Первый курс по изучению Единобожия

«Три основы и их доказательства»

Часть третья. Почему мы изучаем таухид?

ЗНАЙ, ДА НАСТАВИТ АЛЛАХ ТЕБЯ НА ПУТЬ ПОДЧИНЕНИЯ ЕМУ, ЧТО АЛЬ-ХАНИФИЙЯ, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ РЕЛИГИЕЙ ИБРАХИМА, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПОКЛОНЕНИИ ОДНОМУ АЛЛАХУ, ИСКРЕННЕ ПОСВЯЩАЯ ЕМУ РЕЛИГИЮ. ЭТО АЛЛАХ ПОВЕЛЕЛ ВСЕМ ЛЮДЯМ И ДЛЯ ЭТОГО СОЗДАЛ ИХ. ВСЕВЫШНИЙ СКАЗАЛ: «Я СОЗДАЛ ДЖИННОВ И ЛЮДЕЙ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОНИ ПОКЛОНЯЛИСЬ МНЕ» Сура «аз-Зарийат», аят 56.
ВЕЛИЧАЙШИМ ИЗ ПОВЕЛЕННОГО АЛЛАХОМ ЯВЛЯЕТСЯ ТАВХИД. ЭТО ПОСВЯЩЕНИЕ ПОКЛОНЕНИЯ ОДНОМУ ЛИШЬ АЛЛАХУ.
ВЕЛИЧАЙШИМ ИЗ ЗАПРЕЩЕННОГО АЛЛАХОМ ЯВЛЯЕТСЯ ШИРК. ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ КОМУ-ЛИБО И ОБРАЩЕНИЕ С МОЛЬБОЙ К КОМУ-ЛИБО НАРЯДУ С НИМ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: «ПОКЛОНЯЙТЕСЬ АЛЛАХУ И НЕ ПРИОБЩАЙТЕ К НЕМУ НИЧЕГО В СОТОВАРИЩИ» Сура «ан-Ниса», аят 36.

Это третья часть «Трех основ» в соответствии с упомянутым нами содержанием. Первая часть была посвящена четырем вопросам, вторая часть – трем вопросам, эта же часть о том, почему мы изучаем таухид. Мы уже упоминали о том, что автор всегда обращает внимание на данный вопрос, потому что существуют те, кто борется против призыва Ахлюс-сунна уа-ль-джама’а к изучению таухида и обучению ему других. С разъяснением вопроса «почему мы изучаем таухид?» мы, с позволения Аллаха, встретимся также при изучении «Четырех правил», и при изучении «Китаб ат-таухид», и при изучении «Кашф аш-шубухат», и при изучении других книг автора. Как было указано на первом уроке, мы должны изучать таухид и обучать ему других потому что:

  • мы созданы для этого;
  • это право Аллаха в отношении Его рабов;
  • не войдет в Рай никто, кроме единобожников;
  • таухид дает человеку постоянную и стабильную безопасность, умиротворение, спокойствие, безмятежность, дает возможность почувствовать сладость веры;
  • Аллах не принимает никакое деяние без таухида;
  • таухид – залог наставления нас Аллахом на прямой путь.
  • таухид – причина получения заступничества (шафа’ата) Пророка ﷺ;
  • Пророки и их последователи начинали свой призыв именно с этого: «Скажи: это мой путь – я призываю к Аллаху на основе знания, а также те, кто последовал за мной. Пресвят Аллах, я – не из многобожников» (Коран, 12:108).
  • Мы нуждаемся в таухиде больше, чем в еде и питье.

ЗНАЙ, ДА НАСТАВИТ АЛЛАХ ТЕБЯ НА ПУТЬ ПОДЧИНЕНИЯ ЕМУ:

Здесь автор в третий раз молится за ученика и читателя.

ЧТО АЛЬ-ХАНИФИЙЯ, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ РЕЛИГИЕЙ ИБРАХИМА, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПОКЛОНЕНИИ ОДНОМУ АЛЛАХУ, ИСКРЕННЕ ПОСВЯЩАЯ ЕМУ РЕЛИГИЮ.

аль-Ханифийя – это религия, отклонившаяся от многобожия и построенная на чистом поклонении только Аллаху (ихляс) и единобожии (таухид). Всевышний сказал:

﴿ إن إبراهيم كان أمة قانتا لله حنيفا ولم يك من المشركين ﴾

«Поистине, Ибрахим был имамом, покорным Аллаху, ханифом и не был из числа многобожников» Сура «ан-Нахль, аят 120.

Буквальное, языковое значение слова «ханиф» – «отклонившийся». В терминологии религии, ханиф – это тот, кто отклонился, отвернулся от многобожия (ширка) и направился, устремился к Аллаху.

Аль-Ахнаф ибн Кайс – один из известных последователей сподвижников (таби’и), мухадрам, то есть человек, заставший период жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но не встречавшийся с ним. «аль-Ахнаф» – это не имя, а прозвище Ибн Кайса. Оно происходит от того же корня, что и слово «ханиф», и было дано ему по той причине, что во время ходьбы его нога все время отклонялась вовнутрь.

ЭТО АЛЛАХ ПОВЕЛЕЛ ВСЕМ ЛЮДЯМ И ДЛЯ ЭТОГО СОЗДАЛ ИХ. ВСЕВЫШНИЙ СКАЗАЛ: «Я СОЗДАЛ ДЖИННОВ И ЛЮДЕЙ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОНИ ПОКЛОНЯЛИСЬ МНЕ» Сура «аз-Зарийат», аят 56.

Аллах создал людей для определенной цели – поклонения (‘ибада). Под «поклонением» (‘ибада) подразумевается единобожие (таухид), как на это указал Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах. Он сказал: «Всякое поклонение, приказываемое в Коране, означает таухид». Потому что никакое поклонение не будет действительным и настоящим поклонением без ихляса, то есть искреннего его совершения ради одного Аллаха, и без соответствия его пути Пророка ﷺ (аль-мутаба’а).

Например, слова Всевышнего «О люди, поклоняйтесь вашему Господу» означают: «исповедуйте таухид в отношении вашего Господа, поклоняясь только Ему (уаххиду Раббакум)». Слова «Я создал джиннов и людей для того, чтобы они поклонялись Мне» означают: «чтобы они исповедовали таухид, поклоняясь Мне одному, посвящая поклонение Мне одному и ничему больше».

Приведем пример: если человек возьмет телефон и начнет им рыть землю, что мы про него скажем? – Сумасшедший! Потому что он не знает, что телефон предназначен не для копания земли, а для звонков, связи. Аллах создал рабов и привел их в этот мир для конкретной цели – поклонения Ему, и если человек занят в этом мире не поклонением Аллаху, а другой целью, значит он использует это тело и эту жизнь не по назначению, подобно тому, кто использует телефон для рытья почвы. То есть ты обязан знать, что причиной твоего нахождения в этом мире и твоего появления в этом мире является поклонение. Поклоняйся Аллаху, и у тебя все будет в порядке. Вот почему Всевышний сказал:

﴿ وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَىٰ * قَالَ رَبِّ لِمَ حَشَرْتَنِي أَعْمَىٰ وَقَدْ كُنْتُ بَصِيرًا * قَالَ كَذَٰلِكَ أَتَتْكَ آيَاتُنَا فَنَسِيتَهَا ۖ وَكَذَٰلِكَ الْيَوْمَ تُنْسَىٰ ﴾

«А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым. И скажет он: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?». Аллах скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению» Сура «Та Ха», аяты 124-126.

В месяц Рамадан, да позволит нам Аллах дожить до него, ты постишься днем, молишься ночью и совершаешь столько деяний, сколько не совершаешь в другое время, и при этом чувствуешь себя особенно хорошо. Почему? Потому что подчиняешь свою душу и используешь свое тело для того, для чего ты создан. Ведь невозможно, чтобы это тело и эта душа находили покой, истинное удовольствие и умиротворение иначе, как при поклонении Аллаху. Вот почему Пророк ﷺ обращался к своему муэдзину Билялю со словами

أرحنا بها يا بلال

«Принеси нам отдохновение посредством намаза, о Биляль!» Сахих аль-Джами’.

Он, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил:

وجعلت قرة عيني في الصلاة

«Усладой очей моих сделан намаз» Сахих ан-Насаи.

Таким образом, поклонение – это цель сотворения джиннов и людей, и если человек занят не этим, то он несчастен. Ибн аль-Каййим сказал про тех, кто не желает быть рабом, поклоняющимся Создателю:

فروا من رق خلقوا له وبلوا برق النفس والشيطان

«Они убежали от рабства, для которого созданы, и оказались в рабстве у своего эго (нафса) и шайтана».

Человек создан для того, чтобы быть рабом Аллаху, и если он станет убегать от рабского служения Аллаху, то попадет в рабство к нафсу и шайтану.

Кроме того, поклонение Аллаху – причина для открытия дверей к достатку и получению удела (ризк).

Всевышний сказал:

﴿ ومن يتق الله يجعل له مخرجا * ويرزقه من حيث لا يحتسب ﴾

«А кто боится Аллаха, тому Он дает выход и питает оттуда, откуда он и не ожидает» Сура «ат-Талякъ», аяты 2, 3.

Вот почему в Коране вслед за аятом «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» Аллах говорит:

ما أريد منهم من رزق وما أريد أن يطعمون * إن الله هو الرزاق ذو القوة المتين

«Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким» Сура «аз-Зарийат», аяты 57, 58…

ВЕЛИЧАЙШИМ ИЗ ПОВЕЛЕННОГО АЛЛАХОМ ЯВЛЯЕТСЯ ТАУХИД. ЭТО ПОСВЯЩЕНИЕ ПОКЛОНЕНИЕ ОДНОМУ ЛИШЬ АЛЛАХУ.

Самое великое и важное из приказанного Аллахом – это таухид, потому что Аллах принимает деяния только при его наличии и к нему призывали все пророки и посланники, мир им и благословение Аллаха. Автор дал следующее определение таухида: таухид – это посвящение поклонение одному лишь Аллаху. Это определение не противоречит тому, которое было упомянуто нами ранее и согласно которому:

Таухид – это признание единственности Аллаха в том, что присуще только Ему, будь то господство, обожествление (право на чье-либо поклонение) или имена и атрибуты.

ВЕЛИЧАЙШИМ ИЗ ЗАПРЕЩЕННОГО АЛЛАХОМ ЯВЛЯЕТСЯ ШИРК. ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ КОМУ-ЛИБО И ОБРАЩЕНИЕ С МОЛЬБОЙ К КОМУ-ЛИБО, ПОМИМО АЛЛАХА.

Самое великий и главный из запретов Аллаха – запрет на ширк. Более того, запрет ширка важнее, главнее и строже, чем запрет на прелюбодеяние, ростовщичество, воровство и др. Всевышний сказал:

﴿ إن الله لا يغفر أن يشرك به ويغفر ما دون ذلك لمن يشاء ومن يشرك بالله فقد افترى إثما عظيما ﴾

«Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает. И кто приобщил к Аллаху сотоварищей, тот измыслил великий грех» Сура «ан-Ниса», аят 48.

Когда мы, с позволения Аллаха, будем изучать «Китаб ат-таухид», то рассмотрим разницу между большим и малым ширком. Ширк делится на два вида: большой и малый. Тот, кто совершает большой ширк, если умрет, не покаявшись в нем, войдет в адский огонь навсегда (халидан мухалляда). Если же такой человек успеет покаяться в то время, когда принимается покаяние (тауба), то есть до того, как душа подойдет к горлу или солнце взойдет с запада, то Аллах примет его покаяние, каким бы ни был ширк – большим или малым. Тот же, кто совершит малый ширк и умрет, не покаявшись в нем, тот будет подвергнут наказанию по степени и в меру своего ширка, а затем войдет в рай, то есть не останется в аду навсегда.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: «ПОКЛОНЯЙТЕСЬ АЛЛАХУ И НЕ ПРИОБЩАЙТЕ К НЕМУ НИЧЕГО В СОТОВАРИЩИ» Сура «ан-Ниса», аят 36.

Таким образом, Аллах приказал поклоняться Ему. Как мы уже говорили, поклонение, приказываемое в Коране, всегда означает тавхид. «Поклоняйтесь Аллаху» значит: посвящайте поклонение Одному лишь Аллаху, исповедуя таухид. Такое толкование дал Ибн ’Аббас.

«Ничего» (шаййан) – слово находится в неопределенном состоянии в контексте запрещения, следовательно охватывает все виды многобожия и поклонение всему, что кроме Аллаха: ангелам, пророкам, праведникам, угодникам и т.д.