Мудрость Всевышнего Аллаха требует то, что очищение сердец невозможно без единобожия Аллаха так же, как и не очищаются тела, кроме как водой посредством малого или большого омовения. Потому, Всевышний Аллах приказал Своему пророку ﷺ: «Одежды свои очищай». См. Сура «аль-Мудассир», аят 4. Са‘ид ибн Джубайр ад-Даххак сказал: «То есть от ширка». См. «Зад аль-масир» Ибн аль-Джаузи, 8/402.
Великий учёный ас-Си‘ди, да помилует его Аллах, сказал: «Аят можно истолковать так, что, возможно, под одеждой здесь подразумеваются все деяния, а под очищением подразумевается искренность, совершение дел полноценным образом и очищение их от того, что делает деяния недействительными или портит их, делает их неполноценными — из ширка, показухи, лицемерия, самообольщения, высокомерия, небрежности и тому подобного из того, от чего рабу приказано отдаляться в своём поклонении».
Также слова Всевышнего:
﴿وَعَهِدۡنَآ إِلَىٰٓ إِبۡرَٰهِـۧمَ وَإِسۡمَٰعِيلَ أَن طَهِّرَا بَيۡتِيَ لِلطَّآئِفِينَ وَٱلۡعَٰكِفِينَ وَٱلرُّكَّعِ ٱلسُّجُودِ﴾
«Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилю (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» Сура «аль-Бакара», аят 125.
Сказал хафиз Ибн Касир, да помилует его Аллах: «Абу Хатим, да помилует его Аллах, сказал: “Передаётся от ‘Убейда ибн ‘Умейра, Абу ‘Алия, Са‘ида ибн Джубейра, Муджахида, ‘Ата и Катады: “Очистить Мой Дом (Каабу)”, то есть посредством “Ля иляха илля-Ллах” (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) от многобожия». См. «Тафсир аль-Куръан аль-‘Азым», 1/419. См. «Джами‘ аль-баян», 1/539.
Имам аль-Багави, да помилует его Аллах, в толковании этого аята сказал: «То есть постройте его на единобожии». См. «Ма‘алим ат-танзиль», 1/104.
Также из этого слова Всевышнего:
﴿وَوَيۡلٌ لِّلۡمُشۡرِكِينَ ❁ ٱلَّذِينَ لَا يُؤۡتُونَ ٱلزَّكَوٰةَ وَهُم بِٱلۡأٓخِرَةِ هُمۡ كَٰفِرُونَ﴾
«И горе многобожникам, которые не выплачивают закята и не веруют в Последнюю жизнь» Сура «Фуссылят», аяты 6–7.
Передаёт имам аль-Багави от Ибн ‘Аббаса, что он сказал относительно слов из аята «которые не выплачивают закята»: «Которые не говорят “Ля иляха илля-Ллах” (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), а это — закят души. Смысл аята же в том, что они не очищают свои души от многобожия посредством единобожия». См. «Ма‘алим ат-танзиль» 5/58, «Тафсир аль-Куръан аль-‘Азым» 7/164.
Сказал Всевышний Аллах:
﴿فِيهِ رِجَالٌ يُحِبُّونَ أَن يَتَطَهَّرُواْۚ وَٱللَّهُ يُحِبُّ ٱلۡمُطَّهِّرِينَ﴾
«В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся» Сура «ат-Тауба», аят 108.
Сказал великий учёный Сулейман ибн ‘Абдуллах Али аш-Шейх, да помилует его Аллах: «То есть которые очищаются от скверны и нечистот после того, как они очистились от грязи и мерзости многобожия». См. «Тайсир аль-‘Азизи аль-Хамид», 1/378.
На то, что чистота тел и чистота сердец связаны друг с другом, указывает также хадис ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, в котором Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Если любой мусульманин совершит омовение и сделает это должным образом, а потом скажет: “Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. О Аллах, сделай меня из числа кающихся и сделай меня из числа очищающихся”, для него обязательно откроются восемь ворот Рая, и он войдёт (туда), через какие (из ворот) пожелает». См. Ат-Тирмизи 55, Ибн Маджах 470, «аль-Ируа» 96.
Также пришло то, что указывает на необходимость совершения большого омовения неверующим, когда он принимает ислам, и состригание волос неверия, равно как для него узаконено и совершение обрезания.
От Кайса ибн ‘Асыма, да будет доволен им Аллах, передаётся, что когда он принял ислам, Пророк ﷺ, приказал совершить большое омовение водой и лотосом. См. Ат-Тирмизи 605.