Второй курс по изучению Единобожия

«Основы вероубеждения». Часть 4-я

Единобожие в божественности /таухид аль-улюхийя/

Слово «улюхийя» в арабском языке образуется от слова «илях», которое означает «божество». «Божество» — это то, чему подчиняются на основе любви и возвеличивания. Ему покоряются и перед ним унижаются, его боятся и его желают, к нему прибегают в несчастье и к нему обращают молитвы в важные моменты жизни, на него уповают в ожидании блага и у него ищут убежища.

И все это возникает в сердце человека по отношению к божеству по той причине, что божество обладает качествами совершенства и величия, которые не доступны человеку и всему сотворенному. Единобожие в божественности /таухид аль-улюхийя/ — это убеждение сердцем в том, что только один Аллах является истинным божеством и только Он имеет право на то, чтобы ему поклонялись. Ведь если только Всевышний Аллах один Господь и только Он один обладает совершенными именами и качествами, то только Он один и есть истинное божество.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ ﴾

«Мы отправили к каждому народу посланника, чтобы они сказали им: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте ложных богов»» Сура «Пчелы» аят 36.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ ذَٰلِكَ بِأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْحَقُّ وَأَنَّ مَا يَدْعُونَ مِنْ دُونِهِ هُوَ الْبَاطِلُ وَأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ ﴾

«Это потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах — Возвышенный, Большой» Сура «Хадж», 62.

И Всевышний Аллах в Коране сообщил нам о том, что все объекты поклонения людей, которых они принимают за божества, не являются таковыми, являются ложью. То есть поклоняясь им путем подчинения, взывания с мольбами, надежды, страха, прибегания за помощью, упования, человек не получит ничего от них. Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ أَيُشْرِكُونَ مَا لَا يَخْلُقُ شَيْئًا وَهُمْ يُخْلَقُونَ {191} وَلَا يَسْتَطِيعُونَ لَهُمْ نَصْرًا وَلَا أَنْفُسَهُمْ يَنْصُرُونَ ﴾

«Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены, которые не способны оказать им поддержку и не способны помочь даже самим себе?» Сура «Преграды», аяты 191-192.

﴿ وَالَّذِينَ تَدْعُونَ مِنْ دُونِهِ لَا يَسْتَطِيعُونَ نَصْرَكُمْ وَلَا أَنْفُسَهُمْ يَنْصُرُونَ ﴾

«А те, к кому вы взываете вместо Него, не способны оказать вам поддержку и не способны помочь даже самим себе» Сура«Преграды», аят 197.

﴿ يُولِجُ اللَّيْلَ فِي النَّهَارِ وَيُولِجُ النَّهَارَ فِي اللَّيْلِ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ كُلٌّ يَجْرِي لِأَجَلٍ مُسَمًّى ۚ ذَٰلِكُمُ اللَّهُ رَبُّكُمْ لَهُ الْمُلْكُ ۚ وَالَّذِينَ تَدْعُونَ مِنْ دُونِهِ مَا يَمْلِكُونَ مِنْ قِطْمِيرٍ {13} إِنْ تَدْعُوهُمْ لَا يَسْمَعُوا دُعَاءَكُمْ وَلَوْ سَمِعُوا مَا اسْتَجَابُوا لَكُمْ ۖ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكْفُرُونَ بِشِرْكِكُمْ ۚ وَلَا يُنَبِّئُكَ مِثْلُ خَبِيرٍ ﴾

«Он удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня. Он подчинил солнце и луну, и они движутся до назначенного срока. Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий» Сура «Творец», 13-14 аяты.

Большая часть человечества признает Аллаха Господом, Творцом, Наделяющим уделом, Властителем — и все это относится к единобожию в господстве, — и в тоже время приобщает в поклонении Ему в сотоварищи всевозможных идолов и истуканов, мертвых праведников и ангелов, звезды и деревья, которые не могут причинить кому-либо вред или принести пользу, не могут ни наделить ничем, ни лишить чего-либо.

Как сказал Всевышний Аллах: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» Сура «Иосиф», аят 106.

Язычники времен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, признавали Аллаха Господом, Творцом, Наделяющим уделом и Властителем, однако их многобожие выражалось в поклонении кому-то и чему-то наряду с Господом миров. Они приобщали Аллаху равных и сотоварищей, взывая к ним с мольбами,
прося их о спасении и моля их о своих нуждах.

Всевышний Аллах во многих местах Своего Священного Писания указывает нам на то, что арабы-многобожники признавали господство Аллаха, т. е. таухид ар-рубубийя, но вместе с тем приобщали к Нему сотоварищей в поклонении. Так Всевышний Аллах сказал: «Если ты спросишь их: „Кто создал небеса и землю
и подчинил солнце и луну?“, — они непременно скажут: „Аллах“. До чего же они отвращены от истины!» Сура «Паук», аят 61.

Аллах, Свят Он и Велик, также сказал: «Если ты спросишь их: „Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?“, — они непременно скажут: „Аллах“. Скажи: „Хвала Аллаху!“ Но большинство их не разумеет» Сура «Паук», аят‑63.

Он также сказал: «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: „Аллах“. До чего же они отвращены от истины!» Сура «Украшения», аят 87.

Он также сказал: «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?» Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты!» Сура «Верующие», аяты 84–89.

Арабы-многобожники времен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не считали, что идолы сами ниспосылают дождь, наделяют этот мир уделом и управляют его делами. Напротив, они были убеждены в том, что на все это способен только Пречистый Господь, и признавали, что их идолы, к которым они обращаются с мольбами вместо Аллаха, сами являются творениями и не способны самостоятельно ни принести пользу, ни навредить как самим себе, так и тем, кто поклоняется им. Они знали, что эти идолы не способны ни умерщвлять, ни оживлять, ни воскрешать так же, как и не могут ни слышать, ни видеть. Они верили, что только сам Всевышний Аллах один может это, и что никто не разделяет с Ним этой власти, и что ни они сами, ни их истуканы не способны на это. Они признавали, что Пречистый Аллах является единственным Творцом, а все остальные существа — это Его творения, что Он — единственный Господь, тогда как все остальные — являются Его рабами, которые полностью подвластны Ему. Но вместе с тем они приобщали к Нему сотоварищей и посредников из числа Его творений, прося их о заступничестве перед Аллахом и пытаясь тем самым приблизиться к Нему. И Всевышний Аллах сказал о них: «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» Сура «аз-Зумар», аят 3.

То есть они просили у них за себя заступничества перед Аллахом, чтобы им была оказана помощь, дарован удел, и чтобы были приведены в надлежащий порядок их прочие мирские дела.

Как мы видим, многобожники в основе своей признавали то, что Аллах является Господом всего сущего, однако, несмотря на это, Всевышний не назвал их мусульманами. Напротив, Аллах, Свят Он и Велик, сказал о них, что они являются многобожниками и неверующими, пригрозил им вечными мучениями в Аду и сделал их жизнь и имущество дозволенными для Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, так как они не соблюдали обязательного условия единобожия в господстве, т. е. не поклонялись только одному Аллаху.

Из всего сказанного ясно следует то, что признание Аллаха единственным Господом, без поклонения только Ему одному недостаточно для того, чтобы быть мусульманином и не спасает от наказания Аллаха. Более того, такое признание господства Всевышнего без уединения Его в поклонении является неоспоримым доводом против самого человека по той причине, что оно обязывает его искренне направлять свое служение только одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей, и возлагает на него обязанность поклоняться только Ему одному.

Слова единобожия — свидетельство Ля иляха илля Ллах

Эта классификация не означает, что существуют три самостоятельных и не связанных между собой вида единобожия, и что достаточно исповедовать какой-нибудь один вид, а остальными можно пренебречь, и что среди них есть более важные и менее важные. Человек считается исповедующим единобожие только в том случае, когда он исповедует все три вида. Кто же придаёт Аллаху сотоварищей в одном из видов, тот как будто придаёт Ему сотоварищей во всех видах, поскольку между ними существует тесная взаимосвязь. В качестве примера можно привести человека, который обращается не к Аллаху с мольбами о том, на что способен только Аллах. Он придаёт Аллаху сотоварищей во всех трёх видах таухида. Он придаёт Ему сотоварищей в поклонении, потому что обращается с мольбой, которая есть поклонение, к кому-то помимо Аллаха, оспаривая тем самым единственность Аллаха в Божественности. Если говорить о единственности Аллаха в Господстве, то этот человек взывает к кому-то помимо Аллаха в надежде получить пользу или отвести от себя вред, потому что уверен: тот, к кому он обращается, способен распоряжаться во владениях Аллаха и удовлетворить его просьбу. Если же говорить о единственности Аллаха в обладании совершенными Именами и Качествами, то из его действия следует, что тот, к кому он обращается, — слышащий, близкий, и он слышит всех, кто взывает к нему, и способен исполнить их желания и дать им то, о чём они просят.

И то, что только один Аллах является истинным божеством находит свое выражение в словах свидетельства: «Ля иляха илля Ллах» — Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха. Суть этого великого свидетельства состоит в том, что никто, кроме Аллаха, не обладает правом на поклонение со стороны творений, ведь никто кроме Аллаха не обладает божественными качествами: качествами совершенства и величия, только Он является Великим Господом и Творцом всего сущего. Только Он управляет всеми процессами во вселенной, только Он является обладателем всех качеств совершенства и далек от любых недостатков, и, следовательно, унижаться и смиряться следует только перед Ним.

Всевышний Аллах один создает творение изначально и воссоздает его повторно, и никто не соучаствует в этом процессе наряду с Ним. А это означает, что только Он заслуживает поклонения, и никто не вправе быть Его сотоварищем в этом.

Условия свидетельства «Ля иляха илля Ллах»

Для того, чтобы эти великие слова, произнося которые человек объявляет о своём присоединении к ре­лигии Ислама, принесли произносящему их пользу, он должен соблюсти семь необходимых условий. Указания на них имеются в Коране и Сунне, однако речь идёт не о том, чтобы запоминать наизусть соответствующие условия, а о том, чтобы придерживаться их смысла, ибо может слу­читься так, что один человек станет соблюдать все эти усло­вия, хотя и не сможет их перечислить, а другой будет помнить всё, поступая вопреки этому.

ПЕРВОЕ: знание, несовместимое с невежеством

Здесь имеется в виду знание смысла этих слов, заключаю­щих в себе как отрицание, так и утверждение.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللَّهُ ﴾

«Так знай же, что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха» Сура «Мухаммад», аят 19.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ إِلَّا مَنْ شَهِدَ بِالْحَقِّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ ﴾

«…разве лишь те, которые признали истину, зная об  этом» Сура «Украшения», аят 86.

Имеются в виду  засвидетельствовавшие, что нет божества, достойного поклонения кро­ме Аллаха, зная сердцами о смысле того, что они произнесли языком.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ وَالْمَلَائِكَةُ وَأُولُو الْعِلْمِ قَائِمًا بِالْقِسْطِ ۚ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ ﴾

«Засвидетельствовал Аллах, а также ангелы и наделённые знанием, что нет божества, достойного поклонения кроме Него, и что Он придерживается справедливости. Нет божества, кроме Него, Могучего, Мудрого» Сура «Семейство Имрана», аят 18. 

ВТОРОЕ: уверенность, несовместимая с сомнениями

Речь идёт о том, что произносящий эти слова должен быть полностью уверен в том, что он говорит, не испытывая при этом никаких сомнений.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ ثُمَّ لَمْ يَرْتَابُوا وَجَاهَدُوا بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنْفُسِهِمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ۚ أُولَٰئِكَ هُمُ الصَّادِقُونَ ﴾

«Верующие — это только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений и не пожа­лели своего имущества и своей жизни на пути Аллаха. Они-то и есть правдивые» Сура «Комнаты», аят 15.

Таким образом, Всевышний назвал условием искренности их веры в Аллаха и Его посланника отсутствие сомнений.

В «ас-Сахихе» приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что по­сланник Аллаха ﷺ сказал: «Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, и, поистине, после того, как раб Аллаха, не ис­пытывавший сомнений в этом, встретит Аллаха, он обязательно войдёт в Рай!»

ТРЕТЬЕ: согласие, несовместимое с отклонением

Подразумевается согласие сердца с тем, чего требует это свидетельство, выраженное словами и подтвержденное делами, и отклонение всего иного, если это противоречит смыслу сви­детельства. Не так поступали люди, отвергавшие слова послан­ников, о которых Аллах Всевышний  сказал так:

﴿ وَكَذَٰلِكَ مَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ فِي قَرْيَةٍ مِنْ نَذِيرٍ إِلَّا قَالَ مُتْرَفُوهَا إِنَّا وَجَدْنَا آبَاءَنَا عَلَىٰ أُمَّةٍ وَإِنَّا عَلَىٰ آثَارِهِمْ مُقْتَدُونَ ﴾

«И когда раньше Мы посылали какого-нибудь увещателя в то или иное селение, знатные говорили: “Поистине, мы заста­ли своих отцов приверженцами такой-то веры и мы следуем по их стопам!”» Сура «Украшения», аят 23.

Что же касается неверных, то о них Аллах Всевышний сказал так:

﴿ إِنَّهُمْ كَانُوا إِذَا قِيلَ لَهُمْ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللَّهُ يَسْتَكْبِرُونَ {35} وَيَقُولُونَ أَئِنَّا لَتَارِكُو آلِهَتِنَا لِشَاعِرٍ مَجْنُونٍ ﴾

«Ведь, когда им говорили: “Нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха”, они надменно отрицали это и говорили: “Неужто отречёмся мы от своих богов из-за какого-то безумного поэта?”» Сура «Выстроившиеся в ряды», аяты 35-36.

В «ас-Сахихе» приводится хадис, передаваемый со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что Пророк ﷺ ска­зал: «Поистине, руководство и знание, с которыми Аллах по­слал меня к людям, подобны выпавшему на землю дождю. Часть этой земли была хорошей, она впитала в себя воду, и на ней выросло много травы. Другая часть земли была бесплодной, но она задержала на себе воду, и Аллах сделал её полезной лю­дям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. Дождь выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала на себе воду и на которой ничего не выросло. Эти части земли подобны тем людям, которые стали сведущими в ре­лигии Аллаха Всевышнего, получили пользу от того, с чем по­слал меня Аллах, стали учиться сами и учить других, и тем, кто не обратился к этому сам, а также тем, кто не принял ру­ководства Аллаха, с которым я был направлен к людям».

ЧЕТВЁРТОЕ: подчинение, несовместимое с отказом

Имеется в виду подчинение требованию искреннего поклонения одному лишь Аллаху, на которое указывают слова свиде­тельства, и отказ от поклонения чему бы то ни было иному.

Аллах Всемогущий и Великий сказал:

﴿ وَأَنِيبُوا إِلَىٰ رَبِّكُمْ وَأَسْلِمُوا لَهُ ﴾

«Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему…» Сура «Толпы», аят 54.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَمَنْ يُسْلِمْ وَجْهَهُ إِلَى اللَّهِ وَهُوَ مُحْسِنٌ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَىٰ ۗ وَإِلَى اللَّهِ عَاقِبَةُ الْأُمُورِ ﴾

«Тот, кто обращает лик свой к Аллаху и творит добро, уже обрёл прочную опору» Сура «Лукман», аят 22.

Здесь имеются в виду слова “Нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха”, что же касается слов “обращает лик свой”, то это значит — под­чиняется и творит добро.

ПЯТОЕ: правдивость, несовместимая с лживостью

Речь идёт о том, что когда человек произносит эти сло­ва, его сердце должно находиться в согласии с его языком.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ الم {1} أَحَسِبَ النَّاسُ أَنْ يُتْرَكُوا أَنْ يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ {2} وَلَقَدْ فَتَنَّا الَّذِينَ مِنْ قَبْلِهِمْ ۖ فَلَيَعْلَمَنَّ اللَّهُ الَّذِينَ صَدَقُوا وَلَيَعْلَمَنَّ الْكَاذِبِينَ ﴾

«Алиф, лям, мим. Неужели люди полагают, что их оставят в покое и не подвергнут испытанию только потому, что они скажут: “Мы уве­ровали”? Мы подвергали испытанию и тех, кто жил задолго до них, ведь Аллах знает тех, которые правдивы, и тех, которые лживы!» Сура «Паук», аяты 1-3.

Что же касается лицемеров, то о них Аллах Всевышний сказал так:

﴿ وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَقُولُ آمَنَّا بِاللَّهِ وَبِالْيَوْمِ الْآخِرِ وَمَا هُمْ بِمُؤْمِنِينَ {8} يُخَادِعُونَ اللَّهَ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَمَا يَخْدَعُونَ إِلَّا أَنْفُسَهُمْ وَمَا يَشْعُرُونَ {9} فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ فَزَادَهُمُ اللَّهُ مَرَضًا ۖ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُوا يَكْذِبُونَ ﴾

«Среди людей есть такие, которые утверждают: “Мы уверо­вали в Аллаха и в Судный день”, но они не веруют. Тщатся они обмануть Аллаха и уверовавших, но обманы­вают только самих себя, не ведая об этом. В сердцах их — болезнь, и да усугубит Аллах болезнь их! Им уготовано мучительное наказание за то, что они лгали» Сура «Корова», 8-10.

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов My’аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, сооб­щившего, что Пророк ﷺ сказал: «Аллах запретит огню касаться любого из тех, кто при­несёт свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Его посланник».

ШЕСТОЕ: искренность, несовместимая с многобожием

Здесь имеется в виду очищение дел от любых примесей многобожия посредством благого намерения.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ ﴾

«…а велено им было только поклоняться Аллаху, будучи искренними в религии и оставаясь подобными ханифам…» Сура «Явное доказательство», аят 5.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ فَاعْبُدِ اللَّهَ مُخْلِصًا لَهُ الدِّينَ {2} أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ ﴾

«И поклоняйся Аллаху, будучи искренним в религии. Поистине, следует быть в религии искренним по отношению к Аллаху. О да! Искренне верят только в Аллаха» Сура «Толпы», аяты  2-3.

В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что Пророк ﷺ сказал: «Наибольшего успеха благодаря моему заступничеству до­бьются те, кто станет произносить слова “Нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха”, храня искренность в сердце».

СЕДЬМОЕ: любовь, несовместимая с ненавистью

Имеется в виду любовь как к самим словам свидетельства, так и к тому, чего они требуют и на что указывают, а также любовь к тем, кто действует в соответствии с его смыслом, со­блюдая все необходимые условия. Под этим подразумевается так­же ненависть к многобожию, несовместимому со смыслом этих слов, и к многобожникам.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَنْدَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ ۖ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ ﴾

«Среди людей есть такие, которые приравнивают других к Аллаху и любят их также, как любят Аллаха, но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал» Сура «Корова», аят 165.

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что по­сланник Аллаха ﷺ сказал: «Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет любить меня больше своих детей, своего отца и всех остальных людей».

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что по­сланник Аллаха ﷺ сказал: «Лишь тот ощутит сладость веры, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё ос­тальное, любит того или иного человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию, от которого спас его Ал­лах, также, как не желает он, чтобы его ввергли в огонь».

Столпы поклонения

Как мы говорили «илях» /«божество»/ — это то, чему подчиняются на основе любви и возвеличивания. И это подчинение, основанное на любви и возвеличивании и есть поклонение, в арабском языке обозначается словом «’ибада». Про дорогу говорят, что она «му’аббад» (произошло от слова «’ибада»). Имеется в виду, что
дорога проторена и утоптана ногами — то есть, эта дорога подчинена. Поэтому, отсюда происходит слово «’ибада» — подчиненность, смирение перед Аллахом.

Подчиненность Аллаху — это подчинение Ему в совершении тех действий, которые Он приказал, и отказ от совершения действий запрещенных Им, основанное на любви и возвеличивании.

Любовь и возвеличивание появляются в сердце раба тогда, когда он познает своего Господа, познает единство Аллаха в Господстве и единство Аллаха в Его совершенных именах и качествах.

Любовь к Аллаху является обязательным условием поклонения. Если человек подчиняется кому-то смиренно и раболепствуя перед ним, но при этом ненавидит его, можно ли сказать, что он поклоняется ему? Нет!

Сказал Всевышний о любви верующих к Нему:

«Среди людей есть такие, которые приравнивают других к Аллаху и любят их также, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал» Сура «Корова», аят 165.

В обоих «Сахихах» приводится хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лишь тот ощутит сладость
веры, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное, любит того или иного человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию, от которого спас его Аллах, также, как не желает он, чтобы его ввергли в огонь».

Кроме любви поклонение Аллаху обязательно должно содержать страх и надежду.

Страх перед Аллахом. Человек подчиняется Аллаху в выполнении Его приказов и запретов также по причине страха перед Аллахом. Ведь Аллах устрашает нас наказанием от Него за ослушание. Этот страх перед Аллахом в сердце человека связан с нарушением приказов и запретов Аллаха и является обязательным. Аллах приказал людям бояться Его:

«Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие!» Сура «Семейство Имрана», аят 175.

«И только Меня страшитесь!» Сура «Корова», аят 40.

Также страх перед Аллахом может быть связан с тем, что поклонение человека не будет принято Аллахом. Как сказал Всевышний:

«Поистине, те, которые страшатся Господа своего, пребывая в страхе, которые уверовали в знамения Господа своего, которые не признают наряду с Господом своим других богов, которые подают то, что положено, а сердца их страшатся того, что суждено им вернуться к своему Господу, — все они спешат творить добрые дела и стараются превзойти в этом других» Сура «Верующие», аяты 57–61.

ат-Тирмизи и имам Ахмад приводят хадис, в котором сообщается, что ’Аиша, да будет доволен ею Аллах, спросила посланника Аллаха об этом аяте: «О посланник Аллаха, указывают ли слова Аллаха: „…которые подают то, что положено, а сердца их страшатся…“, — на тех, кто прелюбодействует, пьёт вино и ворует?» Он ответил: «Нет, о дочь ас-Сыддика, здесь речь идёт о таких, кто постится, молится и подаёт неимущим, испытывая страх перед тем, что это не будет принято от него».

Надежда на Аллаха. Всевышний Аллах приказывает нам надеяться на Него. Надежда в сердце человека при совершении поклонения является обязательной. Как сказал Всевышний:

«…и не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» Сура «Йосиф», аят 87.

Надежда человека может быть связана с ожиданием прощения от Аллаха за совершенные ослушания. Когда человек раскаивается в совершенных грехах и надеется на прощение Аллаха.

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не теряйте надежду на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный» Сура «Толпы», аят 53.

«Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха?» Сура «Семейство Имрана», аят 135.

«Почему вы не просите у Аллаха прощения? Быть может, вы будете помилованы» Сура «Муравьи», аят 46.

Надежда человека может быть связана с ожиданием того, что Аллах примет совершенное человеком поклонение и вознаградит за это в соответствии со Своим обещанием.

«Неужели тот, кто всю ночь посвящает поклонению, склоняясь до земли и стоя, страшится будущей жизни и надеется на милость своего Господа…» Сура «Толпы», аят 9.

«Поистине, те, которые уверовали, переселились и проявили рвение, надеются на милость Аллаха, а Аллах — Прощающий, Милосердный» Сура «Корова», аят 218.

Ученые назвали эти три вида дел сердца столпами поклонения, ведь они обязательно должны присутствовать в сердце поклоняющегося.