Второй курс по изучению Единобожия

«Основы вероубеждения». Часть 2-я

Вера в Аллаха

Вера в Великого и Могучего Аллаха является самым первым и самым важным столпом веры (имана), он имеет главнейшее значение и служит фундаментом для всех остальных столпов, таких как вера в ангелов, в Божественные Книги, в Посланников, в Судный день и в предопределение с его добром и злом. Все они, являясь производными от веры в Аллаха, опираются на этот столп и  строятся на нем.

Сутью веры в Великого и Могучего Аллаха является абсолютная убежденность сердца в следующем:

  •  только Аллах является единственным Господом;
  •  только Аллах является единственным, кто достоин поклонения;
  •  только Аллах является единственным, кто обладает божественными именами и качествами.

Эти три основных убеждения сердца, которые в совокупности составляют суть Единобожия — таухида, являются той самой основой, на которой зиждется вся вера.

Ислам – это религия чистого (абсолютного) единобожия, потому что она основывается на том, что Аллах управляет всем сущим и совершает Свои деяния один, без каких-либо сотоварищей и помощников, и на том, что Он один обладает божественной сущностью и божественными именами и качествами и не имеет Себе подобных, а также на том, что только Он один достоин обожествления и поклонения и не имеет Себе подобных.

Из всего вышесказанного становится понятно, что единобожие — таухид, с которым приходили пророки и посланники Аллаха включает в себя три составляющие:

  1. Единобожие в господстве (таухид ар-рубубийя) – это признание того, что только Всевышний Аллах является Господом, Властелином, Творцом и Управляющим всем сущим, дарует жизнь и умерщвляет, приносит пользу и вредит, является единственным, кто отвечает на мольбы в трудные минуты, обладает абсолютной властью над всем сущим, полностью распоряжается добром, и от Него зависят все дела, и никто не разделяет с Ним этой власти.
  2. Единобожие в божественности (таухид аль-улюхийя) – это посвящение всех обрядов поклонения, таких как унижение (зулль), покорность (худу), любовь (махабба), смирение (хушу’), поклоны поясные (руку’) и земные (суджуд), жертвоприношения (забх) и обеты (назр), только одному Аллаху, не приобщая к Нему никаких сотоварищей.
  3. Единобожие в обладании божественными именами и качествами (таухид аль-асма уа ас-сыфат) – это признание всех имен и качеств Всевышнего Аллаха, которыми Он охарактеризовал Себя в Коране или словами Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверной Сунне и отрицание от Него любых недостатков, пороков и любого сходства творений с тем, что присуще только Ему. Это – признание того, что Аллах ведает обо всем сущем и способен на всякую вещь, что Он – Живой и Поддерживающий жизнь, и что Им не овладевает ни дремота, ни сон. Его воля неукоснительно исполняется, и Его мудрость безгранична. Он – Слышащий, Видящий, Сострадательный, Милосердный. Он вознесся на Трон и владеет Своим царством. Он – Властелин, Святой, Пречистый, Оберегающий, Хранитель, Могущественный, Могучий, Гордый. Пречист Аллах и далек от того, что приобщают к Нему в сотоварищи. И это – лишь некоторые из Его прекрасных имен и возвышенных качеств.

Каждая из этих трех составляющих подтверждается многочисленными доказательствами из Корана и Сунны.

Коран полностью посвящен единобожию и говорит о его требованиях и обещанной за него награде, а также о многобожии, его приверженцах и уготованном для них воздаянии.

Эти три составляющие единобожия мусульманские богословы вывели из текстов Корана и Сунны. Тщательный и разносторонний анализ шариатских текстов позволил усвоить религиозную истину, суть которой кроется в том, что единобожие, которое требуется от рабов, – это вера в то, что Аллах является единственным Господом, единственным, кто достоин поклонения, и единственным, кто обладает божественными именами и качествами. Кто не признает этого целиком, тот  не является верующим.

Единобожие в господстве (таухид ар-рубубийя)

Имеется в виду признание единственности Аллаха в отношении Его действий, иначе говоря, признание того, что лишь Аллах является Творцом всего и что лишь Он является Госпо­дом, Владыкой, Оживляющим, Умерщвляющим, Дарующим средства к существо­ванию, Управителем, Проявляющим благоволение, Наносящим вред,  а также об­ладающим прочими атрибутами, присущими только Господу.

Нам неизвестны факты отрицания этого вида единобожия представителями каких-либо религиозных общин, как неизвест­ны и какие-либо заявления о том, что мир сотворён двумя творцами, подобными друг другу по своим атрибутам и способ­ными на одни и те же действия, ибо это невозможно по определению, к чему мы ещё вернёмся позднее.

Нет никаких сообщений также и о том, что кто-либо из людей утверждал, будто некто участвовал в процессе творения всего сущего наряду с Аллахом, или утверждал бы, что сущест­вует некто, обладающий такими же атрибутами, как и Аллах. Суть утверждений многобожников отражает их убеждённость в том, что любой из сотоварищей Аллаха, будь то ангел, пророк, планета или какой-нибудь идол, подвластен Аллаху. В одном из хадисов, приводимых в «Сахихе» Муслима и передаваемых со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что произнося слова тальбийи, многобожники из числа арабов гово­рили: ”Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, кроме того, кто подвластен Тебе, как подвластно Тебе и то, чем он вла­деет”. Что же касается посланника Аллаха, то он стал произносить то, что сви­детельствует о чистом единобожии, говоря:

«Вот я перед То­бой, о Аллах, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет у Те­бя сотоварища, вот я перед Тобой, поистине, хвала, милость и власть — всё принадлежит Тебе, и нет у Тебя сотоварища!»

Аллах Всевышний поведал нам, что многобожники из числа арабов, к которым был направлен посланник Аллаха, в целом признавали Алла­ха единственным Творцом, о чём упоминается во многих аятах Корана. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ مَنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ۚ قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ ۚ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ ﴾

«Если ты спросишь их: ”Кто сотворил небеса и землю?”-, то они, несомненно, ответят: ”Аллах”. Скажи им: ”Хвала Аллаху!” Но большинство их не разумеет» Сура «Лукман», аят 25.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ مَنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ۖ فَأَنَّىٰ يُؤْفَكُونَ ﴾

«Если ты их спросишь: ”Кто создал небеса и землю и под­чинил Своей власти солнце и луну?”, — то они непременно отве­тят: ”Аллах”. Но сколь же отвратились они!» Сура «Паук», аят 61.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ مَنْ نَزَّلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ مِنْ بَعْدِ مَوْتِهَا لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ۚ قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ ۚ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ ﴾

«А если ты их спросишь: ”Кто низверг с неба воду и ожи­вил ею землю, после того как она умерла?”, — они непременно ответят: ”Аллах”. Скажи: ”Хвала Аллаху!” Но большинство их не разумеет» Сура «Паук», аят 63.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ قُلْ مَنْ يَرْزُقُكُمْ مِنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أَمَّنْ يَمْلِكُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَمَنْ يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَيُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ وَمَنْ يُدَبِّرُ الْأَمْرَ ۚ فَسَيَقُولُونَ اللَّهُ ﴾

«Спроси: ”Кто даёт вам удел с неба и земли?” Или: ”Кто властен над слухом и зрением? Кто извлекает живое из мёртвого и извлекает мёртвое из живого? Кто управляет всем?” И они ответят: ”Аллах”» Сура «Йунус», аят 31.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ قُلْ لِمَنِ الْأَرْضُ وَمَنْ فِيهَا إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ {84} سَيَقُولُونَ لِلَّهِ ۚ قُلْ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ {85} قُلْ مَنْ رَبُّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَرَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ {86} سَيَقُولُونَ لِلَّهِ ۚ قُلْ أَفَلَا تَتَّقُونَ {87} قُلْ مَنْ بِيَدِهِ مَلَكُوتُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ يُجِيرُ وَلَا يُجَارُ عَلَيْهِ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ {88} سَيَقُولُونَ لِلَّهِ ۚ قُلْ فَأَنَّىٰ تُسْحَرُونَ ﴾

«Спроси: ”Кому принадлежит земля и те, кто на ней, ес­ли вы только знаете?” Они ответят: ”Аллаху”. Спроси: ”Неужели же вы не при­задумаетесь?” Спроси: ”Кто Господь семи небес и Господь великого трона?” Они ответят: ”Они принадлежат Аллаху”. Спроси: ”Неуже­ли же вы не устрашитесь?” Спроси: ”В чьей деснице власть надо всем сущим? Кто защищает и от кого нет зашиты, если только вы знаете?” Они ответят: ”Аллах”. Скажи: ”До чего же вы околдованы!”» Сура «Верующие», аяты 84-89.

Тем не менее некоторые люди считают, что есть вещи, со­творённые не Аллахом. Так, например, дуалисты-огнепоклонники считают, что не Аллах сотворил мрак, кадариты считают, что Аллах не является творцом действий животных, а некоторые многобожники из числа арабов и прочих народов считали, что их божества  приносят им пользу или наносят вред сами по себе, а Аллах не творит этого.

В связи с существованием такого вида многобожия в Кора­не была показана его несостоятельность. Аллах Всевышний ска­зал:

﴿ مَا اتَّخَذَ اللَّهُ مِنْ وَلَدٍ وَمَا كَانَ مَعَهُ مِنْ إِلَٰهٍ ۚ إِذًا لَذَهَبَ كُلُّ إِلَٰهٍ بِمَا خَلَقَ وَلَعَلَا بَعْضُهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ ﴾

«Аллах не порождал сына, и нет наряду с Ним другого бога. А если бы не так, то каждый бог уносил бы с собой то, что он сотворил, и одни из них возвысились бы над другими» Сура «Верующие», аят 91.

Слова Всевышнего в данном случае являются не чем иным как образцом умозрительного довода, суть которого состоит в отрицании возможности существования двух творцов, и разъяс­нением того, что Бог Истинный обязательно должен являться Творцом, обладающим способностью к действиям и могуществом, а если бы наряду с Ним существовал и какой-нибудь иной бог, обладающий такой же властью, то он был бы властителем от­дельного творения и тоже отличался бы дееспособностью и могущест­вом. Однако совместное владение не устроило бы другого бога, который попытался бы подчинить себе сотоварища и управлять всем единолично, и если бы смог, то сделал это, а если нет, то отделился бы со своим творением, унеся его куда-нибудь прочь.

Таким образом, в случае существования двух творцов, не­избежным стало бы одно из двух:

  • либо каждый бог унёс бы то, что он сотворил,
  • либо один бог возвысился бы над другим.

Однако всё то, чему мы являемся свидетелями, противоре­чит самой мысли о возможности существования нескольких твор­цов, ибо упорядоченность и гармоничная взаимосвязь между со­бой всех составных частей творения — небес и земли, того, что вверху, и того, что внизу —  указывают на то, что всем в мире управляет Единственный Бог, Великий и Всемогущий.

Единобожие в божественности (таухид аль-улюхийя)

Слово «улюхийя»  в арабском языке образуется от слова «илях», которое означает «божество». «Божество» — это то, чему поклоняются по причине любви сердец к нему и его величия. Ему покоряются и перед ним унижаются, его боятся и его желают, к нему прибегают в несчастье и к нему обращают молитвы в важные моменты жизни, на него уповают в ожидании блага и у него ищут убежища. И все это возникает в сердце человека по отношению к божеству по той причине, что божество обладает качествами совершенства и величия, которые не доступны человеку и всему сотворенному.

Единобожие в божественности («таухид аль-улюхийя») – это убеждение сердцем в том, что только один Аллах является истинным божеством. Ведь только Аллах является Творцом всего сущего. Только Он управляет всеми процессами во вселенной, без Его желания не может произойти ни одна вещь во всем мироздании, Он является хозяином наших душ и к Нему предстоит возвращение и только Ему принадлежит вся власть.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ ﴾

«Мы отправили к каждому народу посланника, чтобы они сказали им: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте ложных богов»» Сура «Пчелы» аят 36.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ ذَٰلِكَ بِأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْحَقُّ وَأَنَّ مَا يَدْعُونَ مِنْ دُونِهِ هُوَ الْبَاطِلُ وَأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ ﴾

«Это потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах — Возвышенный, Большой» Сура «Хадж», 62.

И Всевышний Аллах в Коране сообщил нам о том, что все объекты поклонения людей, которых они принимают за божества, не являются таковыми, являются ложью. То есть поклоняясь им путем подчинения, взывания с мольбами, надежды, страха, прибегания за помощью, упования, человек не получит ничего от них. Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ أَيُشْرِكُونَ مَا لَا يَخْلُقُ شَيْئًا وَهُمْ يُخْلَقُونَ {191} وَلَا يَسْتَطِيعُونَ لَهُمْ نَصْرًا وَلَا أَنْفُسَهُمْ يَنْصُرُونَ ﴾

«Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены, которые не способны оказать им поддержку и не способны помочь даже самим себе?» Сура «Преграды», аяты 191-192.

﴿ وَالَّذِينَ تَدْعُونَ مِنْ دُونِهِ لَا يَسْتَطِيعُونَ نَصْرَكُمْ وَلَا أَنْفُسَهُمْ يَنْصُرُونَ ﴾

«А те, к кому вы взываете вместо Него, не способны оказать вам поддержку и не способны помочь даже самим себе» Сура«Преграды», аят 197.

﴿ يُولِجُ اللَّيْلَ فِي النَّهَارِ وَيُولِجُ النَّهَارَ فِي اللَّيْلِ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ كُلٌّ يَجْرِي لِأَجَلٍ مُسَمًّى ۚ ذَٰلِكُمُ اللَّهُ رَبُّكُمْ لَهُ الْمُلْكُ ۚ وَالَّذِينَ تَدْعُونَ مِنْ دُونِهِ مَا يَمْلِكُونَ مِنْ قِطْمِيرٍ {13} إِنْ تَدْعُوهُمْ لَا يَسْمَعُوا دُعَاءَكُمْ وَلَوْ سَمِعُوا مَا اسْتَجَابُوا لَكُمْ ۖ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكْفُرُونَ بِشِرْكِكُمْ ۚ وَلَا يُنَبِّئُكَ مِثْلُ خَبِيرٍ ﴾

«Он удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня. Он подчинил солнце и луну, и они движутся до назначенного срока. Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий» Сура «Создатель», 13-14 аяты.

И то, что только один Аллах является истинным божеством находит свое выражение в словах свидетельства: «Ля иляха илля Аллах» – Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха.  Суть этого великого сви­детельства состоит в том, что никто, кроме Аллаха, не облада­ет правом на поклонение со стороны других. Суть этого свидетельства состоит в том, что никто кроме Аллаха не обладает божественными качествами: совершенства и величия.

Это свидетельство того, что только Он достоин обожествления, и только он достоин поклонения. Сердца обязаны обожествлять только Его, смиряться перед Ним, унижаться перед Ним, покоряться Ему, потому что только Он является Великим Господом и Творцом всего сущего. Только Он управляет всеми процессами во вселенной, только Он является обладателем всех качеств совершенства и далек от любых недостатков, и следовательно унижаться и смиряться следует только перед Ним. Всевышний Аллах один создает творение изначально и воссоздает его повторно, и никто не соучаствует в этом процессе наряду с Ним. А это означает, что только Он заслуживает поклонения, и никто не вправе быть Его сотоварищем в этом.

Если раб познал это и верит в истинность этого, то он непременно станет поклоняться душой и телом только одному Аллаху. Он будет неуклонно выполнять такие явные предписания ислама, как намаз, закят, пост, хадж, призыв к одобряемому и удержание от порицаемого, доброе отношение к родителям, поддержание родственных связей, и будет признавать сердцем такие основы религии, как вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в Последний день и в предопределение с его добром и злом. При этом он будет стремиться к единственной цели – к достижению довольства своего Господа и обретению Его награды.

Призыв к единобожию такого рода являлся первым шагом всех посланников, как является оно главной обязанностью лю­бого достигшего совершеннолетия и дееспособного человека. Именно ради этого Аллах Всевышний создал джиннов и людей, ра­ди этого направлял Он к ним Своих посланников и ради этого ниспосылал Он им Свои Писания. Кроме того, именно из-за это­го возникали споры между посланниками и теми, к кому они бы­ли посланы, и это являлось причиной разделения людей на ве­рующих и неверных, счастливых и злосчастных.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ﴾

«Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне» Сура «Рассеивающие», аят 56.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ ﴾

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кро­ме Него…» «Ночное путешествие», аят 23.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ ﴾

«Им было велено лишь одно — поклоняться Аллаху, придер­живаясь искренней веры и будучи ханифами…» Сура «Явное доказательство», аят 5.

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщившего о том, что когда посланник Аллаха ﷺ, отправлял My’аза, да будет доволен им Аллах, в Йемен, он сказал ему:

«Поистине, ты явишься к обладателям Писания, так пусть же свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, станет первым из того, к чему ты призовешь их, и если они ответят на твой призыв, то сообщи им, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти молитв ежедневно, а если они согласятся и на это, то сообщи им, что Аллах вменил им в обязанность также и выплату закята, кото­рый следует собирать с их богатых и отдавать их бедным».

Кроме того, в обоих «Сахихах» приводится хадис, переда­ваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сооб­щившего, что посланник Аллаха ﷺ, сказал:

«Мне было велено сражаться с этими людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, и если они сделают это, то тем са­мым защитят от меня свою жизнь и своё имущество, которые после этого могут оказаться доступными для других лишь по праву ислама, а отчёта с них вправе будет требовать только Аллах».

Кроме того, в обоих «Сахихах» приводится хадис, переда­ваемый со слов ‘Итбана бин Малика, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, сказал:

«Поистине, Аллах запретил огню касаться того, кто ска­жет: ”Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, стремясь к лику Аллаха».

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ ﴾

«Мы отправили к каждому народу посланника, чтобы они сказали им: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте ложных богов»» Сура «Пчелы» аят 36.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَمَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رَسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ ﴾

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника без того, чтобы не внушить ему:  “Нет божества, кроме Меня, так поклоняйтесь же Мне!”» Сура «Пророки», аят 25.

Кроме того, Аллах Всевышний упомянул о том, что послан­ники Его, такие как Нух, Худ, Салих и другие, говорили своим соплеменникам:

﴿ لَقَدْ أَرْسَلْنَا نُوحًا إِلَىٰ قَوْمِهِ فَقَالَ يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُمْ مِنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُ ﴾

«Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас другого бога, кроме Него…» Сура «Преграды», аяты 59, 65, 73.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ شَرَعَ لَكُمْ مِنَ الدِّينِ مَا وَصَّىٰ بِهِ نُوحًا وَالَّذِي أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ وَمَا وَصَّيْنَا بِهِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَىٰ وَعِيسَىٰ ۖ أَنْ أَقِيمُوا الدِّينَ وَلَا تَتَفَرَّقُوا فِيهِ ۚ كَبُرَ عَلَى الْمُشْرِكِينَ مَا تَدْعُوهُمْ إِلَيْهِ ﴾

«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Он Нуху, то, что Мы дали тебе в откровении, то, что Мы заповеда­ли Ибрахиму, Мусе и ’Исе, сказав: “Соблюдайте установления религии и не впадайте в противоречия относительно неё”. Тяжко для многобожников то, к чему ты их зовёшь» Сура «Совет», 13.

Таким образом, Аллах велел Своим посланникам соблюдать установления религии и не впадать в противоречия относительно неё, из чего следует, что религия всех посланников едина, на что и указал посланник Аллаха ﷺ, сказавший: «Пророки — это братья, рожденные от разных жён и одного отца:  матери у них разные, а религия од­на». Этот хадис приводят Бухари и Муслим со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

Итак, в основе своей религия их едина, и религией этой является ислам, хотя отдельные положения религиозных законов могут и отличаться друг от друга.

Общим смыслом слова «ислам» является «подчинение одному лишь Аллаху, что  должно выражаться в поклонении только Ему и никому иному», и в  этом отношении все пророки испове­довали ислам, на что и указал Аллах Всевышний, передав сло­ва Нуха, который сказал:

﴿ فَإِنْ تَوَلَّيْتُمْ فَمَا سَأَلْتُكُمْ مِنْ أَجْرٍ ۖ إِنْ أَجْرِيَ إِلَّا عَلَى اللَّهِ ۖ وَأُمِرْتُ أَنْ أَكُونَ مِنَ الْمُسْلِمِينَ ﴾

«Если же вы отвратитесь, то ведь я не прошу у вас награ­ды, ибо наградит меня только Аллах, мне же велено лишь быть  одним из предавшихся Аллаху» Сура «Йунус», аят 72.

Что же касается Ибрахима и Йа’куба, то Аллах Всевышний сообщил о них следующее:

﴿ وَمَنْ يَرْغَبُ عَنْ مِلَّةِ إِبْرَاهِيمَ إِلَّا مَنْ سَفِهَ نَفْسَهُ ۚ وَلَقَدِ اصْطَفَيْنَاهُ فِي الدُّنْيَا ۖ وَإِنَّهُ فِي الْآخِرَةِ لَمِنَ الصَّالِحِينَ {130} إِذْ قَالَ لَهُ رَبُّهُ أَسْلِمْ ۖ قَالَ أَسْلَمْتُ لِرَبِّ الْعَالَمِينَ {131} وَوَصَّىٰ بِهَا إِبْرَاهِيمُ بَنِيهِ وَيَعْقُوبُ يَا بَنِيَّ إِنَّ اللَّهَ اصْطَفَىٰ لَكُمُ الدِّينَ فَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ ﴾

«Только неразумный отвращается от религии Ибрахима! Мы сделали его Своим избранником в этом мире, и, поистине, в мире вечном он будет в числе праведников. Когда сказал Ибрахиму Господь: “Предайся!”, — он отве­тил: “Я предался Господу миров”. Ибрахим, а также Йа’куб заповедали веру своим сынам: “О сыны мои! Аллах избрал для вас эту веру. Не умирайте же не предавшимися!”» Сура «Корова», аят 130-132.

Говоря об ’Исе, мир ему, Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَإِذْ أَوْحَيْتُ إِلَى الْحَوَارِيِّينَ أَنْ آمِنُوا بِي وَبِرَسُولِي قَالُوا آمَنَّا وَاشْهَدْ بِأَنَّنَا مُسْلِمُونَ ﴾

«Вспомни, как Я внушил апостолам: “Уверуйте в Меня и в посланника Моего”. Они ответили: “Мы уверовали, так засвидетельствуй же, что мы — предавшиеся”» Сура «Трапеза», аят 111.

А о других пророках Всевышний сказал следующее:

﴿ إِنَّا أَنْزَلْنَا التَّوْرَاةَ فِيهَا هُدًى وَنُورٌ ۚ يَحْكُمُ بِهَا النَّبِيُّونَ الَّذِينَ أَسْلَمُوا لِلَّذِينَ هَادُوا وَالرَّبَّانِيُّونَ ﴾

«Поистине, Мы ниспослали Тору, в которой содержится ру­ководство к прямому пути и свет. По ней судят иудеев проро­ки, которые предались Аллаху, а также раввины и учёные мужи…» Сура «Трапеза», аят 44.

Напомним ещё раз, что неотъемлемой частью ислама явля­ется подчинение одному лишь Аллаху, выражающееся в поклоне­нии только Ему. Тот, кто наряду с Аллахом подчиняется кому-нибудь ещё, является многобожником, а не подчиняется Ему тот, кто считает поклонение Аллаху ниже своего достоинства, однако объединяет их то, что и многобожники, и обуянные гордыней такого рода являются неверными.

Такова исламская религия, помимо которой Аллах не примет ничего иного. Суть её состоит в том, чтобы подчинять­ся Аллаху, совершая в каждый период времени именно то, что было велено Им совершать в это время. Так, например, сначала Аллах Всевышний велел мусульманам молиться, обращаясь в сто­рону Иерусалима, а потом Он велел им обращаться лицами к Ка­абе, а это значит, что как одно, так и другое действие в своё время являлось частью религии ислама, поскольку в обо­их случаях суть религии состояла в подчинении и исполнении своих религиозных обязанностей, хотя по форме дей­ствия молящихся и отличались друг от друга. Нечто подобное можно сказать и о том, что касается посланников Аллаха, ко­торые исповедовали одну и ту же религию. Несмотря на то, что законы, которые при­носили с собой различные посланники, могли отличаться друг от друга, это ни в коей мере не мешало им быть единовер­цами.

Аллах Всевышний сделал неотъемлемой чертой религии по­сланников то, что приходивший к людям раньше другого, должен был сообщить им радостную весть о предстоя­щем появлении другого и уверовать в него, в то время как при­ходившему позже следовало подтвердить истинность миссии сво­его предшественника и уверовать в него.

Аллах Всевышний ска­зал:

﴿ وَإِذْ أَخَذَ اللَّهُ مِيثَاقَ النَّبِيِّينَ لَمَا آتَيْتُكُمْ مِنْ كِتَابٍ وَحِكْمَةٍ ثُمَّ جَاءَكُمْ رَسُولٌ مُصَدِّقٌ لِمَا مَعَكُمْ لَتُؤْمِنُنَّ بِهِ وَلَتَنْصُرُنَّهُ ۚ قَالَ أَأَقْرَرْتُمْ وَأَخَذْتُمْ عَلَىٰ ذَٰلِكُمْ إِصْرِي ۖ قَالُوا أَقْرَرْنَا ۚ قَالَ فَاشْهَدُوا وَأَنَا مَعَكُمْ مِنَ الشَّاهِدِينَ ﴾

«Вот, Аллах взял с пророков завет: “Вот то, что Я дарую вам из Писания и мудрости, после чего к вам явится посланник, подтверждающий истинность того, что с вами. Вы непременно должны уверовать в него и помогать ему”. Сказал Он: “Согласны ли вы и принимаете ли на этих условиях то, что Я на вас воз­лагаю?” Они ответили: “Согласны”. Сказал Он: “Засвидетельст­вуйте, и Я буду свидетелем вместе с вами”» Сура «Семейство Имрана», аят 81.

Ибн Джарир ат-Табари сообщает, что ’Али бин Абу Талиб и Абдуллах бин ’Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, гово­рили:

«Кого бы из пророков ни посылал Аллах к людям, Он обя­зательно брал с него завет в том, что если при жизни его к людям будет направлен Мухаммад ﷺ, то он обязательно уверует в него и будет оказывать ему помощь, и ещё Аллах повелевал ему взять завет с членов его общины в том, что если при их жизни к людям будет направлен Мухаммад ﷺ, то они обязательно уверуют в него и будут помогать ему».

Таким образом, Аллах велел людям уверовать во всех по­сланников, о чём, если будет угодно Аллаху, мы поговорим по­дробнее, когда речь пойдёт о четвёртой основе веры.

Условия свидетельства о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Ал­лаха

Для того, чтобы эти великие слова, произнося которые человек объявляет о своём присоединении к ре­лигии Ислама, принесли произносящему их пользу, он должен соблюсти семь необходимых условий. Указания на них имеются в Коране и Сунне, однако речь идёт не о том, чтобы запоминать наизусть соответствующие условия, а о том, чтобы придерживаться их смысла, ибо может слу­читься так, что один человек станет соблюдать все эти усло­вия, хотя и не сможет их перечислить, а другой будет помнить всё, поступая вопреки этому.

ПЕРВОЕ: знание, несовместимое с невежеством

Здесь имеется в виду знание смысла этих слов, заключаю­щих в себе как отрицание, так и утверждение.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللَّهُ ﴾

«Так знай же, что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха» Сура «Мухаммад», аят 19.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ إِلَّا مَنْ شَهِدَ بِالْحَقِّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ ﴾

«…разве лишь те, которые признали истину, зная об  этом» Сура «Украшения», аят 86.

Имеются в виду  засвидетельствовавшие, что нет божества, достойного поклонения кро­ме Аллаха, зная сердцами о смысле того, что они произнесли языком.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ وَالْمَلَائِكَةُ وَأُولُو الْعِلْمِ قَائِمًا بِالْقِسْطِ ۚ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ ﴾

«Засвидетельствовал Аллах, а также ангелы и наделённые знанием, что нет божества, достойного поклонения кроме Него, и что Он придерживается справедливости. Нет божества, кроме Него, Могучего, Мудрого» Сура «Семейство Имрана», аят 18.     

ВТОРОЕ: уверенность, несовместимая с сомнениями

Речь идёт о том, что произносящий эти слова должен быть полностью уверен в том, что он говорит, не испытывая при этом никаких сомнений.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ ثُمَّ لَمْ يَرْتَابُوا وَجَاهَدُوا بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنْفُسِهِمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ۚ أُولَٰئِكَ هُمُ الصَّادِقُونَ ﴾

«Верующие — это только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений и не пожа­лели своего имущества и своей жизни на пути Аллаха. Они-то и есть правдивые» Сура «Комнаты», аят 15.

Таким образом, Всевышний назвал условием искренности их веры в Аллаха и Его посланника отсутствие сомнений.

В «ас-Сахихе» приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что по­сланник Аллаха ﷺ сказал: «Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, и, поистине, после того, как раб Аллаха, не ис­пытывавший сомнений в этом, встретит Аллаха, он обязательно войдёт в Рай!»

ТРЕТЬЕ: согласие, несовместимое с отклонением

Подразумевается согласие сердца с тем, чего требует это свидетельство, выраженное словами и подтвержденное делами, и отклонение всего иного, если это противоречит смыслу сви­детельства. Не так поступали люди, отвергавшие слова послан­ников, о которых Аллах Всевышний  сказал так:

﴿ وَكَذَٰلِكَ مَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ فِي قَرْيَةٍ مِنْ نَذِيرٍ إِلَّا قَالَ مُتْرَفُوهَا إِنَّا وَجَدْنَا آبَاءَنَا عَلَىٰ أُمَّةٍ وَإِنَّا عَلَىٰ آثَارِهِمْ مُقْتَدُونَ ﴾

«И когда раньше Мы посылали какого-нибудь увещателя в то или иное селение, знатные говорили: “Поистине, мы заста­ли своих отцов приверженцами такой-то веры и мы следуем по их стопам!”» Сура «Украшения», аят 23.

Что же касается неверных, то о них Аллах Всевышний сказал так:

﴿ إِنَّهُمْ كَانُوا إِذَا قِيلَ لَهُمْ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللَّهُ يَسْتَكْبِرُونَ {35} وَيَقُولُونَ أَئِنَّا لَتَارِكُو آلِهَتِنَا لِشَاعِرٍ مَجْنُونٍ ﴾

«Ведь, когда им говорили: “Нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха”, они надменно отрицали это и говорили: “Неужто отречёмся мы от своих богов из-за какого-то безумного поэта?”» Сура «Выстроившиеся в ряды», аяты 35-36.

В «ас-Сахихе» приводится хадис, передаваемый со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что Пророк ﷺ ска­зал: «Поистине, руководство и знание, с которыми Аллах по­слал меня к людям, подобны выпавшему на землю дождю. Часть этой земли была хорошей, она впитала в себя воду, и на ней выросло много травы. Другая часть земли была бесплодной, но она задержала на себе воду, и Аллах сделал её полезной лю­дям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. Дождь выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала на себе воду и на которой ничего не выросло. Эти части земли подобны тем людям, которые стали сведущими в ре­лигии Аллаха Всевышнего, получили пользу от того, с чем по­слал меня Аллах, стали учиться сами и учить других, и тем, кто не обратился к этому сам, а также тем, кто не принял ру­ководства Аллаха, с которым я был направлен к людям».

ЧЕТВЁРТОЕ: подчинение, несовместимое с отказом

Имеется в виду подчинение требованию искреннего поклонения одному лишь Аллаху, на которое указывают слова свиде­тельства, и отказ от поклонения чему бы то ни было иному.

