Первый курс по изучению Единобожия

«Три основы и их доказательства»

Часть пятая. Заключение

ЛЮДИ ПОСЛЕ СМЕРТИ БУДУТ ВОСКРЕШЕНЫ. ВСЕВЫШНИЙ СКАЗАЛ: «МЫ СОТВОРИЛИ ВАС ИЗ НЕЕ (ЗЕМЛИ), В НЕЕ ВАС ВЕРНЕМ И ИЗ НЕЕ ВЫВЕДЕМ ЕЩЕ РАЗ» Сура «Та Ха», аят 55.
ВСЕВЫШНИЙ ТАКЖЕ СКАЗАЛ: «АЛЛАХ ВЫРАСТИЛ ВАС ИЗ ЗЕМЛИ, СЛОВНО РАСТЕНИЯ. ПОТОМ ОН ВЕРНЕТ ВАС В НЕЕ И ВНОВЬ ВЫВЕДЕТ ОТТУДА» Сура «Нух», аяты 17,18.
ПОСЛЕ ВОСКРЕШЕНИЯ ЛЮДИ БУДУТ ОТЧИТЫВАТЬСЯ И ПОЛУЧАТ ВОЗДАЯНИЕ ЗА СВОИ ДЕЯНИЯ. ОБ ЭТОМ ВСЕВЫШНИЙ СКАЗАЛ: «АЛЛАХУ ПРИНАДЛЕЖИТ ТО, ЧТО НА НЕБЕСАХ, И ТО, ЧТО НА ЗЕМЛЕ, ДАБЫ ОН ВОЗДАЛ СОВЕРШАВШИМ ЗЛО ЗА ТО, ЧТО ОНИ СОДЕЯЛИ, И ВОЗДАЛ ТВОРИВШИМ ДОБРО НАИЛУЧШИМ (РАЕМ)» Сура «ан-Наджм», аят 31.
КАЖДЫЙ, КТО СЧИТАЕТ ЛОЖЬЮ ВОСКРЕШЕНИЕ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕВЕРНЫМ. НА ЭТО УКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: «НЕВЕРУЮЩИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ОНИ НЕ БУДУТ ВОСКРЕШЕНЫ. СКАЖИ: «НАПРОТИВ, КЛЯНУСЬ МОИМ ГОСПОДОМ, ВЫ НЕПРЕМЕННО БУДЕТЕ ВОСКРЕШЕНЫ, А ЗАТЕМ ВАМ НЕПРЕМЕННО СООБЩАТ О ТОМ, ЧТО ВЫ СОВЕРШИЛИ. ЭТО ДЛЯ АЛЛАХА ЛЕГКО»» Сура «ат-Тагабун», аят 7.

Хвала Аллаху, мы с вами приступили к изучению последней из пяти частей книги «Три основы» — заключению.

ЛЮДИ ПОСЛЕ СМЕРТИ БУДУТ ВОСКРЕШЕНЫ. ВСЕВЫШНИЙ СКАЗАЛ: «МЫ СОТВОРИЛИ ВАС ИЗ НЕЕ (ЗЕМЛИ), В НЕЕ ВАС ВЕРНЕМ И ИЗ НЕЕ ВЫВЕДЕМ ЕЩЕ РАЗ» Сура «Та Ха», аят 55.

Вера в воскрешение является неотъемлемой частью веры в Последний день, которая, как указывалось ранее, включает в себя веру во все то, что будет после смерти.
По своему обыкновению, автор, упоминая какой-то вопрос, приводит довод. В данном случае он приводит доводы на воскрешение. Это слова Всевышнего:

﴿ منها خلقناكم وفيها نعيدكم ومنها نخرجكم تارة أخرى ﴾

«Мы сотворили вас из нее (земли), в нее вас вернем и из нее выведем еще раз» Сура «Та Ха», аят 55.

Аллах предопределил и установил, что все люди умирают на этой земле, а потом будут выведены из нее воскрешенными. В том числе и Иса (Иисус), мир ему: он снизойдет на эту землю в конце времен, затем умрет на ней, а затем будет поднят из нее и воскрешен.

ВСЕВЫШНИЙ ТАКЖЕ СКАЗАЛ: «АЛЛАХ ВЫРАСТИЛ ВАС ИЗ ЗЕМЛИ, СЛОВНО РАСТЕНИЯ. ПОТОМ ОН ВЕРНЕТ ВАС В НЕЕ И ВНОВЬ ВЫВЕДЕТ ОТТУДА» Сура «Нух», аят 17,18.

Тот, кто создал творения из ничего, из небытия, тем более может воссоздать их повторно. В Коране сказано:

﴿ أَوَلَمْ يَرَ الْإِنْسَانُ أَنَّا خَلَقْنَاهُ مِنْ نُطْفَةٍ فَإِذَا هُوَ خَصِيمٌ مُبِينٌ * وَضَرَبَ لَنَا مَثَلًا وَنَسِيَ خَلْقَهُ ۖ قَالَ مَنْ يُحْيِي الْعِظَامَ وَهِيَ رَمِيمٌ * قُلْ يُحْيِيهَا الَّذِي أَنْشَأَهَا أَوَّلَ مَرَّةٍ ۖ وَهُوَ بِكُلِّ خَلْقٍ عَلِيمٌ ﴾

«Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли? И вот он открыто препирается! Он привел Нам притчу и забыл о своем сотворении. Он сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?». Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении» Сура «Йа Син», аят 77-79.

ПОСЛЕ ВОСКРЕШЕНИЯ ЛЮДИ БУДУТ ОТЧИТЫВАТЬСЯ И ПОЛУЧАТ ВОЗДАЯНИЕ ЗА СВОИ ДЕЯНИЯ.

После воскрешения (аль-ба’с) людей ждет Расчет (аль-хисаб) и Воздаяние (аль-джаза). Все это – воскрешение (аль-ба’с), Сбор (аль-хашр), Расчет (аль-хисаб), Воздаяние (аль-джаза) – входит в веру в Последний день.

ОБ ЭТОМ ВСЕВЫШНИЙ СКАЗАЛ: «АЛЛАХУ ПРИНАДЛЕЖИТ ТО, ЧТО НА НЕБЕСАХ, И ТО, ЧТО НА ЗЕМЛЕ, ДАБЫ ОН ВОЗДАЛ СОВЕРШАВШИМ ЗЛО ЗА ТО, ЧТО ОНИ СОДЕЯЛИ, И ВОЗДАЛ ТВОРИВШИМ ДОБРО НАИЛУЧШИМ (РАЕМ)» Сура «ан-Наджм», аят 31.

«Наилучшее» (аль-хусна) – это Рай, а «Добавка» (аз-зийада) – это лицезрение верующими Аллаха в Судный День и в Раю.

КАЖДЫЙ, КТО СЧИТАЕТ ЛОЖЬЮ ВОСКРЕШЕНИЕ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕВЕРНЫМ. НА ЭТО УКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: «НЕВЕРУЮЩИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ОНИ НЕ БУДУТ ВОСКРЕШЕНЫ. СКАЖИ: «НАПРОТИВ, КЛЯНУСЬ МОИМ ГОСПОДОМ, ВЫ НЕПРЕМЕННО БУДЕТЕ ВОСКРЕШЕНЫ, А ЗАТЕМ ВАМ НЕПРЕМЕННО СООБЩАТ О ТОМ, ЧТО ВЫ СОВЕРШИЛИ. ЭТО ДЛЯ АЛЛАХА ЛЕГКО»» Сура «ат-Тагабун», аят 7.

Человек, не верящий или считающий ложью воскрешение, не является верующим и мусульманином, потому что отрицает один из столпов имана – веру в то, что будет после смерти. Тяжба между Пророком ﷺ и неверующими касалась ряда вопросов, одним из важнейших являлся вопрос о воскрешении после смерти, выведении и подъеме мертвых из их могил. Неверные не считали воскрешение и восстание умерших правдой. Всевышний приказал Своему Пророку ﷺ поклясться в том, что воскрешение – несомненная истина. Пророк ﷺ всегда говорил лишь правду и был правдивым без клятв, но клятва в данном случае была призвана подтвердить несомненность и неминуемость ожидающего всех нас воскрешения.

АЛЛАХ ОТПРАВЛЯЛ ВСЕХ ПОСЛАННИКОВ РАДУЮЩИМИ (ВЕРУЮЩИХ БЛАГОЙ ВЕСТЬЮ) И ПРЕДОСТЕРЕГАЮЩИМИ (НЕВЕРНЫХ). ОБ ЭТОМ ВСЕВЫШНИЙ СКАЗАЛ: «МЫ ОТПРАВИЛИ ПОСЛАННИКОВ, КОТОРЫЕ НЕСЛИ БЛАГУЮ ВЕСТЬ И ПРЕДОСТЕРЕГАЛИ, ДАБЫ ПОСЛЕ ПРИШЕСТВИЯ ПОСЛАННИКОВ У ЛЮДЕЙ НЕ БЫЛО НИКАКОГО ДОВОДА ПРОТИВ АЛЛАХА» Сура «ан-Ниса», аят 165.

ПЕРВЫМ ИЗ ПОСЛАННИКОВ БЫЛ НУХ, МИР ЕМУ, А ПОСЛЕДНИМ — МУХАММАД ﷺ. ОН ЯВЛЯЕТСЯ ПЕЧАТЬЮ ПРОРОКОВ (ПОСЛЕДНИМ ПРОРОКОМ). О ТОМ, ЧТО ПЕРВЫМ ПОСЛАННИКОМ БЫЛ НУХ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ СЛОВА АЛЛАХА: «ВОИСТИНУ, МЫ ВНУШИЛИ ТЕБЕ ОТКРОВЕНИЕ ПОДОБНО ТОМУ, КАК ВНУШИЛИ ЕГО НУХУ И ПРОРОКАМ ПОСЛЕ НЕГО» Сура «ан-Ниса», аят 163.

АЛЛАХ ОТПРАВЛЯЛ ВСЕХ ПОСЛАННИКОВ РАДУЮЩИМИ (ВЕРУЮЩИХ БЛАГОЙ ВЕСТЬЮ) И ПРЕДОСТЕРЕГАЮЩИМИ (НЕВЕРНЫХ). ОБ ЭТОМ ВСЕВЫШНИЙ СКАЗАЛ: «МЫ ОТПРАВИЛИ ПОСЛАННИКОВ, КОТОРЫЕ НЕСЛИ БЛАГУЮ ВЕСТЬ И ПРЕДОСТЕРЕГАЛИ, ДАБЫ ПОСЛЕ ПРИШЕСТВИЯ ПОСЛАННИКОВ У ЛЮДЕЙ НЕ БЫЛО НИКАКОГО ДОВОДА ПРОТИВ АЛЛАХА» Сура «ан-Ниса», аят 165.

Всевышний направил к людям посланников, чтобы они благовествовали для единобожников и предостерегли тех, кто отворачивается от призыва всех пророков и посланников ﷺ. Аллах отправил посланников для предъявления довода людям. Через приход пророков и посланников, а также через призыв их последователей осуществилось уведомление и предъявление довода творениям, человечеству.
Мудрая цель отправления Всевышним посланников состоит:

  1. В предъявлении довода людям;
  2. В оказании им милости.

ПЕРВЫМ ИЗ ПОСЛАННИКОВ БЫЛ НУХ (МИР ЕМУ),

Ранее мы указывали на то, что первым пророком был Адам, мир ему, а первым посланником – Нух, мир ему. Доказательством того, что Нух был первым посланником, является длинный хадис о ходатайстве (аш-шафа’а), в котором сообщатся о том, что люди придут к Адаму, прося его обратиться к Аллаху с ходатайством за них, на что он ответит:

اذهبوا إلى نوح فإته أول رسول

«Идите к Нуху, ибо он первый посланник».

Также на это указывает аят, который привел в качестве довода автор, да смилуется над ним Аллах.

А ПОСЛЕДНИМ — МУХАММАД ﷺ. ОН ЯВЛЯЕТСЯ ПЕЧАТЬЮ ПРОРОКОВ (ПОСЛЕДНИМ ПРОРОКОМ).

Почему Мухаммад ﷺ назван последним пророком, а не последним посланником (хатам аль-мурсалин)? Потому что, если закончен приход пророков, то приход посланников закончен тем более, окончание же прихода посланников может не означать прекращение пророчества. Ранее мы указывали, что каждый, кто претендует на пророчество после Мухаммада ﷺ является лжецом и неверным, и таковым же является тот, кто ему верит.

КО ВСЕМ ОБЩИНАМ АЛЛАХ ПОСЫЛАЛ ПОСЛАННИКОВ, НАЧИНАЯ С НУХА И ЗАКАНЧИВАЯ МУХАММАДОМ, ПОВЕЛЕВАЯ ИМ ПОКЛОНЯТЬСЯ ОДНОМУ АЛЛАХУ И ЗАПРЕЩАЯ ИМ ПОКЛОНЯТЬСЯ ТАГУТУ. НА ЭТО УКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: «МЫ ОТПРАВИЛИ К КАЖДОЙ ОБЩИНЕ ПОСЛАННИКА: «ПОКЛОНЯЙТЕСЬ АЛЛАХУ И ОТСТРАНИТЕСЬ ОТ ТАГУТА!»» Сура «ан-Нахль», аят 36.

АЛЛАХ ПРЕДПИСАЛ ВСЕМ СВОИМ РАБАМ ПРОЯВЛЯТЬ НЕВЕРИЕ В ТАГУТА И ВЕРОВАТЬ В АЛЛАХА.

ИБН АЛЬ-КАЙЙИМ, ДА СМИЛУЕТСЯ НАД НИМ АЛЛАХ, СКАЗАЛ: «ТАГУТ – ЭТО ВСЕ ТО, В ОТНОШЕНИИ ЧЕГО РАБ ПЕРЕХОДИТ УСТАНОВЛЕННЫЕ ДЛЯ НЕГО ГРАНИЦЫ В ПОКЛОНЕНИИ, СЛЕДОВАНИИ И ПОДЧИНЕНИИ».

КО ВСЕМ ОБЩИНАМ АЛЛАХ ПОСЫЛАЛ ПОСЛАННИКОВ, НАЧИНАЯ С НУХА И ЗАКАНЧИВАЯ МУХАММАДОМ, ПОВЕЛЕВАЯ ИМ ПОКЛОНЯТЬСЯ ОДНОМУ АЛЛАХУ И ЗАПРЕЩАЯ ИМ ПОКЛОНЯТЬСЯ ТАГУТУ.

Религия всех пророков и посланников одна. Всевышний посылал их, чтобы они приказали людям поклоняться только Аллаху и отказаться от тагута, верить в Аллаха и не верить в тагута. Более того, отречение от тагута предшествует вере в Аллаха. Всевышний сказал: «Кто отверг тагута и уверовал в Аллаха», поставив на первое место отречение от лжебогов.

НА ЭТО УКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: «МЫ ОТПРАВИЛИ К КАЖДОЙ ОБЩИНЕ ПОСЛАННИКА: «ПОКЛОНЯЙТЕСЬ АЛЛАХУ И ОТСТРАНИТЕСЬ ОТ ТАГУТА!»» Сура «ан-Нахль», аят 36.

Аят означает: «Клянусь, несомненно Мы (Аллах) к каждой общине (умма – это община, группа) отправили посланника. С какой миссией? – Призвать людей поклоняться Аллаху (то есть исповедовать тавхид, поклоняясь лишь Творцу) и сторониться тагута (глагол «иджтанибу» наиболее сильно выражает повеление отказаться от тагута и отдалиться от него. Он означает: пусть тагут будет в одной стороне, а вы – в совершенно другой). Лучшее из определений, данных тагуту – определение, приведенное автором со ссылкой на Ибн аль-Каййима. Ибн аль-Каййим сказал, что тагут – широкое, совокупное понятие, охватывающее собой все, в отношении чего человек переходит установленную, дозволенную для него черту, границу, будь то объект поклонения (например, камни или деревья), объект следования (ученые зла) или объект подчинения (правители, вышедшие из покорности Аллаху). Если человек перешел границу в поклонении и стал поклоняться камням, деревьям и т.д., то он сделал их своими тагутами. Если перешел границу в отношении ученых и стал следовать за ними наперекор воле и установлениям Аллаха и подчиняться им, ослушиваясь Всевышнего, то он сделал их тагутами, ибо нет покорности творению путем ослушания Творца. Если перешел грань в отношении правителей, царей и прочих и стал подчиняться им в грехе, значит сделал их тагутами.

АЛЛАХ ПРЕДПИСАЛ ВСЕМ СВОИМ РАБАМ ПРОЯВЛЯТЬ НЕВЕРИЕ В ТАГУТА И ВЕРОВАТЬ В АЛЛАХА.

Таким образом, неверие в тагута предшествует вере в Аллаха, и, как уже говорилось, в этом состоит смысл «Ля иляха илля Ллах» – проявить неверие во все, чему поклоняются, помимо Аллаха, и признать поклонение одному лишь Аллаху, у которого нет сотоварищей. Свидетельство таухида непременно должно включать отрицание и утверждение, неверие и веру. Оно должно включать отрицание тагута и утверждение поклонения Аллаху, неверие в тагута и веру в Аллаха. Как сказал Ибрахим, мир ему: «Воистину, я отрекаюсь от того, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня». Аллах предписал и возложил на человека отречение от тагута и неверие в него, а после этого – веру в Аллаха. Если человек испытывает сомнения в неверии в тагута, или воздерживается от занятия позиции и суждения, или колеблется, или заявляет: «Я ничего не буду говорить по этому поводу», — то он не является единобожником (муваххидом), потому что Пророк ﷺ сказал:

من قال لا إله إلا الله وكفر بما يعبد من دون الله حرم ماله ودمه وحسابه على الله

«Кто скажет «Ля иляха илля Ллах» и отречется от всего, чему поклоняются наряду с Аллахом (проявит неверие в него), имущество и кровь того станут неприкосновенными, а расчет с ним – у Аллаха» (Муслим).

ТАГУТОВ МНОГО, НО ОСНОВНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ПЯТЬ:

  • ИБЛИС, ПРОКЛЯТЫЙ АЛЛАХОМ;
  • ТОТ, КОМУ ПОКЛОНЯЮТСЯ, И ОН ДОВОЛЕН ЭТИМ;
  • ТОТ, КТО ПРИЗЫВАЕТ ЛЮДЕЙ К ПОКЛОНЕНИЮ ЕМУ;
  • ТОТ, КТО ЗАЯВЛЯЕТ О ЗНАНИИ ЧЕГО-НИБУДЬ ИЗ СОКРОВЕННОГО;
  • ТОТ, КТО ВЫНОСИТ РЕШЕНИЕ НЕ НА ОСНОВАНИИ ТОГО, ЧТО НИСПОСЛАЛ АЛЛАХ.

НА ЭТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «НЕТ ПРИНУЖДЕНИЯ В РЕЛИГИИ. ПРЯМОЙ ПУТЬ УЖЕ ОТЛИЧИЛСЯ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ. КТО НЕ ВЕРУЕТ В ТАГУТА, А ВЕРУЕТ В АЛЛАХА, ТОТ УХВАТИЛСЯ ЗА САМУЮ НАДЕЖНУЮ РУКОЯТЬ, КОТОРАЯ НИКОГДА НЕ СЛОМАЕТСЯ. АЛЛАХ – СЛЫШАЩИЙ, ЗНАЮЩИЙ» Сура «аль-Бакара», аят 256. В ЭТОМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СМЫСЛ СВИДЕТЕЛЬСТВА «НЕТ БОЖЕСТВА, ДОСТОЙНОГО ПОКЛОНЕНИЯ, КРОМЕ АЛЛАХА».

ТАГУТОВ МНОГО, НО ОСНОВНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ПЯТЬ:

Автор приводит примеры тагутов, упоминает главных из них, чтобы мы знали и сторонились их.

Первый:

ИБЛИС, ПРОКЛЯТЫЙ АЛЛАХОМ;

Мы сообщаем о том, что Аллах проклял Иблиса, то есть отдалил от Своей милости, изгнал от нее прочь, но сами не занимаемся произнесением проклятий в его адрес, потому что не получаем от этого никакой пользы. В хадисе сообщается о том, что Иблис, когда человек начинает проклинать и ругать его, возвеличивается, начинает гордиться и становится больше. Как же нам надлежит поступать? Нам приказано просить у Аллаха защиты от Иблиса и произносить: «Прибегаю к Аллаху от прогоняемого шайтана» (А’узу биЛляхи мин аш-шайтани-р-раджим).

Второй:

ТОТ, КОМУ ПОКЛОНЯЮТСЯ И ОН ДОВОЛЕН ЭТИМ;

Речь идет о человеке, который не порицает посвящение ему поклонения. Например, если кому-то кланяются при приветствии, а он молчит и не порицает кланяющегося, то он, несомненно, в данном случае является тагутом. Он обязан порицать подобное, потому что поклоны могут совершаться только для Аллаха. Как-то раз к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел некий человек и сказал: «Это то, что пожелал Аллах и ты». Услышав такие слова, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Ты что, приравнял меня к Аллаху?! Говори: «То, что пожелал один Аллах!»». Таким образом, никто не должен стать тем, кому посвящается поклонение, и если он удовольствуется этим, то является тагутом, и в этом нет сомнения. Если к тебе пришел некто и, желая выразить тебе свое почтение и уважение, сделал что-то, что делается лишь по отношению к Аллаху, и ты не выразил порицания, то ты – тагут. В Коране сообщается:

﴿ إذ قال الله يا عيسى ابن مريم أأنت قلت للناس اتخذوني وأمي إلهين من دون الله قال سبحانك ما يكون لي أن أقول ما ليس لي بحق إن كنت قلته فقد علمته ﴾

«Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом»?». Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом» Сура «аль-Маида», аят 116.

Иса, мир ему, говоря: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права?» — провозглашает отдаленность Аллаха от наличия у Него сотоварищей и заявляет об отсутствии у него, Исы, какого-либо права претендовать на чье-то поклонение. Аллах знает, что Иса не призывал людей сделать его богом, но Аллах пожелает, чтобы Иса заявил о своей непричастности к тем, кто сделал это, о своем отречении от них, и выразил свою неприязнь к поклонению ему наряду с Аллахом.

Это очень важный аспект данного вопроса.

Третий:

ТОТ, КТО ПРИЗЫВАЕТ ЛЮДЕЙ К ПОКЛОНЕНИЮ ЕМУ;

Примером в данном случае может служить Фараон, который заявил:

﴿ ما علمت لكم من إله غيري ﴾

«Я не знаю для вас иного бога, кроме себя» Сура «аль-Касас», аят 38.

Четвертый:

ТОТ, КТО ЗАЯВЛЯЕТ О ЗНАНИИ ЧЕГО-НИБУДЬ ИЗ СОКРОВЕННОГО;

Мы уже говорили о том, что всякий, кто претендует на знание о сокровенном, или на знание о времени наступления Судного часа, или претендует на получение откровения с небес после прихода Мухаммада ﷺ тот является лжецом и неверным. Ибо Аллах сказал:

﴿ قل لا يعلم من في السماوات والأرض الغيب إلا الله وما يشعرون أيان يبعثون ﴾

«Скажи: «Никто на небесах и земле не знает сокровенного, кроме Аллаха, и не ведают, когда будут воскрешены»» Сура «ан-Намль», аят 65.

Пятый:

ТОТ, КТО ВЫНОСИТ РЕШЕНИЕ НЕ НА ОСНОВАНИИ ТОГО, ЧТО НИСПОСЛАЛ АЛЛАХ.

Кто выносит решения не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, имея убеждения, что решения Аллаха неправильные и неподходящие, или что чье-то суждение и решение или суждение тагутов и законов, придуманных людьми, подобны решениям Аллаха или лучше них, тот является неверующим, и его неверие является большим, выводящим из религии. Это первая группа выносящих решения не в соответствии с ниспосланным Аллахом. Вторая группа – те, которые убеждены, что нужно следовать решениям и установлениям Аллаха и что законоположения и решения Аллаха, несомненно, лучше всех других и полезнее для рабов и стран, но отдают предпочтение суждениям тагутов или законов, придуманных людьми, из-за какой-то личной мирской выгоды, или пристрастий души, или любви к власти, или желания сохранить должность и т.д. Подобный случай является малым куфром, неверием, не доходящим до большого неверия, нечестием (фиск). Таково положение некоторых правителей сегодня, да наставит Аллах нас и их на прямой путь. Если своим решением, расходящимся с тем, что ниспослал Аллах, человек попирает права кого-либо из людей, то, помимо прочего, он еще и притеснитель (аз-залим). И это третья разновидность выносящих решение не на основании ниспосланного Аллахом. Четвертая разновидность – невежда (джахиль), то есть тот, кто выносит решения, не соответствующие тому, что ниспослал Аллах, по незнанию. В этом случае мы говорим: если невежество является следствием пренебрежения знанием и нерадивости, при наличии возможности узнать истину, то такое невежество не может служить оправданием. Если же человек не был небрежен и нерадив, но у него не было условий для познания истины, то у него есть оправдание. Подробности этого вопроса будут рассмотрены нами, с позволения Аллаха, при изучении «Китаб ат-тавхид».

НА ЭТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «НЕТ ПРИНУЖДЕНИЯ В РЕЛИГИИ. ПРЯМОЙ ПУТЬ УЖЕ ОТЛИЧИЛСЯ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ. КТО НЕ ВЕРУЕТ В ТАГУТА, А ВЕРУЕТ В АЛЛАХА, ТОТ УХВАТИЛСЯ ЗА САМУЮ НАДЕЖНУЮ РУКОЯТЬ, КОТОРАЯ НИКОГДА НЕ СЛОМАЕТСЯ. АЛЛАХ – СЛЫШАЩИЙ, ЗНАЮЩИЙ» Сура «аль-Бакара», аят 256. В ЭТОМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СМЫСЛ СВИДЕТЕЛЬСТВА «НЕТ БОЖЕСТВА, ДОСТОЙНОГО ПОКЛОНЕНИЯ, КРОМЕ АЛЛАХА».

Свидетельство тавхида, как говорилось ранее, непременно должно содержать в себе отрицание и утверждение, куфр и иман («Воистину, я отрекаюсь от того, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня»).

ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, СКАЗАЛ: «НАЧАЛО ЭТОГО ДЕЛА (РЕЛИГИИ) — ИСЛАМ, СТОЛП ЕГО — НАМАЗ, А ЕГО ВЕРШИНА — ДЖИХАД НА ПУТИ АЛЛАХА».

АЛЛАХУ ЖЕ ОБО ВСЕМ ВЕДОМО ЛУЧШЕ!

И ДА БЛАГОСЛОВИТ АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ НАШЕГО ПРОРОКА МУХАММАДА, ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ И СПОДВИЖНИКОВ!

ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, СКАЗАЛ: «НАЧАЛО (ГОЛОВА) ЭТОГО ДЕЛА (ЭТОЙ РЕЛИГИИ) — ИСЛАМ, СТОЛП ЕГО — НАМАЗ, А ЕГО ВЕРШИНА — ДЖИХАД НА ПУТИ АЛЛАХА».

Заключение книги этим хадисом весьма уместно, ибо автор разъяснил в ней, что такое Ислам (Ислам — это предание себя Аллаху через Таухид, повиновение Ему через подчинение и отречение от ширка и его приверженцев) и что он имеет три ступени. Если отрезать голову, то тело погибнет.

Одним из главнейших столпов, на котором зиждутся вера и религия, является намаз. Если колонны, столпы рушатся, то рушится все здание. Кто оставляет намаз, тот впадает в неверие.

Верхушка горба религии (если сравнить ее с верблюдом) – это джихад, потому что он явен и возвышен, как верхушка горба, и посредством него религия становится явной и возвышается. Джихад, как упоминает Ибн аль-Каййим в книге «Зад аль-ма’ад», имеет четыре вида:

  1. Джихад с собственной душой, приказывающей дурное (нафсом). Его смысл разъяснен в суре «Аль-’Аср» (знание, деяние в соответствии с ним, призыв к нему и терпение). Этот вид джихада должен быть первым. Прежде, чем бороться с внешним врагом, ты должен бороться с самим собой, вести джихад со своей душой на поприще знания, деяния, призыва и терпения на пути знания, деяния и призыва.
  2. Джихад с шайтаном. Говорят, что шайтан описан качеством «раджим» по той причине, что он способен бить (йарджуму). Он бьет человека с двух сторон: со стороны греховных страстей (аш-шахават) и со стороны заблуждений и сомнений (аш-шубухат). Греховные страсти представлены либо большими, либо малыми грехами, а заблуждения и сомнения представлены либо бидатами (нововведениями), либо ширком, который, в свою очередь, может быть либо большим, либо малым. Следовательно, ты должен вести джихад с шайтаном по двум направлениям:
    • против плотских страстей – аш-шахауат (он заключается в оставлении больших и малых грехов).
    • против сомнений – аш-шубухат (это нововведения и ширк, большой и малый).

    Кто ведет подобную борьбу, тот является муджахидом, борющимся против сатаны.

  3. и 4. Джихад с неверующими и лицемерами. Он ведется посредством сердца, языка, деяний органов и при помощи имущества. Например, если человек покупает на свои деньги какие-то книги, посредством которых осуществляется призыв иудеев и христиан к истине, или распространяет на свои средства полезные аудиолекции, является ли это джихадом? Безусловно!

Здесь необходимо заострить внимание на одном очень важном вопросе: некоторые люди занимаются агитацией, призывая молодежь отправляться на джихад в разные регионы мира. Им и тем, кто их слушает, необходимо знать, что, во-первых, в подобных вопросах обязательно и непременно нужно обращаться к большим ученым и ни в коем случае нельзя опираться на зажигательные речи всевозможных проповедников и красноречивых ораторов, даже если они плачут и кричат и выглядят искренними. Почему? Когда до нас доходят взгляды крупных ученых по тем или иным вопросам религии, например, ’акыды, когда мы узнаем мнения о них Постоянного комитета ученых, или Ибн База, или аль-’Усаймина, или аль-Альбани, или аль-Фаузана, то, как правило, принимаем их. Потому что эти ученые известны всем нам правильностью своей ’акыды, манхаджа, приверженностью Сунне и пути предшественников. Если в вопросах ’акыды мы доверяем их взглядам и принимаем их, то в вопросах фикха, к которым относится джихад, должны принимать тем более, иначе, мы противоречим самим себе. Как не боятся наказания Аллаха люди, которые, не имея знаний и прав на фетву, выносят самостоятельные суждения по таким глобальным вопросам, как джихад, и берут на себя ответственность за чью-то гибель, за появление тысяч вдов и сирот?! Как могут те, кто за ними идет, свою религию и единственную жизнь, дарованную для совершения деяний, доверять невеждам и неизвестным проходимцам?! Во-вторых, джихад – это вид поклонения, а всякое поклонение может быть действительным только при наличия определенных для него религией условий (шурут), соблюдении касающихся его обязательных предписаний (уаджибат) и столпов (аркян), отсутствии препятствующих обстоятельств (мавани’). Иначе это поклонение будет несостоятельным, недействительным. Все это, безусловно, касается и джихада. В отношении него обязательно должны быть соблюдены условия, обязательные предписания и столпы. Если все это есть, то джихад правильный и истинный, если что-либо из необходимого отсутствует, то он несостоятельный и недействительный. Об этом нужно помнить, ведь, наверняка, каждый хочет, чтобы его джихад был истинным, а не ложным! Как ты можешь отправляться куда-то, если совершенно не уверен, что будешь делать то, что одобряется религией и считается правильным с точки зрения Шариата?!

Далее, те регионы и страны, ехать в которые призывают эти люди, объявляя о наличии там шариатского, законного с точки зрения религии, джихада – в них нет одного единого знамени, одной группы. Там много разных знамен и всевозможных направлений, а основой и правилом в Исламе является ведение джихада под одним знаменем, при наличии одного управления. Как правило человек, отправляющийся воевать, не имеет представления о группе, под знамя которой собирается встать, и не знает, находится ли она на прямом пути или относится к одному из заблудших течений. Следовательно, он не знает, праведным ли будет его деяние или явится преступлением, принесет ли оно пользу или обернется огромным вредом для мусульман, как в той стране, куда он едет, так и в его собственной стране. Ты бросаешь своих родителей и свою семью, заботиться о религии и жизни которых является твоей прямой обязанностью, возложенной на тебя Аллахом, оставляешь явно праведное деяние и очевидную пользу и отправляешься на подвиги, в полезности которых абсолютно не уверен. Разве мусульманин может быть столь безрассудным?

Кроме того, как может человек отправляться на войну, не умея воевать и не зная вместе с кем он будет это делать? Куда он едет, не умея держать в руках оружия, не зная военного дела, почти или совсем?! Если он собирается учиться там, куда едет, то это еще одна проблема. Та земля – земля войны, а не земля обучения и подготовки. Может быть, тебя убьют прежде, чем ты научишься чему-то, может, убьют, как только прибудешь туда. А как это называется? Это называется «бросать себя к смерти своими руками»! Аллах запретил это в Коране. Сказанное не означает, что верующий не должен помышлять о борьбе за истину, за возвышение слова Аллаха, что он не должен просить у Всевышнего благой смерти на Его пути, просить подлинной шахады. Верующий, мууахид просит у Господа праведного конца, шахады, но шахады истинной, а не ложной. Умар, да будет доволен им Аллах, просил и молил Всевышнего даровать ему шахаду на Его пути. Мог ли он сам или кто-то предполагать, что его праведная мученическая смерть, его шахада произойдет не на поле битвы, а в Медине?! Но поскольку он горячо молил Аллаха и искренне просил у него шахады, Аллах даровал ему ее, причем там, где он находился – в Медине.

По великой милости Аллаха мы дошли до конца разъяснения и изучения книги «Три основы». Просим Всевышнего принять от нас наши деяния, сделать для нас полезным то, чему Он нас научил, даровать нам знание, деяние, искренний призыв к Нему и терпение на этом пути, позволить нам жить в Исламе, умереть в вере, укрепить нас при ответе на три вопроса могилы, защитить нас от страданий в загробной жизни и в жизни Последней.
И мы заканчиваем так, как закончил автор – словами:

АЛЛАХУ ЖЕ ОБО ВСЕМ ВЕДОМО ЛУЧШЕ!
И ДА БЛАГОСЛОВИТ АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ НАШЕГО ПРОРОКА МУХАММАДА, ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ И СПОДВИЖНИКОВ!