В Коране пришли следующие аяты: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (Сура «ар-Рахман», аят 27), а также Аллах сказал: «Его обе Руки простерты» (Сура «аль-Маида», аят 64). И Слова Всевышнего о том, что сказал Иса, обращаясь к Нему: «Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе» (Сура «аль-Маида», аят 116). И сказал также Он: «И твой Господь придет» (Сура «аль-Фаджр», аят 22). А также: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним» (Сура «аль-Бакара», аят 210). А также Он сказал: «Аллах доволен ими, и они довольны Им» (Сура «аль-Маида», аят 119).
Для чего мы изучаем Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха? Аллах создал людей и джиннов лишь для того, чтобы они поклонялись Ему. Он сказал:
﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ﴾
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» Сура «аз-Зарийат», аят 56.
Чтобы поклоняться Аллаху, мы должны иметь представление, кому мы поклоняемся. И на основе Имён и Атрибутов должно строится поклонение. Аллах рассказал о Себе в Коране, рассказал о Своих Именах, о Своих Атрибутах. И также нам рассказал пророк Мухаммад ﷺ о Всевышнем Аллахе. Всевышний Аллах сказал:
﴿ أَفَلاَ يَتَدَبَّرُونَ الْقُرْآنَ ﴾
«Неужели они не задумываются над Кораном?» Сура «ан-Ниса», аят 82.
И когда мы задумываемся об Именах и Атрибутах Всевышнего Аллаха, то мы начинаем любить Аллаха, бояться Его, начинаем надеяться на Его Милость.
На чем зиждется поклонение?
Это и есть те три вещи, на которых строится поклонение, из-за которого нас создал Всевышний Аллах, сказав:
﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ﴾
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» Сура «аз-Зарийат», аят 56.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Это начало разговора об аятах, которые содержат в себе Атрибуты Всевышнего Аллаха. Атрибуты Всевышнего Аллаха делятся с одной стороны на Атрибуты Сущности (сыфату затия) и Атрибуты Действия (сыфату фи’лия)» [Конец слов шейха]
Сыфаты также делятся на два вида: Субутийя и Сальбийя.
Субутийя — это подтверждение, а подтверждение — это то, что подтвердил Аллах в отношении Себя. Он Себя описал чем-то в Коране или же на языке Своего посланника ﷺ.
Сальбийя — это то, что отрицает Всевышний Аллах от Самого Себя. Например, Всевышний Аллах говорит:
﴿ وَمَا كَانَ رَبُّكَ نَسِيًّا ﴾
«Господь твой не забывчив» Сура «Марйам», аят 64.
﴿ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ ﴾
«Он не родил и не был рожден» Сура «аль-Ихляс», аят 3.
И поэтому для нас является обязательным также отрицать то, что Сам Аллах отрицает от Себя. И недостаточно просто отрицать, вместе с отрицанием учёные, изучив Коран и Сунну, сказали: «Где бы Всевышний Аллах что-то от Себя не отрицал, Он сразу же что-то другое противоположное подтверждает».
Например, мы говорим, что Всевышний Аллах не делает зла. Почему? Потому что Он — Справедливый. Всевышний Аллах ничего не забывает, потому что Он — Знающий.
Всевышний Аллах говорит:
﴿ لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلاَ نَوْمٌ ﴾
«Им не овладевают ни дремота, ни сон» Сура «аль-Бакара», аят 255.
Он отрицает сон и дремоту, так как:
﴿ اللّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ ﴾
«Аллах — нет божества (достойного поклонения), кроме Него, Живого, Вседержителя» Сура «аль-Бакара», аят 255.
Мы существуем только из-за Аллаха, т.е., воздух — это ризък Аллаха. Если всего на одну минуту мы останемся без воздуха, жизнь на Земле остановится. А Всевышний Аллах ни в ком не нуждается. Он Сам по Себе существует. Исходя из этого, мы, когда отрицаем какой-то сыфат, то сразу должны подтвердить противоположное, в отличие от му’тазилитов, аш’аритов, и т.д. Они только отрицают и не говорят об Атрибутах Аллаха. Потому что у тебя отрицание не будет полным до тех пор, пока ты не подтвердишь противоположное.
Но также есть третья группа: Есть Атрибуты, которыми Он Сам Себя не описал и не отрицает их от Себя.
Например, спросят: «Есть ли у Аллаха плечо?». Тот, кто ответит: «Нет», он неправ. и тот, кто ответит: «Да», он также неправ, потому что это входит в аят:
﴿ وَلاَ تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ ﴾
«Не следуй тому, чего ты не знаешь» Сура «аль-Исра», аят 36.
У нас нет на это довода, и Аллах не сообщил нам об этом. Поэтому мы должны молчать об этом.
Атрибуты субутийя делятся на три вида: Сыфаты сущности и сыфаты действия, а также атрибуты сущности и действия, одновременно.
У Аллаха есть Атрибуты Сущности, которые постоянны. Например Всевышний Аллах всегда знает:
﴿ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ ﴾
«Аллах знает о всякой вещи» Сура «ат-Тагабун», аят 11.
Всевышний Аллах приписал Себе такое качество, как Лик (Уаджх):
﴿ وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ ﴾
«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» Сура «ар-Рахман», аят 27.
А атрибуты действия, например то, что Всевышний Аллах нисходит, каждую третью часть ночи к первому небу. Атрибуты сущности постоянны, а атрибуты действия, когда захочет делает.
Третий вид, это допустим, речь Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах говорил, говорит и будет говорить. Поэтому, речь — это сыфат затия. Его качество — Речь. Это также сыфат фи’лия и сыфат затия вместе. Значит Всевышний Аллах обладает качеством, как Речь, и Он, когда хочет разговаривает, когда не хочет, не разговаривает.
Это разделение ахлюс-Сунна уаль-джама’а, а у ахлюль-бид’а не так. Что их заставило отрицать огромное, огромное количество Имён и Атрибутов Всевышнего Аллаха? Когда их разум покрылся скверной уподобления, это их заставило искажать, изменять. Они сказали мы не имеем право описывать Всевышнего Аллаха Атрибутами Действий. Они говорят, что действие, которое не было, а потом оно появилось — им может быть описан только я, человек, потому что меня, человека, не было на Земле, и я родился, допустим, в 70 году, и когда я появился в 70 году, только потом я начал двигаться. А почему я до этого не двигался, потому что меня раньше не было. И точно также эта скверна мозгов — сравнение, и точно также сравнивают себя с Аллахом. Если, например, Аллах говорит:
﴿ وَجَاء رَبُّكَ وَالْمَلَكُ صَفًّا صَفًّا ﴾
«И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» Сура «аль-Фаджр», аят 22.
Они говорят: «Как придёт Господь? Значит, до этого Он не приходил? И поэтому мы не имеем право. Если мы скажем, что Он до этого не приходил, значит, Его до этого не было, поэтому не имеем право говорить про Аллаха, что Он приходит. Если мы скажем, что Аллах нисходит на первое небо, не имеем права, т.е. до этого нисходил, потом не сходит — нет, так только у человека бывает».
И поэтому проявлением многобожия в разделе Имён и Атрибутов Аллаха является употребление законов, которые касаются нас — людей, в отношении Всевышнего Аллаха.
И они сказали: «Мы не имеем права описывать Аллаха атрибутами действия, потому что атрибуты действия — это новая вещь. И новой вещью описана только новая вещь, которой не было. И поэтому мы от Аллаха отрицаем это». И вот так они отрицают все атрибуты Аллаха.
Но Всевышний Аллах говорит:
﴿ فَعَّالٌ لِّمَا يُرِيدُ ﴾
«Он делает то, что пожелает» Сура «аль-Бурудж», аят 16.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«То, что касается атрибутов сущности, это те атрибуты, которыми постоянно описан тот, кого мы описываем этими атрибутами. И в отношении Всевышнего Аллаха мы знаем, что Всевышний Аллах всегда описан этими атрибутами. И эти атрибуты сущности, не бывает так, чтобы в одно время Аллах был ими описан, а в другие не был. Он описан этими атрибутами постоянно. Например, атрибут — Лик (Уаджх), как сказал Аллах:
﴿ وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ ﴾
«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» Сура «ар-Рахман», аят 27.
И подобно атрибуту Две Руки (йадайн), как сказал Аллах:
﴿ بَلْ يَدَاهُ مَبْسُوطَتَانِ ﴾
«Его обе Руки простерты» Сура «аль-Маида», аят 64.
А также сказал Аллах:
﴿ يَا إِبْلِيسُ مَا مَنَعَكَ أَن تَسْجُدَ لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ ﴾
«О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?» Сура «Сод», аят 75.
И также подобные этим атрибуты сущности.
Слова Всевышнего Аллаха:
﴿ وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ﴾
«Вечен лишь Лик Господа твоего» Сура «ар-Рахман», аят 27.
Это первый аят, который привёл здесь Ибн Кудама. И этот аят явно указывает на то, что Всевышний Аллах описан атрибутом Лик (Уаджх). Лицо доказательства то, что Всевышний Аллах приписал этот атрибут себе. И мы знаем, и это правило — то, что приписывается к Всевышнему Аллаху бывает двух видов: сущность и смысл». [Конец слов шейха]
Когда мы говорим о любом вопросе в шари’ате у нас есть четыре степени:
Теперь у нас в грамматике есть такая вещь, как «идафа». Например, كتاب محمد, то есть Книга Мухаммада. Это приписывание первого (мудаф) ко второму (мудаф иляйх). То есть, мы приписали книгу к Мухаммаду.
Теперь поговорим о следующем правиле, которое привел шейх, а это то, что приписывается к Всевышнему Аллаху бывает двух видов: сущность и смысл.
اضافة الى لفظ الجلالة
Делится на две группы:
1 — ذات — сущность (то, что можно увидеть, например, если говорить о человеке, то рука, лик)
Если к Всевышнему Аллаху приписана сущность, то иногда может она существовать сама по себе, как например:
﴿ فَقَالَ لَهُمْ رَسُولُ اللَّهِ نَاقَةَ اللَّهِ وَسُقْيَاهَا ﴾
Посланник Аллаха (Салих) сказал им: «Берегите верблюдицу Аллаха и питье ее!» (Сура «аш-Шамс», аят 13), то есть тут верблюдица существует сама по себе и она не является сыфатом Аллаха. И это называется приписывание создания Создателю. У это во-первых почет этого создания, и если, например, Аллах называет тебя рабом, то выше этого почета нет для тебя. А во-вторых, величие этого создания перед Аллахом. В-третьих, этого может быть угроза:
﴿ نَارُ اللَّهِ الْمُوقَدَةُ ﴾
«Это — разожженный Огонь Аллаха» Сура «аль-Хумаза», аят 6.
А также может и являться сыфатом, например:
﴿ وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ﴾
«Вечен лишь Лик Господа твоего» Сура «ар-Рахман», аят 27.
2 — معنى — смысл (то, что невозможно увидеть, если говорить о человеке, как чувства, любовь, переживания).
Если к Всевышнему Аллаху приписывается смысл, то мы смело говорим, что это сыфат Аллах. Например, довольство Аллаха или любовь Аллаха.