Шарх ’Умдатуль-ахкам. Книга очищения /тахара/: Глава о посещении туалета и подмывании, Хадис 12

Шарх ’Умдатуль-ахкам. Книга очищения /тахара/: Глава о посещении туалета и подмывании, Хадис 12

Абу Айюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, говорил, что Пророк ﷺ сказал: «Если вы приходите к месту справления нужды, то не поворачивайтесь лицом и спиной в сторону киблы во время справления большой и малой нужды, однако повернитесь на восток или на запад».

Абу Айюб сказал: «Когда мы приехали в Шам, то увидели, что туалеты там построены в сторону Каабы, и поэтому [заходя в них] мы разворачивались боком и просили у Аллаха прощения».

Хадис привели Бухари под номером 394 и Муслим под номером 264.

Передатчик хадиса:

Абу Айюб Халид ибн Зейд аль-Ансари ан-Наджари, да будет доволен им Аллах, присутствовал при ’Акаба. И Пророк ﷺ остановился у него, когда прибыл в Медину [совершив хиджру], пока не построил мечеть и свои дома. Он побратал между собой Абу Айюба и Мусу ибн ’Умайра. Абу Айюб присутствовал при битве Бадр и других битвах, а после смерти Пророка ﷺ постоянно участвовал в военных походах и в разных открытиях [новых земель], не оставив ни одного похода — как только заканчивался один, он сразу же участвовал в другом, пока не умер в битве при Константинополе в 53 году хиджры, да будет доволен им Аллах.

Тема хадиса: Разъяснение постановления поворачиваться лицом или спиной в сторону киблы во время справления большой или малой нужды.

Пользы, извлекаемые из хадиса:

  1. Запрет поворачиваться лицом или спиной в сторону киблы во время справления большой или малой нужды. Запрет указывает на то, что это является харамом, как об этом говорят большинство ученых.
  2. Указание на то, что этот запрет общий — это касается как справления нужды в строениях, так и в открытых местностях.
  3. Указание на возвеличивание и проявление уважения к Каабе.
  4. Красота обучения Пророка, т.к. после того, как он упомянул запретное, он указал на то, что дозволено.
  5. Не порицается поворачиваться в сторону солнца или в сторону луны во время справления большой или малой нужды, как об этом сказали ученые-факихи в некоторых мазхабах.

Матн хадиса:

Передатчик хадиса:

Шарх каждого слова в хадисе:

Общий смысл хадиса:

Пользы, извлекаемые из хадиса: