Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 11-я: Запрещено приносить жертвоприношение Аллаху в том месте (или около того места), где приносится жертва не Аллаху

Всевышний Аллах сказал: «Никогда не совершай в ней намаз. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся» Сура «ат-Тауба», аят 108.

Сабит ибн ад-Даххак рассказывал: «Однажды один человек дал обет зарезать жертвенного верблюда в Буане и спросил об этом мнение Пророка ﷺ. Тот спросил: «Стоял ли на том месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди?» Ему ответили: «Нет». Пророк ﷺ опять спросил: «А проходил ли там какой-нибудь ’иид (т.е. постоянные собрания) идолопоклонников?». Люди ответили: «Нет, не проходил». Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: «Исполняй свой обет, однако не следует исполнять обет, данный о неповиновении Аллаху, а также о том, чем не владеет сын Адама»».

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Шейх сказал в названии главы: «Запрещено приносить жертву Аллаху в том месте (би макани)…». В этом предложении арабский предлог «ба» обладает более широким смыслом, чем предлог «фи», потому что он одновременно указывает как на определенное место, так и на прилегающие к нему места. В данном случае имеются в виду оба эти значения, и поэтому нельзя делать жертвоприношения Аллаху как вблизи от того места, где приносят жертву не Аллаху, так и в самом месте, где приносят жертву не Аллаху.

Допустим, какое-то место, где приносят жертву не Аллаху, как например, могила или мавзолей. Многобожники избрали эти места для поклонения своим идолам или своим мертвым. Запрещено мусульманину делать жертвоприношение в этом месте, даже несмотря на то, что его жертвоприношение посвящено Всевышнему Аллаху. Потому что поступающий таким образом уподобляется многобожникам, возвеличивая места, в которых они совершают всевозможные обряды поклонения и посвящают их не Аллаху. Одним словом, совершать жертвоприношение Одному Аллаху в том месте, в котором люди приносят жертвы не Аллаху, запрещается. Более того, это является одним из путей распространения многобожия и побуждает людей почитать такие места.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ لاَ تَقُمْ فِيهِ أَبَدًا لَّمَسْجِدٌ أُسِّسَ عَلَى التَّقْوَى مِنْ أَوَّلِ يَوْمٍ أَحَقُّ أَن تَقُومَ فِيهِ فِيهِ رِجَالٌ يُحِبُّونَ أَن يَتَطَهَّرُواْ وَاللّهُ يُحِبُّ الْمُطَّهِّرِينَ ﴾

«Никогда не совершай в ней намаз. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся» Сура «ат-Тауба», аят 108.

Это запрет на совершение молитвы в мечети «ад-Дырар», так как ее построили лицемеры. Эта мечеть была основана для устроения засады на мусульман и для борьбы с Аллахом и Его Посланником ﷺ. Именно такую цель преследовали люди, построившие эту мечеть, и мусульманам было запрещено совершать в ней намаз вместе с ними, поскольку это означало бы одобрение совершенного ими поступка и способствовало бы увеличению их рядов. Кроме того, намаз в ней стал бы искушением для многих людей. По этим причинам Великий и Могучий Аллах запретил Своему Пророку ﷺ и правоверным молиться в мечети, построенной для нанесения вреда.

Соответствие аята данной главе явное. Всевышний Аллах запретил Пророку ﷺ совершать молитву в мечети «ад-Дырар». И совершенно ясно, что Пророк ﷺ и правоверные совершали намаз искренне ради Великого и Могучего Аллаха, а не ради кого-либо еще. Они не хотели навредить этим религии, не хотели вносить раскол, однако им все равно было запрещено это. Потому что этим самым они уподобляются многобожникам и увеличивают их ряды.

И тоже самое можно сказать тому, кто режет жертву ради Аллаха в том месте, где режут жертвы не ради Него. Так как этот человек как будто бы возвеличивает это место.

Здесь есть такой момент, а именно то, что от некоторых сподвижников пришло разрешение совершать молитву в церкви. Например, ‘Умар ибн аль-Хаттаб молился в церкви в Байт уль-Макъдис. Разве это не похоже на молитву в мечети «ад-Дырар»?

Нет никакой проблемы в этом. Пророк ﷺ запретил молитву в мечети «ад-Дырар» и в тех, местах где режут жертву многобожники из-за того, что вид поклонения внешне одинаков. Жертва мусульманина и жертва многобожника внешне похожа. Ты не можешь различить между ними. Точно также, если бы Пророк ﷺ и сподвижники молились бы в мечети «ад-Дырар», то их молитва была бы похожа на молитву лицемеров. Однако все различие только в сердце. Но люди не видят то, что в сердцах. Поэтому это может привести к вреду.

Что касается молитвы в церкви, то действия разные, так как молитва христиан отличается от молитвы мусульман. Тот, кто увидит молитву мусульманина, сразу поймет, что это не молитва христиан. В этом и разница между данными ситуациями.

