Второй курс по изучению Единобожия

«Основы вероубеждения». Часть 9-я

Вера в Последний день

Последним днём является День воскресения, когда Аллах поднимет рабов Своих из их могил для расчёта и воздаяния и Он будет судить их, после чего часть попадёт в Рай, а другая часть ока­жется в Аду.

Последним он называется потому, что день этот станет по­следним Днём этого мира. Аллах Всевышний поведал людям об этом великом Дне, о том, что будет происходить в этот день, а также о тех признаках, которые будут свидетельствовать о его приближении, и немного найдётся в Коране сур, где не говорилось бы об этом.

Так, например, Аллах Всевышний клянётся этим днём.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ لَا أُقْسِمُ بِيَوْمِ الْقِيَامَةِ ﴾

«Клянусь Днём воскресения…» Сура «Воскресение», аят 1.

И Аллах Всевышний велел Своему пророку ﷺ поклясться в том, что люди будут воскрешены.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ زَعَمَ الَّذِينَ كَفَرُوا أَنْ لَنْ يُبْعَثُوا ۚ قُلْ بَلَىٰ وَرَبِّي لَتُبْعَثُنَّ ثُمَّ لَتُنَبَّؤُنَّ بِمَا عَمِلْتُمْ ۚ وَذَٰلِكَ عَلَى اللَّهِ يَسِيرٌ ﴾

«Неверные утверждают, что их никогда не воскресят. От­вечай: “Напротив, клянусь моим Господом, вы будете воскреше­ны, а уж потом вам поведают о том, что вы творили, — ведь это не составляет труда для Аллаха!”» Сура «Взаимный обман», аят 7.

И Аллах Всевышний воздаёт хвалу тем, кто верует в этот День.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَالَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنْزِلَ مِنْ قَبْلِكَ وَبِالْآخِرَةِ هُمْ يُوقِنُونَ {4} أُولَٰئِكَ عَلَىٰ هُدًى مِنْ رَبِّهِمْ ۖ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ ﴾

«…и тех, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и твердо убеждены, что существует будущая жизнь. Они следуют по прямому пути, указанному Господом, и об­ретут они блаженство» Сура «Корова», аяты 4-5.

И Аллах Всевышний порицает тех, кто не верует в послед­ний День.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ قَدْ خَسِرَ الَّذِينَ كَذَّبُوا بِلِقَاءِ اللَّهِ وَمَا كَانُوا مُهْتَدِينَ ﴾

«Потерпят убыток те, которые отрицали, что предстанут перед Аллахом, ибо они не были на прямом пути» Сура «Йунус», аят 45.

И Аллах Всевышний поведал о том, что день этот уже бли­зок.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ اقْتَرَبَتِ السَّاعَةُ وَانْشَقَّ الْقَمَرُ ﴾

«Приблизился Час этот, и раскололась луна» Сура «Луна», аят 1.

С помощью наглядных примеров и умозрительных дово­дов Аллах Всевышний доказывает, что наступление этого дня возможно

Что касается наглядных примеров, то Аллах Всевышний по­ведал людям о тех, кого Он умертвил, а потом оживил в этом мире, упомянув о шести таких случаях:

Первый: Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَإِذْ قُلْتُمْ يَا مُوسَىٰ لَنْ نُؤْمِنَ لَكَ حَتَّىٰ نَرَى اللَّهَ جَهْرَةً فَأَخَذَتْكُمُ الصَّاعِقَةُ وَأَنْتُمْ تَنْظُرُونَ {55} ثُمَّ بَعَثْنَاكُمْ مِنْ بَعْدِ مَوْتِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ﴾

«Вот, воззвали вы: “О Муса! Мы не станем верить тебе, пока не увидим Аллаха воочию”, — и вас поразила молния, и вы увидели это воочию. Затем Мы вернули вас к жизни после того, как вы лиши­лись сознания, чтобы вы возблагодарили» Сура «Корова», аяты 55-56.

Здесь речь идёт о соплеменниках Мусы, которых Аллах умертвил после того, как они сказали это, а потом Он оживил их.

Второй: Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَإِذْ قَتَلْتُمْ نَفْسًا فَادَّارَأْتُمْ فِيهَا ۖ وَاللَّهُ مُخْرِجٌ مَا كُنْتُمْ تَكْتُمُونَ {72} فَقُلْنَا اضْرِبُوهُ بِبَعْضِهَا ۚ كَذَٰلِكَ يُحْيِي اللَّهُ الْمَوْتَىٰ وَيُرِيكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ ﴾

«И вспомните, как вы убили человека и препирались отно­сительно убийцы, а ведь Аллах раскрывает то, что вы пытаетесь утаить. Мы повелели: “Прикоснитесь к покойнику какой-либо частью закланной коровы”. Так  воскрешает Аллах мёртвых и являет вам Свои знамения, — чтобы вы уразумели» Сура «Корова», аяты 72-73.

Здесь речь идёт о соплеменниках Мусы из числа сынов Исраиля, которые стали спорить друг с другом о том, кто являет­ся убийцей, после чего им было велено принести в жертву ко­рову и прикоснуться какой-либо из её частей к покойному, и когда они сделали это, он воскрес, указал на своего убийцу и  снова умер.

Третий: Аллах Всевышний сказал:

﴿ أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ خَرَجُوا مِنْ دِيَارِهِمْ وَهُمْ أُلُوفٌ حَذَرَ الْمَوْتِ فَقَالَ لَهُمُ اللَّهُ مُوتُوا ثُمَّ أَحْيَاهُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ لَذُو فَضْلٍ عَلَى النَّاسِ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَشْكُرُونَ ﴾

«Разве ты не видел тех, которые, опасаясь смерти, по­кинули свои жилища, — их были тысячи! Аллах же сказал им: “Умрите!”, — а потом Он оживил их. Поистине Аллах милостив к людям, но большинство людей неблагодарны» Сура «Корова», аят 243.

Здесь речь идёт о людях из числа сынов Исраиля, которые стали спасаться бегством, когда среди них разразилась чума, а Аллах Всевышний сначала умертвил, а потом воскресил их.

Четвёртый: Аллах Всевышний сказал:

﴿ أَوْ كَالَّذِي مَرَّ عَلَىٰ قَرْيَةٍ وَهِيَ خَاوِيَةٌ عَلَىٰ عُرُوشِهَا قَالَ أَنَّىٰ يُحْيِي هَٰذِهِ اللَّهُ بَعْدَ مَوْتِهَا ۖ فَأَمَاتَهُ اللَّهُ مِائَةَ عَامٍ ثُمَّ بَعَثَهُ ۖ قَالَ كَمْ لَبِثْتَ ۖ قَالَ لَبِثْتُ يَوْمًا أَوْ بَعْضَ يَوْمٍ ۖ قَالَ بَلْ لَبِثْتَ مِائَةَ عَامٍ فَانْظُرْ إِلَىٰ طَعَامِكَ وَشَرَابِكَ لَمْ يَتَسَنَّهْ ۖ وَانْظُرْ إِلَىٰ حِمَارِكَ وَلِنَجْعَلَكَ آيَةً لِلنَّاسِ ۖ وَانْظُرْ إِلَى الْعِظَامِ كَيْفَ نُنْشِزُهَا ثُمَّ نَكْسُوهَا لَحْمًا ۚ فَلَمَّا تَبَيَّنَ لَهُ قَالَ أَعْلَمُ أَنَّ اللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ ﴾

«Или не задумывался ли ты о том человеке, который про­ходил мимо селения, разрушенного до основания? Он сказал: “Как Аллах всё это вернёт к жизни после того, как оно умер­ло?!” Аллах умертвил его самого на сто лет, потом воскресил и спросил: “Как долго ты пробыл?” Он ответил: “Я проспал день или какую-то часть дня”. Аллах сказал: “Ты пребывал во сне сто лет. Посмотри на свою еду и воду: они ведь не испорти­лись. И взгляни на своего осла. Мы непременно сделаем тебя знамением для других людей. Посмотри же, как  Мы восстановим кости, а потом нарастим на них мясо”. И когда человек увидел всё это воочию, он сказал: “Я знаю, что Аллах всё может!”» Сура «Корова», аят 259.

Итак, этот человек, проходивший мимо разрушенного селе­ния, не мог даже представить себе, что Аллах Всевышний мо­жет всё это вернуть к жизни, и тогда Аллах умертвил на сто лет его самого, а потом оживил его.

Пятый: Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّ أَرِنِي كَيْفَ تُحْيِي الْمَوْتَىٰ ۖ قَالَ أَوَلَمْ تُؤْمِنْ ۖ قَالَ بَلَىٰ وَلَٰكِنْ لِيَطْمَئِنَّ قَلْبِي ۖ قَالَ فَخُذْ أَرْبَعَةً مِنَ الطَّيْرِ فَصُرْهُنَّ إِلَيْكَ ثُمَّ اجْعَلْ عَلَىٰ كُلِّ جَبَلٍ مِنْهُنَّ جُزْءًا ثُمَّ ادْعُهُنَّ يَأْتِينَكَ سَعْيًا ۚ وَاعْلَمْ أَنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ ﴾

«Задумывался ли ты о том, что Ибрахим сказал: “Господь! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников”. Спросил Он: “Разве ты не уверовал?” Он ответил: “Почему же? Но это ради того, чтобы моё сердце успокоилось”. Аллах велел: “Возьми четырёх птиц, разорви и оставь от каждой по кусочку на каждой горе, а потом кликни их, и они стремительно слетятся к тебе. Знай же, что Аллах — Всемогущий, Мудрый”» Сура «Корова», аят 260.

Здесь рассказывается о том, как Ибрахим попросил своего Господа показать ему, как Он оживляет мёртвых, и тогда Аллах Всевышний велел ему зарезать четырёх птиц и разбросать части их тел по окрестным горам, а потом позвать их, сказав, что они слетятся к нему.

Шестой: он касается тех, кто много лет оставался в пещере. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَلَبِثُوا فِي كَهْفِهِمْ ثَلَاثَ مِائَةٍ سِنِينَ وَازْدَادُوا تِسْعًا ﴾

«Они провели в пещере триста лет и ещё девять» Сура «Пещера», аят 25.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَكَذَٰلِكَ بَعَثْنَاهُمْ لِيَتَسَاءَلُوا بَيْنَهُمْ ﴾

«И Мы таким образом пробудили их, чтобы они стали расспрашивать друг друга» Сура «Пещера», аят 19.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَكَذَٰلِكَ أَعْثَرْنَا عَلَيْهِمْ لِيَعْلَمُوا أَنَّ وَعْدَ اللَّهِ حَقٌّ وَأَنَّ السَّاعَةَ لَا رَيْبَ فِيهَا ﴾

«Итак, Мы поведали людям этот рассказ, чтобы они знали, что обещанное Аллахом — истина и что час этот непременно наступит» Сура «Пещера», аят 21.

Что же касается умозрительных доводов в пользу возмож­ности воскресения из мёртвых, то они могут быть самыми раз­ными.

Первый: вывод о возможности второго творения на основа­нии знания о первом, поскольку Тот, кто смог создать всё в первый раз, сможет сделать это вновь. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَضَرَبَ لَنَا مَثَلًا وَنَسِيَ خَلْقَهُ ۖ قَالَ مَنْ يُحْيِي الْعِظَامَ وَهِيَ رَمِيمٌ {78} قُلْ يُحْيِيهَا الَّذِي أَنْشَأَهَا أَوَّلَ مَرَّةٍ ۖ وَهُوَ بِكُلِّ خَلْقٍ عَلِيمٌ ﴾

«И приводит он притчи, забыв о том, кем сотворён, и го­ворит: “Кто же оживит истлевшие кости?!” Отвечай: “Оживит их Тот, кто создал их в первый раз, ибо Он сведущ в любом творении”» Сура «Йа син», аяты 78-79.

Второй: довод, основанный на знании о возможности возник­новения чего-либо из его противоположности, например, о воз­можности извлечения жаркого и сухого пламени из зелёного, хо­лодного и влажного дерева. Аллах Всевышний сказал:

﴿ الَّذِي جَعَلَ لَكُمْ مِنَ الشَّجَرِ الْأَخْضَرِ نَارًا فَإِذَا أَنْتُمْ مِنْهُ تُوقِدُونَ ﴾

«Он — Тот, кто зажёг для вас из зелёного дерева огонь, а теперь вы от него зажигаете» Сура «Йа син», аят 80.

Третий: довод, основанный на том, что способный сотворить великое способен сотворить и малое. Аллах Всевышний сказал:

﴿ أَوَلَيْسَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ بِقَادِرٍ عَلَىٰ أَنْ يَخْلُقَ مِثْلَهُمْ ﴾

«Неужели тот, кто сотворил небеса и землю, не в силах создать подобное им?!» Сура «Йа син», аят 81.

Четвёртый: довод в пользу возможности воскресения мёрт­вых, основанный на знании о возможности оживления земли пос­ле её смерти. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمِنْ آيَاتِهِ أَنَّكَ تَرَى الْأَرْضَ خَاشِعَةً فَإِذَا أَنْزَلْنَا عَلَيْهَا الْمَاءَ اهْتَزَّتْ وَرَبَتْ ۚ إِنَّ الَّذِي أَحْيَاهَا لَمُحْيِي الْمَوْتَىٰ ۚ إِنَّهُ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ ﴾

«К знамениям Его относится и то, что ты видишь землю иссохшей, но когда Мы ниспосылаем на неё дождь, она вздыма­ется и разбухает. Поистине, Тот, кто оживил её, оживит и покойников. Поистине, Он всё может!» Сура «Разъяснены», аят 39.

Пятый: довод в пользу возможности воскресения, основан­ный на знании о том, что после сна наступает пробуждение, ведь сон — брат смерти, а пробуждение подобно жизни после смерти. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَهُوَ الَّذِي يَتَوَفَّاكُمْ بِاللَّيْلِ وَيَعْلَمُ مَا جَرَحْتُمْ بِالنَّهَارِ ثُمَّ يَبْعَثُكُمْ فِيهِ لِيُقْضَىٰ أَجَلٌ مُسَمًّى ۖ ثُمَّ إِلَيْهِ مَرْجِعُكُمْ ثُمَّ يُنَبِّئُكُمْ بِمَا كُنْتُمْ تَعْمَلُونَ ﴾

«Он — тот, кто упокаивает вас ночью и знает, что вы со­вершаете днём. Потом Он воскресит вас в день этот, чтобы ис­полнился срок назначенный, а затем к Нему вы будете возвращены, и возвестит Он вам о том, что вы творили» Сура «Скот», аят 60.

