Второй курс по изучению Единобожия

«Блеск убеждений». Часть 8-я

Лекция 25

Удивление, снисхождение и вознесение (истауа) Аллаха

В Сунне пришли следующие хадисы: Пророк ﷺ сказал: «Наш Господь — благословен Он Всевышний — спускается каждую ночь к земному небу». Также сказал: «Твоего Господа удивляет юноша, который не следует своим страстям». Также сказал: «Аллах смеется двум мужчинам, один из них убил другого, а потом оба войдут в Рай». Мы верим в эти хадисы и в подобные им достоверные хадисы. Мы не отвергаем эти хадисы и не отрицаем атрибуты Всевышнего, которые находятся в этих хадисах, не толкуем их в отрыве от их явного смысла, не уподобляем их и не описываем Всевышнего качествами и признаками, характерными для Его творений. И мы знаем, что нет ни подобного, ни равного Аллаху, Он сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (Сура «аш-Шура», аят 11). Что бы человеку ни пришло в голову, что бы он ни представил, Аллах все равно ни на что не похож. Также к атрибутам Всевышнего относится то, что сказано в Коране: «Милостивый вознесся над Троном» (Сура «Та Ха», аят 5).

Аш’ариты сказали, что мы не можем описывать Всевышнего Аллаха тем, что Он удивляется, потому что, они говорят: «Удивление исходит от чего? От незнания». То есть, человек не знает, потом узнает и удивляется. Поэтому мы не можем Всевышнего Аллаха описать этим атрибутом. Но это неправильно, потому что даже в отношении человека у тебя удивление бывает двух видов:

  1. Первый вид удивления — удивление, которое исходит из-за незнания, т.е., из-за скрытности причин для того человека, который удивляется. То есть человек не знает что-то, а когда узнает удивляется.
  2. Что касается второго вида — второй вид удивления, например таков. Я — учитель в школе, у меня двадцать учеников, и вот я вижу, что один из учеников у меня самый старательный, я знаю, что он — самый старательный, что он уроки всегда делал, что он на пятёрки всегда отвечает. И когда экзамены он сдаёт, я так сижу, например: «Ма шаа Аллах, ма шаа Аллах», и удивляюсь его работе, т.е., когда я удивляюсь его работе, я знаю, что он такой умный, что он такой старательный, просто от того, что он ни как его другие друзья, одноклассники. Вот когда у тебя вещь выходит из подобного ему, это тебя заставляет удивляться. Если по отношению к человеку так, что же сказать в отношении Всевышнего Аллаха? Поэтому, исходя из корня, мы говорим: «Вот подобным же удивлением можем описать Всевышнего Аллаха, а ни тем удивлением, которое происходит из-за незнания».

Всевышний Аллах рассказал о Своем Возвышении в семи местах:

1 .Сура «аль-А’раф», аят 54:

﴿ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«А затем вознесся на Трон».

2. Сура «Йунус», аят 3:

﴿ إِنَّ رَبَّكُمُ اللّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ يُدَبِّرُ الأَمْرَ مَا مِن شَفِيعٍ إِلاَّ مِن بَعْدِ إِذْنِهِ ذَلِكُمُ اللّهُ رَبُّكُمْ فَاعْبُدُوهُ أَفَلاَ تَذَكَّرُونَ ﴾

«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он управляет делами. Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения. Таков Аллах, ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Неужели вы не помяните назидание?»

3. Сура ар-Ра‘д, аят 2:

﴿ اللّهُ الَّذِي رَفَعَ السَّمَاوَاتِ بِغَيْرِ عَمَدٍ تَرَوْنَهَا ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознесся на Трон».

4. Сура «Та Ха», аят 5:

﴿ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى ﴾

«Милостивый вознесся на Трон».

5. Сура «аль-Фуркан», аят 59:

﴿ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ الرَّحْمَنُ فَاسْأَلْ بِهِ خَبِيرًا ﴾

«Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он — Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего».

6. Сура «ас-Саджда», аят 4:

﴿ اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ مَا لَكُم مِّن دُونِهِ مِن وَلِيٍّ وَلَا شَفِيعٍ أَفَلَا تَتَذَكَّرُونَ ﴾

«Аллах — Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Нет для вас, помимо Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели вы не помяните назидание?»

7. Сура «аль-Хадид», аят 4:

﴿ هُوَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ يَعْلَمُ مَا يَلِجُ فِي الْأَرْضِ وَمَا يَخْرُجُ مِنْهَا وَمَا يَنزِلُ مِنَ السَّمَاء وَمَا يَعْرُجُ فِيهَا وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ ﴾

«Он — Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Он знает то, что проникает в землю, и то, что выходит из нее, и то, что нисходит с неба, и то, что восходит к нему. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете».

Ученые сказали, что у тебя «истауа» в Коране пришло в четырёх смыслах (معانى الاستواء):

1 — استوي على

Оно указывает на четыре смысла:

على — Возвысился.

Поэтому, когда я читаю Коран:

﴿ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى ﴾

«Милостивый вознесся на Трон» Сура «Та Ха», аят 5.

Я смело говорю, что Всевышний Аллах говорит у тебя здесь о чём?! О возвышении.

ارتفع — Также возвысился.
صعد — Также возвысился.
استقرر — Утвердился.

2 — استوى الى

Его смысл قصد و عمد, то есть направляться, стремиться.

Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمَاء وَهِيَ دُخَانٌ فَقَالَ لَهَا وَلِلْأَرْضِ اِئْتِيَا طَوْعًا أَوْ كَرْهًا قَالَتَا أَتَيْنَا طَائِعِينَ ﴾

«Потом Он обратился (истауа иля) к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: «Придите по доброй воле или по принуждению». Они сказали: «Мы пришли по доброй воле»» Сура «Фуссылят», аят 11.

3 — استوى —— و

То есть у тебя приходить слово «истауа», затем другое слово, а затем частица «уа», и смысл этого «выровнился».

4 — استوى

Когда «истауа» приходит сама по себе, то смысл его «созрел».

﴿ وَلَمَّا بَلَغَ أَشُدَّهُ وَاسْتَوَى آتَيْنَاهُ حُكْمًا وَعِلْمًا وَكَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ ﴾

«Когда он достиг зрелого возраста, Мы даровали ему власть (мудрость или пророчество) и знание. Так Мы воздаем творящим добро» Сура «аль-Касас», аят 14.

Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:

«После того, как Ибн Кудама поставил тебе общую основу мазхаба ахлюс-Сунна уаль-джама’а, которая нам рассказывает о том, что Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха праведные предшественники оставляли в таком виде, как они приходили, т.е., верили в слова, верили в смысл и верили в то, на что указывает этот смысл, и не переходили границы Корана и Сунны, он начал говорить подробно о некоторых Атрибутах. Он привёл некоторые доказательства из Корана на некоторые Атрибуты, как мы об этом говорили выше. Потом он привёл хадисы, говорящие об Атрибутах Всевышнего Аллаха. И привел этот хадис, в котором говорится о снисхождении Всевышнего Аллаха. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» Аль-Бухари (1145), Муслим (758).

Это снисхождение, такое, как подобает Всевышнему Аллаху и Его Величию. И оно не подобно снисхождению созданий. Однако, это такое снисхождение, как оно подобает только Всевышнему Аллаху, как и все другие Атрибуты. Мы подтверждаем смысл и отказываемся от знания образа. Потому что Всевышнего Аллаха не могут представить разумы и не могут представить Его сердца, не могут предать Ему форму, потому что:

﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ ﴾

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура «аш-Шура», аят 11.

Мы подтверждаем то, что Аллах снисходит каждую третью часть ночи, в соответствии с ’акыдой ахлюс-Сунна уаль-джама’а. Что касается бида’атчиков из куллябитов, аш’аритов, матуридитов и тех, кто был до них, муътазилитов и подобных им, они искажают эти хадисы. Они искажают и говорят, что здесь подразумевается, что снисходит Его Милость. Мы ответим им на это искажение следующими ответами:

  1. Это противоречит основе и Всевышний Аллах обязал нас верить во внешний смысл аятов и хадисов.
  2. Милость Всевышнего Аллаха постоянно нисходит на Его рабов, и поэтому, если кто-то говорит, что здесь подразумевается то, что каждую третью часть ночи спускается Милость Аллаха, нет в этом никакого смысла. Это бессмысленно, так как Милость Всевышнего Аллаха снисходит каждое время, и рабы никогда не лишаются Милости Всевышнего Аллаха. Если б они были лишены хоть на момент Милости Аллаха, то испортилась бы их жизнь, и они погибли бы. Поэтому считается ложным искажением, искажение тех, кто искажает атрибут «снисхождение» тем, что здесь подразумевается «милость». Этим Атрибутом Его описал Пророк ﷺ и никто не может описать Всевышнего Аллаха лучше, чем это сделал Пророк ﷺ. И никто не очищает Всевышнего Аллаха, и не возвеличивает Всевышнего Аллаха больше, чем Его посланник ﷺ.

Потом Ибн Кудама привёл третий атрибут, а это — Атрибут Удивления. И привёл известный хадис: «Твоего Господа удивляет юноша, который не следует своим страстям».

И сказал: «Аллах удивляется», и этот хадис входит в разряд хадисов об Атрибутах. В нём говорится об Атрибуте «удивление» и говорится о том, что Всевышний Аллах удивляется, и это является Атрибутом. Также об этом Атрибуте говорится в Коране:

﴿ بَلْ عَجِبْتَ وَيَسْخَرُونَ وَإِذَا ذُكِّرُوا لَا يَذْكُرُونَ ﴾

«Но ты удивлен, а они глумятся. Когда же им напоминают, они отказываются помнить» Сура «ас-Саффат», аяты 12-13.

И это чтение в одном из семи кыраатов. Этот аят читается с двумя кыраатами. Первый, как мы привели выше, а второй:

﴿ بَلْ عَجِبْتُ وَيَسْخَرُونَ وَإِذَا ذُكِّرُوا لَا يَذْكُرُونَ ﴾

«Но Я удивлен, а они глумятся. Когда же им напоминают, они отказываются помнить» Сура «ас-Саффат», аяты 12-13.

Поэтому мы описываем Всевышнего Аллаха этим Атрибутом, так как Он Сам Себя описал этим Атрибутом. Когда мы описываем Всевышнего Аллаха удивлением — это не то действие или не то, что делает раб. Не надо сравнивать Его с удивлением раба. Это не исходит из-за отсутствия Знания, однако, это из полноты Всевышнего Аллаха, так как удивление иногда может быть из-за отсутствия знания, а иногда удивление бывает и со знанием. Второй вид удивления, когда знание требует от тебя как бы поднимать место того, кто заставляет тебя удивляться, и этим самым мы описываем Всевышнего Аллаха. Как сказал Всевышний Аллах

﴿ بَلْ عَجِبْتُ وَيَسْخَرُونَ وَإِذَا ذُكِّرُوا لَا يَذْكُرُونَ ﴾

«Но Я удивлен, а они глумятся. Когда же им напоминают, они отказываются помнить» Сура «ас-Саффат», аяты 12-13.

Или же как это пришло в хадисе, в котором говорится о подтверждении Атрибута удивления, как это пришло в словах Пророка ﷺ: «Аллах удивляется отчаянию Своих рабов, тогда как изменение их положения от плохого к хорошему совсем рядом; Он смотрит на вас, а вы в отчаянии, и Он смеется, потому что знает, что ваше облегчение очень близко».

И тому подобные хадисы, у которых достоверный иснад и передатчики достойны доверия, мы подтверждаем все эти Атрибуты, исходя из того правила, которое мы разобрали, без искажения, без отрицания, без придавания формы, без уподобления.

Потом Ибн Кудама сказал великое слово, очень важное: «Что бы человеку ни пришло в голову, что бы он ни представил, Аллах все равно ни на что не похож». И если какой-то человек представит Всевышнего Аллаха в своей голове, или же представляет какой-то вид, какую-то картину, пусть он будет уверен на сто процентов в том, что Аллах совсем не такой, как он представил Его, потому что человек не может представить какую-то вещь или представить какую-то картину, если только он не видел эту вещь, если он не видел что-то подобное, если не видел что-то из этого вида, и никто не описал ему. Мы не может представить Аллаха, потому что мы Его не видели, и не с чем нам Его сравнить, и никто нам Его не описал. Всевышнего Аллаха никто не видел, чтоб Его кто-то мог представить, и никто не видел ничего подобного или вида такого, и никто не описал Его, и поэтому всё, что тебе придёт в мозги или же представит твоё сердце, знай, что Всевышний Аллах совершенно не такой! Это — великое правило! Шайтан приходит к верующим и заставляет тебя, наущает, чтоб ты представлял Всевышнего Аллаха и даёт тебе картину в голове, чтоб ты представлял Аллаха. Этим самым он хочет ввести в заблуждение. [Конец слов шейха]

Лекция 26

Возвышенность Аллаха

Также Всевышний сказал: «Обезопашены ли вы от того, Кто над небесами» (Сура «аль-Мульк», аят 16). Также Пророк ﷺ сказал: «Господь наш Аллах, Который над небесами. Да будет священным Твое имя!». Также Посланник Аллаха ﷺ спросил рабыню: «Где Аллах?» Она ответила: «Над небесами». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Освободи ее! Поистине она верующая». Хадис передал Малик бин Анас, Муслим и другие имамы. Пророк ﷺ спросил Хусайна: «Скольким богам ты поклоняешься?» Он ответил: «Семерым: шесть на земле и один над небесами». Пророк ﷺ спросил его: «Наказания какого бога ты боишься и наград какого из них ты желаешь?» Хусайн ответил: «Того, кто над небесами». Пророк ﷺ сказал ему: «Брось тех шестерых, которые на земле, и поклоняйся Тому, Кто над небесами, и я научу тебя двум мольбам». Хусайн принял Ислам и Пророк ﷺ научил его говорить: «О Аллах, приведи меня к пути истины и защити меня от зла моей души». В книгах, написанных в начале Ислама, рассказано, что Пророк ﷺ и его сподвижники совершают земной поклон и думают, что их Бог на небе. Абу Дауд передал в своем сборнике «Ас-Сунан», что Пророк ﷺ сказал: «Расстояние между одним небом и другим составляет столько и столько…» Передавая слова Пророка ﷺ, Абу Дауд дошел до его слов: «…и над этим находится Трон, и Аллах над всем этим». Праведные предшественники сошлись во мнениях передать и принять этот и подобные ему хадисы как есть, они не отвергали их, не истолковывали, не уподобляли и не приводили аналогию. Имама Малика ибн Анаса спросили: « О Абу Абдуллах, «Аллах милостивый вознесся на Трон» (Сура «Тá Хá», аят 5), как Он вознесся?» он ответил: «Смысл «вознесся» ясен, а как вознесся — непостижимо нашим умам, верить в это обязательно, а спрашивать об этом бид’а». Затем Имам повелел удалить этого мужчину из мечети.

Хадис, который привел Ибн Кудама: «Господь наш Аллах, Который над небесами. Да будет священным Твое имя!», — недостоверный. Хадис слабый, его передали Абу Дауд (3892), Аль-Хáким (1/344), а также Насаи в «Амалюль-яуми уа-ллейля», Имам Байхакъи, и имам Дарими, и Ибн Кудама.

У этого хадиса два иснада. Передают его через Мухаммада ибн Зияда аль-Ансари, а этот человек, как сказал имам Бухари: «Мункаруль хадис», то есть очень недостоверный. Поэтому этот иснад слабый. А в другом иснаде, который передает имам Ахмад через Абу Бакра ибн Аби Марьяма. В этом иснаде тоже несколько проблем. Во-первых в нем передатчик, который передал его Ибн Аби Марьяму, он — маджхуль. А сам Абу Бакр Ибн Аби Марьям — да’иф.

Также следующий хадис, который привел Ибн Кудама. Пророк ﷺ спросил Хусайна: «Скольким богам ты поклоняешься?»Он ответил: «Семерым: шесть на земле и один над небесами». Пророк ﷺ спросил его: «Наказания какого бога ты боишься и наград какого из них ты желаешь?» Хусайн ответил: «Того, кто над небесами». Пророк ﷺ сказал ему: «Брось тех шестерых, которые на земле, и поклоняйся Тому, Кто над небесами, и я научу тебя двум мольбам». Хусайн принял Ислам и Пророк ﷺ научил его говорить: «О Аллах, приведи меня к пути истины и защити меня от зла моей души». Он приведен в сборниках Ат-Тирмизи (3483) и Ахмада (4/444), но однако этот хадис также недостоверный. Среди передатчиков есть Имран ибн Халид, а он является недостоверным.

Также слова: «В книгах, написанных в начале Ислама, рассказано, что Пророк ﷺ и его сподвижники совершают земной поклон и думают, что их Бог на небе». Учёные говорят про этот асар, что он недостоверный, потому что у него нет иснада. Это асар передал также Ибн Хаджар в «аль-Исаба» через Ади ибн Умейра, также Захаби в «аль-Улюв», и сказал Захаби, что этот хадис гъариб. То есть конечно же он недостоверный.

И вера в то, что Всевышний Аллах вверху, и то, что люди будут делать саджда — это не является отличительным признаком нашей уммы. А мы знаем, что еще Муса, мир ему, верил в то, что Аллах над небесами.

Всевышний Аллах говорит:

﴿ وَقَالَ فِرْعَوْنُ يَا هَامَانُ ابْنِ لِي صَرْحاً لَّعَلِّي أَبْلُغُ الْأَسْبَابَ أَسْبَابَ السَّمَاوَاتِ فَأَطَّلِعَ إِلَى إِلَهِ مُوسَى وَإِنِّي لَأَظُنُّهُ كَاذِباً وَكَذَلِكَ زُيِّنَ لِفِرْعَوْنَ سُوءُ عَمَلِهِ وَصُدَّ عَنِ السَّبِيلِ وَمَا كَيْدُ فِرْعَوْنَ إِلَّا فِي تَبَابٍ ﴾

«Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом». Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными» Сура «Гафир», аяты 36-37.

То есть Муса учил Фараона, что Аллах вверху, и Фараон издевательски решил проверить есть ли там Бог Мусы.

Следующий хадис: Абу Дауд передал в своем сборнике «Ас-Сунан», что Пророк ﷺ сказал: «Расстояние между одним небом и другим составляет столько и столько…» Передавая слова Пророка ﷺ, Абу Дауд дошел до его слов: «…и над этим находится Трон, и Аллах над всем этим».

Но на самом деле этот хадис, который передали также имам Ахмад, Ат-Тирмизи (3320), Ибну Хузайма (144), Ибн Аби Асым, имам Дарими, он недостоверный. Они все передают его через Симак ибн Харба, от Абдуллаха ибн Умайрата, от Ахнаф ибн Къайса, от Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба. Как сказал имам Насаи, что у Симака ибн Харба есть недостатки. А также как сказал имам Бухари, что Абдуллах ибн Умайрата — маджхуль, и мы не знаем слышал ли он хадис от Ахнаф ибн Къайса. И это уже третья проблема в данном хадисе.

Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:

«Эти предложения — в них говорится об Атрибуте возвышение. Ибн Кудама привёл аят, в котором говорится о возвышении Аллаха над Троном. А также привёл аят об Атрибуте Возвышение.

﴿ أَأَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاء أَن يَخْسِفَ بِكُمُ الأَرْضَ فَإِذَا هِيَ تَمُورُ ﴾

«Неужели вы уверены, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется» Сура «аль-Мульк», аят 16.

А также привел известный хадис Хусайна, и также асары, в которых говорится об описании Пророка ﷺ, говорится о сподвижникаx в древних книгах. И Атрибут Возвышения Всевышнего Аллаха подтверждается Кoраном, Сунной и единогласным мнением мусульман. А также твоё природное начало (фитра) указывает на это. Пришло в Кoране и Сунне больше, чем тысячу далилей на эту тему». [Конец слов шейха]

1. Все прекрасные имена, указывающие на возвышение Аллаха.

Его прекрасные имена, как «аль-’Алий» (Возвышенный),«аль-А’ля» (Всевышний), «аль-Мута’ааль» (Превознесшийся). Как сказал Всевышний:

﴿ سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى ﴾

«Славь имя Господа твоего Всевышнего» Сура «аль-А’ля», аят 1.

2. Его заявление о том, что Он возвысился над троном во многих аятах.

﴿ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى ﴾

«Милостивый вознесся на Трон» Сура «Та Ха», аят 5.

3. Его заявление о том, что Он находится вверху.

Как в словах Всевышнего:

﴿ يَخَافُونَ رَبَّهُم مِّن فَوْقِهِمْ ﴾

«Они боятся своего Господа, Который над ними» Сура «ан-Нахль», аят 50.

А также:

﴿ وَهُوَ الْقَاهِرُ فَوْقَ عِبَادِهِ وَهُوَ الْحَكِيمُ الْخَبِيرُ ﴾

«Он — Одолевающий и находится над Своими рабами. Он — Мудрый, Ведающий» Сура «аль-Ан’ам», аят 18.

Точно также в хадисе, который привел имам Аль-Бухари со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, говорится о том, что Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, гордилась перед женами Пророка ﷺ, говоря: «Вас выдали замуж ваши семьи, а меня выдал Аллах сверху семи небес».

4. Его заявление о том, что Он над небесами.

Как в словах Всевышнего:

﴿ أَأَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاء أَن يَخْسِفَ بِكُمُ الأَرْضَ فَإِذَا هِيَ تَمُورُ ﴾

«Неужели вы уверены, что Тот, Кто над небесами, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется» Сура «аль-Мульк», аят 16.

5. Поднятие праведных дел к Нему.

﴿ إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَالْعَمَلُ الصَّالِحُ يَرْفَعُهُ ﴾

«К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние» Сура «Фатыр», аят 10.

6. Поднятие ’Исы, мир ему.

﴿ بَل رَّفَعَهُ اللّهُ إِلَيْهِ ﴾

«Однако Аллах вознес его к Себе» Сура «ан-Ниса», аят 158.

7. Поднятие душ к Нему.

На это указывает хадис Аль-Бара ибн ’Азиба, да будет доволен им Аллах, в котором говорится о том, что ангелы поднимаются с душой верующего до седьмого неба, и там Всевышний говорит: «Верните его….»

8. Восхождение Ангелов.

Как сказал Всевышний:

﴿ تَعْرُجُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ إِلَيْهِ فِي يَوْمٍ كَانَ مِقْدَارُهُ خَمْسِينَ أَلْفَ سَنَةٍ ﴾

«Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет» Сура «аль-Ма‘аридж», аят 4.

9. Ми’радж посланника Аллаха ﷺ.

10. Заявление о том, что Он нисходит на первое небо.

Пророк ﷺ сказал: «Наш Господь спускается к земному небу к концу третьей части каждой ночи и говорит: “Взывает ли ко Мне кто-либо, и Я отвечу ему”». Аль-Бухари (1145), Муслим (758).

11. Нисхождение ангелов и приказов от Всевышнего Аллаха, ниспослание книг.

Как на это указывает огромное количество аятов и хадисов.

12. Поднятие рук во время ду’а.

Указание на это пришло больше чем в ста хадисах. И еще огромное количество далилей.

Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:

«Возвышение бывает трёх видов:

  1. — علو الذّات — Высота сущности.
  2. — علو القَهْر — Высота власти, т.е все под Его властью.
  3. — علو القَدْر — Высота достоинства или положения.

Что касается aхлюс-Сунны уаль-джама’а, то они говорят о Высоте Аллаха, говорят об этих трёх смыслах, и Всевышний Аллах возвысился над всеми Своими созданиями Своею Сущностью, точно также Он Своим положением выше всех созданий, также как Всевышний Аллах над всеми рабами, т.е., имеется ввиду все рабы — под Его властью.

Что касается бида’атчиков, они искажают Возвышение, говоря: «Здесь подразумевается только Высота власти и Высота достоинства». И отрицают Высоту Сущности. Это один из самых великих вопросов, который является экзаменом между aхлюс-Сунна уаль-джама’а и нововведенцами и тот, кто отрицает Высоту Всевышнего Аллаха является заблудшим. И многие из yченых сказали, что те, кто отрицаeт Высоту Всевышнего Аллаха являются кяфирами. Потому что они отрицают то, на что указывает Кoран, и то, на что указывает большое, огромное количество контекстов Сунны, т.е., больше, чем один далиль. Вопрос этого Атрибута Аллаха является из самых главных вопросов. И поэтому тот, кто отрицает Высоту Аллаха стоит на краю гибели и делает очень ужасный бида’ат. И это, если мы не скажем, что он вообще дошёл до куфра». [Конец слов шейха]

Некоторые заблудшие сказали об аяте:

﴿ أَأَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاء أَن يَخْسِفَ بِكُمُ الأَرْضَ فَإِذَا هِيَ تَمُورُ ﴾

«Неужели вы уверены, что Тот, Кто над небесами, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется» Сура «аль-Мульк», аят 16.

Будто бы тут имеется ввиду не Аллах, а ангел наказания. С чего вы взяли что речь об ангеле?

Всевышний Аллах говорит:

﴿ وَإِذَا مَسَّكُمُ الْضُّرُّ فِي الْبَحْرِ ضَلَّ مَن تَدْعُونَ إِلاَّ إِيَّاهُ فَلَمَّا نَجَّاكُمْ إِلَى الْبَرِّ أَعْرَضْتُمْ وَكَانَ الإِنْسَانُ كَفُورًا أَفَأَمِنتُمْ أَن يَخْسِفَ بِكُمْ جَانِبَ الْبَرِّ أَوْ يُرْسِلَ عَلَيْكُمْ حَاصِبًا ثُمَّ لاَ تَجِدُواْ لَكُمْ وَكِيلاً ﴾

«Когда беда постигает вас в море, вас покидают все, к кому вы взывали, кроме Него. Когда же Он спасает вас и выводит на сушу, вы отворачиваетесь. Воистину, человек неблагодарен. Неужели вы не опасаетесь того, что Он может заставить часть суши поглотить вас или низринуть на вас ураган с камнями? Ведь тогда вы не найдете себе попечителя и хранителя!» Сура «аль-Исра», аяты 67-68.

О ком тут речь? Он не сможет сказать, что здесь речь об ангеле. Если скажет, что ангел станет неверующим, так как получается ангелу можно поклоняться. Почему же тут ты говоришь, что речь об Аллахе, а там изменяешь смысл?

Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:

﴿ أَأَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاء أَن يَخْسِفَ بِكُمُ الأَرْضَ فَإِذَا هِيَ تَمُورُ ﴾

«Неужели вы уверены, что Тот, Кто над небесами, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется» Сура «аль-Мульк», аят 16.

Тут частица — « في » в смысле « على » — Над.

И это распространено в арабском языке, и оно пришло в Коране:

﴿ وَلَأُصَلِّبَنَّكُمْ فِي جُذُوعِ النَّخْلِ ﴾

«И распну вас на (фи) пальмовых стволах» Сура «Та Ха», аят 71.

Известно что, когда распинают человека, то делают на пальме, а не понимается смысл то, что у тебя ствол является у тебя конвертом, как бы для того, кого распинают.

