Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 14-я: Просьба о помощи в тяжелой ситуации (истигъаса) или же ду’а к кому-либо кроме Аллаха является ширком

Всевышний Аллах сказал: «Не взывай помимо Аллаха к тем, которые не могут принести тебе ни пользы, ни вреда! Если же ты сделаешь это, то окажешься в числе несправедливых. Если Аллах причинит тебе зло, то никто, кроме Него, не избавит от него, а если захочет Он добра тебе, то никто не отвернет блага Его. Низводит Он это на кого хочет из рабов Своих, ведь Он — Прощающий, Милосердный!» Сура «Йунус», аяты 106-107.

Всевышний Аллах сказал также: «…Поистине, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не владеют для вас ризъком; просите ризкъ у Аллаха, и поклоняйтесь Ему, и благодарите Его, ведь к Нему вы будете возвращены!» Сура «аль-‘Анкабут», аят 17.

Всевышний также сказал: «И кто заблуждается более, чем те, кто взывает помимо Аллаха к тем, которые не ответят им до дня Воскресения и которые молитвам их не внимают? А когда люди будут воскрешены, они окажутся им врагами и откажутся от поклонения им» Сура «аль-Ахкаф», аяты 5-6.

Он также сказал: «Кто отвечает на зов принужденного, когда он взывает к Нему, и удаляет зло, и делает вас наместниками на Земле? Или какое-то божество вместе с Аллахом? Мало вы размышляете!» Сура «ан-Намль», аят 62.

Ат-Табарани передал, что «во времена Пророка ﷺ был один лицемер, который чинил всяческие козни верующим. Тогда некоторые из них сказали: «Давайте обратимся за помощью к посланнику Аллаха против этого лицемера». Когда об этом стало известно Пророку ﷺ он сказал: «Поистине, не у меня надо просить помощи, а у Аллаха»».

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Это является большим ширком. «Истигъаса» — это просьба о помощи в тяжелой ситуации. Просьба о помощи — это ду’а. И поэтому ученые сказали: «Шейх сказал: «ДУ’А К КОМУ-ЛИБО КРОМЕ АЛЛАХА», после слов: «ПРОСЬБА О ПОМОЩИ В ТЯЖЕЛОЙ СИТУАЦИИ» — это общее после конкретного. Иногда конкретное приводится после общего, а иногда наоборот». «Истигъаса» — это одно из видов ду’а.

«Истигъаса» — это просьба о помощи в тяжелой ситуации. Тяжелая ситуация — это когда человек попал в беду, боится, что случится что-то плохое, или же боится гибели. И поэтому, когда кто-то помог кому-то в тяжелой ситуации, говорят: «агъасаху». Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ فَاسْتَغَاثَهُ الذِي مِنْ شِيعَتِهِ عَلَى الذِي مِنْ عَدُوِّهِ ﴾

«Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов» Сура «аль-Касас», аят 15.

То есть сторонник Мусы попросил помочь ему в тяжелой ситуации. И Муса, мир ему, помог ему.

Нельзя просить о помощи в том деле, в котором может помочь только Всевышний Аллах. И можно просить помощи в тяжелой ситуации у созданий в том, на что они способны.

Некоторые ученые сказали: «Истигъаса будет большим ширком, если просить у создания то, на что неспособны создания». Другие сказали: «Истигъаса будет большим ширком, если просить у созданий то, что не может никто, кроме Всевышнего Аллаха». Эти два определения различаются и более правильным будет второе определение. Есть такие вещи, которые вроде бы способен сделать человек, но, однако на самом деле наоборот. Например, человек тонет и увидел человека на берегу, которые вроде бы может помочь. Он говорит: «Помоги мне». А тот на берегу не умеет плавать. Получается это просьба к созданию в том, на что оно неспособно. Будет ли это большим ширком? Нет. Почему? Потому что в основе создания умеют плавать и могут помочь в такой ситуации. И поэтому второе правило более верное. А просьба о помощи в том, на что обычно способны создания не является ширком.

Ду’а – это поклонение. Ду’а бывает двух видов:

  1. « دعاء مسألة » — «Ду’а масъаля». Это просьба. Например, некий человек поднимает руки и просит о чем-то Всевышнего Аллаха.
  2. « دعاء العبادة » — «Ду’а ’ибада».

Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا ﴾

«Мечети принадлежат Аллаху. Не поклоняйтесь же ни к кому наряду с Аллахом» Сура «аль-Джинн», аят 18.

А также Пророк ﷺ сказал: «Ду’а – это поклонение» Имам Ахмад в «Муснад», 4/267, 271, 276; Бухари в «аль-Адаб уаль-Муфрад», 717; Абу Дауд, 1479; Тирмизи, 3372; Ибн Маджах, 3828; Насаи в «Кубра», 11464.

«Ду’а масъаля» и «ду’а ’ибада» разные термины. Ду’а ’ибада — это допустим, молитва, закят, то есть любой вид поклонения.

Ученые сказали: «Ду’а ’ибада включает в себя и ду’а масъаля. И ду’а ’ибада требует ду’а масаля». Тот, кто просит что-то у Всевышнего Аллаха, совершает ду’а масъаля. Этим самым он поклоняется Всевышнему Аллаху. Так как ду’а масъаля — это один из видов поклонения, потому что Всевышний Аллах любит, когда Его рабы просят. И ду’а ’ибада требует ду’а масъаля. Например, собираясь молиться, человек просит Всевышнего Аллаха принять эту молитву.

Понимание этого является очень важным. Оно помогает правильно понимать Коран. Потому что люди, призывающие к ширку по-своему толкуют аяты, в которых говорится о ду’а. Ду’а масъаля и ду’а ’ибада всегда вместе.

Шейх привел аят, где Всевышний Аллах говорит:

﴿ وَلاَ تَدْعُ مِنْ دُونِ اللهِ مَا لاَ يَنْفَعُكَ وَلاَ يَضُرُّكَ فَإِن فَعَلْتَ فَإِنَّكَ إِذاً مِّنَ الظَّالِمِينَ * وَإِن يَمْسَسْكَ اللهُ بِضُرٍّ فَلاَ كَاشِفَ لَهُ إِلاَّ هُوَ وَإِنْ يُرِدْكَ بِخَيْرٍ فَلاَ رَادَّ لِفَضْلِهِ يُصِيبُ بِهِ مَن يَّشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ وَهُوَ الغَفُورُ الرَّحِيمُ ﴾

«Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь так, то окажешься в числе беззаконников. Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он — Прощающий, Милосердный» Сура «Йунус», аят 106-107.

«Не взывай» — в этих словах запрет. Это охватывает все виды ду’а. Как мы говорили до этого, ду’а бывает двух видов. Если пришло «накира» в отрицательном, запретном или условном контексте – это указывает на всеобщность. «Тад’у» — это «накира». Поэтому этот аят охватывает и ду’а ’ибада, и ду’а масъаля. Именно поэтому шейх привел этот аят в данной главе.

«Не взывай вместо Аллаха» — то есть Всевышний Аллах запретил посвящать кому-то, кроме Него, и ду’а ’ибада, и ду’а масъаля. Ду’а масъаля — как, например, исти’аза или истигъаса. Ду’а ’ибада — как например, молитва, закят, тасбих, земной поклон, жертвоприношение и назр. А из дел сердец: упование, любовь, надежда и страх. Все это входит в ду’а ’ибада. В этом аяте обращение к самому Пророку ﷺ который был имамом богобоязненных и имамом единобожников.

«Не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда» — охватывает всех созданий: разумных и неразумных. Разумные, как например, ангелы, пророки, посланники и праведники. А неразумные — идолы, деревья и камни.

Затем Всевышний Аллах сказал Своему Пророку ﷺ: «Если же ты поступишь так, то окажешься в числе беззаконников». И если это обращение к Пророку ﷺ у которого был совершенный таухид. Но если бы он сделал ширк, он бы стал многобожником, однако далек он от этого ﷺ.

Это заставляет нас бояться, так как, несомненно, мы ниже его степенью.

« الظالمون » множественное число от слова « الظالم » — то есть тот, кто совершает несправедливость. Под несправедливостью в этом аяте имеется ввиду ширк. Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ ﴾

«Поистине, многобожие является великой несправедливостью» Сура «Лукман», аят 13.

«Если Аллах коснется тебя вредом…» — здесь пришло слово « الضر » — вред. Слово пришло в накира в условном контексте и это указывает на всеобщность. Сюда входит вред в религии и вред в мирских вопросах, как например, болезни тела, потеря денег, имущества или детей.

«Никто, кроме Него, не избавит тебя от этого вреда» — то есть Аллах — Он Тот, Кто избавляет от вреда. Никто не может избавить от этого, кроме Него, а создания могут быть всего лишь причиной, с позволения Всевышнего Аллаха. Отсюда мы понимаем, почему шейх привел данный аят в этой главе.

Всевышний Аллах говорит:

﴿ إِنَّ الذِينَ تَدْعُونَ مِنْ دُونِ اللهِ لاَ يَمْلِكُونَ لَكُمْ رِزْقأ فَابْتَغُوا عِنْدَ اللهِ الرِّزْقَ وَاعْبُدُوهُ وَاشْكُرُوا لَهُ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ ﴾

«Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не способны даровать вам пропитание. Ищите же пропитание у Аллаха, поклоняйтесь Ему и благодарите Его. К Нему вы будете возвращены» Сура «аль-‘Анкабут», аят 17.

Ду’а — это самое великое поклонение, с которым связывает себя раб в надежде получить средства существования «ризкъ». Средства существования — это причина жизни. Когда их нет, человек стоит на краю гибели. Зачастую, когда люди делают истигъасу, они просят средства существования.

« الرزق » — ризък — это все то, что дает Всевышний Аллах. Сюда входит здоровье, деньги, пища, жилье, средства передвижения и все остальное, в чем нуждается человек.

«Ищите же ризъка у Аллаха» — в этом предложении «’инда Ллахи» поставлено перед «маф’улюн бихи». Ученые по красноречию «балягъа» говорят: «Это указывает на конкретизацию». То есть смысл аята: «Ищите же ризъка только у Аллаха».

Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَمَنْ أَضَلُّ مِمَّن يَدْعُواْ مِن دُونِ اللهِ مَن لاَّ يَسْتَجِيبُ لَهُ إِلى يَوْمِ القِيَامَةِ وَهُمْ عَنْ دُعَائِهِمْ غَافِلُونَ*  وَإِذَا حُشِرَ النَّاسُ كَانُوا لَهُمْ أَعْدَاءً وَكَانُوا بِِعِبَاَدِتِهمْ كَافِرِينَ ﴾

«Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение» Сура «аль-Ахкаф», аяты 5-6.

Самое ужасное заблуждение — это заблуждение тех, кто поклоняются мертвым людям. Здесь имеются ввиду мертвецы, а не идолы, так как Он сказал: «Которые не ответят им до Дня воскресения». Частица «ман» в арабском языке используется по отношению к разумным, как сказали ученые по «наху». Однако более правильно сказать, что частица «ман» используется по отношению к тем, кто что-то знает. Поэтому она используется и в отношении Всевышнего Аллаха.

Всевышний Аллах также сказал:

﴿ أَمْوَاتٌ غَيْرُ أَحْيَاءٍ وَمَا يَشْعُرُونَ أَيَّانَ يُبْعَثُونَ *  وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ ﴾

«Они мертвы, а не живы, и не знают они, когда будут воскрешены. Ваш Бог — Бог Единственный» Сура «ан-Нахль», аят 21-22.

Всевышний Аллах также сказал:

﴿ أَمَّن يُجِيبُ المُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ وَيَجْعَلُكُمْ خُلَفَاءَ الأَرْضِ أَءِلَهٌ مَّعَ اللهِ ﴾

«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли божество (достойное поклонения), кроме Аллаха?» Сура «ан-Намль», аят 62.

Этот аят указывает на то, что ду’а должно быть посвящено только Всевышнему Аллаху.

«Кто отвечает на мольбу нуждающегося?» — здесь имеется ввиду ду’а масъаля. «Кто делает вас наследниками земли? Есть ли божество (достойное поклонения), кроме Аллаха?» — это вопрос с порицанием. Всевышний Аллах порицает их за то, что они берут божеств, помимо Него. Они делают ду’а кому-либо, помимо Него, обращаются в тяжелой ситуации к кому-либо, помимо Него.

Ат-Табарани передал, что «во времена Пророка ﷺ был один лицемер, который чинил всяческие козни верующим. Тогда некоторые из них сказали: «Давайте обратимся за помощью к посланнику Аллаха против этого лицемера». Когда об этом стало известно Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «Поистине, не у меня надо просить помощи, а у Аллаха»» Сказал Ибн Муфлих в «аль-Адаби-ль-Шар’ия», 1/438: «Иснад слабый». Передал Ибн Аби Хатим в своем тафсире, 13236, через ибн Ляхи’а — он Зейд ибн аль-Хуббаб, и передачи от него слабые. Также имам Ахмад в «Муснад», 5/317; Ибн Са’д в «Табакат», 1/387.

Ученые сказали, что в иснаде этого хадиса Ибн Ляхи’а и его положение известно. Иногда ученые приводят недостоверные хадисы, однако их смысл полностью соответствует тому, что в Коране и в Сунне. Шейхуль-Ислам ибн Таймиййа сказал: «Ученые не приводят слабый хадис для того, чтобы им утвердить какую-то основу в шариате. Однако приводят его для поддержки достоверного хадиса». Именно так поступил шейх Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб, приведя этот хадис. Также шейхуль-Ислам ибн Таймийя, зная о недостоверности этого хадиса, привел его в своей книге «Рад ’аль-ль-Бакри». И ученые сказали: «Этот хадис соответствует тому, что пришло в шариатских текстах».

Ду’а — это поклонение. Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَة الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي ﴾

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня» Сура «аль-Бакъара», аят 186.

Ответ бывает после вопроса. Ответ — это вознаграждение тому поклоняющемуся, кто сделал ду’а.

Всевышний Аллах также рассказал о том, что Ибрахим, мир ему, сказал:

﴿ وَأَعْتَزِلُكُمْ وَمَا تَدْعُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ وَأَدْعُو رَبِّي عَسَى أَلَّا أَكُونَ بِدُعَاءِ رَبِّي شَقِيًّا ﴾

«Я удаляюсь от вас и от того, чему вы взываете помимо Аллаха, и обращаюсь с мольбой к моему Господу. Быть может, благодаря молитвам к моему Господу я не буду несчастен» Сура «Марйам», аят 48.

А затем продолжил:

﴿ فَلَمَّا اعْتَزَلَهُمْ وَمَا يَعْبُدُونَ ﴾

«Когда он удалился от них и от того, чему они поклонялись» Сура «Марйам», аят 49.

Это указывает на то, что ду’а — это поклонение». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Употребление слова «ду’а» после слова «истигъаса» в названии главы является принятым в арабском языке употреблением общего смысла после частного.
  1. Тафсир высказывания Аллаха: «Не взывай помимо Аллаха к тем, которые не могут принести тебе ни пользы, ни вреда!» Сура «Йунус», аят 106.
  1. Это является большим ширком.
  1. Если даже самые праведные люди сделают это, надеясь на благосклонность кого-нибудь другого, то они тем самым станут злотворящими (т.е. мушриками).
  1. Смысл последующего аята.
  1. Мало того что это является куфром, к тому же оно не приносит мирскую выгоду.
  1. Смысл третьего аята.
  1. Просить ризък следует только у Аллаха, точно так же, как испрашивать Рая можно только у Него.
  1. Смысл четвертого аята.
  1. Нет более заблуждающегося, чем тот, кто поклоняется или взывает с мольбой не к Аллаху.
  1. Тот, к кому взывают помимо Аллаха, не внимает мольбе взывающего, поскольку он не знает об этом.
  1. Подобная мольба является причиной гнева того, к кому взывают, по отношению к взывающему, а также его вражды к нему.
  1. Такой вид призыва является поклонением в отношений того, к кому обращается этот призыв.
  1. Отказ того, к кому взывают, от подобного поклонения.
  1. В этом и состоит причина того, что он является самым заблудшиим.
  1. Смысл пятого аята.
  1. Как ни странно, идолопоклонники считают, что в беде на мольбу ответит только Аллах, и поэтому при любом несчастье они взывают именно к Нему, будучи искренними в своей вере в Него.
  1. Защита избранным Пророком ﷺ неприкосновенности таухида и его праведное поведение в отношении Аллаха.

Контрольные вопросы