Второй курс по изучению Единобожия

«Блеск убеждений». Часть 11-я

Лекция 34

Имáн (вера)

Имáн (вера) — это произнесение языком, подтверждение делами и убеждение сердцем. Он увеличивается с повиновением и уменьшается с ослушанием. Всевышний сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это — правильная вера» (Сура «аль-Беййина», аят 5). Этот аят указывает на то, что поклонение Аллаху, искренность сердца, совершение молитвы и уплата заката, является частью религии. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Иман состоит из семидесяти с лишним ветвей, самая высшая из них — свидетельство, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, самая нижняя из них — это удалить с дороги то, что вредит (прохожим)». Значит, Пророк ﷺ считал, что произношение языком и дела — это часть веры. Аллах Всевышний сказал: «То их вера от этого усиливается» (Сура «ат-Тауба», аят 124). А также: «Чтобы их вера увеличилась» (Сура «аль-Фатх», аят 4). Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Выйдет из огня тот, кто сказал: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, а в его сердце столько веры, сколько весит одно пшеничное зерно, горчичное зерно или пылинка».

Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:

«В этих предложениях разбирается тема имана и убеждения ахлюс-Сунна уаль-джама’а в этой теме. Это один из самых первых вопросов в нашей общине, в котором появились разногласия. Нововведенцы разногласили с теми, кто следовал за сподвижниками. Входят ли дела в Иман? И может ли Иман быть разным? Может ли иман делиться? Становится ли он больше или меньше?

Сказали заблудшие: «Иман представляет из себя речь и убеждения, а что касается дел, то они не входят в иман». Это слова мурджиитов. И мурджииты « المرجئة » бывают двух видов:

  1. Крайние мурджииты. Они говорят о том, что иман представляет из себя только знания. Эта ’акыда сохранилась в наши дни у многих суфиев в разных тарикатах.
  2. Они говорят, что иман — это слова и убеждения, а дела не входят в иман. Их называют « مرجئة الفقهاء ». Это распространено в мазхабе имама Абу Ханифы, потому что эти слова говорил имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах.

Что касается других заблудших, то они сказали: “Иман либо полностью остается, либо он полностью уходит. Он не увеличивается и не уменьшается”. И поэтому, если некий раб сделает какой-либо большой грех, то вся его вера уходит. Отрицают, что может уйти часть имана, но остаться основа. И это мнение хауариджей и тех, кто пошел по их пути в такфире за большие грехи.

Что касается убеждений приверженцев Сунны в этом вопросе, то мы говорим: Иман — это то, что содержит в себе пять вещей:

  1. « اعتقاد القلب » — Убеждения сердцем.
  2. « قول اللسان » — слова языком.
  3. « عملٌ بالأركان » — дела органами.
  4. « أن الإيمان يزيد بطاعة الرحمان » — поистине, иман увеличивается при подчинении Милостивому.
  5. « أن الإيمان ينقص بمعصية الرحمان وبطاعة الشيطان » — поистине, иман уменьшается при ослушании Милостивого и подчинении шайтану.

И эти пять основ отличают приверженцев Сунны от тех, кто противоречит им в вопросах имана. И доказательства в этой теме ясные и понятные.

Убеждения сердцем — это намерения и искренность. Дела сердца — это убеждения человека. Речь органов — это слова, произносимые языком. Дела органов — это совершение какого-либо дела, подчиняясь Всевышнему Аллаху. Кто из праведных предшественников говорил, что иман — это слово и дело, он имел ввиду эти пять основ. Потому что его слова охватывают эти пять вещей.

Что касается уменьшения и увеличения имана, то доказательств тут много. Поэтому в шариате иман — это не то, на что указывают его языковое значение.

В языковом значение «иман» (الإيمان) — это подтверждение чего-то. Некоторые ученые сказали, что основа слова «иман» от слова «амн» (الأمن) — безопасность. Потому что тот, кто верит, он обезопасил себя от зла неверия.

В терминологии «иман» — это те пять вещей, которые мы перечислили ранее.

В Коране слово «иман» приходит и в языковом значении, и в шариатском. И некоторые ученые сказали: «В основном, если “иман” приходит в языковом значении, то после него приходит частица “лям”. А если “иман” приходит в шариатском значении, то после него стоито частица “ба”».

Например, в словах Всевышнего Аллаха:

﴿ وَمَا أَنتَ بِمُؤْمِنٍ لَّنَا ﴾

«Ты все равно не поверишь нам» Сура «Йусуф», аят 17.

После слова «иман» пришла частица «лям». Отсюда мы поняли, что в этом аяте имеется ввиду языковое значение. Также Всевышний Аллах сказал:

﴿ فَآمَنَ لَهُ لُوطٌ ﴾

«В него уверовал Лут» Сура «аль-‘Анкабут», аят 26.

Что касается шариатского значения, то Всевышний Аллах сказал:

﴿ آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ ﴾

«Посланник уверовал в то, что ниспослано ему» Сура «аль-Бакара», аят 285.

А также:

﴿ فَإِنْ آمَنُواْ بِمِثْلِ مَا آمَنتُم بِهِ ﴾

«Если они уверуют в то, во что уверовали вы» Сура «аль-Бакара», аят 137.

Что касается увеличения и уменьшения имана, то это основа у ахлюс-Сунна уаль-джама’а, в которой они противоречат хауариджам. И мы никого не обвиняем в неверии из-за больших грехов. А что касается молитвы, закята, поста, хаджа, то если человек оставил это, то насчет положения такого человека есть разногласие. Ученые говорят: «Мы никого не обвиняем за большие грехи в куфре, пока он не назовет эти грехи дозволенными».

И поэтому, когда мы говорим, что дела — это основа имана, без которых иман недействителен, имеется ввиду вид дел, а не единицы дел». [Конец слов шейха]

То есть, чтоб иман был действителен, необходимо: убеждение сердцем, слова языком, дела органами. Поэтому, если человек говорит шахаду, и верит сердцем, но никогда не делал никаких дел ради Аллаха, то он — неверующий. Это мы имеем ввиду под словами «вид дел». Невозможно, чтобы у человека был в сердце иман, но он не делал вообще никаких дел.

Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:

«Верующий может оставить много дел, которыми он обязан, но все равно остаться верующим. Однако, он не будет верующим, если оставит все дела. Если человек произносит свидетельство и говорит, что верит в это сердцем, но оставляет все виды дел, то он является неверующим. Потому что оставление дел лишает человека веры. Не бывает такого верующего, который не совершает никаких дел.

Также иман является степенью из степеней религии. Также ислам является степенью из степеней религии. Под исламом подразумеваются внешние дела, как пришло в муснаде имама Ахмада, что пророк ﷺ сказал: «Иман в сердце, а ислам внешне». Со слов Анаса ибн Малика, также передал имам Суюты в «Джами’ ас-сагъир», 3060; Шейх Альбани сказал, что хадис слабый. См. «Да’иф аль-джами’ », 2280; «Сильсиля ад-да’ифа», 6906.

Иман — это убеждения. Ислам — то, что совершают органы человека. И поэтому недействителен ислам человека, кроме как с иманом. Точно также иман недействителен, кроме как с исламом. И не может быть, чтоб кто-то верил в шесть столпов веры, и не делал ничего из пяти столпов ислама.

Начальная степень ислама — это хотя бы какое-нибудь дело.

Иман бывает разный. Каждый раз, когда раб подчиняется Аллаху, его иман увеличивается. А если он совершает грех, его иман становится меньше. Каждый раз, когда раб совершает доброе дело, его иман увеличивается, будь это из дел сердец, или из дел органов.

Люди, в своей основе, иман у них разный. Иман Абу Бакра не подобен иману других сподвижников. Один из ученых, Шу’ба абу Бакр ибн ’Ийаш сказал: «Абу Бакр опередил других сахабов не многочисленными молитвами и постами, а опередил тем, что было у него в сердце». У Абу Бакра был такой иман, которого не было у других. И неправы те, которые говорят, что верующие в своей основе одинаковы.

И это ’акыда приверженцев Сунны, посредством которой ты спасешься от заблуждений такфира и тому подобного. И поэтому тот, кто понял эти убеждения, он должен оберегать свой язык и свое сердце от вхождения в двери такфира. Эти убеждения спасут тебя от следования заблудшим течениям, которые вошли в эти вопросы без знаний и обвинили мусульман в неверии. А также от следования тем, кто ввели в ислам тех, кто не является мусульманином». [Конец слов шейха]

Хадисы, которые передал имам Ибн Кудама в этой теме достоверные.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Иман состоит из семидесяти с лишним ветвей, самая высшая из них — свидетельство, что нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха, самая нижняя из них — это удалить с дороги то, что вредит (прохожим)». Аль-Бухари (9), Муслим (35).

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Выйдет из огня тот, кто скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, храня в сердце своём иман весом (хотя бы) с ячменное зерно, и выйдет из огня тот, кто скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, храня в сердце своём иман весом (хотя бы) с пшеничное зерно, и выйдет из огня тот, кто скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, храня в сердце своём иман весом (хотя бы) с пылинку». Аль-Бухари (44), Муслим (193).

Лекция 35

Обязательность веры в скрытое

Следует уверовать во все, что сообщил Пророк ﷺ и во все, что содержится в его достоверных хадисах, в то, что мы видели и что от нас скрыто. Мы знаем, что это истина и правда, и не имеет значения, поняли мы это или не поняли и не постигли его истинный смысл. Пример этого: Аль-Исрáа и Аль-Ми’рáдж, и это было реальным событием, а не сновидением. Люди племени Курайш не поверили в это путешествие и вознесение, отрицали его и считали это противоестественным, но они не отрицали сновидения. Другой пример: Когда ангел смерти пришел к Мусе, чтобы забрать его душу, Муса ударил его по лицу и выколол ему глаз. Ангел смерти вернулся к своему Господу, а Он вернул ему зрение. Еще один пример: признаки, указывающие на приближение «Ас-Сá’а» (конца света), такие как: появление ад-Даджáля, схождение с неба ’Исы сына Марьям, мир ему, который затем убьет ад-Даджжáла, появление Яъджýдж и Маъджýдж, появление животного, восход солнца с запада и т. п., которые содержатся в достоверных преданиях. Наказание в могиле и благоденствие в ней — истина. Пророк ﷺ взывал к помощи Аллаха, прося у Него защиты от наказания в могиле, и повелел мусульманам взывать к Его помощи, прося защиты от наказания в могиле. Испытание в могиле — истина, допрос ангелами Мункаром и Накúром — истина. Воскресение после смерти — истина, оно произойдет, когда ангел Исрáфúль, мир ему, затрубит в трубу, и тогда: «Они устремятся к своему Господу из могил» (Сура «Йа Син», аят 51).

Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:

«Эти предложения, которые содержат основу приверженцев Сунны, которые верят во все контексты Корана и Сунны, которые сообщают нам о скрытых вещах. И они ничего не искажают, напротив они принимают все сообщения, которые сообщают о скрытых вещах. Они верят в них, не искажая и не изменяя. Потому что, муътазилиты (и им подобные) начали отрицать те скрытые вещи, которые не соответствуют их разуму, несмотря на то, что упоминания об этих вещах пришли в достоверных сообщениях. Они отрицали то, что Муса выбил глаз ангелу смерти. И также отвергают некоторые из признаков Судного Дня.

Что касается приверженцев Сунны, то они принимают любой достоверный контекст, который связан со скрытыми вещами. А что касается подробностей этих скрытых вещей, то Всевышний Аллах знает об этом лучше. Следует уверовать во все, что сообщил Пророк ﷺ и во все, что содержится в его достоверных хадисах, в то, что мы видели и что от нас скрыто, будь это, признаки Судного Дня, или положение человека после смерти. Они не изменяют и не искажают эти контексты. Потому что для рабов является обязательным верить во внешний смысл контекстов. Ведь, основа в словах — это внешний смысл. Тот, кто исказил достоверные контексты своим разумом, он следует своим страстям и является приверженцем нововведений. Появились в исламской общине люди, которые начали сравнивать достоверные тексты со своим разумом. И они отрицали многие хадисы, которые гласили о скрытых вещах. Они отрицают появление Масиха Даджаля, потому что это не принимает их разум. Отрицают хадис о том, что Муса выбил глаз ангелу Смерти, потому что их разум не принимают это. И отрицают многое другое, даже наказание в могиле. И тому подобное из достоверных сообщениях». [Конец слов шейха]

В День воскресения люди будут собраны босыми, голыми, с крайней плотью и ничего не имеющими. Они будут стоять в этот день, пока наш Пророк Мухаммад ﷺ не заступится за них (перед Аллахом). Аллах — Благословен Он Всевышний! — будет требовать от Своих творений отчета. Весы будут поставлены, и книги деяния будут раскрыты, и свитки деяния разлетятся к правым и левым рукам. Всевышний сказал: «Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит легкий расчет и вернется к своей семье радостным. А тот, кому его книга будет вручена из-за спины, станет призывать погибель и войдет в Пламень» (Сура «аль-Иншикак», аят 7-12). У весов две чаши и язычок. На них будут взвешены деяния. Всевышний сказал: «Те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех. А те, чья чаша Весов окажется легкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в Геенне» (Сура «аль-Му’минун», аят 102-103). В День воскресения у нашего пророка Мухаммада ﷺ будет водоем, вода которого белее молока и слаще меда. Число кувшинов, которыми будет брать из него воду — столько, сколько насчитываются звезд на небе. А кто один раз выпьет из этого водоема, тот никогда не будет испытывать жажду. Мост ас-Сырáт — истина. Праведные проходят по нему (в Рай), а грешники соскользнут с него (в Ад).

Рассказывают даже, что некоторые нововведенцы хоронили своих умерших, отрезая им левую руку, чтоб их свитки были даны им в правую.

Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:

«Наказание и наслаждение в могиле — истина. Ангелы спросят у каждого три вопроса:

  1. Кто твой Господь?
  2. Какая твоя религия?
  3. Кто твой пророк?

Что касается верующего, то он ответит: «Мой Господь — Аллах», то есть Тот, Кому он поклонялся при жизни — это Аллах. Господь — это тот, кому поклоняются. Потому что пророки были посланы, чтоб довести до людей, кому те должны поклоняться. Также он ответит: «Мухаммад ﷺ пришел к нам с прямым путем, а религия наша — Ислам». Всевышний Аллах сказал:

﴿ يُثَبِّتُ اللّهُ الَّذِينَ آمَنُواْ بِالْقَوْلِ الثَّابِتِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الآخِرَةِ وَيُضِلُّ اللّهُ الظَّالِمِينَ وَيَفْعَلُ اللّهُ مَا يَشَاء ﴾

«Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение — Аллах вершит то, что пожелает» Сура «Ибрахим», аят 27.

То есть «поддерживает в Последней жизни», имеется ввиду в могиле. И отрицают эти вещи только нововведенцы. Всевышний Аллах сказал:

﴿ فَوَقَاهُ اللَّهُ سَيِّئَاتِ مَا مَكَرُوا وَحَاقَ بِآلِ فِرْعَوْنَ سُوءُ الْعَذَابِ النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوًّا وَعَشِيًّا وَيَوْمَ تَقُومُ السَّاعَةُ أَدْخِلُوا آلَ فِرْعَوْنَ أَشَدَّ الْعَذَابِ ﴾

«Аллах защитил его от зла того, что они замыслили, а род Фараона поразили скверные мучения — Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!» Сура «Гъафир», аят 45-46.

Всевышний Аллах поделил наказание на две части. Отсюда понимаем, что под словами «Огонь, в который их ввергают утром и после полудня» имеется ввиду наказание могилы. Поэтому, доказательства мучений в могиле пришло у нас и в Коране. И все, что произойдет в могиле из наслаждений и мучений — это истина, хоть мы и не знаем как это произойдет. Неверующий будет сжат могилой и все его ребра перемешаются. Также верующего сожмет могила, но подобно тому, как сжимает любящий того, кого он любит. Поэтому есть разница между сжатием верующего и неверующего.
Люди будут собраны в Судный День. Когда человек попадает в могилу, он полностью гниет, кроме одного места, которое называют « عَجْبَ الذنب ».

Сообщается, что однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал (людям, что) Пророк ﷺ  сказал: «Между (первым и вторым) трубными гласами (пройдёт) сорок». (Абу Хурайра сказал): «Они спросили: “О Абу Хурайра, сорок дней?” — но я отказался (отвечать). Они (снова) спросили: “Сорок лет?” — но я отказался (отвечать). Они (снова) спросили: “Сорок месяцев?”» (Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал: «И я отказался (отвечать, а потом добавил, что Пророк ﷺ сказал): “И истлеют все (части тела) человека, кроме копчика, с которого (Аллах) создаст его (заново)”». См. Бухари, 4814.

Останется копчик « عَجْبَ الذنب », который находится внизу позвоночника, подобно семени, вырастут из него тела, когда Всевышний Аллах пожелает этого. Он прикажет дунуть в Рог два раза. После первого дуновения, все создания умрут, кроме тех, кого оставит Аллах. Потом Всевышний Аллах пошлет облака и пойдет дождь, и из него вырастут тела людей. Каждый будет иметь вид 33-х летнего человека. И взрослый, и молодой, все воскреснут в таком возрасте, кроме некоторых созданий. И не будет в телах души. Затем Исрафиль дунет в Рог второй раз, и вылетят из этой трубы души людей. Каждая душа полетит к своему телу. Зашевелятся тела и соберут их всех на том месте, где начнется расчет.

Сказал Ибн аль-Къаййим в одном из своих стихотворений, которое должен выучить требующий знания:

وإذا أرادالله إخراج الـورى
بعد الممات إلى المعاد الثـاني
ألقىعلى الأرض التي هم تحتها
والله مقتدر وذو سلطــان
مطــرا غليظا أبيضا متتابعا
عشرا وعشرا بعدها عشـران
فتظل تنبت منه أجسام الورى
مثل النبات كأجمل الريحــان
حتى إذا ما الأم حان ولادهـا
وتمخضت فنفاسها متـدانـي
أوحى لها رب السماء فتشققت
فإذا الجنين كأكمل الشبـان

“Если Всевышний Аллах захочет вывести Свои создания
После смерти ко второму воскрешению.
Пошлет дождь он на землю, под которой они находятся,
И Аллах Он Мощен, Он обладает властью.
Пошлет дождь, моросящий и белый.
Десять дней, десять дней и еще два десятка.
И начнут расти из него тела людей,
Подобно тому, как растет базилик.
И придет время рожать матери (то есть земле),
Будут близкими роды ее.
Господь небес прикажет ей и она вскроется,
И тут мы увидим младенцев, подобных полноценным юношам”. (примерный смысл)

Когда будут воскрешены тела, Всевышний Аллах соберет их всех в месте, которое называется « المحشر ». Будут среди людей всадники, а также те, которых везут. Некоторые люди будут счастливыми, а некоторых будут вести в Огонь. Поистине, это страшный День.

Также, будет водоем « حوض » Пророка. Вода в этом водоеме будет из реки Каусар, которая в Раю. Как пришло в хадисах то, что в этот водоем впадают две реки из Рая. Всевышний Аллах сказал:

﴿ إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ ﴾

«Мы даровали тебе аль-Каусар» Сура «аль-Каусар», аят 1.

Аль-Каусар — это река из рек Рая. Некоторые говорят, что «аль-Каусар» — это водоем. Оба этих мнения являются достоверными. Потому что вода, которая в водоеме, она из реки «аль-Каусар». Некоторые ученые говорят, что водоем будет после «сырата». И у каждого пророка будет свой водоем, как пришло в некоторых хадисах, но они не совсем достоверные. Однако, ученые подтверждают это. И водоем пророка ﷺ отличается от других водоемов. Больше всего людей придут именно к водоему пророка ﷺ. Будут также те, кого будут отгонять от этого водоема. Вода его белее молока и слаще меда. Число кувшинов, которыми будет брать из него воду — столько, сколько насчитываются звезд на небе. Длина его — месяц пути, и ширина его — месяц пути. Не подойдут к этому водоему нововведенцы. Они будут отогнаны от водоема пророка ﷺ.

Поэтому сказали ученые о том, что причиной лишения водоема пророка ﷺ являются нововведения.

И также в Судный День будут Весы « الميزان ». Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَنَضَعُ الْمَوَازِينَ الْقِسْطَ لِيَوْمِ الْقِيَامَةِ ﴾

«В День воскресения Мы установим справедливые Весы» Сура «аль-Анбийа», аят 47.

Также сказал:

﴿ فَمَن ثَقُلَتْ مَوَازِينُهُ ﴾

«Те, чья чаша Весов будет перевешивать» Сура «аль-А’раф», аят 8.

Некоторые из ученых сказали, что будут только одни Весы. Ибн Кудама сказал о том, что у весов две чаши и язычок. Этим самым он противоречил муътазилитам, которые сказали: «Не могут быть в той жизни, такие же весы, как и в этой». Они отрицают то, что дела будут взвешиваться. Также будут взвешаны книги, на которых эти дела записаны. Также будет взвешен тот, кто делал эти дела, как пришло это в некоторых хадисах.

Также, свитки деяний разлетятся к правым и левым рукам. Верующим будут даны в правую руку, а неверным — из-за спины в левую руку.

Также, Мост ас-Сырáт — истина. Это место, где будут падать некоторые люди, а другие будут проходить. Среди людей есть те, кто пройдет подобно молнии. Другие пройдут, подобно быстрому коню. Третьи пройдут пешком. Некоторые будут ползти. А некоторые упадут в Огонь. Мост ас-Сырáт стоит прямо над Адом. Именно об этом Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَإِن مِّنكُمْ إِلَّا وَارِدُهَا كَانَ عَلَى رَبِّكَ حَتْمًا مَّقْضِيًّا ﴾

«Каждый из вас войдет туда. Таково окончательное решение твоего Господа» Сура «Марйам», аят 71.

Все, что пришло в достоверных преданиях относительно Судного Дня — это все истина, и это подтверждают приверженцы сунны. Мы не отрицаем это, хоть даже наш разум не понимает некоторые вещи. Мы верим этим сообщениям, так как тот, кто их сказал, был правдивым. И никто не знает образа этих вещей, кроме Аллаха». [Конец слов шейха]

Лекция 36

Заступничество. Рай и Ад. Вечность

Пророк ﷺ заступится и за того из своей общины, кто совершал «кабáир» (тяжкие грехи) и был введен в Ад, и благодаря его заступничеству они выдут из огня после того, как сгорят и превратятся в золу и пепел, и благодаря его заступничеству будут введены в Рай. Также остальные пророки, верующие и ангелы смогут заступиться перед Аллахом. Всевышний Аллах сказал: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним» (Сура «аль-Анбийа», аят 28). Неверующим же не поможет никакое заступничество. Рай и Ад — вечные создания Всевышнего. Рай — прибежище для Его приближенных, а Огонь — наказание для Его врагов. Обитатели Рая будут пребывать в нем вечно. Всевышний сказал: «Воистину, грешники вечно будут мучаться в Геенне. Им не будет дано передышки, и там они придут в отчаяние» (Сура «аз-Зухруф», аят 74-75). Смерть будет приведена в виде черно-белого барана и будет зарезана между Раем и Адом, потом будет сказано: «О обитатели Рая! Вам — бессмертие, и нет смерти. О обитатели Огня, вам — бессмертие, и нет смерти».

Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:

«Подтверждение заступничества в Судный День — это из тех вещей, которыми отличились приверженцы Сунны. Мы единогласно признаем, что будет великое заступничество. А это заступничество, которое сделает Пророк ﷺ, чтобы Аллах начал рассчет людей. Также пришло в длинном хадисе о заступничестве то, что люди отправятся к Адаму (мир ему), затем к Нуху (мир ему), затем к Ибрахиму, мир ему, потом к Мусе, мир ему, потом к ’Исе, мир ему, и все эти пророки откажутся от заступничества. Люди будут просить у них, чтобы они попросили Всевышнего Аллаха, освободить людей от этого ужасного ожидания. Но пророки откажут им. Потом люди придут к пророку ﷺ и попросят у него сделать заступничество. И это потому что Всевышний Аллах дал каждому пророку такое ду’а, на которое обещал ответить. Пророк ﷺ сказал: «У каждого пророка есть ду’а, и я оставил свое ду’а до Судного Дня, для того чтобы заступиться за свою общину». И это будет заступничество за его общину. Пророк ﷺ сделает заступничество за некоторых из обитателей Огня и они выйдут из него. Пророк ﷺ подойдет к ’Аршу и совершит земной поклон Всевышнему Аллаху, затем начнет восхвалять Всевышнего Аллаха. Пророк ﷺ сказал: «Я сделаю земной поклон перед ’Аршем, затем начну восхвалять Аллаха такими словами, которые Он мне откроет, затем Всевышний Аллах скажет: «О Мухаммад, подними свою голову, проси и тебе будет дано, заступайся и заступничество будет принято». Это и есть великое заступничество, после которого начнется рассчет.

Также из убеждений приверженцев Сунны, что пророк ﷺ будет заступаться за тех людей, которые достойны войти в Огонь, чтобы они вышли из него.

Также он заступится за обитателей Рая, чтобы они поскорее в него вошли. Также некоторые верующие смогут заступиться, но только после того, как это позволит Аллах». [Конец слов шейха]

Поэтому у нас есть условия шафа’ата.

  1. Всевышний Аллах должен быть доволен заступником и позволить ему заступиться.
  2. Всевышний Аллах должен позволить ему заступиться за определенного человека.
  3. Всевышний Аллах должен позволить определенный вид заступничества.

А в наше время некоторые нововведенцы идут на могилы мертвых и просят там у этих мертвых заступничества. Да убережет нас Аллах от этого!

Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:

«Некоторые из тех, за кого заступятся, выйдут из Огня. Также ангелы будут заступаться. Как это пришло в хадисе, что Пророк ﷺ сказал, что Всевышний Аллах скажет: «Заступились ангелы, заступились пророки, заступились верующие и осталась милость Самого Милующего». И выведут из Ада людей, которые не сделали ничего хорошего, и бросят их в реку Жизни. Они вырастут, подобно тем растениям, которые растут на берегу реки.

Это заступничество отрицают хариджиты и муътазилиты. Они говорят, что верующие и ангелы не могут заступаться. Говорят, что нет заступничества за обитателей Ада, так как они считают, что тот, кто совершает большие грехи, не выйдет из Огня.

Пророку ﷺ была дана одна возможность заступиться за неверующего, и это будет заступничество за Абу Талиба. Пророк ﷺ попросит, чтоб Аллах облегчил ему мучения.

Приверженцы Сунны имеют убеждения, что Рай и Ад уже созданы и они не исчезнут. Рай — истина, и Ад — истина. Рай — это место приближенных рабов Аллаха, а Ад — это место для Его врагов. В Судный День приведут смерть в виде барана. И она будет зарезана между раем и адом, потом будет сказано: «О обитатели рая! вам — бессмертие, и нет смерти. О обитатели Огня, вам бессмертие, и нет смерти». Приверженцы Сунны подтверждают все это, противореча муътазилитам и джахмитам, которые говорят, что Рай и Ад не вечны. Приверженцы Сунны, напротив, считают, что Рай и Ад вечны, и в Раю будут новые и новые блага, а в Аду будут новые и новые наказания. Этот вопрос можно осветить более подробно, однако мы не будем здесь этого делать.

И этот раздел является разъяснением пятого столпа веры, а это вера в Судный День. Вера в Судный День включает в себя веру в смерть, веру в испытание могилы, веру в то, что в Рог подуют два раза, веру в то, что рабов соберут для расчета, и также веру в заступничество.

Ибн Кудама не расставил столпы веры по порядку. Сначала написал о предопределении, затем о Судном Дне, а далее идет разговор о вере в Пророка ﷺ. Но здесь ничего страшного нет. Однако, лучше рассказывать в том порядке, который пришел в хадисе Джибриля. Сначала упомянуть о вере в Аллаха, затем в ангелов, затем в Книги, затем в посланников, затем в судный день, затем о вере в предопределение, чтобы люди запомнили этот порядок». [Конец слов шейха]

Хадисы, которые привел автор:

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха ﷺ  сказал: «После того как обитатели Рая окажутся в Раю, а обитатели Ада — в Аду, приведут смерть, которая будет помещена между Раем и Адом, потом её зарежут, а потом глашатай возгласит: “О обитатели Рая, смерти (больше) нет! О обитатели Огня, смерти (больше) нет!” — и это добавит обитателям Рая радости, а обитателям Огня — печали». Аль-Бухари (6548), Муслим (2850).