Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 16-я: О словах Всевышнего Аллаха: «Когда же испуг покинет их сердца, они скажут: «Что сказал ваш Господь?». Они скажут: «Истину, ведь он – Возвышенный, Великий»

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что Пророк ﷺ сказал: «Когда Аллах решает какое-нибудь дело на небесах, то ангелы складывают крылья, проявляя покорность перед Его словами, и это подобно грохоту удара цепи о камни, который поражает их. 

«А когда страх оставляет сердца их, они говорят: «Что сказал ваш Господь?» И отвечают: «Истину, ведь Он — Всевышний, Великий!»» (Сура «Саба», аят 23).

Шайтаны же, расположившись один над другим (подобно пальцам кисти рук, как это описал Суфйан ибн Уйейна), украдкой слушают слова Аллаха. Услышав слово, каждый передает его тому, кто ниже его, и так далее сверху вниз, пока, в конце концов, это слово не произносит колдун или предсказатель. Его носителя может сбить падающая звезда до того, как он передаст его, а может и не успеть сбить его, и тогда он добавляет к этой правде сто неправд. Люди же говорят: «Разве он не сказал нам в такой-то день то-то и то-то?» И правдивое слово, услышанное с Небес, убеждает людей верить ему» Бухари, 4701, 4800, 7481.

Наууас ибн Сам’ан, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сотрясаются небеса, когда говорит Аллах, желая передать повеление через Откровение, и все преисполняется страхом пред Аллахом, Всемогущ Он и Велик. Услышав это, все обитатели Небес падают ниц пред Аллахом и теряют сознания. Первым поднимает голову Джибриль, и Аллах сообщает ему то откровение, которое Ему угодно. Затем Джибриль проходит через ангелов. Когда он проходит по каждому небу, то ангелы этого неба спрашивают его: «О Джибриль, что же сказал Господь наш?» Джибриль отвечает им: «Истину сказал Он, ведь Он — Всевышний, Великий!» И все они повторяют то, что сказал Джибриль. И доводит Джибриль Откровение туда, куда повелел ему Аллах, Всемогущ Он и Велик»» Ибн Аби ’Асым, 515; Ибн Джарир в тафсире, 22/91. Шейх аль-Альбани назвал этот хадис слабым в книге «Зилялю джанна». А Аллах знает лучше!

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«В этой главе указание на то, что только Всевышний Аллах достоин поклонения, так как только Он описан атрибутами совершенства и величия. В этом разделе говорится о некоторых атрибутах Всевышнего Аллаха. Все, кто на небесах и на земле, боятся Его. И поэтому лучше всех знают об Аллахе те ангелы, которые находятся в небесах. Всевышний Аллах сказал:

﴿ يَخَافُونَ رَبَّهُمْ مِنْ فَوْقِهِمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ ﴾

«Они боятся своего Господа, Который над ними, и совершают то, что им велено» Сура «ан-Нахль», аят 50.

А также Он сказал, описывая ангелов:

﴿ وَهُمْ مِنْ خَشْيَتِهِ مُشْفِقُونَ ﴾

«Они трепещут от страха перед Ним» Сура «аль-Анбийа», аят 28.

Кто Тот, Кого боятся все творения? Кто Тот, Кому все подчиняются? Это Аллах! Поэтому Всевышний Аллах говорит:

﴿ حَتَّى إِذَا فُزِّعَ عَنْ قُلُوبِهِمْ قَالُوا مَاذَا قَالَ رَبُّكُمْ قَالُوا الْحَقَّ وَهُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ ﴾

«Когда же испуг покинет их сердца, они скажут: «Что сказал ваш Господь?» Они скажут: «Истину, ведь Он – Возвышенный, Великий»» Сура «Саба», аят 23.

То есть когда испуг покидает сердца ангелов. Ангелы прекрасно осведомлены об их Великом и Могучем Господе, и им известно, что Аллах является Могущественным и Великим и обладает властью над всем сущим. И поэтому они сильно страшатся своего Пречистого Господа и знают, что им не обойтись без покровительства Великого и Могучего Аллаха даже мгновения ока.

Божественными качествами, которые свидетельствуют в пользу этого, являются качества величия, присущие Великому и Могучему Аллаху. Известно, что божественные качества делятся на различные группы в зависимости от их смысла. Среди них есть качества величия и качества красоты. Качества, которые вызывают в сердце творений страх и трепет перед Великим и Могучим Господом, называются качествами величия. Эти качества в действительности присущи только Аллаху, потому что Его качества и эпитеты абсолютны. И поскольку только Его качества абсолютны, поклоняться также следует только Ему. Что же касается людей, то их качествам присуще множество недостатков. Они знают, что их жизнь является несовершенной, и существует множество причин, которые могут повлечь за собой их смерть или обречь их на болезнь. Они слабы, бедны и нуждаются в поддержке. Они не обладают абсолютными качествами, и это свидетельствует об их недостатках и их слабости. Все это также свидетельствует о том, что они являются подчиненными и управляемыми рабами. А рабы обязаны обращаться к Тому, Кто обладает качествами совершенства и эпитетами красоты и величия. Обладает же ими только один Аллах. В этом заключается смысл данной главы, и это совершенно очевидно. Хвала же за это надлежит Всевышнему Аллаху!» [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Тафсир 23 аята из суры «Саба».
  1. В этом аяте содержится обоснование недействительности ширка, в особенности касающегося праведников. Про этот аят сказано, что он подрубает дерево ширка в самом его основании.
  1. Тафсир высказывания Аллаха: «Они ответят: «Истину, ведь Он — Всевышний, Великий!» Сура «Саба», аят 23.
  1. Причина их испрашивания об этом.
  1. Джибриль отвечает им после этого: «Он сказал то-то и то-то».
  1. Упомянуто, что первым, кто поднимает голову, является Джибриль.
  1. Он обращается ко всем обитателям Небес, поскольку они испрашивают Его.
  1. Все обитатели Небес падают ниц пред Аллахом.
  1. Небеса содрогаются, когда слышат речи Аллаха.
  1. Джибриль передает Божественное откровение туда, куда повелел ему Аллах.
  1. Упоминание о подслушивании шайтанов.
  1. Описание расположения одних из них над другими.
  1. Посылание падающих звезд.
  1. Иногда шайтан сбивается падающей звездой прежде, чем он передаёт откровение нижестоящему, а иногда откровение передаётся до того, как звезда сбивает его, пока оно не доходит таким образом до колдуна.
  1. Колдун иногда может говорить правду.
  1. Вместе с этой правдой он распространяет сотню неправд и измышлений.
  1. Ложь принимается только из-за слова, ниспосланного с Небес.
  1. Принятие душами лжи: они цепляются за одно, а целую сотню не берут в расчет.
  1. Одни передают другим ниспосланное слово, заучивают его и руководствуются им.
  1. Утверждение Божественных качеств в отличие от аш’аритов-муаттилитов и джахмитов.
  1. Указание на то, что причиной всеобщего потрясения является страх пред Аллахом, Всемогущ Он и Велик.
  1. Они падают ниц пред Аллахом.

Контрольные вопросы