Изучение хадисов Пророка Мухаммада ﷺ

Предлагаем вниманию наших читателей пройти некоторые сборники достоверных хадисов Пророка Мухаммада ﷺ, содержащих в себе основы религии Ислам /усуль/, правовые законоположения /ахкам/ и нравственные положения /адаб/.

Содержание

Шарх книги «Арба’ин ан-Науауи»

Шарх книги «’Умдатуль-ахкам»

Шарх книги «Рияд ас-салихин»

Определение термина «хадис»

Хадис /араб. الحديث‎/ — лексическое значение этого слова: «новый», также может означать «беседа», «предание», «рассказ»; множественное число — ахадис. Терминологическое значение:сообщения о высказываниях, поступках, невысказанном одобрении, внешнем облике или нравственных качествах и достоинствах Пророка Мухаммада ﷺ.

Хадис имеет две составные части: иснад или санад /араб. — اٍسْنادٌ‎/ и матн /араб. — مَتْنٌ‎/.

Иснадом называется цепь передатчиков данного хадиса, на которую опирается его текст (матн). Примером может служить хадис приводимый в «Сахихе» аль-Бухари. аль-Бухари передает, что Сулейман бин Харб сообщил ему, что Шу‘ба сообщил ему, что Катада сообщил ему, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк ﷺ сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем все остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь».

Здесь иснад начинается со слов аль-Бухари и завершается словами «Пророк ﷺ сказал», матн же начинается словами «Сладость веры ощутит тот» и завершается последними словами хадиса.

Уделяя внимание сохранению Сунны, ученые составили множество огромных словарей, в которых приводятся имена передатчиков, и уделяли большое внимание иснадам и матнам хадисов. Имама Ибн аль-Мубарак, да помилует его Аллах, сказал: «Иснад — от религии, а если бы не иснад, то каждый говорил бы, что пожелал». См. Введение к «Сахиху» Муслима.

Таким образом, предметом науки о хадисах является изучение иснадов и матнов, благодаря чему можно отличить приемлемый хадис, в соответствии с которым следует поступать, от отвергаемого, которым руководствоваться не следует.

Категории хадисов с точки зрения их приемлемости или неприемлемости

    1. Достоверный /сахих/ хадис. Достоверным знатоки называют хадис с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет никаких отклонений /шазз/ или недостатков /‘илля/. Непрерывным является иснад такого хадиса, каждый из передатчиков этого от первого до последнего воспринял его непосредственно от предыдущего передатчика. Беспристрастным считается каждый разумный мусульманин, который не являлся нечестивцем. Под точностью передатчика подразумевается точность запоминания или записи хадисов. Под отклонениями подразумевается такие случаи, когда достойный доверия передатчик передает хадис, отличающийся по матну от хадиса, переданного лицом, достойным доверия в еще большей степени. Недостатком /‘илля/ является такая скрытая и неясная причина, в силу которой появляются основания сомневаться в достоверности хадиса, тогда как внешне он представляется безупречным.
    2. Хороший /хасан/ хадис. Хорошим является хадис с непрерывным иснадом, все передатчики которого от первого до последнего отличались беспристрастностью. Такой хадис является лишь немного менее точным, чем подобные ему хадисы, а передатчики передали его безо всяких отклонений /шазз/ или недостатков /‘илля/.
    3. Слабый /да‘иф/ хадис. В качестве термина слово «слабый» служит для обозначения такого сообщения, которое не может считаться хорошим, если оно не удовлетворяет хотя бы одному необходимому условию. Смысл суждения о практическом применении указаний подобных хадисов сводится к тому, что действовать сообразно таким указаниям желательно лишь в том случае, если они касаются добровольного совершения достойных дел. При этом должны быть соблюдены три нижеперечисленных условия:
      • Хадис должен быть не очень слабым;
      • хадис должен иметь отношение к такой основе, которая имеет практическое применение в религии;
      • человек должен действовать в соответствии с указаниями такого хадиса из предосторожности, а не в силу своей убежденности в его достоверности.
  1. Подложный /мауду‘/ хадис. В качестве термина слово «мауду‘» используется для обозначения измышленной лжи, возводимой на посланника Аллаха ﷺ или того, что ему безосновательно приписывается. По единодушному мнению всех улемов, любому человеку, знающему о том, что представляет собой хадис такого рода, не разрешается передавать его ни под каким видом, если только передача не сопровождается указанием на его вымышленность, так как в одном из хадисов, приводимых Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «(Человек,) передавший с моих слов сообщение, которое есть основание считать ложным, станет одним из двух лжецов [другим лжецом является человек, измысливший такое сообщение]». См. «Введение» Муслима с комментариями ан-Науауи.

О том, что Всевышний Аллах охраняет Сунну и хадисы так же, как и Коран

Коран охраняем Аллахом

Всевышний Аллах ниспослал Свое последнее Писание — Коран — в качестве руководства и милости для миров. И Всевышний Господь оберегает Свою Книгу от искажений, чтобы Коран не постигло тоже самое, что постигло предыдущие Писания. Всевышний Аллах сказал об иудеях: «Неужели вы надеетесь, что они поверят вам, если некоторые из них слышали Слово Аллаха и сознательно исказили его после того, как поняли его смысл?» Сура «аль-Бакара», аят 75.

Также Всевышний Аллах о них сказал: «Среди иудеев есть такие, которые переставляют слова со своих мест» Сура «ан-Ниса», аят 46.

А о христианах Всевышний Аллах сказал: «О люди Писания! К вам явился Наш посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания» Сура «аль-Маида», аяты 14-15.

Также Аллах говорит: «Скажи: „Кто же ниспослал в качестве света и верного руководства для людей Писание, с которым пришел Муса и которое вы превратили в отдельные листы, показывая некоторые из них и скрывая многие другие?“» Сура «аль-Ан’ам», аят 91.

Также Аллах говорит: «Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: „Это — от Аллаха“, — чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» Сура «аль-Бакара», аят 79.

Что же касается Корана — последнего Писания Господа миров, то относительно него Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» Сура «аль-Хиджр», аят 9.

Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: «Аллах сообщил, что Он оберегает Коран от того, чтобы в него добавили то, что к нему не относится, или чтобы из него удалили какие-либо его предписания, ограничения и повеления». См. «Тафсир Ибн Джарир» 7/14.

Абу-ль-Хасан аль-Мунтаба рассказывал: «Однажды я был у къадия Абу Исхакъа Исма’иля ибн Исхакъа, когда его спросили: „Почему Тору можно было исказить, а Коран нельзя?“ Къады ответил: „Всевышний Аллах сказал о последователях Торы: „Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха“ (Сура «аль-Маида», аят 44). Оберегать Тору было поручено им самим, и искажение ее стало возможным. А о Коране Аллах сказал: „Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его“ (Сура «аль-Хиджр», аят 9). И поэтому искажение его невозможно“». См. «ат-Тахрир уа-ттануир» 5/209.

И хвала Всевышнему Аллаху за сохранность Корана, который сохранил свой оригинальный язык и который в наше время является таким же, каким он был и во время ниспослания. Что же касается предыдущих Писаний, то они утеряли свой оригинал и язык, и различные издания той же Библии от страны к стране и от года к году имеют множество различий в текстах и даже в смысле.

Сунна и хадисы охраняемы Аллахом

Мусульмане не сомневаются в том, что Коран Всевышнего Аллаха не искажен и останется таким вплоть до Судного дня. Однако по причине сомнений, сеемых врагами Ислама, некоторые невежды стали сомневаться в сохранности Сунны и достоверности любых хадисов посланника Аллаха ﷺ, по причине чего около двух веков назад появилась даже целая секта так называемых Коранистов, заслуженное название которых «отрицатели Сунны», не признававшие Сунну и хадисы вообще! В отличие от предшествующих многих заблудших течений они стали открыто отрицать Сунну, заявляя о том, что достаточно ограничиться одним лишь Кораном. Если ранние секты не отвергали Сунну явно и открыто, но противоречили ей словами и делами, или же отрицали некоторые достоверные хадисы, то эта новоявленная секта стала открыто призывать к тому, что Коран не нуждается в Сунне и в хадисах, и что достаточно для исповедания Ислама одного лишь Корана.
О такой ереси, как отказ, сомнение или же не признание Сунны, предостерегал еще сам посланник Всевышнего Аллаха ﷺ, сказавший: «Я запрещаю, что бы кто-либо из вас, облокотившись на свой диван, говорил о том, что я повелел или же запретил: „Не знаю, мы следуем тому, что находим только в Коране!“» ат-Тирмизи 2663, Абу Дауд 4605, Ибн Маджах 13. Хадис достоверный. См. «Мишкатуль-масабих» 162.

Также Пророк ﷺ говорил: «Может быть так, что до человека дойдет от меня хадис, а он, облокотившись на свой диван, станет говорить: „Между нами и вами Книга Аллаха! И то, что мы находим в ней дозволенным, мы считаем дозволенным, а что находим запретным, считаем запретным!“ Тогда как, поистине, то, что запретил посланник Аллаха, все равно, что запретил сам Аллах!» ат-Тирмизи 2664, Ибн Маджах 12. Хадис достоверный. См. «Мишкатуль-масабих» 163.

Имам аль-Аджурри, умерший в 361 году по хиджре, говорил: «Если Посланника Аллаха ﷺ сказал что-то относительно какого-то вопроса, что является достоверным для учёных, а обладатели знания и разума услышат, как какой-то невежда воспротивиться этому и скажет: „Я не принимаю ничего, кроме того, что сказано в Книге Аллаха!“, то они обязаны ему сказать: „Ты — скверный человек! И ты — тот, от кого предостерегал нас Пророка ﷺ и от кого предостерегали учёные!“» См. «аш-Шари’а» 1/176.

Необходимо знать, что хадисы — это такое же откровение Всевышнего Аллаха, как и Коран! Всевышний Аллах сказал о Своем Пророке ﷺ: «Поистине, он не говорит по прихоти, это только откровение, которое ниспосылается!» Сура «ан-Наджм», аяты 3-4.

Этот аят ясно указывает на то, что любые слова посланника Аллаха ﷺ о религии являются откровением от Всевышнего Аллаха! Шейх Ибн аль-Къайим писал: «Всевышний Аллах избавил Своего Пророка ﷺ от того, чтобы он говорил, основываясь на страсти, и в этом указание на его совершенство и то, что он был ведом Аллахом. И Всевышний сообщил, что все сказанное Пророком ﷺ, является откровением, и это охватывает как Коран, так и Сунну!» См. «Бадаи’у-ттафсир» 4/66.

Всевышний также сказал Своему Пророку ﷺ: «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» Сура «ан-Ниса», аят 113.

Также Всевышний Аллах сказал: «И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости. Воистину, Аллах — Проницательный, Ведающий» Сура «аль-Ахзаб», аят 34.

Имам аш-Шафи’и говорил: «Аллах упоминает о Писании, а это Коран, а затем упоминает о мудрости, а я слышал, как обладающие знанием о Коране говорили: „Мудрость — это Сунна посланника Аллаха ﷺ“!» См. «ар-Рисаля» 78.

Таким образом, Коран указывает на то, что Сунна — это откровение от Аллаха, и об этом также говорил сам Пророк ﷺ. аль-Микъдам ибн Ма’дикариб рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему (Сунна)! Я опасаюсь удовлетворенного человека, лежащего на своем диване и говорящего: „Следуйте этому Корану! Что найдете в нем дозволенным, считайте это дозволенным, а что найдете запретным — запретным!“» Абу Дауд 4604, ат-Тахауи 2/321. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2870.

По этой причине праведные предшественники говорили, что ангел Джибриль, мир ему, приходил к Пророку ﷺ с откровением Сунны так же, как и с аятами Корана. Хассан ибн ‘Атыя сказал: «Ангел Джибриль ниспосылался к Пророку ﷺ с Сунной и обучал его ей так же, как и Корану». Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 23, ад-Дарими 588. Иснад достоверный. См. «Фатхуль-Бари» 13/291.

Исма’иль ибн ‘Убайдуллах говорил: «Нам необходимо оберегать и принимать то, что пришло от посланника Аллаха ﷺ, ведь Всевышний Аллах сказал: „Берите же то, что дал вам посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам!“ Сура «аль-Хашр», аят 7. И это (Сунна и хадисы) для нас по положению подобно Корану!» Ибн Наср аль-Маруази в «ас-Сунна» 88.

Ведь сомнение и непризнание Сунны дает повод врагам Ислама открыть пути для самопроизвольного понимания и толкования Корана, что приводит к искажению важнейших основ религии!

‘Укъба ибн ‘Амир рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ однажды сказал: „Гибель моей общины в Книге и молоке!“ Его спросили: „О посланник Аллаха, что означают Книга и молоко?!“ Он ответил: „Будут изучать Коран и толковать его не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах Всевышний! И будут любить молоко, по причине чего станут оставлять групповые и пятничные молитвы, удаляясь со стадом в степи!“» Ахмад 4/155. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2778.

Таким образом, в этом извещении посланника Аллаха ﷺ содержится предостережение от двух вещей, которые приведут к гибели его общину:

  1. Первое, понимание Корана не в соответствии с Сунной.
  2. Второе, чрезмерное увлечение мирским, что отдалит человека от религиозных предписаний.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр назвал главу, в которой привел упомянутый хадис следующим образом: «О том, кто толковал Коран и размышлял над ним, будучи неосведомленным о Сунне», затем после того как привел этот хадис, сказал: «Приверженцы нововведений отвергали Сунну и стали толковать Коран не в соответствии с тем, как разъяснила его Сунна, по причине чего впали в заблуждение сами и ввели в заблуждение других!» См. «Джами’уль-баяниль-‘ильм» 1/472.

Всевышний Аллах сказал Своему Пророку ﷺ: «Мы ниспослали тебе Напоминание (Коран), чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» Сура «ан-Нахль», аяты 43-44.

Если бы одного Корана было достаточно для мусульманина, то для чего же Аллах велит Своему Пророку ﷺ разъяснять его людям? И если в его разъяснении нуждались даже сподвижники, которые были свидетелями ниспослания откровения, то разве можно себе представить, что последующие поколения не будут нуждаться в разъяснении Корана? Как людям выполнять такие веления Корана, как молитва, пост, хадж и т.п. без Сунны и хадисов, которые подробно разъяснили и описали эти обряды? Мало того, что большинство обрядов поклонения невозможно выполнить без Сунны, так еще и понимать должным образом смысл Корана невозможно без Сунны. К примеру, Всевышний Аллах сказал: «Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них — безопасность, и они на верном пути» Сура «аль-Ан’ам», аят 82.

Как можно понять данный аят Корана без разъяснения Сунны? Когда этот аят был ниспослан, сподвижники поняли слово «несправедливость» в его общем значении, имея в виду, что каждый совершает ошибки, даже если они незначительны. Поэтому они и сказали: «О посланник Аллаха, разве есть кто-либо, кто не причинил себе несправедливость (совершением греха)?» На что Пророк ﷺ пояснил, что под «несправедливостью» в аяте речь идет о многобожии, и сказал: «Разве вы не слышали, что сказал Лукман своему сыну: „Поистине, многобожие — великая несправедливость!“» Сура «Лукман», аят 13.

Или другой аят Корана: «А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тому уготован Адский огонь, в котором он пребудет вечно!» Сура «аль-Джинн», аят 23.

Но разве любое ослушание Аллаха и Его посланника ﷺ приводит в Огонь навечно?!

Абу Надра рассказывал, что когда они находились рядом со сподвижником ‘Имраном ибн Хусайном, который рассказывал хадисы Пророка ﷺ, один человек выразил свое недовольство и сказал: «Поведал бы ты лучше нам о Книге Аллаха». Тогда разгневался ‘Имран и сказал: «Поистине, ты глупец! Аллах упомянул в Коране о закяте, так где указание в нем о том, что с двухсот дирхамов следует выплачивать пять?! Упомянул о молитве, так где указания на то, что обеденная молитва из четырех рак’атов?! Упомянул об обходе (тауаф) вокруг Кабы, так где указание на то, что их семь?! Поистине, все это толкует и разъясняет Сунна!» аль-Аджурри в «аш-Шари’а» 104, Ибн Батта в «аль-Ибана» 1/235. Иснад достоверный.

И уяснив важность Сунны и хадисов в Исламе и то, что именно они помогает правильно понять Коран, разве может возникнуть какое-либо сомнение в том, что Сунна и хадисы оберегаются Аллахом так же, как и Коран?

Имам Ибн Хазм процитировал аяты: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» Сура «аль-Хиджр», аят 9. «Скажи: „Я предостерегаю вас посредством откровения“. Но глухие не слышат зова, даже когда их предостерегают» Сура «аль-Анбия», аят 45.

И после этого Ибн Хазм сказал: «Всевышний Аллах сообщил, что слова Его Пророка ﷺ являются откровением, а откровение без каких-либо разногласий является Напоминанием (Зикр), а Напоминание охраняемо Аллахом, как на это указывает Коран! И достоверно известно, что слова Пророка ﷺ охраняемы Аллахом». См. «аль-Ихкам» 1/98.

Также Ибн Хазм об аяте: «Мы ниспослали Напоминание (Зикр), и Мы оберегаем его», сказал: «Слово „Зикр“ охватывает все, что ниспослал Аллах, будь то Коран или Сунна!» См. «аль-Ихкам» 1/115.

Имам Ибн аль-Къайим говорил: «Известно, что все слова Пророка ﷺ о религии являются откровением от Аллаха, а все откровения являются Напоминанием (Зикр), ниспосланное Аллахом. Всевышний Аллах сказал: „Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость“ Сура «ан-Ниса», аят 113. Писание — это Коран, а мудрость — это Сунна! А Пророк ﷺ сказал: „Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему!“ Абу Дауд 4604, ат-Тахауи 2/321. И он сообщил о том, что Сунна была дарована ему так же, как и Коран. А Аллах Всевышний сообщил, что Он взял на Себя полномочие охранять то, что Он ниспослал Своему Пророку ﷺ, чтобы это было доводом против рабов до Судного дня». См. «Мухтасар ас-Сауа’икъ» 2/371.

Что же касается того, что среди хадисов могут быть слабые или выдуманные, то это не влияет на сохранность Сунны в общем, ведь подобные хадисы по милости Аллаха мухаддисы сразу же выявляли во все времена. И подобное никоим образом не указывает на то, что Сунна и хадисы не защищаются от искажения. Это все равно, что какой-то враг Аллаха придет и прочитает несведущим людям что-то и скажет: «Вот так сказано в Коране!» Но ведь любой мусульманин может открыть Книгу Аллаха и узнать, что это ложь и не аят Корана и не сура. Также и хадисы, любой мусульманин может взять сборники хадисов, составленные более чем тысячу лет назад и сверить, существуют ли те или иные хадисы или нет, а если есть, то достоверный ли он или нет. И как раз то, что во все времена можно было отличить достоверные хадисы от слабых и выдуманных указывает на тот факт, что Сунна охраняема!

Известно со времен праведных предшественников то, какое усилие приложили для сохранности хадисов имамы-мухаддисы, и как они создали целую науку для отвода достоверных и недостоверных хадисов. Поэтому саляфы говорили, что знатоки хадисов, словно специально были созданы Аллахом для охраны Сунны! Суфьян ас-Саури сказал: «Ангелы являются хранителями небес, а знатоки хадисов являются хранителями земли». См. «Шарафу асхабиль-хадис» 85.

Тут весьма уместно привести пример тому, что Сунна и хадисы посланника Аллаха ﷺ будут сохранены вплоть до Судного дня:

Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ долго рассказывал нам о даджале (антихрист) и среди прочего он сказал: «Явится даджаль, которому будет запрещено входить в Медину, и остановится на одном из солончаков за пределами Медины, и выйдет к нему в тот день лучший из людей, который скажет: „Я свидетельствую, что ты — даджаль, о котором поведал нам посланник Аллаха ﷺ!“ Тогда даджаль спросит людей: „Скажите, если я убью его, а потом оживлю его, останутся ли у вас сомнения в этом (что он бог)?“ Они скажут: „Нет“, и тогда он убьет его, а потом воскресит, и когда он воскресит его, этот верующий скажет: „Клянусь Аллахом, никогда знание мое не было столь сильным, как сегодня (в том, что он действительно даджаль)!“ — после чего даджаль воскликнет: „Я хочу снова убить его, но уже не могу этого!“» аль-Бухари 1882.

В другом хадисе сказано, что Пророк ﷺ сообщил: «Когда явится даджаль, к нему пойдет один человек из числа верующих, и встретят его дозорные даджаля, которые спросят его: „Куда ты идешь?“ Он скажет: „Я иду к тому, кто появился среди нас“. Они спросят его: „Разве ты не веруешь в нашего Господа?!“ Он скажет: „Нет ничего такого, что было бы неизвестно о нашем (истинном) Господе!“ Тогда они скажут: „Убейте его!“, — но станут они и говорить друг другу: „Разве не запретил вам господь ваш (даджаль) убивать кого бы то ни было без его ведома?“, — после чего поведут его к даджалю. Увидев его, этот верующий воскликнет: „О люди, это ведь даджаль, о котором говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!“ Тогда по приказу даджаля его положат на живот, и он скажет: „Схватите и нанесите ему увечья!“, — и ему нанесут множество ударов по спине и животу, после чего даджаль спросит: „Разве ты не веруешь в меня?“, — а он скажет: „Ты — даджаль!“ И после этого по его приказу (этого верующего) распилят надвое от середины головы и до ног, а потом даджаль пройдет между двумя его частями тела и скажет ему: „Восстань!“, — и он поднимется. После этого он спросит: „Разве ты не веруешь в меня?“, — на что тот ответит: „Я только узнал тебя еще лучше!“ А потом верующий скажет: „О люди, поистине, после меня не сделает он подобного ни с кем из людей!“, — и тогда Антихрист схватит его, чтобы зарезать, но Аллах превратит в медь его части тела, что находятся между шеей и ключицей, и даджаль ничего не сможет с ним поделать. И тогда он схватит его за руки и за ноги и бросит, и люди посчитают, что он бросил его в огонь, но будет он брошен только в Рай!» И посланник Аллаха ﷺ сказал: «И станет этот человек пред Господом миров величайшим шахидом из числа людей!» Муслим 2938.

В этих хадисах содержится ясное указание на то, что Сунна и хадисы Пророка ﷺ будут сохранены вплоть до наступления Судного дня, поскольку этот верующий человек узнает даджаля, а о даджале сказано только в хадисах, ведь о нем нет никакого упоминания в Коране. Свят Аллах, ведь Всевышний обещал сохранить Коран, а сохранение неизменности Корана подразумевает и сохранение его правильного понимания, что содержится в хадисах. И естественно Аллах сохранил, и будет хранить Сунну вплоть до появления даджаля.

Также важная польза, которая извлекается из упомянутого хадиса: знание Сунны является спасением от искушения и смуты! Ведь знание именно подобных хадисов о даджале и укрепит того верующего в том, что это будет даджаль со своим искушением.

Все упомянутое является ясным доказательством тому, что Сунна и хадисы посланника Аллаха ﷺ охраняемые Аллахом так же, как и Коран, и в этом не сомневаются те, кто желает истины!

Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Всевышний Аллах охраняет Сунну посредством людей (мухаддисов), отделяющих то, что внесли в хадисы из числа лжи, слабости и ошибок. Они установили в этом величайшую точность и охраняли это величайшим сохранением!» См. «Тафсир Ибн Раджаб» 1/605.

О предостережении возведения лжи на посланника Аллаха ﷺ

Передают со слов Риб’ий ибн Хираша о том, что он слышал, как во время проповеди ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Не возводите на меня ложь, ибо, поистине, тот, кто возведет на меня ложь, попадет в огонь“». Этот хадис передали Ахмад 1/83, аль-Бухари 107, Муслим 1, ат-Тирмизи 2660. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7437.

Сообщается, что Анас ибн Малик сказал: «Поистине, мне не позволяет рассказать вам многие хадисы лишь то, что посланник Аллаха ﷺ сказал: „Кто возведет на меня ложь преднамеренно, пусть займет свое место в огне“». Этот хадис передал Муслим 2. Хадис достоверный.

Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Кто возведет на меня ложь преднамеренно, пусть займет свое место в огне“». Этот хадис передали Муслим 3, Ахмад 2/519. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6519.

Сообщается, что ‘Али ибн Раби’а сказал: «Однажды, я пришел в мечеть Куфы, когда амиром там был аль-Мугъира». (‘Али ибн Раби’а) сказал: «И аль-Мугъира сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорил: „Поистине, возведение на меня лжи, не подобно возведению лжи на кого-то другого. И тот, кто возведет на меня ложь преднамеренно, пусть займет свое место в огне“». Этот хадис передал Муслим 4. Хадис достоверный.

… Передают со слов аль-Мугъиры ибн Шу’бы, который передал от Пророка ﷺ похожий (хадис) и не упомянул в нём (слова) «Поистине, возведение на меня лжи, не подобно возведению лжи на кого-то другого».

Передают со слов Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «В последние времена, в моей общине появятся люди, которые будут рассказывать вам то, чего прежде не слышали ни вы, ни ваши отцы. Остерегайтесь же их!» Этот хадис передал Муслим 6. Хадис достоверный.

Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „В последние времена появятся обманщики-лжецы, которые придут к вам с такими рассказами, о которых не слышали ни вы, ни ваши отцы. Вам следует остерегаться их, чтобы они не ввели вас в заблуждение и в искушение“». Этот хадис передали Ахмад 2/349 и Муслим 7. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8151.

Сообщается, что ‘Амир ибн ‘Абада сказал: «‘Абдуллах (ибн Мас’уд) сказал: «Поистине, шайтан принимает образ человека, приходит к людям и рассказывает им лживые рассказы. Когда же они расходятся, один человек из их числа говорит: «Я слушал человека лицо которого знаю, но не знаю его имени». Сообщение достоверное.

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, сказал: «В море заточены дьяволы, которых приковал пророк Сулейман, мир ему. Очень скоро они освободятся, и будут читать людям (свой) Коран». Сообщение достоверное.

Имам ан-Навави сказал: «Смысл этого в том, что шайтаны будут читать не Коран, а что-то иное, что они будут называть Кораном, дабы ввести в заблуждение простолюд». См. «Шарх Сахих Муслим» 1/50.

Сподвижники, передавшие больше всего хадисов

На эту тему у имама Ибн Хазма есть целая работа, кто из сподвижников передал сколько хадисов от Пророка ﷺ.

Известно, что сподвижников, передавших свыше тысячи хадисов — семь:

  1. Абу Хурайра — мухаддис Ислама, который несмотря на то, что принял Ислам всего за три года до смерти Пророка ﷺ, передал 5374 хадиса! Из них аль-Бухари и Муслим привели от него 326 хадисов в своих Сахихах.
  2. ’Абдуллах ибн ’Умар — сын ’Умара ибн аль-Хаттаба, передал 2630 хадисов.
  3. Анас ибн Малик передал 2286 хадисов.
  4. ’Аиша дочь Абу Бакра и жена Пророка ﷺ, передала 2210 хадисов.
  5. ’Абдуллах ибн ’Аббас передал 1660 хадисов.
  6. Джабир ибн ’Абдуллах передал 1540 хадисов.
  7. Абу Са’ид аль-Худри передал 1170 хадисов.

После них больше всего передали хадисов, численность которых не доходит до тысячи:

  1. ’Абдуллах ибн Мас’уд, передавший 848 хадисов.
  2. ’Абдуллах ибн ’Амр ибн аль-’Ас, передавший 700 хадисов.
  3. ’Али ибн Аби Талиб, передавший 537 хадисов.

Письменная фиксация Сунны

Хвала Аллаху, который позаботился о том, чтобы Его Пророк Мухаммад ﷺ донес до сподвижников религию в полноценном виде. Как и сподвижники донесли ее до таби’инов, как и таби’ины донесли ее до тех, кто был после. И это будет продолжаться вплоть до Судного дня!

В первые годы существования Ислама посланник Аллаха ﷺ запрещал записывать на одних и тех же листах его слова и аяты Корана, опасаясь, что люди станут принимать одно за другое. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «(Ничего) не записывайте за мной, а кто записал что-либо, за исключением Корана, пусть сотрет это». Этот хадис приводит Муслим. Имам ан-Науауи сказал: «Этот запрет действовал в то время, когда существовали опасения, что слова Пророка ﷺ будут смешиваться с аятами Корана, но после того как такая опасность миновала, он разрешил вести записи. Говорят, что записывать аяты Корана вместе со словами Пророка ﷺ запрещалось только для того, чтобы они не смешивались друг с другом и читатель не принимал одно за другое, а Аллах знает об этом лучше». См. «Шарх ан-Науауи ли-Сахих Муслим»

Итак, Пророк ﷺ разрешил сподвижникам записывать его слова после того, как опасность их смешения с айатами Корана миновала, и он велел делать это Абу Шаху в день овладения Меккой. ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, был одним из тех, кто записывал то, что он слышал от посланника Аллаха ﷺ и к числу таких людей относились ‘Али и ‘Амр бин Хазм, да будет доволен Аллах ими обоими, который записал то, что было сказано Пророком ﷺ относительно долей наследства, религиозных обычаев и выкупов за убитых. Кроме того, здесь можно указать на запись хадиса о закяте и минимальном размере имущества, с которого взимается закят. Абу Бакр вручил эту запись Анасу, да будет доволен Аллах ими обоими, которого он направил в Бахрейн для сбора закята.

Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, в том числе и четыре праведных халифа, уделяли большое внимание записи хадисов. Впоследствии знание получило распространение, а сподвижники, да будет доволен ими Аллах, разъехались по разным странам.

Когда халифом стал ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз бин Марван (717 — 720) — один из Омеййадских халифов, отличавшийся особым благочестием], да помилует их Аллах, он разослал своим наместникам приказ, в котором было сказано: «Ищите и собирайте хадисы посланника Аллаха ﷺ». См. «Фатх аль-Бари». Кроме того, он написал жителям Медины: «Ищите хадисы посланника Аллаха ﷺ и записывайте их, ибо, поистине, боюсь я, что исчезнет знание и уйдут знающие». См. «Сунан» ад-Дарими. Период правления ‘Умара бин ‘Абд аль-‘Азиза, да помилует его Аллах, считается периодом официальной письменной фиксации хадисов со слов знающих людей, что же касается их записи вообще, то сподвижники, да будет доволен ими Аллах, занимались этим и раньше.

Одним из тех, кто записывал хадисы и классифицировал их по тематическому признаку, был имам Малик бин Анас, да помилует его Аллах. Он считается одним из первых, кто стал заниматься классификацией хадисов, а его труд «аль-Муватта» был составлен согласно различным разделам фикха. Он умер в 173 г. х. Первым же, кто стал классифицировать хадисы по именам их передатчиков или же по иснадам, был Абу Дауд бин Сулейман бин аль-Джаруд ат-Тайалиси, умерший в 204 г. х. Впоследствии были составлены разные виды огромных сводов хадисов. Ниже упоминаются некоторые из них.

  1. Своды хадисов под общим названием «Джами‘», например, «аль-Джами‘ ас-Сахих» имама аль-Бухари, да помилует его Аллах, умершего в 256 г. х. В этом труде им были собраны хадисы по разным отраслям шариатского знания, в том числе по вероучению, установлениям шариата, этике и толкованию Корана.
  2. Своды хадисов под общим названием «Муснад», например, «Муснад» имама Ахмада бин Ханбаля (ум. в 241 г. х.). В этом труде им были собраны хадисы, классифицировавшиеся по именам отдельных самых ранних их передатчиков.
  3. Своды хадисов под общим названием «Му‘джам», например, «аль-Му‘джам аль-кабир», «аль-Му‘джам аль-аусат» и «аль-Му‘джам ас-сагир» ат-Табарани, да помилует его Аллах. Словом «му‘джам» обозначаются книги, в которых их составители классифицируют хадисы по именам своих шейхов, располагая в большинстве случаев в алфавитном порядке как, например, в вышеупомянутых «Ма‘аджим» ат-Табарани.
  4. Своды хадисов под общим названием «‘Иляль», например, «Китаб аль-‘иляль» ад-Даракутни и Абу Хатима. В таких сводах собраны хадисы, имеющие различные дефекты.
  5. Своды хадисов под общим названием «Атраф», например, «Тухфат аль-ашраф би-ма‘рифат аль-атраф» Абу-ль-Хаджжаджа аль-Мази, да помилует его Аллах. Так именуются своды, в которых сначала приводятся те части отдельных хадисов, которые служат указанием на все остальное, и приводятся их иснады.
  6. Своды хадисов под общим названием «Мустадрак», например, «Мустадрак» аль-Хакима. В этом своде он собрал достоверные хадисы, который служат дополнением к «Сахихам» аль-Бухари и Муслима и отвечают их условиям достоверности.

Общеизвестные своды хадисов

  1. «Сахих» имама аль-Бухари (ум. в 256 г. х.), да помилует его Аллах.
  2. «Сахих» имама Муслима (ум. в 261 г. х.), да помилует его Аллах.
  3. «Сунан» Ахмада бин Шу‘айба ан-Наса’и (ум. в 303 г. х.), да помилует его Аллах.
  4. «Сунан» Абу Дауда Сулеймана бин аль-Аш‘аса (ум. в 375 г. х.), да помилует его Аллах.
  5. «Сунан» Абу ‘Исы Мухаммада бин ‘Исы ат-Тирмизи (ум. в 267 г. х.), да помилует его Аллах.
  6. «Сунан» Мухаммада бин Йазида Ибн Маджах (ум. в 275 г. х.), да помилует его Аллах.

Если сообщается, что хадис приводится в целом ряде источников, это значит, что он приводится в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима и четырех вышеупомянутых сводах под общим названием «Сунан». Если сообщается, что хадис приводится в семи источниках, это значит, что он приводится в шести вышеупомянутых сводах, а также в «Муснаде» Ахмада бин Ханбаля. Если сообщается, что хадис приводится в пяти источниках, это значит, что он приводится в четырех вышеупомянутых сводах под общим названием «Сунан», а также в «Муснаде» Ахмада бин Ханбаля. Если сообщается, что хадис приводится в трех источниках, значит, что он приводится в вышеупомянутых сводах под общим названием «Сунан», за исключением «Сунан» Ибн Маджах.

Достоинство изучения науки о хадисах

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Да порадует Аллах человека, который услышит от нас нечто и запомнит это, чтобы передать другому, ведь может статься, что он передаст знание тому, кто усвоит (это) лучше не- го, и может статься, что носитель знания пониманием не обладает». См. «Сахих аль-джами‘», № 6763.

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что Пророк ﷺ сказал: «Передавайте (людям то, что вы услышите) от меня, даже если (дело будет касаться всего лишь одного) аята, и передавайте то, что говорили израильтяне, (ибо) нет в этом греха, а тот, кто намеренно возведёт на меня ложь, пусть (приготовится) занять своё место в огне». Этот хадис передал аль-Бухари 3461.

Комментируя этот хадис, хафиз Ибн Хаджар писал: «Поначалу Пророк ﷺ запретил учиться у сынов Исраиля и читать их книги, а потом снял некоторые ограничения. Очевидно, этот запрет действовал до того, как утвердились исламские законы и религиозные принципы, поскольку существовала опасность смуты. Когда же подобные опасения исчезли, было разрешено поступать так, поскольку рассказы о том, что происходило в их времена, содержат полезные уроки». Имам Малик считал, что разрешается пересказывать только хорошие из их преданий, но не заведомо лживые рассказы. аш-Шафи’и сказал: «Известно, что Пророк ﷺ не разрешал рассказывать лживые истории, поэтому его слова означают: рассказывайте от имени сынов Исраиля предания, лживость которых вам не известна, и на вас нет греха, если вы рассказываете то, что считаете возможным». Существует мнение, что пересказывать можно только те предания, которые соответствуют кораническим текстам и достоверным хадисам. Но среди преданий сынов Исраиля есть много удивительных рассказов, которые вполне возможны, хотя и не находят подтверждения в Коране и Сунне. Согласно наиболее предпочтительному мнению, пересказывать их разрешается. Имам Ахмад в «Зухде», Ибн Абу Шейба в «Мусаннафе», аль-Баззар в «Муснаде» передали со слов Джабира ибн ‘Абдуллах, что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Рассказывайте от имени сынов Исраиля, и в этом нет греха, потому что с ними случались удивительные истории». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. В другом хадисе, переданном Ахмадом, говорится: «Если сыны Исраиля рассказывают вам что-либо, то не подтверждайте и не отрицайте это». Это значит, что мусульмане не должны верить этим историям. Они могут лишь пересказывать их для того, чтобы извлечь полезные уроки для себя». См. «Фатхуль-Бари» 6/609; «ас-Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» 6/1028.

Передают со слов ‘Амра ибн ‘Ауфа аль-Музани о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто оживит (одну) Сунну из моей Сунны, которую умертвили (люди) после меня, получит награду подобную награде того из людей, который поступал в соответствии с ней, что не уменьшит награды этих людей ни на йоту! А на том, кто внесёт нововведение, которым будут недовольны Аллах и Его посланник, поистине, будет такое же бремя греха, которое будет на людях поступавших в соответствии с ним, что не уменьшит ни на йоту бремя греха этих людей». Этот хадис передали Ибн Маджах 209, 210, ат-Тирмизи 2677. Данный хадис имеет несколько путей передач, усиливающих друг друга, и его достоверность подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи и шейх аль-Альбани. См. «Сунан ат-Тирмизи» 3/128, «Шарху-с-Сунна» 1/198, «Сахих Ибн Маджах» 174.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я оставил среди вас две вещи, держась за которые, вы не собьетесь с прямого пути! Книгу Аллаха и Сунну Его посланника!»

Этот хадис очень известный и распространенный среди ахлю-Сунна. Его приводит имам Малик в «аль-Мууатта» 1395 в форме мурсаль. Однако хафиз Ибн Абдуль-Барр говорил, что этот хадис настолько известный, что не нуждается в непрерывном иснаде. См. «ат-Тамхид» 24/331. Но все же у этого хадис есть другая версия с непрерывным иснадом от Ибн Аббаса, что приводит имам аль-Хаким, и иснад его хороший, о чем сказал шейх аль-Альбани. И этот хадис в таком же виде передается также от Абу Хурайры. См. «Сахих аль-джами’» 2937. Также у него есть и другие свидетельства, которые усиливают его достоверность, что приводит шейх аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 1761. Также об одной из версий этого хадиса хафиз аль-Хайсами в «Маджма’у-ззауаид» 9/163 сказал, что иснад его сильный.

Содержание

После краткого разъяснения некоторых положений, касающихся изучения хадисов, ниже приводятся ссылки на курсы по разбору основных книг, содержащих в себе наиболее достоверные и основные хадисы.

Шарх книги «Арба’ин ан-Науауи»

Шарх книги «’Умдатуль-ахкам»

Шарх книги «Рияд ас-салихин»

Энциклопедия пророческой Сунны

Так как разработка страниц занимает определенное время, то данный раздел пока не полный и будет постоянно обновляться, с дозволения Всевышнего Аллаха, поэтому следите за новостями на нашем канале в Телеграм: tele.click/daura