Сабит ибн ад-Даххак рассказывал: «Однажды один человек дал обет зарезать жертвенного верблюда в Буане и спросил об этом мнение Пророка ﷺ. Тот спросил: «Стоял ли на том месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди?» Ему ответили: «Нет». Пророк ﷺ опять спросил: «А проходил ли там какой-нибудь ’ид (т.е. постоянные собрания) идолопоклонников?» Люди ответили: «Нет, не проходил». Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: «Исполняй свой обет, однако не следует исполнять обет, данный о неповиновении Аллаху, а также о том, чем не владеет сын Адама»» Абу Дауд, 3313; Байхакъи в «Сунан аль-Кубра», 10/83; Ибн Хазм в «аль-Мухалля», 8/22; Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 1341; Иснад достоверный по условиям двух шейхов (Бухари и Муслима), как об этом сказал шейх уль-Ислам ибн Таймийя и Хафиз ибн Хаджар в «ат-Талхис», 4/180. Основа хадиса у Бухари, 5700; Муслим, 110. Шейх Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-Джами’», 2551.

Когда мужчина спросил у Пророка ﷺ разрешения совершить жертвоприношение в Буване, тот потребовал от него дополнительных разъяснений, потому что обстоятельства требовали этого. Так как Пророк ﷺ не понял почему тот человек выбрал именно это место. Быть может, там было место, где собирались многобожники или нечто подобное. И его вопрос свидетельствует о том, что если бы там находился какой-либо из идолов, которому поклонялись во времена невежества, то совершать жертвоприношение в этом месте было бы запрещено. Вот почему этот хадис имеет отношение к данной главе.

Затем он спросил, проходили ли там какие-нибудь собрания «’ид» идолопоклонников. Арабское слово «’ид» означает место или время, которое периодически повторяется или в котором люди периодически собираются. Поэтому «’ид» — это то место, куда люди постоянно приходят в определенное время. Поэтому Пророк ﷺ сказал: «Не делайте мою могилу ’идом (местом, куда будут постоянно возвращаться)» Имам Ахмад в «Муснад», 2/367; Абу Дауд, 2042; аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман», 4162; Имам Науауи назвал хадис достоверным в «Рияд ас-Салихин», стр. 316.

Также различные времена могут быть ’идом, так как к некоторым из них люди часто возвращаются.

Хорошо известно, что любые ’иды язычников, будь то собрания, связанные с определенным местом или проходящие в определенное время, отмечались в соответствии с их религией, которая строилась на приобщении сотоварищей к Аллаху. Из этого следует, что во время своих ’идов они совершали свои обряды поклонения, приобщая сотоварищей к Аллаху. Одним из поступков, которые язычники совершали во время своих ’идов, было жертвоприношение и пролитие крови ради идолов. Более того, это деяние можно было назвать величайшим из обрядов, которые они совершали. А это значит, что уподобляться многобожникам, приходя в то место, где они приносили жертву не Аллаху, и совершать деяние, которое внешне похоже на деяния самих многобожников, запрещается, даже если человек является искренним единобожником, приносит жертву только Аллаху и совершает намаз только ради Великого и Могучего Аллаха. И причина этого заключается только во внешнем уподоблении многобожникам.

Поскольку причин запретить жертвоприношение в Буване не было, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Исполняй свой обет! Но не следует исполнять обет, связанный с ослушанием Аллаха и тем, чем сын Адама не владеет». Ученые сказали, что употребление в этом хадисе арабского союза «фа» означает, что причина позволения исполнить обет в Буване заключается в том, что предшествовавшие этому обстоятельства не были ослушанием Аллаха. А заданные вопросы указывают на то, что приносить жертву Аллаху в тех местах, где прежде находился идол, которому поклонялись язычники, или где проходили собрания язычников, запрещается, и подобные поступки являются ослушанием Великого и Могучего Аллаха». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Смысл высказывания Аллаха: «…Не стой в ней [в мечети Дырар] никогда…» Сура «ат-Тауба», аят 108.
  1. Грех и неповиновение оказывают воздействие и на землю, так же, как и подчинение.
  1. Возвращать неясный вопрос в разряд ясных для преодоления его неясности.
  1. Обращение муфтия к спрашивающему за разъяснением при необходимости.
  1. Является дозволенным конкретизировать определенное место для исполнения обета, если в данном месте не имеется никаких шариатских препятствий.
  1. Это делать не разрешается, если в данном месте находился один из языческих идолов, даже если это было в прошлом.
  1. Это не дозволено также в том случае, если в данном месте проходил ’ид (т.е. постоянные собрания) язычников, даже если это и было в прошлом.
  1. Исполнять обет в данном месте нельзя, так как такой обет является греховным.
  1. Запрет уподобляться мушрикам в их ’идах (в их празднествах), даже если это происходит непреднамеренно.
  1. Нельзя давать обет в неповиновении Аллаху или грехе.
  1. Сын Адама не должен давать обет в том, чем он не владеет.

Контрольные вопросы