И это потому что Всевышний Аллах возвысился над Троном. Основа слова «’арш» в арабском азыке — это «возвышенное место».

Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَهُوَ الَّذِي أَنشَأَ جَنَّاتٍ مَّعْرُوشَات ﴾

«Он — Тот, Кто создал сады возвышенные» Сура «аль-Ан’ам», аят 141.

Всё это указывает на смысл «Высота». Всевышний Аллах возвысился над Троном. Ни в коем случае не представляйте какого-нибудь человека, который сидит на Троне. Аллах возвысился так, как подобает Его Величию. Как сказал Всевышний:

﴿ فَإِذَا اسْتَوَيْتَ أَنتَ وَمَن مَّعَكَ عَلَى الْفُلْكِ فَقُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي نَجَّانَا مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ ﴾

«А когда ты и те, кто с тобой, поднимитесь на ковчег, скажи: «Хвала Аллаху, Который спас нас от несправедливых людей!»» Сура аль-Му’минун, аят 28.

Сказал Ибн аль-А’раби:

﴿ كنا عند أحد الأعراب فأطلَّ علينا مِن على بيته وقال: استووا إليَّ, يعني ارتفعوا إليَّ، واصعدوا إليَّ ﴾

Мы были у одного из арабов и он посмотрел на нас сверху дома и сказал «Поднимайтесь ко мне».

Однако иногда этот смысл может содержать в себе еще и другой смысл в зависимости от той буквы, которая придет после данного глагола. Как сказал Всевышний:

﴿ ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمَاء وَهِيَ دُخَانٌ فَقَالَ لَهَا وَلِلْأَرْضِ اِئْتِيَا طَوْعًا أَوْ كَرْهًا قَالَتَا أَتَيْنَا طَائِعِينَ ﴾

«Потом Он обратился (истауа иля) к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: «Придите по доброй воле или по принуждению». Они сказали: «Мы пришли по доброй воле»» Сура «Фуссылят», аят 11.

Некоторые праведные предшественники сказали на «истауа иля», что смысл его «направился» или же «устремился». Это называется тафсир биллязим.

Вместе с возвышением Он направился. Это берётся из Слов Аллаха: «Иля самаа» т.е., вверх. Когда у тебя после глагола пришла частица «иля», он содержит в себе смысл «возвысился», а ещё направился или же устремился. Он подтверждает основу и ещё, когда у тебя частица придет, ты добавляешь дополнительный смысл.

Возвышение над Троном — это то, чем отличается aхлюс-Сунна уаль-джама’а. Бида’атчики отрицают возвышениe Аллаха над Троном и даже некоторые из них говорят, что смысл не (истауа) — «Возвысился», а (истауля) — «захватил». Они этим самым принижают Всевышнего Аллаха. Например, Всевышний Аллах сказал:

﴿ إِنَّ رَبَّكُمُ اللّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся над Троном» Сура «аль-А’раф», аят 54.

А из тафсира получается, будто бы Аллах говорит: «Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем захватил Трон». То есть кто-то был Властелином этого Трона и потом Аллах с кем-то боролся и взял и захватил этот Трон. Это — унижениe Аллаха, потому что они как бы говорят, что Он не имел власти. И это ещё раз подтверждает тебе то, что смысл «истауа» — «возвысился». Некоторые сделали тафсир слов « ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ » — здесь имеется в виду Знание, т.е., Он поднялся над Знанием. Это тоже неправильно, то есть будто бы Аллах не знал, а потом стал знать.

Просто возвышение отличается от возвышения над Троном, и второе более конкретное. Атрибутом сущности Всевышнего Аллаха является возвышенность. А что касается Возвышения над Троном, то это атрибут действия и сущности, так как Он с того момента, как возвысился над Троном, всегда остается возвышенным. Не бывает, чтоб Он иногда был Возвышенным, а иногда не был». [Конец слов шейха]

Лекция 27

Речь Аллаха

«Речь» также один из атрибутов Всевышнего Аллаха. Он разговаривает речью, которая описывается, как «къадим». Его Речь слышит тот из Его созданий, кому Аллах пожелает это. Пророк Муса, мир ему, слышал речь Аллаха без посредника, также Джибриль слышал речь Всевышнего, и слышали Его те из пророков и ангелов, кому Всевышний позволил. А в Судный день Всевышний будет разговаривать с правоверными и разрешит им посетить Себя, и они посетят Его. Всевышний Аллах сказал: «А с Мусой Аллах вел беседу» (Сура «ан-Ниса», аят 164). И также сказал: «О Муса! Я возвысил тебя над людьми благодаря Моему посланию и Моей беседе» (Сура «аль-А’раф», аят 144). Он — хвала Ему — также сказал: «Среди них были такие, с которыми говорил Аллах» (Сура «аль-Бакара», аят 253). Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу» (Сура «аш-Шура», аят 51) И сказал Всевышний: «Когда он подошел к нему, раздался глас: «О Муса! Воистину, Я — твой Господь»» (Сура «Та Ха», аяты 11-12). И сказал Всевышний: «Воистину, Я — Аллах! Нет божества, достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (Сура «Та Ха», аят 14) и никто, кроме Всевышнего Аллаха не мог сказать подобного. Абдуллах бин Мас’уд сказал: «Если Аллах говорит посредством откровения, то Его слышат обитатели неба». Это передано со слов Пророка ﷺ. ’Абдуллах бин Унайс передал со слов Пророка ﷺ, что он сказал: «В День воскресенья Аллах соберет людей голыми и босыми. Он будет звать их таким голосом, что Его услышат одинаково как далекий, так и близкий. Он скажет: “Я Царь, Я Судящий и Вознаграждающий”». Этот хадис передали имамы, сведущие в знании хадисов, а также его передал Аль-Бухари. В некоторых преданиях говорится, что Муса, мир ему, в ночь, когда он увидел огонь, устрашился его и испугался, тогда его Господь призвал его: «О, Муса». Муса быстро ответил, обрадовавшись этому голосу: «Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Я слушаю Твой голос, но не вижу, откуда Ты меня зовешь, где Ты?» Господь ответил: «Я над тобой, перед тобой, на правой стороне от тебя, и на левой стороне». Тогда Муса узнал, что этот эпитет может принадлежать только лишь Аллаху Всевышнему, и сказал: «Ведь это Ты, Господи Мой! Твою ли речь я слышу или речь Твоего Посланника?» Господь ответил: «Это Мои слова, о Муса».

Слово «къадим» не является Именем или Атрибутом Всевышнего Аллаха. Однако, yченые aхлюс-Сунна уаль-джама’а иногда употребляют слово «къадим». Его смысл — «предшествующий». Bещь, которая предшествует другой вещи называется «къадим». Но праведные предшественники, когда используют слово «къадим», смысл его «Вечный», то есть это уже не языковое значение. Ученые-cаляфы говорят, что слова Аллаха — это древний вид и новые единицы. То есть Всевышний Аллах говорил, говорит, и будет говорить. Но если мы конкретное слово возьмём, онo является новым, потому что онo связанo с желанием Всевышнего Аллаха: когда захочет, говорит, и что захочет говорит. Всевышний Аллах описан тем, что Он разговаривает. Всё, что бы не происходило, все действия, происходят по слову «Будь». Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ وَإِذَا قَضَى أَمْراً فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ ﴾

«Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!», как это сбывается» Сура «аль-Бакара», аят 117.

Допустим, я сделал что-то, и это действие является созданием Аллаха. Аллах меня создал и все мои действия тоже, как Он об этом сказал:

﴿ وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ ﴾

«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» Сура «ас-Саффат», аят 96.

Также многие может быть испугались слов в асаре про Мусу: «Я над тобой, перед тобой, на правой стороне от тебя, и на левой стороне».

Во-первых, это исралият, то есть его передали бану Исраиль и оно не является доводом.

Во-вторых, даже если мы возьмем этот асар, то он у нас муташабих. Если он является муташабих, то вернем его к мухкам. Точно также, как у тебя аят.

Ты, когда читаешь в Коране:

﴿ وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ ﴾

«Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете» Сура «аль-Хадид», аят 4.

То есть с нами Своим Зрением, Своим Слухом, Своим Знанием. И поэтому, даже если ты увидел у бану Исраиль такие слова, ты должен возвращать к мухкаму (ясному и понятному).

Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:

«Мы подтверждаем сыфат — Речь и разумом, и Кораном и Сунной. Даже заблудшие течения подтверждают семь Атрибутов или же восемь, и они подверждают слова и подтверждают, что Аллах описан Сыфатом «Речь», но не потому что у них Коран на это указывает, а потому что это принял их разум. А у ахлюс-Сунна указывает на это Коран и Сунна. Что касается разума, то Всевышний Аллах рассказал о тех объектах поклонения, которым поклонялись и Всевышний Аллах указал нам на то, что если они не разговаривают, это далиль на то, что они — беспомощны, и то, что они не могут быть достойны поклонения. Всевышний Аллах сказал:

﴿ أَفَلَا يَرَوْنَ أَلَّا يَرْجِعُ إِلَيْهِمْ قَوْلًا وَلَا يَمْلِكُ لَهُمْ ضَرًّا وَلَا نَفْعًا ﴾

«Неужели они не видели, что он не говорил им в ответ ни слова и не был способен навредить им или принести им пользу?» Сура «Та Ха», аят 89.

А также сказал Ибрахим, мир ему:

﴿ بَلْ فَعَلَهُ كَبِيرُهُمْ هَذَا فَاسْأَلُوهُمْ إِن كَانُوا يَنطِقُونَ ﴾

«Нет! Это содеял их старший, вот этот. Спросите их самих, если они способны разговаривать» Сура «аль-Анбийа», аят 63.

Потому что разница между живым и неживым — это разговор. И если он разговаривает, значит у него более совершенные атрибуты. И поэтому, речь является атрибутом полноты. А отсутствие речи является атрибутом недостатка. И это является далилем разума.

Также вы слышали то, что привел Ибн Кудама. Эти далили ясно указывают на то, что Всевышний Аллах описан этим атрибутом. Сказал Всевышний Аллах:

﴿ وَكَلَّمَ اللّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا ﴾

«А с Мусой Аллах вел беседу» Сура «ан-Ниса», аят 164.

А также сказал:

﴿ وَلَمَّا جَاء مُوسَى لِمِيقَاتِنَا وَكَلَّمَهُ رَبُّهُ ﴾

«Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним» Сура «аль-А’раф», аят 143.

И некоторые бида’атчики пришли к одному из имамов-языковедов и спросили его об аяте:

﴿ وَكَلَّمَ اللّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا ﴾

«А с Мусой Аллах вел беседу» Сура «ан-Ниса», аят 164.

И попросили поставить «ляфзуль-джаляла» в положение «насб» и получится:

﴿ وَكَلَّمَ اللُّهَ مُوسَى تَكْلِيمًا ﴾

И получится: «И Муса вел беседу с Аллахом»

Искажают Атрибут Речь в отношении Аллаха. Этот человек, который пришел к языковеду был одним из муътазиля. Я думаю, что это Амру ибн Убайд. Этот имам-языковед был из приверженцев Сунны и сказал: «Представь, я прочитаю этот аят так, как ты пожелал, но что ты будешь делать со словами Всевышнего Аллаха:

﴿ وَلَمَّا جَاء مُوسَى لِمِيقَاتِنَا وَكَلَّمَهُ رَبُّهُ ﴾

«Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним» Сура «аль-А’раф», аят 143.

Это тебе указывает на то, что бида’атчики желают отрицать Коран и Сунну.

Атрибут — «Речь», им описан Всевышний Аллах и муътазилиты говорят, что Речь Аллаха создана. Говорят, что Муса не слышал Слова Аллаха, Муса слышал слова дерева, а джахмиты говорят, что это просто какое-то создание. Что касается аш’аритов и матуридитов, то они говорят, что Аллах описан этим Сыфатом, потому что это соответствует тем семи Сыфатам у аш’аритов или восьми Сыфатам у матуридитов, которые они подтверждают.

Ахлюс-Сунна уаль-джама’а говорят, что Аллах говорит, и говорит теми словами, которые слышат создания Его, говорит голосом, поэтому то, что слышится, это то, что из состоит букв, ведь можно услышать только то, что сказано голосом. И мы также подтверждаем, что Речь в отношении Всевышнего Аллаха является Его Атрибутом. Аллах вечно описан Речью, а единицы Его Речи новые. Всевышний Аллах говорит, когда Он захочет и как захочет. Его Речь не является такой, как говорят аш’ариты, как будто Сам в Себе говорит. Он говорит голосом и услышит Его Тот, Кто находится далеко в Судный день, также как Его услышит тот, кто находится близко. Его голос распространяется среди ангелов в небесах. И Его голос слышал Муса, мир ему. Ахлюс-Сунна уаль-джама’а отличаются тем, что они подтверждают Качество Речь и то, что Аллах говорит голосом и то, что Его речь состоит из букв, потому что мы, рабы, понимаем только то, что составлено из букв. И то, что она не является внутренним разговором, как утверждают заблудшие течения, которые утверждают то, что Он внушает это Джибрилю, а потом Джибриль говорит. Поэтому бида’атчики, аш’ариты или матуридиты, говорят то, что Речь Аллаха — это ма’на (смысл) в душе, то есть, если Всевышний Аллах кому-то его внушит и он заговорит по-арабски, это превращается в Коран. А если Он внушит эти же слова Джибрилю и он начнёт говорить по-арамейски, то это становится Инджилем. Говорят, что Вся Речь Аллаха, как один целый кусок. Это одно и то же, одно есть приказ, оно же есть запрет, оно же есть сообщение. В этом унижение Всевышнего Аллаха! Истинная ’акыда — это то, на что указывает Коран и Сунна, как сказал Аллах:

﴿ وَكَلَّمَ اللّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا ﴾

«А с Мусой Аллах вел беседу» Сура «ан-Ниса», аят 164.

Потом он подтвердил это масдаром, сказав: «разговаривал разговором». И это исключает какие-либо предположения. Этим самым Муса отличался от остальных. С Ним Аллах разговаривал, и Аллах с ним разговаривал без посредников». [Конец слов шейха]

Теперь немного о хадисах, которые привел автор.

’Абдуллах бин Мас’уд сказал: «Если Аллах говорит посредством откровения, то Его слышат обитатели неба». Его передал Бухари в своем Сахихе, только без иснада. Но полностью с иснадом через Масрука передали ибн Хузайма в своей книге «Таухид», а также ибн Джарир, и ’Абдуллах ибн Ахмад в своей книге «Сунна», также Байхакъи в «аль-Асма уа-с-сыфат». Этот иснад является достоверным.

’Абдуллах бин Унайс передал со слов Пророка ﷺ, что он сказал: «В День воскресенья Аллах соберет людей голыми и босыми. Он будет звать их таким голосом, что Его услышат одинаково как далекий, так и близкий. Он скажет: “Я Царь, Я Судящий и Вознаграждающий”».

Его привели Ахмад (3/495), Аль-Хáким (2/437). Его также привел Имам Бухари в своей книге «Сахих», но без иснада. Но в «Фатх уль-Бари» ибн Хаджар говорит, что Бухари передает его в «аль-Адаб аль-Муфрад» с достоверным иснадом. Также передали Абу Я’ля, Ибн Аби ’Асым, Имам Байкахъи и другие. Имам Захаби и хафиз ибн Хаджар назвали его достоверным.

В некоторых преданиях говорится, что Муса, мир ему, в ночь, когда он увидел огонь, устрашился его и испугался, тогда его Господь призвал его: «О Муса». Муса быстро ответил, обрадовавшись этому голосу: «Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Я слушаю Твой голос, но не вижу, откуда Ты меня зовешь, где Ты?» Господь ответил: «Я над тобой, перед тобой, на правой стороне от тебя, и на левой стороне». Тогда Муса узнал, что этот эпитет может принадлежать только лишь Аллаху Всевышнему, и сказал: «Ведь это Ты, Господи Мой! Твою ли речь я слышу или речь Твоего Посланника?» Господь ответил: «Это Мои слова, о Муса».

Этого асара нету в известных книгах по хадисам. Его передал Ибн Кудама в некоторых своих книгах. И скорее всего это исраилят и в нем нет никакого иснада и поэтому нам не следует на него опираться.