Аяты 238-239 из суры «аль-Бакара»

Веление оберегать молитву

аудио на арабском, перевод смыслов и толкование /тафсир/ на русском языке

﴿ حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ * فَإِنْ خِفْتُمْ فَرِجَالًا أَوْ رُكْبَانًا فَإِذَا أَمِنتُمْ فَاذْكُرُوا اللَّهَ كَمَا عَلَّمَكُم مَّا لَمْ تَكُونُوا تَعْلَمُونَ ﴾

Чтение аятов 238-239 из суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

Транскрипция аятов 238-239 из суры «аль-Бакара» на русскими буквами (кириллицей):

«аль-Бакару», как и другие суры Корана, необходимо учить на слух, не ограничиваясь транскрипцией, чтобы произношение соответствовало оригиналу.

Примерный перевод смысла аятов на русском языке:

«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно. Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали».

Сура «Корова», аяты 238-239.

Тафсир шейха ас-Саади: Сура «аль-Бакара», аяты 238-239

﴿ حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ ﴾

Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно.

Всевышний повелел исправно совершать все намазы, и особенно послеполуденный намаз (аср). Бережливое отношение к намазам подразумевает совершение их в установленное время, исправное выполнение их условий и столпов, смирение во время молитвы и совершение всех обязательных и желательных действий. Если человек бережливо относится к своим намазам, то он непременно исправно совершает все остальные обряды поклонения и воздерживается от мерзких и предосудительных поступков. В особенности, это относится к тем, кто совершает намаз совершенным образом, стоя перед Аллахом со смирением. Такой человек молится искренне ради Аллаха и унижается перед Ним, потому что слово кунут (зд. ‘смирение’) означает «продолжительное поклонение с чувством смирения перед Аллахом»

﴿ فَإِنْ خِفْتُمْ فَرِجَالًا أَوْ رُكْبَانًا فَإِذَا أَمِنتُمْ فَاذْكُرُوا اللَّهَ كَمَا عَلَّمَكُم مَّا لَمْ تَكُونُوا تَعْلَمُونَ ﴾

Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали.

В этом откровении не упоминается, чего именно может опасаться молящийся, отчего оно имеет самый широкий смысл. И если человек опасается врагов, диких зверей или опасается того, что сложившиеся обстоятельства могут навредить ему, то ему разрешается молиться на ходу или верхом. Он может совершить намаз верхом на лошади, верблюде или на любом другом транспортном средстве, причем ему необязательно поворачиваться лицом в сторону Каабы. Молиться так разрешается только во время опасности, поскольку в безопасности мусульманин обязан совершать намаз по всем правилам. Предписание поминать Аллаха в безопасности подразумевает исправное совершение намазов и частое поминание Аллаха в качестве благодарности за милость, которую Он оказал Своим рабам, обучив их тому, что является залогом их счастья и преуспеяния. Этот аят подчеркивает превосходство знания и свидетельствует о том, что если Аллах обучает человека тому, чего тот не ведал прежде, то ему надлежит многократно поминать Господа. Из него также следует, что частое поминание Аллаха способствует обретение новых знаний, поскольку благодарность за оказанную милость способствует приумножению этой милости.

Толкование аятов 238-239 из суры «аль-Бакара» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усаймина

﴿ حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ * فَإِنْ خِفْتُمْ فَرِجَالًا أَوْ رُكْبَانًا فَإِذَا أَمِنتُمْ فَاذْكُرُوا اللَّهَ كَمَا عَلَّمَكُم مَّا لَمْ تَكُونُوا تَعْلَمُونَ ﴾

Оберегайте намазы, и особенно, средний /послеполуденный/ намаз. И стойте перед Аллахом смиренно. Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали.

Толкование /тафсир/:

Кто-то может спросить: какая связь между этими двумя аятами и предыдущими, где упоминается срок выжидания для женщин?

Ответ следующий: Дело в том, что порядок расположения аятов в Коране пришёл от Аллаха, и наш разум не в состоянии это постичь. Одному Аллаху известно, почему аяты пришли в таком порядке. Некоторые толкователи Корана пытались найти объяснение мудрости Всевышнего в расположении этих аятов, но ни один из предложенных смыслов не является столь явным, чтобы упоминать о нём. Мы же поручим это знание Тому, кто ниспослал это великое писание. И мы должны быть уверены, что в этом есть определённая мудрость. Так как Всевышний Аллах Мудрый, Знающий.

«Оберегайте намазы» — «Оберегание» — это непрерывное оберегание какой-либо вещи, проявляя при этом внимание и заботу. В этом аяте Всевышний не разъяснил каким-образом оберегать молитву, но об этом было разъяснено в других местах Корана и Сунны посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

«..и особенно, средний /послеполуденный/ намаз» — имеется в виду молитва ‘аср /послеполуденная молитва/, как это пришло достоверно от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не следует обращать внимание на другие мнения по этому вопросу. Так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, лучше знает то, что имел в виду Аллах. Как сказал Аллах: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» Сура «ан-Нахль», аят 44.

«И стойте перед Аллахом», имеется в виду искренне ради Аллаха.

«смиренно», — слово «кунут» — «смиренность» имеет несколько значений, из числа которых «продолжительное поклонение и подчинение», как пришло в словах Всевышнего: «Она уверовала в Слова своего Господа и Его Писания и была одной из смиренных /покорных/» Сура «ат-Тахрим», аят 12. Также слово «кунут» указывает на «покорность, благоговение, спокойствие», а это проявление молчания из-за возвеличивания того, перед кем человек смирился. И на этот смысл указывает причина ниспослания аята. Один из людей во время молитвы разговаривал со своим другом, и тогда были ниспосланы слова Всевышнего: «И стойте перед Аллахом смиренно», то есть было приказано молчать, и запрещено говорить.

Значит, под словом «кунут» имеется в виду смирение сердца, которое проявляется в органах тела, из числа которых язык, чтобы человек не разговаривал с людьми, а обратился к молитве. И чтобы в намазе он совершал только то, что непосредственно связано с молитвой.

«Если вы испытываете страх», то есть опасаетесь чего-то плохого для вас, как, например, врага, пожара, потока воды, или подобных этим вещам, которые может бояться человек.

«..то молитесь на ходу», то есть, совершайте молитву пешими.

«или верхом» — верхом на животных.

«Когда же вы окажетесь в безопасности», то есть когда уйдёт от вас страх.

«то поминайте Аллаха», то есть выстаивайте молитву. Всевышний назвал молитву поминанием, так как она сама по себе поминание, а также содержит в себе поминание. Всевышний Аллах говорит: «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха — гораздо важнее» Сура «аль-’Анкабут», аят 45. Некоторые толкователи Корана, относительно последних слов сказали: «Так как в молитве содержится поминание Аллаха, то это важнее чем то, что намаз оберегает человека от мерзости и предосудительного».

«то поминайте Аллаха так, как Он научил вас» — это предложение можно понять по-разному: или «поминайте Аллаха по причине обучения Аллаха вас тому, что вы не знали», или «поминайте Аллаха таким образом, как Он вам разъяснил». Оба смысла не противоречат друг другу.

Пользы /фауаид/:

  1. Необходимость оберегания намазов, как сказал Всевышний: «Оберегайте намазы». Основа в приказах — это обязательность. Кто-то может спросить: Значит ли это, что мы не обязаны оберегать свои добровольные молитвы? Ответ: Полагаем, что этот аят касается как обязательных молитв, так и желательных. Оберегание обязательных молитв будет обязательным, а добровольных — желательным.
  2. Достоинство намаза ‘аср, так как Аллах выделил этот намаз после обобщения. Самые наилучшие намазы — это намаз фаджр и намаз ‘аср. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил достоинство этих двух намазов в словах: «Вошёл в Рай тот, кто совершал две молитвы в прохладное время» Сахих Бухари 574. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, вы увидите Господа вашего (так же ясно), как видите эту луну, и не будете вы обижены в том, что касается лицезрения Его! И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не мешало вам совершать молитвы перед восходом солнца и перед закатом его, то совершайте (их)» Сахих Бухари 554.
  3. Обязательность стояния в намазе, поскольку Всевышний сказал: «И стойте перед Аллахом».
  4. Обязательность искренности перед Аллахом, поскольку Всевышний сказал: «И стойте перед Аллахом».
  5. Когда человек поклоняется Аллаху, он должен чувствовать повеление Аллаха, так как это лучше в подчинении. А также следует чувствовать, что тем самым он следует посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будто видит его своими глазами. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Совершайте молитву так же, как на ваших глазах молился я» Сахих Бухари 631, Муслим, Ахмад. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва».
  6. Повеление быть смиренным перед Аллахом, а это смиренность сердца, проявляющаяся в органах тела. Как сказал Всевышний: «..смиренно».
  7. Запрещено разговаривать во время молитвы. И эта польза извлекается, основываясь на причине ниспослания этого аята. Сподвижники разговаривали в намазе, после чего был ниспослан этот аят, и им было приказано молчать и воздерживаться от разговоров.
  8. Обязательность стояния в молитве. Исключением из этого являются:
    • Добровольная молитва, так как в сунне пришло указание на дозволенность её совершения сидя.
    • Молитва в состоянии страха, как например совершение молитвы позади стены, так как если он встанет, то враг узнает о нём и достигнет его, а если он совершит её сидя, тогда спасётся от врага.
    • В состоянии бессилия. Как сказал Всевышний: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» Сура «ат-Тагабун», аят 16.
    • Также исключением является молящийся, способный выстаивать молитву стоя на ногах, когда он начал молиться позади такого имама, который начал намаз сидя из-за неспособности стоять на ногах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал относительно имама: «Если имам молится сидя, то и вы молитесь сидя» Сахих Бухари 689. А если вдруг во время молитвы имаму стало тяжело, то стоящие за ним люди продолжают молиться стоя. Как это пришло в истории с Абу Бакром. Он начал молиться с ними стоя, но, когда пришёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он совершил молитву сидя, а позади стоящие, закончили свой намаз стоя[1].
  9. Широта милости Аллаха, а также то, что наша религия легка. Как сказал Всевышний: «Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом». В этом облегчение для рабов.
  10. Дозволенность совершать много движений в молитве, если в этом есть необходимость. Как сказал Всевышний: «..то молитесь на ходу». Поскольку пеший человек, совершает множество движений.
  11. Дозволяется молиться в состоянии страха верхом на животном. Как сказал Всевышний: «или верхом». А во время безопасности не разрешается совершать молитву верхом, за исключением добровольной молитвы. Однако, если человек может совершить молитву на верховом животном, полностью выполняя все обязательные предписания намаза, то это дозволяется. Отсюда следует, что разрешается совершать обязательные намазы на корабле, поезде и им подобным средствам передвижения, так как он сможет совершить все обязательные предписания, в случае наличия пространства для этого. Однако, если человек боится упустить время намаза, то в этом случае он может молиться в любом положении, пусть даже лёжа, в любом месте.
  12. Когда исчезнет уважительная причина, то человек должен выполнить поклонение должным образом. Как сказал Всевышний: «Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали».
  13. Молитва является одним из видов поминания Аллаха. Как сказал Аллах: «поминайте Аллаха». В этом аяте речь идёт о молитве.
  14. Объяснение милости Аллаха тем, что Он дал нам знания. Как в словах Всевышнего: «так, как Он научил вас тому, чего вы не знали».
  15. Объяснение неполноценности человека. Ведь основа человека — это невежество. Как сказал Всевышний: «так, как Он научил вас тому, чего вы не знали». Человек в основе своей невежественен до тех пор, пока Аллах не наделит его знанием.
  16. Опровержение кадаритам[2], которые говорят: «Человек сам совершает свои дела». Всевышний же сказал: «Он научил вас». Также опровержение джабритам[3], так как в этом аяте приказы обращены к человеку. В словах Всевышнего: «Оберегайте» и «поминайте Аллаха». Ведь если мы скажем, что человек принуждён, то обращение к нему при помощи приказов будет считаться забавой, поскольку это повеление того, чего невозможно выносить, и которое невозможно претворить в жизнь.

[1] «А через некоторое время Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, немного полегчало, и он вышел (из дома) на полуденную молитву, где имамом был Абу Бакр, передвигаясь с помощью двух человек, одним из которых был аль-‘Аббас. Увидев его, Абу Бакр хотел отойти назад, однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знаком показал ему, чтобы он не делал этого, и сказал: “Посадите меня рядом с ним”, и они усадили его рядом с Абу Бакром. После этого Абу Бакр стал молиться, повторяя все необходимые действия за сидевшим Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а люди повторяли их за Абу Бакром». Сахих Бухари 687.

[2] Кадариты, кадаризм /араб. قدرية — течение отстаивающее свободу воли человека/ — приверженцы одного из исламских мировоззренческих учений, которые придерживались мнения о том, что человек абсолютно свободен в своих помыслах и совершенных поступках, и Бог не принимает в этом участия. В противоположность кадаритам, джабриты являлись сторонниками абсолютной Божественной предопределенности /кадар/.

[3] Джабари́ты, или джабри́ты /араб. جبرية/ — представители одной из первых мировоззренческих исламских школ, которые — в противоположность кадаритам — признавали Аллаха единственным подлинным действователем /фа’иль хакыки/, причиной всех происходящих в мире действий, в том числе исходящих от людей. Джабритская школа возникла в период правления династии Омейядов в Басре. Первым представителем этой школы был аль-Джаад ибн Дирхам /казн. в 724 г./