям, так как Всевышний Аллах говорит: «О люди! К вам уже явилось доказательство от вашего Господа, и Мы ниспослали вам ясный свет» Сура «ан-Ниса», аят 174. Те обращения, которые приходит во множественном числе, охватывают всех тех, кому был ниспослан Коран.

«и оставит после себя жён, то они должны выжидать», то есть должны выждать срок, в который они не имеют права выйти замуж. Так как женщина по природе хочет быть замужем, и поэтому ей говорят: потерпи и выжди этот срок.

«Когда же они дождутся истечения положенного им срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным образом», — это обращение опекунам этих женщин. И поэтому если женщина пожелает сделать то, что ей запрещено в этот срок, то опекун должен воспрепятствовать этому. А если же закончится срок её выжидания, то не будет греха на опекуне, если он позволит ей делать то, что ей было запретно в срок выжидания.

«Аллах ведает о том, что вы совершаете», — то есть Он знает то, что у вас внутри.

Пользы /фауаид/:

  1. Женщина, у которой умер муж, должна выждать определённый срок, как сказал Всевышний: «то они должны выжидать».
  2. Женщина, у которой умер муж, должна выждать срок, независимо от её возраста, пусть она будет маленькой или большой. Что касается взрослой женщины, то она должна выполнять всё то, что от неё требуется во время траура. А что касается молодой девушки, то её опекун обязан удерживать её от всего того, чего остерегается взрослая женщина во время траура.
  3. Женщина, у которой умер муж, должна выждать срок, независимо от того вступала ли она с мужем в половую близость или нет. Так как женщина становится женой для человека с момента заключения брачного договора. И это в отличие от развода, так как разведённая женщина, которая была разведена до половой близости и уединения — она не должна выжидать определённого срока, как сказал Всевышний: «О вы, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок» Сура «аль-Ахзаб», аят 49.
  4. В обязанность её выжидания входит то, чтобы она в этот срок не выходила замуж, и ни с кем не знакомилась. Как сказал Всевышний: «то они должны выжидать».
  5. Если выяснилось, что их брак недействителен, как например, выяснилось, что она, является ему молочной сестрой, то в этом случае она не должна выжидать срок.
  6. Срок выжидания — четыре месяца и десять дней, независимо от того, идут ли у неё месячные или нет. Исключением является беременная женщина, срок её выжидания — до окончания беременности, поскольку Всевышний сказал: «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не родят».
  7. Мудрость Аллаха в том, что Он предписал женщине выдержать срок в четыре месяца и десять дней. Мудрость в том, что во времена язычества женщина после смерти мужа проводила целый год в маленьком доме, который был подобен маленькой палатки для нее, и она в течении года не прикасалась к воде, пила что бы не умереть. Она не мылась и оставалась в своем поту, вони, вместе с кровью от менструаций, и когда год заканчивался ей давали мышь или воробья, говоря ей: «очисти им свой половой орган». И как только она прикасалась к чему-нибудь, как тут же эта вещь умирала от скверного запаха. В течение года, может быть, к ней приходили месячные двенадцать раз, и всё это время она находилась на этом месте. И пришёл Ислам и заменил этот год четырьмя месяцами, так как четыре месяца это треть года, а десять дней это треть месяца и в этом мы видим милость Ислама для женщин. А если не это является мудростью, то мы говорим: «Аллаху ведомо лучше, что именно Он желал этим сроком».
  8. По истечению срока выжидания, женщина имела право делать то, что ей было запрещено прежде, как надевать украшения, выходить из дома и тому подобное. Как сказал Всевышний: «Когда же они дождутся истечения положенного им срока, то на вас не будет греха».
  9. Опекуны несут ответственность за тех, кого они опекают. Как сказал Всевышний: «То на вас не будет греха». В этом указание на то, что мужчины опекают женщин, и они ответственны за них.
  10. С обычаями считаются, если они не противоречат шариату, как сказал Всевышний: «разумным образом».
  11. Утверждение того, что Аллах знает о зримых и незримых деяниях, как сказал Всевышний: «Аллах ведает о том, что вы совершаете».
  12. Предостережение от ослушания этого постановления, так как Всевышний сказал: «Аллах ведает о том, что вы совершаете». То есть: «остерегайтесь Его ослушания, ведь Аллах ведает о том, что вы делаете».

﴿ وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا عَرَّضْتُم بِهِ مِنْ خِطْبَةِ النِّسَاءِ أَوْ أَكْنَنتُمْ فِي أَنفُسِكُمْ عَلِمَ اللَّهُ أَنَّكُمْ سَتَذْكُرُونَهُنَّ وَلَكِن لَّا تُوَاعِدُوهُنَّ سِرًّا إِلَّا أَن تَقُولُوا قَوْلًا مَّعْرُوفًا وَلَا تَعْزِمُوا عُقْدَةَ النِّكَاحِ حَتَّى يَبْلُغَ الْكِتَابُ أَجَلَهُ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ مَا فِي أَنفُسِكُمْ فَاحْذَرُوهُ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ غَفُورٌ حَلِيمٌ ﴾

На вас не будет греха, если вы намекнёте о сватовстве к женщинам или утаите это в душе. Аллах знает, что вы будете вспоминать о них. Не давайте им тайных обещаний и говорите только достойные слова. Не принимайте решение вступить в брак, пока не истечёт предписанный срок. Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его и знайте, что Аллах — Прощающий, Выдержанный.

Толкование /тафсир/:

«На вас» — имеются в виду все люди. Любое обращение в Коране, которое приходит во множественном числе, оно охватывает всех людей. Исключением является обращение, в котором присутствует определённое обстоятельство, указывающее на то, что это обращение не для всех людей.

«если вы намекнёте о сватовстве к женщинам»: Намёк — это когда человек не излагает своего намерения открыто. Как, например, если мужчина скажет женщине: «Я нуждаюсь в такой, как ты» или же «На такой как ты, хочет женится каждый мужчина» или «когда закончится твой срок выжидания, дай мне знать» и тому подобное из слов. В этих словах человек напрямую не сватается к ней, но в этих словах есть намёк. Под «сватовством» имеется в виду то, когда человек просит женщину выйти за него замуж. Со стороны арабского языка это слово означает «выступать с речью». В прежние времена, когда жених приходил к семье невесты, в первую очередь он произносил речь, вначале которой он говорил о том, что желает на ней жениться. Под словами «женщинам», имеется в виду те женщины, у которых умер муж.

«Аллах знает, что вы будете вспоминать о них», — то есть, вы будете говорить о своём желании жениться на ней своему брату, отцу, сыну, другу.

«Не давайте им тайных обещаний», — то есть не обещайте ей скрыто. Если запрещено давать обещания в тайне, то тем более не разрешается давать обещания во всеуслышание.

«говорите только достойные слова», — давать тайные обещания не являются достойными словами, достойными же словами может быть намёк.

«Знайте» — повелительное наклонение. Всевышний привёл это для того, чтобы показать важность этого решения и предостеречь от противоречия. Это выражение «знай», приводится для того, чтобы обратить внимание на то, что придёт после.

«что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его», — то есть если вы знаете, что Аллах знает о том, что у вас в душах, то бойтесь Аллаха в том, чтобы скрыть в этих душах от Него то, чем Он не будет доволен.

«знайте, что Аллах — Прощающий, Выдержанный», если всё же вы скрыли в своих душах то, чем Он не будет доволен, то у вас есть широкие врата — а это Его прощение. Воспользуйтесь Его прощением и попросите у Него прощения, кайтесь перед Ним. Как мы с вами говорили ранее имя Аллаха — «الغفور» образовано от корня » الغَفْر«, что означает в арабском языке «скрытие вместе с защитой». Под этим же именем имеется в виду — скрытие греха и его прощение. Имя Аллаха — «الحليم» означает отсрочивание наказания от того, кто его заслужил. Как сказал Ибн аль-Каййим:

«Аллах — Он Выдержанный, и Он не торопит Своему рабу наказание, предоставив возможность, покаяться в своих грехах».

Пользы /фауаид/:

  1. Разрешается намекать на замужество той женщине, у которой умер муж, так как Всевышний сказал: «На вас не будет греха, если вы намекнете о сватовстве к женщинам».
  2. Запрещено открыто свататься во время выжидания срока на той женщине, у которой умер муж, поскольку Всевышний сказал: «если вы намекнёте». В этом аяте Всевышний сказал, что не будет греха от намёка, что в свою очередь указывает на то, что будет грех если человек посватается открыто, и это поддерживается словами: «Не давайте им тайных обещаний». Для дополнения этой пользы можно сказать, сватанье к женщине, которая выжидает срок, бывает трёх видов:
    1. первый: запрещено свататься открыто и с намёком;
    2. второе: разрешено открыто и с намёком;
    3. третье: запрещено открыто и разрешено намёком.

    Что касается первого, то это та женщина, которую развели, но муж ещё может её вернуть, на такой женщине не разрешается свататься открыто и намёком, как сказал Всевышний: «Разведённые женщины должны выжидать в течение трёх менструаций не дозволено им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в Последний день. Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения» Сура «аль-Бакара», аят 228. Та, к которой можно свататься открыто и с намёком — это такая женщина, которая выждала срок полностью, но не была разведена окончательным разводом. Либо такая, которая выкупила свой развод через хуль’, или такая, брак которой был аннулирован, по какой-либо причине. В этом случае её бывшему мужу дозволяется свататься на ней, как открыто, так и с намёком. А та, к которой можно свататься с намёком, но не открыто — это такая женщина у которой умер муж, или которая выжидает установленный срок после окончательного третьего развода.

  3. Человеку разрешается скрыть своё намерение посвататься на женщине, с которой нельзя говорить о сватовстве, открыто, как сказал Всевышний: «или утаите это в душе».
  4. Человеку можно упоминать женщину, которая выжидает срок про себя, также и другим людям. Как сказал Всевышний: «Аллах знает, что вы будете вспоминать о них», как допустим если человек скажет другому: «Я хочу жениться на такой-то женщине, у которой умер муж» — в этом проблем нет.
  5. Мужчине нельзя обещать женщине, которая держит траур по покойному мужу, что он женится на ней. Как допустим, он скажет ей: «если закончится твой срок, то я женюсь на тебе». Как сказал Всевышний: «Не давайте им тайных обещаний».
  6. Намекать о сватовстве той женщине, у которой умер муж, считается добрым словом, и не порицаемым. Как сказал Всевышний: «и говорите только достойные слова».
  7. Запрещено заключать брачный договор во время срока выжидания, исключением является её муж. Как сказал Всевышний: «Не принимайте решение вступить в брак, пока не истечёт предписанный срок». И с этого мы извлекаем другую пользу, что такой брачный договор считается не действительным. Как на это указывают слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Любое условие, которого нет в писании Аллаха, является ложным и недействительным!» (Сахих Бухари 2563, Сахих Муслим 3779), а также слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто введёт в наше дело то, что к нему не относится, то оно будет отвергнуто» Сахих Бухари 2697. Если он заключит брачный договор во время срока ожидания, то их брак будет считаться недействительным. Но остается вопрос: имеет ли он право после окончания срока выжидания снова жениться на ней? В этом вопросе учёные разногласят между собой. Большинство учёных разрешают, другие же считают, что не имеет права в наказание ему за то, что он поспешил сделать что-то до его начала. В этом вопросе лучше обратиться к судье, который вынесет решение в соответствии с тем, в чём будет польза для людей.
  8. Указание на то, что шариат уделяет внимание сроку выжидания, и необходимо, чтобы этот срок был записан. Как сказал Всевышний: «пока не истечёт предписанный срок».
  9. Использование общих слов в обращении и это является одним из видов красноречия, как сказал Всевышний: «пока не истечёт предписанный срок». Польза в использовании общих слов состоит в том, что когда человек слышит общие слова, то у него появляется желание услышать или узнать поподробнее об этом знании.
  10. Знание Всевышнего охватывает каждую вещь. Как сказал Всевышний: «Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах». Чтобы человек не таил в своей душе того, чем не будет доволен Аллах.
  11. Великий Коран является «масаний», то есть показывающим две стороны. Если Всевышний упоминает обитателей Рая, то затем Он упоминает обитателей Ада, если упоминает аяты, дающие надежду, затем Он упоминает аяты побуждающие страх и так далее. Как об этом сказал сам Аллах: «Аллах ниспослал наилучшее повествование — Писание, аяты которого сходны и повторяются». Также мы видим это и в этом аяте, когда Аллах предостерёг, а затем сказал: «и знайте, что Аллах — Прощающий, Выдержанный».
  12. Утверждение двух имён Аллаха а это: «аль-Гафур» — «Прощающий» и «аль-Халим» — «Выдержанный». Мы с вами упоминали, что каждое имя из имён Аллаха содержит в себе качество. И если это качество переходит на других, то оно также содержит в себе какое-то постановление. И есть такие имена, которые содержат в себе больше, чем одно качество.