Аят 255 из суры аль-Бакара

Аят аль-Курси

арабский текст, аудио, транскрипция и перевод смыслов на русский язык

﴿ اللَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ ۚ لَا تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلَا نَوْمٌ ۚ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلَّا بِإِذْنِهِ ۚ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ ۖ وَلَا يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِهِ إِلَّا بِمَا شَآءَ‌ۚ ۚ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَلَا يَئُودُهُ حِفْظُهُمَا ۚ وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ ﴾

Чтение аята «аль-Курси» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

Транскрипция:

Аят «аль-Курси», как и другие суры и аяты Корана, необходимо учить на слух, не ограничиваясь транскрипцией, чтобы произношение соответствовало оригиналу.

Примерный перевод смысла аята «аль-Курси» на русский язык:

«Аллах — нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий»

Сура «Корова», аят 255.

Надо ли перед чтением аята «аль-Курси» произнести исти’азу и басмалю?

Исти’аза — это слова: «А’узу би-Лляхи мин аш-шайтан ар-раджим» («Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана»):

Басмаля — это слова: «Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим» («С именем Аллаха — Милостивого, Милующего»):

Басмалю читать следует именно в начале каждой суры, с которой она начинается. Имам ан-Науауи сказал: «Необходимо читать “Бисми-Лляхи-Ррахмани-Ррахим” в начале каждой суры, за исключением суры “Бараа” (“ат-Тауба”)». См. «ат-Тибьян фи адаб хамалятиль-Къуран», 100.

Аят «аль-Курси» — не начало суры, а отдельный аят суры «аль-Бакъара», перед которым нет басмали. Но от имама аш-Шафи’и и Ахмада передается, что если прочитать басмалю перед какими-то аятами, то нет в этом ничего страшного.

Однако следует читать исти’азу перед аятом «аль-Курси» и любым иным аятом или сурой, если человек не читал до него других аятов или сур и не произносил до этого уже перед чтением исти’азу, исходя из общих слов Всевышнего Аллаха:

«Когда ты читаешь Коран, то прибегай к защите Аллаха от проклятого шайтана»
Сура «ан-Нахль», аят 98.

Толкование аята «аль-Курси» хафизом Ибн Касиром

«Аллах — нет божества, кроме Него» — сообщение о том, что Аллах — Один, кто обладает божественностью для всех Его творений.

«Живой, Поддерживающий жизнь» — то есть, Живой сам по себе, который никогда не умрёт, и который поддерживает жизнь других. ’Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Все создания нуждаются в Аллахе, они не могут существовать без Него, а Он не нуждается в них, как об этом сказал Аллах:

﴿ وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ تَقُومَ السَّمَاءُ وَالْأَرْضُ بِأَمْرِهِ ﴾

“Среди Его знамений — то, что небо и земля держатся по Его воле”» Сура «ар-Рум», аят 25.

«Им не овладевают ни дремота, ни сон» — то есть, им не овладевает никакой недостаток или небрежность в отношении Его творений. Он знает и управляет тем, что совершает каждая душа, Он — свидетель всего, что происходит и не скроется от Него ничто. Ему принадлежит полная способность поддержки жизни творений. Им не овладевает ни дремота, ни сон, ибо Всевышний Аллах сказал: «Им не овладевают ни дремота …» — то есть, Он никогда не впадает в бессознательное состояние или дремоту: «… ни сон» — то есть, состояние сильнее дремоты.

«Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле» — то есть, все Его творения являются Его рабами под Его властью и мощью, как об этом говорится в слове Аллаха:

﴿ إِنْ كُلُّ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَٰنِ عَبْدًا {93} لَقَدْ أَحْصَاهُمْ وَعَدَّهُمْ عَدًّا {94} وَكُلُّهُمْ آتِيهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَرْدًا ﴾

«Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба. Он знает их число и пересчитал их. Каждый из них явится к Нему в День воскресения в одиночестве» Сура «Марьям», аяты 93-95.

«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» — это подобно слову Аллаха:

﴿ وَكَمْ مِنْ مَلَكٍ فِي السَّمَاوَاتِ لَا تُغْنِي شَفَاعَتُهُمْ شَيْئًا إِلَّا مِنْ بَعْدِ أَنْ يَأْذَنَ اللَّهُ لِمَنْ يَشَاءُ وَيَرْضَىٰ ﴾

«Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!» Сура «ан-Наджм», аят 26.

а также слову Аллаха:

﴿ وَلَا يَشْفَعُونَ إِلَّا لِمَنِ ارْتَضَىٰ ﴾

«Они заступаются только за тех, кем Он доволен» Сура «аль-Анбийа», аят 28.

Величие, верховенство и абсолютная власть Аллаха выражаются ещё в том, что ни одно творение не может ходатайствовать за кого-либо перед Ним, кроме как с Его изволения на ходатайство, как говорится в хадисе о заступничестве, в котором сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Я пойду к подножию Престола (Аллаха) и склонюсь в земном поклоне пред моим Господом, после чего я буду оставлен Аллахом на некоторое время, а потом (мне) будет сказано: “О Мухаммад, подними голову! Проси, и будет даровано тебе, заступайся, и твоё заступничество будет принято!”, и тогда мне будет отведено количество людей, которых я введу в Рай!».

«Он знает их будущее и прошлое» — это доказательство на всеобъемлющие знания Аллаха о творениях, об их прошлом, настоящем и будущем.

Это подобно словам Аллаха, где рассказано о словах ангелов в одном из аятов:

﴿ وَمَا نَتَنَزَّلُ إِلَّا بِأَمْرِ رَبِّكَ ۖ لَهُ مَا بَيْنَ أَيْدِينَا وَمَا خَلْفَنَا وَمَا بَيْنَ ذَٰلِكَ ۚ وَمَا كَانَ رَبُّكَ نَسِيًّا ﴾

«Мы нисходим только по велению твоего Господа. Ему принадлежит то, что перед нами, и то, что позади нас, и то, что между ними. Господь твой не забывчив» Сура «Марьям», аят 64.

«Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает» — то есть, создания могут постигнуть лишь те знания, которым их обучит Аллах, и эти знания для них. Возможно также, что имеется в виду, что они не постигнут никаких знаний о Его сущности и Его качествах, кроме тех, что Аллах откроет им. Об этом Аллах сказал: «Они постигают из Его знания».

«Престол объемлет небеса и землю» — Уаки’ сообщает в своём тафсире, что Ибн ’Аббас сказал: «Престол (Курси) — это место для ног, а размер Трона (Арш) несоизмерим никем». аль-Хаким приводит подобный хадис от Ибн ’Аббаса в «аль-Мустадраке».

Ибн ’Аббас связывает этот хадис с Пророком ﷺ. аль-Хаким сказал, что это достоверный хадис на условиях двух шейхов — аль-Бухари и Муслима, но они не сделали запись этого хадиса у себя.

ад-Даххак передаёт, что Ибн ’Аббас сказал: «Если взять семь земель и семь небес и разгладить их вместе, то их размер, по сравнению с престолом (Курси), будет подобен размеру кольца в пустыне».

«И не тяготит Его оберегание их» — то есть, для него необременительно оберегание небес и земли, и всего, что в них и между ними. Более того, это легко для Него. Ведь Он поддерживает жизнь всех творений, наблюдает за тем, что совершает каждая душа. Невозможно что-либо скрыть от Него, или скрыться. Все творения ничтожны перед ним, незначительны по отношению к Нему, все они нуждаются в Нём. Он же не нуждается ни в ком; Он Славен; Он делает, что пожелает; Его не спросят о том, что Он делает, но Он спросит у творений за то, что они делают. Он имеет власть над всем, и будет отчитывать свои творения. Он — Возвышенный, Великий, нет божества и нет господа, кроме Него.
Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Он — Возвышенный, Великий».

Также Он сказал:

﴿ الْكَبِيرُ الْمُتَعَالِ ﴾

«Он — Большой, Превознесшийся» Сура «ар-Ра’д», аят 9.

Аят аль-Курси: Тафсир шейха Ибн ’Усаймина

﴿ اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لَا تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلَا نَوْمٌ لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِندَهُ إِلَّا بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلَا يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلَّا بِمَا شَاءَ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَلَا يَئُودُهُ حِفْظُهُمَا وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ ﴾

«Аллах — нет божества достойного поклонения, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним иначе как с Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Престол Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. И Он — Возвышенный, Великий»

Толкование /тафсир/:

Этот аят является самым великим аятом в книге Аллаха, как передаётся, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил Убай ибн Кя’ба: «О Абу-ль-Мунзир, известно ли тебе, какой аят из Книги Аллаха, является величайшим?» Он ответил: «Это аят, в котором сказано: «Аллах — нет божества достойного поклонения, кроме Него, Живого, Вседержителя». После этого Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ударил меня по груди и сказал: «Да будешь ты счастлив в знании, о Абу-ль-Мунзир!» Сахих Муслим, 1885. И поэтому, тот, кто прочитает этот аят ночью, с тем всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе до самого утра. Этот аят содержит в себе десять предложений, в каждом из которых заключен великий смысл.

«Аллах» — с точки зрения синтаксиса арабского языка благородное имя Всевышнего является подлежащим[1], а предложение «нет божества достойного поклонения, кроме Него» — сказуемым, а то, что пришло в продолжение этого аята — либо второе сказуемое, либо слово следующее за главным и наследующее от него падеж. Слово « إله » означает «объект поклонения» [«илях» — божество или объект поклонения], то есть Тот, кому поклоняются, любя и возвеличивая. Этого описания не заслуживает никто, кроме Аллаха. Все те божества, кому поклоняются и они находятся на небесах, как например, ангелы, или те божества, которым поклоняются на земле, не заслуживают того, чтобы им посвящать что-то из поклонения. Они называются божествами, однако они не заслуживают этого имени. Тот, кто заслуживает этого описания — это Господь миров, на что указывают слова Всевышнего: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас» Сура «аль-Бакара», аят 21. Также Он сказал: «Это — потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь» Сура «аль-Хадж», аят 62.

Если рассмотреть слова « لا إله الا هو » с точки зрения арабского языка, то первая частица « لا — нет абсолютно никакого», здесь она является «частицей отрицания целого класса» /« لا النافية للجنس » — «ля нафия ли-ль-джинс»/. Подлежащие для этой частицы будет слово « إله — объекта поклонения», то есть это отрицание всеохватывающее, отрицающее все виды. Словосочетание « إلا هو — кроме Него» считается заменительным предложением, то есть это слово будет заменять то сказуемое, которое требует частица « لا ». И тогда смысл этого предложения будет следующий: «Нет абсолютно никакого объекта, достойного поклонения, кроме Него».

Это великое предложение указывает на общее и убедительное отрицание того, что кто-то заслуживает того, чтобы ему поклонялись помимо Единого Аллаха.

«Живого, Вседержителя» — эти два имени Всевышнего собирают в себе совершенство Его качеств и поступков. Полнота Его описаний отражается в имени « الْحَيُّ » /Живой/, а полнота его действий в имени « الْقَيُّوم » /Вседержитель/.

Имя Всевышнего « الْحَيُّ » /Живой/ означает «обладающий совершенной жизнью». Совершенство Его жизни заключается с точки зрения того, что Аллах всегда был живым, и Он всегда будет живым. А также Его жизнь лишена всех недостатков, и она совершенна со всех сторон, Его знание совершенно, Его мощь, слух, зрение и другие атрибуты, все они совершенны.

Имя Всевышнего: « الْقَيُّوم » /Вседержитель/ указывает на то, что Он Сам поддерживает свою жизнь. Он не нуждается в ком-то из своих созданий. Он поддерживает жизнь других Своих созданий, каждый из которых нуждаются в Нём.

«Им не овладевают ни дремота, ни сон», то есть Его не постигает дремота и сон.

«Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле», что в переводе с арабского языка означает «Ему Одному принадлежит всё, что находится на всех небесах, и всё, что находится во всех землях» [так как мы знаем, что земель семь, так же как и небес].

«Кто станет заступаться перед Ним иначе как с Его дозволения?» Слово « الشفاعة — Заступничество» в значении арабского языка — превращение нечета в чёт. А в терминологии означает «быть посредником между кем-то для получения какой-либо пользы или устранения какого-то вреда». Например, заступничество Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за творения, стоящие на месте сбора, чтобы Аллах начал суд над ними после того как их постигнет печаль и скорбь до такой степени, что они не смогут больше терпеть. И это заступничество для устранения вреда. Или заступничество Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за обитателей Рая, чтобы они вошли в Рай, и это заступничество для получения пользы.

«иначе как с Его дозволения», то есть бытийное соизволение. Это означает, что даже самое почётное создание у Аллаха не сможет по своему желанию начать заступаться до тех пор, пока этого не позволит Аллах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который занимает самое высокое положение перед Аллахом, не сможет за кого-нибудь заступиться, пока этого не дозволит Аллах, по причине Его совершенной власти и величия.

Ведь чем совершеннее становится царь, тем больше его почитают и возвеличивают. Это даже проявляется среди людей, когда в собрании правителя люди начинают говорить только тогда, когда начинает разговаривать правитель. Посмотрите, как описывали курайшиты отношение сподвижников к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начинал говорить, то сподвижники тотчас замолкали, показывая величие его степени перед ними.

«Он знает их будущее и прошлое» — это шестое предложение в этом аяте. Слово «знание» в терминологии учёных по «основам исламского права» означает «познание вещи твёрдым познанием соответствующей действительности», тогда как незнание называется невежеством. А такое познание в котором нет уверенности, является сомнение. А познание чего-то в утвердительной форме, но расходящееся с действительностью — это составное невежество /джахль мураккаб/. Если кто-то тебя спросит: «Когда произошла битва при Бадре?», и ты ответишь: «Я не знаю», то это простое невежество. А если кто-либо спросит тебя: «Когда произошла битва при Бадре?», и ты скажешь: «Либо во втором, либо в третьем году», то это сомнение. А если кто-либо спросит тебя: «Когда произошла битва при Бадре?», и ты ответишь: «В пятом году», то это составное невежество.

Всевышний Аллах знает о каждой вещи полным и всеохватывающем знанием, как в общем, так и в подробностях. Его знание не может быть похожим на знания Его созданий, поэтому Всевышний говорит: «Он знает их будущее и прошлое».

«Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает» — это предложение имеет два смысла.

  1. Во-первых, они не постигают ничего из знаний о нём Самом. Имеется в виду, они не знают об Всевышнем Аллахе, о Его именах, атрибутах и действий кроме того, о чём пожелал им сообщить Аллах, и тогда они постигают об этом.
  2. Во-вторых, они не могут постичь ничего из того, что Он знает из того, что есть на небесах и на земле, кроме того, чему пожелал научить их Он сам.

«Престол Его объемлет небеса и землю», то есть охватывает.

« الكرسي — Престол» — это место для ступеней Аллаха Возвышенного и Великого, и оно находится перед троном, как это пришло достоверно от Ибн ’Аббаса[2]. Подобное сообщение имеет положение марфу’, т.е. то, что возводится к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, поскольку такие вещи не говорят от себя. А то, что говорят, что Ибн ’Аббас берёт знание от сынов Исраиля, то этому нет достоверной основы, однако достоверно передаётся достоверно в сборнике «Сахих аль-Бухари»[3], что Ибн ‘Аббас запрещал брать что-либо из знаний от бану Исраиль.

Приверженцы Сунны и Единой общины считают, что Престол — это то, место для ступеней Аллаха. И об этом твёрдо высказались ибн Таймия, Ибн Кайим и другие из числа обладателей знания и учёных иследователей.

Некоторые сказали, что «аль-Курсий» и есть Трон, но это неверное мнение, так как трон намного величественнее, больше, шире чем «аль-Курсий».

Передаётся от ибн ‘Аббаса, что под словом «Престол Его» имеется в виду «Его знание», однако я думаю, что это сообщение недостоверно от ибн ‘Аббаса. Такое значение не встречается ни в арабском языке, и нет на него указаний и в Шариате. Престол — это подставка для ступней. Пришло в хадисе от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Семь небес по сравнению с Престолом /аль-Курси/ подобны кольцу, брошенному в пустыне. А превосходство Трона /аль-‘Арш/ над Престолом /аль-Курси/, подобно превосходству этой пустыни над этим кольцом!»[4]. Данный хадис указывает на широту этих великих созданий. Но эти вещи по отношению к нам является скрытым миром, и поэтому Всевышний сказал: «Неужели они не смотрели на то, как Мы построили и украсили небо над ними?» Сура «Каф», аят 6. Всевышний не сказал: «Неужели они не посмотрят на Престол или на Трон», — так как эти вещи люди не могут увидеть, и если бы Всевышний не рассказал нам о них, мы бы о них не знали.

«не тяготит Его оберегание их», то есть ему не составляет труда оберегать небеса и земли.

«И Он — Возвышенный, Великий» — оба этих слова пришли в определённой форме, что по правилам арабского языка указывает на ограничение. Следовательно, только Он Один является Возвышенным, обладающим абсолютной высотой, Он выше каждой вещи.

«Великий», то есть обладающий величием сущности, власти и атрибутов.

Пользы /фауаид/:

  1. Утверждение пяти имен Всевышнего: « الله » /Аллах/, « الحي» /Живой/, « القيوم » /Вседержитель/, « الْعَلِيُّ » /Возвышенный/, « الْعَظِيم » /Великий/, а так же тех описаний, которые они в себе содержат.
  2. Утверждение единственности Аллаха в божественности в словах Всевышнего: «Аллах — нет божества достойного поклонения, кроме Него».
  3. Опровержение многобожникам, которые придают Аллаху сотоварищей и сделали на ряду с Аллахом других божеств.
  4. Утверждение Аллаху атрибут жизни. Его жизнь совершенна, у нее нет начала и конца, в ней нет никакого недостатков. Как сказал Всевышний: «Он — Первый и Последний, Высочайший и Ближайший. Он знает обо всякой вещи» Сура «аль-Хадид», аят 3. Об этом же слова Всевышнего: «Уповай на Живого, Который не умирает» Сура «аль-Фуркан», аят 58 или «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» Сура «ар-Рахман», аят 27.
  5. Утверждение Самодостаточности Аллаха, так как Всевышний сказал: «Вседержитель». Этого описания нет у Его созданий, так как все Его создания нуждаются в ком-то другом. Как, допустим, мы нуждаемся в рабочих, а рабочие нуждаются в нас; мы нуждаемся в женщинах, так и они нуждаются в нас; мы нуждаемся в детях, дети нуждаются в нас; мы нуждаемся в имуществе, оно нуждается в нас, чтобы мы его хранили и увеличивали. Так и все создания нуждаются в Аллахе. Как сказал Всевышний: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах — Богатый, Достохвальный» Сура «Фатыр», аят 15. Даже те, кто забоится о ком-то, заботится лишь относительно, то есть с какой-то определенной стороны, а не в полном объеме. В отличие от Всевышнего Аллаха, который полностью заботится о человеке: «Разве Тот, Кто заботится о каждом человеке и тем, что он приобретает, подобен ложным божествам?»
  6. Аллах не нуждается ни в ком, а все остальные нуждаются в Нём. Если ты спросишь: А как мы соберем между этими словами и тем, что пришло в Коране: «О вы, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы», а также слова Всевышнего: «Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему» Сура «аль-Хадж», аят 40 — то есть сам Всевышний подтверждает в этих аятах, что Ему помогают. Мы ответим, что здесь под помощью Аллаху имеется в виду помощь Его религии.
  7. Этот аят содержит в себе самое великое имя из имён Аллаха: «Живого, Вседержителя». Эти два имени упоминаются в Коране в трёх местах: в суре «аль-Бакара», где Всевышний сказал: «Аллах — нет божества достойного поклонения, кроме Него, Живого, Вседержителя», в суре «Али ‘Имран» в словах Всевышнего: «Аллах — нет божества достойного поклонения, кроме Него, Живого, Вседержителя» Сура «Али ‘Имран», аят 2, а также в суре «Таха»: «Лица смирятся перед Живым и Вседержителем» Сура «Таха», аят 111. Учёные сказали, то, что величайшее имя Аллаха собирается в этих двух именах, так как они содержат в себе все Его прекрасные имена: качества совершенства в имени « الحي » /Живой/, а качества щедрости и власти в имени: « القيوم » /Вседержитель/.
  8. Всевышним и Великим Аллахом не может овладеть ни дремота, ни сон, а это по причине Его совершенной жизни и Его самодостаточности, поскольку эти атрибуты не может постичь даже самый незначительный недостаток. Как сказал Всевышний: «Им не овладевают ни дремота, ни сон». Отсутствие дремоты и сна является из атрибутов отрицания. Вера в отрицаемые атрибуты содержат в себе две вещи:
    • Первое: вера в отсутствие упомянутого атрибута,
    • Второе: утверждение совершенного атрибута, противоположного этому недостатку. Отрицание недостатка означает абсолютное совершенство, к которому никогда не приходит недостаток, с какой-бы это стороны не было. Если мы упомянем хорошее качество, не отрицая при этом недостаток, то есть вероятность того, что в этом качестве имеется какой-то недостаток. Как например, если мы скажем о ком-нибудь, что он щедрый, то есть вероятность того, что в основном он щедрый, но бывают моменты, когда он таковым не является. А если же мы скажем: «Он щедрый и совсем не жадный», — то здесь мы понимаем полноту его щедрости, от такого человека не может исходить жадность.
  9. Утверждение отрицаемых атрибутов /сыфат манфия/. Как сказал Всевышний: «Им не овладевают ни дремота, ни сон», а также слова Всевышнего «не тяготит Его оберегание их». Атрибуты отрицания — это то, что Аллах отрицает в отношении самого себя, и вместе с этим это отрицание включает в себя утверждение совершенного атрибута, противоположного этому недостатку.
  10. Всеобъемлющая власть Аллаха, так как Всевышний сказал: «Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле». Если всё, что окружает нас, принадлежит Аллаху, то мы можем действовать в Его владение только так, как Он этим доволен.
  11. Шариатское постановление и решение между людьми должно основываться на постановления Аллаха. А то, что сегодня люди опираются на законы созданий, а также на различные конституции, то это является одним из видов проявления многобожия Аллаху. Так как власть может принадлежать только Аллаху.[5]
  12. Утешение человека при несчастьях, и проявление довольства тем, что предопределил Аллах. Потому что если человек будет знать, что вся власть принадлежит только Аллаху, он будет доволен Его решением, и придастся этому. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда выражал соболезнования своей дочери, сказал: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок» Сахих Бухари, 1284.
  13. Человек не должен обольщаться тем, что произошло по причине его поступков, ведь всё это от Аллаха, и власть принадлежит Ему.
  14. Эта власть принадлежит только Аллаху и никому другому. Как сказал Всевышний: «Ему принадлежит то, что на небесах».
  15. Утверждение того, что у небес есть количество, в словах Всевышнего: «что на небесах», — а то что, их семь или меньше, или больше то это берётся с другого довода.
  16. Полнота власти Аллаха: «Кто станет заступаться перед Ним иначе как с Его дозволения?» Это не указывает на всеобъемлющую власть, однако если ты прибавишь силу власти к всеобъемлющей власти, то это станет совершенственее и выше.
  17. Утверждение заступничества, которое будет только с позволения Аллаха, поскольку Всевышний сказал: «иначе как с Его дозволения».
  18. Утверждение дозволения, а это приказ, поскольку Всевышний сказал: «иначе как с Его дозволения». Условием того, что Аллах дозволит заступаться, является довольство Аллаха заступником и тем, за кого заступаются. Как сказал Всевышний: «Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен» Сура «ан-Наджм», аят 26, а также в словах Всевышнего: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен» Сура «аль-Анбия», аят 28.
  19. Утверждение наличия знаний у Аллаха. Его знание охватывает прошлое, настоящее и будущее. Как сказал Всевышний: «Он знает их будущее и прошлое».
  20. Опровержение крайним «кадаритам» в словах Всевышнего: «Он знает их будущее и прошлое». Поскольку утверждение всеобъемлющего знания является опровержением им. Потому что крайние кадариты отрицают знания Аллаха о том, что совершат его создания, говорят что Аллах узнает о совершении того или иного деяния только после его происхожения.
  21. Опровержение хавариджам и му’тазилитам в вопросах утверждения заступничества. Потому что они отрицали заступничество от тех, кто совершал большие грехи. Их учение заключается в том, что человек, совершающий большие грехи, будет в Аду вечно, и поэтому заступничество не принесет ему никакой пользы.
  22. Аллаха невозможно объять знанием, так же как невозможно объять Его зрением и слухом. Как сказал Всевышний: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры» Сура «аль-Ан’ам», аят 103, или «ни не способны объять Его своим знанием» Сура «Таха», аят 110.
  23. Мы ничего не знаем из его знания, кроме того, чему Он нас научил, поскольку Всевышний сказал: «Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает». Это один из видов толкования данного аята.
  24. Запретность придавать образ атрибутам Аллаха, поскольку Аллах не рассказал нам об образе и форме Его атрибутов, и если мы будем говорить о том, как они выглядят, то этим самым мы будем наговаривать на Аллаха без знаний.
  25. Опровержение уподобляющим. Тот, кто уподобляет Аллаха кому-то из Его созданий, наговаривает тем самым на Аллаха. Ведь Всевышний говорит: «Нет никого, подобного Ему» Сура «аш-Шура», аят 11.
  26. Утверждение того, что у Аллаха есть желание, поскольку Всевышний сказал: «только то, что Он пожелает».
  27. Величие Престола, в словах Всевышнего: «Престол Его объемлет небеса и землю».
  28. Величие Создателя Престола. Ведь величие творения указывает на величие Создателя.
  29. Тот, кто отрицает небеса и землю, является неверующим. Отрицая это, он тем самым считает лживыми сообщения Аллаха. Что касается земли, то я не думаю, что есть кто-то, кто отрицает её существование. А что касается небес, то были те, кто отрицал существование небес, говоря: «То, что выше нас, пустое пространство, у которого нет конца и границ. Однако это всего лишь звёзды и тому подобное». Вне всякого сомнения, это является неверием в Великого Аллаха, независимо оттого, убеждён человек в этом сам, или же поверил тем, кто так сказал, но если он знал то, на что указывает Коран и Сунна.
  30. Утверждение силы Аллаха в словах Всевышнего: «и не тяготит Его оберегание их».
  31. Всевышнему не тяжело оберегать небеса и землю, так как Всевышний сказал: «и не тяготит Его оберегание их» — и это является из атрибутов отрицания, и этот аят подобно словам Всевышнего: «и Нас ничуть не коснулась усталость».
  32. Утверждение того, что содержит в себе этот аят: «и не тяготит Его оберегание их», — а это знание, мощь, жизнь, милость, мудрость и сила.
  33. Небеса и земля нуждаются в том, чтобы их оберегали, на это указывают слова Всевышнего: «и не тяготит Его оберегание их». Если их не оберегать, они придут в негодность. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах удерживает небеса и землю, чтобы они не сдвинулись. А если они сдвинутся, то никто другой после Него их уже не удержит. Воистину, Он — Выдержанный, Прощающий» Сура «Фатыр», аят 41.
  34. Утверждение возвышенности Всевышнего Аллаха как в предвечности, так и в вечности, поскольку Всевышний сказал: «И Он — Возвышенный». Возвышенность Аллаха у приверженцев Сунны и единой общины подразделяется на два вида:
    1. Возвышенность Его сущности, что означает, что Аллах находится над каждой вещью. И на это указывает Коран, сунна, единогласное мнение предшественников, здравый разум и природное естество человека /фитра/. Подробное разъяснение этих доводов раскрывается в книгах по вероубеждениям. Противоречили предшественникам в этом вопросе две группы:
    • Первая группа, это пантеисты джахмиты и те, кто последовал их убеждениям, которые говорят, что Сам Аллах находится везде на небесах и земле. Их высказывание является ложным, которое опровергает Коран, сунна, единогласное мнение предшественников, здравый разум и природное естество человека.
    • Вторая группа, это те, которые говорят, что Аллах не описан не возвышенностью и ни описан другими качествами. Он не находится над миром, и не под миром, ни справа, ни слева. Он не присоединен к этому миру и не отделён от него. Для того чтобы опровергнуть данное мнение, достаточно представить это. Так как слова этих людей указывают на то, чего не существует: все существующее находится либо наверху, либо внизу, либо справа, либо слева, либо присоединено, либо отделено. Вся хвала Аллаху за то, что Он показал нам истину, и просим Его, чтобы он укрепил нас на ней.
    1. Возвышенность Его атрибутов, то есть Его качества являются совершенными со всех сторон, и никто не сравнится с Ним в этом. В этом вопросе среди мусульман нет разногласий, даже если они не едины в определении совершенства.
  35. Опровержение пантеистам и тем, кто отрицают качества Всевышнего. Пантеисты говорят, что Аллах везде, и Он не возвышен, а отрицающие говорят, что про него нельзя сказать, что Он на вверху или внизу, справа или слева, присоединен к этому миру или существует отдельно.
  36. Предостережение от притеснения других, так как Всевышний сказал: «И Он — Возвышенный, Великий», — поэтому Всевышний говорит в суре «ан-Ниса»: «Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах — Возвышенный, Большой» Сура «ан-Ниса», аят 34. Если ты считаешь себя возвышенным, то вспомни о возвышенности Аллаха. Если ты считаешь себя великим, то вспомни о величие Аллаха, а если ты считаешь себя важным, то вспомни о гордости Аллаха.
  37. Утверждение величия Аллаха, поскольку Всевышний сказал: «Великий».
  38. Утверждение атрибута совершенства, которая получилась по причине объединения двух качеств, а это — возвышенность и величие.

[1] Мы не говорим что оно само подлежащие так как Аллах не называл себя этим именем и поэтому мы в вопросах разбора арабского языка должны соблюдать этикет с именами Аллаха.

[2] «Муъджамуль Кабир лиТабарани» хадис под номером 12404. Сказал Имам Хайсами: передатчики этого сообщения достойные доверия («Муъджаму зауаид» 6/326) Хафиз аль-Хаким назвал этот хадис достоверным сказав: этот хадис соответствует условиям достоверности Бухари и Муслима не смотря на то, что они не передали этот хадис.

[3] Сахих Бухари, Книга 96. Книга о (необходимости) крепко держаться Корана и сунны, Глава 25. Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ничего не спрашивайте у обладателей писания», хадис 7363

[4] Ибн Хиббан 361, Ибн Аби Шайба в «Китаб аль-‘Арш» 58, ат-Табари 3/10, Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама» 2/648, Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 1/166, аль-Байхакъи в «аль-Асма уа-ссыфат» 826 и др. Хафиз Ибн хаджар сказал: «Этот хадис назвал достоверным Ибн Хиббан, и у него есть усиливающее его свидетельство от Муджахида, что приводит Са’ид ибн Мансур с достоверным иснадом». см. «Фатхуль-Бари» 13/411. Также в «ас-сильсиля ас-сахиха»,109 назвал его достоверным по причине версий, усиливающих друг друга.

[5] Так как решать что можно, а что нельзя, или за такое-то действие последует такое-то наказание или вознаграждение, может только Аллах, а когда человек отвергает то, что постановил Аллах в каком-то вопросе, и заменяет это постановление своим решением, он этим самым ставит себя на один уровень с Аллахом. И получается не только Аллах имеет право издавать законы, но и человек. Не только Аллах может говорить, что хорошо, а что плохо, но и человек.

Аят аль-Курси: Тафсир шейха ас-Саади

Шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са’ди, да помилует его Аллах, так прокомментировал этот аят:

«Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ это – величайший из коранических аятов, потому что он содержит в себе свидетельства единобожия, а также величия и безграничности качеств Всевышнего Создателя.

Аллах обладает всеми божественные качества и является Единственным, Кто заслуживает обожествления и поклонения, и поэтому обожествление других существ несправедливо и бесполезно.

Живой – одно из прекрасных имен Аллаха. Оно означает, что Аллах объединяет в Себе самые прекрасные признаки жизни, среди которых – слух, зрение, могущество, воля и другие качества, связанные с Его сущностью.

Поддерживающий жизнь – еще одно прекрасное имя Аллаха. Оно означает, что Он совершает самые совершенные дела. Он является Самодостаточным Властелином и не нуждается в творениях, но создает их, поддерживает их существование и обеспечивает их всем необходимым.

Совершенная жизнь и самодостаточность Аллаха проявляются в том, что Его никогда не одолевают ни дремота, ни сон. Эти явления свойственны творениям – им присущи усталость, слабость и бессилие. Однако они совершенно чужды Аллаху, обладающему величием, могуществом и великолепием.

Аллах сообщил, что Ему принадлежит власть над небесами и землей. Все творения – рабы Аллаха, и никто из них не способен избавиться от этой зависимости. Всевышний сказал: «Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба» (19:93).

Аллах владеет Своими рабами и обладает властью, могуществом, величием и другими качествами Властелина и Правителя. Совершенство Его власти проявляется в том, что никто не способен ходатайствовать перед Ним без Его позволения. Все славные творения и заступники являются Его рабами и не могут заступиться за других, пока Аллах не позволит им сделать это. Всевышний сказал: «Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Нему вы будете возвращены» (39:44).

Аллах позволяет ходатайствовать только за тех, кем Он доволен, а доволен Он только теми, кто исповедует единобожие и следует путем Его посланников, и если человек не обладает этими качествами, то для него нет никакой доли в заступничестве.

Затем Аллах поведал о Своем безграничном и всеобъемлющем знании, благодаря которому Ему известно обо всем, что ожидает творения в будущем, каким бы далеким оно не представлялось, и обо всем, что произошло с творениями в прошлом, каким бы далеким оно не было. Ничто нельзя утаить от Аллаха, Которому известно даже то, что украдкой подсматривают взоры, и то, что сокрыто в сердцах. Что же касается творений, то они способны постичь из недр Божьего знания только то, что пожелает Аллах. Он научил их религиозным предписаниям и вселенским законам, однако эти познания – всего лишь крошечная частица, которая буквально исчезает в океане божественного знания Великого Творца. Именно поэтому посланники и ангелы, которые лучше всех остальных творений осведомлены об Аллахе, говорили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый» (2:32).

Затем Аллах возвестил о Своем могуществе и величии, свидетельством которого является Престол, объемлющий небеса и землю. Аллах оберегает небеса и землю, а также населяющие их творения благодаря установленному вселенскому порядку и определенным законам, по которым живут творения. Однако это совершенно не обременяет Его, поскольку Его могущество совершенно, власть безгранична, а предписания преисполнены мудрости.

Одним из Его прекрасных имен является имя Возвышенный. Своей сущностью Он находится над творениями, Его качества преисполнены величия, Его могуществу покорны все создания и существа, Ему подвластны и послушны все рабы. Еще одним Его именем является имя Великий. Он объединяет в себе все качества величия, почета, великолепия и славы, благодаря чему сердца проникаются к Нему любовью, а души – почтением. Обладающие истинным знанием прекрасно знают, что величие любого творения, пусть даже самого прославленного и великого, ничтожно по сравнению с величием Возвышенного и Великого Господа.

Этот аят действительно обладает славным и восхитительным смыслом и заслуживает называться самым великим из коранических аятов. И если человек читает его, размышляя над его значением и постигая его смысл, то его сердце наполняется убежденностью, знанием и верой, благодаря чему он защищает себя от злых происков сатаны»

Аят аль-Курси — самый великий аят в Коране

Убай ибн Ка’б, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил меня: “О Абу-ль-Мунзир, известно ли тебе, какой аят из Книги Аллаха является величайшим?”. Я сказал: “Это аят, в котором сказано: “Аллах — нет божества, кроме Него — Живого, Поддерживающего жизнь””. После этого Пророк ﷺ хлопнул меня рукой по груди и сказал: “Да будешь ты счастлив в знании, о Абу аль-Мунзир!”». Муслим, 810.

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не создал Аллах на небесах или земле того, что было бы величественнее, чем аят “аль-Курси”!». Передав эти слова, передатчик Суфьян ибн ’Уяйна сказал: «Дело в том, что аят “аль-Курси” — это слова Аллаха, а слова Аллаха превышают любые Его творения на небесах и земле». ат-Тирмизи, 2884. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Достоинства «Аята аль-Курси»

Тот, кто читал аят «аль-Курси» после каждой обязательной молитвы, войдет в Рай!

Со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Тому, кто читал аят “аль-Курси” после каждой обязательной молитвы, только смерть воспрепятствует попасть в Рай». ан-Насаи в «’Амалюль-яуми уа-ллейля», 100; Ибн ас-Сунни в «’Амалюль-яуми уа-ллейля», 124. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хиббан, аль-Мунзири, ад-Дыя аль-Макъдиси, Ибн аль-Къаттан, Ибн ’Абдуль-Хади, Ибн Хаджар, Ибн Касир, аль-Хайсами, Ибн Касир, Ибн аль-Къайим, Ибн Муфлих, ас-Суюты, ад-Дымьяты, Ахмад Шакир и аль-Альбани.

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет награды у того, кто не надеялся на нее». Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд», 152. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’», 7164.

Только представьте! Читать аят «аль-Курси» всего 5 раз в день, после каждого обязательного намаза, уделив этому всего 1 минуту, понимая его смысл и с надеждой на эту великую награду, вознаграждением тому — Рай! Воистину, милость Аллаха не имеет границ!

Тот, кто читает аят «аль-Курси» после обязательной молитвы находится под защитой Аллаха

’Абдуллах ибн Хасан передал со слов своего отца, который слышал от своего отца, да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто прочитал аят “аль-Курси” после обязательной молитвы, будет под защитой Аллаха до следующей молитвы». ат-Табарани в «аль-Кабир». Хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами назвали иснад хадиса хорошим, и с ними в этом были согласны шейх ’Абдуль-Къадир аль-Аранут и Шу’айб аль-Аранут. См. «Маджма’у-ззауаид», 2/148; «Тахридж Задуль-ма’ад», 1/164.

