Шарх ’Умдатуль-ахкам. Книга очищения /тахара/: Глава о зубочистке /сивак/, Хадис 19

Шарх ’Умдатуль-ахкам. Книга очищения /тахара/: Глава о зубочистке /сивак/, Хадис 19

Передается от ’Аишы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Однажды ’Абдур-Рахман ибн Аби Бакр ас-Сыддик, да будет доволен Аллах ими обоими, вошел к Пророку ﷺ, голову которого я прислонила к своей груди, и у ’Абдур-Рахмана был с собой свежий сивак, которым он чистил свои зубы. Пророк ﷺ начал пристально смотреть на этот сивак. Тогда я взяла сивак [у ’Абдур-Рахмана], почистила его [зубами], разжевала и смягчила его. Затем дала его Пророку ﷺ и он использовал его. Я никогда не видела, чтобы Пророк ﷺ так тщательно пользовался им [т.е. чистил свой рот] и как только он закончил это делать, он поднял свою руку или палец, а затем сказал: „В высшее сообщество“ трижды, после чего скончался».

’Аиша часто говорила: «Умер [Пророк ﷺ, чья голова лежала на ее груди] между моим подбородком и плечами».

В другом риваяте сказано: «Увидев, что Пророк ﷺ смотрит на эту зубочистку, я поняла, что он хочет воспользоваться ею, и спросила: „Взять её для тебя?“ — и он кивнул головой в знак согласия».

Хадис привели Бухари под номером 4173 и Муслим под номером 2444.

Передатчик хадиса: ’Аиша, да будет доволен ею Аллах (см. хадис 3).

Тема хадиса: Разъяснение положения сивака в любое время и дозволенность пользования чужим сиваком.

Пользы, извлекаемые из хадиса:

  1. Указание на любовь Пророка ﷺ к сиваку.
  2. Законность пользоваться сиваком в любое время, потому что Пророк ﷺ не порицал ’Абдур-Рахман ибн Аби Бакра.
  3. Дозволено использовать чужой сивак, но с условием, чтобы не было вероятности вреда.
  4. Можно опираться на жесты, если они понятны.
  5. Сила сердца Пророка ﷺ и отсутствие паники, т.к. он не забыл о сиваке и ду’а во время смерти.
  6. Указание на то, что Всевышний Аллах вверху.
  7. Достоинство ’Аишы, да будет доволен ею Аллах, потому что она обращалась с Пророком ﷺ должным образом [как жена]. Также то, что Пророк ﷺ умер в ее комнате, ее доме и в ее день.
  8. Указание на сообразительность, понимание и разум ’Аишы, да будет доволен ею Аллах.
  9. Понимание праведной и разумной женой своего мужа с полуслова и полувзгляда.
  10. Чистота слюны человека.

Матн хадиса:

Шарх каждого слова в хадисе:

Общий смысл хадиса:

Пользы, извлекаемые из хадиса: