Первый курс по изучению Единобожия

«Три основы и их доказательства»

Вступление

С именем Аллаха Всемилостивого, Являющего милость!

Данная книга представляет собой учебное пособие по изучению «Трех основ» – одного из лучших трудов об основах исламского вероучения. Она подготовлена на основе лекций, прочитанных шейхом Хайсамом ас-Сарханом, да хранит его Аллах, и предназначена как для преподавателей акыды, так и для широкого круга читателей.
Шейх Хайсам ибн Мухаммад Джамиль ас-Сархан – преподаватель ’акыды и фараида (наследственного права) в Институте Пророческой Мечети, также долгое время разъяснял книги в мечети Зун-Нурейн, которая находится по соседству с Пророческой Мечетью, также объездил множество стран, в которых давал уроки по основным книгам. В настоящее время шейх продолжает посещать разные страны с призывом, а также преподает в Медине.
Шейх получал знания у многих ученых. Среди них:

  • Шейх Мухаммад ибн Солих аль-’Усаймин
  • Шейх Абдуль-Мухсин аль-’Аббад
  • Шейх Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб аль-Банна
  • Посещал уроки шейха ’Абдуль-Азиза ибн База
  • Встречался с шейхом Аль-Альбани

Слова автора «Трех основ» в разъяснении напечатаны красным шрифтом, а само разъяснение – черным.
Прошу Всевышнего Аллаха принять от нас сей скромный труд, сделать его полезным для мусульман и даровать награду в Вечном мире его составителям и читателям.

— Нуждающийся в Аллахе Всевышнем Абу Яхья Арсен аль-Къирми.

Сегодня, с позволения Аллаха, мы начнем изучение текста книги «Три основы» («Салясатуль-Усуль»). Но прежде всего договоримся о некоторых вещах:

1. Талибуль-ильм должен следовать в своем обучении той программе, которую указали нам ученые-предшественники. Они советовали нам учить наизусть некоторые тексты. Запоминать их необходимо по двум причинам:

  1. Они очень важны;
  2. Так поступали ученые.

Сказано: «Учи наизусть, ибо каждый хафиз (знающий наизусть) – имам». Шейх аль-’Усаймин говорил: «Все ушло, кроме того, что мы выучили наизусть». Некоторые ученые говорили: «Твое знание – это то, которое ты видишь в темноте». Другие говорили: «Твое знание – то, которое заходит с тобой в хаммам». Первое высказывание лучше второго. Ибн Теймия говорил: «Что могут сделать со мной враги, ведь мой рай – в моем сердце?!» Искатель знания должен и запоминать наизусть, и изучать смысл того, что запоминает, и постигать премудрости шариатских наук. Не только заучивание наизусть (хифз), но и постижение смысла заученного, не только постижение смыслов, но и заучивание наизусть. Иначе ты – ни на чем. Таков метод предшественников (ас-саляф). Предшественники изучали Коран следующим образом: ежедневно учили наизусть что-то из него, затем постигали смысл выученного, затем просили Аллаха помочь воплощать изученное в деяния. То есть изучали одновременно и знание (‘ильм) и деяние (‘амаль). Более того, знание наизусть (хифз) – это особенность данной уммы, уммы пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Неслучайно сказано про людей этой уммы, что их евангелия – в их сердцах.

2. Необходимо прилежное и постоянное посещение уроков, тем более, что изучение нами этой книги будет кратким. Таков метод некоторых ученых – не затягивать и не удлинять изучение подобного рода текстов на том основании, что авторы, составляя их, рассчитывали, в основном, на изучение их начинающими искателями знания, которые нуждаются в облегченном и кратком разъяснении, не растянувшемся на год или около того.

3. Обязательно требуется повторение после урока того, что было пройдено на нем. Неплохо, если ученики будут заниматься повторением вместе. Однажды ученики пожаловались Ибн аль-’Усаймину на то, что у них уходит много времени на повторение. «Это и есть ‘ильм, — ответил он. — Знание приобретается через повторение».

В начале изучения данной книги мы должны узнать ответы на некоторые вопросы:

Почему мы изучаем таухид?

Если нас спросят: «Почему именно таухид? Почему мы не начали нашу программу с изучения фикха, или науки «Усуль аль-фикх», или терминологии хадиса, или науки «Ан-наху», или «Аль-фараид» и т.д – ведь есть много разных других наук? Почему отдали предпочтение единобожию?» — ответ будет следующее:

  • мы созданы для таухида;
  • таухид – это право Аллаха над рабами;
  • не войдет в Рай никто, кроме единобожников;
  • таухид дает человеку постоянную и стабильную безопасность, умиротворение, спокойствие, безмятежность, дает возможность почувствовать сладость веры;
  • Аллах не принимает никакое деяние без таухида;
  • таухид – залог и причина наставления тебя Аллахом на прямой путь;
  • таухид – причина получения заступничества (шафа’ата) Пророка ﷺ в Судный день;
  • Пророки и их последователи начинали призыв людей именно с этого. «Скажи: это мой путь – я призываю к Аллаху на основе знания, а также те, кто последовал за мной. Пресвят Аллах, я – не из многобожников» (Коран, 12:108).
  • Мы нуждаемся в таухиде больше, чем в еде и питье.

Затем мы скажем тому, кто задаст там такой вопрос: «Аллах создал тебя, привел в этот мир и сообщил тебе, что не примет никакое деяние без таухида. Верно?» Если задавший вопрос ответит утвердительно, мы спросим его: «А знаешь ли ты этот самый таухид, без которого невозможно войти в Рай?» Если он ответит: «Знаю. Я единобожник», — мы скажем: «Тогда разъясни нам этот таухид, который Аллах возложил на тебя». Если он сможет сделать это, мы воздадим хвалу Аллаху и скажем, что его ответ доказывает, что он, на самом деле, является мууаххидом (единобожником). Если же он не разъяснит нам, что такое таухид и его свидетельство, каковы смысл и условия свидетельства «Ля иляха илля Ллах», каково определение веры (иимана) и ее столпы, и т.д., мы скажем: «Твое свидетельство о том, что ты мууаххид – лжесвидетельство. Разве допустимо, что Аллах возложил на тебя обязанность, причем самую главную их всех обязанностей, а ты ее не знаешь и не изучаешь?! Ты пренебрегаешь религией Аллаха и повелениями Аллаха!»

Далее обратимся к нему с вопросом: «Запретил ли Аллах тебе многобожие (ширк)? Является ли этот запрет более важным и строгим, чем запрет на прелюбодеяние и мерзости? Войдет ли тот, кто умрет, не покаявшись в ширке, в Ад навсегда?» Он непременно ответит «да». Тогда спросим его: «А знаешь ли ты ширк?» Если он ответит: «Конечно, я ведь не многобожник», — мы попросим его разъяснить нам что такое ширк. В случае успешного ответа, мы воздадим хвалу Аллаху, а если он не сможет сделать этого, мы скажем: «Как же так?! Ведь, вполне возможно, ты совершаешь ширк, но не знаешь об этом! Аллах запретил тебе эту вещь строже, чем великие грехи, а ты ее не знаешь! Ты пренебрегаешь религией Аллаха! И когда ты говоришь, что не являешься мушриком, ты лжесвидетельствуешь!» Таким образом, самое важное для верующего – прежде всего изучить таухид, затем воплощать его в действии, потом учить ему людей.

Почему мы остановили выбор на изучении этой книги?

Если тот, с кем мы дискутировали, скажет: «Я признаю, что надо изучать таухид, но почему мы выбрали именно эту книгу? Ведь есть много других книг», — мы дадим ему следующий ответ:
— Мы являемся искателями знания, учениками, а значит должны идти по той дороге, которую указали и проложили до нас обладатели знания. Нам не следует придумывать новые пути, а следует пройти по проложенной учеными дороге, чтобы достичь той цели, которой достигли они. Тот, кто превозносится над знанием, учеными и книгами, которые советуют имамы, тот не достигнет цели. Аллах сказал:

﴿ وإذا جاءهم أمر من الأمن أو الخوف أذاعوا به ولو ردوه إلى الرسول وإلى أولي الأمر منهم لعلمه الذين يستنبطونه منهم ولولا فضل الله عليكم ورحمته لاتبعتم الشيطان إلا قليلا ﴾

«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за дьяволом» Сура «ан-Ниса, аят 83.

И сказал:

﴿ ولكن كونوا ربانيين بما كنتم تعلمون الكتاب وبما كنتم تدرسون ﴾

«Напротив, будьте духовными наставниками (раббаниййин), поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его» Сура «Али ’Имран», аят 80.

Предшественники говорили: «Раббани – это тот, кто воспитывает людей, уча их основам знаний прежде обучения сложному».

То есть непременно нужно проявлять благопристойность и следовать по программе, которую советуют знающие. Не надо изобретать новых путей в поиске знания. Такие же правила действуют и в мирских науках, например, в медицине. Изучают ли ее как попало, как хочется? Нет! Ее изучают так, как того требуют специалисты, и в результате получается настоящий врач.

Итак, мы начали свое обучение с этой книги, потому что нам это советуют ученые.

Другие причины, почему мы изучаем эту книгу:

  • в ней рассматриваются очень важные вопросы, то, о чем тебя будут спрашивать в могиле.
  • автор является имамом. Аллах даровал ему и его книгам радушный прием на земле, среди Его рабов;
  • автор жил сравнительно недавно, поэтому приводит опровержение тех домыслов и заблуждений, которые распространяют современные сторонники многобожия;
  • разъясняя те или иные вопросы, автор непременно приводит доводы, и это одно из важнейших достоинств любой книги;
  • книги автора (и в частности эта) отличаются простотой, ясностью и краткостью изложения. Они облегчены для изучения. Те или иные знания приводятся в них сначала в общем, а затем разъясняются подробнее.
  • автор молится за ученика и читателя.

Что такое «Три основы» вкратце?

Это вопросы могилы. Кто бы тебя ни спросил, о чем книга «Три основы», ответь: «Это краткое изложение ответов на те вопросы, которые будут заданы в могиле».

Какова польза от изучения этой книги?

Если тот, кто нам возражает, спросит: «Какую пользу способно принести изучение нами «Трех основ» и каковы его плоды?» — мы ответим: «Плод, польза и награда таковы: если мы узнаем три основы, затем будем совершать деяния в соответствии с ними, затем будем призывать к ним окружающих, затем будем проявлять терпение в знании, в деянии и призыве, то, с позволения Аллаха, сможем ответить на вопросы ангелов в могиле. Аллах сказал:

﴿ يثبت الله الذين آمنوا بالقول الثابت في الحياة الدنيا وفي الآخرة ﴾

«Аллах укрепляет тех, которые уверовали, твердым словом (то есть таухидом) в земной жизни и в вечной (то есть в могиле)» Сура «Ибрахим, аят 27.

Каково содержание книги?

После этого необходимо выяснить, каково содержание данной книги и порядок изложения приведенных в ней знаний. Необходимо отметить, что искатель знания, когда приступает к изучению той или иной книги, должен обратить внимание на две вещи: вступление (мукаддима), чтобы ознакомиться с терминологией автора, и содержание, чтобы знать, какие вопросы рассматриваются в книге. Мы можем разделить текст (матн) данной книги на пять частей, что даст нам общее представление о ней:

  • Первая часть: Четыре вопроса, заключенные в суре «аль-’Аср».
  • Вторая часть: Три вопроса (необходимо понимать разницу между тремя вопросами (аль-масаиль ас-саляса) и тремя основами (аль-усуль ас-саляса).
  • Третья часть: Почему мы изучаем таухид (автор всегда обращает внимание на этот вопрос, потому что есть немало тех, кто возражает последователям Сунны (Ахлю-с-Сунна уаль-джама’а) в их стремлении к изучению таухида и обучению ему других, тех, кто не согласен с ними и борется с их призывом к таухиду, к его изучению и распространению).
  • Четвертая часть: Разъяснение трех основ (таково обыкновение автора: сначала он говорит о вещах в общем, а потом разъясняет их подробно, и это самый лучший способ объяснения и изложения).
  • Пятая часть: Заключение.

Приступим к непосредственному изучению текста книги.