Аллах Всемогущий и Великий сказал:

﴿ وَأَنِيبُوا إِلَىٰ رَبِّكُمْ وَأَسْلِمُوا لَهُ ﴾

«Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему…» Сура «Толпы», аят 54.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَمَنْ يُسْلِمْ وَجْهَهُ إِلَى اللَّهِ وَهُوَ مُحْسِنٌ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَىٰ ۗ وَإِلَى اللَّهِ عَاقِبَةُ الْأُمُورِ ﴾

«Тот, кто обращает лик свой к Аллаху и творит добро, уже обрёл прочную опору» Сура «Лукман», аят 22.

Здесь имеются в виду слова “Нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха”, что же касается слов “обращает лик свой”, то это значит — под­чиняется и творит добро.

ПЯТОЕ: правдивость, несовместимая с лживостью

Речь идёт о том, что когда человек произносит эти сло­ва, его сердце должно находиться в согласии с его языком.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ الم {1} أَحَسِبَ النَّاسُ أَنْ يُتْرَكُوا أَنْ يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ {2} وَلَقَدْ فَتَنَّا الَّذِينَ مِنْ قَبْلِهِمْ ۖ فَلَيَعْلَمَنَّ اللَّهُ الَّذِينَ صَدَقُوا وَلَيَعْلَمَنَّ الْكَاذِبِينَ ﴾

«Алиф, лям, мим. Неужели люди полагают, что их оставят в покое и не подвергнут испытанию только потому, что они скажут: “Мы уве­ровали”? Мы подвергали испытанию и тех, кто жил задолго до них, ведь Аллах знает тех, которые правдивы, и тех, которые лживы!» Сура «Паук», аяты 1-3.

Что же касается лицемеров, то о них Аллах Всевышний сказал так:

﴿ وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَقُولُ آمَنَّا بِاللَّهِ وَبِالْيَوْمِ الْآخِرِ وَمَا هُمْ بِمُؤْمِنِينَ {8} يُخَادِعُونَ اللَّهَ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَمَا يَخْدَعُونَ إِلَّا أَنْفُسَهُمْ وَمَا يَشْعُرُونَ {9} فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ فَزَادَهُمُ اللَّهُ مَرَضًا ۖ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُوا يَكْذِبُونَ ﴾

«Среди людей есть такие, которые утверждают: “Мы уверо­вали в Аллаха и в Судный день”, но они не веруют. Тщатся они обмануть Аллаха и уверовавших, но обманы­вают только самих себя, не ведая об этом. В сердцах их — болезнь, и да усугубит Аллах болезнь их! Им уготовано мучительное наказание за то, что они лгали» Сура «Корова», 8-10.

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов My’аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, сооб­щившего, что Пророк ﷺ сказал: «Аллах запретит огню касаться любого из тех, кто при­несёт свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Его посланник».

ШЕСТОЕ: искренность, несовместимая с многобожием

Здесь имеется в виду очищение дел от любых примесей многобожия посредством благого намерения.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ ﴾

«…а велено им было только поклоняться Аллаху, будучи искренними в религии и оставаясь подобными ханифам…» Сура «Явное доказательство», аят 5.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ فَاعْبُدِ اللَّهَ مُخْلِصًا لَهُ الدِّينَ {2} أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ ﴾

«И поклоняйся Аллаху, будучи искренним в религии. Поистине, следует быть в религии искренним по отношению к Аллаху. О да! Искренне верят только в Аллаха» Сура «Толпы», аяты  2-3.

В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что Пророк ﷺ сказал: «Наибольшего успеха благодаря моему заступничеству до­бьются те, кто станет произносить слова “Нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха”, храня искренность в сердце».

СЕДЬМОЕ: любовь, несовместимая с ненавистью

Имеется в виду любовь как к самим словам свидетельства, так и к тому, чего они требуют и на что указывают, а также любовь к тем, кто действует в соответствии с его смыслом, со­блюдая все необходимые условия. Под этим подразумевается так­же ненависть к многобожию, несовместимому со смыслом этих слов, и к многобожникам.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَنْدَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ ۖ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ ﴾

«Среди людей есть такие, которые приравнивают других к Аллаху и любят их также, как любят Аллаха, но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал» Сура «Корова», аят 165.

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что по­сланник Аллаха ﷺ сказал: «Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет любить меня больше своих детей, своего отца и всех остальных людей».

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что по­сланник Аллаха ﷺ сказал: «Лишь тот ощутит сладость веры, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё ос­тальное, любит того или иного человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию, от которого спас его Ал­лах, также, как не желает он, чтобы его ввергли в огонь».

Контрольные вопросы