Из этих двух вышеприведенных хадисов следует, что аят «аль-Курси» правильно читать после обязательных молитв. Также становится ясным, что чтение аята «аль-Курси» каждый раз после обязательных (фард) намазов — 5 раз в течение суток — с дозволения Аллаха, является причиной двух результатов:

  1. Попадание в Рай.
  2. Защита Всевышнего. Причем — круглосуточно!

Чтение аята «аль-Курси» после вхождения домой изгоняет шайтана из него до утра

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Как-то раз один человек из числа сподвижников Мухаммада ﷺ встретил мужчину из числа джиннов. Они стали бороться и человек одолел. Джинн сказал ему: “Давай повторим!”. Но человек вновь его одолел. Тогда человек сказал: “Поистине, я вижу, что ты слаб, а запястья твои подобны запястью собаки. Так вы выглядите, о сообщество джиннов? Или только ты таков?”. Он ответил: “Нет, клянусь Аллахом, я среди них обладаю силой! Но давай поборемся еще раз, и если ты одолеешь меня, то я научу тебя тому, что принесет тебе пользу”. Они вновь стали бороться и человек снова одолел. Тогда джинн сказал: “Я обучу тебя тому, что обещал. Читаешь ли ты аят “аль-Курси”?”. Тот ответил: “Да”. Джинн сказал: “Поистине, если ты прочитаешь этот аят, когда зайдешь домой, то обязательно выйдет оттуда шайтан, и не вернется туда до утра”». Услышавший эту историю от Ибн Мас’уда спросил его: «О Абу ’Абдур-Рахман, кто был тот человек из числа сподвижников? Не ’Умар ли?». На что Ибн Мас’уд сказал: «А кто же мог быть им помимо ’Умара, да будет доволен им Аллах?!». ад-Динури в «аль-Муджаляса», 2475; Ибн Аби ад-Дунья в «Макаид аш-шайтан», 63; аль-Байхакъи в «Даляиль ан-нубууа», 7/123.

Хафиз аль-Хайсами, приведя два подобных сообщения в главе о достоинстве ’Умара ибн аль-Хаттаба, сказал: «Оба эти сообщения приводит ат-Табарани. Передатчики второй версии являются передатчиками “ас-Сахих”, но аш-Ша’би не слышал от Ибн Масуда, однако он застал его время. А что касается первой версии (со слов Абу Уаиля), то в ней передатчик по имени аль-Мас’уди, который является надежным, однако стал путаться в конце жизни. Но стало очевидным для нас достоверность версии от аль-Мас’уди посредством версии аш-Ша’би». См. «Маджма’у-ззауаид», 9/72.

Также и шейх Ахмад Шакир, разъясняя достоверность данного сообщения, сказал: «Иснад его достоверный». См. «’Умдату-ттафсир», 1/311.

Да будет доволен Аллах ’Умаром, о котором Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Поистине, шайтан боится тебя, о ’Умар!». ат-Тирмизи, 3690; Ибн Хиббан, 4371. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха», 2261.

В упомянутом выше асаре содержится указание на правомочность чтения аята «аль-Курси» после вхождения домой, и что это изгоняет шайтана из дома до утра.

Чтение аята «аль-Курси» перед сном защищает от шайтана до утра

Сообщается, что однажды, когда Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, охранял собранный закят, он поймал вора, который сказал ему: «Отпусти меня, и я научу тебя таким словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!». Абу Хурайра спросил: «Что это за слова?». Он сказал: «Когда будешь ложиться спать, прочитай “аят Трона” от начала до конца, и с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе до самого утра!». После этого Абу Хурайра поведал об этом Пророку ﷺ, и он сказал: «Он действительно сказал тебе правду, несмотря на то, что он — отъявленный лжец!», после чего Пророк ﷺ поведал Абу Хурайре, что это был сам шайтан в облике человека. аль-Бухари, 2311.

’Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Не видел я никого из тех, кто принял Ислам и кто обладал разумом, чтобы он засыпал, не прочитав аят “аль-Курси”». Ибн Аби Дауд. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим. См. «аль-Футухат ар-раббания», 3/171.

Чтение аята «аль-Курси» по утрам и вечерам защищает от шайтана

Убай ибн Ка’б, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды запасы его фиников уменьшались, и как-то ночью он решил их посторожить. Тогда он увидел кого-то подобного совершеннолетнему юноше на верховом животном, с которым он поздоровался и спросил: «Кто ты, джинн или человек?!».
Тот ответил: «Джинн».
Убай сказал: «Протяни мне свою руку».
Когда он протянул ему свою руку, он обнаружил, что его рука подобна лапе собаки с собачей шерстью.
Убай спросил: «Так созданы джинны?!».
Он сказал: «Джинны знают, что нет среди них сильнее меня».
Убай спросил: «Что тебя привело?».
Он сказал: «До нас дошло, что ты любишь раздавать садакъа, поэтому мы пришли, чтобы взять у тебя еды».
Убай спросил: «Что нас защищает от вас?».
Джинн ответил: «Аят “аль-Курси” из суры “аль-Бакъара”. Кто прочитает этот аят утром, тот будет защищен от нас до вечера, а тот, кто прочитает его вечером, будет защищен от нас до утра».
Когда рассвело, Убай пришел к Пророку ﷺ и все ему рассказал, на что Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Он сказал истину, хоть он и скверный!». ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра», 6/239; ат-Табарани в «аль-Кабир», 541; Ибн Хиббан, 784. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса надежными. Хафиз аль-Мунзири назвал иснад хадиса хорошим, а шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Маджма’у-ззауаид», 17012; «Сахих ат-таргъиб», 662.