Шарх ’Умдатуль-ахкам. Книга очищения /тахара/: Глава о посещении туалета и подмывании, Хадис 16

Шарх ’Умдатуль-ахкам. Книга очищения /тахара/: Глава о посещении туалета и подмывании, Хадис 16

От ’Абдуллаха ибн ’Аббаса, да будет доволен им Аллах, передается, что «Однажды Пророк ﷺ проходил мимо двух [свежих] могил и сказал: «Поистине, они [обитатели этих могил] подвергаются мучениям. Что касается первого, то он не подмывался во время справления малой нужды. Второй же занимался сплетнями /намима/». И Пророк ﷺ взял свежую пальмовую кору, поделил ее на две части и воткнул по части в могилу каждого. Мы сказали: «О посланник Аллаха, почему ты это сделал?». Он ﷺ ответил: «Может быть это станет для них облегчением, пока эта кора не высохнет».

Хадис привели Бухари под номером 216 и Муслим под номером 292.

Передатчик хадиса:

’Абдуллах ибн ’Аббас ибн ’Абдуль-Мутталиб аль-Хашими аль-Кураши, да будет доволен им Аллах. Сын дяди Пророка ﷺ, ученый этой общины и толкователь Корана. Однажды Пророк ﷺ обнял его и сказал: «О Аллах, научи его мудрости!» или же сказал: «Научи его Книге!». Однажды Ибн ’Аббас принес воду Пророку ﷺ, чтобы тот совершил омовение и, увидев это, Пророк ﷺ произнес: «О Аллах, сделай его разбирающимся в религии!» и поэтому он застал много знаний и был из тех, кто стремился к знаниям. Когда умер Пророк ﷺ он уже почти достиг совершеннолетия. Ибн ’Аббас умер в Таифе в 68 году хиджры, да будет доволен им Аллах.

Тема хадиса: Разъяснение наказания сплетнику и тому, кто не предохраняет себя и свою одежду от попадания мочи [то есть не подмывается].

Пользы, извлекаемые из хадиса:

  1. Указание на то, что существует наказание в могиле и на то, что сплетни /намима/ и халатное отношение к очищению от мочи являются причинами для этого.
  2. Иногда Всевышний Аллах может показать какое-то чудо через пророка или посредством караматов Его угодников /аулия/.
  3. Обязательность человеку очищаться от своей мочи и других видов мочи, которые являются нечистотами /наджас/.
  4. Сплетни и не очищение от мочи являются одними из больших грехов /кабаир/.
  5. Указание на величие положения молитвы с той стороны, что халатное отношение к одному из условий молитвы является причиной наказания в могиле.
  6. Доброта Пророка ﷺ к своей общине, даже к грешникам из их числа.
  7. Заступничество Пророка ﷺ может быть временным до определенного срока, т.к. он сказал: «Быть может будет им облегчено пока эта кора не высохнет».
  8. Стремление сподвижников понять мудрость действий Пророка ﷺ.
  9. Опровержение хариджитам, му’тазилитам и секте «Хизбут-тахрир», отвергающим наказание в могиле и делающим такфир людям за большие и малые грехи.

Матн хадиса:

Передатчик хадиса:

Шарх каждого слова в хадисе:

Общий смысл хадиса:

Пользы, извлекаемые из хадиса:

Примечание: