Шарх ’Умдатуль-ахкам. Книга очищения /тахара/: Хадис 5

От Абу Хурайры передается, что Пророк ﷺ сказал: «Пусть никто из вас не справляет малую нужду в стоячую воду, которая не течет, а затем не купается в ней [в случае если помочился]». В версии Муслима пришло: «Пусть никто из вас не берет полное омовение /гусль/ в стоячей воде, когда он находится в большом осквернении /джунуб/».

Хадис привели Бухари под номером 236 и Муслим под номером 282.

Передатчик хадиса: Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах (см. хадис 2).

Тема хадиса: Разъяснение положения справления малой нужды в стоячую воду или же делать в ней гусль от большого осквернения.

Пользы, извлекаемые из хадиса:

  1. Запрещено /харам/ справлять малую нужду в стоячую воду, которая не течет, если люди используют эту воду. Если же люди не используют эту воду, то это является нежелательным. Если запрещено справление малой нужды в стоячую воду, то справление большой нужды запрещено тем более, не смотря на то, что в хадисе это не упомянуто.
  2. Дозволено справлять малую нужду в текущую воду, потому что моча утекает вместе с водой и не стоит на месте. Однако, если дальше по течению есть кто-то, кто использует эту воду, то пусть человек не мочится туда, потому что он отправляет тем самым ему наджасу.
  3. Запрещено купаться в стоячей воде, когда человек находится в большом осквернении. Запрет указывает на харам, если это портит воду тем людям, которые будут ее использовать в будущем, в противном случае это является порицаемым /макрухом/.
  4. Дозволено делать гусль в текущей воде.
  5. Указание на полноту исламского шариата, так как он обращает отдельное внимание очищению и отдаляет людей от всех причин, в которых есть вред.
  6. Общий запрет портить воду и вредить людям любым видом.

Матн хадиса:

Шарх каждого слова в хадисе:

Общий смысл хадиса:

Пользы, извлекаемые из хадиса:

Важное замечание: