Всевышний Аллах сказал: «…Некоторые из числа людей искали покровительства у некоторых из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх (или их беззаконие)» Сура «аль-Джинн», аят 6.
Хаула бинт Хаким рассказывала, что слышала, как Посланник ﷺ говорил: «Того, кто, остановившись в каком-нибудь месте, скажет: «Прибегаю к совершенным словам Аллаха, чтобы Он избавил меня от зла того, что создано Им!» — не постигнет никакой вред, пока он не покинет это место».
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Таухид познается через то, что противоречит ему. И поэтому тот, кто хочет узнать о таухиде, должен узнать о том, что ему противоречит. Таухид включает в себя утверждение и отрицание. Таухид включает в себя веру в Аллаха и неверие в «тагъута». Тот, кто соберет эти две вещи, будет из тех, кто узнал таухид. Поэтому шейх Мухаммад подробно рассказал о таухиде, а затем подробно рассказал о ширке. Шейх рассказал о малом ширке в словах и в делах, а также о большом ширке в делах и в убеждениях. В предыдущих главах шейх рассказал нам о жертвоприношении и обете назр кому-либо, помимо Аллаха.
Жертвоприношение и обет /назр/ — это два великих поклонения. Они явные. Жертвоприношение связано с делами. Что касается обета /назр/ то дают его словами, а исполняют делами. Шейх вначале рассказал о большом ширке в делах, а это жертвоприношение. Потом рассказал об обете /назр/, так как он исходит от языка. То есть рассказал о деле, а затем о слове. В каждом из них есть убеждение и возвеличивание кого-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах сказал:
﴿ يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ ﴾
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» Сура «аль-Бакъара», аят 165.
А также:
﴿ تَاللَّهِ إِنْ كُنَّا لَفِي ضَلَالٍ مُبِينٍ * إِذْ نُسَوِّيكُمْ بِرَبِّ الْعَالَمِينَ ﴾
«Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров» Сура «аш-Шу’ара», аят 97-98.
Далее шейх рассказал об «исти’азе» к кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха. «Исти’аза» — это слова, которые следуют вместе с убеждением. И этот ширк — большой ширк.
« الاستعاذة » — «аль-Исти’аза» — это поиск убежища, надеясь на то, что тот, к кому он прибегает, спасет его от зла. Также есть термин «лияз» — это прибегание к кому-то, с надеждой на добро.
В арабском языке формула «истаф’аля». От нее образовались такие слова, как «исти’аза», «истигъаса» и «исти’ана». Эта формула в основном указывает на требование чего-то. Например, «истискъа» — это требование дождя. Также бывает и другой смысл. Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَاسْتَغْنَى اللَّهُ ﴾
«Аллах обошелся без них» Сура «ат-Тагъабун», аят 6.
То есть тут «истигъна» — это не требование богатства, а наоборот означает большое количество богатства у Всевышнего Аллаха.
Но чаще всего эта формула обозначает требование чего-то. Если тот, кто чего-то просит ниже чем тот, у кого он просит — это называется ду’а. И это со стороны языка, а также со стороны шариата.
Если в нем ду’а, значит оно поклонение. Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا ﴾
«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» Сура «аль-Джинн», аят 18.
А также:
﴿ وَقَضَى رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ ﴾
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него» Сура «аль-Исра», аят 23.
А также:
﴿ وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا ﴾
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» Сура «ан-Ниса», аят 36.
Потому что любое требование чего-то — это ду’а. Прошение у равного себе называется «ильтимас». Прошение у того, кто ниже тебя — это «амр» — то есть приказ. Прошение у того, кто выше тебя — это ду’а.
Нет сомнения в том, что делающий «исти’азу» или «истигъасу» ниже, чем тот, к кому он обращается. Поэтому в этих вопросах можно приводить то доказательство, которое указывает на то, что наших ду’а достоин только Всевышний Аллах.
Но любая ли исти’аза является ширком? Это требует разъяснения.
Некоторые ученые сказали: «Исти’аза дозволена только к Аллаху. Запрещено прибегать к созданию, даже если оно может дать тебе убежище. Потому что смысл исти’азы — это обращение сердцем, просьба об убежище, желание и страх». Поэтому такие дела можно посвящать только одному Всевышнему Аллаху.
Другие ученые сказали: «В некоторых доводах пришло об исти’азе к созданиям в том случае, если это создание может помочь. Исти’аза — это просьба защитить от зла. Исти’аза будет большим ширком только тогда, когда тот, к кому обращаются не в силах помочь».
Поэтому данный вопрос следует разбирать подробно. Исти’аза включает в себя дела сердец и дела органов. Внешнее проявление исти’азы — это поиск убежища и защиты от зла. Но помимо этого в исти’азе есть и внутренняя сторона, а это связь сердца.
Когда ученые говорят, что прибегать за убежищем можно только к Аллаху, они имеют ввиду исти’азу, которая включает в себя внутреннее и внешнее проявления вместе. Потому что связывать свое сердце можно только с Аллахом.
В исти’азе есть внешнее и внутреннее проявления. Поэтому среди ученых разногласие в этом вопросе. Ты должен знать, что те люди, которые совершали ширк, придавая к Аллаху в сотоварищи джиннов, праведников и других, они собрали в своей исти’азе внешнее и внутреннее проявления.
Поэтому ясна ложь тех многобожников, которые говорят о том, что делает исти’азу к созданиям, якобы в том, что эти создания могут, заявляя, что Аллах дал им такую возможность. Ложность этих слов можно показать с двух сторон:
Они заявляют, что мертвый или джинн, к которому они прибегают, может им помочь. Надо объяснить им ложность таких заявлений с помощью Сунны, а именно необходимо указать ему на запретность связывания сердец с кем-либо, помимо Всевышнего Аллаха. Исти’аза к кому-либо, помимо Всевышнего Аллаха — это большой ширк, так как в этом поклонение тому, к кому ты прибегаешь. Если же сердце раба спокойно и связано только с Аллахом, и он считает того, к кому он прибегает всего лишь причиной, то это внешняя исти’аза. И если нет связи сердца, то это дозволено.
Всевышний Аллах говорит:
﴿ وَأَنَّهُ كَانَ رِجَالٌ مِّنَ الإِنْسِ يَعُوذُونَ بِرِجَالٍ مِّنَ الجِنِّ فَزَادُوهُمْ رَهَقاً ﴾
«Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх (или беззаконие)» Сура «аль-Джинн», аят 6.
До этого Всевышний Аллах сказал в начале данной суре:
﴿ قُلْ أُوحِيَ إِلَيَّ أَنَّهُ اسْتَمَعَ نَفَرٌ مِنْ الْجِنِّ ﴾
«Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана»» Сура «аль-Джинн», аят 1.
В первом аяте пришло слово «рахакъа». «Рахакъа» — это страх или беззаконие. Когда джинны увидели, что к ним делают исти’азу, они посчитали себя великими и зло от них увеличилось. Многобожники думали, что в каждом месте на земле есть свой господин из числа джиннов. Он является хозяином определенного места и управляет им. И поэтому, останавливаясь в каком-либо месте, они говорили: «Прибегаем к господину этого места от ненормальных из его народа». Они надеялись, что этот господин спасет их от зла до тех пор, пока они в этом месте. Но джинны, напротив, увеличивали страх и беспокойство. И это было наказанием для людей, а наказание следует за грехом. А грех заключался в придавании Аллаху сотоварищей. Всевышний Аллах приказал прибегать за убежищем только к Нему. Он сказал:
﴿ قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ ﴾
«Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета»» Сура «аль-Фалякъ», аят 1.
А также:
﴿ قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ ﴾
«Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей»» Сура «ан-Нас», аят 1.
А также:
﴿ قُلْ رَبِّ أَعُوذُ بِكَ مِنْ هَمَزَاتِ الشَّيَاطِينِ * وَأَعُوذُ بِكَ رَبِّ أَن يَحْضُرُونِ ﴾
«Скажи: «Господи! Я прибегаю к Тебе от наваждений дьяволов. Я прибегаю к Тебе, Господи, дабы они не приближались ко мне»» Сура «аль-Му’минун», аяты 97-98.
А также:
﴿ وَإِمَّا يَنْزَغَنَّكَ مِنَ الشَّيْطَانِ نَزْغٌ فَاسْتَعِذْ بالله ﴾
«А если дьявол станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха» Сура «аль-А’раф», аят 200.
Из этих аятов мы видим, что исти’азу можно делать только к Аллаху. Всевышний Аллах приказал пророку, мир ему и благословение Аллаха, делать исти’азу только к Нему. И мы привели доводы, что исти’аза является поклонением. Поэтому тут же можно привести все аяты, которые указывают на то, что поклонения достоин только Всевышний Аллах.
Также насчет слов: «но они только увеличивали в них страх (или беззаконие)», то Къатада и другие праведные предшественники сказали, что рахакъа — это грех. Это тоже верно, так как отсюда следует, что исти’аза является поклонением.
Хауля бинт Хаким рассказывала, что слышала, как посланник, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Того, кто, остановившись в каком-нибудь месте, скажет: «Прибегаю к совершенным словам Аллаха, чтобы Он избавил меня от зла того, что создано Им!» — не постигнет никакой вред, пока он не покинет это место» Муслим, 2708.
Этот хадис упоминается в данной главе, потому что в нем пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил пользу обращения за помощью к Словам Аллаха. Приказал прибегать от нехороших созданий к Словам Всевышнего Аллаха. Некоторые ученые привели этот хадис, опровергая муътазилитов. В этом хадисе указание на то, что Слова Всевышнего Аллаха не созданы. Они сказали: «Потому что запрещено делать исти’аза к созданиям. И если делать ее к созданию, то это будет ширком». Это слова имама Ахмада и других ученых.
«Слова Аллаха» — им нет предела и никто не может их изменить. Всевышний Аллах сказал:
﴿ قُلْ لَوْ كَانَ الْبَحْرُ مِدَادًا لِكَلِمَاتِ رَبِّي لَنَفِدَ الْبَحْرُ قَبْلَ أَنْ تَنفَدَ كَلِمَاتُ رَبِّي ﴾
«Скажи: «Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа»» Сура «аль-Кахф», аят 109.
А также:
﴿ وَلَوْ أَنَّمَا فِي الْأَرْضِ مِنْ شَجَرَةٍ أَقْلَامٌ وَالْبَحْرُ يَمُدُّهُ مِنْ بَعْدِهِ سَبْعَةُ أَبْحُرٍ مَا نَفِدَتْ كَلِمَاتُ اللَّهِ ﴾
«Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей, то не исчерпались бы Слова Аллаха» Сура «Лукман», аят 27.
А также:
﴿ وَتَمَّتْ كَلِمَةُ رَبِّكَ صِدْقًا وَعَدْلًا لَا مُبَدِّلَ لِكَلِمَاتِهِ ﴾
«Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо! Никто не изменит Его Слов» Сура «аль-Ан’ам», аят 115.
Аллах повелел искать у Него защиты от зла, которое сотворил Сам Великий и Могучий Аллах. И хотя это откровение имеет общий смысл, оно относится только к творениям, которые причиняют зло, поскольку среди творений существуют добрые творения, которые не причиняют зла. К таким творениям относятся Рай, ангелы, посланники, пророки, праведники и т.д.» [Конец слов шейха]