Шестой: довод в пользу возможности воскресения, основанный на знании о мудрости и справедливости Аллаха, в соответ­ствии с которыми и воскресение, и воздаяние неизбежны. Аллах Всевышний сказал:

﴿ أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَاكُمْ عَبَثًا وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لَا تُرْجَعُونَ ﴾

«Неужели же посчитали вы, что Мы сотворили вас ради за­бавы и что не будете вы к Нам возвращены?!» Сура «Верующие», аят 115.

О времени наступления этого часа

Знанием об этом обладает один лишь Аллах, а мы можем сказать только то, что наступит он неожиданно.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَسْأَلُونَكَ عَنِ السَّاعَةِ أَيَّانَ مُرْسَاهَا ۖ قُلْ إِنَّمَا عِلْمُهَا عِنْدَ رَبِّي ۖ لَا يُجَلِّيهَا لِوَقْتِهَا إِلَّا هُوَ ۚ ثَقُلَتْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۚ لَا تَأْتِيكُمْ إِلَّا بَغْتَةً ۗ يَسْأَلُونَكَ كَأَنَّكَ حَفِيٌّ عَنْهَا ۖ قُلْ إِنَّمَا عِلْمُهَا عِنْدَ اللَّهِ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ ﴾

«Они станут спрашивать тебя о последнем часе, когда он настанет? Отвечай: “Поистине, знает об этом только Господь мой и только Он явит его, когда придёт время. И на  небесах, и на земле тяжким будет час последний”. Они спрашивают тебя об этом часе, будто тебе известно об этом! Отвечай: “Поисти­не, знает об этом только Аллах, но большая часть людей не ведает об этом”» Сура «Преграды», аят 187.

Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я был направлен к людям, когда час этот стал столь же близок», — после чего он сделал знак двумя пальцами. Этот хадис приводят Бухари и Муслим.

Сообщается также, что когда посланник Аллаха ﷺ отвечал на вопросы о времени наступления Дня воскресения, он всегда говорил, что не знает об этом, советуя задававшим такие вопросы заняться более подходящим делом, то есть — подумать о том, как лучше подготовиться к этому дню, а иногда он говорил о малом дне воскресения, иначе говоря, о смерти.

Так, например, когда Джибриль, мир ему, сказал Пророку ﷺ: “Поведай мне об этом часе”, — он дал ему такой ответ: «Тот, у кого спрашивают, знает не больше задающего вопрос». Этот хадис приводят Бухари и Муслим.

В обоих «Сахихах» приводится также и другой хадис, в ко­тором сообщается о том, что однажды какой-то бедуин спросил пророка ﷺ: “Когда наступит этот час?”, — на что он ответил ему так: «Поистине, час этот близок, а что ты приготовил для него?».

В обоих «Сахихах» приводится и другой хадис, передавае­мый со слов ’Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказа­ла: «Бедуины часто приходили к пророку ﷺ и спрашивали его: “Когда наступит этот час?”, — что же касается посланника Аллаха ﷺ, то он обращал свой взор на младшего из них и говорил: «Поистине, для вас этот час насту­пит прежде, чем он успеет одряхлеть», — имея в виду время на­ступления их смертного часа».

Однако в Коране и Сунне имеется целый ряд указаний на признаки наступления  этого часа. Так, например, Аллах Всевышний говорит о больших признаках этого, к числу которых от­носятся Дым, второе пришествие ’Исы, мир ему, появление Йаджуджа и Маджуджа, восход солнца с запада и появление Животного.

Что же касается посланника Аллаха ﷺ, то он упоминает о некоторых дета­лях, связанных с этим,  к числу которых относятся появление Антихриста, три лунных затмения — на востоке, на западе и над Аравией, а также огонь, который выйдет из Йемена и будет гнать людей к месту их сбора. Кроме того, посланник Аллаха ﷺ сообщил, что час этот не наступит до тех пор, пока два великих войска, которые будут призывать к одному и тому же, не сойдутся в великой битве, пока не появятся около тридцати лжецов, каждый из которых будет утверждать, что он является пророком, пока не будет взято из мира знание, пока не учас­тятся землетрясения, пока не сожмется время, пока не возникнут искушения, пока не станут люди убивать друг друга и, наконец, пока не выйдет из Хиджаза такое пламя, которое осветит собой шеи верблюдов даже в Бусре.

Все эти, а также некоторые иные признаки делятся на большие и малые. Малые, в свою очередь, подразделяются на то, что уже осуществилось и закончилось, на то, что имело место и продолжается, а также на то, что ещё не случилось. Что же касается больших, то время их ещё не настало, но когда что-нибудь из этого осуществится, то за этим последует и всё ос­тальное.

Смерть и события в могиле

Вера в последний день подразумевает собой веру во всё то, на что в связи с этим указывают Коран и сунна, а именно — во всё то, что связано со смертью и тем, что за ней после­дует.

Вера в то, что касается смерти, включает в себя нижесле­дующее:

1. Веру в то, что в мире этом смерть для всего живого неизбежна. Аллах Всевышний сказал:

﴿ كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ ۖ ثُمَّ إِلَيْنَا تُرْجَعُونَ ﴾

«Каждая душа вкусит смерть, а потом к Нам вы будете возвращены» Сура «Паук», аят 57.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ ۚ لَهُ الْحُكْمُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ ﴾

«Всё сущее тленно, кроме лика Его. Ему решать, и к Нему вы  будете возвращены» Сура «Рассказ», аят 88.

2. Веру в то, что срок каждого точно определён, и никто не в силах ни оттянуть, ни опередить его. Срок этот известен Аллаху, который не только установил его, но и определил при­чину смерти каждого. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمَا كَانَ لِنَفْسٍ أَنْ تَمُوتَ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّهِ كِتَابًا مُؤَجَّلًا ﴾

«Ни один человек не умрёт, кроме как с дозволения Аллаха, в предписанный Им срок» Сура «Семейство Имрана», аят 145.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَلِكُلِّ أُمَّةٍ أَجَلٌ ۖ فَإِذَا جَاءَ أَجَلُهُمْ لَا يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً ۖ وَلَا يَسْتَقْدِمُونَ ﴾

«И для каждой религиозной общины — свой срок. Когда наступает их срок, они не могут ни оттянуть его ни на час, ни опередить» Сура «Преграды», аят 34.

3. Веру в то, что о сроке этом известно только Аллаху. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَاذَا تَكْسِبُ غَدًا ۖ وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ بِأَيِّ أَرْضٍ تَمُوتُ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ ﴾

«Никто не знает, что случится с ним завтра, и никто не знает, в какой земле он умрёт. Поистине, Аллах — Знающий, Всеведущий» Сура «Лукман», аят 34.

4. Веру в то, что перед смертью случается то, о чем говорил Аллах Всевышний:

﴿ حَتَّىٰ إِذَا جَاءَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ تَوَفَّتْهُ رُسُلُنَا وَهُمْ لَا يُفَرِّطُونَ ﴾

«…Пока к кому-нибудь из вас не придёт смерть, и тогда упокоят его Наши посланцы, а они ничего не упускают» Сура «Скот», аят 61.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ فَلَوْلَا إِذَا بَلَغَتِ الْحُلْقُومَ {83} وَأَنْتُمْ حِينَئِذٍ تَنْظُرُونَ {84} وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْكُمْ وَلَٰكِنْ لَا تُبْصِرُونَ ﴾

«Когда дух кого-либо из вас подступает к горлу и вы воочию видите это, то Мы ближе к нему, чем вы, хотя вы этого и не видите…» Сура «Событие», аяты 83-85.

Здесь речь идёт о том, что когда дух умирающего подсту­пает к его горлу, наступает агония. В это время присутствующие смотрят на него, что же касается Аллаха Всевышнего, то Он больше знает об умирающем, чем люди, и ангелы Его ближе к нему, чем они, но они не видят этого.

Когда умирает грешный и несправедливый человек, он жа­леет обо всём, что делал, и хочет вернуться обратно в мир этот.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ حَتَّىٰ إِذَا جَاءَ أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ رَبِّ ارْجِعُونِ {99} لَعَلِّي أَعْمَلُ صَالِحًا فِيمَا تَرَكْتُ ۚ كَلَّا ۚ إِنَّهَا كَلِمَةٌ هُوَ قَائِلُهَا ۖ وَمِنْ وَرَائِهِمْ بَرْزَخٌ إِلَىٰ يَوْمِ يُبْعَثُونَ ﴾

«Когда же перед кем-либо из них предстанет смерть, он взмолится: “Господи! Верни меня: быть может, я совершу праведное дело в том, чем я пренебрёг!” Нет же! То, что он говорит, всего лишь слова, а по­зади тех, кто покидает мир — преграда, которая останется до тех пор, пока их не воскресят» Сура «Верующие», аяты 99-100.

Что же касается извлечения из тела духа неверного, то об этом Аллах Всевышний сказал так:

﴿ وَلَوْ تَرَىٰ إِذِ الظَّالِمُونَ فِي غَمَرَاتِ الْمَوْتِ وَالْمَلَائِكَةُ بَاسِطُو أَيْدِيهِمْ أَخْرِجُوا أَنْفُسَكُمُ ۖ الْيَوْمَ تُجْزَوْنَ عَذَابَ الْهُونِ بِمَا كُنْتُمْ تَقُولُونَ عَلَى اللَّهِ غَيْرَ الْحَقِّ وَكُنْتُمْ عَنْ آيَاتِهِ تَسْتَكْبِرُونَ ﴾

«О, если бы ты видел, как грешники пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают руки и говорят: “Расставайтесь ныне со своими душами! Сегодня воздастся вам унизительным наказанием за то, что вы возводили ложь на Аллаха и пренебрегали Его знамениями!”» Сура «Скот», аят 93.

Это значит, что ангелы протягивают к грешнику руки, на­нося ему удары и мучая его.

В «Муснаде» имама Ахмада и других сборниках приводится хадис, передаваемый со слов аль-Бара’ бин Азиба, да будет до­волен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда верующий раб отправляется в мир иной, покидая мир этот, к нему спускаются с небес ангелы, лица которых си­яют  как солнце. С собой они приносят саваны и благовония из рая и усажи­ваются вокруг него на всём пространстве, насколько хватает глаз, а потом к нему является ангел смерти, который усажива­ется у его изголовья и говорит: “О душа добрая, изыди к про­щению и благоволению Аллаха!” И душа начинает вытекать из его тела подобно воде, вытекающей из меха, и ангел смерти принимает её, другие же ангелы не оставляют эту душу в его руках ни на миг, но забирают её и заворачивают в саван из рая и умащают её благовониями из рая, после чего от неё начинает исходить благоухание, подобное благоуханию лучшего мускуса, и они возносятся вместе с ней вверх».

Далее пророк ﷺ сказал:

«Что же касается раба неверного, то когда он покидает мир этот, спускаются к нему с небес ангелы с чёрными лица­ми, которые приносят с собой грубые власяницы и усаживаются вокруг него на всём пространстве, насколько хватает глаз, а потом к нему является ангел смерти, садится у его изголовья и говорит: “О душа скверная, изыди ко гневу и ярости, Аллаха!”, — после чего он выхватывает её из тела, подобно тому, как выдирают зазубренное железо из мокрой шерсти, а другие ангелы сразу же забирают её,  чтобы завернуть в одну из  этих власяниц, и от неё начинает исходить самое отвратительное зловоние, которое только бывает на земле, а потом они возносятся с ней».

Итак, после смерти происходят великие и важные события, часть которых имеет место в могиле, а часть произойдёт после воскресения из мёртвых.

Вот что происходит с человеком в могиле:

1. Испытание могилы.

После того, как покойного укладывают в могилу, он подвер­гается испытанию, так как к нему являются двое ангелов, кото­рые спрашивают его: “Кто Господь твой? Какова твоя религия? Кто тот человек, который был послан к вам?” Что касается ве­рующего, то он ответит: “Мой Господь — Аллах, а моя религия — Ислам”, — в ответ же на третий вопрос скажет: “Он — раб Ал­лаха и посланник Его”. Что же касается неверного, то он на все вопросы будет отвечать: “Ха! Ха! Не знаю”, — а лицемер или сомневающийся скажет так: “Не знаю, я только слышал, как люди гово­рили что-то, и повторял то же самое”.

2. Блаженство и мучения могилы.

После испытания, которому покойный подвергается в моги­ле, он останется там до самого дня воскресения, испытывая блаженство или подвергаясь мучениям, что касается и тела, и духа, или же одного только духа.

Об испытании, которое ждет каждого в могиле и которое связано с вопросами двух ангелов, говорится во многих аятах и хадисах, где сообщается также о блаженстве или мучениях, во что необходимо верить в целом и в частнос­тях, но мы не будем говорить о том, как именно это будет происходить.

Указания, свидетельствующие об этом:

Аллах Всевышний сказал:

﴿ يُثَبِّتُ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا بِالْقَوْلِ الثَّابِتِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ ﴾

«Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мире этом и в мире ином…» Сура «Ибрахим», аят 27.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَحَاقَ بِآلِ فِرْعَوْنَ سُوءُ الْعَذَابِ {45} النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوًّا وَعَشِيًّا ۖ وَيَوْمَ تَقُومُ السَّاعَةُ أَدْخِلُوا آلَ فِرْعَوْنَ أَشَدَّ الْعَذَابِ ﴾

«…и род фараона поразила наихудшая кара — огонь, куда их ввергают утром и вечером, когда же на­ступит час этот, скажут: “Подвергните род фараона самому су­ровому наказанию!”» Сура «Прощающий», аяты 45-46.

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов аль-Бара’ бин Азиба, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк ﷺ сказал: «После того, как верующего усадят в могиле его, к не­му придут, и он принесёт свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, на что и указывают слова Всевышнего: «Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мире этом и в мире ином…» Сура «Ибрахим», аят 27.

В хадисе, приводимом в «Муснаде» имама Ахмада, со слов аль-Бара’ бин Азиба, да будет доволен им Аллах, начало которого было приведено нами выше, сообщается также, что сначала ангелы возносятся с духом покойного, а потом возвра­щают его на землю.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «И его дух возвратят в тело, после чего к нему придут два ангела, усадят его и скажут ему: “Кто Господь твой?” Он ответит: “Господь мой — Аллах”. Потом они спросят: “Какова твоя религия?” Он ответит: “Моя религия — Ислам”. Потом они спросят его: “Кто тот человек, который был послан к вам?” Он ответит: “Он — посланник Аллаха”. Тогда они спросят его: “Откуда ты знаешь это?” Он ответит: “Я читал Книгу Аллаха и уве­ровал в неё”. И тогда с небес раздастся голос: “Раб Мой ска­зал правду, постелите же ему постель из Рая и откройте пе­ред ним врата рая”, — после чего его охватит радость и он ста­нет испытывать райское блаженство, а могила его станет просторной, насколько хватает глаз».

Что же касается неверного, то о нём посланник Аллаха ﷺ сказал так: «И дух его возвратят в тело, после чего к нему явятся два ангела, усадят его и спросят: “Кто Господь твой?” Он от­ветит: “Ха! Ха! Не знаю”. Тогда они спросят: “Кто тот человек, кото­рый был направлен к вам?” Он снова ответит: “Ха! Ха! Не знаю”, — и тогда с неба раздастся голос: “Лгал он, постелите же ему ло­же из огня и откройте перед ним врата ада!”, — после чего его охватит жар ада, и могила его станет узкой и перемешаются между собой  его ребра».

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, сообщившего о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «После того как раба Аллаха положат в могилу его, а хоронившие его уйдут, и он услышит стук их сандалий, к нему явятся два ангела, усадят его и спросят: “Что скажешь ты об этом чело­веке?” И верующий ответит: “Свидетельствую, что он — раб Алла­ха и посланник Его”, — после чего ему скажут: “Посмотри на мес­то своё в огне, которое Аллах заменил тебе на место в раю!”, — и он увидит и то, и другое. Что же касается лицемера, то ког­да его спросят: “Что скажешь ты об этом человеке?”, — он ответит: “Нe знаю, я говорил то же, что и другие люди”. Тогда они скажут: “Ты не знал и не читал”, — и нанесут ему удар же­лезными молотками, а он закричит так, что крик  этот услышат все находящиеся вокруг него, кроме людей и джиннов».

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообшившего, что однажды пророк ﷺ, проходивший мимо двух могил, сказал: «Поистине, их под­вергают мучениям, и мучают их не за большой грех”, — а потом он сказал: “Да, один из них распространял клевету, дру­гой же не прикрывался от собственной мочи”, — а после этого пророк ﷺ взял све­жую пальмовую ветвь, разломал её надвое, воткнул половинки на каждую из могил и сказал: “Может быть, они будут облегчать их страдания, пока не засохнут”».

Сообщается также, что пророк ﷺ обращался к Аллаху с мольбами защитить его от мучений могилы и повелевал другим делать то же самое, о чем свидетельствуют многие хадисы.

Мучения могилы бывают двух видов:

1. Есть такие мучения, которым люди подвергаются постоян­но, как сказал об этом Аллах Всевышний:

﴿ النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوًّا وَعَشِيًّا ﴾

«…огонь, куда их ввергают утром и вечером» Сура «Прощающий», аят 46.

2. Другие же мучения продолжаются некоторое время, а потом прекращаются. Таким мучениям подвергаются некоторые из совершав­ших грехи мусульман, тяжесть мук  которых зависит от тяжести их прегрешений. Потом их участь облегчается, чему могут спо­собствовать мольбы или раздача милостыни за них или иные подобные дела.

Часть заблудших отрицала то, что люди будут подвергать­ся в могилах мучениям или испытывать блаженство. Сомнения их были вызваны тем, что они не могли постичь этого эмпиричес­ки, так как никогда не видели, чтобы покойных спрашивали о чём-либо, или они испытывали бы блаженство или мучения.

На это можно ответить следующим образом:

  1. Поскольку источниками всех наших знаний об этом слу­жат Коран и сунна, мусульманину следует признавать и подтверж­дать все эти сведения, чем и отличаются от всех прочих мусуль­мане, верующие в сокрытое и следующие правильным путём благодаря руководству посланника Аллаха ﷺ.
  2. В мире ином действуют свои установления, о которых нельзя судить по тому, что является привычным для нас в мире этом. Это означает, что мы не можем почувствовать, что именно происходит с покойным. Можно утверждать лишь то, что могущество Аллаха велико, а Он судил так, что людям не дано  видеть и слышать происходящего в мире ином, ибо они не смогли бы вынести этого и потому, что Он опасался, что они не стали бы хоронить друг дру­га, а также для того, чтобы верующие отличались от прочих.
  3. Человек не в состоянии постичь всё. Так, например, когда Джибриль, мир ему, спускался к пророку ﷺ и беседовал с ним, никто из находившихся рядом с ними не видел и не слышал его. Кроме того, известно, что всё сущее славит Аллаха, однако мы не можем судить о том, как именно это происходит.
  4. Аллах Всевышний и в этом мире позволяет нам видеть нечто подобное, ведь человек иногда может увидеть во сне что-то приятное и радостное, а иногда — что-то совершенно противо­положное этому, хотя на самом деле он спит в своей постели, находясь вдали от того, что он  видит, а его сновидения недоступны восприятию окружающих.

Нечто подобное можно сказать и о современных изобретени­ях. Так, мы не можем ощутить процессов, происходящих в элект­рических проводах, пока не прикоснёмся к оголённому проводу, который находится под напряжением, и существует разница между прикасающимися к нему железными и деревянными предметами.

События после воскрешения

Исход из могил

Люди восстанут из своих могил, когда Исрафиль, мир ему, затрубит в трубу. В Коране указывается, что он сделает это трижды.

1. После первого трубного гласа все будут охвачены страхом.

Первый трубный глас нарушит установившийся мировой поря­док и приведёт его в расстройство.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَيَوْمَ يُنْفَخُ فِي الصُّورِ فَفَزِعَ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَمَنْ فِي الْأَرْضِ إِلَّا مَنْ شَاءَ اللَّهُ ﴾

«Помни о том дне, когда раздастся трубный глас. Тогда устрашатся те, кто на небесах и на земле, кроме тех, к кому благоволит Аллах» Сура «Муравьи», аят 87.

2. После второго трубного гласа всё живое в мире погиб­нет.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَنُفِخَ فِي الصُّورِ فَصَعِقَ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَمَنْ فِي الْأَرْضِ إِلَّا مَنْ شَاءَ اللَّهُ ﴾

«Затрубят в трубу, и будут повержены словно молнией и те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Ал­лах пожелает оставить» Сура «Толпы», аят 68.

3. После третьего трубного гласа люди воскреснут и восстанут из могил.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ مَّ نُفِخَ فِيهِ أُخْرَىٰ فَإِذَا هُمْ قِيَامٌ يَنْظُرُونَ ﴾

«Потом протрубят ешё раз, и люди встанут, озираясь» Сура «Толпы», аят 68.

Сбор

О том, в каком виде люди восстанут из своих могил, со­общается в хадисе, передаваемом со слов ’Аиши, да будет дово­лен ею Аллах, и приводимом в обоих «Сахихах». ’Аиша сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха ﷺ сказал: “В День воскресения люди бу­дут собраны босыми, нагими и необрезанными”».

В «Сахихе» Муслима приводится хадис, передаваемый со слов аль-Микдада бин аль-Асуада, да будет доволен им Аллах, который передал, что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «В День воскресения солнце будет приближено к людям и окажется от них на расстоянии мили, люди же погрузятся в собственный пот по мере дел своих».

В этой ситуации Пророк ﷺ станет ходатайствовать за людей после того, как не возьмутся за это Адам, Нух, Ибрахим, Муса и ’Иса, мир им, что и станет величайшим заступничеством и местом достохвальным.

Предстояние и расчёт

Под предстоянием имеется в виду то, что все люди пред­станут перед Аллахом Всемогущим и Великим.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَعُرِضُوا عَلَىٰ رَبِّكَ صَفًّا لَقَدْ جِئْتُمُونَا كَمَا خَلَقْنَاكُمْ أَوَّلَ مَرَّةٍ ﴾

«И они предстанут перед Господом твоим, выстроившись в ряд, и будет сказано им: “Вы пришли такими, какими Мы со­творили вас изначально…”» Сура «Пещера», аят 48.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ يَوْمَئِذٍ تُعْرَضُونَ لَا تَخْفَىٰ مِنْكُمْ خَافِيَةٌ ﴾

«В тот день вы предстанете, и ни одна  из тайн ваших не останется сокрытой» Сура «Судный день», аят 18.

Расчёт: Аллах Всемогущий и Великий сообщит людям об их благих и дурных делах и напомнит им о том, что они забудут.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَوْمَ يَبْعَثُهُمُ اللَّهُ جَمِيعًا فَيُنَبِّئُهُمْ بِمَا عَمِلُوا ۚ أَحْصَاهُ اللَّهُ وَنَسُوهُ ﴾

«…в тот День, когда Аллах воскресит их всех и тогда пове­дает им о том, что они творили. Аллах сочтёт деяния их, о которых они забудут…» Сура «Препирательство», аят 6.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ إِنَّ إِلَيْنَا إِيَابَهُمْ {25} ثُمَّ إِنَّ عَلَيْنَا حِسَابَهُمْ ﴾

«Ведь к Нам они вернутся, и Мы предъявим им счёт» Сура «Покрывающее», аяты 25-26.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ فَلَا تَحْسَبَنَّ اللَّهَ مُخْلِفَ وَعْدِهِ رُسُلَهُ ۗ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ ذُو انْتِقَامٍ {47} يَوْمَ تُبَدَّلُ الْأَرْضُ غَيْرَ الْأَرْضِ وَالسَّمَاوَاتُ ۖ وَبَرَزُوا لِلَّهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ {48} وَتَرَى الْمُجْرِمِينَ يَوْمَئِذٍ مُقَرَّنِينَ فِي الْأَصْفَادِ {49} سَرَابِيلُهُمْ مِنْ قَطِرَانٍ وَتَغْشَىٰ وُجُوهَهُمُ النَّارُ {50} لِيَجْزِيَ اللَّهُ كُلَّ نَفْسٍ مَا كَسَبَتْ ۚ إِنَّ اللَّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ ﴾

«Не думай, что Аллах нарушит обещания, данные Им Своим посланникам. Поистине, Аллах велик, и не откажется Он от возмездия в тот день, когда земля будет изменена, когда и небеса будут изменены и все люди предстанут пред Аллахом Единым, Всевластным. И в тот день ты увидишь грешников, закованных в це­пи. Одеянием им послужит смола, а лица их будут укрыты огнем, дабы Аллах воздал каждому живому существу за то, что оно совершило. Поистине, Аллах скор в расчёте!» Сура «Ибрахим», аяты 47-51.

При этом будут развёрнуты свитки и будут спрошены все — как посланники, так и члены их общин.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ فَلَنَسْأَلَنَّ الَّذِينَ أُرْسِلَ إِلَيْهِمْ وَلَنَسْأَلَنَّ الْمُرْسَلِينَ ﴾

«…спросим Мы с тех, к кому направляли посланников, спросим и с самих посланников!» Сура «Преграды», аят 6.

Однако задавать вопросы и рассчитываться с людьми будут по-разному. Что касается мусульман, то им будут предъявлены грехи их, они признают их и грехи эти будут покрыты.

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов ’Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Однажды посланник Аллаха ﷺ сказал: “Тот, у кого потребуют серьёзного отчёта, будет подвергнут мучениям”. Я спросила: “Разве не говорит Аллах Всевышний: «…и расчёт его будет лёгким» (Сура «Раскалывание», аят 8), — на что он сказал: “Таким будет предстояние!”»

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Ибн ’Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщившего, что Пророк ﷺ ска­зал: «В День воскресения верующий будет приближен к Господу своему настолько, что окажется под покровом Его, и признает грехи свои. Аллах спросит его: “Признаёшь ли ты это?” Он от­ветит: “Да, о Господь, признаю!” Тогда Он скажет: “Поистине, Я покрыл тебя в земной жизни и прощаю тебя сегодня!”, — а потом будут даны ему записи его благих дел. Что же касается невер­ных и лицемеров, то обратятся к ним перед всеми: “Это те, которые возводили ложь на Господа своего!”».

Среди верующих будут и такие, кто войдёт в Рай без рас­чета и мучений, например, те семьдесят тысяч человек, о которых гово­рится в хадисе, переданном со слов Ибн ’Аббаса, да будет до­волен Аллах ими обоими, и приводимом в обоих «Сахихах».

Что же касается неверных, то расчёт с ними не будет по­добен расчёту с теми, благие и дурные дела которых будут взвешены, ибо не окажется у них благих дел.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَقَدِمْنَا إِلَىٰ مَا عَمِلُوا مِنْ عَمَلٍ فَجَعَلْنَاهُ هَبَاءً مَنْثُورًا ﴾

«Мы займемся в тот день делами, которые они творили, и развеем их в прах!» Сура «Различение», аят 23.

Расчёт с неверными будет состоять в том, что им предста­вят их дурные дела и подвергнут их порицанию.

Весы

Имеются в виду те Весы, которые в День воскресения будут установлены для того, чтобы взвешивать дела рабов Аллаха и отличать их друг от друга и определять их количество. Взвешивание будет происходить после расчёта, поскольку расчёт необходим для установления того, что было сделано, а взвешивание — для того, чтобы человеку было видно, чего стоят его дела, в соответствии с которыми он и получит воздаяние.

Как в Коране, так и в Сунне имеется множество указаний, свидетельствуюших о точности этих Весов.

Так, например, Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَنَضَعُ الْمَوَازِينَ الْقِسْطَ لِيَوْمِ الْقِيَامَةِ فَلَا تُظْلَمُ نَفْسٌ شَيْئًا ۖ وَإِنْ كَانَ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِنْ خَرْدَلٍ أَتَيْنَا بِهَا ۗ وَكَفَىٰ بِنَا حَاسِبِينَ ﴾

«В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и никто не будет обижен даже на вес горчичного зерна, ибо ни­кто иной не умеет считать так, как умеем это Мы!» Сура «Пророки», аят 47.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ فَأَمَّا مَنْ ثَقُلَتْ مَوَازِينُهُ {6} فَهُوَ فِي عِيشَةٍ رَاضِيَةٍ {7} وَأَمَّا مَنْ خَفَّتْ مَوَازِينُهُ {8} فَأُمُّهُ هَاوِيَةٌ ﴾

«Тогда тот, чаша добрых дел которого на Весах перетянет, будет благоденствовать, тому же, у кого чаша эта окажется легче, пропасть послужит пристанищем» Сура «Поражающее», аяты 6-9.

В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что Пророк ﷺ сказал: «Есть две фразы, которые легки для языка, но тяжелы они будут на Весах, а Милосердный любит их, и это — “Слава  Аллаху  Великому,  слава  Аллаху и хвала Ему!” (Субхана-Ллахи аль-’Азым, субхана Ллахи уа би хамди-хи!)».

Свитки с записями дел

После завершения расчёта и взвешивания каждый человек возьмёт запись своих дел и прочтет то, что там будет написа­но, и окажутся среди людей такие, которые возьмут эту запись правой рукой, другие же возьму её левой и из-за спины.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ فَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِيَمِينِهِ فَيَقُولُ هَاؤُمُ اقْرَءُوا كِتَابِيَهْ {19} إِنِّي ظَنَنْتُ أَنِّي مُلَاقٍ حِسَابِيَهْ {20} فَهُوَ فِي عِيشَةٍ رَاضِيَةٍ {21} فِي جَنَّةٍ عَالِيَةٍ {22} قُطُوفُهَا دَانِيَةٌ {23} كُلُوا وَاشْرَبُوا هَنِيئًا بِمَا أَسْلَفْتُمْ فِي الْأَيَّامِ الْخَالِيَةِ {24} وَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِشِمَالِهِ فَيَقُولُ يَا لَيْتَنِي لَمْ أُوتَ كِتَابِيَهْ {25} وَلَمْ أَدْرِ مَا حِسَابِيَهْ {26} يَا لَيْتَهَا كَانَتِ الْقَاضِيَةَ {27} مَا أَغْنَىٰ عَنِّي مَالِيَهْ ۜ {28} هَلَكَ عَنِّي سُلْطَانِيَهْ ﴾

«Тот же,  кому будет вложена в правую руку запись дел его, скажет: “Подойдите и прочтите запись мою! Поистине, я верил, что предстану пред этим счётом”. И будет он доволен жизнью в вышнем саду, где низко склонятся плоды. Таким скажут: “Ешьте и пейте во здравие за то, что со­вершали вы в минувшие дни”. Тот же, кому запись будет вложена в левую руку, ска­жет: “О, если бы не давали мне мою запись! Тогда и не знал бы я, каков счёт мой! О, если бы смерть была концом всего! Не спасло меня моё достояние, и силы покинули меня!”» Сура «Судный день», аяты 19-29.

Мост (ас-Сырат)

Так называется мост, пролегающий над Адом, но которому пройдут и первые, и последние, и тот, кто преодолеет его, спасётся от огня, и по нему люди будут проходить только после того, как они покинут место расчёта. Верующие сумеют пройти по нему и избежать ада, что же касается тех, кому уготован ад, то они упадут с этого моста.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَإِنْ مِنْكُمْ إِلَّا وَارِدُهَا ۚ كَانَ عَلَىٰ رَبِّكَ حَتْمًا مَقْضِيًّا {71} ثُمَّ نُنَجِّي الَّذِينَ اتَّقَوْا وَنَذَرُ الظَّالِمِينَ فِيهَا جِثِيًّا ﴾

«И нет среди вас такого, кто не войдёт в Ад, и Госпо­дом твоим это решено окончательно. Потом Мы спасём богобоязненных, а нечестивцев оставим стоять на коленях» Сура «Марйам», аяты 71-72.

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды люди спросили: “О посланник Аллаха, увидим ли мы Господа нашего в День воскресения?”. И в этом хадисе приводятся такие слова Пророка ﷺ: Будет перекинут над адом мост, по кото­рому первым пройду я вместе с членами моей общины. В тот день никто, кроме посланников, не произнесёт ни одного слова, а посланники будут взывать: «О Аллах! Спаси, спаси!» А в Аду будут крюки, подобные колючкам са’дана».

В «Сахихе» Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Абу Са’ида  аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сооб­щившего, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «“А потом над Адом будет перекинут мост, и будет разрешено заступничество и они станут говорить: “О Аллах, спаси, спаси!” Люди спросили: “О посланник Аллаха, а что это за мост?” Он ответил: “Будут на нём крючья и колюч­ки, подобные колючкам растения са’дан. Часть верующих преодолеет его с быстротой взора, другие — подобно молнии, тре­тьи — подобно ветру, четвёртые — подобно птицам, а иные — по­добно несущимся коням, и мусульманин спасётся, а тот, кого эти крючья оцарапают, свалится в пламень Ада”».

Мост

После того, как верующие пройдут по Сырату и спасутся от огня, но перед тем, как  войти в Рай, они будут оста­новлены на другом мосту, который перекинут между Раем и Адом. Это будет сделано для того, чтобы обиженные могли воздать равным своим обидчикам за те обиды, которые они нанесли им в мире этом, а когда они рассчитаются друг с другом, им будет позволено войти в Рай.

Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, пере­дал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Веруюшие спасутся от огня и будут задержаны на  мосту, перекинутом между Раем и Адом, где обиженные смогут воздать равным своим обидчикам за то, что они претерпели от них в мире этом, а когда они очистятся, им будет позволено войти в Рай, и клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, каждый из них найдёт путь к своему месту в раю легче, чем он находит путь к дому своему в этом мире!» Этот хадис приводит Бухари.

Относительно этого моста среди комментаторов существуют определённые расхождения во мнениях. Так, одни считали его завершением Сырата, иначе говоря, той его частью, которая при­мыкает к Раю, иные же утверждали, что это другой мост.

Водоём

Речь идёт о водоёме пророка ﷺ.

В «Сахихах» Бухари и Муслима приводится хадис, передава­емый со слов ’Абдуллаха бин ’Амра бин аль-’Аса, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что Пророк ﷺ сказал: «Для того, чтобы обойти мой водоём, потребуется месяц пути, углы его равны между собой, вода его белее молока, благоухание его приятнее аромата мускуса, а кувшины, стоящие на берегах его, (по численности своей) подобны звёздам небесным, и каждый из испивших воды его уже никогда не ощутит жажды».

В обоих «Сахихах», равно как  и в других сборниках, при­водится также и много других хадисов, в которых есть упоми­нания об этом водоёме.

Рай и Ад

Рай и Ад являются двумя обиталищами, в которых поселят­ся люди и которые Аллах Всевышний приготовил для рабов Своих в качестве воздаяния за дела их.

Рай является обителью блаженства и проявления щедрости по отношению к тем богобоязненным верующим, которые приблизи­лись к Аллаху, уверовали в Аллаха, Его посланника и в то, с чем он пришёл к людям, подчинились Аллаху и посланнику Его, поклонялись искренне только Аллаху и следовали за Его посланником ﷺ.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُولَٰئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ {7} جَزَاؤُهُمْ عِنْدَ رَبِّهِمْ جَنَّاتُ عَدْنٍ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ۖ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ ۚ ذَٰلِكَ لِمَنْ خَشِيَ رَبَّهُ ﴾

«Поистине, те, кто уверовал и творил благие дела, они — лучшие из созданий, воздаяние им у их Господа — сады ’Адна, где внизу те­кут реки, и останутся они там навечно. Аллах доволен ими и они довольны Им. Это — для тех, кто боялся своего Господа» Сура «Явное доказательство», аяты 7-8.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَسَارِعُوا إِلَىٰ مَغْفِرَةٍ مِنْ رَبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ ﴾

«Спешите же к прощению от Господа вашего и к Раю, рав­ному по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных» Сура «Семейство Имрана», аят 133.

В Раю праведных ожидает множество таких наслаждений, ко­торых в  этом мире никто не видел и о которых никто не слышал и не догадывался.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَا أُخْفِيَ لَهُمْ مِنْ قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ ﴾

«Ни одна душа не знает о том, что из благ пока сокрыто для них в воздаяние за то, что они делали» Сура «Земной поклон», аят 17.

Величайшим же наслаждением для оказавшихся в раю станет то, что они будут иметь возможность видеть своего Господа во­очию, как сказал об этом Всевышний:

﴿ وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَاضِرَةٌ {22} إِلَىٰ رَبِّهَا نَاظِرَةٌ ﴾

«Лица в день тот будут сиять и взирать на Господа своего» Сура «Воскресение», аяты 22-23.

То же самое говорится и во многих хадисах.

Что же касается Ада, то он является обителью мук и уни­жений, которую Аллах уготовал для Своих врагов из числа не­верных, не веровавших в Него и не подчинявшихся Его по­сланникам.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَاتَّقُوا النَّارَ الَّتِي أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ ﴾

«И страшитесь огня, уготованного для неверных» Сура «Семейство Имрана», аят 131.

В Аду грешников подвергнут многим видам наказаний и му­чений.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّا أَعْتَدْنَا لِلظَّالِمِينَ نَارًا أَحَاطَ بِهِمْ سُرَادِقُهَا ۚ وَإِنْ يَسْتَغِيثُوا يُغَاثُوا بِمَاءٍ كَالْمُهْلِ يَشْوِي الْوُجُوهَ ۚ بِئْسَ الشَّرَابُ وَسَاءَتْ مُرْتَفَقًا ﴾

«Поистине, Мы уготовали для грешников адский огонь, ко­торый покроет их подобно шатру, а если они будут взывать о помощи, принесут им воду, подобную расплавленному металлу, которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверное убежище!» Сура «Пещера», аят 29.

Во многих аятах Корана и хадисах приводятся описания Рая и Ада, указывается на то, что они сотворены и существуют в настоящее время, и упоминается о том вечном блаженстве или мучительном наказании, которые ожидают оказавшихся в Раю или в Аду.

Как Рай, так и Ад пребудут вечно и никогда не исчезнут.

Вот что сказал Аллах Всевышний о Рае:

﴿ أُكُلُهَا دَائِمٌ وَظِلُّهَا ﴾

«…не иссякнут яства и тень его» Сура «Гром», аят 35.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ إِنَّ هَٰذَا لَرِزْقُنَا مَا لَهُ مِنْ نَفَادٍ ﴾

«Поистине — это то, что дано Нами в удел, и оно не иссякнет» Сура «Сод», аят 54.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ﴾

«…и останутся они там навечно» Сура «Явное доказательство», аят 8.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ لَا يَذُوقُونَ فِيهَا الْمَوْتَ إِلَّا الْمَوْتَةَ الْأُولَىٰ ﴾

«Там они не вкусят смерти после смерти первой» Сура «Дым», аят 56.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَمَا هُمْ مِنْهَا بِمُخْرَجِينَ ﴾

«…и их не изгонят оттуда» Сура «аль-Хиджр», аят 48.

Что же касается Ада, то о нём Аллах Всевышний сказал так:

﴿ يُرِيدُونَ أَنْ يَخْرُجُوا مِنَ النَّارِ وَمَا هُمْ بِخَارِجِينَ مِنْهَا ۖ وَلَهُمْ عَذَابٌ مُقِيمٌ ﴾

«Они захотят спастись от огня, но ни за что не спасутся: уготовано им вечное наказание» Сура «Трапеза», аят 37.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ لَا يُقْضَىٰ عَلَيْهِمْ فَيَمُوتُوا وَلَا يُخَفَّفُ عَنْهُمْ مِنْ عَذَابِهَا ﴾

«С ними там не покончат и не умертвят их, и муки их не облегчатся» Сура «Создатель», аят 36.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ﴾

«…в котором они пребудут вечно» Сура «Женщины», аят 169.

Заступничество

Наш пророк Мухаммад ﷺ будет первым из тех, кто попросит открыть врата рая, а члены его обшины окажутся первыми из тех, кто войдёт туда.

Только наш пророк ﷺ обратится к Аллаху с ходатайством о том, чтобы верую­щих впустили в Рай, с величайшим ходатайством о том, чтобы Аллах рассудил ожидающих решения своей участи, а также о том, чтобы Аллах облегчил муки его дяди Абу Талиба, что будет позволено только нашему пророку ﷺ.

Что же касается других ходатайств, то с ними к Аллаху Всевышнему будут обращаться и другие пророки, ангелы и верую­щие. Из числа подобных ходатайств можно выделить следующие:

  1. Ходатайства о том, чтобы в Аду не оказались те из согрешивших единобожников, которые достойны подобного наказа­ния.
  2. Ходатайства о том, чтобы такие грешники, уже оказав­шиеся в Аду, были выведены оттуда.
  3. Ходатайства о том, чтобы некоторые из вошедших в Рай заняли более высокое положение.

Успех ходатайств такого рода будет определяться двумя обстоятельствами:

1. Позволением Аллаха Всевышнего, ибо Аллах Всевышний сказал:

﴿ مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلَّا بِإِذْنِهِ ﴾

«Кто же станет без соизволения Его заступаться перед Ним?» Сура «Корова», аят 255.

2. Благоволением Аллаха по отношению к тому, за кого станут ходатайствовать другие.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَلَا يَشْفَعُونَ إِلَّا لِمَنِ ارْتَضَىٰ ﴾

«Они могут заступиться только за тех, кем доволен Ал­лах…» Сура «Пророки», аят 28.

Обо всём том, что будет происходить в мире ином, а именно — в период между смертью человека и Днём Воскресения, в День Воскресения, в Раю и в Аду, — мы знаем лишь из Корана и Сунны, веруя в это, несмотря на то, что не знаем обо всех деталях того, как это будет выглядеть.

Контрольные вопросы