Второй курс по изучению Единобожия

«Блеск убеждений». Часть 4-я

Лекция 11

Понимание термина «сунна»

Далее у нас пришел известный хадис.

Аль-‘Ирбад ибн Сария, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это „коренными зубами“ и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение — это заблуждение!» Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42, Ибн Наср 21. Достоверность хадиса подтвердили имамы ат-Тирмизи, аль-Баззар, аль-Хаким, Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси, аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.

В первую очередь, хотелось бы поговорить о терминологии.

У слова «сунна» есть несколько значений. У факъихов «сунна», это то, что человек делает и получает вознаграждение, однако если он этого не делает, то нет на нем греха, например, два рака‘ата перед молитвой фаджр.

У ученых-мухаддисов — это все слова, все дела, подтверждение пророка ﷺ и его сыфаты, будь эти сыфаты, связаные с его созданием, или же сыфаты, связанные с его нравами, например, то, что пророк ﷺ часто улыбался.

У учёных по ‘акыде под словом «сунна» подразумевается сунна-тарикъа (путь). И поэтому в книге по ‘акыде написано, что столпы веры являются сунной. То есть сунной в понимании учёных по ‘акыде. Сунна — путь пророка ﷺ. Ученые по ‘акыде говорят, что сунна-тарикъа (путь) подразумевают три вещи:

  • первая вещь — убеждения пророка ﷺ;
  • вторая вещь — это слова пророка ﷺ;
  • третья вещь — это дела пророка ﷺ.

И поэтому в этом хадисе: «придерживаться моей Сунны» имеется ввиду то, что говорят ученые ‘акыды. То есть имеется ввиду «придерживаться моей Сунны в убеждениях, в словах и в делах».

Под «сунной» подразумевается то, на чём был пророк ﷺ и его сподвижники. Первая вещь — это убеждения, вторая — это слова, третья — это дела. И тафсир этого в длинном хадисе, в котором говорится о той группе, которая спасётся от Огня.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Иудеи разделились на семьдесят одно течение, а христиане — на семьдесят два. И разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: «Кто же она, эта спасшаяся группа?!» На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это — аль-джама’а».

В другой версии сказано: «Это — сауадуль-а’зам».

Смысл слов «аль-джама’а» и «сауадуль-а’зам» разъяснил в другой версии хадиса сам пророк ﷺ сказав: «Это те, кто следует тому, на чем нахожусь я и мои сподвижники». Хадис приводит имам Ахмад 4/102, абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, ад-Дарими 2/241, аль-Хаким 1/128.

Сунна — это три вещи:

1. Убеждение в том, что Аллах, Он Один достоин поклонения. Всевышний Аллах говорит:

﴿ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُمْ مِنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُ ﴾

«Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества (достойного поклонения), кроме Него» Сура «аль-А’раф», аят 65. А также:

﴿ وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ ﴾

«Мы отправили к каждой общине посланника с повелением: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»» Сура «ан-Нахль», аят 36.

2. Подтверждение Имён и Атрибутов Аллаха.

Подтверждение Имён и Атрибутов Аллаха, которыми описал Себя Аллах в Коране или же Его посланник ﷺ в достоверной Сунне, подтверждение Его действий таким образом, как подобает Ему, и очищение Аллаха от подобия, очищение от того, что Он подобен Своим созданиям. Всевышний Аллах сказал:

﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ ﴾

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура «аш-Шура», аят 11.

И точно также необходимо проявлять непричастность к тем, кто отрицает какие-то Имена и Атрибуты или же искажает их.

3. Придерживаться Шари’ата (истикъама).

Придерживаться шари’ата и придерживаться любой Сунны, которая пришла от пророка ﷺ. Имеются ввиду убеждения, слова и дела — те убеждения, те слова и те дела, на которых был пророк ﷺ в поклонении. И также мало того, что ты придерживаешься Сунны, ты также должен быть непричастен к бида’атам, будь эти нововведения в вопросах ’акыды или же в вопросах каких-либо дел, или же словах. Также необходимо быть непричастным к тем, кто делает эти бида’аты. Не иметь ничего общего с такими людьми. Можно только призывать их к истинной религии.

Далее в хадисе говорится: «избегайте новшеств, ибо каждое нововведение — это заблуждение!»

  1. бид’а могут быть в убеждениях.
  2. бид’а могут быть в словах.
  3. бид’а могут быть в делах.

То есть, бид’а — это то, что противоречит сунне.

Лекция 12

Злые последствия нововведений

Из злых последствий бида’атов:

1. Бида’аты вносят раскол в религию Аллаха.

Например, один из видов бида’атов — это создавать джама’аты (партии), как это вошло у нас в моду. Всевышний Аллах говорит:

﴿ مُنِيبِينَ إِلَيْهِ وَاتَّقُوهُ وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَلَا تَكُونُوا مِنَ الْمُشْرِكِينَ {31} مِنَ الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا ۖ كُلُّ حِزْبٍ بِمَا لَدَيْهِمْ فَرِحُونَ ﴾

«Обращайтесь к Нему с раскаянием, бойтесь Его, совершайте намаз и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» Сура «ар-Рум», аят 31-32.

А чем они вносили раскол? Тем, что их убеждения, слова и дела не соответствовали тому, на чём был пророк ﷺ. И Всевышний Aллах нас побуждает к тому, чтобы мы не уподоблялись этим мушрикам, и не вносили раскол в Его религию.

2. Бид’а — причина разногласия мусульман.

Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ فَإِنْ آمَنُوا بِمِثْلِ مَا آمَنْتُمْ بِهِ فَقَدِ اهْتَدَوْا ۖ وَإِنْ تَوَلَّوْا فَإِنَّمَا هُمْ فِي شِقَاقٍ ﴾

«Если они уверуют в то, во что уверовали вы, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то окажутся в разладе с истиной» Сура «аль-Бакара», аят 137.

И поэтому, когда мы видим в наше время многие говорят: «Почему мы разногласим? Надо нам всем вместе быть, надо нам всем вместе держаться за вервь Всевышнего Аллаха». Да, вот именно, за что? За вервь Всевышнего Аллаха, а это — Сунна Пророка ﷺ. Сунна! Сунна! Ещё раз Сунна! Запомните это слово — Сунна! Пускай это слово будет у вас постоянным словом! Как раньше кто-либо из вас, будучи в джахилии говорил какие-то слова для связки слов — в наше время сделайте себе для связки слов — слово Сунна! Какое бы предложение не говорил, говори: «Сунна! Сунна! Сунна!» Говори, чтобы у людей в мясо, в кровь, в кости проникло слово «Сунна»! Сунна в убеждениях, Сунна в делах, Сунна в словах! И не уставайте это говорить! Вдруг кто-нибудь из вас скажет: «Да мы уже поняли, хватит уже это повторять!». Нет, не хватит! Нух (мир ему!) 950 лет к чему призывал? Одно предложение, будучи Пророком! 950 лет! Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ لَقَدْ أَرْسَلْنَا نُوحًا إِلَىٰ قَوْمِهِ فَقَالَ يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُمْ مِنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُ إِنِّي أَخَافُ عَلَيْكُمْ عَذَابَ يَوْمٍ عَظِيمٍ ﴾

«Мы послали Нуха к его народу, и он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества (достойного поклонения), кроме Него. Я боюсь, что вас постигнут мучения в Великий день»» Сура «аль-А’раф», аят 59.

Точно также и мы скажем: «Поклоняйтесь Аллаху, нет вам другого божества (достойного поклонения)». «Следуйте Сунне Пророка ﷺ, нет вам другого примера, кроме примера Мухаммада ﷺ». Сунна! Сунна! Сунна! Сунна! Ещё раз Сунна! И Сунна! Сунна! Ещё раз сунна! И до Судного Дня — Сунна! Всегда твердите слово «Сунна»! Вбейте это в людей! Рассказывайте это всегда людям!

Поэтому, бид’а — одна из самых великих причин разногласия среди мусульман! И поэтому обратите внимание, интересный факт, когда ты в наше время приезжаешь домой и начинаешь доносить им Сунну, они говорят: «Не делай этого, ты этим самым фитну делаешь, разногласие среди мусульман!» Аллах Велик! Кто на самом деле разногласие делает? Ведь я вас призываю к одному, а это к чему? К вероубеждению, к манхаджу праведных предшественников этой уммы! К одной вещи: «Придерживайся того, на чём был Пророк ﷺ и его сподвижники». А вы меня призываете к чему? К огню призываете! Призываете меня к разногласию, которое приводит к Огню! Почему? Потому что, допустим в городе 3 мечети: здесь мечеть — ихвануль-муслимин, здесь мечеть — таблиг уа да’уа, здесь мечеть — хизбут-тахрир, там — ещё какая-то, четвёртая. В каждую мечеть, когда я захожу, — каждый тянет меня к себе, так или не так? Каждый тянет меня к себе и хочет чтобы я был в его джама’ате. А потом, когда я говорю: «Нет, то, на чём вы — это бид’а, это — заблуждение. Пророк ﷺ на этом не был». Они мне говорят: «Не делай фитну, не делай раскол среди мусульман!». Среди каких мусульман? Вы уже итак в расколе! Я вас хочу собрать в одно единое целое! Разве пророк ﷺ был в джама’ате ихван? Нет, нет! Разве пророк ﷺ был в джама’ате таблиг? Нет! Разве пророк ﷺ был в хизбут-тахрир? Нет! Тогда давайте же вернёмся к одному единому, а это то, на чём был пророк ﷺ и его сподвижники в убеждениях, в делах, в словах.

3. Всевышний Аллах не принимает бид’а.

От ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» аль-Бухари 2697, Муслим 1718.

4. Бид’а — одна из самых великих причин оставления и умерщвления сунны.

Как говорили праведные предшественники: «Какой бы народ не оживил какое-либо бид’а, этим самым они умерщвляют Сунну».

Со слов Гъадыфа ибн аль-Хараса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если какой-либо народ внесет нововведение, они обязательно за это лишатся Сунны, равнозначной степени этого нововведения!» Ахмад 4/105.

Относительно достоверности этого хадиса есть разногласия среди имамов по причине передатчика ‘Абдуллаха ибн Абу Марьяма. Хафиз аль-Мунзири, шейх аль-Альбани и др. назвали этот хадис слабым. А хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Суюты считали иснад этого хадиса хорошим. См. «Фатхуль-Бари» 13/253, «Файдуль-Къадир» 4/518, «Да’иф ат-таргъиб» 37.

Однако подобные высказывания достоверно передаются от сподвижников и праведных предшественников нашей общины. Например, Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, говорил: «Что вы будете делать, когда вас постигнет смута, от которой станут дряхлыми взрослые и повзрослеют молодые, когда люди сделают из заблуждения Сунну, а если кто-то оставит что-либо из этого, ему будет сказано: „Ты оставляешь Сунну?!“» Его спросили: «Когда это будет, о Ибн Мас’уд?!» Он ответил: «Когда исчезнут ваши ученые, увеличится число чтецов, уменьшится число факъихов, увеличится число правителей, уменьшится число правдивых, и деяния, предназначенные для мира иного, будут совершаться ради мира этого, и люди будут изучать религию не ради нее!» ад-Дарими 1/64, аль-Хаким 4/514. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность и сказал, что подобное сообщение хоть и передается от сподвижника, имеет положение марфу’, т.е. то, что передается от посланника Аллаха ﷺ.

Ибн ад-Дайлями рассказывал: «Я слышал, как ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, говорил: „Каждый раз как вносится нововведение, оно разрастается, и каждый раз, как оставляется Сунна, она уменьшается“». Ибн Уаддах в «аль-Бида’» 91, Ибн Батта в «аль-Ибана» 227. Шейх Машхур назвал иснад достоверным.

Хузайфа, да будет доволен им Аллах, говорил: «Клянусь Аллахом, нововведения так распространятся, что когда кто-то оставит что-либо из нововведений, будут говорить: „Оставили Сунну!“» Ибн Уаддах в «аль-Бида’» 162.

Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Какой бы год ни наступил для людей, они будут вносить нововведение и оставлять Сунну. И так будет до тех пор, пока люди не начнут оживлять нововведение и умертвлять Сунну!» ат-Табарани в «аль-Кабир» 10/319, аль-Лялякаи в «Шарх усуль аль-и’тикъад» 125, Абу ‘Амр ад-Дани в «аль-Фитан» 277. Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики этого сообщения являются надежными. См. «Маджма’у-ззауаид» 1/188.

Хассан ибн ‘Атыя говорил: «Не совершит человек бид‘а, не потеряв при этом Сунны». Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 6/73. Иснад достоверный.

Также подобное передается от Абу Идриса аль-Хауляни. См. «аль-Бида’» 90, Ибн Уадаха.

Например, представьте себе пенал, в котором всего 10 отверстий для ручек, и в каждом отверстии уже есть по ручке, то есть все отверстия заняты. Это наша Сунна. А теперь, если кто-либо захочет положить в этот же пенал, в те же отверстия красные ручки — а это бид’а, — сможет ли он это сделать, не вытащив при этом из отверстий синие ручки? Нет! Он обязательно должен будет освободить отверстие, занятое синей ручкой, вытащив при этом её, а потом только сможет положить красную ручку. Вот также и бид’а оживляясь, обязательно умерщвляет Сунну.

5. Бид’а — это заблуждение от прямого пути и следование путями, которые ведут к Огню.

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха ﷺ  нарисовал чёрточку и сказал: „Это — путь Аллаха!“ А затем он нарисовал (другие) чёрточки справа и слева от него, после чего сказал: „Это — пути. На каждом пути из них стоит шайтан и призывает к нему“. Затем он прочитал (аят, в котором сказано): „Таков Мой прямой путь. Следуйте же по нему“». Этот хадис передали имам Ахмад 1/453, и ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 6/343.

Сказал в этом аяте Всевышний Аллах:

﴿ وَأَنَّ هَٰذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيمًا فَاتَّبِعُوهُ ۖ وَلَا تَتَّبِعُوا السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَنْ سَبِيلِهِ ۚ ذَٰلِكُمْ وَصَّاكُمْ بِهِ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ﴾

«Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, — быть может, вы устрашитесь» Сура «аль-Ан’ам», аят 153.

Путь к Раю длинный! Если ты — искренний человек, всё, что от тебя требуется — брать причины, те, которым научил Пророк Мухаммад ﷺ в распространении Ислама, а результат за Всевышним Аллахом!

И примером этому служит известный хадис про мальчика о врагах которого Всевышний Аллах сказал:

﴿ قُتِلَ أَصْحَابُ الْأُخْدُودِ ﴾

«Да сгинут собравшиеся у рва» Сура «аль-Бурудж», аят 4.

Передается от Сухайба, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Был среди живших до вас один царь, у которого находился (в услужении) колдун. Состарившись, он сказал царю: «Поистине, я уже стар, пришли же ко мне какого-нибудь юношу, чтобы я обучил его колдовству», — и тот направил к нему одного юношу, чтобы он его учил.

На пути (к дому колдуна юноше) встретился монах. Он сел рядом с ним, послушал, что он говорит, и это понравилось ему. И (после этого) каждый раз, как юноша направлялся к колдуну, он проходил мимо этого монаха(задерживаясь, чтобы) посидеть с ним, а когда он приходил к колдуну, тот бил его. (Юноша) пожаловался на это монаху, который сказал: «Если ты будешь бояться колдуна, говори: „Меня задержали дома“, — а если будешь бояться своих близких, то говори: „Меня задержал колдун“».

И вот однажды, находясь в подобном положении, (юноша) неожиданно столкнулся с огромным зверем, который не давал людям (свободно ходить по этой дороге), и сказал: «Сегодня я узнаю кто достойнее — колдун или монах». После этого он схватил камень и воскликнул: «О Аллах, если дела монаха Ты любишь больше дел колдуна, то убей этого зверя, чтобы люди могли ходить (свободно)!» И он бросил (камень) в зверя и убил его, а люди (получили возможность) ходить (по этой дороге) Затем (юноша) пришёл к монаху, (обо всём) рассказал и тот сказал ему: «О сынок, сегодня ты уже превзошёл меня, ибо я вижу, чего ты достиг, и, поистине, тебя ждут испытания, но когда ты подвергнешься им, не указывай на меня».

И после этого юноша стал исцелять слепых и прокажённых, излечивая людей также и от других недугов. О (нём) услышал один из приближённых царя, который был слепым. Он явился к нему с многочисленными дарами и сказал: «Всё это будет твоим, если ты исцелишь меня». (В ответ ему юноша сказал): «Поистине, я никого не исцеляю — исцеляет только Аллах Всевышний, и если ты уверуешь в Него, я обращусь с мольбой к Аллаху и Он исцелит тебя». И он уверовал в Аллаха Всевышнего и Аллах Всевышний исцелил его, а потом он явился к царю и как обычно сел перед ним. Царь спросил его: «Кто вернул тебе зрение?» Он ответил: «Мой Господь». (Царь) спросил: «Разве есть у тебя (ещё какой-то) господин кроме меня?» Он сказал: «Мой Господь и твой Господь — Аллах». Тогда царь (велел) схватить его, после чего подвергал мучениям до тех пор, пока тот не указал на этого юношу, и его привели к царю, который сказал ему: «О сынок, дошло (до меня, что) ты достиг в своём колдовстве (таких высот, что можешь) исцелять слепых и прокажённых и делать (многое другое)» (На это юноша) сказал: «Поистине, я никого не исцеляю — исцеляет только Аллах Всевышний.» Тогда царь (велел) схватить его, после чего подвергал мучениям до тех пор, пока тот не указал на монаха.

Затем к нему привели этого монаха, которому было предложено: «Отрекись от своей религии!», — но он отказался. Тогда (царь велел принести) пилу, её приставили к середине головы (монаха) и он распилил её так, что одна половина упала (на землю) После этого (к царю) привели его приближённого, которому (также) было предложено: «Отрекись от своей религии!», — но и он отказался. Тогда он приставил пилу к середине его головы и пилил её, пока одна половина её не упала (на землю) После этого (к царю) привели юношу, и ему (также) было предложено: «Отрекись от своей религии!», — но и он отказался. Тогда (царь) отдал его своим слугам и сказал: «Отведите его к такой-то горе и поднимитесь с ним наверх, а когда достигнете вершины(отпустите его), если он отречётся от своей религии, а если нет, то сбросьте его вниз!»

Они отвели его туда и поднялись на гору (где) он воскликнул: «О Аллах, избавь меня от них, как пожелаешь!», — и тогда гора пришла в движение, они скатились вниз и (юноша снова) явился к царю. Царь спросил: «А что же делали те, кто был с тобой?» (Юноша) сказал: «Аллах Всевышний избавил меня от них!» Тогда (царь) отдал его (другим) своим слугам и сказал: «Отведите его (к морю), посадите на корабль и отвезите на середину моря, и если он отречётся от своей религии(то отпустите его), а если нет, бросьте (в воду)!» И они доставили его(куда им было велено, где юноша) сказал: «О Аллах, избавь меня от них как пожелаешь!», — после чего корабль перевернулся и (слуги царя) утонули, а (юноша снова) явился к царю. Царь спросил его: «А что же делали те, кто был с тобой?» (Юноша ответил): «Аллах Всевышний избавил меня от них!», — а потом сказал царю: «Поистине, ты не сможешь убить меня, пока не сделаешь того, что я тебе велю!» (Царь) спросил: «Что же это?» (Юноша) ответил: «Собери людей на одной возвышенности и привяжи меня к стволу пальмы, потом возьми стрелу из моего колчана, положи её на середину лука и скажи: „С именем Аллаха, Господа этого юноши!“, — а потом стреляй, и, поистине, ты сможешь убить меня лишь в том случае, если сделаешь (всё это)».

И (царь) собрал людей на одной возвышенности, привязал (юношу) к стволу пальмы, достал стрелу из его колчана, положил её на середину лука, сказал: «С именем Аллаха, Господа этого юноши!», — и пустил стрелу, поразившую (юношу) в висок. Он схватился рукой за свой висок и умер, и тогда люди сказали: «Мы уверовали в Господа этого юноши!» После этого к царю явились (его приближённые, которые) сказали ему: «Что скажешь ты о том, чего остерегался? Клянёмся Аллахом, с тобой случилось то, чего ты боялся, ибо люди уверовали!» И тогда царь велел (вырыть) рвы у (городских) ворот, и их вырыли и разожгли в них огонь, а потом (царь) сказал: «Бросайте в огонь каждого, кто не отречётся от своей религии!» /или: …и такому говорили: «Бросайся!»/ И (слуги) выполняли (его повеление), пока (к огню) не подошла женщина со своим сыном. Она остановилась (перед огнём, не желая) оказаться там, и тогда мальчик сказал ей: «О матушка, терпи, ибо, поистине, (религия) твоя истинна!» Муслим 3005.

Мальчик не увидел победу своими глазами, но он взял причины. Всевышний Аллах сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا الرَّسُولُ بَلِّغْ مَا أُنْزِلَ إِلَيْكَ مِنْ رَبِّكَ ۖ وَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَمَا بَلَّغْتَ رِسَالَتَهُ ۚ وَاللَّهُ يَعْصِمُكَ مِنَ النَّاسِ ﴾

«О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей» Сура «аль-Маида», аят 67.

Вот также мы, наследники Пророка ﷺ доносим до людей. Примут люди, не примут — результат не жди, будь искренним, будь искренним! Если Аллах захочет — поведёт прямым путём, а не захочет — не поведет! Твоё дело донести. Твоё дело донести! Этот путь — длинный! Этот путь — длинный! Будьте на этом пути! Будьте на этом длинном пути! Знайте, просто так победа не даётся! Будьте на этом длинном пути! И не следуйте этими короткими путями!

6. Бид’а — это неблагодарность за милости Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَإِذْ تَأَذَّنَ رَبُّكُمْ لَئِنْ شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ ﴾

«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» Сура «Ибрахим», аят 7;

Знайте, что ШукруЛлах — благодарность Аллаху, у нас как на языке, также в убеждениях, также в делах.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ اعْمَلُوا آلَ دَاوُودَ شُكْرًا ۚ وَقَلِيلٌ مِنْ عِبَادِيَ الشَّكُورُ ﴾

«О род Дауда! Трудитесь в знак благодарности. Но среди Моих рабов мало благодарных» Сура «Саба», аят 13.

Именно так всегда поступал пророк ﷺ, совершавший по ночам добровольные молитвы столь долго, что его ступни покрывались трещинами, а когда ’Аиша, да будет доволен ей Аллах, спросила (егo): «Зачем ты делаешь это, ведь Аллах уже простил тебе и прошлые и будущие грехи?», — он сказал: «Разве не следует мне быть благодарным рабом?!» Аль-Бухари и Муслим.

Всевышний Аллах дал нам милость — Ислам. И самая великая милость — это милость Ислама. В Исламе самая великая милость — это милость Сунны. И, если нам Аллах это дал, если мы не будем благодарить Аллаха, делать Ему шукр своими делами и иметь убеждения, которые имел Пророк ﷺ, делать дела, которые делал пророк ﷺ, говорить слова, которые говорил Пророк ﷺ, — Аллах нас лишит этой милости.

7. Бид’а — это поправки в шари’ат.

Человек, который вводит бида’аты в Ислам — будь это в убеждениях, будь это в словах, будь это в делах, косвенно, может быть это не впрямую, а косвенно, вносит поправки в шари’ат Аллаха.

То есть, например, раньше собирались депутаты и говорили: «Внесена поправка в конституцию…». Потому что люди, которые создают эти конституции, во-первых, думают только об этом свете. Вы видали где-нибудь на Земле конституцию, которая учитывает 2 вещи: этот и тот свет? Нет! И, если вы сравните этот свет с тем светом, этот свет — он ничтожество. То есть, по идее, если у тебя в конституции 100 законов,то у тебя 80 или 90 должны быть связаны с тем светом! Так или не так?! И только 10-20 — с этим светом, как это мы видим в Шари’ате Аллаха. Во-вторых, они — люди! Люди не знают то, что их ждет! А Всевышний Аллах когда ниспослал нам Коран, сказал нам что? Всевышний Аллах сказал:

﴿ أَلَا يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ ﴾

«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный, Ведающий?» Сура «аль-Мульк», аят 14.

Он нас создал и знает, в чём нам добро! Знает, где у нас будет хороший результат, и, если мы будем так делать, то в этом нам будет добро как в этой, так и в той жизни! А люди, которые создают конституции, они это не учитывают. Они не то что про тот свет, они даже не знают, что нас в будущем ждёт. И поэтому они постоянно вносят поправки, поправки, и поправки. Всегда же есть поправка в конституцию, поправка в конституцию. Потому что что-то случилось такое новое, что они не учли, и пришлось им внести поправку.

И человек, который вносит бида’аты в религию Аллаха подобен этим людям. Он хочет внести поправку в шари’ат Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах говорит: «Делайте так», он говорит: «Нет, о Аллах, надо так делать». Всевышний Аллах запретил делать маулид. Почему запретил? Потому что, если бы можно было, Пророк ﷺ узаконил бы его, а он — «нет, надо делать маулид»! Пророк ﷺ говорит: «…каждое нововведение — это заблуждение!». А он говорит: «Нет, не каждый бида’ат — заблуждение, есть у нас бида’ат — уаджиб, есть бида’ат — мустахаб и т.д». Видите, вносит поправки в Религию Аллаха.

8. Нововведенец косвенно обвиняет Пророка ﷺ в том, что он до нас не донёс.

И поэтому человек, который вносит что-то в религию, — говорят иногда братья здесь: «Невозможно, невозможно у нас работать, если у нас не будет джама’ата, не будет амира, не будет шура! Невозможно да’ва делать!» О брат мой, ты обвиняешь Пророка ﷺ в этом? Разве Пророк ﷺ делал так? Пророк ﷺ, когда к нему приходили люди арабы, он говорил: «Возвращайся к своему народу и делай да’ва». Не говорил он ﷺ: «Придете туда, соберите джама’ат, выберите амира, дайте ему присягу». Не было такого у Пророка ﷺ! И тот человек, который говорит: «невозможно», как невозможно? Возможно! Возможно, о братья! Возможно! Даже не то что возможно, а это — Сунна так да’ва делать! Эти люди как бы обвиняют. Также и джама’ат таблиг на 3 дня, на 7 дней, на 40 дней выходит и т.д. То есть этим самым косвенно обвиняют Пророка ﷺ в том, что он не донёс до нас что-то.

9. Нововведенец заменяет откровения Всевышнего Аллаха.

10. Нововведенец заблуждает рабов Аллаха.

11. Потемнеют лица новвоведенцев.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهٌ وَتَسْوَدُّ وُجُوهٌ ﴾

«В тот день, когда одни лица побелеют, а другие — почернеют» Сура «Али Имран», аят 106.

Сказал Абдуллах Ибн Аббас: «Побелеют лица Ахлюс-Сунны и почернеют лица людей нововведения и разногласия». Ляликаи в «Усуль аль-иттикoд» 74.

12. Всевышний Аллах не принимает у нововведенца покаяние.

От Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах не принимает покаяние от приверженца нововведений, пока он не оставит эти нововведения». ат-Табарани 4360, Абу аш-Шейх 259, Ибн Абу ‘Асым 37. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Потому что делать бида’ат намного хуже, чем делать грехи. Бида’аты — это намного хуже, чем делать прелюбодеяние, воровать и т.д. Тот человек, который делает прелюбодеяние или ворует, который убивает и т.д., он знает, что он не прав. Так или не так? Сам вор, даже кафир, который ворует, он знает, что неправ! Знаете об этом или нет? Далиль какой? Если ты у него своруешь, он промолчит или нет? Ругаться же будет, так или не так? Значит он сам знает, что это нельзя делать, так или не так? Если человек, который убивает, беспределом занимается, если ты его семью убьёшь ему тоже не понравится, так или не так? Человек, который совершает прелюбодеяние, если ты с его матерью или с сестрой совершишь прелюбодеяние — ему же не понравится! Люди, даже если кафиры, делают какие-то большие грехи, знают, что они — неправы, знают, что они делают плохо! А бида’атчик, который делает бида’а, он мало того, что не знает, он ещё с тобой бороться будет, воевать с тобой будет! Вносит бида’аты в Религию и ещё с тобой воюет потом против тебя, если ты ему начнёшь запрещать, и т.д! Поэтому Всевышний Аллах не принимает у них покаяния! Видите, как Он будет принимать у них покаяние, если они и не собираются делать его?!

13. Лишение водоёма Пророка ﷺ.

Пророк ﷺ рассказал то, что в Судный День у него будет водоём, и на нём будет посуды количеством равным количеству звёзд. И придут люди с его уммы пить из этого водоёма. И будут идти люди, бежать к этому водоёму, и придут Ангелы и заберут этих людей. И Пророк ﷺ скажет: «Уммати!Уммати!» (Моя община! Моя община!). И что Ангелы ему скажут: «Поистине, ты не знаешь какие нововведения они ввели после тебя». И что Пророк ﷺ сказал? Простите? Нет! «Заберите! Заберите! Так им и надо!». Видите, человек, который совершал бида’аты будет лишён водоёма Пророка ﷺ.

Лекция 13

Толкование слов имама аш-Шафи’и

Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:

«Слова Имама аш-Шафи’и понятны. Аш’ариты-муфавида приводят слова Имама аш-Шафи’и, которые касаются Атрибутов. Имам аш-Шафи’и сказал: «Я уверовал в Аллаха и то, что пришло от Аллаха, как это хочет Аллах, уверовал в Посланника Аллаха и то, что пришло от Посланника Аллаха, так как это хочет Посланник Аллаха». Эти нововведенцы сказали: «Он как будто бы говорит, что смысл знает только Тот, Кто сказал это». И это указывает, как говорят нововведенцы, на то, что Имам аш-Шафи’и не понимает смысла этих аятов. Мы им ответим: «Имам аш-Шафи’и это не имеет ввиду». То, о чём рассказывает Имам аш-Шафи’и — это называется общий иман. И мы поэтому говорим также, как говорит Имам аш-Шафи’и». [Конец слов шейха]

То есть пример, чтобы было понятно — есть вера в Ангелов. Что из себя представляет вера в Ангелов? Есть вера в Ангелов в общем, и есть вера в конкретное. Вера в общем состоит в том, что мы должны верить, что есть такие Создания, которые называются Ангелы. И то, что они созданы из света, как нам об этом сообщил Пророк ﷺ и то, что они поклоняются Аллаху. И делают всё, что Он приказывает и не ослушаются Всевышнего Аллаха. Всё. Вот это — вера в общем. Вера в конкретное — это то, что среди них есть такие ангелы, у которых имя есть. Например Джибриль или Исрафиль. Есть Ангел, имя его Малик, — это Ангел Огня. Есть Ангелы, которые отвечают за дожди. Есть ангелы, которые поклоняются целый день, то есть постоянно в саджда Всевышнему Аллаху. Есть Ангелы, которые постоянно в поясном поклоне. Есть Ангелы, которые постоянно в стоянии. Есть Ангелы, которые путешествуют по земле и ищут те маджлисы, в которых требуют знания. Есть Ангелы, которые ищут места, где требуют знания, присутствуют на этих собраниях. Есть ангелы, которые стелят крылья требующим знания и носят на этих крыльях. Есть ангелы, которые просят у Аллаха прощения за нас. Вот это называется подробная вера. Имам аш-Шафи’и сказал: «Я верю в Аллаха и в то, что пришло от Аллаха так, как этого хочет Аллах». Мы ведь всё про Ангелов не знаем, однако обращаясь к Аллаху я говорю: «О Аллах, я обращаюсь к Тебе и верю во всё, что от Тебя пришло, зная это или не зная, если есть какие-то вещи, о которых Ты нам рассказал в Своей Книге или через Своих Посланников, и я о них не знаю, я и в них верю. Почему? Потому что я верю в Тебя, верю в то, что Ты нам сообщил». Теперь понятно, что имел ввиду Имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах.

Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:

«Это требует от тебя полного подчинения и полного выполнения того, что нам приказано. И таким же образом мы верим в Посланника Аллаха ﷺ и в то, что пришло от Посланника Аллаха так, как от нас этого хочет Посланник Аллаха. Знаем мы эти контексты или же мы их не знаем всё равно верим. Эта вера — общая. Смысл этих слов таков, что мы ничего не оставляем из того, что пришло от Аллаха и Его Посланника ﷺ, кроме как уверовав в это. Знаем мы это или не знаем, всё это от нашего Господа.

Имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, сказал эти слова следуя тому, что приказал Всевышний Аллах в Своей Книге, сказав:

﴿ وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِنْ عِنْدِ رَبِّنَا ۗ وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّا أُولُو الْأَلْبَابِ ﴾

«А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран). Все это — от нашего Господа»» Сура «Али Имран», аят 7.

Если мы узнаём смысл чего-то, то понятна вера в эту вещь. А, если мы не знаем смысл чего-то и мы что-то не понимаем, то мы говорим: «Мы верим в это так, как от нас этого хочет Господь, и так, как от нас этого хочет наш Посланник ﷺ». До тех пор пока нам это не объяснят учёные. Если мы спросим учёных, и они нам объяснят смысл Корана и Сунны, тут мы уже берём тот смысл, который они нам объясняли. Точно так же как мы приняли и уверовали в эти слова, будем верить и в смыслы.

Потом он рассказал, что все эти искажения являются ересью. И это понятно и явно. Сподвижники во времена пророка ﷺ приняли контексты из Корана и Сунны с подчинением, признали сразу же, не противились, когда пророк ﷺ им сообщил.

Поистине, эта вещь — а это положение сахабов, да будет доволен ими Аллах, то есть, как они себя вели с контекстами Корана и Сунны — стало причиной тому, что Аллах повёл по прямому пути некоторых больших аш’аритов — учёных, когда они задумались о положении сподвижников. Например имам Харамейн Абу Ма’али аль-Джувейни. У него есть послание в котором он сказал следующие слова: «Я задумался и нашёл в хадисах пророка ﷺ то, что к нему приходили бедуины и не бедуины, глупые люди и неглупые, сообразительные и несообразительные — к нему разные люди приходили и слушали аяты, которые читал им пророк Мухаммад ﷺ. Аяты, которые содержат в себе сыфаты, которые внешне выглядят так, что как-будто там есть сравнение Аллаха с Его созданием. Также эти люди слышат аяты, которые содержат в себe веру в скрытые вещи, потом после того, как пророк ﷺ рассказал этим людям об этом, он ничего не добавляет. И это указывает чётко и понятно на то, что необходимо уверовать в то, что внешне понимается из аятов. И то, что ни в коем случае нельзя искажать эти аяты. Потому что, если бы разрешено было искажать или толковать эти аяты, так как внешне эти аяты как будто указывают тебе на то, что Аллах подобен людям, — стало бы уаджиб (обязательным), объяснять это тем бедуинам, которые приходят к нему из разных краёв, и они являются джахилями, и нет у них ’ильма (знания). Кто-то из этих арабов мог же подумать то, что пророк ﷺ именно имел ввиду то, что у Аллаха есть Рука (йад). Кто-то мог бы подумать, значит это и требовалось, так как пророк ﷺ после того, как читал аяты этим бедуинам ничего не добавлял, это указывает на то, что именно вот это и требуется, — а это уверовать в то, что внешне тебе видится из аятов. И то, что обязательно верить в то, на что указывают эти контексты, но вместе с этим ты должен знать, что это не указывает на подобие».

Поэтому во времена сахабов не было искажения и не было разногласий в ’акыде. И начались отклонения и заблуждения в конце времен таби’инов. Заблуждения распространились в группах — хауариджей, потом муъатазилитов, потом это распространилось в Исламской Умме. Это указывает тебе на то, что искажение и противоречие контекстам и непринятие этих контекстов является бида’атом — ересью. И бида’аты не принимаются Всевышним Аллахом. От ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» аль-Бухари 2697, Муслим 1718.

Тот, кто вводит в наше дело то, что связано с ’акыдой, и оно не является ’акыдой Пророка ﷺ и его сахабов, то у него не принимается, и это возвращается к тому, кто придумал эту ересь. Тот, кто вводит дела, которые не являются из Религии Аллаха, не принимаются у него эти дела. Как сказал ибн Мас’уд:

« اتَّبِعُوا ولا تَبْتَدِعُوا فَقَدْ كُفِيتُمْ »

«Следуйте (Сунне), и не вносите новшеств (нововведений), ибо вам достаточно (её, т.е. Сунны)»» [Конец слов шейха]