Шарх ’Умдатуль-ахкам. Книга очищения /тахара/: Хадис 7

От Хумрана, вольноотпущенника ’Усмана ибн ’Аффана, да будет доволен им Аллах, передается то, что ’Усман велел принести себе воду для омовения и он полил из этой посуды себе на руки и помыл их трижды. Потом он засунул свою правую руку в эту воду, [и набрав воды] затем сполоснул рот, затянул в себя воду [носом], высморкался, потом трижды помыл свое лицо и помыл свои руки до локтей трижды, потом вытер свою голову, потом помыл обе свои ноги трижды, затем он сказал: «Я видел, как Пророк ﷺ совершил такое же омовение, каким его совершил я, после чего сказал: „Кто совершит омовение таким же образом, как совершил его я, а потом совершит молитву в два рака’ата, ни на что не отвлекаясь при этом [не думая о каких-то вещах, не относящихся к молитве], то ему будут прощены все грехи, которые он совершил до этого“».

Хадис привели Бухари под номером 158 и Муслим под номером 226.

Передатчики хадиса:

Хумран ибн Абан ибн Халид — достойный доверия /сика/ из таби’инов, попавший в плен в битве при ’Айн Тамре. ’Усман ибн ’Аффан, да будет доволен им Аллах, впоследствии освободил его, после чего тот уехал в Басру. Скончался в 75 году хиджры, да помилует его Аллах.

’Усман ибн ’Аффан ибн Аби ’Ас ибн Умайя аль-Кураши, да будет доволен им Аллах — повелитель правоверных, третий халиф мусульман. Принял Ислам одним из первых по причине Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, совершил две хиджры. Пророк ﷺ выдал за него свою дочь Рукайю, и когда она умерла, да будет доволен ею Аллах, он выдал за него замуж Умму Кульсум, да будет доволен ею Аллах. Поэтому ’Усман был назван «Зун-Нурайн» — обладатель двух светочей. Пророк ﷺ засвидетельствовал о нем, что он из обрадованных Раем и дал за него же присягу самому себе своей почетной рукой. Он стал халифом после ’Умара, да будет доволен им Аллах, так как ему дали присягу ахлю-шура в 24-м году по хиджре. Был убит [пав шахидом от рук хауариджей] после асра в пятницу 18 зуль-хиджа. Был похоронен в ночь на субботу в 53 году хиджры, его могила известна на кладбище аль-Бакы, да будет доволен им Аллах.

Тема хадиса: Разъяснение того, каким образом совершал омовение Пророк ﷺ.

Пользы, извлекаемые из хадиса:

  1. Достоинство повелителя правоверных ’Усмана, да будет доволен им Аллах, и его стремление в распространении знаний и Сунны. Также к этому можно отнести достоинство всех сподвижников в общем и ’Усмана в частности в стремлении следовать Сунне посланника Аллаха ﷺ.
  2. Преподаватель должен прокладывать самый близкий путь для понимания и для того, чтобы эти знания запомнились в лучшем виде. [Обучение действиями красноречивее чем обучение словами или, как говорится в известной пословице: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»].
  3. Тот, кто совершит поклонение ради Всевышнего Аллаха и при этом его целью является обучение людей — это не противоречит ихласу.
  4. Узаконено совершать малое омовение таким образом: омывать кисти рук трижды [до того, как опустить руки в сосуд, даже если человек не спал], затем споласкивать рот, вдыхать воду и высмаркиваться, затем омыть лицо трижды, затем мыть руки вместе с локтями трижды, затем протереть голову, затем омыть ноги трижды — и это все является описанием малого омовения /вуду/ Пророка ﷺ.
  5. Указание на то, что следует считаться с порядком в омовении органов, т.е. не мыть те части тела, которые следует мыть позже, раньше тех, которые следует мыть до них.
  6. Указание на достоинство двух рака’атов, при которых человек не думает ни о чем, что не связано с молитвой, но при условии, чтобы омовение было совершено таким образом, как было упомянуто. [Следует стараться, чтобы в твоей молитве присутствовало смирение /хушу’/].
  7. Наградой за это будет прощение прошлых грехов, т.е. маленьких прегрешений, как об этом говорят ученые.
  8. Чистота использованной воды.
  9. Пророк ﷺ показывал на практике, как надо воплощать в жизнь аяты Корана.
  10. Совершать действия в омовении по три раза является мустахаббом /желательным/.

Матн хадиса:

Передатчики хадиса:

Шарх каждого слова в хадисе:

Общий смысл хадиса:

Пользы, извлекаемые из хадиса: