Третий курс по изучению Единобожия

«Блеск убеждений». Часть 1-я

Разъяснение книги «Блеск убеждений или то, что достаточно знать из убеждений»

Шейха Ибн Кудамы аль-Макдиси, да смилуется над ним Аллах.
Шарх сделал шейх Салих Али Шейх, да сохранит его Аллах.

Подготовил: Ринат Абу Мухаммад Казахстани

При подготовке данной темы были использованы и доработаны материалы,
ранее использованные на Исламском форуме в теме, связанной с данными аудиолекциями.

Лекция 1

Вступление

С дозволения Всевышнего Аллаха, с сегодняшнего дня мы начнём разбор книги «Люм’атуль-итикад аль-хаади иля сабили-р-рашад», которую написал имам Абу Мухаммад Абдуллах ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Къудама аль-Макдиси, да смилуется над ним Аллах. Этот имам родился в 541 году по хиджре. Шарх этой книги сделал шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх, да хранит его Аллах.

У слова «люм’а» два значения:

  1. Блеск
  2. Достаточность

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Имам Ибн Къудама начинает свою книгу с этих слов, следуя за Кораном. Всевышний Аллах начал Свою Книгу словами:

﴿ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ ﴾

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» Сура «аль-Фатиха», аят 1.

И точно также пророк ﷺ в своих письмах к королям начинал со слов: Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! И точно также начинали все пророки, которые были раньше.

Например Сулейман писал письмо:

﴿ إِنَّهُ مِنْ سُلَيْمَانَ وَإِنَّهُ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ ﴾

«Оно — от Сулеймана, и в нем сказано: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» Сура «ан-Намль», аят 30.

Хвала Аллаху, Которого хвалят все языки и Которому поклоняются во все времена.

Что значит во все времена? Мы знаем, что ангелы, поклоняются Всевышнему Аллаху днём и ночью. Всевышний Аллах сказал:

﴿ يُسَبِّحُونَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ لَا يَفْتُرُونَ ﴾

«Они славят Его днем и ночью без устали» Сура «аль-Анбийа», аят 20.

Также мы знаем, что люди и джинны поклоняются Всевышнему Аллаху в определённые времена и в разных местах. Например, мы сейчас совершили молитву ’аср (послеполуденную молитву) в Каире. И через несколько минут, после того как мы совершили молитву ’аср, эту молитву будут совершать в Александрии. И таким образом через 10 минут, через час, через 3 часа, через 10 часов, а также через 12 часов будут люди, которые будут делать молитву ’аср в другой части Земли. И поэтому Всевышнему Аллаху поклоняются во все времена и во всех местах.

И какая разница между словами «хамд» и «мадх»:

  • «Хамд» — это хвала с любовью и возвеличиванием.
  • «Мадх» — это похвала, из которой не следует любовь и возвеличивание.

И поэтому друг друга мы хвалим (мадх), а Всевышнего Аллаха мы восхваляем (хамд).

И нет такого места, о котором бы не знал Аллах и одно дело не отвлекает Его от другого.

Аллах лучше, чем все эти примеры. Если к кому-нибудь придут два человека и начнут говорить, он скажет: «Подождите, говорите по-одному». А Всевышний Аллах не такой:

﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ ﴾

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура «аш-Шура», аят 11.

Его просят два человека и Он слышит их, Его просят 20 000 человек, Его просят 2 000 000 000 человек, и каждого Он одновременно слышит. И не мешает просьба одного слышать просьбу другого. Мы только, что в мечети молились и просили Аллаха, и ду’а одного из нас не отвлекало Его от ду’а другого.

Всевышний Аллах пречист от подобия и пречист от сотоварища.

Более правильно, когда мы отрицаем «тамсиль», а не «ташбих»:

  • «Тамсиль» — это подобие.
  • «Ташбих» — это схожесть.

Если мы будем отрицать схожесть, то получается мы должны отрицать и существование. Аллах существует и мы существуем, но ведь этим мы не уподобляем себя Аллаху. Однако проблема будет, если ты станешь говорить о тамсиле. Как допустим Всевышний Аллах описал Себя тем, что Он видит и слышит:

﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ ﴾

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура «аш-Шура», аят 11.

Точно также нас Аллах описал тем, что мы видим и слышим:

﴿ إِنَّا خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ مِنْ نُطْفَةٍ أَمْشَاجٍ نَبْتَلِيهِ فَجَعَلْنَاهُ سَمِيعًا بَصِيرًا ﴾

«Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим» Сура «аль-Инсан», аят 2.

Значит есть схожесть в этих атрибутах, однако мы не видим и не слышим, так как видит и слышит Он. Потому что нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий.

Допустим посланник Аллаха ﷺ сказал: «Всевышний Аллах создал Адама по подобию Своему». Бухари, 6227; Муслим, 2841.

Во-первых в этом вопросе есть разногласие. Местоимение «ху» возвращается на Адама или на Всевышнего Аллаха? То есть создал Адама по подобию Адама или по подобию Своему. Христиане сразу же сделали «тамсиль». А мы — ахлюс-сунна уаль-джама’а — либо говорим, что местоимение возвращется на Адама, либо говорим, что тут речь о ташбихе, а не о тамсиле. Аллах описал Себя определенными атрибутами, которые есть у человека. Однако эти атрибуты в нас, так как подобает нашей слабости, а у Аллаха так как подобает Его величию. И нет никакого подобия. И есть такие течения, как джахмиты, му’тазилиты, аш’ариты и матуридиты. Они отрицают некоторые имена и атрибуты. И говорят о том, что описание Аллаха этими атрибутами, есть тамсиль. Но нет! У Аллаха есть эти атрибуты, но мы не знаем какие они.

И Он пречист от жены и от детей. И Его хукм (постановление) касается каждого раба. И не может разум представить Его

Всевышний Аллах говорит в Коране:

تَكَادُ السَّمَاوَاتُ يَتَفَطَّرْنَ مِنْهُ وَتَنشَقُّ الْأَرْضُ وَتَخِرُّ الْجِبَالُ هَدًّا﴿٩٠﴾أَن دَعَوْا لِلرَّحْمَـٰنِ وَلَدًا ﴿٩١﴾وَمَا يَنبَغِي لِلرَّحْمَـٰنِ أَن يَتَّخِذَ وَلَدًا ﴿٩٢﴾إِن كُلُّ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَـٰنِ عَبْدًا ﴿٩٣﴾

«Небо готово расколоться, земля готова разверзнуться, а горы готовы рассыпаться в прах от того, что они приписывают Милостивому сына. Не подобает Милостивому иметь сына! Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба» Сура Марйам, аят 90-93.

И ученые говорят: «Какую бы вещь ты не представил, Аллах все равно на нее не похож».

Если например я скажу: «Мерседес», никто же не представит «ракету» — все себе представят «Мерседес». Или же, если скажем «муха», кто-нибудь себе представит «танк»? А если скажем «большой». Кто себе что-нибудь представил? У вас в голове как будто экран, и этот экран при слове «большой» остаётся белым, чистым. Потому что вы ждёте — «большой», что?

А если я скажу «большой куру». Что у вас появилось на экране? Опять ничего. Потому что никто из вас не знает что такое «куру», никто из вас его не видел, и не с чем его сравнить, и никто вам не рассказал про это «куру». И из-за этого у вас белый экран. Однако этот «куру» большой. Всё равно вы ничего не представите, пока я вам не расскажу или не скажу, что он похож на что-то, или пока не опишу его качества. Если же я скажу, что «куру» — это на каком-то языке означает «слон». Вы уже представите себе слона. Или же я скажу, что «куру» — животное, похожее на кенгуру, вы уже себе представите кенгуру. Или же я скажу, «куру» — он подобен слону, только волосатый, как мамонт, например. Вы уже себе его представляете. Однако, вы ничего себе не представляли, когда я говорил «куру».

Также и Всевышний Аллах. Когда мы говорим, что Аллах о Себе сказал:

﴿ بَلْ يَدَاهُ مَبْسُوطَتَانِ يُنْفِقُ كَيْفَ يَشَاءُ ﴾

«Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает» Сура «аль-Маида», аят 64.

Если кто-нибудь из вас представил себе человеческие руки, то пусть скажет: «Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана». Потому что это наущение от шайтана. Ты не можешь представить, у тебя белый экран, какой был, такой и должен остаться. Почему? Потому что ты Аллаха не видел и не с чем тебе Его сравнить, и никто тебе не рассказал о том, какие Руки у Аллаха. О каком бы Имени или Атрибуте Аллаха тебе не говорили, у тебя должен остаться белый экран.

И не могут сердца представить Его вид. Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий. У Которого самые прекрасные имена. Милостивый вознесся на Трон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, и то, что между ними, и то, что под грунтом. Если даже ты будешь говорить громко, Ему все равно известно тайное и сокрытое. Аллах объемлет знанием всякую вещь. И подчинил все создания величием и своими постановлениями. Охватил каждую вещь своей милостью и своим знанием. Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием. Он описан тем, чем Он сам Себя описал в Своей великой Книге и на языке его посланника ﷺ

Имам привел аят:

﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ ﴾

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура аш-Шура, аят 11.

И в первой части аята, т.е. в словах — Нет никого подобного Ему — опровержение тем, которые уподобляют Аллаха творениям (мумассиля, мушабиха). А во второй части — и Он — Слышащий, Видящий — опровержение тем, которые отрицают и изменяют качества Аллаха.

Говорит шейх Салих Али Шейх: «Во имя Аллаха — Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху — Господу миров. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам. А затем:

Это послание, которое называется «Люм’атуль-итикад», — краткое послание об убеждениях. Это послание содержит в себе разделы убеждений. Ученые хвалили эту книгу после того, как её написал имам Абу Мухаммад Абдуллах ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Къудама аль-Макдиси, да смилуется над ним Аллах. И это послание достойно того, чтобы разбирать каждое слово и предложение в нём. И достойно того, чтобы разбирались темы в нём подробно. Ту хутбу, которую, мы только что прочитали, которую сказал автор в начале книги — перед тем, как зайти в тему — называют учёные по науке «аль-баляга» (красноречие) — براعة الاستهلال «бара’атуль-истихляль» (искусство начинания).

Учёные уделяют большое внимание бара’атуль-истихляль. Ее смысл — это короткий рассказ во вступлении о том, о чём будет идти речь в этой книге. Перед словами или же хутбами, они говорят вкратце, о чём будут говорить и что будут разбирать. И так как тема этой книги — убеждение и очищение Аллаха и это — самая великая вещь, которая разбирается в книгах об убеждениях. И поэтому хутба, которой начинается книга, содержит в себе хвалу Всевышнему Аллаху.

Ибн Кудама напомнил о Возвышении Аллаха над Своим Троном, о Его знании, которое объемлет всякую вещь, а также то, что Аллах описан тем, чем Он Сам Себя описал. И другие вещи, о которых он рассказал в этой хутбе.

А что же касается известной خطبة الحاجة «хутбатуль-хаджа», о которой пришло в хадисах от Ибн Мас’уда: «Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Аллаха и посланник Его». См. Сахих ибн Маджах, 1547.

Эти слова желательно говорить, когда у тебя есть нужда, о чём-нибудь рассказать, урок дать и т.д. И очень часто Пророк ﷺ ее повторял. Это не было непрерывным делом. Иногда Пророк ﷺ говорил, иногда не говорил. И поэтому учёные иногда начинают свои книги, свои хутбы, свои послания этой хутбой, а иногда начинают рассказом вкратце о том, о чём будут говорить в своей книге. Это и есть то, о чём я тебе рассказал — хутба, название которой — бара’атуль-истихляль.

И поэтому многие учёные делают иджтихад в начале своих книг именно с такого великого вступления, краткого вступления, которое указывает на ту цель, о которой они будут говорить в своих книгах, и даже они — учёные соревнуются в том, кто лучше вкратце расскажет о том, о чём он хочет рассказать в своей книге».

Лекция 2

Что такое ’акыда (вероубеждение)?

Второй важный вопрос, а это — значение термина «’акыда».

Основная тема в убеждениях у ахлюс-Сунна уаль-джама’а (строится) основывается на толковании шести столпов имана (веры). ’Акыда — это то, что пришло в хадисе Джибриля, а это — вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников, в Судный День и в предопределение всего хорошего и плохого. Вера в Аллаха — содержит в себе веру в то, что только Один Аллах, достоин поклонения, а также вера во все Имена и Атрибуты Аллаха, то, что только один Он описан этими именами и атрибутами, то есть нет ничего схожего Ему в Именах и Атрибутах.

Здесь очень важный вопрос. Мы недавно говорили о том, что есть разница между ташбих и тамсиль. Однако, шейх Салих Али Шейх говорит, что нет ничего схожего.

Ташбих у нас бывает двух видов:

  1. Мутлякъу ташбих — неабсолютная схожесть.
  2. Ташбих мутлякъ — абсолютная схожесть.

Если человек скажет: «Моя рука подобна Руке Аллаха». Это будет называться ташбих мутлякъ. А это запрещено. А если человек скажет: «У меня есть рука и у Аллаха есть Рука». Это мутлякъу ташбих. И это не значит что они одинаковые. У Него Рука так как подобает Его величию. А у меня рука так как подобает моей слабости.

Далее шейх Салих Али Шейх говорит: «И этот раздел — т.е. раздел о вере в Аллаха, особенно вера в божественность Аллаха (таухид-улюхийя) в начале ислама (т.е. в I, II, III, IV век по хиджре) не был распространён. Не было нужды в специальных книгах о таухиде-улюхийя, учёные об этом вкратце писали (о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) и проходили. Потому что не был распространён ширк в таухиде-улюхийя среди мусульманской общины. Поэтому в основном все темы убеждений, касающиеся веры в Аллаха, были относительно веры в Имена и Атрибуты Аллаха. А что касается других тем (таухид ар-рубубийя, таухид аль-улюхийя), вкратце об этом рассказывали. Однако, когда появился и распространился ширк, стало обязательным писать отдельные книги о таухиде-аль-улюхийя. И поэтому, ты не найдешь в этой книге подробно о таухиде аль-’ибада или о таухиде аль-улюхийя, в отличие от того, как этому уделили внимание учёные, которые были после него. Однако ты найдешь подробный разбор о теме таухид асмау-уас-сыфат (о единобожии в именах и атрибутах), так как была нужда в те времена в подобном послании. И всякий раз, когда была нужда рабов в объяснении какой-то определённой темы, учёные больше всего уделяли внимание этой теме. Это было явно видно. И поэтому книги, в которых говорится о таухиде аль-улюхийя, подобно книгам «Таухид», «Кашфуш-шубухат», «Салясатуль-усуль» и тому подобное, в них есть подробное толкование о таухиде аль-улюхийя, который является одним из основ в убеждениях в первом столпе, а это — вера во Всевышнего Аллаха. Затем, как упоминали, вера в Ангелов, в Писания, в Посланников — толкование которого придёт. Затем вера в Судный день — и в этот раздел входит вера в скрытые вещи. И поэтому учёные, когда говорят о Судном дне и о вере в Судный день, они говорят о скрытых вещах. И говорят о том, какие убеждения должны быть у верующих относительно этих вопросов. И путь ахлюс-Сунна уаль-джама’а в этой теме противоречит и борется с теми путями, которые проложили заблудшие течения, которые внесли новшество. Затем вера в Предопределение с его добром и злом. После толкования этих шести столпов, они говорят о других темах убеждений, уделяя им определённое внимание. В своей основе эти вопросы не являются из раздела убеждений. И эти вопросы, которые в своей основе не являются из ’акыды, но вставлены в книги по ’акыде (по вероубеждению) по причине нужды в этом. Так как, ахлюс-Сунна уаль-Джама’а противоречили тем заблудшим течениям в этих вопросах, и поэтому им пришлось вставить эти вопросы (описать эти вопросы) в книгах по убеждениям. Подобно этому слова о сахабах. Также, слова о матерях правоверных. Так же в отдельных книгах об убеждениях говорится о вопросах правления, о правителях мусульман. И как приходит в книгах об убеждениях, что надо подчиняться правителям в том, что не является грехом. Что подчинение правителю мусульман, это — уаджиб (обязательно). Что присяга имаму — это фард для каждого. Нельзя выходить против правителей мусульман, если они занимаются несправедливостью (совершают большие грехи, распивают спиртные напитки, занимаются прелюбодеянием, убийством и воровством), пока они не совершат явный куфр. Уаджиб молиться за правителями и делать вместе с ними джихад, какими бы они неправедными не были. И подобные вопросы, которые разбираются в теме имама, так как в этих вопросах ахлю сунна противоречит му’тазилитам и хауариджам, и подобным им. Даже в книгах об ’акыде, они говорят о том, как вытирать хуффы. А это противоречит тем, кто считает это запретным. Так же они говорят о чудесах приближённых (карамат аль-аулия)».

Любой богобоязненный мусульманин является приближённым к Аллаху. А не так, как многие думают, что уали — это какой-то похороненный святой. Нет, любой верующий, богобоязненный мусульманин является приближённым Аллаха. И Аллах Всевышний может создать «карамат» — чудо в его руках. Например, самый яркий пример этому — это учёные. Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, между зухром и ’асром пишет книгу в 50 страниц. Даже прочитать книгу в 50 страниц в период между зухром и ’асром сложно, что уже говорить о том, что бы написать книгу. Ведь для этого требуется размышление о теме книги, о её содержании. Ещё один пример для аулия — это Ибн Акъиль аль-Ханбали, да смилуется над ним Аллах, который написал книгу в 300 томов. Из чудес сахабов (сподвижников) было то, что некоторые из них ходили по поверхности воды.

Хаббаб ибн аль-Арат, да будет доволен им Аллах, когда многобожники взяли его в плен и завязали, — к нему вошла женщина, у которой он попросил лезвие (чтобы освободиться), и она увидела рядом с ним кисть винограда. Хотя в то время не было во всей Мекке ни одного винограда.

И поэтому мы не отрицаем «карамат» людей, верующих в Коран и Сунну. Мы в это верим.

Однако, как сказал имам аш-Шафи’и: «Не верь человеку, который летит в воздухе и плавает по воде, пока он не будет следовать Корану и Сунне Пророка ﷺ»

Далее шейх Салих Али Шейх говорит: «То есть, когда они говорят о том, что Всевышний Аллах создаёт на их руках силу, знания, вещи, которые не соответствуют общепринятому, и пишут об этом в книгах по ’акыде. Так как, есть тот, кто противоречит этому, и не верит в чудеса и отрицает их. Пример тому, му’тазилиты. С другой стороны, есть люди, которые переходят границы и превозносят аулия до такой степени, что ставят их выше, чем Пророки. Так же уляма приводят вопросы нравов в книгах по ’акыде ахлюс-Сунна уаль-джама’а. И поэтому убеждение ахлюс-Сунна уаль-джама’а не ограничивается только основными шести столпами веры (имана) и содержит в себе все эти вещи. Потому что они этими убеждениями, которые привели в своих книгах, отличаются от тех заблудших еретиков (бида’атчиков), которые отвергают контексты Корана и не придерживаются Сунны (не обязывают себя Сунной), и не подчиняются ей, и не живут в соответствии с ней полностью. И таким образом, ахлюс-Сунна уаль-джама’а отличаются тем, что они возвеличивают Сунну и возвеличивают тех, кто носит эту Сунну. И ахлюс-Сунна воюет или отрицает тех, кто противоречит Сунне или выступает против имамов ахлюс-Сунна. Поэтому мы в будущем, с дозволения Аллаха, будем разбирать вкратце эти вопросы, о которых будет говорить автор книги — Ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах. Хоть они и требуют, чтобы их подробно разбирали, но ограниченность во времени не позволяют нам этого сделать».

Лекция 3

О достоверной Сунне

И все, что пришло в Коране или достоверно передается от посланника Аллаха ﷺ из атрибутов Милостивого, является обязательной вера в это, и необходимо предаться этому, и принять это, и не противиться этому, опровергая (радд) или изменяя смысл (таъуиль). Не уподоблять (ташбих) и не сравнивать (тамсиль).

Поговорим немного о достоверной Сунне. Ученые хадиса говорят о том, что хадисы дошли до нас двумя путями.

  1. Мутаватир — такой хадис, который передает большая группа и невозможно чтоб они сговорились на лжи. И лишь количества недостаточно. Допустим, есть группа ребят. Они собираются вместе каждый день. И вдруг они нам передадут хабар. Это уже не будет мутаватир. Потому что они собираются вместе и поэтому могут сговориться.
  2. Ахад — это все, что не достигает степени мутаватир.

И вот появилось такое течение — ’акълинийун. Они ставят свой разум выше шариатских текстов. И точно также их разум не принимает некоторые имена и атрибуты. Они конечно же нашли причину и перестали принимать хабаруль-ахад в вопросах ’акыды. Но что касается фикха, то они берут ахкамы из хадисов ахад. Поэтому если у нас пришло в хадисе ахад о том, что Адам — это пророк. А они не принимают это. Также они отрицают наказание в могиле. Если ты на самом деле хочет увидеть их суть, то спроси: «Где у вас хадис мутаватир?» Они скажут какой-то вопрос, например, который пришел в хадисе. А мы спросим: «А откуда ты узнал что это хабар мутаватир?» Они ответят: «Имам Бухари сказал». Спросим: «Кроме имама Бухари, сколько еще человек тебе это передали?» И он замолчит. Получается это мутаватир для имама Бухари, а для тебя это ахад.

﴿ فَلَمَّا زَاغُوا أَزَاغَ اللَّهُ قُلُوبَهُمْ ﴾

«Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца. Аллах не ведет прямым путем людей нечестивых» Сура «ас-Сафф», аят 5.

И поэтому они подняли такой вопрос о хукме хабаруль-ахад. Мы — ахлюс-Сунна уаль-джама’а — говорим: «Если хабаруль-ахад пришел с достоверным иснадом, то мы принимаем его во всех вопросах».

Многие из нас, изучая исламские науки, доходят до науки Усуль аль-фикх. Большинство книг по Усуль аль-фикх написали либо философы-аш’ариты, либо те, в ком оставили отпечаток эти философы-аш’ариты. Допустим, книга «аль-Мафхуз фи усуль аль-фикх», написал Фахр ар-Рази — один из самых главных аш’аритов. Также книга «аль-Мустасфа», Абу Хамида аль-Газали, известен по книге «Ихъя ’улум ад-дин». Его книга считается одной из сильнейших книг по шафи’итскому усуль аль-фикх. Также «аль-Бурхан фи усуль аль-фикх», имама Абу Маали аль-Джувейни. Также у имама Джувейни есть книга «Уаракат». Также из книг «аль-Ихкам фи усулиль-ахкам», имама аль-Амиди. И вот в этих книгах написано: «В вопросах принятия хабара ахад есть разногласие. И большинство ученых считают, что хабар ахад не является доводом в вопросах убеждения». Мы скажем, да это так, но это говорят те учёные, которые подобны вам. Однако истина совсем наоборот. Единогласное мнение ахлюс-Сунна уаль-джама’а со времен сподвижников: «Хабар ахад является доводом, как в ’акыде, так и в фикхе».

Также у нас в матне пришел термин «радд».

Радд — это ложь и отрицание (такзиб уаль-инкар).

Человек, который делает радд, тамсиль и ташбих мутлякъ — он кафир. А человек, который делает таъуиль, у него есть свой хукм.