Шарх ’Умдатуль-ахкам. Книга очищения /тахара/: Хадис 8

Сообщается от ’Амра ибн Яхья аль-Мазини, который передал от своего отца, который сказал: «Я видел, как ’Амр ибн Аби Хасан спросил ’Абдуллаха ибн Зейда об омовении Пророка ﷺ. Тогда тот приказал принести тазик с водой и совершил для них омовение посланника Аллаха ﷺ. Он налил на свои кисти воды из тазика и омыл их трижды. Затем опустил руку в тазик и [набрав воды] сполоснул рот и промыл нос тремя горстями [то есть три раза]. Затем он вновь опустил руки в тазик и омыл лицо трижды. Потом он снова опустил свою руку в таз и омыл руки вместе с локтями дважды. Потом он снова опустил свою руку в таз и протёр [влажными] руками голову, проведя ими ото лба до затылка и обратно один раз, а потом помыл свои ноги до щиколоток». В другом риуаяте пришло: «он начал протирать ото лба [где обычно начинают расти волосы] пока не довел руки до затылка, потом провел ими обратно, пока не вернулся к тому месту, с которого начал». В другом риуаяте сказано: «К нам пришел посланник Аллаха ﷺ и вынесли мы ему воду в тазике из меди».

Хадис привели Бухари под номером 184, 189 и Муслим 235.

Передатчики хадиса:

’Амр ибн Яхья ибн ’Умара ибн Аби Хасан — достойный доверия передатчик, живший во времена таби’инов, не подтверждено, чтобы он видел кого-либо из сахабов. Умер в 130 г.х., да помилует его Аллах.

Абу ’Амр Яхья ибн ’Умара ибн Аби Хасан аль-Мазини — достойный доверия передатчик из таби’инов, да помилует его Аллах.

’Амр ибн Аби Хасан аль-Ансари аль-Мазини — один из сподвижников, да будет доволен им Аллах.

’Абдуллах ибн Зейд ибн ’Асым аль-Ансари аль-Мазини, да будет доволен им Аллах, присутствовал при битве Ухуд, и в тех битвах, которые были после этого. По поводу его участия в битве Бадр были разногласия. Был из тех, кто воевал против лжепророка Мусайлима. Погиб в 63 г.х. в день Харра.

Тема хадиса: Разъяснение того, каким образом совершал Пророк ﷺ омовение.

Пользы, извлекаемые из хадиса:

  1. Стремление сподвижников Пророка ﷺ познакомиться с его Сунной, чтобы следовать за ним в ней.
  2. Знание следует доносить таким образом, чтобы это было ближе к пониманию и запоминанию.
  3. Является узаконенным совершать малое омовение таким образом: мыть кисти рук трижды, затем полоскать рот и набирать воду в нос и высмаркиваться трижды каждый раз из одной ладошки, затем омыть лицо трижды, затем мыть руки с локтями по два раза каждую, затем протереть свою голову руками, начиная с передней части головы и доводя до затылка, и вернуть свои руки к тому месту, с которого начал, затем помыть ноги до щиколоток — так совершал омовение Пророк ﷺ.
  4. Следует считаться с порядком в мытье органов. И поэтому то, что надо мыть позже, не надо мыть раньше того, что должно мыться раньше.
  5. Следует брать новую воду для каждого органа, например, человек не должен вытирать голову той водой, которая осталась на его руках, после того как он помыл свои руки.
  6. Дозволено мыть большим количеством раз какие-то части тела, которые моются по несколько раз, как упомянуто в хадисе то, что он лицо омыл три раза, руки с локтями по два раза, а насчет ног количество вообще не упомянуто.
  7. Дозволено совершать омовение в посуде из меди.
  8. Упоминание тем, кто о чем-то сообщает, того, что подтвердит его сообщение.

Матн хадиса:

Передатчики хадиса:

Шарх каждого слова в хадисе:

Общий смысл хадиса:

Пользы, извлекаемые из хадиса: